Виды туризма

26 апреля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Таджикистан
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: VI
0 49 0

Турклуб НТУУ «КПИ» «Глобус»

Отчет
о горном туристском
спортивном походе 6 категории сложности
по Северо-западному Памиру
совершенном с 22.07 по 25.08 2013 г.
Маршрутная книжка № 39-г/13 ЦМКК
Руководитель группы Волкова А.Ю.

Email руководителя: vovchenyagmail.com

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТК рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход ___
категории сложности.

Отчет использовать в библиотеке ФСТУ


Оглавление
1. Справочные данные про туристский спортивный поход. 4
1.1. Параметры похода 4
1.3. Данные об участниках 4
2. Организация туристского спортивного похода 5
2.1 Общая идея похода 5
2.2 Варианты подъезда и отъезда. 7
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 9
2.4 Изменения маршрута и его причины 9
2.5 Сведения о прохождении маршрута каждым участником 10
3. График движения и технический отчет 11
3.1. График движения 11
3.2. Высотный профиль похода 23
3.3. Техническое описание прохождения маршрута 26
3.3.1 Перевал Белькандоу (н/к, 3390) 26
3.3.2 Перевал ПКТ (1Б, 4249) 52
3.3.3 Перевал Шагазы (2Б, 4680) 71
3.3.4 Перевал Гоголя (2Б, 5430) 100
3.3.5 Перевал Бырс Южный (3А, 5450) 124
3.3.6 Перевал Дзержинского (3Б, 6050). 136
3.3.7 Перевал Шини-Бини (3Б, 5200) 158
3.3.8 Пик Корженевской (3Б, 7105) 184
3.3.9 Перевал Курай-Шапак (2А, 4650) 245
3.3.10 Долина Муксу 276
3.4. Картографический материал 290
4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута 294
5. Приложения 296
5.1 Перечень личного снаряжения 296
5.2 Перечень общественного и специального общественного снаряжения 297
5.3 Ремонтный набор. Состав и использование. 299
5.3.1 Состав ремонтного набора. 299
5.3.2 Анализ поломок в походе и способы их устранения 300
5.4 Электронное обеспечение группы. 301
5.4.1 Рации 302
5.4.2 Элементы питания: 303
5.4.3 Связь 304
5.5 Состав общественной аптечки, медицинская подготовка 307
5.5.1 Принципы составления походной аптечки. 307
5.5.2. Медицинская подготовка группы. 308
5.5.3. Исследование высотной акклиматизации. 308
5.5.4. Медицинские проблемы в походе 314
5.5.5. Состав аптечек 314
5.6 Оценка пригодности инвентаря, рекомендации по снаряжению и инвентарю 317
5.6.1. Общественное 317
5.5.2. Личное 321
5.7 Перечень продуктов, рацион питания и их вес 321
5.8 Общий вес продуктов и снаряжения на группу, распределение веса по людям 328
5.8 Смета затрат на поход 334
5.9 Список литературы, туристических отчетов и других источников информации 334


1. Справочные данные про туристский спортивный поход.

1.1. Параметры похода

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходових дней
Горный шестая 164 33 30 22.07 – 25.08

1.2. Подробная нитка маршрута

р. Иргет – пер. Белькандоу (н.к., 3390) – дол. р. Сугран (рад) – дол. р. Ташлык – пер. Разведочный (1Б, 4450) – дол. р. Шагазы – пер. Шагазы (2Б, 4680) – лед. Вера – дол. р. Сугран – дол. р. Бырс – пик Гоголя (траверс, 2Б, 5430) – лед. Бырс – пер. Бырс Южный (3А, 5450) – лед. Шини-Бини – пер. Дзержинского (3Б, 6050) – пер. Шини-Бини (3Б, 5100) – лед. Турамыс – МАЛ пол. Сулоева – лед. Фортамбек – лед. Вальтера – лед. Москвина – МАЛ Москвина – пик Корженевской (3Б, 7105) – пыльный лагерь – лед. Вальетра – лед. Фортамбек – дол. р. Шапак – пер. Курай-Шапак (2А, 4600) – дол. р. Хадырша – дол. р. Муксу – киш. Кондоу

