3 августа 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю совершенном группой туристов ТК “Вездеход” г. Удомля в период с 14 июля по 27 июля 2015 года

1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация ТК “Вездеход” КлнАЭС

Тверская обл.,г.Удомля.www.club-vezdehod.ru

Район путешествия Республика Алтай Усть-Коксинский район Катунский хребет

Общие справочные сведения о маршруте

Подробная нитка маршрута пос.Тюнгур-д.р.Аккем-лед.Аккемский-

пер.Делоне(2Б,3521)-лед.Менсу-рад.:пер.ББС(1Б,3472)-рад.:пер.ТКТ(1Б,3891)-рад.:пер.Берельскаяперемычка(1Б,4047)-рад.:в.БелухаВ.(3А,4506)-лед.Менсу-пер.Делоне(2Б,3521)-лед.Аккемский-д.р.Аккем-пос.Тюнгур

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Название, характеристика препятствия

Путь прохождения

перевал

Большое Берельское седло, 3472, снежный, рад.

с С-З на Ю-В

Томского КТ, 3891, снежный, рад.

с С на Ю

перевал

Берельская перемычка, 4047, снежный, рад.

с Ю-З на С-В

Делоне, 3521, ледово-снежный, камнеопасен

с С-З на Ю-В

вершина

Белуха Вост., 4506, ледово-снежный, по “подушкам”

с Ю. на С.

1.6 Состав группы

Евдокимов Алексей Юрьевич 1981 3ГР – Ц.Кавказ Руководитель

Разорвин Андрей Николаевич 1990 3ГУ – Ц.Кавказ Зам.рук., медик

Инфантьев Павел Кириллович 1986 3ГУ – З.Кавказ Рем.мастер

Лутчин Виктор Николаевич 1995 3ГУ – Ц.Кавказ Фотограф

Гудков Максим Анатольевич 1980 1ГУ – З.Кавказ Нач.прод.

2. Содержание отчёта

2.1 Общая идея похода

Маршрут проходил в хорошо известном районе Катунских белков. Наш поход был по­свящён 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Основной нашей задачей было пройти самое интересное-траверс Белухинского массива и поднять Знамя Победы на высочайшей точке массива Белухе Восточной. Сам поход планировался как IV(сэлементамиV) категории сложности. Но уже после выпуска в МКК руководитель группы поменялся, а марш­рут пришлось изменить под III категорию сложности. В итоге получился совсем альпинист­ский маршрут-переход по долине Аккемак Томским стоянкам, выход через перевал Делоне на верхние плато, радиальные выходы на перевалы ББС, ТКТ и Берельская перемычка, и вос­хождение на восточную вершину Белухи из цирка Заворотный по“подушкам”.

Все перевалы и вершины в районе массива Белухи известны и хорошо описаны. Особенно подробной информацией обладают туристы и альпинисты Новосибирска, Томска, Барнаула и других городов Сибири. Трудностей с описаниями технических участков невозникло. При планировании маршрута и написании отчёта по пройденному группа руководствовалась отчё­том о горном походе Vк.с.по Алтаю группы туристов ТК“Вестра”з а 2002г., руководитель - РемизовД.А.

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Фото 1. Группа на Аккемском озере: Андрей Разорвин, Алексей Евдокимов, Максим Гудков, Павел Инфантьев и Виктор Лутчин.

Варианты подъезда и отъезда и другие полезные сведения.

В район Катунских Белков можно попасть с севера по территории России и сюга, через Казахстан. Путешествие можно начать из Новосибирска (900км до Тюнгура), Барнаула (700км до Тюнгура), Бийска (500км до Тюнгура) или Горно-Алтайска (400км до Тюнгура). Из этих городов можно добраться и общественным транспортом. Однако, это долго и неудобно. Чаще пользуются на нятой машиной. На момент совершения похода стоимость микроавтобуса из Горно-Алтайска до Тюнгура варьировалась от 10000 до 17000 рублей. Нами была нанята га­зель из аэропорта Горно-Алтайска до турбазы в Тюнгуре за 14000 рублей. Из аэропорта мы вы­ехали в 8 утра. Большую часть пути машина едет со скоростью около 60 километров в час.До Тюнгура мы добрались за8часов, с учетом остановки на обед и заезда на погранзаставу вУсть-Каменске. В Тюнгуре мы оказались в 4часа вечера.

