29 декабря 2020

Оглавление

Краткая информация о маршруте
Нитка маршрута
График движения и высотный график
Пройденные препятствия и перевальные записки

Введение

Геоданные
Список фотографий

Краткая информация

Район Центральный Тянь-Шань (Терскей)
Категория сложности III
Маршрутная книжка 27/3-305
Время прохождения 16 июля – 30 июля 2011г.
Число участников 8
Руководитель Титов Сергей Игоревич
tit@westra.ru, +7-916-936-56-21
Организация Московский клуб туристов “Вестра”

Маршрут заявленный

Каракол – д.р. Чон-Кызылсу – пер. Саватор (1А, 3830) – пер. Лавинный зап (2А, 3862) – пер. Загадка Центральная (2А, 4676) – пер. Скалистый Восточный (2А) – пер. Скалистый (2А, 4387) – пер. Орлиный (1Б-2А, п.п., 4443) – п. Кызылсу (п.в. по зап. гребню, 1Б-2А, 4587) – пер. Кызыл Северный (1Б-2А, п.п, 4420) – п. Джукучак (п.в. по южному склону, 1Б-2А, 4820) – сырты – пер. Иттиш (1А) – пер. Донгуроме (н.к) – трасса пос. Барскаун – пер. Барскаун – Каракол

Маршрут пройденный

Каракол – д.р. Чон-Кызылсу – пер. Саватор (1А, 3830) – пер. Лавинный зап (2А, 3862) – пер. Загадка Центральная (2А, 4676) – пер. Всеобуч (2А, 4387) – пер. Орлиный (2А, п.п., 4443) – п. Кызылсу (по зап. гребню 2А, 4587) – пер. Кызыл Северный (2А, п.п, 4420) – п. Джукучак (по южному склону 1Б, п.в., 4820) – пер. Джукучак (1А, 4042) – д.р. Джукучак – Каракол

Протяжённость пешей части 133,8 км, к зачету: 121 км
Число ходовых дней 14
Пройдено препятствий 7 перевалов, 2 вершины, в том числе
2А: 6
1Б: 1
1А: 2
Первопрохождений 3 (пер. Орлиный, пер Кызыл Сев, п. Джукучак)
Первоописаний 2 (пер. Всеобуч, в. Кызылсу)
Максимальная высота 4820

5ГУ
фотограф
3 Кротов Александр Кузьмич 1985 2ГУ Джунгария;3500
н/к с эл.2ГУ Кавказ – неподтв.
логист

-262
3 19 июля подход под пер. Лавинный Западный 4,6 +300,
-310
4 20 июля пер. Лавинный Западный – д.р. Ашутор, подбор заброски 13,2 (12,9) +420,
-1210
-1078
13 29 июля пер. Джукучак – д.р. Джукучак 22,5 +145,
-1365
14 30 июля д.р. Джукучак – горячие источник – слияние с р. Джууку – выезд в Каракол 12,3 -650
15 31 июля Каракол – Бишкек – Москва

Итого активными способами передвижения: 111,5*1,2 = 133,8 км, из них в зачет: 121 км
Суммарный набор: 6425 м

Высотный график

Пройденные препятствия

Характеристики перевалов

Препятствие к.т. Высота (GPS) Местоположение и ориентация Характер склонов Направление
прохождения
пер. Саватор 3830 в северном отроге главного хребта, соединяет д.р. Саватор и ледник в верховьях правого притока р. Киче-Кызылсу, восток-запад травянисто – осыпной восток-запад
пер. Лавинный Западный 3862 В северном отроге главного хребта, соединяет ледник в истоке р. Киче-Кызылсу и ледник в истоке лев. притока р. Ашутор, север-юг снежно-ледовый с севера,
осыпной с юга
север-юг
пер. Загадка Центральная 4676 в главном хребте, соединяет лед. Кельдыке (р. Чон-Кызылсу) и В. ветвь лед.Колпаковского, с-запад – ю-восток снежно-ледовый северо-запад-юго-восток
пер. Всеобуч 4387 В южном отроге главного хребта, к югу от перевала Скалистый, восток-запад снежно-ледовый с востока, ледово-осыпной с запада восток-запад
пер. Орлиный, п.п. 4443 в южном отроге главного хребта, между п. Кызылсу и в. 4596.7, ближе к п. Кызылсу, соединяет лед. Котор Ю. и верхнюю часть лед. Кызыл В. (р. Сарычат), восток-запад снежно-ледовый восток-запад
пик Кызылсу, радиально 4587 в главном хребте между пер. Ашутор восточный и Котор снежно-ледовый по западному ребру и юго-западному контрфорсу
пер. Кызыл Северный, п.п. 4420 в южном отроге главного хребта, к северу от пер. Кызыл (Юбилейный) и в. 4596.7, соединяет лед. Ашутор Ю. - лед. Кызыл В. (р.Сарычат), восток-запад скально-снежно-ледовый восток-запад
пик Джукучак п.в., радиально 4820 в главном хребте между пер. Джукучак и пер. Ашутор снежно-ледовый по южному склону
пер. Джукучак 4042 В главном хребте, к западу от п. Джукучак, юг-север ледовый север-юг

Перевальные записки

Перевал Группа Дата Предыдущая записка
Саватор Горный клуб МГУ. рук. П.Ярыкин 2.08.2009 Киев-2008, рук. Михацкий
Лавинный Западный г. Карпинск, рук. Калунин 6.08.2009
Кельдыке (Загадка Боковая) Сыктывкарский Гос. Университет 8.8.2006 нечитаемо
Всеобуч ДСО "Спартак" г. Томска, рук. Жиров Ник. Ник. 5.5.1980 Томск-1974, рук. Жданов

На перевалах Загадка Центральная, Джукучак и вершинах Джукучак и Кызылсу ни туров, ни записок обнаружено не было.

Введение

Идея и планирование маршрута

Основной задачей, которую мы ставили перед собой, было прохождение насыщенного и достаточно спортивного, но при этом нестандартного маршрута. Также исходно присутствовали ограничения по срокам (трое участников могли поехать лишь на 2 недели) и по районам (руководитель хотел посмотреть район, где он еще не бывал). При этом группа обладала достаточным запасом прочности: половина состава имела опыт участия в походах 4 к.с. и выше, а двое – руководства походами 4 к.с. и выше.

Исходя из этого изначально мы планировали маршрут по Северной Осетии, однако политическая нестабильность на Кавказе вынудила нас обратить внимание на Среднюю Азию. Из наиболее доступных, в т.ч. по удобству заезда, вариантов – Заилийский Алатау, Киргизский хребет, Кичик-Алай, Терскей – Заилийский отпал из-за проблем с посещением Казахстана у некоторых участников, Кичик-Алай – из-за известной завышенности категорий в районе, Киргизский – потому что руководитель там уже был. Остался Терскей. При этом участники, многие из которых уже не раз бывали на Терскее, потребовали, чтобы пересечение с уже посещенными ими местами было минимальным. Таким образом, мы остановились на части хребта между долиной Чон-Кызылсу и перевалом Барскаун.

Еще в начале планирования в качестве технической “изюминки” похода был выбран перевал Загадка Центральная – красивая, но редко посещаемая “двойка а”, ближайший перевал такой категории к западу от массива Джигита, ведущий через главный хребет. Причем главной причиной его непопулярности является его простота: в сложных походах его ходить неинтересно – рядом есть более “дорогие” перевалы, а в маршруты третьей категории его закладывать страшно: отказ от его прохождения и переход главного хребта в другом месте (пер. Колпаковского, пер. Котор) означают потерю как минимум трех дней.

Включение Загадки Центральной в нитку маршрута диктовало необходимость достаточной акклиматизации и разминки на более простых препятствиях в начале пути, и таковой стало четырехдневное кольцо ФГС – пер. Саватор – пер. Лавинный западный – слияние Ашутора и Кельдыке. Желание пройти редкопосещаемые перевалы и технически насытить маршрут обусловило включение перевалов Скалистый и Скалистый Восточный, а необходимость набрать километраж – планирование выхода в сторону пер. Барскаун.

Благодаря этому у нас появлялась возможность половину похода наблюдать соседние районы (Ак-Шиийрак, Борколдой), походить по сыртам долины Ак-Шиийрак, посетить точку с координатами 42 с.ш., 78 в.д., увидеть долину Донгуроме, отличающуюся, по некоторым отчетам, своеобразной растительностью.

Позже, при изучении космических снимков, карт и отчетов других групп, мы обнаружили несколько вариантов первопрохождений перевалов, а также восхождений на вершины Кызылсу и Джукучак, которые логично ложились в планируемый маршрут. А когда выяснилось, что с высокой вероятностью это будут первовосхождения, не использовать такую возможность и не включить их в нитку мы не смогли.

К сожалению, реализовать эти планы полностью нам не удалось.

Изменения маршрута

По сравнению с заявленным маршрутом группа отказалась от прохождения перевала Скалистый Восточный (2А), обойдя его по леднику Колпаковского, а также изменила окончание маршрута, отказавшись от прохождения перевалов Иттиш (1А) и Донгуроме (н.к.) и выхода по долинам Джууку и Донгуроме в сторону пер. Барскаун в пользу перевала Джукучак (1А) и выхода по долине Джукучак в пос. Сары. Оба варианта рассматривались как запасные еще в Москве и при выпуске были согласованы с МКК.

Также, на перевале, который при планировании мы называли Скалистым, была снята записка с названием Всеобуч, а позже, в 2016 году, по найденному отчету 1973 г как Скалистый была идентифицирована соседняя седловина.

Отказ от прохождения перевала Скалистый Восточный связан с тем, что из-за позднего спуска с пер. Загадка группа не успела с вечера подойти под перевал и могла начать подъем лишь около 11 утра, что с учетом снежной обстановки и экспозиции склона было сочтено неприемлемым.

Отказ от выхода в сторону пер. Барскаун связан с отставанием от графика на 2 дня, вызванным в равной степени ошибкой при подготовке и незапланированной полудневкой из-за болезни участников.

Схема пройденного маршрута

Подготовка

Подготовка к походу началась в январе 2011 года и осуществлялась в рамках школы СУ, проводимой клубом Вестра. Помимо теоретических занятий и практических выходов, проводились регулярные беговые тренировки (к сожалению, в них была вовлечена лишь половина состава). Также в феврале группа выезжала на лед в Кузнечное (Лен. область), а в мае — на совместные с альпклубом МЭИ сборы в Крыму.

В нашем походе мы использовали в целом стандартный для походов 3 к.с. набор снаряжения (см. список), при этом часть его была неплохо оптимизирована по весу. Так можно отметить относительно тонкие веревки (8,9 мм, 50 м, Калининград), некрутящие спусковые устройства (Petzl Reverso, BD ATC-Guide, Венто Лукошко и другие). Из кухонных принадлежностей — доработанный алюминиевый чайник “Экспедиция” 3 л 220г, 3-литровую кастрюльку Primus EtaPower в паре с более мощной шланговой горелкой Kovea, что позволило обеспечить расход газа 55 г/чел/день, при том что в чае мы себе не отказывали, лишь дважды заменяли обед перекусом, 6 дней подряд жили выше 4000, и 7 раз были вынуждены топить снег.

Также в который раз хорошо показала себя двухместная палатка Vaude Hogan Ultralight (1,4 кг без колышков, но подвязанными 2мм петельками для постановки на камнях). Помимо выигрыша в весе, ее наличие позволило нам легко разделиться, когда у нас заболел участник.

Отдельного упоминания заслуживают снегоступы. За 3 недели до выезда мы получили информацию, что в этом году на Терскее много снега, и, подумав, участники убедили руководителя взять снегоступы. От промышленных образцов мы отказались сразу по причине избыточного веса (> 1,8 кг) и решили брать самодельные, ориентируясь на Лебедевские снегоступы, а также вариант, популярный в горном клубе МГУ. Кто-то шил сам, кто-то обратился в компанию AVL, но в результате у всех были снегоступы весом не более 750 г.

Что касается их использования, руководитель долго относился к снегоступам скептически, пока на второй день подъема на пер. Загадка нам не встретился закрытый ледник с глубоким снегом и непрочным настом, движение по которому “босиком” было очень утомительным, а в снегоступах — вполне комфортным. С этого момента вопрос об их полезности был закрыт.

Из скального снаряжения были взяты и использовались на спуске с пер. Кызыл Северный крючья и комплект стоперов.

Продукты

Наша раскладка не отличалась особой оригинальностью: обычный горный вариант из расчета 540 г / чел / день без топлива (еще 60 г / чел / день). По результатам можно сказать, что нам этого хватило, и больше еды не требовалось. Среди немногих особенностей можно отметить большое для похода 3 категории количество горячих обедов (11 из 13), умеренное использование сублиматов (супы и ягоды Гала-Гала, сублимясо) и использование изотоников.

Изначально мы настраивались, что в штурмовые дни мы заменим обеды сухим перекусом. Однако еще при планировании к большому удивлению завхоза выяснилось, что мы практически всегда будем иметь возможность организовать нормальный обед. Ну, не отказываться же! В реальности же мы во все дни могли нормально пообедать, и с удовольствием это делали, и лишь когда обеды закончились, взялись за перекусы. В качестве основного блюда на обедах мы чередовали супы Гала-Гала (легкие, не требуют варки, но дорогие) и супы типа “Русский продукт” с вермишелевой досыпкой (надо варить, зато есть что пожевать).

К нашему удивлению оказались не востребованы сушеные ягоды Гала-Гала (съели, но без удовольствия: чуть кисловатые в каше и не более) и изотоник. С чем связано последнее – неясно, возможно с нежаркой погодой на высоте, возможно с тем, что мы не отказывали себе в чае во время основных приемов пищи.