1.3. Данные об участниках

Ф.И.О. Год рождения Должность в походе Туристский опыт Контактная информация
Волкова Анастасия Юрьевна 1983 руководитель 6У 5Р vovchenyagmail.com
Келин Алексей Леонидович 1979 Зам. руководителя 6У 6Р a.kelyngmail.com
Лисак Александр Владимирович 1984 медик 5У 4Р  
Дубок Андрей Петрович 1978 Зав. электроникой  
Демьянович Владимир Олегович 1983 фотограф 4 с эл 5 к.с. У  
Якименко Павел Анатольевич 1989 Зав. Снаряжением  
Кучма Артем Дмитриевич 1982 душа группы  
Ходырева Марина Михайловна 1981 Зав. питания  
Барков Александр Юрьевич 1987 финансист  

2. Организация туристского спортивного похода

2.1 Общая идея похода

Наш поход 2013го года проходил под девизом «еще одна шестерка для новичков». То есть горный поход шестой категории, в котором для всех участников это первая «шестерка». “Очередная” потому, что после 6ки, которую мы сходили в 2012 году, состав обновился почти полностью. А руководитель и заместитель руководителя поменялись ролями.
Отсюда и вырастали цели похода – сходить красивый памирский поход. В нем должны быть все атрибуты уважающей себя современной шестерки на Памире. Это однозначный перевал 3Б, желательно покрасивее и не сильно опасный. Низкий семитысячник, желательно не по захоженному маршруту. Последовательная акклиматизация на менее высоких вершинах, чем их будет больше и они будут красивее, тем лучше. Посещение если не первопрохода, то хотя бы чего-то редкопосещаемого – перевала, долины или вершины не суть важно. Пути перемещения из долины в долину желательно максимальной сложности, и при этом они должны быть логичными – т.е. простейшими при выборе пути.
Если сложить эти цели с опытом и размером группы, наложить количество возможных для похода дней, то приходит понимание, что выбор не так уж велик. Все траспамирские походы либо сильно растягивают время, либо обрезают цели. Ну или нужно собрать команду киборгов, которыми мы в этом году не являлись.
Потому маршрут решили сосредоточить в самом Северо-Запдном Памире, северных отрогах хребта Первого и западнее хребта Академии наук. Это сильно упрощает заезд и отъезд, дает организовать заброску перед сложной вершиной, и вообще можно выстроить любую логистику похода с выбором любых перевалов. А посещаемость района оказалась такая же как и на Северо-Востоке или Юго-Западе Памира – ни одной встреченной группы, кроме МАЛ.
Итого цели маршрута:
Пик Корженевской как самый низкий семитысячник, из доступных. Желательно траверс со спуском по маршруту первопроходцев – Угарова. Это позволяет отступить назад или спустить часть группы, если «не пойдет». На спуск же для нас мероприятие было бы доступнее. Скорее всего мы думали, что пойдем после сезона массового восхождения на эту вершину, и вряд ли кого там застанем. Вершина не должна быть определяющим препятствием для похода, что бы не загонять группу в дурацкий выбор – все на кон ради зачета 6ки. Траверс, как и 100% восхождение на 7ник никто обещать не может по объективным причинам.
Потому в качестве определяющей 3Б выбрали замечательный скальный перевал Шини-Бини. На момент его выбора мы не знали, что его в 2012 прошел Зигмунтас. Потому просто хотели посмотреть на него спустя 20 лет от последнего посещения. В ужасах, описанных в старых отчетах, можно было разглядеть, что перевал в первую очередь тактический. И этим он был интересен. Кроме того он не проигрывает другим вариантам прохода с лед Шини-Бини на лед.Турамыс по времени.
