Виды туризма

Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V
0 1186 0

Дата: 07-31 июля 2002 г.

Руководитель: Королев А.Ю. (Пермь)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

Глава 1. Справочные сведения о путешествии 
1. Проводящая организация
2. Краткая характеристика похода
3. Район путешествия
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие препятствия маршрута
6. Ф.И.О, адрес, телефон, руководителя и участников
7. Адрес хранения отчета
8. Маршрут рассмотрен
Глава 2. Содержание отчета 
1. Смысловая идея путешествия
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. График движения и другие параметры маршрута
5. Техническое описание прохождения группой маршрута
6. Оценка категории сложности похода
7. Потенциально опасные участки (явления) на маршруте
8. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте
9. Дополнительные сведения о походе
10. Стоимость проезда, проживания, питания на 1 человека
11. Итоги, выводы, рекомендации
Приложение 1. Паспорта локальных препятствий пройденных (описанных) впервые
Паспорт маршрута восхождения на гору Нгэтенапэ 1Б к.с., комбинированного, по северной части северо-восточного склона
Паспорт перевала ПГСХА - некатегорийный
Приложение 2. Записки, снятые с вершин и перевалов
а). Прилагается записка, снятая с вершины горы Нгэтенапэ
б). Прилагается записка, снятая с вершины горы Хуута-Саурей
в). Прилагается записка, снятая с перевала ПГСХА
Приложение 3. Прилагается статья о путешествии, напечатанная в областной газете "Пермские новости", № 39, от 27 сентября 2002 года


Глава 1. Справочные сведения о путешествии

1. Проводящая организация

Спортивно-патриотический клуб "Витязь". Адрес г. Пермь, ул. Лебедева, 18. Тел. (3422) 65-16-78.

2. Краткая характеристика похода

Вид туризма
Категория 
сложности 
похода
Протяжен- 
ность 
активной 
части 
похода, км
Продолжи- 
тельность 
общая, дней
Продолжи- 
тельность 
ходовых дней
Сроки 
проведе- 
ния
Пешеходный

439,7
25
20
7.07 - 31.07.2002

3. Район путешествия

Полярный Урал. Севернее железнодорожной ветки Сейда - Лабытнанги.

4. Подробная нитка маршрута

Г. Воркута - г. Хальмер-Ю (нежил.) - р. Кара - хр. Оченырд - пер. с реки Гнетью на р. бол. Кара - оз. Гнетьто - оз. Очеты - г. Нгэтенапэ, 1363 м,1Б к.с. - оз. Тисьнензато - р. Нярмаяха - г. Константинов камень, 439 м. - р. Нярмаяха - г. Хуута-Саурей, 1345 м,1А к.с. - пер. на оз. Верхнее Тисьнензато - пер. ПГСХА, 618 м. - оз. Большое Щучье - р. Щучья - р. Нгодяяха - р. бол. Хадыта - оз. бол. Хадатаеганлор - пер ИГАН, 1А к.с. - г. Харнаурды-Кеу, 1246 м, 1А к.с. - ледник ИГАН - р. бол. Уса - р. бол. Пайпудына - пос. Полярный.

5. Определяющие препятствия маршрута

прим. настройки навигатора см. в разделе № 9 - Дополнительные сведения.

Вид препятствия
Кате- 
гория 
трудности
Длина 
препят-
ствия
Характеристика препятствия
Путь прохождения, координаты (градусы/десятичные доли градуса)
1. Переправа через реку Гагаротовис
н/к
15 м
Глубина до 50 см, скорость течения 0,5 м/с
N67.97446, E064.94112
2. Переправа через левый приток реки Кара.
н/к
12 м
Глубина до 50 см, скорость течения 0,5 м/с
N68.01262, E065.15257
3. Болото
н/к
10 км
Вязкие заболоченные участки, глубиной 0,2-0,4 м, начинается от реки Гагаротовис, до Кары, с некоторыми незаболоченными участками.
Путь через болото проходит по старой заболоченной вездеходной дороге, идти приходится часто рядом с колеей.
4. Болото
0,5 км
Кочки, окруженные водой, встречается участками от реки Гагаротовис до реки Кара.
То же.
5. Переправа через реку Кара
80 м
Глубина до 1,3 м, скорость течения - 1 м/с. Брод нашли выше острова на 300-400 м. Рядом в других местах мельче, но течение быстрее.
N68.03284, E065.33011
6. Болото.
н/к
4 км
вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, от реки Кара до хребта Оченырд.
Старая вездеходная дорога закончилась, шли по азимуту.
7. Болото.
1,5
Кочки, окруженные водой. Совокупность участков кочкарникового болота, от реки Кара до хребта Оченырд.
Старая вездеходная дорога закончилась, шли по азимуту.
8. Растительный покров.
0,5
Ивовый и березовый стланик, с кочкарниковым болотом и завалами.
Совокупность участков от реки Кара до хребта Оченырд.
9. Осыпь.
н/к
4 км
Камни небольшие, крутизна склона до 25 градусов.
Совокупность осыпей до пер. с реки Гнетью на реку Б. Кара.
10. Переправа через р. Гнетью.
н/к
15 м
Глубина до 0,5 м, скорость течения до 1 м/с.
N68.01167, E065.52244
11. Пер. на реку Б. Кара.
н/к

До 100 м перевального взлета, осыпи, легкие скалы, мох, стланик.
N68.00855, E065.57428
12. Осыпь.
н/к
8 км
Камни небольшие, крутизна склона до 25 градусов.
Совокупность осыпей до оз. Очеты.
13. Болото.
н/к
2 км
Вязкие заболоченные участки глубиной до 0,2-0,4 м
Совокупность болот до оз. Очеты.
14. Растительный покров.
4 км
Стланик, высокая трава, скрытые углубления, камни.
Совокупность растительного покрова до оз. Очеты.
15. Переправа через левый приток р. Б. Кара.
н/к
15 м
глубина до 0,7 м, скорость течения 1 м/с.

16. Перевал на оз. Очеты.
н/к

Совокупность взлетов при подъеме на перевал до 100 м, осыпи, легкие скалы, мох, стланик.
N68.06134, E065.83004
17. Осыпь.
н/к
4 км
Камни небольшие, крутизна до 25 градусов.
Совокупность осыпей вдоль озера Очеты.
18. Растительный покров
2 км
Стланик, высокая трава, скрытые углубления, камни.
Растительный покров вдоль оз. Очеты.
19. Вершина Нгэтенапэ.
1Б, к.

1363 м, крутые до 35 градусов осыпи, с живыми камнями величиной часто более 1 м, разрушенные скалы, снег глубиной до 70 см, перепад высот 1100 м.
N68.08699, E065.79788. Первопрохождение маршрута, отчет о восхождении готовится для отправки в ФАР.
20. Переправа через реку, впадающую в оз. Очеты.
н/к
12 м
Глубина до 0,5 м, скорость течения до 1 м/с

21. Болото
н/к
5 км
Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м.
Совокупность болот до оз. Тисьнензато
22. Переправа через реку, впадающую в оз. Тисьнензато
н/к
15 м
Глубина до 60 см, скорость течения до 1 м/с.

23. Переправа через верхнюю часть оз. Тисьнензато
н/к
30 м
Глубина до 0,8 м., необходима, т.к. по левому берегу проходит заброшенная вездеходная дорога.

24. Осыпь.
н/к
2,5 км
Камни небольшие крутизна склона 15-20 градусов.
Совокупность осыпей по левому берегу оз. Тисьнензато, после окончания дороги.
25. Растительный покров.
3 км
Стланик, высокая трава, скрытые углубления, камни.
Совокупность растительного покрова до ночевки на слиянии р. Нярмаяхи и ее правого притока - N68.17846, E066.21491
26. Растительный покров.
0,5 км
Густые заросли ивового стланика.
Совокупность растительного покрова до ночевки на слиянии р. Нярмаяхи и ее правого притока - N68.17846, E066.21491
27. Болото
н/к
5 км
Вязкие заболоченные участки глубиной до 0,4 м.
Совокупность болот до ночевки на слиянии р. Нярмаяхи и ее правого притока - N68.17846, E066.21491
28. Переправа через реку, вытекающую из оз. Тисьнензато.
15 м
Глубина до 0,6 м, скорость течения до 1,5 м/с.

