Re: Про чекстера и не только
Если обратимся к доступной туристской литературе, то увидим следующее:
1984 - Безопасность путешествий на плотах. Ч.1. Подготовка похода. Конструкции плотов. /Метод. рекомендации ЦСТЭ.- М.:ЦРИБ "Турист",1984.-56 с.
"...В последние годы на реках появились необычные, двигающиеся боком плоты-полимараны двух типов: каркасного - "Памир" и рамного - "Честер".
1985 - Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах.-М.:ФиС,1985.-128 с.
Авторы только упоминали о новых типах судов "...В последние годы на водных маршрутах появилась еще одна разновидность плотов - с весельным управлением. Однако эти средства сплава находятся еще в стадии становления"
1986 - Самодельное туристское снаряжение /Сост. Лукоянов П.И.- М.:ФиС,1986.-239 с.
"...Бийские туристы (В.Бедарев и др.) опробовали плот без подгребиц и гребей назвав его "Честер"."
Глава 3. Снаряжение для водного туризма (Э.А.Космачев, В.Н.Григорьев, В.М.Перегудов)
1986 Снаряжение туриста-водника / Сост.В.Н.Григорьев.-М.:Профиздат, 1986.-208 с.
"...Конструкция "Честер" (рис. 22). Это комбинация плота и катамарана. Гребцы сидят на углах плота лицом друг к другу и гребут поперек потока с помощью весел от каноэ. Гондолы расположены поперек плота, греби и подгребицы отсутствуют."
Раздел "Плоты туристские на надувных элементах плавучести" подготовлен Телегиным Н.Л.
1989 Леонтьев Г., Краснов А. Весла или греби//Ветер странствий.-Вып.24.-М.:ФиС,1989.-С.134-135.
"...Эта система быстро трансформировалась в весельные плоты двух типов: "валет" - с двумя опорными понтонами (или с двумя парами понтонов) и "чекстер" - с тремя и более опорными понтонами."
1990 - Водный туризм /Сост. В.Н.Григорьев. - М.:Профиздат,1990.-304 с.
"...Особняком среди всех типов плотов стоит плот с весельным управлением - честер."
Раздел "Суда для водного туризма" подготовили: Григорьев В.Н., Сопрунов М.В., Юрин В.Е.
1990 - Сажнев А.М. Опыт плавания на плотах пита "честер" //Ветер странствий.-Вып.25.-М.:ФиС,1990.-С.132-133.
Из редких рукописных источников - "Материалы VI-XI совещаний по безопасности и обмену опытом в г.Новосибирске (1980-1987 гг.)"
"...На 9 совещании (1984) туристы из Томска предложили конструкцию "Валет", опробованную в ряде походов 6 категории."
Видно что к 1984 году было известно три основные конструкции весельных плотов:
1) "Памир-7" (разработан Федоровичем В., Красновым А., Федоровым Ю. в конце 70-х годов)
2) "Чекстер" (Честер) - разработан Бийскими туристами (Юров Е.А., Бедарев В.С. и др.) в 1978 году.
3) "Валет" - разработан как модификация чекстера Томскими туристами (Михеев А.А. и др.) предположительно в 1980-1982 г.
Название "честер" фигурирует в книгах, где составителем или непосредственным автором этих глав, разделов был Григорьев В.Н., который сам на судах такого типа не ходил, не ходил на весельных плотах и Телегин Н.Л. Почему именно такое название, сейчас трудно установить. Но из записей Юрлова Е. известно, что в августе 1982 Телегин Н. при возвращении из похода на ж/вокзале Ташкента встретился с группой Юрлова Е. (Бийск, тур.клуб Заря) которые возвращались с Чаткала. У бийчат было два плота Чекстер и катамаран двойка (Кострома). Похоже именно тогда Телегин впервые узнал о чекстере. Смотри в самом конце рассказа http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=e80fc777-b6e6-4494-95c2-d30991acfbb6
В тоже время в статье не менее известных водников Леонтьева Г. и Краснова А.С. судно называется "чекстер". Лично мне одного слова Александра Сергеевича Краснова было бы достаточно чтобы разрешить этот спор. Для тех кто не знает (http://kras.obninsk.name/).
Для меня наиболее непонятно, почему Сажнев А.М. в своей статье называет плот "честером". Мне приходилось встречаться с ним несколько раз и в разговоре он говорил "чекстер".
Ну, а теперь основные факты, которые подробно изложены в статье-отчете Евгения Юрлова. Подробно можно ознакомиться перейдя по ссылке http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=3f34ff93-2077-4b7f-8a1a-248510dbfd36 . Там все подробно и интересно описано, приводится большое количество фотографий.
Основные моменты привожу ниже.
"Мысль сделать весельный плот возникла у меня зимой 1977 г., когда по предложению Кашлева мы занимались изготовлением баллонов для плотов. Решили отказаться от применения обычной для того времени клеенки и использовали ткань 58 барнаульского РТИ. Конструкцию баллонов сразу упростили, стали клеить обычную «подушку», не закругляя торцы, не проклеивая швы лентой."
"Сначала была мысль сделать катамаран, но когда баллоны были готовы, обсудив с А. Нестеровым возможные варианты, решил делать плот на поперечных баллонах. Изготовлением баллонов, чехлов для них(их тоже упростили), занимались все участники майского сплава 1978 г., помощь оказывала вся водная секция т/к.Заря.
Первый Чекстер был шириной около 2 м, длиной около 3.5 м. Посадка экипажа поначалу была неудобной, по двое на носу и на корме, лицом вдоль плота, немного погодя пересели, спиной друг к другу боком к течению, для ног сделали упоры."
"Второй Чекстер был построен в конце июля 1978 г. на Чуе перед мостом ниже Чибита. Судно было шириной около 2м, длиной около 5 м. Сначала сели спиной друг к другу, двое на носу, двое на корме вдоль баллонов, прошли мост, причалили и окончательно сменили посадку, сели лицом друг к другу на рюкзаки. Сделали хорошие упоры для пяток и зацепы для носков ног, дающими возможность удерживаться на плоту.
Плот обрел окончательную форму, решился вопрос с посадкой, которая давала возможность работать в таких условиях, когда на обычном плоту экипажу приходилось поднимать греби и цепляться руками за настил. Раму делали из жердей, 5 продолин (одна по центру), 2 поперечины ставили под каждый из 5 баллонов, один из которых ставили в центре плота, по 2 баллона сдвинутых вплотную ставили на нос и на корму. Центральная продолина являлась упором для ног, над упором крепили зацеп, удерживающий ноги поверх носков обуви. "
И последнее, почему же все-таки "Чекстер". Оказывается это фамилия одного из членов т/клуба "Заря" (Бийск). Среди фотографий Евгения Юрлова есть и фотография "виновника" - Чекстер В. ( http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=52c2fe3a-79e4-4ae3-bcf5-96aac16c3104) . Читайте отрывок из записей.
"В мае 1978 г. в путешествии по реке Песчаной прошло первое испытание судна нового типа, плота «Чекстер». Название типу судна дали по фамилии одного из молодых членов бийского турклуба «Заря» Чекстера В. из категории «трудных» подростков. Он сплавлялся одновременно с нашей группой на классическом плоту в составе группы В. Кашлева."
Вот и все материалы которые мне удалось обнаружить. Остается добавить, что не будет большой ошибкой если одни будут говорить "чекстер", а другие "честер", смысл от этого не меняется. А вот узнать историю возникновения судна и его названия было интересно.
"Чекстер = честер".