Посещение Катунского массива требует оформления погранпропусков. Документы пода­ются минимум за месяц до выхода группы на маршрут. Можно подать все необходимые доку­менты по электронной почте pugornyjaltai@mail.ru. Документы были нами поданы чуть более, чем за месяц, но прийти из Горно-Алтайска на погранзаставу не успели, поэтому маршрут мы прошли без наших пропусков. Официально оформить пропуска можно на посещение 5-ти ки­лометровой зоны, а восхождение на Белуху восточную запрещено т.к. подход к вершине про­ходит через территорию Казахстана.

На погранзаставе в Усть-Каменске нам предложили подождать пару дней и пройти марш­рут с пропусками, но мы решили не терять зря драгоценное время и рискнули пройти без про­пусков. Погранпост и база МЧС находятся на Аккемско мозере.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

При составлении маршрута была не исключена возможность появления аварийных ситуа­ций ,которые требовали бы незамедлительного и быстрого спуска в населенные пункты. На всем маршруте была возможность выхода либо к Аккемскому озеру, где находится база МЧС либо к тур стоянке Три березы, либо к поселку Тюнгур.

2.4. Изменения маршрута и их причины.

Заявленный маршрут: пос.Тюнгур-д.р.Аккем-лед.Аккем-пер.Делоне(2Б,3400)-

лед.Менсу-пер.Большое Берельское Седло(3А,3520)-рад.:в.Белуха В.(4509)-Центр.плато-

пер.Любимых жен(2А,4370)-рад.:в.БелухаЗ.(4435)-З.плато-в.Корона Алтая(4178)-пер.20Лет Октября(3А,4178)-лед.Леонида-д.р.Кучерла-пос.Тюнгур

Пройденный маршрут: пос.Тюнгур-д.р.Аккем-лед.Аккемский-пер.Делоне(2Б,3521)

лед.Менсу-рад.:пер.ББС(1Б,3472)-рад.:пер.ТКТ(1Б,3891)-рад.:пер.Берельская перемычка(1Б,4047)-рад.:в.Белуха В.(3А,4506)-лед.Менсу-пер.Делоне(2Б,3521)лед.Аккемский-д.р.Аккем-пос.Тюнгур

Отказ от траверса Белухинского массива был принят совместным решением по следую­щим причинам:

Прежде всего, смена руководителя похода (заявленный руководителем Антонов В. Немного участвовать в походе), а перевальный опытного руководителя (Евдоки­мов А.) не позволил группе совершить прохождение траверса.

Группа не зарегистрировалась в МЧС на Аккемском озере, т.к. группа руковод­ствовалась отчетом ТК Вестра от 2002 и планировала регистрироваться на Томских стоянках, а там находится только вагончик спасателей, сами же спасатели находятся на озере.

Из-за высокой солнечной активности выросла вероятность схода лавин, в чем группа убедилась в дальнейшем на маршруте.

2.5. График движения

оз. Аккемское

лед. Аккемский – Томские стоянки

Ясно

лед. Арбуз – пер. Делоне (2Б, 3521) – лед. Менсу – стоянки (3550) – пер. ББС (1Б, 3472, рад.)

Облачно

цирк Заворотный – пер. ТКТ (1Б, 3891, рад.) – пер. Берельская перемычка (1Б, 4074, рад.)

0,5

2000

Дождь

Облачно

долина Семи озер (2500, рад.)