29. Переправа через р. Нярмаяха.
20 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

30. Переправа через правый приток р. Нярмаяха.
н/к
12 м
Глубина до 0,5 м, скорость течения - до 1 м/с.

31. Растительный покров.
1 А
14 км
Ивовый стланик легко проходимый по заброшенной вездеходной дороге.
Совокупность растительного покрова от ночевки с координатами: N68.17846, E066.21491 до г. Константинов камень.
32. Растительный покров.
0,7
Густые заросли ивового стланика высотой до 5 м.
Совокупность растительного покрова от ночевки с координатами: N68.17846, E066.21491 до г. Константинов камень.
33. Болото.
н/к
11 км
Вязкие заболоченные участки глубиной до 0,4 м.
Совокупность болот от ночевки с координатами: N68.17846, E066.21491 до г. Константинов камень.
34. Переправа через р. Нгысыхы-Яха.
1А.
20 м
Глубина до 0,8 м, скорость течения 1,5 м/с.

35. Переправа через реку Хой-Тальбей-Яха.
20 м
Глубина до 0,8 м, скорость течения - 1.5 м/с. Река течет в каньоне, переправа возможна только в одном месте.
Переправа возможна только по координатам: N68.34487, E066.14917
36. Переправа через р. Себета-Яха.
17 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

37. Восхождение на г. Константинов камень.
н/к

483 м, перепад высот 300 м, осыпи, разрушенные скалы.
N68.49024, E066.21995
38. Переправа через р. Себета-Яха.
17 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

39. Переправа через реку Хой-Тальбей-Яха.
20 м/с
Глубина до 0,8 м, скорость течения - 1.5 м/с. Река течет в каньоне, переправа возможна только в одном месте.
Переправа возможна только по координатам: N68.34487, E066.14917
40. Переправа через р. Нгысыхы-Яха.
1А.
20 м
Глубина до 0,8 м, скорость течения 1,5 м/с.

41. Болото.
н/к
11 км
Вязкие заболоченные участки глубиной до 0,4 м.
Совокупность болот от г. Константинов камень до ночевки с координатами: N68.17846, E066.21491
42. Растительный покров.
0,7
Густые заросли ивового стланика высотой до 5 м.
Совокупность растительного покрова от г. Константинов камень до ночевки с координатами: N68.17846, E066.21491
43. Растительный покров.
14 км
Ивовый стланик легко проходимый по заброшенной вездеходной дороге.
Совокупность растительного покрова от г. Константинов камень до ночевки с координатами: N68.17846, E066.21491
44. Переправа через правый приток р. Нярмаяха.
Н/к
12 м
Глубина до 0,5 м, скорость течения - до 1 м/с.

45. Болото.
н/к
3 км
Вязкие заболоченные участки глубиной до 0,4 м
Совокупность болот от ночевки с координатами: N68.17846, E066.21491 до озера Нярмато.
46. Восхождение на г. Хуута-Саурей.

Высота 1345 м. Перепад высот более 1000 м, крутые осыпи, часто с живыми камнями и размером более 1 м, разрушенные скалы. Крутизна склона иногда до 40 градусов.
N68.07855, E068.34242, отчет о восхождении готовится для отсылки в ФАР.
47.Переправа ч/з р. Нярмаяха.
20 м
Глубина до 0,8 м, скорость течения до 1,5 м/с.

48. Перевал на оз. Тисьнензато.
н/к

Высота перевального взлета более 100 м, осыпи, фирн, болота.
N68.07214, E066.18134
49. Переправа через реку впадающую в оз. Тисьнензато.
15 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

50. Перевал ПГСХА.
н/к

Высота 618 м, перевальный взлет более 200 м, осыпи, камни часто живые крупные, уклон до 25 градусов, фирн.
N68.02625, E066.07135
51. Растительный покров.
4,0 км
Березовый и ивовый стланик. На участке от пер. ПГСХА до оз. Бол. Щучье.

52. Болото
н/к
3,5 км
Вязкая заболоченная местность глубиной до 0,4 м. От пер. ПГСХА, до оз. Бол. Щучье.

53. Переправа через левый приток р. Пырь-Яга-Тоня.
18 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

54. Переправа через р. Пырь-Яга-Тоня.
20 м
Глубина до 0,8 м, скорость течения до 2 м/с.

55. Осыпь.
н/к
5 км
Камни небольшие, часто живые, иногда размеры до 1 м и более.
Совокупность осыпей вдоль западного берега озера бол. Щучье.
56. Растительный покров
2 км
Скрытые в траве и стланике углубления, камни и кочкарниковые болота.
Совокупность растительного покрова вдоль оз. Бол. Щучье.
57. Переправа через ручей Приозерный.
15 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

58. Переправа через р. Мал. Щучья.
20 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

59. Болото.
н/к
5 км
Вязкие заболоченные участки глубиной до 0,2-0,4 м.
Совокупность болот от оз. бол. Щучье до оз. Бол. Хадатаеганлор.
60. Переправа через приток р. Нгодяяха.
н/к
12 м
Глубина до 0,5 м, скорость течения до 1 м/с.

61. Переправа через приток р. Б. Хадыта.
н/к
14 м
Глубина до 0,5 м, скорость течения до 1 м/с.

62. Переправа через р. Бол. Хадыта.
25 м
Глубина до 0,6 м, скорость течения до 1,5 м/с.

63. Перевал ИГАН.

По действующей классификации.
Сложно указать координаты, т.к. представляет собой широкое плато.
64. Восхождение на г. Харнаурды-Кеу - северная.

Высота ок. 1200 м. Готовится к отправке отчет о восхождении в ФАР.
N67.58271, E065.99818
65. Осыпь
н/к
2 км
Камни небольшие, иногда живые, уклон до 20 градусов.
На плато перевала ИГАН.
66. Переправа через реку Бол. Уса.
30 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения до 1,5 м/с.

67. Болото.
н/к
8 км
Вязкие заболоченные участки глубиной до 0,2-0,4 м.
Совокупность болот от пер. ИГАН до пос. Полярный.
68. Переправа через правый приток р. бол. Пайпудына
н/к
12 м
Глубина до 0,6 м, скорость течения 1 м/с.
N67.36643, E065.86042
69. Переправа через правый приток р. бол. Пайпудына
н/к
15 м
Глубина до 0,5 м, скорость течения 1 м/с.

70. Переправа через правый приток р. бол. Пайпудына
н/к
10 м
Глубина до 0,6 м, скорость течения 1 м/с.

71. Переправа через правый приток р. бол. Пайпудына
н/к
13 м
Глубина до 0,7 м, скорость течения 1 м/с.

6. Ф.И.О, адрес, телефон, руководителя и участников

Ф.И.О.
Год рождения
Адрес, телефон
Туристский опыт
Обязанность в группе
1. Королев Андрей Юрьевич
1976
г. Пермь, ул. Дружбы, 16 - 58. Тел. 65-16-78 (д.)/
4Р - пеший, 4Р - пеший, 5Р - лыжный, 5Р - горный, 6У - лыжный.
Руководитель, фотограф, врач.
2. Котельников Константин Владимирович
1975
г. Пермь, ул. Осинская 12 - 60. Тел. 34-15-05 (д.)/
1У - лыжный, 4У - пеший, 2Р - вело, 3У - спелео, 3У - лыжный,
Завхоз, Видеооператор
3. Пономарев Игорь Викторович
1980
г. Пермь, ул. Подольская, 35 - 28. Тел. 61-36-43 (д.)
1У - пеший, 2У - пеший, 3У - лыжный, 4У - пеший.
Реммастер.
4. Шафранская Наталья Павловна
1978
г. Пермь, ул. Хрустальная, 28 - 45. Тел. 65-23-01 (д.).
1У - пеший, 2У - пеший, 3У - лыжный.
Медик.
5. Тютикова Ольга Александровна
1981
г. Пермь, ул. Карпинского 101 - 85.
1У - пеший, 3У - лыжный.
Медик.
6. Луговая Елизавета Сергеевна
1975
г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 41 - 30. Тел. 34-91-10.
2У - горный, 4У - пеший, 2У - вело, 3У - пеший.
Хронометрист.

