Виды туризма
ТУРИСТКИЙ КЛУБ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ |
Отчет |
о пешеходном походе 1 к.с. на Южном Урале (район вершины Иремель), проведенном с 29 апреля по 8 мая 2017 года |
Маршрутная книжка № 177-38/1-108
Руководитель Черемисов И. А. |
Москва, 2017 |
Справочные сведения
Вид туризма: пешеходный
Район: Южный Урал (район вершины Иремель)
Категория сложности: первая
Количество участников: 10
Сроки проведения: 29 апреля – 8 мая 2017 г.
Продолжительность: 10 дней
Протяженность: 131 км (из них в зачет 105 км)
Нитка маршрута заявленная: пос. Тюлюк - дол. р. Тюлюк - в. Мал. Иремель (1449, 1А) - дол. р.
Тыгын - в. Бол. Иремель (1582, 1А) - дол. р. Тыгын - г. Синяк (1067)
- хр. Бахты - дол. р. Юрюзань - дол. р. Каменный - хр. Зигальга - в. Поперечная (1389, рад) - траверс хр. Зигальга - ур. Прогон - в. Бол. Шелом (1427, 1А, рад) - дол. р. Тукайский Ключ - пос. Верхний Катав
Нитка маршрута пройденная: пос. Тюлюк - дол. р. Тюлюк - пос. Тюлюк - дол. р. Юрюзань - дол.
р. Каменный - траверс хр. Зигальга - дол. р. Катав - пос. Верхний Катав
Маршрутная книжка № 177-38/1-108
Список участников
№ |
Фамилия, Имя, Отчество |
Год рождения |
Опыт |
Должность |
1 |
Черемисов Игорь Александрович |
1985 |
3 с эл. 4 ГУ 2 ГР, 3ЛУ |
Руководитель |
2 |
Алексенко Степан Владимирович |
1995 |
ПВД |
Реммастер |
3 |
Бургучева Валерия Александровна |
1998 |
2ПУ |
|
4 |
Голубева Татьяна Евгеньевна |
1986 |
2ПУ |
Фотограф |
5 |
Дереза Оксана Владимировна |
1991 |
н/к ПУ |
Фотограф |
6 |
Добродий Диана Георгиевна |
1999 |
1ПУ |
|
7 |
Ермолаева Анастасия Вячеславовна |
1997 |
3ВУ, 1ПУ |
Летописец |
8 |
Нечаева Анна Юрьевна |
1989 |
1ПУ н/к ВелУ |
Эколог, Завпит |
9 |
Приблуда Андрей Владимирович |
1985 |
н/к ЛУ |
Снаряженец |
10 |
Щетвина Анна Антоновна |
1997 |
1ПУ |
Медик |
График маршрута
График маршрута заявленный
День |
Дата |
Участки маршрута |
L, км |
+dh, м |
-dh, м |
h max, м |
h ноч, м |
1 |
29.04 |
Трансфер Уфа - Тюлюк |
|
|
|
560 |
|
|
|
пос. Тюлюк - дол. р. Тюлюк |
10 |
310 |
|
850 |
850 |
2 |
30.04 |
М.н. - в. М. Иремель (1449,4, 1А) |
4 |
600 |
|
1450 |
|
|
|
в. М. Иремель (1449,4, 1А) - дол. р. Тыгын |
4,9 |
|
400 |
1450 |
1050 |
3 |
01.05 |
М.н. - подъем по дол. р. Тыгын - в. Б. Иремель (1582,3, 1А) |
3,6 |
532 |
|
1582 |
|
|
|
в. Б. Иремель (1582,3, 1А) - дол.р. Тыгын |
5,5 |
|
610 |
1582 |
970 |
4 |
02.05 |
дол. р. Тыгын - горы Синяк (1067) |
4,2 |
200 |
100 |
1067 |
|
|
|
Горы Синяк - дол. р. Синяк |
8,2 |
|
420 |
1067 |
|
5 |
03.05 |
М.н. - хр. Бахты - мост р. Юрюзань - дол. р. Бол. Каменный |
18 |
340 |
370 |
900 |
640 |
6 |
04.05 |
М.н. - хр. Зигальга - подход под в. Поперечная |
9,4 |
560 |
|
1200 |
|
7 |
05.05 |
в. Поперечная (1389,2) (рад) *) |
1,6 |
190 |
190 |
1389 |
1200 |
|
|
Траверс хребта Зигальга до р. Сухой |
12,7 |
200 |
500 |
1250 |
900 |
8 |
06.05 |
М.н. - траверс хр. Зигальга - дол. р. Бешнев Ключ |
14,3 |
600 |
600 |
1293 |
900 |
9 |
07.05 |
М.н. - ур. Прогон |
4,8 |
300 |
|
1200 |
|
|
|
в. Б. Шелом (1427,1, 1А)(рад) *) |
1,2 |
230 |
230 |
1427 |
|
|
|
