Виды туризма
Отчет о горном маршруте 2 к.с.по Центральному Алтаю, Южно-чуйский хребет, совершенном в период с 30 апреля по 11 мая 2015 года
Справочные сведения
Организаторы: Россия, Новосибирская область, объединённая туристическая группа КЭТ "Траверс" (Туристский клуб, Новосибирск, ул. Дачная, 40/2) и Новосибирский туристский клуб "Арго" (НГПУ ул. Вилюйская, 28).
Местом проведения горного маршрута был выбран Центральный Алтай, Южно- Чуйский хребет. Расположение - Республика Алтай, Кош-Агачский район.
Количественные характеристики маршрута
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части похода, км. |
Продолжительность Общая (Ходовых дней) |
Сроки проведения |
Горный |
вторая |
119,4 |
11(10) |
30.04.2015 г. &ndash11.05.2015 г. |
Подробная нитка маршрута
Планируемая: пос. Чаган-Узун &ndash р. Кара-Оюк (авто) &ndash пер. Кара-Оюк 1А, 3300 &ndash пер. Ак-Карасу 1А, 3000 &ndash пер. Узургу 1А, 2830 &ndash р. Узургу - пер. Троих 1Б, 3300 &ndash пер. Сибстрин (неопр. сторона), 3400 &ndash в. Ольга Вост. 1Б рад., 3720 &ndashр. Талдура &ndash в. Металлург 1Б, 3933. &ndash р. Талдура &ndash пос. Бельтир.
Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия |
Категория трудности |
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) |
Путь прохождения (для локальных препятствий) |
Перевал Кара-Оюк |
1А |
3300 м., снежно-ледовый/ снежно-осыпной |
Подъём с северной стороны, спуск - на южную |
Перевал Ак-Карасу |
1А |
3000 м., снежный |
Подъём с восточной стороны, спуск &ndash на западную |
Перевал Узургу |
1А |
2830 м., снежно-осыпной |
Подъём с восточной стороны, спуск &ndash на западную |
Перевал Троих |
1Б |
3300 м., ледово-осыпной |
Подъём с южной стороны, спуск &ndash на северную |
Вершина Ольга Восточная |
1Б |
3720 м., снежно-ледовая |
Радиально, с перевала Сибстрин |
Состав группы
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год рожд. |
Тур. опыт. |
Обязанности |
1 |
Подойников Леонид Александрович |
1982 |
Алтай: 2У, 3У |
Рук. |
2 |
Лопаткина Юлия Борисовна |
1981 |
Алтай: 1У, 3У |
Зав. хоз. |
3 |
Белкин Андрей Юрьевич |
1983 |
Алтай: 1У, 3У |
Зав. снар., рем. мастер |
4 |
Храмов Анатолий Владимирович |
1974 |
Ц.Тянь-Шань 5У, Заилийский Алатау, 1Р |
Финансис т |
5 |
Голейнова Наталья Викторовна |
1983 |
4 г.У. Сев. Тянь Шань, 3 г.Р. Сев. Тянь Шань. |
Картогра ф, доктор |
Поход рассмотрен МКК Сибирского Федерального округа, маршрутная книжка №0-45-15.