Для уменьшения перевеса в самолете, часть продуктов мы закупали в Москве, а часть в Бишкеке. В Москве были закуплены: орехи, часть сухофруктов, мясо, колбаса, сало, сыр, чай, сублиматы, сухари, сушеные овощи и сливки; а в Киргизии – крупы, сладости и сахар. При этом к нашему удивлению в Бишкеке возникли проблемы при покупке козинак (не нашли на рынке), пряников (нашли лишь невкусные) и овсяного печенья (купили в супермаркете)

Логистика

Поскольку на весь поход у нас было отведено лишь две недели, мы были заинтересованы в том, чтобы заехать в район как можно быстрее. Для этого мы заранее разослали запросы в ряд турфирм, специализирующихся на транспортных услугах в предгорье. Однако реально мы выбирали из двух вариантов. «TIEN-SHAN TRAVEL» Владимира Бирюкова и Игорь Ханин предложили наиболее низкие цены на трансфер из Бишкека в Каракол, в то время как у других фирм это стоило намного больше. При этом заброску из Каракола в горы все фирмы предлагали по одинаковой цене.

В итоге мы решили воспользоваться услугами Игоря Ханина. Заезжали по следующей схеме:
1) Бишкек – Каракол – 150 евро за микроавтобус Мерседес-Спринтер.
2) Каракол – верховья Чон-Кызыл-Суу (1,5 км не доезжая ФГС) – 110 евро Урал-Вахтовка.
И аналогично обратно:
3) От слияния Джууку и Джукучака до Каракола – 110 евро на Ханинском ГАЗ-66, хотя по Джукучаку местные ездят на легковушках (хорошая дорога начинается чуть выше горячих источников).
4) Каракол – Бишкек – 150 евро за бусик.

А поскольку, в зависимости от обстоятельств, мы могли закончить поход в очень разных точках, место, откуда нас надо забирать, было окончательно согласовано по спутниковому телефону лишь за 2 дня до конца похода.

Также Игорь продал нам газ (по 6 евро за баллон 230 г; выкупает излишки по 3 евро за не помятый и не поцарапанный баллон) и помог подыскать квартиру в Бишкеке на двое суток, где жили и фасовали продукты прилетевшие раньше группы участники (800 сом/сутки + торг = 1200 сом).

Заезд

День 0. 16-17 июля 2011г.
г. Бишкек – ФГС (заезд)

Первые три человека прилетели в Бишкек рано утром 15-го числа, заселилась в снятую квартиру и, немного восстановившись после бессонной ночи, занялись закупкой и фасовкой продуктов. В 9 вечера они загрузились в присланный Игорем Ханиным микроавтобус и поехали в аэропорт встречать всех остальных. В начале одиннадцатого воссоединившаяся группа стартовала из аэропорта Манас в сторону Каракола.

Около часа ночи останавливаемся у популярного придорожного кафе. Для кого-то это завтрак, для кого-то – лишь ужин. Манты в кафе чудесны, дастархан хорош, однако после предотъездной суеты и бессонной ночи в самолете группа норовит задремать при первой же возможности. Через час водитель подгоняет нас, и мы продолжаем путь. На подъезде к Иссык-Кулю восходит солнце, и участники наслаждаются утренними горными пейзажами. Здесь следует отметить, что в группе присутствуют представители Чикаго (США). Они сразу же замечают, что таких красивых гор в Чикаго не встречается.

В начале седьмого приезжаем в Каракол к Игорю Ханину. Решив все вопросы за полтора часа (газ, эвакуация в случае ЧП, выезд, погода и снег в горах, да и просто поговорить) грузимся в Урал и выезжаем в сторону ФГС, в долину Чон-Кызылсу. По пути заезжаем в МЧС и регистрируемся там, а не доезжая нескольких километров до ФГС останавливаемся у горячих источников (50 сом с человека, будут очень хороши в середине или конце похода). Здесь мы окончательно ощущаем себя во власти очарования Тянь-Шаня. Дегустируем дыню. Перед купанием группа разделилась по идейным соображениям на «нудистов» и «традиционалистов». Философские споры на эту тему сопровождали впоследствии весь поход. Купаться в источниках приятно, однако время идет, и трижды переехав реку по мостам (при этом деревянный настил одного из них ощутимо пострадал), в 10-10 мы подъезжаем к броду в 500 метрах от ФГС. Дальше водитель ехать отказывается, несмотря на то, что река не кажется чересчур бурной для такой машины. Впрочем, это не проблема, потому что в 50 метрах ниже брода виден надежный пешеходный мост, сбитый из 4 мощных елей. Выгружаемся из машины, прощаемся с цивилизацией на ближайшие 2 недели. Поход начался.

Техническое описание маршрута

День 1. 17 июля 2011г.
ФГС – впадение р. Саватор в Чон-Кызылсу (м/н) – занос заброски под слияние с р. Кельдыке

Ходовое время: 50 мин + 3-30
Километраж: 11.9 (6.7) км
Перепад высот: +210 -127 м

Фото 1.1. Вид вниз по долине
Чон-Кызыл-Су от места лагеря
у начала подъема к пер. Саватор

Выгрузившись из машины, долго перепаковываем продукты, доедаем дыню и, наконец, в 11-50 выходим. Сразу же переправляемся на левый берег Чон-Кызылсу по хорошему пешеходному мосту (несколько сбитых бревен) и идем по хорошей дороге-тропе до ФГС и выше уже просто по тропе до р. Саватор практически без набора. Переход занял 50 минут и из-за недосыпа дался весьма тяжело. В 12-40 доходим до места будущего лагеря на правом берегу р. Саватор (в тот момент еще были надежды подняться выше под перевал Саватор, но позже мы их благоразумно отбросим). Решаем отнести заброску сразу же, и в 13-20 шестеро отважных участников с заброской выходят в сторону реки Кельдыке, а двое других не менее отважных остаются в лагере с целью приготовить обед к возвращению первой группы. ЧХВ от точки старта – 50 минут.

Подъем в целом идет по тропе, сначала по лесу (тут тропа, обходя прижимы, несколько раз поднимается на склон и спускается обратно к воде), потом по альпийским лугам. На другом берегу наблюдаем группу, судя по всему движущуюся без тропы. Идем долго и мучительно, сказывается недостаток акклиматизации и недосып. В какой-то момент одной из участниц становится дурно – разгружаем её. Ищем подходящее место для заброски – находим естественную пещерку между корнями поваленного дерева. Ориентир – красивый водопад на противоположном борту долины. Упаковываем заброску, закладываем под корни и очень долго заваливаем сверху камнями. Поиск и перетаскивание тяжелых камней не прибавляют сил, все часто отдыхают. Бежим вниз, так как начинается дождь. На часах начало четвертого, и становится ясно, что пойти под перевал сегодня не получится.

Спуск вниз проходит заметно быстрее, чем подъем, и вот уже в лагере нас встречает неимоверно вкусный компот из сухофруктов и не менее вкусная еда. Кайфуем, хотя погода не радует. К вечеру холодает, но так как залезать в палатки еще не хочется, все сбиваются в кучу на ковриках под тентом. Постепенно это перерастает в тренинг по профилактике телесной депривации, как назвал это один образованный участник. Профилактика всем понравилась и впоследствии осуществлялась при каждом удобном случае.

ЧХВ выхода на заброску: 3-30

День 2. 18 июля 2011г.
м/н – пер. Саватор(1А, 3830) – спуск до зеленки

Ходовое время: 6-05
Километраж: 7,7 км
Перепад высот: +1209 -262

Пер. Саватор(1А, 3830)

• Характер: травянисто – осыпной
  • Ориентация: восток-запад
  • Расположен: в северном отроге главного хребта
  • Соединяет: верховья долины реки Саватор – ледник в верховьях правого притока р. Киче-Кызылсу
  • Координаты: N 42° 8' 5.34" E 78° 9' 30.84"
  • Путь прохождения: восток-запад
  • Необходимое снаряжение: обувь на жесткой подошве, ледоруб или треккинговые палки.
Фото 1.2. Лагерь у начала подъема в висячую долину пер. Саватор

Подъем дежурных в 5-30, в 6-10 – все остальные. Выход в 7-40. Перед выходом завесили рюкзаки. Получилось от 28 до 33 кг. безотносительно пола. Это без заброски. Не так мало, как хотелось бы. Рюкзаки некоторых девушек весили тяжелее мужских – очевидно, там были бигуди, вязальные спицы, маникюрные наборы и краска для волос. Они кокетливо называли их «косметичками». Впрочем, впоследствии это не помешало упомянутым дамам лидировать большую часть переходов.

Фото 1.3. Восточный перевальный взлет
пер. Саватор

По правому берегу реки Саватор идет хорошо набитая тропа, которая начинается у воды немногим выше нашего места ночевки. Первый переход (40 мин) идем по ней по лесу среди вековых сосен, а в начале второго (еще 40 минут) выходим на заросшие травянистые лужайки, где тропа теряется, но потом находится опять. Вокруг простирается буйное разнотравье, душу бередит неповторимый аромат горных цветов. Привал делаем у реки в зоне альпийских лугов.

Фото 1.4. Вид с седловины пер. Саватор
на восток
Фото 1.5. Вид с седловины пер. Саватор
на северо-запад

Следующие 2 перехода идем по альпийским лугам с небольшим и равномерным набором высоты. Во время пятого перехода преодолеваем ступень долины (травянистый склон, местами со средней осыпью), и подходим под перевальный взлет. На часах 12-40 – становимся на обед. Тут же начинается град, но мы быстро растягиваем тент и спокойно пережидаем его. Кстати, тут можно хорошо стоять лагерем. ЧХВ от места ночевки – 3 часа 20 минут.

Фото 1.6. Спуск с западного
перевального взлета
пер. Саватор

В 14-40 выходим в направлении перевала. Подъем по линии падения воды нас смущает серией скальных сбросов (напрасно, зайдя сверху, мы увидели нормальный проход), поэтому высоту набираем, двигаясь косым траверсом справа налево от места обеда. Это решение, очевидно, было ошибочным – мы потеряли много времени и сил. Сначала траверс пологий, но через один 40-минутный переход мы выходим на 20-25° травянисто-осыпной склон. Принимаем решение идти плотной группой, чтобы облегчить поиск пути для каждого и не насыпать камней. Некоторым участникам подъём дается тяжело, несмотря на все усилия, группа растягивается, приходится подолгу ждать отстающих. В течение следующего перехода (50 минут) продолжаем двигаться косым траверсом и, обойдя несколько скальных выходов, выходим к скалам левее (южнее) седловины, дальше поднимаемся практически вдоль них. На седловину перевала выходим в 16-30, снимаем записку Паши Ярыкина из горного клуба МГУ.

Седловина перевала узкая и скальная, стоять лагерем на ней неудобно, но можно хорошо наблюдать Иссык-Куль. Тем не менее долго на ней не засиживаемся, так как на нас надвигается гроза. ЧХВ от места обеда до седловины – 1 час 30 минут.

Фото 1.7. Западный перевальный взлет
пер. Саватор

Спуск начат в 16-45, одновременно с первыми каплями дождя. Движемся двумя группами, спуск осложняется тем, что камни быстро намокают и становятся скользкими. Наконец к 17-30 оказываемся на моренном гребне. После этого движемся по гребню и по карману морены до выхода на альпийские луга. В 18-00 доходим до них и становимся лагерем. ЧХВ от перевала – 1 час 15 минут.

День 3. 19 июля 2011г.
подход под пер. Лавинный Западный(2А, 3862)

Ходовое время: 2ч. 15мин.
Километраж: 4,6 км
Перепад высот: -310 +300

Фото 2.1. Подъем по осыпям правее каньона реки
в цирк перевалов Лавинных

Подъем дежурных в 5-00, остальные в 5-30. Предыдущий день оказался слишком напряженным, у группы наблюдаются явные признаки горняшки, к тому же отдаем себе отчет, что вероятность пройти следующий перевал в тот же день стремится к нулю. Поэтому принимаем решение спуститься до слияния ручья, на котором мы стоим, с р. Киче-Кызылсу и устроить что-то вроде полудневки, а ближе к вечеру максимально подойти под перевал.

Фото 2.2. Вид на перевалы Лавинные
и концевую морену ледника

Вышли в 7-20. Спуск до слияния проходит справа от ручья по травянистому склону крутизной до 20°. На спуске наблюдаем наш перевал. В 8-00 группа спустилась к реке, поставила тент и лагерь, после чего предалась ничегонеделанию, личной гигиене, сну и игре в контакт, чему немало способствовал начавшийся дождь. Пока мы пережидаем под тентом дождь, мимо нас проезжают местные жители, заходят пообщаться. Часть группы отсыпается в палатках, в то время как другая, более ответственная, часть считает раскладку.

Соблазн дождаться окончания дождя велик, но надежды мало. Время идет, а вода медленно, но верно подбирается к палаткам. К 16-00 мы заставляем себя пообедать и пойти вверх.

За 2 перехода (1 час + 35 минут) подходим к ступени долины, проходим ее по правому (ор.) борту по травянистым полочкам и средней осыпи и дальше по альпийским лугам подходим к морене, идущей из-под нашего перевала. Довольно долго ищем оптимальный путь через разливы ручья – не хочется мочить ноги. В 18-00 встаем на красивом зеленом холме у восточного борта долины, не дойдя до морены 100 м. Не больно-то и хотелось. Снизу из ущелья ветер нагоняет клочья тумана каких-то фантастических форм. Ощутимо подмораживает – понимаем, что будем ночевать уже при минусовой температуре. ЧХВ от места ночевки – 2 часа 15 минут.