ур. Прогон - дол. р. Тукайский Ключ - заброшенныя жд линия |
6,4 |
|
720 |
1200 |
520 |
10 |
08.05 |
М.н. - заброшенная жд линия - пос. Верхний Катав |
8 |
|
40 |
480 |
480 |
|
|
Трансфер Верхний Катав - Уфа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чистый километраж |
116,8 км |
|
|
|
|
ИТОГО |
километраж с коэф. 1,2 |
140,2 км |
|
|
|
|
*) Участки маршрута пройденные дважды учтены только в одну сторону.
Запасные и аварийные варианты маршрута
Запасные варианты маршрута.
День |
Дата |
Участки маршрута |
L, км |
+dh, м |
-dh, м |
h max, м |
h ноч, м |
2 |
30.04 |
Обход в. М. Иремель |
14 |
200 |
|
1050 |
1050 |
3 |
01.05 |
Обход в. Б. Иремель |
5 |
|
80 |
1050 |
970 |
4 |
02.05 |
Обход г. Синяк |
8,3 |
|
330 |
970 |
640 |
9 |
07.05 |
Отказ от прохождения в. Б. Шелом |
|
|
|
|
|
|
|
М.н. - дорога вдоль хр. Зигальша - пос. Двойниши - заброшенная жд линия |
18,3 |
|
480 |
900 |
520 |
6-7 |
04- 05.05 |
Мост через р. Юрюзань - дорога Тюлюк - Александровка - пос. Александровка - г. Барская Шишка - дорога вдоль хр. Зигальга |
18,3 |
400 |
|
970 |
|
8-9 |
06- 07.05 |
Хр. Зигальга - пер. 1008.8 - дол. р. Куткурка - дол. р. Теплый ключ - пос. Верхний Катав |
12 |
|
530 |
1010 |
|
Аварийные варианты маршрута.
Дни |
Участки маршрута |
2-7 |
Спуск в пос. Тюлюк |
7-10 |
Спуск в пос. Верхний Катав |
График маршрута пройденный
День |
Дата |
Участки маршрута |
L, км |
+dh, м |
-dh, м |
h max, м |
h ноч, м |
1 |
29.04 |
Трансфер Уфа - Тюлюк |
|
|
|
570 |
|
|
|
пос. Тюлюк - дол. р. Тюлюк |
12 |
320 |
|
890 |
890 |
2 |
30.04 |
М.н. - движение по дороге вокруг г. Иремель |
10 |
220 |
|
1110 |
1110 |
3 |
01.05 |
М.н. - движение по дороге вокруг г. Иремель |
1 |
30 |
|
1140 |
|
|
|
Возвращение по дороге вокруг г. Иремель |
12 |
|
420 |
1140 |
720 |
4 |
02.05 |
М.н. - пос. Тюлюк - дорога вдоль р. Юрюзань |
16 |
|
180 |
720 |
|
|
|
Подъем по дол. р. Бол. Каменный |
5 |
230 |
|
770 |
770 |
5 |
03.05 |
М.н. - в. 1029 |
4 |
260 |
|
1030 |
|
|
|
в. 1029 - траверс в 1215,3 - дорога на хребте Зигальга |
6 |
180 |
60 |
1150 |
1150 |
6 |
04.05 |
М.н. - траверс хребта Зигальга до р. Сухой |
12 |
150 |
200 |
1150 |
1100 |
7 |
05.05 |
М.н. - седловина между в. 1237,7 и 1114 - начало подъема на в. 1114 |
4 |
70 |
200 |
1100 |
|
|
|
В. 1114 (рад.) |
2 |
150 |
150 |
1110 |
|
|
|
Траверс хребта Зигальга до р. Беленький Ключ |
6 |
80 |
60 |
980 |
980 |
8 |
06.05 |
М.н. - седловина между в. 1203,7 и Малый Шелом |
2 |
|
30 |
980 |
|
|
|
В. Малый Шелом (до границы зоны леса) (рад.) |
2 |
240 |
240 |
1190 |
|
|
|
Траверс хребта Зигальга до ур. Прогон |
8 |
160 |
130 |
980 |
980 |
9 |
07.05 |
М.н. - траверс хребта Зигальга до р. Катав |
11 |
|
310 |
980 |
670 |
10 |
08.05 |
М.н. - заброшенная жд линия вдоль р. Катав - пос. Верхний Катав |
18 |
|
170 |
670 |
500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого активными способами передвижения |
131 |
|
|
|
|
|
|
Итого без учета участков пройденных дважды |
105 |
|
|
|
|
Отклонения от заявленного маршрута
Отклонения от заявленного маршрута вызвано следующими причинами:
Очень толстым снежным покровом, вызванным выпадением снега зимой в количестве превышающим климатические нормы, и поздним наступлением весны в этом году.
Неустойчивая погода в районе, в результате чего терялся смысл в прохождении отдельных участков маршрута.
Схема маршрута
Схема 1. Схема маршрута.
На схеме 1 отображена схема маршрута. Красным отмечен пройденный маршрут.
Синим отмечена не пройденная часть маршрута. Голубым отмечены запасные варианты маршрута.
Техническое описание
Южный Урал - район очень популярный в зимний сезон, менее популярный летом. Однако весной район крайне не популярен. Но именно в мае данный район может представлять большой интерес для проведения походов. Здесь одновременно получить совершенно разный рельеф, начинаю от осыпей крутизной до 40 градусов и скальных выходов до снега и фирна. Что может быть интересно для проведения тренировочных походов при подготовке к более серьезным походам.
Весной также нет высокой травы, что сильно упрощает движение. Еще одним преимуществом весенних походов является наличие воды практически в любом месте маршрута. Что позволяло вставать на обед и ночевки практически в любом месте, абсолютно не привязываясь к каким либо ручьям. Потому в большинстве случаев как-то привязывать места ночевок к каким-либо географическим объектам не имеет смысла. На большинство ночевок мы вставали по времени. Указывать их точное местонахождение не имеет смысла, так как возможность стоять на них в других условиях сильно ограничена.
Так же преимуществом Южного Урала является очень хорошая проходимость лесов, что компенсирует плохое состояние проселочных дорог, которые уже сильно заросли. Завалы обычно представляю одно или несколько поваленных деревьев и легко обходятся. Достаточно серьезный завал на нашем маршруте встретился всего один раз.
Следует отметить очень большое количество снега в этом году. Это связано с большим количеством снега выпавшего зимой и поздно начавшейся весной. При этом очень хорошо просматривалась закономерность при распределении снега по высоте. Так до отметки высоты до 1000 м снег отсутствовал практически полностью. А к отметке 1100 метров уже был снежный покров толщиной около метра. Соответственно при дальнейшем увеличении высоты толщина снега еще увеличивалась. Где-то с высоты 1000-1050 метров снежный покров становился причиной серьезного затруднения движения. В нашей ситуации, когда днем стояла жаркая солнечная погода, снег был очень рыхлым, и применение каких-либо технических средств на скорость движения практически не повлияла бы. Однако при переходе в зону лесотундры, снег переходит в фирн. Что в наше случае, в это время температура было около нуля, позволило передвигаться по фирну без каких либо затруднений. А при переходе в зону тундры наблюдается достаточно резкое снижение снежного покрова. Так что большинство вершин находящихся в зоне тундры были практически без снега.
Переходы, там где это не оговорено особо, составляют 30 минут ходового времени, привалы – 10 минут.
Время везде приводится местное, т.е. московское плюс 2 часа.