7. Адрес хранения отчета

Г. Пермь, Дружбы 16 - 58, у руководителя группы. 614070, в библиотеке Пермской областной МКК. О путешествии имеются газетные публикации, в областной газете "Пермские новости", смотреть приложение № 3. Во время путешествия снят видеофильм.

8. Маршрут рассмотрен

Пермской областной МКК.

Маршрут зарегистрирован в Пермской областной ПСС, МЧС России, тел. (3422) 90-25-76 и (3422) 27-00-09.

Глава 2. Содержание отчета

1. Смысловая идея путешествия

У этого путешествия было несколько основных целей, которые нам удалось выполнить.

1. Посмотреть хребет Оченырд - самый мощный и красивейший хребет на Полярном Урале, и подняться на его высшую точку.

2. Дойти до горы Константинов камень - самую первую, и самую северную вершину Уральского хребта и взойти на него.

3. Увидеть Северный Ледовитый океан. Самая ближняя и удачная точка для обзора океана - это гора Константинов камень, но, к сожалению, видимости во время восхождения на него не было, и океан нам с него увидеть не удалось. Но цель эту мы все-таки выполнили, причем раньше, чем рассчитывали. Как оказалось океан видно не только с Константинова камня, но и с южнее расположенных гор и возвышенных мест. На фотографиях, правда, плохо понятно, что впереди океан, а не узкая полоска более светлого неба.

4. Подняться на самые интересные и значительные вершины Полярного Урала, его части севернее железной дороги, которые являются прекрасными обзорными точками. Это вершины Нгэтенапэ, Константинов камень, Хуута-Саурей, Харнаурды-Кеу.

5. Посмотреть, и пройти по берегу красивейших озер Полярного Урала: Гнеть-Ты, Очеты, Тиснензато, Нярмато, Большое Щучье, Большое Хадатаеганлор. Большое Щучье является не только одним из самых крупных на Урале, но и самым глубоким. Глубина его превышает 200 м.

6. Объединить одним цельным маршрутом самую северную часть Полярного Урала с его средней частью, расположенной возле железнодорожной ветки Сейда - Лабытнанги.

7. Посмотреть мертвый город Хальмер-Ю. Кроме этого маршрут пришлось проложить через него еще и по причине более удобной заброски в северную часть Полярного Урала.

8. Посмотреть стада северных оленей.

9. Повстречаться с местными жителями - ненцами и коми и побывать у них в гостях.

10. Половить рыбы в реках Полярного Урала.

11. Посетить самый большой на Урале ледник - ледник ИГАН.

12. Посмотреть самый большой на Урале водопад на ручье Гидрологов.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заезжать в район путешествия можно следующим образом:

1) До города Воркута добираются поездом, который ходит несколько раз в сутки из разных городов России. Далее в сторону нежилого города Хальмер-Ю можно проехать на легковой машине еще 14 км до бывшей станции Седловая. Ехать на легковушке можно и дальше, но это будет для нее не безопасно. До самого Хальмер-Ю можно с большим трудом доехать на машинах вездеходах - ЗИЛе, Урале, ГАЗ-66 и т.д. Такая заброска соответственно и удорожит стоимость похода, поэтому мы этим не воспользовались, а доехали только до Седловой, на нанятой около ж/д вокзала "Волге" - универсале, 150 р. со всех.

2) Добраться в район путешествия можно и от станции 110 км железнодорожной ветки Сейда - Лабытнанги или поселка геологов - Полярного. Туда ходят поезда несколько раз в сутки, как местные, от станции Сейда, и Воркута, так и дальнего следования от Москвы. Если забрасываться в район этим способом то маршрут получится радиальным, что малоинтересно. Если конечно не идти маршрут в другую сторону: от Полярного до Хальмер-Ю и Воркуты.

Варианты подъезда являются и вариантами отъезда, как если идти радиальными маршрутами, так и линейными, как шли мы.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы

Если ЧП произошло на участке Хальмерь-Ю - хр. Оченырд, то удобнее выходить обратно на Хальмерь-Ю и Воркуту.

Если ЧП произошло на участке севернее и восточнее хр. Оченырд, то можно искать помощи у местных жителей - ненцев и коми, у находившихся в тот момент миссионеров - евангелистов из Воркуты, которые ездят на вездеходе, и у коммерсантов, курсирующих на вездеходах между Лабытнангами и побережьем. Также возможен выход по вездеходной дороге на п. Полярный. Кроме того, в это время года в районе оз. Бол. Хадытаиганлор и южнее всегда можно встретить туристов, у которых также можно просить помощи.

По спутниковому телефону, который имелся у группы, можно было в любой момент сообщить о ЧП и просить помощи у санитарной авиации г. Воркута по телефону.

Запасные варианты

При невозможности переправиться через р. Кара можно было изменить маршрут и идти вверх по течению до слияния рек Большая и Малая Кара, где переправа уже намного проще.

В случае необходимости можно было отказаться от посещения г. Константинов камень и идти сразу на г. Хуута-Саурей и оз. Бол. Щучье.

При необходимости можно было отказаться от прохождения перевала ИГАН (1А) и идти до п. Полярный по вездеходной дороге.4. График движения и другие параметры маршрута

определяющие в соответствии с действующей классификацией его категорию сложности.

4. График движения и другие параметры маршрута

определяющие в соответствии с действующей классификацией его категорию сложности.

Таблица дневных переходов

Таблица RTF (60 КБ)

5. Техническое описание прохождения группой маршрута

1 день. 9.07. Начали маршрут от бывшей станции Седловая, на нежилой город Хальмер-Ю, по разобранной железной дороге. Мосты через реки и овраги в основном сохранились. Шпал почти нет. Прошли 33 км, перепад высот 100 м, заночевали за урочищем "Олений лог".

2 день. 10.07. Продолжаем путь на Хальмер-Ю, по разобранной железной дороге, вдоль дороги сохранились полуразрушенные балки, которые встречаются каждые 5 км. В Хальмер-Ю проходим мимо недостроенных 5-ти этажных домов, (фото 1), в которые люди не успели вселиться. Не доходя до бывшего вокзала, отворачиваем по старой грунтовой дороге на восток. Переходим по полуразрушенному мосту через приток реки Гагаротовис (фото 2),. В одной каменной будке обедаем, укрываясь от ветра. Проходим мимо шахт и ищем старую вездеходную дорогу с направлением на восток. Вначале идем не по той дороге, которая уходит на север, к заброшенной ГЭС. Все точки наших поисков указаны на карте по спутниковому навигатору. Возвращаемся от ГЭС обратно, идем к огромным отвалам у заброшенных шахт, где и находим искомую дорогу. (фото 3). Идем по ней около 3 км, дорога сильно заболочена. Ночуем у левого притока р. Гагаротовис. За день прошли 22 км, без учета поиска дороги. Перепад высот 350 м.

3 день. 11.07. Идем по старой вездеходной дороге, она сильно заболочена, часто приходится пробираться через заросли карликовой ивы и березы (фото 4). Ночуем на берегу р. Кара. С вечера ищем брод выше и ниже по течению от места впадения левого притока, к устью которого привела нас дорога. За день преодолены следующие локальные и протяженные препятствия: переправа ч/з р. Гагаротовис - н/к - 15 м, переправа ч/з лев. приток р. Кара - н/к - 12 м, болото - н/к-10км, болото - 1А к.с. - 0,5 км. перепад высот - 800 м. Пройдено 22 км.