3-15

долина Ярлу (2500, рад.) –

вдп. Текелю

4-15

2-50

Облачно

стоянка Три березы – пер. Кузуяк (1513, н/к) – ручей (1100)

3-45

2-40

1-15

пос. Тюнгур

2-35

Пасмурно

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

пос.Тюнгур-пер.Кузуяк(1513,н/к)-д.р.Аккем-вдп.Текелю

Выезжаем в восемь утра. Из Тюнгура до стоянки Три берёзы нанимаем ГАЗ-66 за 6000руб. По словам хозяйки приюта, где мы ночевали, если будет дождь (а он шёл каждый день после обеда уже неделю, то машина не сможет подняться на перевал Кузуяк. Но с погодой нам повезло- утром было ясно, и мы за час-полтора домчали на боевой шишиге чуть дальше Трех берез.Да­лее дорога заканчивается и начинается тропа вдоль реки Аккем до Аккемского озера. К шести вечера неспешна доходим до стоянки вдп.Текелю(фото2).

Фото 2. Стоянка вдп.Текелю

д.р.Аккем-вдп.Текелю

5-15

+600

Итогозадень

вдп.Текелю-оз.Аккемское

Продолжая движение по тропе выходим к обеду к турбазе Высотник, а через полчаса на Аккемское озеро. На озере регистрируемся у погранцов. Пограничники доводят нам, что без про­пусков мы не можем подниматься выше Аккемского ледника. Уверяем их, что мы прогуляться и идем ставить лагерь. Также на озере находятся МЧС и метеостанция. На озере полно народу, что сказывается на экологии этих мест! С озера открывается впечатляющий вид на Аккемскую стену (фото3). Решаем сделать полу днёвку и ставим палатки ближе к конечной части озера.

вдп. Текелю - оз. Аккемское

+400

Фото 3. Аккемская стена с озера

18.07.2015 оз.Аккемское -лед.Аккемский-Томскиестоянки

От озера двигаемся дальше по тропе вдоль реки к леднику. Через 20мин проходим по мо­сту на правый берег реки. Проходим часовенку(фото4). За часовенкой тропа разделяется-одна уходит вниз вдоль реки к леднику, другая уходит вверх направо бережную морену ледника Ак-кем, круто набирая высоту. Собственно, развилку мы эту проскочили и ушли по второй тропе. Вскоре тропа пропала (в районе начала ледника) и мы двигались по турикам. Далее исчезли и турики, движение стало затруднительным-живая осыпь. Попотев с полчаса, сбрасываемся на ледники двигаемся по леднику на ледопад. Аккемский ледник перед своими верхними цирками имел ступень, образующую небольшой ледопад. При движении к Томским стоянкам обходимого справой стороны по осыпи, по которой идет тропа, маркированная турами. Переход с ледопада на осыпь несложен(фото5). После обхода ледопада по осыпи снова спускаемся на ледник. Про­должаем путь по леднику. Вскоре выходим на Томские стоянки. Они расположены на осыпном небольшом гребне справой стороны ледника (фото 6). Там же расположен домик спасателей. Ниже домика огромная помойка. Есть несколько площадок под палатки. Становимся на пло­щадках возле домика, т.к. сам домик уже занял а альпинистов из Нижнего Новгорода.

оз.Аккем-лед.Аккемский

+500

лед.Аккемский-Томскиестоянки

+400

+900

Фото 4. Часовенка.

Фото 5. Аккемский ледник.

Фото 6.Подход к Томским стоянкам.

19.07.2015 Томские стоянки-лед.Арбуз-пер.Делоне(2Б,3521)-лед.Менсу-стоянки(3550)-пер.ББС(1Б,3472,рад.)