Обзорная карта проведения маршрута
|
Запланированный график маршрута
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
км |
Способы передвиж ения |
30.04 |
1 |
Выезд из г. Новосибирск |
970 |
Авто |
1.05 |
2 |
пос. Чаган-Узун, заброска в долину р. Кара-Оюк, Движение вдоль р. Караоюк |
7 |
Авто, пешком |
2.05 |
3 |
Подъем под пер. Кара-Оюк |
17 |
Пешком |
3.05 |
4 |
Пер. Кара-Оюк &ndash под пер. Ак-Карасу |
6 |
Пешком |
4.05 |
5 |
Пер. Ак-Карасу &ndash под пер. Узургу |
4 |
Пешком |
5.05 |
6 |
Пер. Узургу &ndash долина р. Узургу &ndash под пер. Троих |
6 |
Пешком |
6.05 |
7 |
Пер. Троих &ndash под пер. Сибстрин |
4 |
Пешком |
7.05 |
8 |
Вершина Ольга Вост., рад. |
4 |
Пешком |
8.05 |
9 |
Спуск в долину р. Талдура |
10 |
Пешком |
9.05 |
10 |
Пик Металлург, рад. / или запасной день |
9 |
Пешком |
10.05 |
11 |
Р. Талдура &ndash пос. Бельтир - пос. Чаган- Узун |
27 |
Пешком, Авто |
11.05 |
12 |
Г. Новосибирск |
970 |
Авто |
- |
- |
Итого активными способами передвижения |
112,8 |
(с уч. коэф 1,2) |
График пройденного маршрута
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
км |
Способы передвиж ения |
30.04 |
1 |
Выезд из г. Новосибирск |
970 |
Авто |
1.05 |
2 |
пос. Чаган-Узун, заброска в долину р. Кара-Оюк, Движение вдоль р. Караоюк |
7 |
Авто, пешком |
2.05 |
3 |
Подъем под пер. Кара-Оюк |
17 |
Пешком |
3.05 |
4 |
Пер. Кара-Оюк &ndash подход под пер. Ак- Карасу |
6 |
Пешком |
4.05 |
5 |
Пер. Ак-Карасу &ndash пер. Узургу (подъём, ночёвка на перевале) |
9 |
Пешком |
5.05 |
6 |
Пер. Узургу (спуск) &ndash долина р. Узургу &ndash подход под пер. Троих |
6,5 |
Пешком |
6.05 |
7 |
Пер. Троих &ndash переход на плато пер. Сибстрин |
2,5 |
Пешком |
7.05 |
8 |
Вершина Ольга Вост., рад. |
1,5* |
Пешком |
8.05 |
9 |
Спуск в долину р. Талдура |
10 |
Пешком |
9.05 |
10 |
Спуск по долине р. Талдура до впадения р. Джело |
17 |
Пешком |
10.05 |
11 |
Спуск в пос. Бельтир - пос. Чаган-Узун |
23 |
Пешком, Авто |
11.05 |
12 |
Г. Новосибирск |
970 |
Авто |
- |
- |
Итого активными способами передвижения |
119,4 |
(с уч. коэф 1,2) |
* пройденное расстояние в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитано в одном направлении
Изменения маршрута и их причины
Учитывая погоду и состояние снега, группой было принято решение передвигаться по маршруту ранним утром, пока позволяет состояние снега. По этой же причине, 4-го мая, пока держал снег, предпринята попытка пройти 2 перевала за 1 день (Ак-карасу и Узургу). Частично это удалось осуществить, в день прохождения перевала Ак-Карасу группа поднялась на пер. Узургу. Это позволило сэкономить время на подход под ключевой для группы перевал &ndash Троих.
В запланированном графике присутствовала вершина Металлург, от восхождения на которую пришлось отказаться по следующим соображениям:
При подготовке к запланированному маршруту, после подробного изучения данных о маршруте на вершину Металлург стало ясно, что даже в порядке радиального восхождения в один день уложиться будет невозможно. (Изучены материалы описаний М. И. Лучко, проведена предварительно устная беседа с И. Ковылиным, г. Барнаул, осуществлявшим прохождение перевала Юж. Плечо Металлурга из дол. Атбажи в дол. Талдуры). Выделить 2 дня на вершину Металлург стало бы возможным лишь в случае увеличения скорости движения на запланированной нитке маршрута, но это могло отрицательно сказаться на безопасности прохождения перевалов. Количество и сложность пройденных препятствий без учёта вершины Металлург было решено считать максимально возможным в условиях межсезонья, учитывая фактор безопасной скорости и времени прохождения.
Высотные и погодные характеристики участков маршрута
День |
Дата |
Участок |
Протяжённость, км. * |
ЧХВ, час. |
Перепад высот, м. |
Метеоусловия во время движения |
1 |
1.05 |
Движение вдоль р. Караоюк |
7 |
2,0 |
+500 |
Ясно, t +15 |
2 |
2.05 |
Оюк |
17 |
5,5 |
+500 |
Ясно, t +15 |
3 |
3.05 |
Пер. Кара-Оюк &ndash под пер. Ак-Карасу |
6 |
4,0 0,5 |
+600 -500 |
Лёгкая облачность до обеда, к вечеру прояснивается, t +15 |
4 |
4.05 |
Пер. Ак-Карасу &ndash пер. Узургу (подъём, ночёвка на перевале) |
9 |
0,5 1,0 2,5 2,0 |
-200 +400 -600 +430 |
Ясно, t +20, к вечеру небольшие облака |
5 |
5.05 |
Пер. Узургу (спуск) &ndash долина р. Узургу &ndash под пер. Троих |
6,5 |
1,3 4,0 |
-430 |
Ясно, t +15 |
6 |
6.05 |
Пер. Троих &ndash пер. Сибстрин |
2,5 |
4,0 1,0 |
+900 +100 |
Ясно, t +15 |
7 |
7.05 |
Вершина Ольга Вост., рад. |
1,5* |
2,5 1,5 |
+320 -320 |
Переменная облачность, сильный ветер, t +5 |
8 |
8.05 |
Спуск в долину р. Талдура |
10 |
4,0 |
-1420 |
Переменн. облач., ветер, t+10 Вечер -ясно, t +5 |
9 |
9.05 |
Спуск по долине р. Талдура до впадения р. Джело |
17 |
6,0 |
-200 |
Ясно, t +15 |
10 |
10.05 |
Спуск в пос. Бельтир -пос. Чаган-Узун |
23 |
7,0 |
-100 |
Ясно, t +15 |
- |
- |
Итого |
99,5*1,2 = 119,4 км. |
49,3 |
- |
- |
* пройденное расстояние в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитано в одном направлении.