4 день. 12.07. Ищем переправу на другой берег реки Кара. После 4 попытки удается с трудом перейти на другой берег (фото5). Переправа находится выше острова на 300-400 м, и ниже притока на примерно на 1,5 - 2 км, к которому приводит дорога от Хальмер-Ю, координаты брода - N68.03284, E065.33011. (Здесь и везде в отчете указаны градусы и десятичные доли градусов, а не минуты, настройки GPS см. раздел № 9). После брода дороги дальше в сторону хребта Оченырд не находим, и идем по азимуту, в направлении на р. Гнетью. Местность сильно заболочена - болота н/к и 1А к.с. (фото 6), много озер, и часто встречаются заросли карликовой ивы и березы. Подойдя к хребту Оченырд (фото 7), начинаем подъем вверх по реке Гнетью. Встречаются осыпи н/к, и редко заросли ивняка. Поднимаемся на перевал по левому притоку р. Гнетью, где останавливаемся на ночлег. За день преодолено: переправа ч/з р. Кара - 1Б - 80 м, болото - н/к - 4 км, болото - 1А к.с.-1,5 км, растительный покров - 2Б к.с. - 0,5 км, осыпь - н/к - 4 км, переправа ч/з р. Гнетью - н/к - 15м, перепад высот - 700 м. Пройдено 17 км.

5 день. 13.07. Спускаемся с н/к перевала на р. Б. Кара, по осыпи н/к и 1А к.с., идем вдоль хребта Оченырд вдоль р. Б. Кара, не спускаясь вниз траверсом склона. (фото 8). Много озер, часто болота н/к и осыпи н/к. Переходим через несколько притоков р. Б. Кара, далее идем вверх по одному из ее правых притоков, в сторону перевала на озеро Очеты. Проходим так называемый некатегорийный перевал дураков, поднимаемся по н/к осыпи и частым заболоченным участкам на перевал на оз. Очеты н/к, спускаемся с него по н/к осыпи и встаем на ночлег, не доходя до озера Очеты, на берегу небольшого озерка (фото 9). За преодолено: перевал на р. Бол. Кара - н/к, осыпь - н/к - 8 км, болото-н/к - 2 км, растительный покров-1Б - 4 км, переправа ч/з лев. приток реки Бол. Кара - н/к - 15 м, перевал на озеро Очеты - н/к, перепад высот - 1300 м. Пройдено 20 км.

6 день. 14.07. Восхождение на гору Нгэтенапэ. Проходим на северный конец оз. Очеты (фото 10). Подъем начинаем, не доходя до него, по крутому осыпному склону с выходами разрушенных скал, рядом с длинным снежником, по маршруту ориентировочно 1Б к.с. Маршрут восхождения можно разделить на следующие участки.

Участок 1. Вначале подъем по осыпи - 1А к.с. - 500 м - 20-30 минут.

Участок 2. Далее подъем по осыпи - 1Б-2А к.с, с выходами разрушенных скал, необходимо маневрирование между жандармами и выходами малоразрушенных отвесных и высоких скал (фото 12,13), во избежание камнепадов и сложных участков, где возможен срыв - 600-700 м - 1 - 1,5 ч. Камни часто припорошены скользким свежевыпавшим снегом.

Участок 3. Далее выход на плато (фото 11) и подъем по снежному склону крутизной 20 - 30 градусов. Снег глубиной до 50 см, часто происходит проваливание между камнями. Протяженность этого подъема - 800 - 1000 м - 40 мин - 1 час.

Участок 4. Далее выход на гребень, откуда начинается южная стена, и подъем по гребню до вершины - около 100 м - 10 мин. (фото 14). На гребне на южную стену нависают снежные карнизы шириной до 2-5 м.

С вершины снимаем записку туристов из Саратова - Устиновых отца и сына, от 2.08.2001 г. Они сняли записку туристов из села Минин Бор, Вологодской области от 23.08.99 года. Спускаемся до участка 2 по пути подъема (фото 15), далее идем левее и немного назад - на запад, где переходим на другой пологий гребень, по другой стороне узкого ущелья с водопадами. Спускаемся по этому гребню по н/к осыпи, к реке Очеты-Вис ниже оз. Очеты. Возвращаемся в базовый лагерь по левому берегу озера Очеты. Часто встречаются осыпи - н/к, заросли ивняка от 1Б до 2Б к.с. и болота. Восхождение от выхода из лагеря до возвращения в него заняло 10 часов. За день преодолено: осыпь - н/к - 4 км, растительный покров-1Б - 2 км, вершина Нгэтенапэ - 1Б к.с, перепад высот - 2200 м. Пройдено 20 км.

7 день. 15.07. Идем на перевал на исток р. Б. Кара и оз. Тисьнензато (фото 16). Путь заболочен н/к, часто заросли ивняка - 1Б к.с, и осыпи - н/к. Перевал является просто водоразделом, и не подходит под понятие н/к перевал. На оз. верхнее Тисьнензато оставляем заброску, привязываем ее координаты по спутниковому навигатору, берем продуктов на 7 дней и направляемся в сторону Константинова камня вдоль берега оз. Тисьнензато. Не доходя до озера появляется старая вездеходная дорога. Она сильно заболочена и заросла но идти по ней легче. Доходим до озера Тисьнензато, переходим вброд ч/з его верхний залив (фото 17), на левую сторону орографически, и идем дальше по вездеходной дороге, которая продолжается до пригодного для жилья балка, который находится на 2/3 озера сверху. Его координаты: N68.12791, E066.11213. Далее дорога кончается и начинается очень неудобная осыпь - н/к, которая тянется почти до конца озера (фото 18) и переходит в болото н/к. Дальше переходим вброд через несколько притоков вытекающей из озера реки, двигаемся через заросли карликовых ив и берез - 1Б к.с, переходим через реку вытекающую из озера и Нярмаяху - 1А к.с. Далее двигаемся по правому берегу Нярмаяхи. Здесь у нее много рукавов между которыми заросли ивняка 2Б к.с., потом идем по берегу через болота - н/к и 1А к.с. Доходим до правого притока Нярмаяхи и встаем на ночлег. За день преодолено: переправа ч/з р. впадающую в оз. Очеты - н/к - 12 м, болото - н/к-5 км, переправа ч/з р. впадающую в оз. Тисьнензато - н/к - 15 м, переправа ч/з верхнюю часть оз. Тисьнензато - н/к - 30 м, осыпь - н/к - 2,5 км, растительный покров - 1Б - 6 км, растительный покров - 2Б - 0,5 км, болото н/к - 2 км, переправа ч/з реку, вытекающую из оз. Тисьнензато - 1А к.с. - 15 м, переправа ч/з р. Нярмаяха-1А-20 м, перепад высот - 700 м. Пройдено 28,4 км.

8 день. 16.07. Идем по правому берегу Нярмаяхи (фото 19), по старой вездеходной дороге. Подходим к Нярмаяхе, чтобы посмотреть красивейшие водопады в каньоне (фото 20). Переходим вброд Хойтальбейяху. Переправа возможна только в этом месте - в 1,5 км от устья, т.к. она течет в сплошном каньоне, где много порогов и водопадов. Далее дорога кончается, и идем по болотам и зарослям ивняка по азимуту на север. Ночуем на небольшом притоке Нярмаяхи. за день преодолено: переправа ч/з правый приток р. Нярмаяха - н/к-12 м, растительный покров - н/к-14 км, растительный покров - 2Б - 0,7 км, болото - н/к-11км, переправа ч/з р. Нгысыхыяха-1А - 20 м, переправа ч/з р. Хойтальбэйяха - 1А - 20 м, перепад высот - 600 м. Пройдено 28,5 км.