Транспорт
Традиционно заезд в пос. Тюлюк из Москвы осуществляется поездами 14 и 392 до ст. Вязовая, далее заказным автобусом до поселка. Выезд из пос. Верхний Катав также осуществляется через ст. Вязовая. Поезд 392 более дешевый, но у него очень не удобное время отправления из Москвы, и он значительно дольше едет до ст. Вязовая. Поезд 14 более удобен по времени и значительно дороже 392. В наши даты стоимость билетов на поезд 14 в обе стороны составляла более 9500 руб на участника. Анализ стоимости авиабилетов показал, что до Уфы вполне можно долететь за 8500 руб., при покупке билетов во второй половине февраля. Заказной автобус из Уфы до пос. Тюлюк составил 10 000 руб. на группу или 1 000 руб. на участника. Заказной автобус из пос. Верхний Катав до Уфы 8 000 руб. на группу или 800 руб. на участника. С учетом всех затрат сопутствующих проезду в поезде, и стоимости проезда от ст. Вязовая до пос. Тюлюк и от пос. Верхний Катав до ст. Вязовая, выходит, что стоимость проезда на самолете и на поезде одинаковы или даже на самолете будет немного дешевле. Так же в случае заезда на самолете есть возможность увеличить продолжительность похода на 1 день. На основе выше сказанного было принято решение забрасываться самолетом до Уфы. Из Уфы заказывать автобус. Был выбран рейс U6-561 (Москва-Уфа) авиакомпании Уральские Авиалинии, вылет из аэропорта Домодедово 28.04.2017 в 22:25, прибытие в Уфу 29.04.2017 2:10. Обратно рейс U6-562 (Уфа-Москва), вылет из аэропорта Уфы в 09.05.17 6:55, прилет в аэропорт Домодедово в
09.05.17 6:55 (время местное). Автобус Mercedes-Benz Sprinter заказывался в компании AUTODRIVE02.Ни каких накладок при работе с компанией AUTODRIVE02 не было.
4.2. День 1. 29.04
В 8:30 благополучно добрались до пос. Тюлюк (Фото 1). Начинаем движение по дороге ведущей в сторону горы Иремель. Нам удалось проехать почти весь поселок. Так что уже метров через 100 после начала движения мы выходим из поселка, а еще метров через 500 останавливаемся на завтрак на берегу одного из притоков р. Тюлюк. На протяжении более 800 метров от окончания поселка вдоль дороги идут готовые площадки пол лагерь.
В 9:40 продолжили движение по хорошо наезженной дороге ведущей но гору Иремель. Примерно через 2 км, в 10:15 сворачиваем влево на просеку ведущую в сторону р. Тюлюк. На просеке еще остались следы колеи, но видно что по ней давно не ездили. Минут через 20 просека заканчивается, продолжаем движение по направлению просеки азимутом через лес. Движение по лесу никаких сложностей не представляет. Метров через 700 выходим на колею ведущую вдоль р. Тюлюк. Не далеко от того места, где мы вышли на дорогу, располагается одна из достопримечательностей района
- ущелье Ларькина Мельница (Фото 2).
После осмотра ущелья в 11:30 начинаем движение по старой дороге вдоль р. Тюлюк. Постепенно дорога начинает плутать и переходит в просеку. В 13:20 выходим на пересечение просек, где и встаем на обед.
В 15:00 выходим с обеда, движемся по просеке ведущей на восток. Просека быстро теряется, стараясь держать направление просеки продолжаем движение по азимуту. В 17:40 встаем на ночевку прямо в том месте, где оказались.
Пройдено 12 км.
Весь день переменная облачность, тепло, к вечеру небольшой дождь.
Фото 1. Пос. Тюлюк
Фото 2. Ущелье Ларькина Мельница
4.3. День 2 30.04
Подъем в 7:00. Выход в 9:20. От места ночевки начинаем движение по азимуту на юг. Где-то через полчаса выходим на дорогу идущею вокруг горы Иремель. Собственно дорогой-то это назвать сложно. Есть просека, есть колея, но по ней явно уже давно никто не ездил. Местами она зарастает, местами ее размывают многочисленные ручьи, пересекающие дорогу.