Для «чего-то новенького» или «хорошо постиранного старенького» нам вполне подходил перевал Дзержинского 3Б по определяющей стороне. Настоящее снежно-ледовое шеститысячное удовольствие. Оно же давало хорошую акклиматизацию перед Корженевской. И ночевку на 5800 сложно чем-то заменить. Но поскольку радиалки на перевал выглядят как то натянуто, за цель поставили одну из вершин, определяющую седловину перевала – пики Ферсмана и Родионова (он же Ошанина Западный, он же пик Яковлевовой Зап). Они всего на 50м. выше вершины. Тем более, что когда посещали вершины все забыли. А про посещение перевала было известно только о 1977г.
Но и перед этим набором из трех 3Б нужно было бы на че- то размяться и желательно подстраховаться «запасной» 3А, на случай, если на одну из вершин или перевалов дойдут не все. Из всего логично билизлежащего - вырисовывалось только перевал Бырс Южный, который последний раз посещался более 20 лет назад. Ну что ж пусть будет он. Но он не особо высокий и в верховья ледника Бырс тоже нужно попасть.
Потому вырисовался самый безопасный и красивый заход в верхний цирк ледника Бырс – перевал Гоголя. На самом деле это самый что ни есть траверс пика Гоголя. Его длинный западный гребень позволяет обойти очень опасный ледопад Бырс, который неоднократно доставлял последним его посетителям – новосибирским туристам. Траверс не сложный – 2Б, и дает акклиматизироваться активно до 5400.
Ну и перед тем как лезть на траверс вершины 5400 нужно где-то вспомнить как выглядит лед, снег, веревки и прочий нехитрый быт высотных походов. Тут тоже выбор небольшой или вверх по Шагазы, разминка на перевале ПКТ/Разведовательный, и проход перевала Ташлык 2Б. Или вверх по долине Ташлык, разминка на перевале ПКТ/Разведовательный, и проход перевала Шагазы 2Б. После прочтения всей массы литературы по району, как свежей, так и не очень. Пришли к выводу, что Шагазы нам походит больше. Он интересен тактически, требует хорошей техники. А если залетишь, то много хорошей техники. А Ташлык можно оставить про запас, такое можно и поближе найти.
Ну и что бы уж совсем все было по уму с акклиматизацией, было бы хорошо размяться на чем-то пешеходном под 3,5тыс метров высотой. Нет ничего лучше, чем прогуляться налегке через перевал Белькандоу – ворота Северо-Западного Памира.
Описав основные цели маршрута, остановимся на дополнительных.
Прощаться с районом хорошо бы на каком то обзорном перевале. И попроще, попроще. Курай-Шапак – идеален. Обзор хорош. Без веревок можно обойтись, если сильно уже надоедят. 2Б и вполне безопасно.
Ну и посещение района МАЛ на Москвина/Сулоева без прохода по замечательной тропе правого берега Муксу и переправы по тросу над нею – преступление перед своими эмоциями. «Надо брать» (с).
Осталось связать эти цели маршрута ниткой. Ника вполне себе позволяла сделать заброску вертолетом в МАЛ Москвина. Как раз для хождения налегке определяющего Шини-Бини и Ферсмана/Родионова/Дзержинского. Выкидывать лишнее в МАЛе для восхождения на Корженевскую. Делать заброску в долину Бырс с предварительной акклиматизацией на перевале Белькндоу и тренироваться на Шагазы с минимумом веса. Итого график движения оставлял по запасному дню на каждую часть и пару-тройку на Корженевскую. График не планировался для выматывания группы. Цель была – взять свои «взятки».
Сбор и подготовку группы описывать особо смысла не имеет. Из года в год на протяжении 8 лет она не меняется. Все участники ходили со всеми ранее в разных группах клуба. Общие тренировки техники из года в год. Совместные соревнования и сборы. Традиционные занятия по медицине. Все это уже отработано уже годами. Задача только общаться вместе и бегать. Ну и для разнообразия можно взять кого-то новенького в группу. Что улучшает климат в коллективе. Так что тут мы воспользовались старым багажом.
На цели собралась достаточно большая группа. Значит они были интересны, что бы к ним стремиться.