9 день. 17.07. Снова выходим на старую вездеходную дорогу, идем по ней. Встречаем ненцев и стадо оленей, рядом стоят их чумы. Из-за плохой погоды ставим палатку на берегу озера под Константиновым камнем (фото 21). Здесь же и ночуем. За день преодолено: переправа ч/з р. Себета-Яха - 1А - 17 м. Перепад высот - 300 м. Пройдено 10 км.

10 день. 18.07. Ждем погоду. После обеда идем на Константинов камень (фото 22). Немного выше лагеря видимость пропадает, сильный ветер. Подъем простой, по осыпи н/к и 1А к.с. На вершине находим полуразрушенный тур, видно что его сдуло ветром (фото 23). Записки не обнаруживаем, но оставляем свою (фото 23). По словам ненцев на Константиновом камне никого не было лет 10. Возвращаемся в лагерь и ночуем на прежнем месте. За день преодолено: восхождение на г. Константинов камень - н/к. Перепад высот - 700 м. Пройдено 8,4 км.

11 день. 19.07. Идем обратно к заброске (фото 25). По пути заходим в гости к ненцам - делимся с ними лекарствами и пьем чай (фото 26). Идем по сильно заболоченной вездеходной дороге. Болота до 1А к.с. Идем западнее, чем шли вперед, вдоль р. Нярмаяха. Обедаем. Во время обеда к нам из Нярмаяхи выезжает вездеход, в котором едут миссионеры - евангелисты. Они приобщают к своей религии местных ненцев и коми. Разговариваем с ними, фотографируемся, и они угощают нас сухарями, кетчупом и чесноком. Дальше доходим до Хойтальбейяхи, идем вдоль нее до старого места перехода, потому что в другом месте перейти невозможно из-за каньона. Переходим ее с трудом, т.к. воды стало больше. По старой дороге доходим до р. Нгысыхыяха где и ночуем. За день преодолено: растительный покров-2Б - 0,7 км, болото - н/к - 11 км, переправа ч/з р. Хойтальбэйяха - 1А к.с. - 20 м. Перепад высот - 800 м. Пройдено 24,2 км.

12 день. 20.07. Переходим ч/з Нгысыхыяху, идем по старой вездеходной дороге до места слияния Нярмаяхи и реки вытекающей из оз. Тисьнензато. Немного дальше дорога кончается, и мы идем вверх по Нярмаяхе по правому берегу (фото 30). Часто заросли ивняка - 1Б к.с. и осыпи - н/к. Ночуем у озера Нярмато (фото 31). За день преодолено: растительный покров - н/к-14 км, переправа через правый приток р. Нярмаяха - н/к-12 м, болото - н/к - 3 км. Перепад высот-250 м. Пройдено 23,4 км.

13 день. 21.07. Восхождение на гору Хуута-Саурей 1А к.с, 1345 м. От озера вначале подъем по крутому травянистому склону далее по осыпи - н/к и 1А к.с. (фото 32, 33, 34). Верхняя часть маршрута - осыпь 1Б - 2А к.с. и разрушенные скалы. Все припорошено снегом и обледенелое. С вершины снимаем записку туристов из Екатеринбурга от 10.04 2002 года, которые сняли записку от 9.04.2001 года (фото 35). Спускаемся с вершины по пути подъема. На восхождение ушло 6 часов. За день преодолено: восхождение на гору Хуута-Саурей - 1А к.с. Перепад высот - 2000 м. Пройдено 13.4 км. Ночуем на прежнем месте.

14 день. 22.07. Из-за плохой погоды выходим в обед. Переходим через Нярмаяху, и по ее левому притоку поднимаемся на перевал - н/к ведущий к оз. верхнее Тисьнензато и нашей заброске. Подъем в верхней части по осыпи - н/к снежнику. Седловина перевала травянистая и заболоченная. Спускаемся с перевала по ручью, часто идем по осыпи - н/к и снежникам (фото 36). Несколько раз переходим вброд этот ручей ставший речкой, переправа ч/з которую оценивается 1А к.с. Далее по болоту - до 1А к.с. и зарослям ивняка подходим к заброске, перейдя вброд еще одну речку. За день преодолено: переправа ч/з р. Нярмаяха - 1А к.с, 20 м, перевал на оз. Тисьнензато - н/к, переправа ч/з р. впадающую в озеро Тисьнензато - 1А к.с,15 м. Перепад высот - 800 м. Пройдено 15 км.

15 день. 23.07. Идем на перевал на оз. Большое Щучье. Подъем из долины реки большая Кара по осыпи н/к, чередующейся с осыпью 1А к.с., по кулуару крутизной в пределах 25-30 градусов, протяженностью 1,5 км. В верхней части лед 1А к.с. - уклон в пределах 15-20 градусов и прошлогодний фирновый снег (фото 37). В туре находим записку туристов из Инты, оставляем свою и решаем назвать этот перевал - перевал ПГСХА (объяснение смотреть в паспорте прохождения перевала) (фото 38). Спуск по склону крутизной до 25-30 градусов, по осыпи н/к, чередующейся с осыпью 1А к.с, протяженностью 1 км. После спуска идем вдоль р. Пырь-Яга-Тоня, переходим через нее - переправа сложная 1Б к.с. (фото 39). Далее идем по юго-западному берегу оз. Большое Щучье (фото 40, 41). Идти сложно - много осыпей - н/к, до 1А к.с, зарослей ивняка, и вздувшихся притоков. Ночуем у южной оконечности озера, в палатке, около сгоревшей вездеходной подставы. Ночевать в остатках уцелевших построек практически невозможно. За день преодолено: перевал ПГСХА - н/к, 618 м, растительный покров-1Б - 1 км, болото - н/к-3,5 км, переправа ч/з приток реки Пырь-Яга-Тоня - 1А - 18 м, переправа ч/з р. Пырь-Яга-Тоня - 1Б - 20 м, осыпь - н/к - 5 км, растительный покров - 1Б-2 км. Перепад высот - 950 м. Пройдено 33 км.

16 день. 24.07. Идем вниз по р. Щучьей, по старой вездеходной дороге, переходим вброд р. Приозерный - 1А к.с, р. Мал. Щучья, поднимаемся на хребет (фото 42) и направляемся вдоль р. Нгодяяха к водоразделом с бассейном р. Большая Хадыта. Много болот н/к и 1А к.с. Встречаем ненцев на самом водоразделе (фото 43). Доходим до бывшей ГМС на озере Большое Хадытаеганлор (фото 44), где и ночуем в палатке. В недостроенном деревянном доме рядом с домиком сторожа, которого не оказалось на месте, обитают две группы туристов, заехавшие туда на вездеходе. За день преодолено: переправа ч/з ручей Приозерный - 1А-15 м, переправа ч/з р. Малая Щучья - 1А - 20 м, болото - н/к - 5 км, переправа ч/з приток реки Нгодяяха - н/к - 12 м, переправа ч/з приток реки Большая Хадыта - н/к - 14 м. Перепад высот - 1200 м. Пройдено 37 км.

17 день. 25.07. Дневка.

18 день. 26.07. Переходим через реку Бол. Хадыта, 1А к.с. (фото 45). Поднимаемся на перевал ИГАН - 1А к.с. по ручью гидрологов (фото 46), мимо самого большого на Урале водопада (фото 47). Далее подъем по осыпи - н/к и 1А к.с. Выходим на плато перевала, оставляем рюкзаки на морене ледника ИГАН (фото 48) - также самого большого на Урале и налегке идем на вершину Харнаурды-Кеу - северная.1А к.с., ок. 1200 м. Подъем на нее по осыпи вначале н/к, потом 1А к.с., далее по разрушенным скалам. На саму вершину ведет узкий скальный гребень, для прохождения которого требуются применить элементы скалолазания. На вершине в туре записки не обнаруживаем, оставляем свою (фото 49,50). Спускаемся по пути подъема. Обедаем на морене ледника, проходим ее и спускаемся с перевала в долину р. Большая Уса мимо озера (фото 51). Спуск по осыпи - н/к, далее по крутому травянистому склону с выходами камней. Ночуем на берегу Бол. Усы. За день преодолено: переправа ч/з р. Бол. Хадыта - 1А - 25 м, перевал ИГАН-1А к.с, восхождение на г. Харнаурды-Кеу - 1А к.с, осыпь - н/к - 2 км. Перепад высот - 1950 м. Пройдено 20 км.

