10 января 2013
Алексей Чиганов (Москва)
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1990
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано
Руководитель: Алексей Чиганов (Москва)

Алтайские горы притягивали меня еще с 1990 года, когда я побывал на в Кучерлинском и Аккемском ущельях Катунского хребта. До сих пор в глазах стоит сияющая белизной Белуха. Потом грянула перестройка с "шоковой терапией" всей страны и пришлось просто выживать, но мечта об Алтае осталась. Изучая различные материалы об этом районе, я убедился, что одним из самых красивых районов на Алтае является Северо-Чуйский хребет, а именно ущелья Шавлинское, Маашей и Актру. В Шавлинском ущелье несколько красивейших озер, в которых отражаются вершины с поэтическими названиями Сказка, Красавица и Мечта. Из этого ущелья есть относительно несложный путь через перевал Нижнешавлинский 1Б в ущелье Маашей, где также находится живописное озеро, а еще ниже группа Алёнкиных озер по реке Каракабак.

Из ущелья Маашей есть два пути в Актру: долгий круговой через озера Караколь и Джангысколь и более короткий, но технически сложный через перевал Маашей 2Б, где нужно подниматься через крутой ледопад с трещинами и спускаться по леднику Большой Актру, где есть закрытые трещины. Южный склон Северо-Чуйских белков связан с ущельем Актру перевалом Джело 1Б и переходом через вершину Купол Трех Озер, а с Шавлинским - перевалом Абыл-Оюк 1Б. Существуют также другие варианты прохождения этого района, но в любом случае такой поход требует наличия технически подготовленной группы. В 2005 году, когда я запланировал поход на Алтай, такой группы у меня не было. Поэтому принято решение заняться, наконец, альпинизмом.

Зная, что в ущелье Актру есть альплагерь, я связался с фирмой "ПромАльп", организующей деятельность этого альплагеря, и забронировал путевку стоимостью 7700 руб. на третью альпсмену продолжительностью 14 дней. Адрес "ПромАльпа": г. Томск, ул. Некрасова, 22. Тел. (3822) 440-219. promalp@mail.tomsknet.ru В стоимость путевки входит доставка из г. Бийска на комфортабельном автобусе по Чуйскому тракту до Курая и обратно. До альплагеря часть пути проезжается на грузовике, последние 9 км - пешком, а рюкзаки едут до места на машине высокой проходимости. Также в стоимость путевки входит проживание в палатках на 5 человек, питание в столовой (на выходы в высокогорье выдается сухой паек), страховой полис и работа инструктора.

Новички в альплагере АктруВ Курайскую степь нас привезли ночью. Время до рассвета коротали в "Икарусе". В 5-30 по местному времени начало светать, и я вышел из автобуса, чтобы заснять панораму гор. В нос ударил сильный запах полыни. Степь просыпалась. Начали скакать и перелетать кузнечики, появились первые бабочки. Цепь гор довольно близко, и кажется, будто она вырастает прямо из степи.

В альплагере нас разместили в больших палатках, установленных на деревянных помостах. В каждой палатке имеется деревянный настил на 5 чел. с матрасами и чугунная печка с трубой наружу, через водонепроницаемую крышу.

Столовая по типу военно-полевой кухни расположена в брезентовом шатре. В альплагере есть бар, где можно купить сласти и напитки, включая пиво. Работает телевизор; продуктов в продаже практически нет. Также есть три бани с разным уровнем комфортности. Допускается установка личных палаток на территории а/л за определенные деньги.

Новички в альплагере АктруВ нашу смену заехала разношерстная компания - от новичков до мастеров спорта, был даже один "Снежный Барс" из первой сотни.. При формировании учебных отрядов учитываются документы, подтверждающие уровень спортивной подготовки, но только в альпинизме. Поэтому, если такие документы есть, то их нужно брать в а/л.

Новички в альплагере АктруУчебным процессом в Актру в 3 смене руководил начальник учебной части Левин Михаил Семёнович - ветеран альпинизма и прекрасный рассказчик. День заезда запомнился инструктажом, который проводил Левин М.С., и вечерним мероприятием по случаю начала смены.

В первый учебный день нас - отделение новичков - повели на скальные занятия. С первым инструктором нам повезло. Полина Александровна Шлехт не только тренировала и водила нас на 4 восхождения, но и была, что называется, душой компании. Благодаря ее энтузиазму и умению работать с людьми, наша группа очень быстро сдружилась, сплотилась и превратилась в коллектив друзей и единомышленников, готовых всегда придти на помощь друг другу. В первый день до обеда мы с упоением лазили по учебной скале с верхней страховкой, а после обеда она повела нас смотреть водопад, что в часе ходьбы от альплагеря. Вечером за ужином почти все просили добавки.

Новички в альплагере Актру Второй день ознаменовался отработкой движения в связках по двое и разучиванием разных приёмов страховки. Потом потренировались забивать-выбивать крючья и устанавливать закладки. После обеда - лекция начуча об опасностях в горах и беседа врача о возможных неприятностях, которые могут приключиться в походе.

На следующий день с утра погода опять солнечная, и у нашего инструктора родилась мысль: пораньше вывести нас на восхождения, используя погожие деньки. Поэтому до обеда мы составляли меню, получали продукты на складе на два дня на наше отделение и собирали рюкзаки. Сразу после обеда двинулись на Голубое озеро 2823м. По картосхеме, которая приколочена накрепко к Большому дому, идти туда 6 км. Вначале шлось довольно бодро, но последняя треть пути - это крутой подъем по тропе с выходом на ледник, который нужно проходить по краю. Подъем дался, надо сказать, нелегко. На весь переход ушло больше четырех часов. Палатки поставили на берегу живописного озера рядом с домиком гляциологов. Поскольку домик пустовал, то человек семь устроились на ночевку в нем. Пищу готовили на костре на дровах, которые принесли из долины.

Новички в альплагере АктруУтром дежурные встали в 5 часов, остальные - в 6. Вышли в 7-20 по направлению к в. Кзыл-Таш ("Красный камень"), высотой 3486м, по маршруту 1Б к.с. Налегке шли хорошо, не то, что вчера, но все время по какой-то сыпухе. К моменту выхода на перевал Контейнер 3298м, погода испортилась: к сильному ветру добавились заряды снега, горы заволокло облаками. Связавшись, полезли связками по скалам рыжего цвета. Поднимались, в основном, с попеременной страховкой через выступы. Без веревки, действительно, есть шанс сорваться, хотя большой крутизны и глубины нет. Наконец, вышли, как нам сначала показалось, к вершине, но выяснилось, что нам еще нужно спуститься круто вниз, пройти по снежному гребню и уже потом подняться на вершину. Спускались по веревке, кто спортивным способом, кто на "восьмерке" с дополнительной страховкой отдельной веревкой через карабин. Наконец, взошли на вершину Кзыл-Таша, оставили записку, наскоро перекусили и вниз, потому что было очень холодно. Перепад до озера - 660 метров, по сыпухе спускаться быстро и весело. На снежнике потренировали самозадержание ледорубом при срыве. Погода разгулялась, и к палаткам мы вышли к 2 часам дня. После обеда уже только отдыхали, а вечером - разбор восхождения.

На следующий день запланирован выход на вершину Стажеров по маршруту 2А к.с. Сначала бодро идем по пути вчерашнего подъема, затем забираем левее. Вот и перевал Значкистов 3360м. Слева от нас - крутой и продолжительный снежный склон, ведущий на предвершинный гребень. Поднимаемся зигзагом, выбивая ступени ногами, сменяя друг друга. Затем пошли "в лоб" для экономии времени. Поднялись до скал, связались и пошли дальше с одновременной страховкой через выступы. Поднялись на площадку перед последней скалой и увидели, что на ней с трудом могут разместиться два человека. Вид отсюда, с высоты 3588м, великолепный. На спуске нам разрешили покататься по снегу, руля ледорубом. Заодно попрактиковались останавливаться "зарубанием". В лагере сушим обувь и вещи, обедаем и около 5 часов вечера отправляемся вниз в альплагерь, где нам - новичкам - устроили торжественную встречу и поздравление с восхождением на зачетные вершины. Чувствуем себя именинниками. После ужина все "новорожденные значкисты" дружно пошли в бар отмечать первые восхождения. Гитара и туристские песни очень украсили наш вечер.

Новички в альплагере АктруПосле дня отдыха у нас ледовые занятия на леднике Малый Актру. Отрабатываем хождение в кошках, закручивание ледобуров, движение в связках. После обеда готовимся к выходу на в. Караташ по северо-восточному гребню (2Б к.с.). Изучаем маршрут, готовим маршрутный лист, получаем продукты на складе.

Подъем в 4 утра. Готовим самостоятельно завтрак на газовой плите в столовой и в 6 утра подходим к домику инструктора. Но погода неустойчивая, и Полина Александровна принимает решение восхождение отложить. Народ, конечно, расстроился - тем более, что погода разгулялась. Однако, оказалось, что все сделано правильно, потому, что нам пришлось участвовать в спасработах. В 12 часов дня по рации поступило сообщение, что в группе второразрядников ЧП: один из участников сорвался и сломал ногу. Начальник учебной части срочно собрал всех, кто находился в лагере, оповестил о случившемся, отобрал группу из 12 человек, в сопровождении врача и под руководством нач.спаса отправил на помощь пострадавшим. Подниматься и искать группу с пострадавшим пришлось довольно долго. Они медленно спускали потерпевшего по крутой снежно-ледовой стене между вершинами УПИ и ДВС. Часть людей выдвинулась к ним на помощь, закрепили веревки. Остальные ждали на пологой части ледника с теплым питьем и ковриком для транспортировки по снегу. Пострадавшим оказался Миша из Киева. Он держался молодцом, не падал духом. Ближе к вечеру, когда врач разрешил нам транспортировку Миши по леднику, повалил густой снег, который затем перешел в дождь, когда мы спустились ниже и вышли на морену. В районе половины одиннадцатого подоспело подкрепление из альплагеря, принесли носилки для Михаила, теплые вещи, фонари, еду и питьё. Начался долгий и тяжелый путь по камням, зачастую без тропы, под дождем и при плохой видимости. Нести носилки оказалось реально только ввосьмером, и все равно руки быстро уставали. Хорошо, что было, кому подменить. Время от времени один из несущих спотыкался и падал, тогда на его место вставал другой. В альплагерь мы вернулись в три часа ночи. В лагере никто не спал. Михаила еще раз сразу же осмотрел врач, и наутро его вместе с женой отправили на машине в поселок Акташ. А нас поздравили с благополучным возвращением и накормили горячим ужином.

Новички в альплагере АктруСледующий день был отдыхом для всего лагеря. Народ парился в бане, приходил в себя после спасработ. В баре еще оставалось пиво, поэтому отдых получился полноценным. Вечером я отмечал свой день рождения. Друзья испекли на общественной кухне огромный торт, наготовили салата и подарили фирменную майку а/л Актру, на которой оставили свои домашние адреса и добрые пожелания. Снова была гитара и старые туристские песни.

После завтрака проводились скальные занятия. Отрабатывался подъём на жюмаре, подсоединенном через страховочный ус к системе, и спуск по отвесной стене на "восьмёрке" с дополнительной страхующей веревкой. После обеда учились взаимодействию двух связок по три человека. Для экономии сил и времени занятие проводили между соснами на территории альплагеря.