2.2 Варианты подъезда и отъезда.

Весь путь от г. Душанбе до г. Джиргиталь можно разделить на 3 части:
1. г. Душанбе - пос. Джиргиталь
2.  пос. Джиргиталь - пос. Минбулак
3. пос. Минбулак - р. Иргет
Все, кто идет в район Москвина, так или иначе приезжают в пос. Джиргиталь. Для тех, кто летит вертолетом, это конечная точка. Те, кто идут треком, обычно оставляют тут часть груза в аэропорту. Так что этот участок дороги выделяем отдельно.
А вот 2 и 3 пункт можно было б написать вместе, но тут есть нюанс. До пос. Минбулак дорога проходима для почти любого транспорта. А вот выше нужен уже проходимый транспорт (джип, уаз..). Поэтому, если вы хотите найти УАЗик и ехать на нем от самого Джиргиталя, можно считать один участок дороги. А если УАЗ-рейсинг не ваше любимое занятие, то можно сократить расстояние езды на нем.
Кроме того, в описаниях я встречала информацию, что мост через ручей ниже по долине от Минбулака иногда смывает. Тогда участок пути от пос. Джиргиталь до пос Давсиар автоматически делится на две части: ”до моста” и “после моста”. В таких случаях, до моста вам подойдет любой транспорт. А после моста - тот кому дозвонится ваш водитель.

 