В 10:00 начинаем искать место, где было бы удобней подняться на горный массив Иремеля. Однако при любых попытках подняться на высоту около 1000-1100 метров начинались глубокие снега. Глубина снега могла достигать 1 метра и более. А с учетом того, что стояла достаточно хорошая погода, снег был очень рыхлый, и движение по нему было очень сильно затруднено. Так же было учтено, что в большинстве мест на склоне под снегом располагается осыпь среднего и средне- крупного размера. В итоге было принято отказаться от подъема на Иремель по запланированному маршруту и попробовать обойти массив с юга по запасному варианту и от количества снега там принять решение о дальнейшем прохождении маршрута.
В 12:00 начали движение по дороге, на которую вышли с утра, ведущей вокруг горы Иремель.
В 13:10 встали на обед. Закончили обед в 14:05 и продолжили движение по дороге. Постепенно на дороге начал появляться снежный покров (Фото 3). Сначала местами, потом сплошной. Дорога постепенно потерялась из виду и мы продолжили движение через лес, стараясь придерживаться направления дороги (Фото 4). К 16:00 толщина снежного покрова местами начала достигать метра, а под снегом был слой воды глубиной до полуметра.
В 17:40 с трудом нашли площадку, где было бы можно поставить лагерь не в лужу. За день пройдено 10 км. А с 16:00 по 17:40 всего 1,5 км.
Погода весь день солнечно, температура днем достигала 15 градусов.
Фото 3. Движение по дороге после обеда
Фото 4. Начало движения без дороги
4.4. День 3 01.05
Подъем в 7:00. Выход в 8:50. Продолжаем движение через лес, по азимуту. Все ожидания, что ночью хоть немного подморозит, и снег хоть немного лучше станет держать, не оправдались. Толщина снежного покрова продолжает увеличиваться, теперь средняя толщина снега составляет около метра, а местами более полутора метров. Через час выходим на дорогу ведущую с юга на седло Иремеля. Толщина снега на ней более метра. Видны следы снегоходов, оставшиеся с зимы. Не смотря, на то, что всю зиму снег уплотнялся снегоходами, он все равно ни сколько не держит. За этот час мы прошли не более 1 км. Становится понятно, что с таким темпом мы никуда не уйдем. И при движении дальше по маршруту встает вопрос о срыве похода. Было принято решение отказаться от дальнейшего движения по этой части маршрута, вернуться в пос. Тюлюк и от туда пойти на вторую часть маршрута хребет Зигальгу.
В 10:00 начинам возвращаться по пути следования. В 13:30 встаем на обед, примерно в том же месте, где обеда в предыдущий день. Пытаемся хоть немного просушится после утреннего заплыва.
В 15:00 выходим с обеда и продолжаем движение по дороге ведущей в обход горы Иремель (Фото 5). Идем по ней до тех пор, пока она не уперлась в просеку перпендикулярную ей и не закончилась. В 16:25 дорога закончилась (Фото 6), и мы пошли по азимуту на северо-запад, для того, чтобы вернуться на свой трек. В 17:10 встали на ночевку на очень хорошей поляне в лесу.
За день прошли 13 км.
Весь день солнечно, тепло, днем температура доходила до 25 градусов.
Фото 5. Дорога вокруг горы Иремель в недалеко от места обеда.
Фото 6. Дорога вокруг горы Иремель ближе к ее окончанию.
4.5. День 4 02.05
Подъем в 7:00. Выход в 8:30. К 10:45 по своему треку возвращаемся в Тюлюк. Далее поворачиваем на хорошо наезженную дорогу ведущую в дер. Александровка и идем по ней. В 12:00 подходим к мосту через реку Юрюзань. Река очень сильно разлилась, так что за мостом образовалось второе русло реки, текущее через дорогу. Брод разлива реки сложностей не представляет, глубина около 40 см, течение есть, но не очень сильное (Фото 7). В учебных целях бродим реку стенками по 3- 4 человека. В 12:40 встаем на обед на небольшом пригорке, около ручья впадающего в Юрюзань.