День 4. 20 июля 2011г.
м.н. – перевал Лавинный Западный(2А, 3862) – спуск по р. Ашутор до заброски

Ходовое время: 8 ч.
Километраж: 13,2 (12,9) км
Перепад высот: +420 -1210

Пер. Лавинный Западный(2А, 3862)

• Характер: снежно-ледовый с севера, (снежно-ледово) осыпной с юга
  • Ориентация: север-юг
  • Расположен: в северном отроге главного хребта к западу от дол. р. Ашутор
  • Соединяет: ледник в истоке р. Киче-Кызылсу – ледник в истоке левого притока р. Ашутор
  • Координаты: N 42° 6’ 4.8100’’ E 78° 8’ 11.0000’’
  • Путь прохождения: север-юг
  • Необходимое снаряжение: кошки, связочные веревки, ледорубы(треккинговые палки)
Фото 2.3. Вид на моренные валы с подъема
на пер. Лавинный Западный
Фото 2.4. Северный перевальный взлет
пер. Лавинный Западный
Фото 2.5. Северный
пер. Лавинный Восточный

В 4-00 общий подъем. Пока собираемся, замечаем, что на ручье за ночь намерзли огромные, сантиметров по 40-50, кристаллы льда. Выходим в 5-55. Сразу же после старта мы оказываемся перед выбором: подниматься на морену ближе к правому борту долины, где просматривается достаточно приятный заход по травянисто-осыпному склону и дальше двигаться траверсом до ледника, или обходить моренный вал у левого борта долины, как это рекомендует отчет Ремизова. После некоторых раздумий – обходить не хочется, а подъем смотрится вполне прилично – решаем идти своим вариантом.

Трава быстро кончается, и начинается мелкая и средняя осыпь. Спустя пол перехода мы поднимаемся достаточно высоко, чтобы рассмотреть всю морену, и становится ясно, что вариант Ремизова намного лучше, т.к. позволяет выйти к перевалу без излишнего набора высоты и по более удобной для перемещения осыпи и пологой части ледника. Также за мореным валом обнаруживается симпатичное озеро и хорошие площадки для стоянок.

Нам же остается доводить свой вариант до конца. За 2 перехода мы несколько раз пересекаем зону крупной осыпи, потом, обходя крутой зачехленный ледовый склон, набираем лишние метров 30 высоты и в конце концов выходим на ледник, обойдя примерно 2/3 его пологой части по осыпям и моренам правого борта долины. Целый час одеваем кошки и вяжем связки (через 100 м ледник становится закрытым), и около 9-00 продолжаем подъем.

Фото 2.6. Подъем
на пер. Лавинный Западный
Фото 2.7. Вид с седловины
пер. Лавинный Западный на север
Фото 2.8. Вид с седловины
пер. Лавинный Западный на юг

Северный взлет перевала – большой снежный склон, крутизной до 30-35°. На левой по ходу стороне склона видны следы схода лавины, прямо по центру – небольшая впадина, чуть правее – следы засыпанного бергшрунда.

В надежде упростить тропежку идем по правой (по ходу) кромке лавинного выноса, где снег немного плотнее, чем на нетронутом склоне. Также нам помогает то, что большую часть времени солнце скрыто за облаками, и склон раскисает медленнее, чем мог бы. Движемся в связках, из-за чего смена лидера происходит очень неторопливо. Если в начале подъема не исключалась возможность провешивания веревок, то постепенно становится ясно, что при нашем состоянии склона все здесь идется в связках.

Примерно на середине подъема начинаем забирать вправо по ходу, с тем чтобы выйти на седловину. В этот момент тропежка заметно усложняется: если раньше мы проваливались по щиколотку, то теперь зачастую по колено, к тому же ступени не всегда выдерживают вес человека, и приходится тропить по бедро. Незадолго до выхода на перевал одна из участниц начинает жаловаться на острую боль в животе. Однако, осмотр и тщательная пальпация живота на перевале свидетельствуют о диагнозе «жить будет». В 10-55 мы выходим на перевал. ЧХВ от лагеря – 3.5 часа.

Фото 2.9. Южный взлет
пер. Лавинный Западный,
вид с седловины
Фото 2.10. Спуск по кулуару
с пер. Лавинный Западный

Вдоволь нафотографировавшись и налюбовавшись на окрестные вершины, начинаем спуск. На часах 12-00. Южный склон перевала – кулуар с живой средней и мелкой осыпью, крутизной до 30°, выводящий на небольшой закрытый ледник.

Поскольку верхние метры кулуара прикрыты тонким слоем льда и снега, по просьбе части группы провешиваем 5 метров перил. Впрочем, и первый, и последний уверенно проходят это место ногами. Дальше разбиваемся на 2 группы и, несколько раз переходя от края к краю кулуара, дожидаясь друг друга в безопасных местах, за час спускаемся на закрытый ледник.

Связываемся, и тяжело, но к счастью недолго тропя, пересекаем ледник и спускаемся в карман морены и дальше движемся по нему, выходя по ситуации то на кромку льда, то на камни. В это время погода портится, и нас накрывает достаточно плотный туман, видимость падает примерно до 100 м, начинает идти снег. Спустя 40 минут развязываемся и продолжаем движение по границе ледника и морены, и дальше по морене. Т.к. видимость ограничена, а наша скорость сильно различается, идем достаточно плотной группой, не торопясь. Если бы нас попросили посоветовать место для съемок мультфильма «Ежик в тумане», мы не раздумывая предложили бы этот участок. Иногда так и хотелось крикнуть кому-нибудь остающему: «Лошадкаааа!». В какой-то момент текущий из-под ледника ручей уходит в каньон, и мы оказываемся перед выбором, по какому берегу идти. Ошибка чревата выходом на крутой борт долины Ашутора и спуском со скальных сбросов. Учитывая, что Ремизов уходил по Ашутору вверх, выбираем правый берег и не ошибаемся. Спуск в 200 метрах от ручья по мокрому 30-градусному травянистому склону достаточно интересен, но технически несложен. При этом, судя по всему, по другому берегу ручья тоже можно нормально спуститься вниз.

Фото 2.11. Вид из долины реки Ашутор
на подъем в висячую долину
пер. Лавинный Западный

В 15-10 мы доходим до Ашутора и останавливаемся на обед. Обед запоминается походным вариантом массажа, который некоторые участники и участницы делают друг другу. Это полезно после долгих переходов под рюкзаком, да и вообще поднимает настроение. ЧХВ от перевала 2-45

Поскольку сегодня нам надо дойти до заброски, в 16-45 начинается марафон вниз. Погода за время обеда наладилась, так что прогулка получилась очень приятная. Идем по левому берегу реки, то выходя на скотопрогонные тропы, то теряя их. Долина Ашутора весьма красива, но вниз пробегается очень быстро. По ходу движения пытаемся присмотреть место для переправы, но безуспешно: даже в лучших местах река достаточно быстра и глубока, чтобы лезть в нее не хотелось. Остается надеяться на бревна в русле, упоминавшиеся в нескольких отчетах.

Фото 2.12. Вершина 4237 у слияния
рек Ашутор и Кашкатор

Тропа идет без существенных сбросов и лишь в километре от слияния, войдя в зону леса, резко спускается вниз. Впрочем, она здесь очень хорошая, и потерять ее сложно. С этого же спуска открывается живописный вид на крутопадающую долину Кашкатора, от слияния с которым Ашутора и образуется Чон-Кызылсу.

В 18-30 мы доходим до впадения Кельдыке и становимся лагерем. Пока инициативная группа товарищей ходит за заброской в ближайший перелесок, оставшаяся группа успешно прячет вещи от очередного, так вовремя начавшегося дождя. За ужином отметили прохождение акклиматизационного кольца спиртовыми примочками на труднодоступные места. ЧХВ от обеда – 1 час 45 минут.

День 5. 21 июля 2011г.
подъем по долине р.Кельдыке

Ходовое время: 2-45
Километраж: 2,5 км
Перепад высот: +350

Фото 3.1. Вид на подъем
в висячую долину реки Кельдыке
с левого борта долины реки Чон-Кызыл-Су
Фото 3.2. Переправа через Кельдыке
Фото 3.3. Переправа
через Чон-Кызыл-Су

Подъем дежурных в 5-30. Довольно долго делим заброску и морально готовимся к предстоящей переправе. Присмотренное накануне бревно никого не вдохновляет: тонкое, лежит высоко, плюс под ним сильное течение. Поэтому когда Саша Шепилов находит удобное место для переправы вброд, руководитель вздыхает с облегчением. Выходим в 8-40. Спускаемся на 400 м ниже по течению, через мелкие рукава переходим на остров ниже слияния Ашутора и Кельдыке и выходим к переправе. Из-за выполаживания склона здесь заметно меньше скорость течения, и переправа оказывается проще, чем даже выше слияния.

Выбрав место без больших камней на дне (определяем по характерным бурунам), готовимся к переправе. Река здесь относительна мелка: чуть выше колена, захлестывает чуть ниже пояса, и при определенном опыте возможна даже для одиночного человека без груза. Но для многих из нас это будет первая переправа через такую реку, и поэтому мы, не раздумывая, строим 3 стенки и бродим реку так. Единственная потеря в ходе переправы – один из двух тапок руководителя, которые он неблагоразумно примотал к ногам лишь одним оборотом скотча, рассчитывая обмануть мощь горного потока.

После переправы поднимаемся обратно к Кельдыке, бродим на ее левый берег и останавливаемся на длительную просушку. Дело в том, что Саша Кротов, еще с самолета жаловавшийся на побаливающее горло, сегодня проснулся с высокой температурой (37,8). В такой ситуации выполнение первоначального плана (набор 1000 м в сторону пер. Загадка с ночевкой на леднике) означало бы усугубление ситуации, и, скорее всего, через день-два вылилось бы в спасработы. Поэтому было принято решение сразу же после переправы устроить полудневку, назначить Саше курс антибиотиков и лишь ближе к вечеру продолжить движение, поднявшись в долину Кельдыке до первых удобных стоянок. Решили – выполняем. Выход назначаем на 14-30. Светит яркое солнце, и участницы устраивают парад бикини. В ста метрах выше от места стоянки Кельдыке прорывается сквозь гранитные скалы красивым 7-метровым водопадом.

Фото 3.4. Подъем в висячую долину
реки Кельдыке по левому борту долины

Видимо, мы слишком расслабились, потому что даже на полудневке руководитель не вчитался в описание подъема и не понял, что идти следует правым берегом Кельдыке, где, судя по описаниям, идет тропа. Мы же стоим на левом. Выходим в 14-30. Находим какое-то подобие тропы (видимо, это лошади паслись на склоне) и движемся по ней вверх. Минут через 15 движения она окончательно теряется, и мы продвигаемся по заросшему лесом склону крутизной до 30° и отдельными участками до 40°. Периодически продираемся сквозь бурелом. К концу перехода лес сменяется кустарником, а склон заметно выполаживается. Следующий переход тяжело идем по кустарнику, оставляя на кустах клочки кожи и одежды и громко ругаясь. Особенно усугубляет наше разочарование вид идеально ровных лугов на противоположном склоне. Под конец выходим на среднюю осыпь, спускающуюся от скал левого борта долины. По осыпи обходим остатки кустарника, выходим на террасы альпийских лугов и уже по террасам доходим почти до слияния Кельдыке и его левого притока. Выбрав на заболоченном лугу место посуше, ставим лагерь. На часах 17-10. Неподалеку от лагеря пасутся живописные табуны лошадей. Впереди по курсу ледовая стена перевала Че-Гевара. Под остатки коньяка, приобретенного в Duty Free Домодедово, закат был особенно красив.

Фото 3.5. Вид на висячую долину и слияние двух истоков реки Кельдыке

ЧХВ от слияния: 2-15

День 6. 22 июля 2011г.
подход под пер. Загадка Центральная(2А)

Ходовое время: 6-30
Километраж: 5,6 км
Перепад высот: +916м

Подъем дежурных в 4-30. Новый день – новые проблемы. Саша вроде поправился, зато с высокой температурой (опять 37,8) проснулся Алексей. После долгих раздумий и обсуждений (и вверх идти страшно, и очевидно, что еще одна дневка не позволит нам пройти даже подобие тройки, да и просто деморализует группу), назначаем ему курс антибиотиков и даем полдня, пока мы не выйдем на ледник, на выздоровление. Усиливаем действие антибиотиков интенсивной психотерапией и самовнушением.

Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 3.6. Подъем вдоль правого борта долины реки Кельдыке Зап.

В 7-20 выходим и по камням (хотя пару ботинок все-таки намочили) переходим на правый берег левого притока Кельдыке, чуть выше слияния. Этот переход следовало сделать на 200 метров выше – тогда ни один ботинок не пострадал бы. От слияния идем по лугам и террасам правого борта долины и за два перехода подходим к концевой морене ледника.

Фото 3.7. Перевал
Че Гевары крупным планом
Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 3.8. Язык ледника Кельдыке Зап.

Отсюда видны два варианта: либо спускаться на ледник и в кошках идти по нему (около 100 м открытого льда до 25° у самого языка, потом положе), либо уходить на правую боковую морену и по ней обходить значительную часть ледника, в том числе одну из зон трещин. Учитывая, что нашей группе на таком льду наверняка понадобится страховка, выбираем обход по морене.

Следующие два перехода мы движемся по конгломератно-осыпным склонам морены. Сначала по системе наклонных полок, а потом в лоб по склону выходим на гребень морены, по гребню поднимаемся на плато (здесь осыпь из мелкой становился средней) и, пройдя немного по плато, по мелкоосыпному склону спускаемся к леднику. Здесь и устраиваем обед. На часах 12-00. ЧХВ от места ночевки: 3 часа.

Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 3.9. Панорама Главного хребта с точки окончания гребня правобережной морены ледника Кельдыке Зап.

Во время обеденного отдыха подгоняем кошки и в 14-00 выходим. Т.к. ледник открытый, но достаточно крутой (до 15-20°), идем без связок в кошках. Обходя зону трещин, смещаемся по диагонали к центру ледника и потом идем примерно по этой же линии. За один переход успешно преодолеваем ступень ледника, а на следующем попадаем в зону трещин. Пытаемся лавировать, но в результате все равно вешаем 2 веревки: одну при проходе траверсом по верхнему наклонному краю широкой трещины, а вторую при переходе по ножу шириной 25 см и последующем пересечении трещины по большой пробке (4х8 м). В этот момент сказывается наличие в составе опытных участников: пока основная часть группы работает с веревками, они успешно разведывают дальнейший путь.