Теперь про каждый участок подробнее.
1. г. Душанбе - пос. Джиргиталь
Дорога от Душанбе до Джиргиталя довольно хорошая.  Но слухи, о том, что она идеальная, преувеличены. Есть недостроенные участки дороги, где ехать надо по гравию. Есть и участки с залатанными ямами. Но в целом дорога проезжаема и для легковушек, и для микроавтобусов.
Вариантов, как арендовать машину на этот участок пути, мы рассмотрели три.
- арендовать через компанию “Памир Пикс”. Этот вариант очень дорогой. За заезд одного человека просят 80 евро. Предлагают как транспорт Хюндай Старекс ( h1 - в Европе). Цена формируется из расчета, что одна машина на 5 человек, хотя в предлагаемом микроавтобусе есть 9 мест. Как мы потом узнали, количество мест рассчитано на заезжающие/выезжающие альп. экспедиции, где на одного участника приходиться так много снаряжения, что большее количество людей действительно не помещается (по словам водителя). Этим же была обусловлена дороговизна предлагаемой перевозки.
- арендовать машину в месте под названием “ДОК” - это место в Душанбе, где стоят таксисты, которые ездят в направлении Джиргиталя, Куляба и Карамыка. В основном здесь стоят легковушки, а также мы встретили один Старекс и один китайский джип. За легковушку до Джиргиталя просят 500 сомони. С грузом в легковушку влезет не более 3 чел. За одного человека без груза просят 70самони. За Старекс попросили 900 сомони  до Джиргиталя, и 1600 сомони до Депшара. Но, как показала практика, до Депшара он бы не доехал. Да и 9-местный Старекс для нашей компании из 9 человек + 9 рюкзаков+ 10 мешков заброски был мягко говоря маловат.
- остановка маршрута 33 возле аэропорта. С водителем этого рейса мы договорились, чтоб он подвез нас от аэропорта до съемной квартиры (30 сомони). Сюда же мы пришли спросить, не довезет ли он нас до Джиргиталя. Размер Мерседеса Спринтера нам как раз подходил. Водитель согласился довести нас за 1500 сомони. В авто-транспортом предприятии, к которому относилась маршрутка, даже сделали официальный маршрутный лист на поездку (пригодился водителю при общении с ГАИ).
По времени наш план был такой. Прилетели в Душанбе мы на рассвете. День у нас ушел на оформление бумаг, закупку и расфасовку продуктов. Выезжать мы решили в 3 ночи. так мы экономили дневное время на дорогу и не надо было ехать по жаре. Да и дорога пустая.
Выехали в 3:10. В 10:12 приехали в аэропорт Джиргиталя.
Еще небольшое замечание. Наш водитель как оказалось не знал дорогу. Нам в этом он конечно же не признался :). Поэтому было очень кстати и наличие в жпс карты всего района, и то, что мы знали дорогу хотя бы в общих чертах.
2. пос. Джиргиталь - пос. Минбулак
Т.к. в Джиргитале нас интересовала отправка груза вертолетом, мы встретились с директором местного аэропорта Исамоном. Его же попросили помочь найти нам транспорт. В результате мы согласили ехать на Хюндае Старексе его сына. Вариант нам понравился тем, что сын обещал довести нас до пос. Минбулак и самостоятельно договорится, чтоб нас довезли с. Иргет. При этом сумму мы оговаривали сразу на весь путь и она уже не менялась. За всю дорогу от пос. Джиргиталь до лет. Иргет мы заплатили 200 долларов. Это дороже описанных в чужих отчетах УАЗ-козлов по 100баксов, но и вместительнее для нас.
На Старексе мы доехали до последнего подъема перед пос. Мунбулак. Крутой подъем тяжелогруженный минивен не преодолел, поэтому джип, который должен был вести нас дальше, спустился к началу подъема.
Еще замечания. Перед выездом из Джиргиталя обязательно надо заехать на погранзаставу. Там должны дать “разрешение”, без которого вас не пропустит погранзастава в пос. Девсиар. В разных отчетах часто упоминается что “разрешение” часто выглядит так - солдат на пропускном пункте говорит “скажите такой-то такой-то разрешил”. И это действительно работает (по отчетам). Нам же  сказочно повезло - нам дали бумагу с какой-то надписью :))
3. пос. Минбулак - р. Иргет
Дорога выше пос. Мунбулак действительно хуже. Мы переезжали участок сели и разрушенные участки. Но джип без проблем довез нас до пос Депшар (встречаются названия Девсиар, Дефшар и Депшар). На краю села стоит погранзастава, где проверяют документы.
Если вы забыли заехать на погранзаставу в Джиргитале - поздравляю, вам надо ехать назад. Уговорить “как-то так” не удается. Максимум о чем можно договориться, что вернется только один человек со всеми паспортами.
В большинстве отчетов на пос. Депшар заезд заканчивается. Дальше трекеры идут по дороге до р. Иргет, где начинается подъем на пер. Белькандоу. Но на самом деле доехать можно до р. Иргет и не идти по дороге. Дорога вполне проезжаемая. единственное препятствие на пути - брод р. Ташлык. Дорога пересекает реку на 500м дальше чем погранзастава. Наш водитель убеждал нас что река непреодолима :) Но мы решили проверить. На самом деле реку спокойно можно перейти в тапках. Не то, что переехать на машине.
Общая рекомендация: Если не хотите идти по дороге
1. При договорах о транспорте сразу говорите, что вам нужно ехать до р. Иргет. Не упоминайте Девсиар как возможный конечный пункт.
2. Проверяйте брод самостоятельно. Я предполагаю, что действительно бывает “высокая вода”. Всегда можно попытаться перейти вброд самому.
3.  Платить только по факту заезда.
Возле р. Иргет мы собрались в 7 вечера. Ночевали возле разрушенных домов лет. Иргет. Вода в самой речке чистая. Чуть впереди виден кишлак Кондоу. Отсюда ведут все дороги к МАЛу.

 

Выезд.
В целом выезд аналогичен заезду. Для выезда обычно оставляют контакты водителей, которые помогали с заездом (да, я капитан очевидность :-). Но если по каким-то причинам, с тем же ребятами связываться не хочется, то есть вариант попросить содействия у начальника погранзаставы в Девсиаре. Он найдет вам транспорт в Джиргиталь.