В 13:50 выходим с обеда и продолжаем движение по дороге на Юрюзань. в 14:20 подходим к слабо заметной колее уходящей в право от дороги, ведущей вдоль ручья Бол. Каменный. Сейчас эту колею скорее следует называть просекой с следами оставшимися от колеи (Фото 8). Большую часть времени идем по этой просеке, хотя местами она иногда теряется. Ближе к концу дня начинается набор высоты. В 16:50 встаем на ночевку у какого-то мелкого ручья.
За день прошли 21 км.
Весь день солнечно, тепло, днем температура доходила до 24 градусов.
Фото 7. Место брода разлива реки Юрюзань
Фото 8. Просека идущая вдоль ручья Бол. Каменный
4.6.День 5 03.05
Подъем в 7:00. Выход в 8:30. Продолжаем движение по просеке ведущей вдоль ручья Бол. Каменный, продолжаем набор высоты. По мере набора высоты начинают появляться снежники, просека все менее читается и какой-то момент мы ее теряем совсем. Продолжаем движение по предполагаемому направлению просеки через лес. К 10:00 выходи к в. 1029 м (Фото 9, Фото 10) и проходим справа по ходу от нее. Далее спускаемся в распадок между в. 1029 и в. 1215,3, наиболее удобное место спуска по каменным россыпям среднего и средне-крупного размера. Все встречающиеся снежники обходим. После распадка начинаем подъем на в. 1215,3 (Фото 11, Фото 12). Ближе к верху начинаются завалы. Чтобы не лезть в них, начинаем траверсировать вершину с западной стороны и выходим в левую по ходу долину истока ручья Бол. Каменный. В 13:30 встаем на при спуске в долину. В 14:50 заканчиваем обед и продолжаем подъем по долине к хребту Зигальга. Далее все время движение идет по травянистым склонам, по мере подъема начинают встречаться слегка заболоченные участки. В 17:00 выходим на колею траверсирующую хребет (Фото 13) и встаем на ночевку.
За день прошли 10 км.
Весь день солнечно, тепло, днем температура доходила до 25 градусов.
Фото 9. Вершина 1029 м
Фото 10. Вид на хребет Зигальга от в. 1029 м
Фото 11. Вид на в. 1029 м со склона в. 1215,3 м
Фото 12. Вид на в. Большой Иремель со склона в. 1215,3 м
Фото 13. Вид на в. Поперечная со стоянки
4.7. День 6 04.05
Подъем в 7:00. Выход в 8:30. К утру погода сильно испортилась. Туман, очень низкая видимость, моросящий дождь (Фото 14). В виду очень плохой погоды, приходится отказаться от посещения в. Поперечная. Стали траверсировать хребет. Старались двигаться по колее, но она постоянно то терялась, то пыталась увести нас с хребта в долины. Так что через какое-то время пошли напрямую через лес, стараясь двигаться без изменения высоты. Ни о каком режиме движения речи уже не шло, старались делать как можно меньше привалов, поскольку было холодно и мокро. В 15:15 встали на ночевку.
За день прошли 12 км.
Весь день прохладно, моросящий дождь, иногда переходящий в сильный дождь, периодически очень низкая видимость. К вечеру дождь закончился, распогодилось.
Фото 14. Вид со стоянки с утра
4.8. День 7 05.05
Подъем в 7:00. Выход в 8:40. С утра продолжаем траверсировать хребет. Сегодня погода немного улучшилась, что позволяет сходить нам на какую-нибудь вершину. Выбираем вершину 1114 м (Фото 15). Начинаем подъем в 11:00, решаем идти с юго-востока. Подымаемся по лесистому склону крутизной около 30 градусов, периодически встречаются каменные россыпи различных размеров. В 11:20 выходим на перевал между вершинами 1114 и 1026 м (Фото 16). От перевала поворачиваем северо-восток. Лес заканчивается метров за сто до вершины. Сама вершина представляет собой несколько скальных выходов (Фото 17, Фото 18), вокруг которых находятся каменные россыпи. В 11:40 выходим к скальным выходам (Фото 19, Фото 20). В 12:30 спускаемся к тому месту, откуда начали подъем на вершину. Устраиваем обед.
В 13:30 продолжаем траверсировать хребет (Фото 21), стараемся придерживаться направления запад-юго-запад, чтобы двигаться с минимальным изменением высоты. В 15:30 встали на ночевку между ручьями образующими Беленький Ключ.