19 день. 27.07. Идем вниз по Большой Усе (фото 52), переходим через нее, доходим до каньона (фото 53), где купаемся. Далее идем через водораздел на Большую Пайпудыну, по болотам и зарослям ивняка (фото 54). Ночуем на берегу Бол. Пайпудыны. За день преодолено: переправа ч/з р. Бол. Уса - 1А-30 м, болото - н/к - 8 км, переправа ч/з правый приток р. Бол. Пайпудына - н/к - 12 м, переправа ч/з правый приток р. Бол. Пайпудына - н/к - 15 м, переправа ч/з правый приток р. Бол. Пайпудына - н/к - 10 м. Перепад высот - 550 м. Пройдено 31 км.

20 день. 28.07. После выхода через 1 час выходим на грунтовую дорогу (фото 55), по которой доходим до поселка Полярный, где и ночуем в общежитии. За день преодолено: переправа ч/з правый приток р. Бол. Пайпудына - н/к - 13 м, перепад высот-500 м. Пройдено 33,4 км.

6. Оценка категории сложности похода.

Определение количества баллов за локальные препятствия.

N
Препятсвие.
Категория 
сложности.
Количество.
Баллы.
Баллы в зачет.
1.
Переправа
н/к
16
8
2
2.
Переправа
15
15
3
3.
Переправа
2
6
6
4.
Всего

33
29
11
5.
Перевал
н/к
4
8
2
6.
Перевал
1
4
4
7.
Всего

5
12
6
8.
Вершина
н/к
1
4
4
9.
Вершина
2
10
5
10.
Вершина
1
7
77
11.
Всего

4
21
17
12.
Итого


62
34

Определение количества баллов за протяженные препятствия.

Препятствие.
Категория 
сложности.
Протяженность, км
Баллы.
Баллы в зачет.
1.
Растительный покров
28
11
10
2.
Растительный покров
18
7,2
7,2
3.
Растительный покров
2,4
6
6
4.
Всего

48,4
24,2
23,2
5.
Осыпь
н/к
25,5
12,3
3
6.
Осыпь
11
16
15
7.
Осыпь
6
12
12
8.
Осыпь
3
15
15
9.
Всего

45,5
55,3
45
10.
Болото
н/к
66
33
7
11.
Болото
2
2,4
2,4
12.
Всего

68
35,4
9,4
13.
Снежный покров
н/к
7
3,5
3,5
14.
Снежный покров
2
4
4
15.
Всего

9
7,5
7,5
16.
Итого


122,4
85,1

Определение категории сложности маршрута.

Показатель маршрута.
Количество.
Требования для 4 к.с.
Требования для 5 к.с.
1.
Протяженность
439, 7 км.
220 км.
250 км.
2.
Продолжительность
20 дней.
13 дней.
16 дней.
3.
Баллы за локальные препятствия (ЛП)
34.
35.
55.
4.
Баллы за протяженные препятствия (ПП)
85,1.
60.
80.
5.
Географический показатель (Г), баллы
12.


6.
Автономность, коэффициент (А)
1.


7.
Коэффициент перепада высот (К)
2,39.


8.
Общее количество баллов набранное категорируемым маршрутом (КС)
142,7
95-134.
135 - 184.

Коэффициент перепада высот К=1+ОН/12= 1+16,65/12= 2,39.

Где ОН - это суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной части маршрута в км.

Общее количество баллов КС= ЛП+ПП+(Г*А*К)= 34+80+(12*1*2,39)= 142,7, что соответствует пешеходному походу 5 категории сложности.

7. Потенциально опасные участки (явления) на маршруте

1. Болота на участке до хребта Оченырд и в районе г. Константинов камень. При прохождении их отдельных участков необходима индивидуальная страховка.

2. Переправы через р. Кара, р. Нярмаяха, р. Пырь-Яга-Тоня. Эти реки имеют быстрое течение, неровное каменистое дно, глубину выше 0,8 метра и при переправе представляют определенную опасность. При более высоком паводке переправа через р. Кара становится практически невозможна.

3. Во время восхождения на г. Нгэтенапе по маршруту 1Б категории сложности была опасность камнепада, во избежании которой была применена специальная тактика: подъем по камнеопасным осыпям в плотную друг за другом, старались подниматься по гребням и избегали спускаться в кулуары. При спуске был выбран другой не камнеопасный маршрут.

4. Во время восхождения на г. Нгэтенапе и г. Хуута-Саурей была плохая видимость и существовала опасность спуска не к базовому лагерю, а в другое ущелье. Во избежание этого мы четко запоминали маршрут восхождения по компасу и фиксировали ключевые точки с помощью GPS.

5. Во время восхождения на вершины и прохождения перевалов часто проходилось ходить по каменным россыпям, в том числе мокрым, заснеженным и обледенелым. Во избежание травм, передвижение по таким участкам осуществлялось с особой осторожностью.

6. Во время восхождений и прохождений перевалов существует опасность ураганных ветров. Поэтому желательно всегда иметь с собой запас одежды и продовольствия, чтобы иметь возможность переждать непогоду при невозможности спуска.

7. По словам туристов, посещавших район нежилого г. Хальмерь-Ю ранее, там возможно столкновение со стаями одичавших собак. В качестве средств самообороны были взяты перцовые баллончики. Никаких опасных встреч с дикими животными на всем протяжении маршрута не было.

8. В районе водораздела рек Бол. Уса, Немуръеган, Лонготъеган, Бол. Пайпудына в условиях плохой видимости очень сложное ориентирование. На плато перевала ИГАН также сложно при плохой видимости искать спуск в долину р. Бол. Уса.

8. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте

1. Хребет Оченырд - самый мощный и красивейший хребет на Полярном Урале.

2. Гора Константинов камень - самую первую, и самую северную вершину Уральского хребта.

3. Возможность увидеть Северный Ледовитый океан с г. Константинов камень при наличии видимости. Цель эта достигнута, причем, как оказалось, океан видно не только с Константинова камня, но и с южнее расположенных гор и возвышенных мест.

4. Самые интересные и значительные вершины Полярного Урала, его части севернее железной дороги, которые являются прекрасными обзорными точками - вершины Нгэтенапэ, Константинов камень, Хуута-Саурей, Харнаурды-Кеу.

5. Красивейшие озера Полярного Урала: Гнеть-Ты, Очеты, Тиснензато, Нярмато, Большое Щучье, Большое Хадатаеганлор. Большое Щучье является не только одним из самых крупных на Урале, но и самым глубоким. Глубина его превышает 200 м.

6. Соединение одним цельным маршрутом самой северной части Полярного Урала с его средней частью, расположенной возле железнодорожной ветки Сейда - Лабытнанги.

7. Мертвый город Хальмер-Ю - бывший северный фортпост бывшего СССР.

8. Большие стада северных оленей.

9. Встречи с местными жителями - ненцами и коми и посещение традиционного северного жилища - чума.

10. Рыбная ловля в реках Полярного Урала.

11. Каньоны и водопады на р. Нярмаяха, р. Хойтальбэйяха, р. Бол. Уса.

12. Самый большой на Урале ледник ИГАН.

13. Самый большой на Урале водопад на ручье Гидрологов.

14. Цветущая летняя тундра с множеством озер и ручьев.