Фото 3.10. Район седловины перевала
Загадка Центральная крупным планом
Фото 3.11. Подход по леднику
Кельдыке Зап. к ледопаду
Фото 3.12. Вид на пер. Кельдыке Зап.
и ВМФ с подъема по леднику
Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 3.13. Ледопад на леднике Кельдыке Зап.
Фото 3.14. Разведка пути
преодоление ледового
гребня
Фото 3.17. Третья веревка – спуск
в трещину и подъем из нее

Сместившись еще пару раз от края к краю ледника, покидаем зону разломов и выходим к выполаживанию ледника. Погода начинает портиться (ветер, снег), и мы с удовольствием останавливаемся на ночлег у правой (ор.) кромки ледника. От камнепадов со склона нас защищает огромный ранклюфт. Также рядом с нашим лагерем находятся чУдные ледовые образования и не менее чУдная ванна с водой.

Недостатки стоянки на открытом леднике – холод и тяжелые строительные работы. Самой расторопной палатке повезло больше, а остальные некоторое время практикуются в вырубании больших объемов льда вообще и ступеней в частности. Перед тем, как лечь спать, любуемся красивейшим закатом, окрашивающим ледник в нежные оранжево-красные тона.

На часах 18-00, ЧХВ от обеда: 3-30

День 7. 23 июля 2011г.
м/н – пер. Загадка Центральная(2А, 4676) – ледник Колпаковского

Ходовое время: 6-40
Километраж: 6 км
Перепад высот: +622 -313м

Пер. Загадка Центральная(2А, 4676)

• Расположен: в главном хребте
  • Соединяет: лед. Кельдыке (р. Чон-Кызылсу) – В. ветвь лед.Колпаковского
  • Координаты: N 42° 6’ 38.1564’’ E 78° 16’ 49.5300’’
  • Ориентация: с.запад-ю.восток
  • Характер: снежно-ледовый, с-з склон – закрытый ледник до 35°, несложные ледопады, с юго-востока – пологий закрытый ледник
  • Путь прохождения: с.запад-ю.восток
  • Необходимое снаряжение: кошки, связочные веревки, ледорубы (треккинговые палки)
Фото 3.18. Верхнее ледовое плато
перед "развилкой" к перевалам
Загадка Центральная и Западная
Фото 3.19. Вид на Главный хребет
с верхнего ледового плато
Фото 3.20. Северный
пер.Загадка Западная
Фото 3.21. Седловина пер. Кельдыке

Встали в 5. Поскольку оба заболевших чувствуют себя лучше, решаем идти на перевал. Вышли в 7-40. От места ночевки идем по леднику, смещаясь к его левому (ор.) краю, чтобы обойти трещины и как можно дольше идти по открытому леднику. За 1 переход доходим до начала закрытого ледника, связываемся в связки и продолжаем движение, возвращаясь к центру ледника. Идти становится тяжело: снег глубокий, а наст и человека не держит, и проламывается с большим трудом. При этом снег настолько ровный, что трещины читаются не всегда. Дважды лидеры проваливаются в них по колено, но грамотные действия (связка без провисов + откидывание на спину) и большое количество снега в трещинах позволяют избежать неприятных последствий.

Изрядно замучив на 150 метрах пологого ледника двух тропящих и попробовав потропить сам, руководитель командует одеть снегоступы. Дело это с непривычки не быстрое, но идти в них намного легче. Не зря мы их шили!

По леднику движемся к левой по ходу кромке ледопада, сползающего из цирка Центральной Загадки. Справа по ходу виден подъем на перевал Загадка Западная, а мы прижимаемся к правому борту долины и поднимаемся на наклонное плато, выводящее к перевалу Кельдыке (Загадка Боковая). Здесь устраиваем привал, во время которого два Саши и Оля гуляют в сторону пер. Кельдыке, и пока они возвращаются, остальная группа начинает подъем в верхний цирк перевала Загадка Центральная.

Фото 3.22. Вид с пер. Кельдыке на восток

За полтора перехода по снежному склону (до 40°) поднимаемся к верхнему цирку, и на перегибе обнаруживаем несколько огромных трещин (метров по 15 шириной и 30-35 длиной). Пол перехода аккуратно обходим их и выходим на ровный ледник. Приближается нешуточная гроза, начинает сыпать снег, гремит гром, и мы всерьез начинаем обсуждать профилактику попадания молнии – все обвешаны железом. К счастью, обошлось. Впереди на расстоянии примерно 500 м перед нами открывается широкая дуга перевального взлета (30 м 30°, снег), подрезанная снизу небольшим бергшрундом. Выбираем место, где он поуже (0,5 м), проходим взлет – и мы на перевале. Тут же устраиваем обед. Поскольку тур обнаружить не удалось, строим свой у скал с северной стороны седловины. Сама седловина длинная, широкая и достаточно ровная, при необходимости на ней можно поставить сколь угодно большой лагерь, а днем на скалах – даже найти воду. С перевала открываются панорамные виды по обе стороны хребта Терскей. Погода переменчива – то выглядывает солнце, то окрестности укутывают набегающие облака.

ЧХВ от места ночевки до перевала: 5-10

Фото 3.29. На леднике Колпаковского
после спуска из цирка
пер. Загадка Центральная

Выходим в 16-20. Спуск с перевала на ледник Колпаковского сложности не представляет: связавшись в связки, идем в снегоступах по 15-20-градусному снежному склону, понемногу смещаясь к его правому краю. Незадолго до выхода на ледник попадаем на 30-метровый отрезок открытого льда. Чуть сбавив скорость и не снимая снегоступов, без проблем проходим его прусским шагом. Примерно в этот же момент замечаем на леднике цепочку чьих-то следов, в т.ч. место привала. Подойти и посмотреть их очень любопытно, но закладывать специальный крюк не хочется (чуть позже мы все равно выйдем на них и поймем, что группа прошла день или два назад куда-то вверх, в район перевалов Загадка Восточная или Советских педагогов).

Выйдя на ледник, поворачиваем направо, вниз по леднику, с целью как можно ближе подойти к перевалу Скалистый восточный. Однако сбивать ради этого режим мы не собираемся и в 18-00 ставим лагерь. К тому же, пройдя чуть дальше, мы вышли бы из-под ветровой защиты небольшого отрога. Вокруг, насколько хватает глаз, нас окружает снежно-ледовая гладь ледника и возвышающиеся над ней хребты. Над горизонтом плывут облака. Возникает полное ощущение того, что мы очутились в какой-то параллельной реальности.

ЧХВ от перевала до места ночевки: 1-30

День 8. 24 июля 2011г.
м/н – подход под пер. Всеобуч

Ходовое время: 5-40
Километраж: 10,6 км
Перепад высот: -530 +353м

Подъем дежурных в 4-30, в 7-30 наконец-то выходим. Снегоступы одеваем сразу. В связках движемся по обнаруженным еще вчера следам вдоль правого края ледника, через полкилометра проходим прусским шагом спуск с небольшой ступени ледника крутизной до 20°. Дальше опять полого, но снег уже раскис, и идти становится тяжело (если бы вышли раньше – существенно сэкономили бы время и силы). Смещаемся ближе к центру, но это не помогает. Медленно движемся мимо трещин и красивых ледниковых озер.

Фото 3.30. Ледопад в центральной части
ледника Колпаковского
Фото 3.31. Обход ледопада правым бортом
Фото 3.32. Выход на ледник после обхода
ледопада
Фото 3.33. Ледник Колпаковского
в районе пер. Скалистый Восточный

Через 1,5 часа доходим до слияния ледника Колпаковского и его северного безымянного ответвления и делаем привал на камнях появляющейся срединной морены. Перед нами встает наш очередной перевал – Скалистый Восточный, ровно такой, как мы видели в отчете.

Фото 3.34. Вид на пер. Скалистый Восточный
с ледника Колпаковского

Задумываемся: с одной стороны, вот он перевал, надо идти, с другой – туда ведет крутой снежный склон с юго-восточной экспозицией, а уже сейчас снег раскис настолько, что даже в снегоступах мы проваливаемся по колено. До взлета нам еще идти не меньше 40 минут. Разгорается дискуссия. В довершении ко всему у руководителя начинает идти носом кровь. Это переполняет чашу нашего терпения. Со словами “в 10 утра на перевал не ходят”, уходим по запасному варианту, вниз по леднику Колпаковского, чтобы к вечеру подойти под перевал Всеобуч.

Смещаемся к центральной морене ледника. Отрисованная на километровке, здесь она еще совершенно символическая: полоска камней шириной метров 5, однако снег около нее заметно тоньше и идти легче. За пол перехода доходим до открытого ледника, и, развязавшись, идем до слияния с западной ветвью ледника Колпаковского. По пути несколько раз попадаем в зону трещин, но без труда распутываем их. К 11-50 за два перехода доходим до слияния с западной ветвью ледника Колпаковского. Поскольку наработали мы еще немного, решаем отложить обед на час. ЧХВ от места ночевки до слияния ледников: 3-30

Фото 3.35. Правая морена в районе
окончания ледника Колпаковского
Фото 4.1. Левая крутая часть
ледника Колпаковского Зап.

Спускаемся в карман правой боковой морены и по камням подходим к потоку, вытекающему из западной ветви ледника Колпаковского. Без труда пересекаем его, и, одев кошки, начинаем подъем по крутому открытому леднику (до 20°). В этом месте ледник, огибая сбросы, круто поворачивает направо (по ходу) и мы, чтобы сделать путь чуть положе и не закладывать траверсов, идем почти по максимально длинной дуге. Спустя час слева сбоку остаются симпатичные озера, отмеченные на карте. Когда мы видели эти озера издалека, некоторые участники высказывали желание искупаться в них. Однако, при ближайшем рассмотрении эти желания пропали. Дойдя до локального выполаживания, делаем обед. Воду берем в ручьях, текущих по всему леднику. Довольно ветрено, а место предельно открытое и потому некомфортное.

Выходим с обеда в 15-00. За 20 минут доходим до зоны трещин, а вскорости и до места, где ледник становится закрытым. Отсюда уже угадывается наш следующий перевал – Всеобуч, а вот высмотреть седловину пропущенного Скалистого Восточного не удается. Связываемся в связки, надеваем снегоступы, выходим. Глубина снега быстро растет, причем снег раскис и не держит совершенно. Ситуация осложняется тем, что на совершенно ровном с виду леднике под снегом обнаруживаются широкие трещины, перешагнуть которые можно далеко не всегда. Какое-то время работаем в 2 лидера: если одна связка сразу не находит переход через трещину, вторая уходит метров на 20 в сторону и ищет свой вариант. Это позволяет ускориться, но лишь чуть-чуть. Когда вдобавок ко всему усиливается ветер и начинается снег, руководитель, оценив ситуацию, решает встать лагерем. Наиболее ретивые участники предлагают поработать еще, ведь есть целых 2 часа времени, но аргумент, что завтра мы за полчаса забежим то, что сейчас будем ползти 1,5 часа, звучит убедительно.

В 16-30 встаем лагерем. Снег под ногами до предела напитан влагой. Заметное время тратим на вытаптывание тропинок в лагере, чтобы лишний раз не мочить ботинки. Докопавшись до льда, вырубаем около кухни лунку для сбора воды, а чтобы меньше текло под палатки – прорубаем вокруг них обводные каналы. Пока мы обустраиваемся, погода налаживается, и открывается замечательный вид на Ак-Шиийрак. Этот вид теперь будет сопровождать нас ближайшие несколько дней. ЧХВ от слияния ледников: 2-10

День 9. 25 июля 2011г.
пер. Всеобуч(2А, 4387) – подход под пер. Орлиный

Ходовое время: 4-30
Километраж: 6,7 км
Перепад высот: +318 -209м

Пер. Всеобуч(2А, 4387)

• Характер: снежно-ледовый с востока, ледово-осыпной с запада
  • Расположен: В южном отроге главного хребта, к югу от перевала Боковой Ложный
  • Соединяет: восточную ветвь ледника Котор Южный – западный приток ледника Колпаковского
  • Координаты: N 42° 4’ 0.5160’’ E 78° 13’ 7.0932’’
  • Путь прохождения: восток-запад
  • Необходимое снаряжение: кошки, веревки, ледорубы (треккинговые палки), ледобуры.
  • История прохождений:По информации Вадима Кодыша первое прохождение совершил Жданов А, 1974, г Томск.
    В 1980 г. его записку снял Жиров Ник. Ник. из Томска. Таким образом, мы совершили третье прохождение перевала.
Фото 4.2. Хребет, разделяющий ледники Колпаковского и Котор Южный
Фото 4.3. Восточные перевальные взлеты пер. Всеобуч, Скалистый,
Боковой Ложный и Боковой

Встаем в 5-00. Расковыряв лед, добываем из вчерашней лунки воду на завтрак. Пока собираемся, выясняется, что проблемы со здоровьем, в целом отпустившие Сашу и Лешу, перешли к Оле. Температуры у нее нет, но совершенно пропал голос. В предыдущий день она была одета как обычно для активной работы, но после того как задул сильный ветер и пошел снег – сильно замерзла, а вывязываться из связки, чтобы утеплиться, не стала. Оценив ее состояние и учитывая близость выхода до травы на юг, решаем, что можно продолжать маршрут.

Надо сказать, что вся информация, имевшаяся у нас о запланированном перевале Скалистый, ограничивалась строчкой в классификаторе и точкой в GPS, поставленной по результатам вдумчивого изучения различных космоснимков. Также в качестве ориентиров использовались два известных в этом отроге перевала: Боковой и Ложный. Такая нехватка информации компенсировалась наличием простого запасного варианта (обход через параллельный перевал Боковой) и готовностью им воспользоваться. Тем не менее мы были удивлены, когда вышли в запланированную точку и обнаружили записку, в которой перевал назывался Всеобуч. Лишь позже, в 2016 году, был обнаружен отчет участников 1 и 2 прохождения пер. Скалистый, позволивший точно установить, что он находится на одной из соседних седловин.

Фото 4.4. Седловина
пер. Скалистый

Оценив прочность наста, сразу же одеваем снегоступы, связываемся в связки и в 7-30 выходим. Идем по центру ледника, трещин под смерзшимся за ночь настом не замечаем. Обходим справа пару озер на леднике и оказываемся под перевальным взлетом. Как и рассчитывали накануне, от лагеря идем всего полчаса. Поджидая задержавшуюся на старте связку, изучаем окрестные склоны и спуск с соседней седловины, которая позднее будет идентифицирована как настоящий пер. Скалистый. Характерным ориентиром седловины является скальный останец высотой около 3м, кому-то напомнивший женскую фигуру, а кому-то – фаллический символ. Спуск с нее идет в несколько 20-метровых ступеней по отвесным скалам, и сверху должен казаться устрашающим, но как нам показалось, при умении организовывать страховку на скалах не должен вызывать особых затруднений.

Фото 4.5. Восточный
пер.Всеобуч
Фото 4.6. На подъеме
на пер. Всеобуч

Восточный взлет нашего перевала – 250-метровый снежно-ледовый склон крутизной до 35°. В верхней трети слева-направо его пересекает неглубокий наклонный желоб, выводящий к самой седловине. Западный склон перевала – достаточно узкий кулуар, верхние 50м которого – ледовые (до 40° ), а нижние 200 – осыпные до 35°.

В 8-10 начинаем подъем. Выстраиваемся колонной и начинаем тропить. Связка, чей лидер устал, синхронно уходит в сторону, уступая дорогу следующим. Сначала идем по линии падения воды, а когда доходим до желоба – идем по нему. В какой-то момент начинаем проваливаться в снег почти по пояс, и опасения схода лавин заставляют нас пройти этот участок в максимально интенсивном темпе. Спустя час мы стоим на перевале. Выход на перевал снизу воспринимается как карниз, но реально карниза там нет.

Седловина перевала узкая (10 м), острая, зажатая с обеих сторон скалами. С северной стороны в 3 м над седловиной находится небольшая скальная площадка, где мы нашли тур, а в нем – записку 1980 года, оставленную томской группой. Что любопытно, томичи считали, что проходят перевал Всеобуча, однако даже в Москве нам не удалось найти никаких упоминаний такого перевала на Терскее.

Фото 4.7. Вид с седловины пер. Всеобуч на восток
с пер. Всеобуч
Фото 4.11. Западный
пер.Всеобуч

В 9-50 начинаем спуск. Кулуар, ведущий вниз, не слишком крут (до 35°), но его верхняя часть (чуть меньше 50 м) залита льдом и прикрыта тонким слоем снега. В принципе, при хорошей личной технике можно идти без страховки (на передних зубьях!), что непринужденно демонстрирует Саша Зотов. Однако далеко не все так уверенно стоят на кошках, да и большая часть группы явно просит организовать страховку. Ни секунды не задумываясь, закручиваем два бура (в т.ч. самовыверт) в небольшой мульде под площадкой с туром, делаем станцию и для ускорения вешаем 2 спусковых коридора. Конец веревки удачно оказывается рядом с площадкой у левого борта кулуара, где вся группа может надежно укрыться от случайных камней. Сдергиваем и бухтуем веревки, снимаем кошки. В этот момент кто-то задевает Ленин рюкзак, и тот улетает на 50 метров вниз, наглядно демонстрируя, что может произойти с оступившимся человеком. К счастью, на этот раз обошлось даже без материальных потерь – американский крой не подкачал. От площадки плотной группой спускаемся по осыпи, 2 раза пересекая кулуар наискосок. Спуск довольно неприятный, осыпь заметно едет. В конце спуска забираем чуть влево и выходим на снежник, переходящий в закрытый ледник (восточная часть ледника Котор Южный). Сразу же вяжемся в связки.

Фото 4.12. Вид на пер. Всеобуч с запада
Фото 4.13. На леднике Котор Южный,
вид на пер. Всеобуч,
Боковой Ложный и Боковой

По леднику идем к южной оконечности отрога, разделяющего ледник Южный Котор на западную и восточную части, с тем чтобы завернуть за него и подойти ближе к вершине Кызылсу. Путь вплотную к отрогу нам преграждает живописное озеро посреди ледника. На подходе к озеру натыкаемся на обширную зону трещин, пересечение которых представляет определенные сложности – через некоторые из них в открытом состоянии нельзя было бы даже перепрыгнуть. Нас выручает большое количество снега, забившего верхнюю часть трещин. Не обходится без нескольких «провалов», но снег задерживает людей, и страховке даже не приходится вступить в игру. Обходим озеро с юга и устраиваем обед с видом на озеро, Ак-Шийрак, перевал Котор западный, в. 4596.7 и отрог, в котором мы собираемся проходить перевал. На часах 12-30. Над Ак-Шийраком проходит живописная гроза – к счастью, достаточно далеко от нас.

Когда мы заявляли этот первопроход, основным источником информации с востока у нас были топокарты и космоснимки из Google Earth, причем на космоснимках почти весь гребень от п. Кызылсу до в. 4596.7 смотрелся пересекаемым в любом месте. Оказалось, что это было искажение, вызванное съемкой под малым углом к горизонту, из-за чего почти вертикальная скальная стена выглядела 45-градусной осыпью. Понижение гребня ближе к в. 4596.7 также выглядит недружелюбно: вполне проходимый снежно-ледовый склон упирается в неприятный карниз, прорубать который совершенно не хочется. Остается надеяться, что понижение гребня ближе к в. Кызылсу, которое мы не видим из-за перегиба ледника, окажется приятнее. Ну а в крайнем случае пройти через пер. Котор западный мы всегда сможем.

Фото 5.1. Озеро на слиянии двух ветвей ледника Котор Южный

В 15-20 выходим с обеда. За 30 минут забираемся на перегиб ледника и некоторое время крутим карты и GPS, разбираясь, где же находится наша седловина, а потом еще за 15 доходим до неё и становимся лагерем на середине ледника: так нам достанется чуть больше вечернего солнышка. На часах 16-35. В связи с появившимся свободным временем несколько энтузиастов сооружают монументальный туалет типа «сортир», который так же монументально рушится под очередным порывом ветра. К счастью, никто не пострадал.

ЧХВ от перевала: 3 ч

День 10. 26 июля 2011г.
м/н – пер. Орлиный п/п(2А, 4443) - вер. Кызылсу(рад., 2А, 4587)

Ходовое время: 6-40
Километраж: 4,9 (3,3) км
Перепад высот: +342 -299м

4-30 – подъем дежурных. За ночь снег замечательно смерзся, и это хорошо. К Оле вернулся голос. Плохо то, что у нее поднялась температура. Кроме того, в течение ночи её мучил кашель, и ей регулярно приходилось принимать сидячую позу (типичный «Ванька-встанька»). Четвертая подряд ночевка на леднике выше 4000 ей на пользу не пошла. Очевидно, что Оле сейчас надо идти не вверх, а куда-нибудь вниз, в долину, на травку.

Весь завтрак просчитываем различные варианты. Вариант схода с маршрута откладываем напоследок, рассматривая сначала возможность разделения группы. Очевидно, что лучший с медицинской точки зрения вариант – спуск на 1,5 километра вниз на север в сторону Кашкатора и дальше к Чон-Кызылсу, нехорош прохождением неизвестной нам долины Кашкатора, а также означает, что поход для Оли и сопровождающих закончен. Также он означает, что либо группа, либо Оля остается без спутниковой связи. Вариант же отхода на юг нехорош тем, что быстро сбросить высоту там практически невозможно: значительная часть долины хоть и не попадает в зону снега, но находится выше 3700 м.

Оценив Олино состояние и выслушав мнение медиков, принимаем решение:

• группа разделяется на 2 дня;
  • Оля (опыт 4ГУ) с Сашей Зотовым (5ГУ, 5ГР) через наш запасной вариант – перевал Котор Западный (4330; 1Б) уходят на юг, в сырты под ледником Кызыл Восточный (6 км от места ночевки +80 -500м) и стоят там до утра 27 июля, а 27 июля переходят на нижнее озеро под ледником Ашутор Южный;
  • остальная группа 26 июля переваливает на ледник Кызыл Восточный и по-возможности совершает восхождение на п. Кызылсу, а 27 июля переваливает на ледник Ашутор Южный и выходит на точку встречи; в случае возникновения сложностей выходит туда же через штатные запасные варианты: пер. Котор Западный (1Б) и Кызыл (1А);
  • для обеспечения безопасности Оля и Саша получают значительную часть аптеки, запасной комплект карт, спутниковый телефон со встроенным gps-приемником, и одну из раций (нахождение в прямой видимости в пределах 4 км позволяет рассчитывать на связь). Вторая рация и gps остаются у группы. Также Оля с Сашей забирают 1 веревку, и часть бивачного снаряжения: двухместную палатку и горелку.
  • начиная с 12-00 26 июля каждые 3 часа назначается связь. В случае пропуска связи пытаемся установить связь раз в час. В случае необходимости группа обязана прервать движение и с максимально возможной скоростью выдвинуться на помощь.

Фото 5.2. Восточный перевальный взлет
пер. Котор Зап.

Известив о своем решении Координационный центр и МКК, начинаем сборы. В 7-30 выходим из лагеря, за 10 минут доходим до склона и начинаем подъем, а спустя полчаса Оля с Сашей начинают движение в сторону перевала Котор Западный.

Фото 5.3. Вид с пер. Котор Зап. на восток
Фото 5.4. Вид с пер. Котор Зап. на запад
Фото 5.5. Вид с пер. Котор Зап. на пик
к северу от седловины
Фото 5.6. Западный перевальный взлет
пер. Котор Зап.
Фото 5.7. Вид на пер Котор Зап.
от стоянок в кармане правобережной
морены ледника Кызыл Восточный
Фото 5.8. Долина реки Кызылсу и
«перелаз» в долину Ашутор Ю.

Пер. Орлиный (2А, 4443)

• Характер: снежно-ледовый, западный склон – закрытый ледник 70м до 15°, восточный склон – снежно-ледовый, 160м от 25 до 40°
  • Расположен: в гребне между п. Кызылсу и в. 4596.7, ближе к п. Кызылсу
  • Соединяет: ледник Кызыл Восточный – л. Котор Южный
  • Координаты: N 42° 3’ 45.1400’’ E 78° 10’ 44.5900’’
  • Первопрохождение:Титов – 2011 с востока на запад
  • Путь прохождения: восток-запад
  • Необходимое снаряжение: кошки, связочные веревки, ледобуры, ледорубы(треккинговые палки)
Фото 6.1. Правая ветвь ледника Котор Южный
Фото 6.2. Вид на перевал Орлиный и пик Кызыл-Су с юго-востока
Фото 6.3. Перевал Орлиный и
непройденная седловина к югу от него

С восточной стороны непосредственно под седловиной находятся скальные сбросы, поэтому удобнее выходить на гребень в 20 м южнее, оставляя сбросы справа по ходу. Около 2/3 подъема удобно двигаться, забирая чуть-чуть вправо, ориентируясь на заметный жандарм в гребне, а поднявшись на уровень сбросов повернуть еще правее с тем чтобы выйти на середину гребня между жандармом и седловиной.

Фото 6.4. Подъем
на перевал Орлиный
Фото 6.5. Спуск с перевала Орлиный
на запад
Фото 6.6. Вид на перевал Орлиный
с перевала Кызыл Северный

Нижнюю часть склона идем в кошках на индивидуальной технике. Крутизна склона от 15 до 25°. Так как склон обращен на восток, снег быстро раскисает под солнцем и, несмотря на непоздний выход, на середине подъема мы уже вынуждены тропить выше колена. Однако, когда мы поднимаемся выше сбросов и начинаем забирать вправо по ходу, ближе к седловине, снега становится меньше и вскоре лидирующая Лена обнаруживает, что стоит на 35-градусном льду, прикрытом парой сантиметров снега.

Решив, что без страховки такое ходить не стоит, организуем станцию и выпускаем Лену с нижней страховкой. 30 метров веревки хватает, чтобы выйти на гребень и сделать там станцию на скальном выходе в 20 метрах к югу от перевала. Переход на него особого труда не составляет: даже последние 10 м узкого скального гребня (идти по самому гребню или его восточной стороне) все проходят без проблем.

Седловина перевала узкая, с юга и севера зажатая скалами в. Кызылсу и ее южного отрога, резко обрывающаяся на восток (осторожно, карнизы!). Лагерь здесь поставить нельзя, но особой беды в этом нет – до выполаживания ледника Кызыл Восточный настолько близко, что ставить лагерь здесь смысла нет. Ни тура, ни записки предсказуемо не находим и строим свой тур на скалах у южного края седловины. Разгорается спор, как назвать перевал. Участники настаивают на романтическом названии, руководитель – на формально-географическом. В это время рядом с нами бездонное воздушное пространство ущелья, из которого мы поднялись, пересекает огромная птица неизвестной породы. Логика повержена, романтика торжествует. Единогласно называем перевал “Орлиный” и уходим на запад.

Западный склон перевала прост и полог (около 15°, у седловины до 20°): фактически это ледник Кызыл Восточный. Связавшись в связки, за 10 минут проходим под южными склонами в. Кызылсу (осторожно! с вершины возможны сходы лавин!) и выходим на ровную часть ледника. На часах 10-30. ЧХВ от лагеря до перевала: 2 часа.

Снимаем рюкзаки и смотрим на вершину. На ней явно просматривается рукотворный объект, и даже понятно какой: тригопункт. Ну вот, сделали первовосхождение! Хотя, если задуматься, мы могли догадаться об этом и раньше, ведь этот тригопункт отмечен на всех топокартах. Но не отказываться же теперь от восхождения!

Фото 7.1. Вид на пик Кызыл-Су
с его юго-западного контрфорса
Фото 7.2. Западный гребень пика Кызыл-Су
и тригопункт на вершине

Изучаем линию подъема. Маршрут по южному склону хотя и короче других, но однозначно опаснее: в крутых кулуарах видны следы схода мокрых лавин, но много снега продолжает лежать, раскисая на солнце. Поэтому выбираем заявленный нами в Москве – по западному гребню, который идет от в. Кызылсу до перевала Ашутор Восточный. Однако смысла выходить на гребень через перевал для нас никакого: проще подняться по склону южнее юго-западного контрфорса в. Кызылсу. Этот вариант и короче, и позволяет выбирать крутизну, в зависимости от точки выхода на гребень. Единственно неочевидное место на нем – обход последнего жандарма. Проходить под жандармом означает сбросить 30м высоты, а вариант “в лоб” снизу не просматривается. Ну, ничего, подойдем ближе – посмотрим.

В 11-00 выходим. Рюкзаки оставляем на леднике. Из группового снаряжения берем обе веревки, буры, станционные петли. Сначала мы идем левее (по ходу) контрфорса, целясь в точку в 50 м западнее слияния контрфорса и гребня. Склон снежный до 30°. Пока снег хоть как-то держит, стараемся идти как можно быстрее, хотя тропежка в связках этому и не способствует. По мере подъема понемногу забираем вправо и в результате оказываемся на перемычке между контрфорсом и гребнем. Просматриваем дальнейший путь и замечаем линию подъема на последний жандарм. Отдышавшись идем к гребню (осторожно! с перемычки на восток свисают карнизы) и за 15 минут доходим до него (снег до 15°). На сам гребень не выходим, опасаясь карнизов на север.

На часах 12-00, и мы выходим на связь. Спустя пару минут Саша отвечает нам и говорит, что Оля чувствует себя лучше, они уже прошли пер. Котор, вышли в сырты и ставят лагерь. Переносим следующую связь на 6 вечера и продолжаем работать. Идем траверсом под самым гребнем. Под ногами 40-градусный снег, под которым угадывается лед, а ниже вероятно осыпь или скалы. Срыв чреват неприятными последствиями. Из-за этого идем достаточно медленно. Первый жандарм обходим с юга. Подходим ко второму жандарму. Нам повезло: на крутой (80-90°) западной стене жандарма видна узкая (1,5 м) снежно-ледовая сопля (7 м, 65-70°), позволяющая выйти на плечо жандарма, а дальше уже виден простой выход по скалам.

Организуем станцию на скальном выходе в 4 м от жандарма. Руководитель выходит с ледовым инструментом и хорошим ледорубом, закручивает промежуток в нижней части “сопли” и, смещаясь вправо по ходу, поднимается по ней на плечо жандарма. По неширокой полке возвращается на 1,5 метра налево и в 2 движения вылезает на жандарм (2 м, 90°). Остальные участники поднимаются по закрепленным перилам. Следует следить за тем, чтобы не сбросить веревкой камни, в обилии лежащие на плече.

Дальше идем по простым скалам гребня и через 30 м выходим к тригопункту. Полутораметровая стеночка – и мы сидим у его основания. Как ни ищем, никакой записки не находим. Обидно! Было бы интересно узнать, кто и когда был здесь до нас. Пишем свою записку и оставляем ее в камнях у юго-западной опоры тригопункта. На часах 13-45. Еще на подходе к вершине погода портится, и толком посмотреть по сторонам нам не удается. Видимость есть только вниз. С удивлением замечаем на леднике Котор группу из 9 человек – это первые встреченные люди за прошедшие 8 дней. Они медленно перемещаются в связках вверх по леднику. Очень хочется пообщаться с ними, но кричать бессмысленно: до них не меньше 2 км. Свистим, но разглядеть какую-то реакцию с такого расстояния невозможно.

Спускаемся по пути подъема. Более короткий путь “прямо вниз” отвергаем из-за его лавиноопасности. На спуске обнаруживаем, что забыли внизу расходник; из-за этого приходится бросать дорогую станционную петлю. Траверс под гребнем проходим ощутимо быстрее – наловчились, да и уверенности прибавилось. Дойдя до перемычки на контрфорс, идем не по следам, а прямо по гребню к перевалу Ашутор Восточный, опасаясь сходя раскисшего снега. Так длиннее, но заметно положе. Не доходя 100 м до перевала, поворачиваем на юг и по широкой дуге возвращаемся к оставленным на леднике рюкзакам. На часах 16-00. ЧХВ лагерь-вершина: 2-30, вершина лагерь: 1-45

Придя в лагерь, некоторое время решаем, стоит ли быстро перекусить и немного пройти по леднику, или же не напрягаться и встать, где стоим. Поглядев на часы, решаем, что смысла суетиться нет. Спустя всего час становится ясно, что мы поступили абсолютно правильно, потому что погода, временно улучшившаяся, когда мы спустились с вершины, опять портится. Небо заволакивает тучами, и начинается сильный снегопад. Группа забивается по палаткам и учится пурговать. Хотя надо признать, что проживание на льду уже начинает всех доставать. Ботинки практически у всех членов группы мокрые и просушке в таких условиях не поддаются. Саша и Леша осваивают бахилы: из-за красно-оранжевого цвета они напоминают в этой обуви лапчатых гусей. Зато тепло и сухо. В 18-00 не покидая палатки выходим на связь с Сашей и Олей. Сашу слышно плохо, но все-таки удается разобрать, что Оле стало лучше, и она спит. Следующую связь назначаем на 12-00 27 июля.

Ближе к 8 вечера снегопад прекращается, и мы вылезаем из палаток. Над ледником висит низкая облачность, видимость очень условная. С наступлением сумерек замечаем далеко внизу на леднике огни. Гадаем, кто бы это мог быть. Романтики предполагают инопланетян, реалисты подозревают группу, которую мы видели с вершины. И те, и другие даже подумывают, не сходить ли в гости, но лень побеждает. К тому же, до огней объективно далеко.

День 11. 27 июля 2011г.
пер.Кызыл Сев.(2А, 4420, п.п.) – подход под вер. Джукучак

Ходовое время: 5-55
Километраж: 9,3 км
Перепад высот: +334 -622м

Фото 8.1. Вид на запад с седловины перевала Орлиный

Встали в 5-30, но прособирались до 8-00. Сказывается усталость от долгого хождения по ледникам и ночевок выше 4000. На палатках – слой свежевыпавшего снега. По замечательно держащему насту за 20 минут пересекаем ледник и подходим к микро-цирку нашего следующего перевала. Погода замечательная, и всю дорогу мы пытаемся найти следы группы, которая вчера светила фонариками на леднике. Однако, все, что нам удалось заметить – это бытовки Кумторского рудника на другой стороне долины. Хорошо, что мы вчера не пошли знакомиться!

Фото 8.2. Вид на запад со спуска
с перевала Котор Зап.
Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 8.3. Вид на перевал Кызыл Сев.
со спуска с перевала Орлиный

По мере подъема в цирк все острее встает вопрос: а куда же нам идти. Дело в том, что в ЖПС у нас стоит точка, запланированная в Москве. Но она указывает на гребень, на котором висят пусть и небольшие, но карнизы, и с которого явно сходили лавинки, а в 300 метрах южнее в гребне виднеется просто идеальная перевальная седловина. Подумав, выбираем более красивую, логичную и безопасную.

Пер. Кызыл Северный(2А, 4420, п.п.)

• Расположен: южном отроге главного хребта, к северу от п. 4391,0
  • Соединяет: ледник Ашутор Южный – ледник Кызыл Восточный
  • Координаты: N 42° 2' 54.36" E 78° 9' 37.16"
  • Первопрохождение: Титов – 2011 с востока на запад
  • Характер: комбинированный; западный склон скально-осыпной 30-35°, на отдельных участках до 40, перепад 400 м, восточный склон снежно-ледовый (150 м до 20° ). Рядом с седловиной можно легко найти место для лагеря.
  • Путь прохождения: восток-запад
  • Необходимое снаряжение: основные веревки, кошки, расходные петли, 1-2 лепестковых крюка, могут пригодиться средние и крупные закладки.
Фото 8.4. Панорама с ледника в направлении на северо-запад
Фото 8.5. Подъем на перевал Кызыл Сев.
Фото 8.6. Вид с седловины
перевала Кызыл Сев. на запад
Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 8.7. Седловина перевала Кызыл Сев.
Фото 8.8. На спуске
с перевала Кызыл Сев.

Еще за 20 минут по 20-25-градусному снежному склону выходим на седловину перевала. Последние метры даются нелегко – снег начал проваливаться. Осознаем все коварство выбранного варианта: спуск на запад предстает как узкий 150-метровый скальный внутренний угол крутизной 75-80 градусов, разделенный небольшими полками на части по 30-40 м. При этом карнизы седловины, намеченной в Москве, тоже не особо привлекают.

Больше часа руководитель ходит по гребню, выискивая путь спуска, и наконец возвращается к группе: удалось просмотреть систему полок, по которой можно нормально выйти на осыпь и дальше на ледник. Строим тур на скалах к северу от седловины и в 10-05 начинаем спуск. От седловины сразу уходим по осыпной полке вправо-вниз. В принципе несложное движение затрудняется тем, что осыпь припорошена оставшимся после снегопада снегом, а западная экспозиция склона позволяет ему долго оставаться в тени.

Первый уходящий вниз кулуар пропускаем – слишком круто и камнеопасно – и через 40 м по осыпи доходим до небольшого скального ребра, уходящего вверх почти до гребня. Тут уже надо вниз. Делаем станцию (расходник на скальном выходе, сблокированный с крупной закладкой) и проходим крутой участок (смороженная осыпь, 40°, 15 м) дюльфером (пол веревки). Продолжаем спускаться вдоль скал. На очередном крутом участке (скалы, осыпь 45°) вешаем пол веревки (станция на крюке и средней закладке), а когда скалы кончаются, и мы выходим на осыпь, залитую льдом – еще 1 веревку (на скальном выходе). В принципе, все крутые участки можно было бы пройти в кошках по льду скалам и осыпи на личной технике, но мы сочли что повесить веревки будет быстрее и надежнее, чем 3 раза снять-одеть кошки.

На часах 12-00. Пытаемся связаться с Олей и Сашей, но неудачно. Впрочем, если они еще не вышли на точку встречи, то нас разделяет скальный гребень, и отсутствие связи неудивительно. Продолжаем движение. Под нами 300 метров мелкой и средней осыпи. Сначала идем плотной группой по линии падения воды. Когда количество съезжающих вместе с нами камней начинает напрягать, уходим правее, где осыпь немного крупнее и стабильнее, а склон чуть положе. Сместившись еще правее, выходим в невыраженный кулуар и по нему доходим до ледника. Справа хорошо просматривается равномерный снежный склон крутизной до 35° – это спуск с изначально запланированного варианта прохождения. Безусловно, он гораздо удобнее нашего пути спуска. На часах 13-00. ЧХВ от лагеря до перевала: 0-45, от перевала до ледника: 3-00.

Фото 8.9. Западный перевальный взлет
пер.Кызыл Сев.
Фото 8.10. Вид на перевал Кызыл Сев.
и Кызыл с подъема на пик Джукучак
Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 8.11. Вид на перевал Кызыл Сев.
с пика Джукучак
Фото 9.1. Пик Джукучак
с ледника Ашутор Южный
Фото 9.2. Язык ледника
Ашутор Южный

Оля с Сашей на связь по-прежнему не выходят, и нам не остается ничего другого, кроме как спешить на точку встречи (у южной оконечности озера под ледником, на левом берегу), а если там никого не будет – идти к месту их предполагаемой ночевки. Движемся по левой стороне ледника, рядом с боковой мореной. Поскольку ледник открытый и простой, а мы спешим – каждый идет в своем темпе. Руководитель идет с включенной рацией и как заведенный пытается выйти на связь. По пути на леднике попадаются кости каких-то крупных животных.

Проходим под перевалом Кызыл. Он удивительно соответствует своему названию: около него черные скалы резко сменяются красными. Немного не доходя до конца ледника, выходим на морену левого борта и спешим дальше вдоль озера, в которое стекает ледник. Преодолевая старые моренные валы на левом берегу озера, наблюдаем несколько благоустроенных и неплохо защищенных от ветра стоянок, но возможности воспользоваться ими у нас нет. Тем не менее, возвращение в «зеленку» поднимает всем настроение – снежный покров уже порядком поднадоел. Наконец-то можно будет снять не только кошки, но и ботинки. Вид на ледник, обрывающийся в озеро, завораживает. Над ледником ходят живописные кучевые облака.

Фото 9.3. Вид на пик Джукучак с "перелаза" из долины реки Кызылсу

В 14-20 выходим на точку встречи. Оли с Сашей там нет, связь с ними тоже отсутствует. Решаем приготовить обед, и, если ребята не появятся за это время, выдвигаться на поиски. Через какое-то время на западе на гребне замечаем силуэт человека. Обрадованный руководитель начинает громко кричать ему, потом все же решает воспользоваться рацией. Это Саша. У них все хорошо, просто выздоравливающая Оля почти сутки спала, и они не смогли выйти раньше. Около 15-00 группа воссоединяется. Пишем СМС в координационный центр (а то МКК уже волнуется, запрашивает Олино состояние), обмениваемся впечатлениями. Отдохнув, в 17-30 выходим: нам еще надо подняться на плато под пик Джукучак.

Фото 9.4. Переправа через речку,
вытекающую из ледника Ашутор Ю.

Пройдя 350 м вниз по реке, без труда переходим ее вброд, сняв обувь (глубина до 40 см, река спокойная, но широкая). На дне мельчайшая галька, и в сочетании с почти нулевой температурой воды это дает неожиданный тонизирующий эффект. Проходим еще 350 м и по левому берегу ручья, стекающего с плато (отмечен даже на картах-километровках) поднимаемся вверх. Конгломератно-осыпной склон крут (до 30°), но вполне проходим. Временами под ногами наблюдаем следы горных козлов.

На середине склона уходим на правый берег ручья, а в самом верху – возвращаемся на левый и оказываемся на удивительно красивой полянке. Не раздумывая останавливаемся и решаем ночевать тут. На часах 18-20. ЧХВ от спуска на ледник до места ночевки – 2-10. Включив GPS обнаруживаем, что у нас это шестая подряд ночевка выше 4000. Причем предыдущие 5 были на ледниках.

Место, где мы стоим, чрезвычайно живописно: под ногами трава, есть немного цветов и даже попадаются эдельвейсы. Внизу виднеются сырты, изрезанные контурами рек и озер, перед нами раскинулся Ак-Шиийрак, а совсем рядом за спиной возвышаются красиво выветрившиеся гранитные скалы.

Фото 9.5. Вид на Акшийрак с места ночевки на "левом" южном гребне пика Джукучак

Еще даже не поставив лагерь, устраиваем фотосессию в лучах заходящего солнца, а воодушевленные доступностью скал Леша и Саша Кротов хватают веревку, все скальное железо и идут лазить. Возвращаются они лишь с наступлением сумерек, страшно довольные тем, как там хорошо лазить, причем с собственной страховкой!

День 12. 28 июля 2011г.
вер. Джукучак(1Б) – д.р. Тарагай

Ходовое время: 6-20
Километраж: 16 (10,3) км
Перепад высот: +906м -1078м

Подъем дежурных в 5-00, остальные в 5-30, но первые вылезающие из палаток еще успевают увидеть, как занимающаяся заря вычерчивает черный контур Ак-Шийрака по темно-синему небу. Сегодня в наших планах радиально сходить на в. Джукучак, а потом спуститься вниз и подойти по-возможности ближе под перевал Джукучак. Собираемся недолго: из группового берем лишь 2 веревки, фотоаппараты и часть аптеки, из личного – обвязки-кошки-снегоступы, и к 6 уже готовы выходить. За 10 минут до выхода Лера говорит, что не пойдет, т.к. только что на камнях неудачно ударилась ногой. Оставляем ей рацию, назначаем связь на 11, а сами выходим.

Пик Джукучак находится в главном хребте Терскей Алатау, между перевалами Джукучак и Ашутор. Является одной из двух высших точек хребта между массивом Джигита и пер. Барскаун (высота в. Иттиш по разным источникам от 4790 до 4808 против от 4775 до 4820 у Джукучака, а показания GPS на вершине Джукучак колеблются от 4790 до 4854 с медианой около 4820), отличная обзорная точка. Сама вершина покрыта мощным снежно-ледовым куполом, с которого стекают на юг два ледника, разделенные скальной перемычкой. Выходы скал на самой вершине отсутствуют. Все склоны, обрывающиеся на ледники Джукучак, Ашутор и их притоки, достаточно крутые (не менее 60°), в то время как с юга, с безымянных ледников, возможны восхождения по весьма простому пути. Поскольку сведений о предыдущих восхождениях обнаружено не было, предполагаем первовосхождение.

Фото 9.6. Подъем по широкой части
гребня
Фото 9.7. Вид на вершину от точки выхода
на траверс западного склона гребня
Фото 9.8. На траверсе осыпного склона
Фото 9.9. Скальный зуб
в районе окончания
светлого пояса скал
Фото 9.10. Вид на юг
на пройденный траверс
осыпного склона

Выходим из лагеря на запад и, обойдя скалы, под прикрытием которых стоит наш лагерь, поворачиваем на север, к вершине. Вокруг какой-то марсианский пейзаж – красноватые камни, небольшие взгорья, между которых легко заплутать. Полтора перехода идем по слегка наклонному каменистому плато, которое постепенно сужается, превращаясь в скальный гребень. На восток плато обрывается отвесными сбросами на ледник Ашутор южный, а на запад – спускается крупной осыпью на безымянный ледник, стекающий с пика Джукучак. Поскольку терять высоту, спускаясь на ледник, не хочется, а преодолевать многочисленные скалы гребня – тоже, некоторое время пытаемся идти траверсом осыпи, однако это оказывается настолько неудобно, что после часа ходьбы мы возвращаемся на гребень. Движение по гребню или его западной стороне технически несложное (без труда идем на индивидуальной технике, страховка не требуется), но скорость невелика. За полтора перехода доходим до точки, где скалы исчезают и гребень становится снежным. Отсюда на вершину идет простой путь по некрутому снежному склону (500 м перепада, до 30°). Единственное – надо обойти слева по ходу небольшой, но длинный бергшрунд, тянущийся наискосок почти от самой вершины.

Фото 9.11. Вид на вершину с точки выхода
со снежно-осыпного гребня
на снежный склон

Вместе с гребнем поворачиваем сначала на запад и переходим на верховья ледника, стекающего с Джукучака на юг. Поднимаемся на плечо и поворачиваем на север, к вершине. С этого момента склон становится круче, а снег – глубже и временами перестает держать. Для упрощения движения тропим большими зигзагами, а также понемногу забираем на западный склон вершины, где снег не так освещается солнцем. Наконец, склон резко выполаживается и мы понимаем, что вышли на вершинный купол. Последние 50 м к высшей точке идем осторожно, т.к. хорошо помним, какие карнизы свисают с вершины на север и восток, и совершенно не желаем испытывать их на прочность.

В 10-30 руководитель выходит на вершину, а к 11-00 к нему присоединяются все остальные. Поскольку вершина – большой снежный купол, без единого выхода скал, то никакого тура мы не находим и свой тоже не складываем. Надо отметить, что, несмотря на техническую простоту восхождения, Джукучак – красивейшая вершина. Она красива и сама по себе, и в плане панорамы непосредственно с вершины. Вся группа отметила, что она оставила более яркие впечатления, чем, например, Эльбрус (даром что на 800 м выше), на который в разное время поднимались почти все участники. С вершины открываются красивейшие виды на главный хребет Терскей, массив пика Джигит, Ак-Шийрак, Борколдой, Иссык-Куль, близлежащие ледники и хребтики. Весь мир на ладони! Из-за того, что Джукучак является серьезной локальной доминантой, обзор во все стороны потрясает.

Фото 9.12. Круговая панорама с вершины
Фото 9.13. Вид с вершины на север
Фото 9.14. Начало спуска с вершины

В 11-40 начинаем спуск. Сначала идем в целом по пути подъема, а потом, чтобы не повторять утомительный путь по гребню, уходим по леднику вниз. Здесь, с круто уходящего из-под ног ледника, из-за своеобразной географии окружающих хребтов и массива Ак-Шийрак на горизонте возникает потрясающее чувство парения в пространстве и объемности окружающего. Когда ледник заканчивается, поднимаемся метров на 70 на осыпь левого борта и возвращаемся на плато ниже места, где оно сужается до гребня. Поначалу спуск по плато дается тяжело из-за раскисших за полдня снежных полей, однако в конце концов мы их преодолеваем. Группа сильно растягивается на каменистом плато – сказывается усталость после восхождения. К 13-45 возвращаемся в лагерь, где нас ждет давно приготовленный Лерой обед (еще на спуске нам удалось связаться с ней и предупредить о своем возвращении).

Фото 9.15. Панорама со спуска, вид на юг и запад
Фото 9.16. Долина между "левым" и
"центральным" южными гребнями
Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей)
Фото 9.17. Вид на вершину с "центрального"
южного гребня

В лагере обнаруживается, что мы порядком устали: вся группа поголовно оказывается в состоянии лишь разуться и лечь. И даже когда из облачка, прикрывшего солнце, начинает идти снег, лишь трое вяло поворачиваются к небу, и убедившись, что этот снег – на 3 минуты, продолжают спать дальше.

В начале пятого, восстановившись, мы все-таки собираем лагерь, с тем чтобы успеть подойти к перевалу Джукучак. Для этого мы уходим на запад, пересекаем долину ледника, стекающего с Джукучака и приподнимаемся на небольшой гребень («центральный» южный гребень). Разливы речки, вытекающей из-под ледника, элементарно пересекаются вброд. Здесь нам встретились живописные останцы, а лидер спугнул небольшое стадо горных коз. По достаточно крутому осыпному склону (20, местами 25°) спустились в долину второй реки, вытекающей из живописного озера под висячим ледником на юг. Без особых проблем перешли ее по камням и по старой морене правого борта спустились к галечным полям в долине реки Тарагай, текущей с перевала Джукучак на юг, в сырты. Найдя на этих полях площадку поровней и посвободней от эдельвейсов, ставим лагерь. Участники совершают вечерний туалет.

На часах 18-00. ЧХВ от лагеря под п. Джукучак 1-20.

Вечером включаем спутниковый телефон, звоним Игорю Ханину и заказываем на послезавтра машину к слиянию Джукучака и Джууку.

День 13, предпоследний. 29 июля 2011г.
пер. Джукучак(1А, 4042)

Ходовое время: 5-30
Километраж: 22,5 км
Перепад высот: +145м -1365м

Пер. Джукучак(1А, 4042)

• Расположен: в главном хребте к западу от п. Джукучак
  • Соединяет: р.Джуукучак (р.Джууку) – р.Тарагай (р.Нарын)
  • Координаты: N 42° 1' 31.297" E 78° 6' 47.568"
  • Ориентация: север-юг
  • Характер: перевал представляет собой пологий переметный ледник средних размеров. Перевальные взлеты как таковые отсутствуют, седловина невыраженная. Рядом с перевалом можно найти остатки старой скотогонной тропы.
  • Путь прохождения: в долину р. Джукучак
  • Необходимое снаряжение: желательны кошки
Фото 10.1. Перевал Джукучак с юга

Выходим в 7-40. От лагеря идем по галечным полям левого берега реки, а когда они заканчиваются -- уходим от реки чуть повыше и идем по лугам, плавно переходящим в морену. При подходе к леднику возвращаемся к реке, которая здесь еле течет между камней. Несколько раз слышим, как на реке подтаивает и с хрустом оседает замерзший за ночь лед. За 1 переход, набрав чуть больше 100 м, подходим под ледник.

Одеваем кошки и еще за 1 переход проходим ледник. Идем справа по ходу вдоль границы с мореной. Набор высоты плавный (до 10°), выраженной седловины перевал не имеет. Ледник открытый, не связываемся. Судя по количеству костей и подков, лежащих на леднике, еще сравнительно недавно здесь была большая скотопрогонная тропа. Спуск с перевала также по леднику до 10°.

Дойдя практически до конца ледника, где из него вытекает река, переваливаем через моренный вал и по живой и противной средней осыпи спускаемся по правому берегу. С моренного вала рассматриваем северо-западную стену п. Джукучак (просматривается маршрут ~2Б к.с.), заход на пер. Клоунов и стену, отделяющую нас от пер. Ашутор. Изначально у нас была идея сделать первопроход по ней, но МКК отговорила и правильно сделала. Отсюда спуск со стены смотрится как хорошая 2Б, требующая уверенной работы на скалах.

Фото 10.2. Вид на перевал Клоунов
с перевала Джукучак
Фото 10.3. Перевал Клоунов
и непройденная седловина
крупным планом
Фото 10.4. Вид на пик Джукучак
со спуска с пер. Джукучак
Фото 10.5. Перевал Джукучак и
западный борт долины с севера

Спустившись с осыпи, видим внизу небольшое озеро, упомянутое в отчете Ремизова. Идем в его сторону по валам древней морены (под ногами очень неприятная осыпь), но к самому озеру не спускаемся, а обходим его траверсом по правому берегу. Группа сильно растягивается. По пути переходим небольшой приток. Собираемся на маленькой площадке над северным концом озера, где осыпь уже неживая и появляется трава. Долго ждем двух участников, которые, появившись, рассказывают, что за соседним моренным валом идет тропа. Перебравшись через вал, действительно обнаруживаем неплохую тропу, и следуюшие 25 минут идем по ней, пока она наконец не приводит нас к выполаживанию долины на месте слияния реки с нашего ледника с правым притоком. Переходим на левый берег с чудесной зеленой лужайкой – очень приятное место для ночевки или обеда, но обедать нам еще рано. На камнях в реке очень живописные и яркие лишайники.

Фото 10.6. Водопад
в верховьях реки Джукучак

Следующий переход, как советуют и описания, и друзья, идем по левому берегу реки, несмотря на то, что на карте тропа нарисована только на правом берегу. Метров через 500 тропа отходит от реки к борту долины и по кулуару спускается на следующую её ступень. Обернувшись, видим сзади мощный и красивый водопад, обсуждаем, найдется ли когда-нибудь каякер, который с него спрыгнет. Саша Шепилов утверждает, что вряд ли, потому что у этого водопада нет «ванны» внизу, а с таких не прыгают. Жаль!

Следующие 3,5 перехода (пол – до обеда и три после) идем по хорошей тропе, постепенно превращающейся в дорогу. Одновременно с улучшением тропы появляются признаки цивилизации: сначала пасущийся по склонам скот, а потом и несколько кошей, но поскольку все они находятся на другом берегу, мы в них не задерживаемся. Знойная киргизская девушка с букетиком эдельвейсов в руке пересекает реку на коне – недолго общаемся с ней. Следом пытается переправиться мальчишка на осле – но упрямое животное упорно не желает лезть воду, и маневр заканчивается неудачей. Оля и Лера осваивают базовые навыки верховой езды.

Фото 10.7. Долина реки Джукучак
в районе впадения реки Кашкатор

Идем медленнее, чем хотелось бы, но уверенно приближаемся к финишу. По пути встречаются табуны лошадей. Они очень органичны на фоне высоких хребтов и широкой долины ущелья. Начинаем обсуждать, как бы нам попасть на горячие источники, которые должны быть немного не доходя до долины Джууку. Все-таки заходим в один из кошей на нашем берегу. Дарим ребятишкам остатки конфет из карпита. Покупаем лепешки, айран, масло. Все это впоследствии было уплетено участниками. И, несмотря на то, что некоторые отказались, опасаясь диареи – она так и не наступила.