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Заявленная нитка похода:
р. Иргет – пер. Белькандоу (н.к., 3390) – дол. р. Сугран (рад) – дол. р. Ташлык – пер. Разведочный (1Б, 4450) – дол. р. Шагазы – пер. Шагазы (2Б, 4680) – лед. Вера – дол. р. Сугран – дол. р. Бырс – пик Гоголя (траверс, 2Б, 5430) – лед. Бырс – пер. Бырс Южный (3А, 5450) – лед. Шини-Бини – пер. Дзержинского (3Б, 6050) – в. Радионова – пер. Шини-Бини (3Б, 5100) – лед. Турамыс – МАЛ пол. Сулоева – лед. Фортамбек – лед. Вальтера – лед. Москвина – МАЛ Москвина – пик Корженевской (3Б, 7105) – пыльный лагерь – лед. Вальетра – лед. Фортамбек – дол. р. Шапак – пер. Курай-Шапак (2А, 4600) – дол. р. Хадырша – пер. Тамаша (н.к) – пер. Иргет (1Б) – пер. Бклькандоу (н.к.) - киш. Кондоу

Запасные варианты:
1. В случае потери времени при заезде, вместо пер Раздельный + пер. Шагазы идти 
- пер. Ташлык -

2. В случае большой потери времени при заезде и на участке маршрута пер. Разведочный - пер. Шагазы - траверс пика Гоголя идти
- пер. Бырс В. - пер. Турамыс III -

3. В случае потенциальной  опасности участка - рад. пер Дзержинского - пик. Радионова - пик Ферсмана идти
- рад. пер. Шапак - пик Бырс - 

4. В случае плохих погодных условий или плохого самочувствия участников вместо траверса пика Корженевской
 - рад. в. Корженевской - 

5. В случае использования какого-то из запасных вариантов и укорачивания маршрута вместо пер. Курай-Шапак идти
- пер. Хадырша -

2.4 Изменения маршрута и его причины

При выпуске МКК оговорило выход на восхождение на в. Родионова только при хорошей погоде. Т.к. при прохождении погода была плохая (метель, низкая видимость) от восхождения на вершину группа отказалась.

При выходе из района были заявлены пер. Тамаша – пер. Иргет – пер. Белькандоу. Это один из двух стандартных путей в МАЛ Москвина. После консультаций в МАЛе мы выяснили, что этот путь не является самым оптимальным и он занимает больше времени. Поэтому этот участок заменили на второй стандартный путь – по долине р. Муксу.

2.5 Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Участники Лисак А. Кучма А. и Ходырева М. совершили восхождение на п. Коженевской до высоты 5600

3. График движения и технический отчет

3.1. График движения

График движения

3.2. Высотный профиль похода

Высотный график

3.3. Техническое описание прохождения маршрута

3.3.1 Перевал Белькандоу (н/к, 3390)

Описание Перевала Белькандоу (н/к, 3390) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Долина р.Иргет и начало подъема к пер. Белькандоу

3.3.2 Перевал ПКТ (1Б, 4249)

Описание Перевала ПКТ (1Б, 4249) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Перевал ПКТ (1Б, 4249)

3.3.3 Перевал Шагазы (2Б, 4680)

Описание Перевала Шагазы (2Б, 4680) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Перевал Шагазы (2Б, 4680)

3.3.4 Перевал Гоголя (2Б, 5430)

Траверсом через пик Гоголя

Описание Перевала Гоголя (2Б, 5430) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Перевал Гоголя (2Б, 5430)

3.3.5 Перевал Бырс Южный (3А, 5450)

Перевал Бырс Южный (3А, 5450) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Долина р.Иргет и начало подъема к пер. Белькандоу

3.3.6 Перевал Дзержинского (3Б, 6050).