От стоянок мы вышли в 6 утра в направлении ледника Арбуз. В конце осыпи одели кошки, поскольку выход на ледник довольно крутой-до 30 градусов на протяжении пятидесяти метров. Далее шёл открытый ледник, трещин на нём обнаружено не было. Перевал Делоне открылся вскоре справой походу стороны (фото7) Непосредственно перед перевальным взлётом ледник стал закрытым. Определяющая сторона перевала Делоне-северная. Снизу склон подрезан небольшим бергшрундом. Далее идет однородный ледовый склон с небольшим слоем снега сверху. Снизу крутизна 35-40 градусов, далее она увеличивалась до 40-45 градусов. На подъем обычно вешают пять веревок. Бергшрунд преодолели свободным лазанием. Сразу после начали вешать перила. Перевал в данный момент не лавиноопасен, но из-за недели активного солнца необходимо преодолевать его рано утро, пока путь подъема находится в тени. При обильном таянии льда возможен камнепад со стороны скал справа по ходу движения (который поймал нас на обратном пути). Было навешено пять веревок. На перевал мы вышли в 9-30, подъем из цирка на перевал занял 2-30 часа. Перевальный тур обнаружен без записки. С перевала на север хорошо просматривается наш путь подъема от Томских стоянок(фото8). На юге (благо погода позволяет) за ледником Менсу виден пер. ББС(фото9)

Сложность южного взлёта перевала Делоне может быть оценена на уровне 1Б. На восточное плато выводит склон не более 30 градусов и перепадом высоты менее 100 метров. В верхней части имеется бергшрунд, преодолеваемого в связках. Путь по южному цирку перевала Делоне проходит по закрытому леднику. Затем, перед основной частью восточного фирнового плато, идет сброс высоты примерно метров 200 по вертикали. Крутизна склона здесь составляет 20-30градусов. Широкие трещины. Двигаемся по натоптанной многочисленными группами тропе.

После преодоления пологой части восточного плато начинается подъём на запад в сторону вершины Белуха Вост. Крутизна склона здесь примерно 25-30 градусов. Проходим пару широких трещин в связках по ненадежным снежным мостам. Выходим на удобные площадки в 15-00(фото10). Здесь уже стоят ребята из Иркутска, вскоре рядом становятся уже знакомые нам альпинисты из Нижнего Новгорода.

Пока дежурные готовили ужин, остальные сбросили немного обратно по тропе и вышли на пер. Большое Берельское седло. В целом подъем с восточного плато на этот перевал может быть оценен как 1Б.Седловина перевала с севера снежная, а с юга обрывается вниз скалами.

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Фото 7. ПеревалДелоне(2Б,3521)с севера.

Фото 8. Вид с пер. Делоне на С-З.

Фото 9. Группа на пер. Делоне.

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Фото 10. Стоянка чуть выше пер. ББС.

Томскиестоянки-пер.Делоне(2Б,3521)

+500

пер.Делоне(2Б,3521)-лед.Менсу

лед.Менсу-стоянки(3550)

+800,-300

20.07.2015 Стоянки (3550) - цирк Заворотный (3850) - пер. ТКТ (1Б, 3891, рад.) - пер. Берелъская перемычка (1Б, 4074, рад.)

От места стоянки в сторону цирка Заворотного идет натоптанная тропа. Она набирает высоту с круизною примерно 15-20 градусов. Перед самым цирком необходимо миновать зону значительных разломов (фото 11)

Из справочного материала: “Цирк Заворотный - это верхняя зона накопления ледовых масс западной части восточного плато, в начале основного токового ледопада к леднику Большой Берельский. При выходе сюда стоит опасаться больших снежно-ледовых обвалов со склонов Белухи и камнепадов со склона пика Раздельный. По этой же причине не рекомендуется устраивать бивак. У входа в Заворотный цирк, примерно на высоте 3800-3900 метров, расходятся пути на маршруты на Белуху восточную: посередине два маршрута 3А - по “подушкам” и по юго-восточному склону влево, на перевал ТКТ - маршрут 3Б по южному гребню вправо, на перемычку между Белухой и пиком Берельским - маршрут 3Б по юго-восточному ребру. Категории восхождений даны по “Классификатору маршрутов на горные вершины” издания 2011 года.”

