29 января 2013
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III

Дата: 2006 г.

Автор: Василий Сидорчук (Пинск)

Источник: Альпинистский клуб "Хан-Тенгри"

Прошедшим летом двойка альпинистов из Пинска Василий Сидорчук и Оксана Сидорчук совершили восхождение на вершину Чапдара в Фанских горах по Северо-западной стене 5 Б категории сложности.

Слово восходителям.

Альпинисты Пинска в Фанских горах

…Смотрю на Чапдару. Тогда почти двадцать лет назад ходили с ребятами маршрут Киселева 5б, прошли быстро, красиво. Захотелось повторить, тем более что этим летом погода стоит отличная, дождей нет уже почти три недели, снег очень быстро сходит и остаётся чистый лёд - просто сказка. Маршрут как раз проходит большей частью по льду. Уже начинают чесаться зубы на кошках. Решили идти. Точнее мы подумали, и я решил. У меня желание было одно - как можно больше пройти по льду. Ну что ж, оно исполнилось и даже слишком. Получил сполна.

Хорошо, когда можешь выбирать сам, куда и с кем идти. Нет каких-то обязательств, не надо кому-то и что-то доказывать, просто тебе захотелось идти именно туда. Красивый маршрут, красивая гора, отличное снаряжение, напарник в которого ты веришь, что ещё нужно для принятия решения.

Восхождение. Когда ты видишь путь к вершине, знаешь, а может, только догадываешься, как тебе идти. Идешь, прокручивая в голове прицепившуюся песню, а чаще всего только её обрывок. Думаешь обо всем, что приходит на ум. Планируешь какие-то дела. И ждешь. Ждешь, когда наступит момент полного удовлетворения от проделанной тобой работы. И ты можешь, передохнув, окинуть взглядом пройденное, и уже в голове начинает зреть новая цель. Вдыхаешь полной грудью воздух, смотришь под ноги, думаешь, что же тут особенного, чего нет внизу, те же камни и снег. Но есть что-то - следы царапин от кошек, отметины от забитых крючьев. Не знаю, почему, но мне нравиться ходить в горы. Может здесь, когда ты действительно выкладываешься на полную, когда кажется, что умираешь от усталости и напряжения, когда понимаешь, что надо пройти здесь и сейчас, чувствуешь, что по-настоящему живешь. Может, кто то скажет, придумывают себе трудности, а потом их решают да ещё и жизнью рискуют, кто знает, у каждого свой способ сходить с ума, я выбрал этот.

Да ладно, это всё лирика, а теперь о горе.

Альпинисты Пинска в Фанских горах

Запланировали две ночевки, одну на стене вторую на гребне перед вершиной. Упаковываемся по полной - каждому по два ледовых инструмента, десяток буров, пятнадцать оттяжек, палатка, горелка ну и прочее хозяйство - в общем, ходить вдвоём на хороший маршрут не "легко". Выходим рано в четыре утра с базы, надо как можно дальше пройти за первый день. Подошли к горе - сыпет, надо искать выход на лёд. Да, за двадцать лет много изменилось. Если тогда мы вышли пешком, то теперь по 80 градусной стенке метров пятнадцать - хорошее начало. Дальше - проще, лёд не крутой, до 50 - 60 градусов, и так почти до вечера. К часам четырём подошли под скальный пояс, скалы, полки, снег, лёд - "всё смешалось в этом доме". Еще два часа такого безобразия и выходим на "как бы" площадку для ночевки, надо всё равнять. Делаем перила, на стене всё-таки, можно оступившись и до низа долететь. За работой слушаем местное радио - переговоры по радио связи, очень интересно, что в мире делается. Оглядываюсь - на стене две радуги от небольших водопадиков, солнце заходит, скалы окрашиваются в ярко красный цвет - всё по Рериху.… Спим, пристегнувшись к перилам и не зря. Ночью сходит огромный кусок льда с верхнего ледопада - мысль только одна - накроет или нет, ведь не должно, место выбирали исходя именно из такой возможности... Выбрали правильно.

С утра так лень вылазить из тёплого спальника - всем это знакомо, но что делать, что делать… Смогли выйти только в семь, хотя планировали раньше. Через пару верёвок нашли следы обвала - да, не слабо бабахнуло. В кошках по скалам прошли две хороших веревки, дальше чуть проще - развалюха метров сто пятьдесят и выход под второй ледопад.

Вот и пришло оно счастье ледолазное - лёд такой, что инструмент входит только на два, три сантиметра. Крутизна до 60 градусов. Под нами вся стена, идём попеременно, на передних "зубах", буры через десять-пятнадцать метров.

Веревок не помню, сколько, но было очень много, буров наверно не меньше сотни закрутил, вот здесь и понимаешь, как красивы эти горы, десять метров - бур, десять метров - бур… Ноги отваливаются, хочется встать на ровное место, но впереди конца края невидно. Проработали на льду с девяти утра до десяти вечера. Уже перед выходом на гребень поймали две верёвки на натёчном льду, одна по сосульке - 80-90 градусов, а вторая не такая крутая как первая - градусов 70-80 с траверсом и выходом в кулуар. На гребень мы просто вывалились. Попали сразу на готовую площадку, ставим палатку, поздний ужин и спать, спать, спать… Утром, кинув всё железо, с веревкой пошлёпали на вершину. Хоть и недалеко, но по сыпухе идти довольно долго и нудно. Поменяв записку, посидев и оглядевшись вокруг, я вдруг остро так почувствовал, что следующее восхождение будет на красивую вершину, не выше второй категории, желательно пешком. Так оно и произошло…