|
Техническое описание прохождения определяющих препятствий Перевал Кара-Оюк 1А, 3300 м.
Движение по леднику в связках. Стоит отметить, что при прохождении данного перевала с севера на юг (в нашем направлении движения) в верховьях следует держаться левого борта долины, двигаться по краю ледника, который выводит на седло. Спуск по снегу (фирн) в кошках вдоль края осыпи. В целях безопасности некоторые участки проходились в три такта (лицом к склону).
|
Рис. 1. Вид на седло пер. Кара-оюк с северной части перевала: спуск начинали как раз около места, где группа находится. В левой части рисунка видно место слияния Левого и Правого Кара-оюка, над ними &ndash вершина Джаниикту.
|
Рис. 2. Крупнее место спуска с пер. Кара-оюк (справа внизу долина реки Менбулак). Надев кошки и каски, вышли на снежный склон вдоль осыпи с ледорубами.
|
Рис. 3. Место спуска с пер. Кара-оюк с другого ракурса, видно снежно-фирновый склон, по которому происходил спуск. Внизу слева верховья долины реки Менбулак, выше одноимённый перевал.
|
Рис. 4. Траектория спуска с пер. Кара-оюк, снято из долины Менбулака.
Перевал Ак-Карасу 1А, 3000 м.
Подъём по снежному кулуару. Седловина большая, ярко выраженная. На спуске, пройдя 150 метров, забираем правее по ручью. Перевал не составляет технических сложностей, седло просматривается хорошо.
|
Рис. 5. Вид с пер. Кара-Оюк на перевал Ак-Карасу и наш путь подъёма.
Перевал Узургу 1А, 2830 м.
Подъём по снегу. Путь подъёма виден хорошо. На перевале 2 седловины, в одной из них (северной) есть место под палатку, там и заночевали. По гребню утром переместились на южную седловину, тур нигде не обнаружен, сложили свой. Спуск начат по каменистой осыпи плотной группой в касках с ледорубами, так как имелась опасность схода камней. Пройдя 150 м. по крутому осыпному склону, продолжили спуск по зафирнованному снегу в кошках на три такта (лицом к склону), уклон местами до 40 град., в среднем 35 градусов. Имеется опасность схода лавин, однако до этого основная масса лавин в районе спуска сошла, с седла виднелись лавинные выносы. Следует соблюдать осторожность при спуске, так как высок риск камнепада, вверху с западной стороны имеются нависания крупных скал. На спуске стоит адекватно оценивать опыт участников, возможно, безопаснее будет организовать перильную страховку, или спуститься осторожно в связках, фирн местами проваливается, особенно возле камней, ступени бить нужно аккуратно.
|
Рис. 6. Вид с подходов к пер. Узургу и путь подъёма на него.
|
Рис. 7. Траектория спуска с перевала Узургу.
Перевал Троих 1Б, 3300 м.
Седловина перевала широкая, хорошо просматривается правее по ходу движения от п. Близнецы.