Мы вышли со стоянок в сторону Заворотного цирка в 6 утра. Одну палатку с снаряжением оставили на стоянках, взяли одну палатку и только самое необходимое для восхождения. Через пару часов мы зашли в цирк. Снег уже размяк и, проваливаясь по колено, мы тропили по очереди. Подниматься было не весело. В цирке наблюдаем недавние сходы лавин со стороны Белухи и перевала Белухинский (фото 13) Бело принято решение восходить ночью, по схватившемуся снегу. К тому же погода явно начинала портиться.

Ставим палатку в 200 метрах от перевала ТКТ. Были сделаны радиальные выходы на перевалы ТКТ и Берельская перемычка (фото 14) К этому времени с Белухи в цирк спускаются Иркутские ребята. Переговорив с ними, решаемся на восхождение по “подушкам”, как более быстрее, а не через перевал Белухинский, как мы планировали. Остаток дня проводим в постройке ветрозащитной стенки. К вечеру погода окончательно испортилась и прилично трясло палатку.

Фото 12. Разломы перед цирком Заворотный

Фото 13. В цирке Заворотный со стороны пер. ТКТ

Фото 14. Цирк Заворотный со стороны пер. Берельская перемычка

стоянки (3550) – цирк Заворотный

+300

цирк Заворотный – пер. ТКТ (1Б, 3891, рад.)

0-30

+-50

цирк Заворотный – пер. Берельская перемычка (1Б, 4074, рад.)

0-45

+-100

3-15

+450, -150

21.07.2015 цирк Заворотный (3850) – в. Белуха Вост. (3А, 4506, рад.) –

Сто стоянки (3550) – лед. Менсу

Ночью, ветер стих, небо чистое. В 12 ночи завтракаем, выходим в 2 часа. Сначала двигаемся по склону крутизной 25-35 градусов на пик Раздельный. Под пиком обходим небольшой разлом и связавшись тропим под перевал Белухинский. Далее двигаемся по “подушкам” (лавинным выносам со склонов) до огромной трещины в сторону сераков (фото 15). Трещину преодолеваем попеременно, страхуясь через ледорубы. Далее поднимаясь по склону 35-45 градусов в три такта, вылезаем на серак. К этому времени уже посветлело. Отсюда просматривается часть цирка Заворотный, пик Раздельный и пер. ТКТ (фото 16). Над сераками поднимаемся по склону крутизной 20-30 градусов и выходим на юго-восточное ребро. Двигаемся в сторону предвершинного взлёта - 100 метров обледенелого склона крутизной 40-50 градусов. Преодолеваем его, страхуясь попеременно через 6 ледобуров. Проходим еще 100 метров и в 6-20 утра мы на вершине Белуха Вост. Через 20 минут на вершину выходит Нижегородская группа альпинистов.

С вершины хорошо просматриваются верхние плато, вершины Белуха Зап. и Корона Ал-тая (фото 17) Разворачиваем Знамя Победы на вершине, фотографируемся и в 7-10 начинаем спуск вниз. На предвершинном взлёте провешиваем две веревки перил, последний уходит с нижней страховкой через ледобуры. Далее наш спуск пролегает по пути подъема. Снег уже не держит, местами проваливаемся по колено. При переходе по “подушкам” со склона перевала Белухинский сходят мини-лавины. С пика Раздельный периодически сыпет камнями. Спускаемся быстро, стараясь нигде особо не задерживаться. К 10 часам выходим к нашей палатке. Снимаем лагерь и выходим на стоянки (3550) к 14 часам дня. После обеда снимаем лагерь и спускаемся к 18 часам на ледник Менсу, где становимся на ночь.

Набор высоты

цирк Заворотный – в. Белуха Вост. (3А, 4506, рад.)

4-00

+-650

цирк Заворотный – стоянки (3550)

1-30

-300

стоянки (3550) – лед. Менсу (3240)

6-30

+650, -600

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Фото 15. Путь подъема по “подушкам”

Фото 16. Цирк Заворотный с серака.

Фото 17. На вершине Белуха Вост.