9. Дополнительные сведения о походе

Снаряжение групповое

Наименование
Кол-во
Примечание
1.
Палатка.
1
“Дракон С”, каркасная, двухслойная, фирмы “Снаряжение”, Спб.
2.
Примус.
2
“Шмель-1” и “Дастан-1”.
3.
Фотоаппарат.
2
“Зенит” и “Canon” - мыльница.
4.
Видеокамера.
1
Panasonic A-3, оптическая.
5.
Компас жидкостный.
2

6.
Спутниковый навигатор.
1
GPS 12, фирмы “Garmin”.
7.
Спутниковый телефон.
1
“Telit Sat - 550”.
8.
Зарядное устройство.
1
для спутникового телефона.
9.
Комплект топокарт.
2

10.
Комплект топокарт, с координатной сеткой.
1
для спутникового навигатора.
11.
Ремонтный набор.
1

12.
Медицинская аптечка.
1

13.
Налобный фонарь.
1
“Tikka”, фирмы “Petzl”.
14.
Комплекты батареек.
6
для фотоаппарата «Canon» - 2?1, (АА) для навигатора - 3?4 (АА), для видеокамеры - 1?4 (D) + 4 (присоединялись к блоку по мере уменьшения напряжения).
16.
Котел.
2
На 5 и на 6 литров.

Снаряжение личное

Наименование.
Кол-во.
Примечание.
1.
Рюкзак.
1
Капроновый, на 100-120 литров.
2.
Ветрозащитный костюм.
1

3.
Сапоги болотные.
1 пара

4.
Спальный мешок.
1
С искусственным наполнителем.
5.
Непромокаемая одежда от дождя.
1

6.
Комплект теплой одежды.
2
Желательно из материала Polartec?.
7.
Коврик пенополиуретановый.
1

8.
Репшнуры.
2 конца
Длина 3-4 м, диаметр 6 мм.
9.
Накомарник.
1
Надевали 1 раз.
10.
Средство от комаров.
3
В виде спрэя, крема, карандаша. “Дэта”, “Комарик”, “Аутан”, “Комарэкс” др.
11.
Горючее.
2 литра.
Бензин А76.
12.
Туалетные принадлежности.
1 комплект.

13.
Кухонные принадлежности.
1 комплект.

14.
Кроссовки.
1 пара.

Особенности погодных условий

Полярный Урал по праву считается самой влажной частью Уральского хребта, ввиду близости Северного Ледовитого океана. За 21 ходовой день не было ни одного дня с полностью ясной погодой. 2 дня были почти полностью с хорошей погодой, но к вечеру неизменно шел дождь. За поход неоднократно шел снег. Почти непрерывно дует ветер, часто сильный. Дождь идет каждый день, но чаще с высокой облачностью, так что отсутствие видимости было всего несколько раз. Во время обеда мы ставили палатку, чтобы согреться и немного расслабиться, пока кипятили чай на примусе. Почти во время каждого обеда шел дождь, а если его не было, то на улице сидеть все равно неприятно из-за ветра, а если его нет, то из-за комаров. За весь поход не было ни одного костра, за исключением случая, когда мы были в гостях в чуме у ненцев, и они развели свой традиционный маленький костерок посреди чума. Лето в этом году было позднее, и мы не застали ягод, и почти не было грибов. Вообще лето на Полярном Урале длится 1 месяц - июль. Июнь - еще весна, а август - уже осень. Поэтому для путешествия по Полярному Уралу летом, не говоря уж про зиму, нужно готовится к суровым походным условиям, когда можно расслабиться, согреться и вытянуться только в спальнике, после ужина. Есть в этом районе и один очень большой плюс, по сравнению с другими районами - круглосуточный полярный день, позволяющий высыпаться и не беспокоиться о поиске места и установки бивака в темноте.

Настройки GPS - Garmin GPS 12

MAIN MENU / SETUP MENU / NAVIGATION: POSITION FRMT: hddd.dddddо MAP DATUM: WGS 84

10. Стоимость проезда, проживания, питания на 1 человека

Стоимость проезда

1. Проезд Пермь - Киров - поезд, плацкарт, стоимость 200 р.

2. Проезд Киров - Воркута - поезд, плацкарт, стоимость 500 р.

3. Проезд Воркута - Седловая - автомобиль, стоимость 25 р.

4. Проезд ст. 110 км - Сейда - поезд, плацкарт, стоимость 120 р.

5. Проезд Сейда - Киров - поезд, плацкарт, стоимость 500 р.

6. Проезд Киров - Пермь - поезд, плацкарт, стоимость 200 р.

Итог - общая стоимость проезда на 1 человека - 1545 р.

Стоимость проживания

Этой услугой мы пользовались 1 раз за поход, на обратном пути в пос. Полярный. Ночевали в общежитии - нелегально, по 17 р. с человека. Стоимость гостиницы за одни сутки, с человека - 150 рублей. В пос. Полярный пользовались сауной на котельной, стоимость 10 р. с человека - бессрочно.

Стоимость питания

Стоимость питания на весь поход, с учетом раскладки закупленной в Перми, продуктов купленных в поезд и питания покупаемого в дороге составила примерно 1000 р. на 1 человека.

Общая стоимость похода

2572 р. на 1 человека.

11. Итоги, выводы, рекомендации

Рекомендации

При посадке в поезд на остановке 110 км (пос. Полярный) - рекомендуем приобретать билеты на станции Лабытнанги, где можно и переночевать и спокойно сесть в поезд на конечной станции. Билетов на остановке 110 км не продают, и в летнее время проводники пассажиров без билетов не садят (нам самим с трудом удалось уговорить проводников посадить нас в поезд, но только до Сейды, так как дальше без билетов ездить не разрешают, а приобрести их на этот же поезд физически невозможно успеть, потому что он стоит там только 10 минут, а проводники за проезд до Сейды взяли с нас по 120 рублей, хотя билет стоит в несколько раз дешевле).

Итоги

За время похода пройдено 439,7 км, преодолены следующие препятствия:

1. Перевалы - 5, в т.ч. один 1А к.с. - ИГАН.

2. Восхождения на вершины - 4, в т.ч. одно - 1Б к.с., 2 - 1А к.с., 1 - н/к.

3. Переправы через реки - 33, в т.ч. 15 - 1А к.с., 2 - 1Б к.с. и 16 - некатегорийных.

4. Пройдено множество болот, часто категорийных. Всего пройдено болот - 67 км, из них 66 км - н/к, 2 км - 1А к.с.

5. Пройдено множество осыпей. Всего - 45,5 км, из них - н/к 25,5 км, 1А к.с. - 11 км, 1Б к.с. - 6 км, 2А к.с. - 3 км.

6. Преодолено много участков растительного покрова. Всего - 48,4 км, в т.ч. максимальной сложности - 2Б - 2,4 км, 1Б к.с. - 18 км, 28 км - 1 А к.с.

Совершены восхождения на вершины и прохождения перевалов и впервые (по нашим данным) сделаны паспорта вершин и перевалов.

Зафиксированы координаты ключевых мест похода - вершин, перевалов, бродов через реки и т.д.

Соединена в едином автономном маршруте самая северная часть Полярного Урала с его средней частью с выходом на железнодорожную ветку Сейда - Лабытнанги.

Измерены высоты вершин и перевалов, и проверено их соответствие с картами.

Снят видеофильм об уникальном труднодоступном и прекрасном районе Полярного Урала.

Собрано большое количество качественного фотографического материала, в четком и подробном хронологическом порядке.

Написана статья об этом путешествии в областной газете "Пермские новости " - смотреть приложение.

Выводы

Этим походом продолжено освоение самой удаленной и редко посещаемой части Полярного Урала.

Произведена удачная проверка нового поколения туристов, и можно сделать вывод об их готовности совершать более сложные походы и путешествия, как технически, так и физически.

Приложение 1. Паспорта локальных препятствий пройденных (описанных) впервые.

Паспорт маршрута восхождения на гору Нгэтенапэ 1Б к.с., комбинированного, по северной части северо-восточного склона

Район
Хребет, координаты
Название
Высота (м)
Категория трудности.
Лето
Зима
Межсезонье
Полярный Урал
Оченырд, N68.08699, E065.79788
Гора Нгэтенапэ
1363

1. Местонахождение на хребте - находится на северо-восточной оконечности хребта Оченырд, является его высшей точкой.