(радиально с севера)

Описание Перевала Дзержинского (3Б, 6050) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Перевал Дзержинского (3Б, 6050)

3.3.7 Перевал Шини-Бини (3Б, 5200)

Описание Перевала Шини-Бини (3Б, 5200) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Перевал Шини-Бини (3Б, 5200)

3.3.8 Пик Корженевской (3Б, 7105)

По маршруту Цетлина 5А

Описание восхождения на Пик Корженевской (3Б, 7105) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Пик Корженевской (3Б, 7105)

3.3.9 Перевал Курай-Шапак (2А, 4650)

Описание Перевала Курай-Шапак (2А, 4650) Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Перевал Курай-Шапак (2А, 4650)

3.3.10 Долина Муксу

Описание Долины р Муксу Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру

Переправа через р. Муксу

3.4. Картографический материал

Карта с ниткой маршрута

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Перед выездом в поход долго думали? Какие карты брать. Ну залили что-то в жпс, распечатали Ляпина что бы совсем не заблудиться. Но что же взять за основу? А за основу взяли карту, которую нарисовали для маршрутной книжки – генштаб с нанесенным маршрутом и ночевками. Линии маршурта, метки перевалов и ночевок, шрифты были прозрачные. Читать рельеф не мешали. Заламинировали и пошли с ней. И когда в середине второй половины похода участники приходили узнавать дату из нарисованной на карте места ночевки, это говорило о том, что мы шли с точностью курьерского поезда более 20 дней.
Плановые потери запасных дней реализовывались в каждой части. Потому в МАЛ на Москвина пришли срок в срок, взяв все свое. Это и является оценкой маршрута и соответствие подготовки группы к нему.
Но на траверс Корженевской группы не хватило. Можно все списать на испортившуюся погоду, которая не позволила никому сходить в этом году на Коммунизма с МАЛ. Но в нашем случае это был комплекс причин – погода, не готовность части группы, ошибки в выборе пути, недостаточный высотный опыт. Точкой принятия решения по отказу от траверса был лагерь на 6500, куда мы тропили с лагеря 6300 более двух часов. А когда вышли, пропала видимость и пошел снег. Когда тебе судьба подбрасывает много знаков, то нужно задуматься. Принятие решение о радиальном восхождении маршрут не испортило маршрута, и все равно оставило нас «при своих».
Дальше был плановый выход в люди. Погода открыла нам вершину пика Корженевской в вечер перед перевалом Курай-Шапак. Наверное, что бы мы успели попрощаться с горой.
Выводы по препятствиям.
Перевал Белькандоу – отличный обзорно-акклиматизационный объект. Вода и укрытие от солнца - самое важное на нем.
Перевалы ПКТ и Разведовательные ничего особенного из себя не представляют. Нужно только их найти, что тоже не является проблемой.
Перевал Шагазы. Отличный тактический перевал. Лучше всех он описан и пройден первопроходцами. После его проходили как угодно и всегда опаснее, сложнее, хуже. Основной момент при прохождении с запада на восток – это выбор пути движения, скорость прохождения опасных участков, график прохождения. Оптимальный путь проходит по кулуару между левым и средним скальным контрфорсами. Кулуар снежно-ледовый. По нему можно бежать быстро и без связок (тем более перил). На это есть время от предрассветных сумерек до освещения солнцем скал над перевальным цирком. То есть 2 часа максимум. «Кто не спрятался, я не виноват»(с). Вылазы на ледопад или скалы правого и среднего кулуаров, которые кажутся положе, чем есть на самом деле – бесперспективны и ведут к большому числу перил. Пройдя две трети нужного кулуара можно уже выйти на скалы левого контрфорса, когда он выположится. Веревки там не нужны, мы решили чуток покрутить буры в кулуаре, это хорошо для тренировки, если не долго. Потому что пойдут камни со скал сверху. В итоге на ночь на площадках под перевальным взлетом можно становиться в 11 утра. Идти дальше имеет смысл при наличии акклиматизации. И нужно помнить, что со скал над снегом камни идут регулярно. На спуск в долину Суграна ничего неординарного нет. Сам перевал 2Б с хорошей звездой. Любой залет приведет к нормальненькой 3А.