22.07.2015 лед. Менсу - пер. Делоне (2Б, 3521) - лед. Арбуз - Томские стоянки - лед. Аккемский - оз. Аккемское

Утром погода пасмурная. Поднимаемся к перевалу Делоне по тропе. За эти дни все размокло и мосты через некоторые трещины становятся труднопроходимыми. Преодолеваем их попеременно страхуясь через ледорубы. На перевал заходим в 7 часов утра (фото 18). Начинается дождь. Теплая погода (ночью минуса не было) и дождь делают свое дело. Во время спуска с перевала со стороны скал слева происходит камнепад. Камни летят наискосок по перевальному склону и падают в районе нижних перил (фото 19). К счастью никого не задевает, т.к. мы еще находились примерно на середине склона. Приходится всем ускориться. По обледенелому склону бегут ручьи, и наши ледобуры просто вымывает водой - несколько раз перекручиваем их. К нашему везению мы все спустились без происшествий (фото 20). По леднику Арбуз спускаемся на Томские стоянки. Далее обратно по пути подъема выходим на ледник Аккемский и спускаемся по нему почти до конца ледника (фото 21). Переходим на правый берег реки Аккем и двигаемся по тропе до Аккемского озера, где становимся лагерем в 18 часов

лед.Менсу(3240)-пер.Делоне(2Б,3521)

7-00

+300,-1400

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Фото 18. Пер. Делоне с Юга.

Фото 19. Спуск с пер. Делоне.

Фото 20. После спуска с пер. Делоне

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Фото 21. Язык ледника Аккемский и река Аккем.

23-26.07.2015 оз. Аккемское - долина Семи озер (рад.) - долинаЯрлу (рад.) - вдп. Текелю - стоянка Три берёзы - пер. Кузуяк (1513, н/к) - пос. Тюнгур

23 июля оставшийся запасной день тратим на прогулку в долину Семи озер и полудневку (фото 22).

24-го июля до обеда прогулялись в долину Ярлу (фото 23). Все эти места пользуются большой популярностью у туристов, остановившихся на озере. Как правило это “шамбалисты” - ищущие легендарную шамбалу, и “рерихнутые” - поклонники творчества Рериха. Ближе к 16 часам (как спала жара) мы вышли по тропе вниз вдоль Аккема и дошли до стоянок вдп. Текелю.

июля продолжили движение по тропе, к обеду вышли на стоянку Три Берёзы. Пережда¬ли там жару и снова двинулись по по дороге через перевал Кузуяк. После перевала прошли еще час по дороге и встали лагерем близ небольшого ручья возле дороги. Ночью была сильная гроза. 26 июля мы продолжили движение по дороге, через 2 часа пути перешли реку Кучерла по деревянному мосту и еще через час пути вышли к посёлку Тюнгур.

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Фото 22. В долине Семи озер.

Фото 23. В долине Ярлу.

Потенциально опасные участки на маршруте.

К потенциально опасным участкам на маршруте относятся перевал Делоне (2Б, 3521) с севера и подъём на вершину Белуха Вост. Из цирка Заворотный.

В первом случае есть вероятность попасть под камнепад со стороны скал в правой части перевала.

Во втором случае есть опасность схода лавин на склонах цирка Заворотный.

Прохождение этих препятствий мы рекомендуем осуществлять как можно раньше, пока склоны не разогреты солнцем.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Поход пройден всей группой безаварийно, с изменениями в маршруте. Пройден: 1 перевал (Делоне) в обе стороны, совершены радиальные выходы на 3 перевала (ББС, ТКТ и Берельская перемычка), совершено восхождение на вершину Белуха Вост. Протяженность маршрута составила 130 км.

Уровень физической и технической подготовки участников может быть оценен как хороший для совершения горных походов 3-4 категории сложности. Проблем с акклиматизацией, восприятием нагрузок не возникало.

Район Белухинского массива является приграничной территорией с Казахстаном, что следует учитывать при планировании маршрута. Рекомендуется заранее оформить пребывание на таких территориях.

Приложения

Отчет о горного туристском маршруте 3 к.с. по Алтаю

Обзорная карта горной части маршрута