2. Кем названа, что означает название - название местное. "Нгэтенапэ" в переводе с ненецкого дословно означает - "Выдающийся камень".

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о прохождении этого маршрута раньше нас - отсутствует. Восхождения на вершину совершаются один раз в несколько лет, так как она очень труднодоступна. Взойти на нее можно более простым путем - по северному ребру - где мы спускались - это маршрут 1А к.с. или н/к. Восхождения в зимнее время по нашим данным совершаются не реже, чем летом, и оцениваются по простейшему пути - 1А - 1Б к.с. Копия записки снятая с вершины прилагается.

4. Печатный источник сведений - данный отчет о пешеходном походе, автор Королев Андрей Юрьевич, отчет хранится в библиотеке Пермской областной МКК, в библиотеке ЦМКК, и у автора по адресу: 614070, г. Пермь, Дружбы 16-58.

5. Количественные характеристики.

Общее время прохождения (час).
Время спуска (час).
Время подъема(час).
Время движения с самостраховкой.
Частота прохождения.
10
4
6
1,5
Один раз в год, или несколько лет.

6. Условия при которых изменяется категории трудности - изменяется при обледенении камней летом или в межсезонье. Зимой там образуется плотных фирн и подъем возможен только в кошках, на некоторых участках нужна попеременная страховка через ледоруб и соответственно повышается категория сложности.

7. Описание прохождения, рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна и время прохождения участков.

Участок 1. Вначале подъем по осыпи - 1А к.с. - 500 м - 20 - 30 минут.

Участок 2. Далее подъем по осыпи - 1Б - 2А к.с., с выходами разрушенных скал, необходимо маневрирование между жандармами и выходами малоразрушенных отвесных и высоких скал, во избежание камнепадов и сложных участков, где возможен срыв - 600 - 700 м - 1 - 1,5 ч. Камни часто припорошены скользким свежевыпавшим снегом.

Участок 3. Далее выход на плато и подъем по снежному склону крутизной 20 - 30 градусов. Снег глубиной до 50 см, часто происходит проваливание между камнями. Протяженность этого подъема - 800 - 1000 м - 40 мин - 1 час.

Участок 4. Далее выход на гребень, откуда начинается южная стена, и подъем по гребню до вершины - около 100 м - 10 мин. На гребне на южную стену нависают карнизы шириной до 2-5 м.

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение на всем протяжении маршрута в наших условиях восхождении - одновременное , без связок, на 2 участке желательна самостраховка лыжной палкой, альпенштоком или ледорубом.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Камнепад - во избежание двигаться вплотную друг за другом, не спускать камни, двигаться по гребням и избегать спускаться в кулуары.

Срыв - во избежание его при движении по скользкому свежевыпавшему снегу и по обледенелым камням - соблюдать осторожность, желательно иметь самостраховку с помощью альпенштока или лыжной палки.

Низкая облачность - чтобы не заблудиться при спуске и не выйти на обрывы необходимо тщательно запоминать маршрут, и изменение направления движения с помощью компаса, каких-либо меток, а лучше по спутниковому навигатору.

Ураганный ветер и внезапная непогода - при невозможности спуска в таких условиях необходимо их пережидать, для этого на восхождение нужно брать запас еды, питья и теплой и непромокаемой одежды.

10. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Желательно иметь каждому горные ботинки, фонарики на них и пару альпенштоков, или хотя бы по одной лыжной палке.

На группу желательно иметь кроме компаса спутниковый навигатор и карты с нанесенной координатной сеткой.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега.

В крайнем случае довольно ровные площадки для ночлега имеются выше участка 2 - на небольшом плато и на самой вершине. Очень небольшие ровные места не более 1,5 квадратного метра имеются на 2 участке восхождения на верхних частях скальных жандармов.

12. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Отсутствует.

13. ФИО автора описания. Королев Андрей Юрьевич.

Паспорт перевала ПГСХА - некатегорийный

Район
Хребет, координаты
Название
Высота (м)
Категория трудности
лето
зима
межсезонье
Полярный Урал
N68.02625, E066.07135
Перевал ПГСХА
618
н/к
н/к, возможно 1А
н/к

1. Местонахождение на хребте. Ведет с северо-запада на юго-восток.

2. Что соединяет. Соединяет исток реки Большая Кара с правым притоком реки Пырь-Яга-Тоня.

3. Кем назван, когда, в честь чего, что означает. Перевал назван 23 июля 2002 года, во время прохождения перевала группой туристов из Перми, спортивно-патриотического клуба "Витязь", в честь Пермской государственной сельскохозяйственной академии, в виду того, что два участника похода являются студентами этой академии, а руководитель работает в ней преподавателем. С помощью спутникового навигатора была измерена высота перевала - 618 м. Из тура снята записка туристов из города Инта от 22.07.01 г, которые сняли записку туристов из Новочеркасска от 1.08.92 г.

4. Сведения о первопрохождении перевала. Отсутствуют.

5. Печатный источник сведений. Настоящий отчет о пешеходном походе, автор Королев Андрей Юрьевич, отчет хранится в библиотеке Пермской областной МКК, в библиотеке ЦМКК, и у автора по адресу: 614070, г. Пермь, Дружбы 16-58.

6. Количественные характеристики.

Общее время прохождения (час).
Время спуска (час)
Время подъема
Частота прохождения
Преимущественное направление прохождения
1,5
0,5
1
1 раз в несколько лет.
Одинаковое.

7. Условия при которых изменяется категория трудности.

Зимой, когда образуется плотный фирн и становится необходимым движение в кошках.

8. Описание прохождения, рельеф по участкам пути, протяженность крутизна. Подъем из долины реки большая Кара по осыпи н/к, чередующейся с осыпью 1А к.с., по кулуару крутизной в пределах 25-30 градусов, протяженностью 1,5 км. В верхней части лед 1А к.с. - уклон в пределах 15-20 градусов и прошлогодний фирновый снег. Спуск склону крутизной до 25-30 градусов, по осыпи н/к, чередующейся с осыпью 1А к.с., протяженностью 1 км.

9. Требования к организации движения и страховки.

Двигаться на всем протяжении друг за другом, желательно иметь альпенштоки или лыжную палку.

10. Возможные опасности и меры безопасности.

Низкая облачность - чтобы не заблудиться при спуске и не выйти на обрывы необходимо тщательно запоминать маршрут, и изменение направления движения с помощью компаса, каких-либо меток, а лучше по спутниковому навигатору.

Ураганный ветер и внезапная непогода - при невозможности спуска в таких условиях необходимо их пережидать, для этого на восхождение нужно брать запас еды, питья и теплой и непромокаемой одежды.

11. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Желательно иметь каждому горные ботинки, фонарики на них и пару альпенштоков, или хотя бы по одной лыжной палке.

На группу желательно иметь кроме компаса спутниковый навигатор и карты с нанесенной координатной сеткой.

12. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Ночевать можно под перевалом с обеих сторон, и на седловине у тура.

13. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Отсутствует.

14. ФИО автора описания. Королев Андрей Юрьевич.

Приложение 2. Записки, снятые с вершин и перевалов.

а). Прилагается записка, снятая с вершины горы Нгэтенапэ.

б). Прилагается записка, снятая с вершины горы Хуута-Саурей.

в). Прилагается записка, снятая с перевала ПГСХА.

Приложение 3. Прилагается статья о путешествии, напечатанная в областной газете "Пермские новости", № 39, от 27 сентября 2002 года.

Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.


Фотографии:

Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.
Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.


Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.
Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.


Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.
Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.


Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.
Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.


Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.
Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.


Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.
Отчет о пешеходном походе 5 к.с. на Полярном Урале 2002 г.




0 0
Комментарии
Список комментариев пуст