Начинаем подъём в кошках по левому кулуару с южной стороны. Склон местами имеет уклон 40 град., плотный фирн, местами участки с уклоном до 45 град. Ледобуры закрутить возможности нет. Поднялись около 200 метров на три такта в кошках с ледорубом, на крутых участках вырубаем ступени. Подъем осуществляем до скальной полки, далее с учётом характера склона и высокой опасности срыва участников принято решение организовывать страховку (перила). Организовать станции позволило наличие скальных выходов выше по ходу движения. Таким образом, было организовано 8 верёвок по 40 метров перильной страховки, станции крепим за скальные выступы. Последние 80 метров перил, забирая несколько вправо, выходим на седловину. Седловина большая, заснеженная. Тур найден в 100 м. восточнее от места подъёма.
|
Рис. 8. Схема организации точек страховки в верхней части подъёма на пер. Троих: в каждой из точек с R0 до R3 закрепили на скалах петли, всего получилось 4 участка по 80 метров (связали две 40-метровых верёвки).
|
Рис.9. Участок, начиная с которого принято решение организовывать перильную страховку.
|
Рис.10. Движение к ближайшим скалам для крепления станции.
Вершина Ольга Восточная 1Б, 3720 м.
Движение раздельными связками по снегу в кошках с ледорубами. В наших условиях, когда снега достаточно, ледовые участки закрыты, в организации перильной страховки необходимости нет. Приходится по очереди протаптывать ступени в плотном снегу.
|
Рис.11. Движение связки на вершину Ольга Восточная.
Итоги, выводы, рекомендации
Особенностью района Южно Чуйского хребта в весеннее время является большое количество солнечного тепла, обилие снега, в дневные часы температуры плюсовые, в ночное время опускаются до -5 град. и ниже. Поэтому в условиях межсезонья при прохождении данного маршрута необходимо учесть, что из-за резких перепадов температур снег на перевалах чаще всего зафирнован, и прохождение таких перевалов без специального снаряжения не представляется возможным и безопасным. В связи с тем, что уже с 9 утра солнце при ясной погоде уже вовсю освещает склоны, снег успевает быстро подтаять и наст держать перестает. Рекомендуем придерживаться утреннего графика движения, пока снег ещё держит. Тактика похода была основана на очень ранних подъемах (подъем дежурного в 2.30 утра), и раннем выходе на маршрут 4.00-4.30 утра, с рассветом. Также рекомендуем при движении по насту обходить камни &ndash возле них снег держит заметно хуже.
Пройден интересный и насыщенный, в том числе в техническом плане, маршрут. Часть перевалов достаточно редко проходились в зимний период, в основном летом.
Лавинная опасность на пройденных перевалах в наших погодных условиях оценивается как невысокая: во многих местах лавины уже сошли, в частности под спуском с пер. Узургу на запад, а также в месте подъёма на пер. Троих.
Список литературы
- Южно-Чуйский хребет. Перечень классифицированных перевалов, вершин, траверсов, каньонов и переправ. (О. Л. Жигарев).
- Горная 2ка А. Щербакова на Южно-Чуйский хребет 2012:
"http://mountain.nsu.ru/mwiki/images/extra/Schuiskiy-Scherbakov-2012.pdf" rel="nofollow"
- Характеристика перевалов Южно-Чуйского хребта Николая Симонова:
"http://sab.sscc.ru/" rel="nofollow"~tour/
- Лучко Максим. Техотчет: Перевал Южное плечо Металлурга (1б, 3467 м. по Гпс). "http://turizm.lib.ru/l/luchko_m_i/okolometallurg.shtml" rel="nofollow"
- Горный поход 2 к. с. Южно-Чуйский хребет (2010) рук-ль Князева А. А.
- Отчет о горном походе 3 к.с. по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам А.Ю. Блинов: "http://www.skitalets.ru/mountain/2005/altay_blinov/" rel="nofollow"
Приложения Фотографии, пояснения
День 1. В долине реки Кара-Оюк.
|
Фото. 1 Совместный лагерь с ребятами из группы М. Бобыкина, с которыми объединялись по заброске.
День 2. Движение по долине реки Кара-Оюк.
|
Фото. 2 Движение группы по долине реки Кара-Оюк. Выше по долине налево &ndash в Елангаш, к пер. Рублёвского и Рубцовскому правее &ndash наша цель, к пер. Кара-Оюк.
|
Фото. 3. Долина реки Кара-Оюк.
|
Фото. 4. Верховья долина реки Кара-Оюк: приближение к моренам.
|
Фото. 5. Фото в обратном направлении: часть пути пролегает по травянистым склонам, освободившимся из-под снега. Левее центра вершина Джаниикту.
|
Фото. 6. Лагерь в верховьях долины Кара-Оюк на последнем бесснежном участке. Высота 2 700 м., находимся в 1,5 км от перевала Кара-Оюк. Кадр снят примерно в направлении к пер. Паук.
|
Схема 1. Путь движения в верховьях долины Кара-оюк, место ночёвки и далее движение по леднику.
День 3. Перевал. Кара-Оюк.
|
Фото. 7.Вверху в левой части кадра под каменистым склоном прячется седло нужного нам перевала.
|
Фото. 8.Группа в седле перевала Кара-Оюк, у тура.
|
Фото. 9. Спуск с пер. Кара-оюк, нижний, выполаживающийся участок.
|
Фото. 10. Лагерь в верховьях Менбулака, в кадре седло пер. Ак-Карасу.
|
Схема 2. Путь движения с пер. Кара-Оюк до ночёвки в долине Менбулака и далее к пер. Ак-Карасу.
День 4. Перевалы Ак-Карасу и Узургу.
|
Фото. 11. Ночные сборы перед стартом группы на пер. Ак-Карасу.
|
Фото. 12. Подход под пер. Ак-Карасу.
|
Фото. 13. Финальный взлёт пер. Ак-Карасу &ndash идём по следам медведя.
|
Фото. 14. Финальный взлёт пер. Ак-Карасу &ndash снимок в обратном направлении, в кадре вчерашний пер. Кара-Оюк.
|
Фото. 15. Группа на пер. Ак-Карасу.
|
Фото. 16. Спуск с пер. Ак-Карасу в одноимённую долину, в верхней части кадра справа &ndash гора Узургу.
|
Фото. 17. Подходы к перевалу Узургу. Некоторые участники проваливаются, снег уже не держит.
|
Фото. 18. Подъём на перевал Узургу по раскисшему снегу.
|
Фото. 19. Вид с перевала Узургу на горы Шенелю и Белуху.
|
Фото. 20. Лагерь на пер. Узургу.
День 5. Спуск с пер. Узургу, подход под пер. Троих.
|
Фото. 21. Группа на пер. Узургу рано утром перед спуском.
|
Схема 3. Путь движения с ночевки на пер. Узургу к следующей стоянке (подход под пер. Троих).
|
Фото. 22. Радость после спуска с перевала Узургу.
|
Фото. 23. Идём далее по медвежьим следам в долине Узургу.
|
Фото. 24. Лагерь под перевалом Троих.
День 6. Перевал. Троих.
|
Фото. 25. Подход под перевал Троих.
|
Фото. 26. Нижняя часть подъёма по фирну на пер. Троих.
|
Фото. 27. На подъёме на перевал Троих.
|
Фото. 28. Первая станция на пер. Троих.
|
Фото. 29. Движение по перилам.
|
Фото. 30. Станция на пер. Троих.
|
Фото. 31. Перила к пер. Троих.
|
Фото. 32. Группа на станции.
|
Фото. 33.Вид со станции вниз.
|
Фото. 34. Финальный участок подъёма.
|
Фото. 35.Финальный взлёт на пер. Троих.
|
Фото. 36. Выход участников на пер. Троих.
|
Фото. 37. У тура перевала Троих.
|
Фото. 38. Созерцание с перевала Троих.
|
Фото. 39. Движение от пер. Троих к пер. Сибстрин.
|
Фото. 40. Движение от пер. Троих к пер. Сибстрин.
|
Схема 4. Переход от пер. Троих к стоянке на плато пер. Сибстрин
День 7. Восхождение на вершину Ольга Восточная.
|
Фото. 41. Стоянка на плато пер. Сибстрин, сборы перед восхождением на вершину Ольга Вост.
|
Фото. 42. Преодолён первый подъём к вершине Ольга Вост.
|
Фото. 43. Движение связки к вершине Ольга Вост.
|
Фото. 44. Движение связки к вершине Ольга Вост.
|
Фото. 45. Связка на выходе к вершине Ольга Вост.
|
Фото. 46. Сотовая связь и написание записки на вершине Ольга Вост.
|
Фото. 47. Вид с вершины Ольга Вост. в сторону Китая
|
Фото. 48. Группа в полном составе на вершине.
День 8. Спуск в долину Талдуры.
|
Фото. 49. Преодолена основная часть спуска по Талдуринскому леднику.
|
Фото. 50. Движение вниз по долине Талдуры.
|
Фото. 51. Стоянка в долине Талдуры.
День 9. Движение вниз по долине Талдуры до впадения притока Джело.
|
Фото. 52. Переход к месту впадения притока Джело.
|
Фото. 53. Стоянка в районе каньона Джело.
Контрольные записки
|
|
|
|
|
Источник : "http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9311" rel="nofollow"
Комментарии