Пик Гоголя – великолепная обзорная точка. Стоять на протяжении гребня можно почти везде. С водой проблемно, нужно топить снег. В долине Бырса в жаркий день после обеда так же с водой не очень. Разве что уже в роще и под самым пиком Гоголя. Это нужно учитывать. Технически траверс пика Гоголя крепкая самостоятельная 2Б. Может даже с запасом.
Перевал Бырс Южный – слабенький перевал. То ли очень стаял, то ли его сложность только в ледопадах. Но обманываться не стоит. Выбор правильного пути и крутизна склона с северной стороны должны хорошо заставить думать и искать проходы в разломах.
Перевал Дзержинского, он же пик Ферсмана. Очень долгоиграющий перевал. Тоже с тактическим поиском пути. Напоминает своего тезку с Заалайского хребта или перевал Единства. Нижняя часть много и долго тропить по крутому снегу, потом лед в разломах. И поиск пути.
Перевал Шини-бини мы рассматривали довольно долго. Кидались камнями по кулуарам, фоткали в профиль гребни. И снова пришли к выводу, что первопроходцы сделали лучший вариант выбора пути. Оптимальный путь с середины северной седловины с карниза на перевале нужно выйти на яркий гребень перед относительным склоном пика Крупской. Дальше держаться гребня до перехода в бастион. На бастионе искать точку прямо над ним, в середине и тогда второй веревки хватит до конца бастиона. У нас вышло меньше веревок, которые мы завесили на склон, чем наши предшественники. Но мы думаем, что это результат наших длин в 50м. и старания выйти на всю длину, плюс максимально прямой маршрут спуска. На подъем бастион нужно обходить по борту кулуара на склоне пика Крупской. Там более богатый рельеф. Но нужно пересекать кулуар, что опасно. При выборе правильного пути, путь относительно безопасен от камней. Как правило только то что скинешь сам. Более пологий кулуар на южную седловину под склоном пика Ошанина западный идти не рекомендуем. Он простреливается обвалами с пика Ошанина и камнями отовсюду.
Пик Кроженевской по классике мы проходили протропив себе все сами. На скальных выходах веревки конечно сильно упрощают жизнь. Но верблюды (гребень выше 6500) делают вершину существенно сложнее того же пика Ленина с востока и запада. Шары тут нет. По крайней мере для туристов точно. Весь цирк во время нашего спуска был крайне лавиноопасный. Приходилось ловить дырки в погоде, температуре воздуха и тщательно выбирать путь и тактику спуска. Это восхождение однозначно стало кульминацией похода.
Перевал Курай-Шапак сам по себе не сложен. Самое сложное – определиться через какую седловину ты идешь. Ночевать на северном склоне почти негде, разве что в Хадырше.
Ну и самая изюминка похода – выход вдоль реки Муксу с очень эффектной переправой. На переправе есть ролики на тросе. Технически ничего сложного нет. Трос обновили в 2013 году, как и трос на р. Фортамбек. Но сама тропа достойна того что бы по ней пройти хотя бы раз в жизни. Осыпной и конгломератный склон. Местами тропа выглядит как выбоина на пол ступни с ощутимой перспективой полета. Питьевая вода есть только уже внизу по долине, или за переправой у Хадырши
В целом по маршруту можно сказать, что выглядит район похода как стадион. Огромные горы, привлекательные и захоженные со спортивной точки зрения. Но все равно есть куда еще ходить. Удобная логистика. Стабильная погода. Даже странно, почему там люди есть только в МАЛ на Москвина. Очень жаль за поляну Сулоева, которая гораздо красивее и перспективнее со спортивной точки зрения. Но нам от этой безлюдности было только лучше.
Маршрут, благодаря группе, построению и вменяемому график получился. Как всегда наградой нам была погода, которая была, когда требуется. И ее нам «выключали», когда не нужно.

5. Приложения

Приложения к отчету

Файл: 

Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру otchet_pohod_6k_gornyy_volkova_final_grafik_dvizheniya.pdf

Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру otchet_pohod_6k_gornyy_volkova_final_prilozheniya.pdf

Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру volkova_6_2013_visot_grafik.jpg

Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру volkova_6_2013_itog.jpg

 

Источник : "https://www.tkg.org.ua/node/32104" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию