12 июля 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи» в августе 2020 года. Автор Наталья Федосеева, г. Санкт-Петербург.

В этом году мы планировали с мужем пойти в поход в Фанские горы в Таджикистане….но случилось непредвиденное….. Недолго думая, мы выбрали поход на Алтай и затем присоединились к группе в направление к подножию Белухи, организатор — клуб Трек Россия. Сразу скажу, что маршрут нелёгкий. Я рекомендую его тем, кто ходил в пешие походы хотя бы один раз.

День первый

Первый день похода был полностью посвящен переезду из Барнаула в Горный Алтай. Продолжительность пути с учетом остановок на обеды составил около 16 часов. Мы сильно устали, адски болели ноги. В итоге мы приехали в Тюнгур в час ночи, и нам пришлось ставить палатки в кемпинге при свете фонарей.

День второй

Утром в семь утра внезапно пошел дождь. Мы сильно расстроились, ведь у нас в этот день был запланирован рафтинг по Катуни. Под дождем собрали палатки, позавтракали и стали ждать, когда же этот дождь закончится. Вскоре дождь закончился, и нас позвали слушать технику безопасности на воде.

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

У меня это первый сплав по Катуни, у Славы — второй. Вся наша группа поместилась на два рафта. Мы попали в замечательную команду, поэтому успешно прошли камни и бочки!

После рафтинга мы пообедали и отправились пешком к месту стоянки под названием «Три березы».

Вот что я хочу отметить по маршруту:

Решение организаторов похода включить в маршрут двухчасовой сплав – это, во-первых очень романтично, и даёт возможность любоваться прекрасными видами с реки. Во-вторых, очень хорошо, что нам не пришлось идти 18 км по грязной тропе в лесу или трястись на ГАЗ-66. Однако в первый походный день важно, чтобы была хорошая погода, и тогда сплав состоится.

На воде холодно – Катунь всё-таки – горная река. Особенно, когда вас окатывает водой или солнце прячется в облаках. Инструктор рекомендует каждому хоть немного погрести, чтобы совсем не замёрзнуть. Кроме того, я рекомендую надеть на себя куртку на мембране! Она не продувается и сдерживает воду.

Водное приключение осталось у нас в памяти надолго. И не только благодаря красивым видам с воды. В команде нашего рафта было несколько водников, в том числе инструктор похода Алексей. Несмотря на то, что меня четырежды окатило водой, я была в полном восторге. У нас никто не вывалился из рафта. Наша команда показала хорошую технику, и у нас была возможность запечатлеть замечательные кадры нашего водного приключения.

Еще нужно отметить важный плюс этого похода. Он состоит в том, что после рафтинга мы пошли налегке. Нам выдали продукты только на три походных дня. Остальная часть продуктов была заброшена на Аккемское озеро на лошадях. Поэтому десятикилометровый переход до «Трех берез» показался нам лёгкой прогулкой.

День третий

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Сегодня нас ждал длительный переход. Мой трэккер показал целых 18 км от стоянки «Три березы» до стоянки в районе водопада Текелю. Этот водопад считается самым крупным водопадом на маршруте. Его высота превышает 60 метров. Но во всей красе мы его не увидели — лишь только верхнюю частичку, так как он находится в недоступном месте среди скал.

К чему быть готовым в этот день:

Придется много идти по лесной местности. Самым важным элементом экипировки в такие дни является купленная по правилам и разношенная обувь.

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Неоднородный рельеф. На маршруте будут и прямые тропы, и спуски, и подъемы, и даже переходы по курумнику вдоль реки. Кроме того, по пути будет встречаться огромное количество поваленных деревьев. При моем маленьком росте в 1,56 м мне доставляло больших трудностей, чтобы перешагнуть/перелезть/обойти эти деревья.

Несмотря на препятствия, я не сбавляла темпа и держалась в середине группы. Когда мне тяжело, я использую такую технику: считаю шаги, и через два шага делаю вдох, через два других — выдох. Очень важно выровнять пульс.

Погода была хорошей, но к концу дня начался небольшой дождь. Однако мы оперативно поставили палатки и натянули тент.

День четвертый

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Утром мы опять пошли вдоль реки Ак-Кем к стоянке на озере. Перед этим мы завтракали, фотографировались и сушили палатки, которые намочил ночной дождь. Вышло солнце, и мы любовались бурлящей рекой. Алтай — великолепен!

Преодолевая спуски, подъемы, переходы по стволам деревьев, вдыхая шикарный лесной запах, мы дошли до Аккемского озера. Здесь перед нами открылась Белуха. Позже мы узнали, что вода в Ак-Кему « мёртвая», как в русских народных сказках. Кстати, озеро с «живой» водой мы тоже потом увидели.

К чему быть готовым в этот день:

Готовьтесь к тому, что придется идти по сложному неоднородному рельефу. Однако панорамы гор, которые откроются на Ак-Кеме, стоят всех усилий.

Рядом с озером находится турбаза Высотник. Там есть высокий бурлящий водопад, домики, кафе, баня.

На стоянке на озере стоят домики метеостанции и МЧС. Около них — бани. Наша группа ходила в баню на метеостанцию. Стоит 2000 рублей в час. Ходили по четыре-пять человек. И некоторые потом в озеро ныряли. Ещё можно зарядить телефоны и повербанки у тех и у других. По стоимости — от 100 до 250 рублей.

Дров на Ак-Кеме очень мало. Сразу готовьтесь лезть за ними далеко наверх. В этот день вечером опять пошел дождь, и нам пришлось пилить и носить дрова, когда капало прилично.

Погода у подножия Белухи менялась каждый день, а с нею менялся цвет воды в озере.

День пятый

Целое утро лил дождь, было холодно и сыро, даже костер не разжигался. А мы поставили палатку рядом с кострищем, и это было круто: до кофе/каши подать рукой! Кроме того, мы всегда были в курсе всех обсуждений и новостей.

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Вскоре капли дождя уменьшились, и мы отправились в радиалку в долину Ярлу. Мы шли налегке по рельефной тропе, часто переходили бурлящие реки. Вокруг были разноцветные горы, затем каменный город, построенный эзотериками, и камень-мастер.

Фотографий с этого дня у нас немного, но они точно передают ту загадочную атмосферу, в которой мы ходили на экскурсию в долину Ярлу. По возвращению из радиалки мы ели вкусные лепешки, которые купили по 100 рублей за штуку на турбазе Высотник.

К чему быть готовым:

Погода в горах Алтая может быть абсолютно любой. Мы это предвидели и подготовились. Например, при покупке палатки понимали, что нужна такая, которая сможет выдержать продолжительные ливни. А конкретно этот день убедил меня, что нужно брать в поход по Алтаю водоотталкивающие штаны. Почти весь маршрут в долину Ярлу проходил через мокрые кусты.

Уметь разжигать мокрые дрова – это важно для тех, кто ходит в поход. Наши мужчины с инструктором вместе провели много времени, разжигая костер для каши и чая.

Маршрут похода к подножию Белухи позволяет делать изменения в случае плохой погоды. По плану похода от стоянки на Ак-Кеме предусмотрено четыре радиальных выхода. Ливень, который случился в нашем случае, совершенно точно подсказал сделать экскурсию в долину Ярлу. Лезть на Аккемский ледник, в долину Горных Духов или в долину Семи озер – было бы рискованно.

Вокруг Аккемского озера есть несколько переходов реки по камням или через мосты. Именно на маршруте в долину Ярлу был мост, на мой взгляд, самый сложный для перехода во всем походе.

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Для тех, кто увлекается геологией: пирит, молибден, сланцы. Для тех, кто увлекается эзотерикой: камень-мастер – место силы на Алтае. Для тех, кто любит созерцать: чудесные завораживающие виды, разноцветные горы, молочно-зеленая река, мистическая атмосфера.

День шестой

Утром, когда я шла умываться, я решила взять фотоаппарат…

Утро предвещало хорошую погоду. В водной глади Ак-Кема отражалась Белуха. От гор веяло спокойствием и величием. В этот день у нас была радиалка к Аккемскому леднику. Весь день светило солнце – настроение хорошее!

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Ледник тает. А ещё незадолго до нашего прихода, случился обвал ледяного тоннеля…

К чему быть готовым:

Каждый день, совершая переход, я думала, что он самый тяжёлый на маршруте… Вокруг Ак-Кема много мест с «живым» курумником. Треккинговые палки помогали не всегда, на ровных местах они только мешали.

В походе важную роль играет командный дух и дружеская помощь. У мужчин появляется большая возможность проявить все свои лучшие мужские качества.

День седьмой

С утра мы наблюдали, как солнце выходит из-за гор, и наслаждались этим видением. Нас ждала радиалка в долину Семи Озер.

К чему быть готовым:

Дорога в долину Семи Озер начинается в той же стороне, что и к Ак-Кемскому леднику. Поэтому переходить мосты и обходить болотца оказалось легче.

Тропа к семи озерам перешла в крутой подъём. Нам пришлось долго карабкаться по корням деревьев.

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи» Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи» Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Озера прекрасные, на солнце блестят, как зеркала! Вода в каждом озере разная: изумрудная, бирюзовая, стальная. Мы фотографировали и фотографировали.

В долине есть места, где нужно вброд, по камням или по холодной воде. Мне пригодились палки. Удобно опираться и толкаться.

День восьмой

С утра гиды позвали нас голосовать. Нам предложили выбрать между тем, провести ещё один день на Ак-Кемском озере и сходить в радиальный выход к озеру Горных Духов или перейти через перевал Каратюрек и дольше побыть на Кучерлинском озере. Мы почти единогласно выбрали радиалку к озеру Горных Духов.

К чему быть готовым:

Озеро Горных Духов находится в той же стороне, что и Ак-Кемская стена. Мы третий раз начинали идти в радиалку по одной и той же тропе. Но в один момент свернули круто наверх и влево, затем долго лезли по курумнику. Гиды предупредили нас, что будут участки с курумником, поэтому мы решили оставить палки в лагере.

Вид озера Горных Духов напомнило нам пейзаж на одной из картин Николая Рериха. Однако знающие люди сказали, что художник творил совсем в другой части Алтая.

Вода в озере ледяная! И можно не удивляться, что нашлись люди, которые в нее окунались.

День девятый

Переход через перевал Каратюрек оказался тяжелым. Если бы у меня была возможность, я бы прошла его по-другому!

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

В предыдущий день мы голосовали за лошадей. Решили скинуться и отправить общественный груз на лошадях. Ранее лошади стоили 1500 рублей за штуку. Наши гиды с утра начали караулить коневодов, чтобы договориться о перевозке рюкзаков. Еще один человек также захотел перейти перевал на лошади. Но вскоре оказалось, что коневоды запросили за лошадей намного большую сумму, чем ранее…. В итоге мы все понесли сами…. В конце похода несколько человек из нашей группы сказали, что они зря пожалели денег на то, чтобы разгрузиться…

Набор высоты — 1000 метров. Тропа сильно петляла. Ветер, иногда со снегом, сбивал с ног. В голове пульсировала одна мысль: надо выжить! Я не отставала и прошла перевал в середине группы. И это была моя победа! А вечером, когда мы дошли на Кедровые стоянки, меня колбасило от холода. Я не выходила из палатки до следующего дня. Надев на себя всю одежду и спальник, я всё равно не смогла согреться. Я поняла, что могу все…но не такой ценой… Особенность похода в группе состоит в том, что нужно идти вместе и растягиваться нельзя.

Я жалею о том, что мой быстрый темп не позволил мне насладиться красотой перевала! Кстати есть такие туристы, которые поднимаются на Каратюрек на лошадях, чтобы посмотреть на мир с его высоты. Виды завораживают!

Природа меняется на глазах. Мы пришли на Кедровые стоянки. После Ак-Кема разница чувствительная.

День десятый

Шел десятый день похода по Алтаю. От Кедровых стоянок мы пришли Кучерлинскому озеру.

К чему быть готовым:

На Кучерлинском озере хорошо спать. Ибо здесь значительно теплее, и воздух лесной. Несмотря на то, что придется спать на корнях деревьев, но гарантированно выспитесь.

На озере Кучерлинском есть сотовая связь. Из операторов – только МТС. Чтобы поймать сигнал, гиды рекомендуют подняться немного в гору.

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи»

Вид озера поражает. Невероятный молочно-бирюзовый цвет! Кучерлинское называют озером с живой водой. Всем там понравилось.

День одиннадцатый

Много раз за поход я считала, что прошла в этот день самую сложную тропу. Однако самым сложным оказался переход в последний день к месту, где нас забирал ГАЗ-66.

К чему быть готовым:

Расстояние от Кучерлинского озера до поляны Изекерю — 20 км. Почти весь маршрут по прямой. Иногда приходилось идти по пригоркам и камням, переходить реки по брёвнам. На этой тропе, казалось, смешались и кони, и люди! Нам пришлось преодолевать грязь, которую до этого намесили лошади. Эти 20 км до машины я проходила из последних сил…

Переезд на шишиге (ГАЗ-66) — это очень весело. Представьте, что в кузове вас 20 человек и ещё с вами столько же рюкзаков. Если бы не этот грузовик, мы бы шли эти 20 км с рюкзаками пешком до Тюнгура. А так мы расслабились и только подпрыгивали на ухабах.

Наше путешествие в горах Алтая без интернета подошло к концу. На двенадцатый день похода мы весь день ехали в Барнаул.

Отчёт о походе на Алтай «К подножию Белухи» с 11 августа по 22 августа 2020 года.

Текст: Наталья Федосеева

Фото: Наталья Федосеева, Алия Хамматова, Наталья Быкова.

Источник : "https://trekrussia.ru/review/otchet-o-pohode-k-podnozhiyu-beluhi-v-avguste-2020-goda/" rel="nofollow"