За день прошли 12 км.
Весь день холодно, переменная облачность.
Фото 15. Вид на в. 1114 м с низу
Фото 16. Вид на в. 1114 м с перевала
Фото 17. Скальные выходы на в. 1114 м
Фото 18. Верхняя часть в. 1114 м
Фото 19. Вид на в. 1026 м с в. 1114 м
Фото 20. Панорама с в. 1114 м
Фото 21. Группа на хребте Зигальга
4.9. День 8 06.05
Сегодня, наконец-то "хорошая" погода. С утра подморозило и снег, скорее фирн, смерзся, и мы можем спокойно идти туда, куда захотим. А хотим мы на верх...
Подъем в 7:00. Выход в 8:40. От мета ночевки продолжаем траверсировать хребет и к 9:10 входим на седловину между в. 1203,7 и Малым Шеломом. От седловины начинаем подъем на в. Малый Шелом. Сначала подымаемся по лесистому склону крутизной до 30 градусов. Потом крутизна уменьшается, и мы переходим в зону лесотундры. Здесь начинается снежный покров и очень быстро начинает набирать толщину. В 10:20 проходим границу зоны леса (Фото 22, Фото 23, Фото 24). Толщина снежного покрова составляет не менее метра. Однако после окончания леса крутизна склона снова увеличивается градусов до 25. Склон представляет из себя сильно смороженный фирн. Приходится отказаться от дальнейшего подъема на вершину. Далее спускаемся по пути подъема. После спуска продолжаем траверсировать хребет. В 13:00 встаем на обед. В 14:00 продолжаем траверсировать хребет. В 16:00 встаем на ночевку недалеко от ур. Прогон.
За день прошли 12 км.
С утра морозно. Весь день холодно, переменная облачность. К вечеру снова морозно, пошел снег, продолжавшийся до утра.
Фото 22. Подъем на в. Малый Шелом от границы зоны леса
Фото 23. Вид с подъема на в. Малый Шелом на хребет Зигальга
Фото 24. Вид с подъема на в. Малый Шелом на хребет Бакты
4.10. День 9 07.05
Подъем в 7:00. Выход в 8:40. Сегодня снова ненастная погода. Снег, начавшийся вчера вечером, продолжается и с утра, а за одно еще и туман и очень низкая видимость. А потому продолжаем траверсировать хребет. После прохождения в. Большой Шелом начинаем потихонечку спускаться в дол. р. Катав. Стараемся идти все время по колее указанной на карте, но практически все время эту колею так и не видели. Только внизу недалека от реки выходим на нее. Здесь вполне хорошая лесная дорога. Выходим на старую железную дорогу. Где-то через километр, около 13:00, по ручью углубляемся в лес и встаем на ночевку.
За день прошли 11 км.
С утра морозно, идет снег. Первую половину дня холодно, идет сильный дождь. К обеду дождь закончился.
4.11. День 10 08.05
Подъем в 7:00. Выход в 8:40. Выходим на дорогу идущую по старой железнодорожной насыпи. И идем по этой дороге (Фото 25). В 13:30 подходим к мосту через р. Катав (Фото 26). Это бывший железнодорожный мост. После моста практически сразу начинается пос. Верхний Катав. В центре поселка находится магазин. Сегодня он работал до 14:00, но мы успели зайти в него. Затем расположились на краю поселка, на берегу реки Катав ожидая машину в Уфу.
За день прошли 18 км.
С утра морозно. Днем тепло, солнечно, к вечеру переменная облачность.
Фото 25. Вид с дороги на пос. Верхний Катав на в. Большой Шелом
Фото 26. Панорама хребта Зигальга из пос. Верхний Катав
Итоги, выводы, рекомендации
-
Группой пройден интересный маршрут 1 к.с. в достаточно малохоженом, с учетом сезона, районе - Южном Урале.
-
Южный Урал в мае представляет большой интерес с точки зрения подготовки группы к более сложным походам. Практически рядом можно получить возможность тренировки группы к движению по различным рельефам, таким как осыпи (в основном средние и крупные), разрушенные скалы, снег, фирн.