Новички в альплагере Актру Утро следующего дня выдалось холодным. В палатке всего + 2 С, зато погода хорошая. Дежурные по кухне встали в 4 часа, остальные - в 5. Небо на востоке окрасилось в желтые и розовые цвета, а горы стали голубыми. Выход из лагеря - в 6 утра. Наша цель - вершина Караташ 3355м, по маршруту 2Б к.с. через северо-восточный гребень. За час дошли до ледника Малый Актру, надели кошки, страховочные системы, каски. Идем в связках параллельными курсами. За ночь фирн подморозило, и он стал крепким, почти как лёд. Вначале двигаемся зигзагом, затем "в лоб", ставя ноги "ёлочкой". Стали попадаться неширокие трещины, за которыми, как правило, расположены крутые участки ледника. Такие участки преодолеваются на передних зубьях кошек, с дополнительной страховкой клювом ледоруба. Широкие трещины и сераки обходим. Во время коротких отдыхов наслаждаемся величественными видами льда и снега впереди и зеленой долиной со светлой полоской реки далеко внизу. Так мы поднимались около трех часов до выполаживания ледника. Снимаем кошки и дальше движемся по сыпухе без связок. По дороге попадаются очень красивые цветы; наскоро их фотографируем. Наконец выходим на юго-восточный склон гребня. Здесь уже движение в связках со страховкой через выступы, хотя, конечно, скалы сильно разрушенные и страховка не очень надежна. Вот и гребень, который мы каждый день видели из лагеря. Два "жандарма" обходим низом, а вот на третьем мы застряли. Движение по верхней части гребня представляет собой сложное лазание. В результате мы часть пути прошли понизу, но все равно пришлось лезть вверх на жюмаре почти до вершины "жандарма". Здесь нас накрыл заряд снега. Перейдя через "жандарм", мы обошли снежную перемычку слева по камням. На этом этапе наша связка вырвалась вперед, и мы первые поднялись на вершину. Трудно описать чувство радости и восторга от победы, от ухода снежной бури - и от великолепной панорамы вокруг. Справа по ходу - в. Актру, ледник и Голубое озеро внизу. Прямо - в. Снежная, с которой в хорошую погоду видна Белуха. Левее Снежной видны Южно-Чуйские белки. Ещё левее, на переднем плане, вершина Купол Трёх Озёр.

Новички в альплагере Актру На вершине Караташа сфотографировались, пообедали и пошли вниз сразу по направлению к леднику. Вниз ведет тропа по мелкой сыпухе - "лифт". По снежнику съезжаем вниз, регулируя скорость ледорубом. Дальше пошли вниз по леднику без кошек, так как здесь он покрыт снегом. Широкую трещину обошли слева по скалам в том месте, где находится маленькое озерцо. Ещё ниже расположен прямой участок снега без трещин с хорошим выкатом. Здесь мы снова устроили весёлое катание. Отдохнув, надели кошки в месте, где ледник выполаживается, и отправились вниз "солдатским шагом": вытягивая носок и впечатывая кошки в лед, который под солнцем успел стать рыхлым. На спуск здесь ушло около часа. Еще за час добрались до лагеря как раз к ужину. Таким образом, на все восхождение мы затратили 14 часов.

Следующий день - отдых и, как всегда в таких случаях, дежурство по лагерю. После обеда получили продукты на последнее восхождение - снова Караташ, но теперь по маршруту 2А к.с. - а мы только что по нему же спускались! А нам до 3 разряда не хватало одной "двойки-А", но поскольку это был последний полный день смены, то нас выпускали только с условием, что вернемся к обеду... самой близкой вершиной был Караташ.

Новички в альплагере Актру Подъем - в 3 часа, выход - в 4-30. Над Караташем повисла огромная желтая луна, река засеребрилась. Первое время шли с фонарями. Утреннее солнце окрасило снежные горы в розовый цвет. Идется легче, чем два дня назад, и поэтому быстрее. От "аэродрома", где в прошлый раз снимали кошки и шли по скалам, идем дальше вверх по леднику, тропя снег и только выше сворачиваем на правый каменистый склон возле маленького озера. Здесь средняя осыпь. На вершину идем по знакомому ровному некрутому склону, усеянному плоскими обломками скальной породы. Поднимаемся на вершину в 10-30, взявшись за руки всемером! Перекусываем, фотографируемся, недолго отдыхаем. Вниз спускаемся по раскисшему от яркого солнца леднику. В этот раз на все восхождение ушло 9 часов.