Когда тропа превращается в неплохую грунтовку и входит в лес, долина сужается и начинает забирать на запад, а река уходит вниз, в каньон, начинаем задумываться о том, где бы встать на ночлег. Вскоре нам подворачивается неплохое место у ручейка, текущего с западного склона. Стоим мы, конечно, вплотную к дороге, зато у нас есть деревянный каркас, на котором удачно растягивается тент. С учетом начавшегося дождя – очень удобно. Здесь уже довольно густая трава, поэтому стоянка получается сыроватой, да и виды отсюда уже не такие, чем выше по долине. Возможно, стоило остановиться раньше, но мы слишком спешили на источники, плохо понимая, сколько нам реально необходимо времени, чтобы до них дойти. За ужином разгорелся спор о том, куда все-таки вызывать машину – к слиянию Джукучака и Джууку или непосредственно к источникам. Руководитель настаивал на первом варианте из соображений километража (мы точно не понимали, укладываемся ли в норматив), некоторые участники – на втором из соображений бессмысленности ходьбы с рюкзаками фактически по автомобильной грунтовой дороге, к тому же после купания в источниках. В итоге победил руководитель, после чего был сделан контрольный звонок Ханину.

На часах 17-50. ЧХВ за день: 5-30

День 14. 30 июля 2011г.
м/н – источники – слияние рек Джуку и Джукучак

Ходовое время: 1-50
Километраж: 12,3 км
Перепад высот: -650м

По случаю последнего дня встаем в 5-30. Под висящим в воздухе дождем собираемся вяло, но в 7-45 одновременно с окончанием дождя выходим. Буквально через полкилометра становится ясно, что нам все-таки повезло со стоянкой. Дорога сначала вышла на крутой склон, где стоять было бы совершенно невозможно, а через 15 минут привела к большому кошу, быстро пройти который сумела лишь половина группы, в то время как другая сильно задержалась, дегустируя каймак и другие местные вкусности.

Во время этой дегустации местные жители посоветовали идти дальше не по дороге, а на крутом повороте около памятника над могилой пойти левее по тропе прямо к мосту и обойти таким образом какой-то глубокий брод.

Фото 10.8. Дорога по правому берегу реки Джукучак
выше горячих источников

Послушавшись совета, без труда находим нужный поворот. Движемся по живописной тропе на высоте 50-100 м над уровнем реки. Через некоторое время выходим к мосту через р. Джукучак. Мост прочный, сделан из двух бетонных плит, одна из которых сильно покосилась, сделав мост непроходимым для автомобилей. С учетом того, что на правом берегу сразу за мостом стоит “Волга” с отдыхающими, это обидно, т.к. сильно ограничивает возможность заехать вверх по долине. А может, наоборот, к лучшему.

Следующие полчаса идем по хорошей грунтовке в каньоне р. Джукучак в сторону горячих источников, упомянутых в отчете Ремизова. Мы очевидно успеваем к полудню на встречу с машиной, и можем прокупаться целый час. На источниках обустроен крытый бассейн, стилизованный под юрту, а через дорогу естественная купальня в горной реке. Также имеется пара летних домиков, в которых, правда, при нас никто не жил. Место очевидно популярно среди местных жителей, потому что ближе к 11 утра снизу приехало сразу несколько больших компаний с детьми. Привезшие их водители интересуются нашими планами и предлагают отвезти в Бишкек. Если бы не уже заказанная у Ханина машина, можно было бы и согласиться.

В 10-50, слегка отмывшись, прогревшись, а некоторые даже переодевшись в чистое, начинаем финишный переход. Вскоре после источников резко меняется характер окружающих скал: прочные рыжеватые скалы сменяются непрочными ярко-красными породами, очень характерными для Заалайского хребта. Не особо напрягаясь, ровно в 12 мы оказываемся на слиянии Джууку и Джукучака, где уже полчаса нас дожидается машина. Поход окончен. ЧХВ от места ночевки до слияния Джууку и Джукучака: 1-50.

Фото 10.9. Красные скалы в районе
слияния рек Джукучак и Джуку

Выезд

Ожидавший нас на слиянии ГАЗ-66 без труда справился с дорогой, проходимой “Волгами” и “Москвичами”, и за полтора часа доставил нас в Каракол, на базу к Игорю Ханину. На въезде в Каракол мы завернули в МЧС и снялись с учета. Остаток дня гуляли в городе. Сходили на рынок, закупили фруктов – но они, на удивление, оказались не очень вкусными и спелыми. Очевидно, в горных районах они не вызревают до нормальной кондиции. Зато у Ханина приобрели вкуснейшего и ароматнейшего меда по смешной цене. Ближе к полуночи загрузились в бусик (Мерседес-Спринтер) и к 7 утра были в аэропорту Манас, откуда разными рейсами вернулись в Москву.

Выводы и рекомендации

1. Несмотря на популярность и хорошую изученность района, на Терскее до сих пор есть нехоженые или давно забытые перевалы и вершины и относительно редко посещаемые долины. Нам удалось сделать 3 первопрохождения, из них 2 – логичных и красивых, а также пройти район так, чтобы в течение 12 дней не встретить людей (за исключением группы, которую мы разглядывали с расстояния 2 км). Для этого оказалось достаточно стартовать не из Каракола, а сместиться на 40 км на запад.
  2. Нам удалось насытить маршрут разнообразными и красивыми препятствиями, достойными того, чтобы быть повторенными раньше, чем через 20 лет: короткие перевалы Орлиный и Всеобуч, грандиозная Загадка Центральная, величественный пик Джукучак. Специально для любителей ориентирования на крутых осыпях – перевал Кызыл Северный. Отдельно отметим, что соседство многих из них (Орлиный, Всеобуч, пик Кызылсу) с популярными перевалами категории 1Б позволяет без опаски вставлять их в маршруты третьей категории сложности группам, не обладающим большим запасом прочности.
  3. Помимо прохождения ряда объектов, нам удалось отснять ряд перспективных цирков и седловин: западный склон давно нехоженого перевала Скалистый Восточный, перемычку между ледниками Ашутор и Кызылсу к северу от перевала Кызыл Северный (ориентировочно 2А), перемычку между ледниками Ашутор и Джукучак к северу от пика Джукучак (~2Б-3А), северо-западный склон п. Джукучак (~2Б).

Приложения

трансфер 72 / 576
прочие расходы 37 / 296
Итого: 911 / 7288

Курсы валют на момент похода:
1$ = 28 руб

доска 70
кастрюля 450

Приложение 3. Материалы, использованные при подготовке

Отчет о горном путешествии 3 к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня. Ремизов Д.А. 2000
Отчет о горном походе 4 к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня. Ремизов Д.А. 2001
О горном путешествии 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, хребет Терскей Алатоо. Ворожищев М.Г., 2000
Отчет о горном туристском путешествии 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Крупко Н.Ф., 1985
Отчет о горном походе 4 к.с. совершенном группой к.т. "Вестра", Богданова Ю.И. 2008
Отчет о горном походе 4 к.с. по Терскей-Алатау. Винокуров С. 2002
Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей-Алатоо). Трылис В.В. 2006
Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Ермилов А.М. 2007
Отчет о пешеходном спортивном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Мансуров Д.Е. 2003

Приложение 4. Геоданные

Схема района похода (8.7 M) с нанесенным маршрутом
Точки, записанные в походе. (wpt 14 K)
Треки, записанные во время похода. (plt 604K)

Приложение 5. Список фотографий

Фото 1.1. Вид вниз по долине Чон-Кызыл-Су от места лагеря у начала подъема к пер. Саватор
Фото 1.2. Лагерь у начала подъема в висячую долину пер. Саватор

Фото 2.8. Вид с седловины пер. Лавинный Западный на юг
Фото 2.9. Южный взлет пер. Лавинный Западный, вид с седловины
Фото 2.10. Спуск по кулуару с пер. Лавинный Западный
Фото 2.11. Вид из долины реки Ашутор на подъем в висячую долину пер. Лавинный Западный
Фото 2.12. Вершина 4237 у слияния рек Ашутор и Кашкатор

Фото 3.1. Вид на подъем в висячую долину реки Кельдыке с левого борта долины реки Чон-Кызыл-Су
Фото 3.2. Переправа через Кельдыке
Фото 3.3. Переправа через Чон-Кызыл-Су
Фото 3.4. Подъем в висячую долину реки Кельдыке по левому борту долины
Фото 3.5. Вид на висячую долину и слияние двух истоков реки Кельдыке
Фото 3.6. Подъем вдоль правого борта долины реки Кельдыке Зап.
Фото 3.7. Перевал Че Гевары крупным планом
Фото 3.8. Язык ледника Кельдыке Зап.
Фото 3.9. Панорама Главного хребта с точки окончания гребня правобережной морены ледника Кельдыке Зап.
Фото 3.10. Район седловины перевала Загадка Центральная крупным планом
Фото 3.11. Подход по леднику Кельдыке Зап. к ледопаду
Фото 3.12. Вид на пер. Кельдыке Зап. и ВМФ с подъема по леднику
Фото 3.13. Ледопад на леднике Кельдыке Зап.
Фото 3.14. Разведка пути в ледопаде
Фото 3.15. Первая веревка в ледопаде – подъем по крутому склону над разломами
Фото 3.16. Вторая веревка - преодоление ледового гребня
Фото 3.17. Третья веревка – спуск в трещину и подъем из нее
Фото 3.18. Верхнее ледовое плато перед "развилкой" к перевалам Загадка Центральная и Западная
Фото 3.19. Вид на Главный хребет с верхнего ледового плато
Фото 3.20. Северный перевальный взлет пер.Загадка Западная
Фото 3.21. Седловина пер. Кельдыке
Фото 3.22. Вид с пер. Кельдыке на восток
Фото 3.23. Крутой взлет на подъеме в верхний цирк пер. Загадка Центральная
Фото 3.24. Вид с пер. Кельдыке на подъем в верхний цирк пер. Загадка Центральная
Фото 3.25. На подъеме в верхний цирк
Фото 3.26. Вид с седловины пер.Загадка Центральная на запад
Фото 3.27. Седловина пер.Загадка Центральная
Фото 3.28. Южный перевальный взлет пер.Загадка Центральная
Фото 3.29. На леднике Колпаковского после спуска из цирка пер. Загадка Центральная
Фото 3.30. Ледопад в центральной части ледника Колпаковского
Фото 3.31. Обход ледопада правым бортом ледника Колпаковского
Фото 3.32. Выход на ледник после обхода ледопада
Фото 3.33. Ледник Колпаковского в районе пер. Скалистый Восточный
Фото 3.34. Вид на пер. Скалистый Восточный с ледника Колпаковского
Фото 3.35. Правая морена в районе окончания ледника Колпаковского

Фото 4.1. Левая крутая часть ледника Колпаковского Зап.
Фото 4.2. Хребет, разделяющий ледники Колпаковского и Котор Южный
Фото 4.3. Восточные перевальные взлеты пер. Всеобуч, Скалистый, Боковой Ложный и Боковой
Фото 4.4. Седловина пер. Скалистый
Фото 4.10. Верхняя часть кулуара на спуске с пер. Всеобуч
Фото 4.11. Западный перевальный взлет пер.Всеобуч
Фото 4.12. Вид на пер. Всеобуч с запада
Фото 4.13. На леднике Котор Южный, вид на пер. Всеобуч, Боковой Ложный и Боковой

Фото 5.1. Озеро на слиянии двух ветвей ледника Котор Южный
Фото 5.2. Восточный перевальный взлет пер. Котор Зап.
Фото 5.3. Вид с пер. Котор Зап. на восток
Фото 5.4. Вид с пер. Котор Зап. на запад
Фото 5.5. Вид с пер. Котор Зап. на пик к северу от седловины
Фото 5.6. Западный перевальный взлет пер. Котор Зап.
Фото 5.7. Вид на пер Котор Зап. от стоянок в кармане правобережной морены ледника Кызыл Восточный
Фото 5.8. Долина реки Кызылсу и «перелаз» в долину Ашутор Ю.

Фото 6.1. Правая ветвь ледника Котор Южный

Фото 7.1. Вид на пик Кызыл-Су с его юго-западного контрфорса
Фото 7.2. Западный гребень пика Кызыл-Су и тригопункт на вершине

Фото 8.1. Вид на запад с седловины перевала Орлиный
Фото 8.2. Вид на запад со спуска с перевала Котор Зап.
Фото 8.3. Вид на перевал Кызыл Сев. со спуска с перевала Орлиный
Фото 8.4. Панорама с ледника в направлении на северо-запад
Фото 8.5. Подъем на перевал Кызыл Сев.
Фото 8.6. Вид с седловины перевала Кызыл Сев. на запад
Фото 8.7. Седловина перевала Кызыл Сев.
Фото 8.8. На спуске с перевала Кызыл Сев.
Фото 8.9. Западный перевальный взлет пер.Кызыл Сев.
Фото 8.10. Вид на перевал Кызыл Сев. и Кызыл с подъема на пик Джукучак
Фото 8.11. Вид на перевал Кызыл Сев. с пика Джукучак

Фото 9.1. Пик Джукучак с ледника Ашутор Южный
Фото 9.2. Язык ледника Ашутор Южный
Фото 9.3. Вид на пик Джукучак с "перелаза" из долины реки Кызылсу
Фото 9.4. Переправа через речку, вытекающую из ледника Ашутор Ю.
Фото 9.5. Вид на Акшийрак с места ночевки на "левом" южном гребне пика Джукучак
Фото 9.6. Подъем по широкой части гребня
Фото 9.7. Вид на вершину от точки выхода на траверс западного склона гребня
Фото 9.8. На траверсе осыпного склона
Фото 9.9. Скальный зуб в районе окончания светлого пояса скал
Фото 9.10. Вид на юг на пройденный траверс осыпного склона
Фото 9.11. Вид на вершину с точки выхода со снежно-осыпного гребня на снежный склон
Фото 9.12. Круговая панорама с вершины

Фото 10.7. Долина реки Джукучак в районе впадения реки Кашкатор
Фото 10.8. Дорога по правому берегу реки Джукучак выше горячих источников
Фото 10.9. Красные скалы в районе слияния рек Джукучак и Джуку

Источник : "https://westra.ru/reports/tianshan/se-ti.html" rel="nofollow"