-
Следует считать 2017 год на Южном Урале очень снежным. Зимой выпало снега больше среднестатистического значения. Так же весна в этом году была поздней. Подобное стечение обстоятельств следует учитывать при планировании выхода на высокие вершины.
-
При подготовке маршрута следует учитывать не устойчивую погоду в районе с высокой вероятностью образования туманов и существенным снижением видимости.
-
Следует учитывать высокую активность клещей в районе, особенно в теплые солнечные дни.
-
Дополнение
-
Финансовый отчет
Основные расходы группы на поход.
№ |
Описание |
Стоимость на участника, руб |
Стоимость на группу, руб |
1 |
Перелет Москва-Уфа-Москва *) |
8 500 |
85 000 |
2 |
Трансфер Аэропорт Уфы - пос. Тюлюк |
1 000 |
10 000 |
3 |
Трансфер пос. Верхний Катав - Аэропорт Уфы |
800 |
8 000 |
4 |
Питание в походе |
1 930 |
19 300 |
85 |
Прочие расходы |
400 |
4 000 |
|
Итого |
12 630 |
126 300 |
*) При покупке билетов в феврале.
-
Контакты организаций услугами которых пользовались
Автотранспортная компания AUTODRIVE02 |
Уфа, Республика Башкортостан "http://www.autodrive02.ru/" rel="nofollow" E-mail: autodrive02@yandex.ru +7(987) 478-55-55 |
Общественное снаряжение группы
Список общественного снаряжения группы:
№ |
Наименование |
Вес, гр |
1. |
Шатер |
4600 |
2. |
Палатка 3-ка |
4850 |
3. |
Костровой тросик + перчатки |
500 |
4. |
Кан 6 л |
920 |
5. |
Кан 7,5 л |
1240 |
6. |
Хоз.набор |
400 |
7. |
Пила двуручная |
470 |
8. |
Ножовка |
380 |
9. |
Топор |
1100 |
10. |
Бензиновая кухня (горелка + кастрюля Jetboil 3l) |
1400 |
11. |
Фотоаппарат 1 |
2000 |
12. |
Фотоаппарат 2 |
350 |
13. |
Видеокамера |
450 |
14. |
Ремнабор |
1000 |
15. |
Аптечка |
2000 |
16. |
GPS-навигатор |
160 |
17. |
Батарейки для GPS-навигатора |
250 |
18. |
Спутниковый телефон |
200 |
19. |
Маршрутная документация |
500 |
20. |
Гитара |
2700 |
21. |
Метеостанция |
100 |
Использование в качестве палатки самошитого шатра позволило существенно сократить вес общественного снаряжения. Экономия составила более 4 кг на группу. По своим размерам шатер позволяет находиться в нем продолжительное время всей группе. Что не однократно использовалось при непогоде.
Поскольку была высокая вероятность наступления плохой погоды и низких температур, было принято взять горелку и специальную кастрюлю для нее. Что позволило всегда иметь возможность быстро приготовить горячий чай. В качестве топлива использовался Уайт-Спирт, который был куплен и предоставлен нам транспортной компанией.
Для связи с внешним миром использовался спутниковый телефон системы Thuraya, Sim-карта Thuraya. Проблем со связью не было.
Список отчетов по данному району, на основании которых составлялся маршрут
- Анохина Л.П. Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Южному Уралу, совершенному с 30 апреля по 7 мая 2012 года (МТЦ (ФСТ-ОТМ), №7268).
- Швед В.А. Отчет о пешеходном прохождении туристского спортивного маршрута 2 категории сложности по Южному Уралу совершенного группой туристов ЦДЮТиЭ "Космос" г. Челябинска в период с 9 по 17 августа 2014 года,
- "http://www.dostoyanie-pokoleniy.ru/upload/iblock/ca5/ca5e1424a175e3526fdca946e3ae4dd0.pdf." rel="nofollow"
- Матвеева Т.Ю. Отчет о туристско-спортивном походе 3 категории сложности по Южному Уралу, Уфа, 2006, "http://www.ufatourism.ru/plugins/content/content.php?content.32." rel="nofollow"
- Прохоров Б. Вершины Южного Урала выше 1000 метров, Магнитогорск, 2006, "http://www.southural.ru/articles/435." rel="nofollow"
Комментарии