Новички в альплагере Актру После обеда мы еще успели попариться в баньке перед завершающим мероприятием смены - посвящением в альпинисты. Вначале была организована навесная переправа через р. Актру со страховкой. Затем народ поочередно запускался на страховочной петле по веревке, которая петляла между деревьев, кустов и коряг. По пути преодолевался ряд препятствий, например, нужно было пройти по перекрещивающейся веревке. Сделать это, не упав, практически невозможно. Затем новичок прогонялся через короткий каменный тоннель, где его уже ждали. Требовалось закрыть глаза и открыть рот. Хорошо, что давали конфетку, хотя можно было бы получить и горчицу. Тем временем посвящаемому в альпинисты незаметно для него самого ставили на щеку штампик "ГОТОВ" зелёнкой! В конце концов, народ собрался в накопитель около живописного домика возле озера Сачки. Стали звать "царя", который нас посвятит в альпинисты. Наконец, вышел некто в кошках на босую ногу, в кольчуге, связанной из основной веревки, в короне и с ледорубом. Начал читать юмористический текст присяги, а народ за ним повторял. Вспоминаются отдельные фразы типа: "если инструктор замерзает, то отдай ему последнюю рубашку, а пуховку оставь себе", "зарубился сам, заруби товарища". Завершающий этап посвящения проходил следующим образом: поочередно каждый по веревке подходил к "царю", который произносил фразу: "Целуй ледоруб, чтоб верным другом в походе был всегда". В тот момент, когда очередной посвящаемый наклонялся и целовал ледоруб, стоявший рядом человек легонько так, но чувствительно шлепал посвящаемому по заднице здоровым альпинистским ботинком со словами "попутного ветра". Девушек жалели, а ребятам доставалось покрепче. И напоследок нужно было съесть то, что протягивали на ложке; по виду повидло, но кто знает, что на самом деле. В момент, когда посвящаемый готов был ложку заглотнуть, она отодвигалась. Человек ничего не понимая, обалдевший от всех испытаний, повторял попытку и снова ложка отодвигалась. Со стороны смотреть на это было забавно. Мероприятие завершилось массовым фотографированием вместе с "царем". Вечером после ужина состоялось вручение альпинистских книжек, поздравление и обмен адресами и телефонами. От того, что все подходило к концу, становилось грустно.

Новички в альплагере АктруУтро последнего дня выдалось на редкость солнечным, но на горы никто уже не смотрел. После завтрака на двух машинах были отправлены рюкзаки, почти весь лагерь снялся и пошел пешком вниз. За мостом через Чую нас ждали два комфортабельных автобуса: один до Томска, другой до Бийска. Чуйский тракт удивительно красив: лента дороги вьётся по склону между рекой внизу и живописными горами. По другую сторону реки до пос. Чибит видны белоснежные шапки Северо-Чуйских белков. По дороге нас завезли в кафе, где мы очень вкусно и задешево пообедали. В Бийск приехали ночью, а в 8-30 утра по местному времени я сел на поезд Бийск-Москва. Время, проведенное в поезде, пригодилось для завершения дневниковых записей, осмысления пережитого и постепенного возвращения к обычным житейским делам. Трое суток, проведенных в пути, прошли незаметно. Вот и дом. Все, что было, осталось в воспоминаниях. Добавились мечты о будущем.

Учитывая живописную природу лесистых берегов Ахтубы, четкую, хотя и петляющую тропинку и прохладу, приятно охватывавшую нас ветерком с реки, переход сложностей не доставил. Хотя, нить маршрута теряли часто и надолго, из-за чего приходилось делать много привалов с перекусом, купанием и опросом местного населения.

(ВОСПОМИНАЛ для МС Левина М.С. Алексей Чиганов)