Светлана Цветкова (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Руководитель: Светлана Цветкова (Москва)

1. Справочные сведения о путешествии;
  8. Описание радиального выхода в национальный парк "Ала-Арча";
  9. Сплав по р. Арпа;
  10. Кызылкоргонский каскад (3-й каньон. 66-67 км от начала сплава);
  11. Описание пешей части от устья ручья перед правым притоком р. Кызыл - Коргон до местности Арпа-Телоо (домик чабана);
  12. Сплав по реке Малый Нарын;
  18. Дневник похода;
  19. Литература
1. Справочные сведения о путешествии
  1. Основная нитка маршрута Москва - Бишкек - радиальный выход в нац. Парк Ала- Арча - г.Нарын - сплав по р. Арпа до устья р. Кыз-Куран - пешая часть вдоль р. Кыз-Куран - перевал 2850 - до р. Кашка-Суу - переезд на р. М. Нарын, сплав по р. М. Нарын - г. Нарын - г. Бишкек - Москва
  2. Протяженность: пешей части - 45 км, сплава - 143 км. (Уровень воды – в Арпе- высокий, в М. Нарыне - ниже среднего)
  3. Продолжительность: общая - 23 дня, активной части - 20 дней;
  4. Тип судов: 2-х местный катамаран- 2 штуки;
  5. Сроки проведения: с 27 августа по 18 сентября 2005.
  6. Количество человек - 4;
  7. Рассмотрение заявочных материалов произведено в МКК ФСТ ОТМ.
  8. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ. Шифр: 177-00-66665555.
2. Сведения об участниках путешествия

1 Цветкова Светлана Викторовна 1961 г. Москва, ООО "Кворум Консалтинг"Директор по маркетингу Моск. Обл., г. Химки, Кирова 6А-12, тел. 573-58-46 Мастер спорта. Кара- Алаха- Ак- Алаха- Аргут- Катунь-6(р), Оран-6(р), Укучикта-6 (р), Китой-6(р), Китой- Онот-5(р), Хара- Мурин-5(р,у), Урик-5(р, р), Она-4 (р,р), Катунь-5(у), Снежная-Темник-5(у), Ойгайнг-Пскем-6(р), Аварское, Андийское Койсу-4 с 6(р), Белая-2 с 6,Б. Лаба, Кубань, Кодори, Риони, Зеленчук, Мзымта, -2 с5(р), Башкаус- Чулышман -5(Р), Дзорагет - эл 5(р), Джаваш-Гол-Шишхид-Гол-Кызыл-Хем-Ка-Хем-5(р), Мелет-Боломан- 2 сэл 6(р) Руководитель, катамаран-1-капитан
2 Медведев Петр Викторович 1961 Московский Физико- Технический институт, инженер г.Долгопрудный Московской обл, Московское шоссе, д.57, корп. 1, кв.26 Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - Катунь-6(у), Оран-6(у), Укучикта-6(у), Китой - Онот-5(у), Хара-Мурин-5(у), Урик-5(у), Она-4 (у), Зеленчук, -2 с5(у), Б. Лаба (эл.6), Кубань, Башкаус - Чулышман - 5(у), Дзорагет - эл. 5(у), Джаваш - Гол-Шишхид-Гол-Кызыл-Хем-Ка-Хем-5(у), Мелет-Боломан - 2 сэл 6(у) Реммастер, Катамаран-1, матрос
3 Зиренко Евгений Александрович 1966 ЦКБ им. Семашко МПС РФ . Москва, Дмитровское шоссе, д. 45, корп. 3, кв.5, тел. 977-59-62 Чуя- Катунь-6(у), Язгулем-6(у), Китой- Онот-5(у), Чандалаш- Чаткал-6(у), Хара- Мурин-5(у), Урик-5(у), Хангарул-4(у), Мзымта, Б.Лаба, Аварское Койсу – 4 с 6 (у), Кара-Алаха- Ак- Алаха- Аргут- Катунь-6(у) Врач, Катамаран-2, капитан
4 Горенбург Леонид Григорьевич 1975 ООО "Вертикаль ТД", зам. директора г. Москва, ул. Менжинского, д. 38, корп. 2, кв.140, тел. 470-39-44 Б. Зеленчук - Кубань - Аксаут (Р), Мзымта (У), Чуя-Катунь (У), Шавла-Аргут-Катунь (У), Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут - Катунь (У), Сандалаш- Чаткал-5 (у), Дзорагет 2 с эл 6- (у), Мелет-Боломан- 2 сэл 6(у) Завхоз, картамаран-2, матрос

3. Сведения о катамаранах и экипажах
  1. Катамаран-1. Объем примерно 1400 литров. Длина 4,1м. Ширина 190 см. Рама деревянная. Дно - из ТЕЗы. Экипаж: Цветкова Светлана и Медведев Петр (Фото 1).
  2. Катамаран-2. "Гоша-2", производство "Рафтмастер". Экипаж: Зиренко Евгений и Горенбург Леонид (Фото 2).
4. Организация путешествия

Идею сходить в поход в Среднюю Азию двумя параллельными группами мы с Рафаэлем Илистановым из Уфы вынашивали с прошлого года, после удачного завершения нашего совместного монгольского мероприятия. Единственное, что сильно смущало - в этот район лучше всего идти в сентябре, когда люди, работающие в ВУЗах, должны присутствовать на работе, а дети в школу. Тем не менее, необходимый минимум народа все-таки собрался.

Начиная с конца мая 2005 года въезд в Киргизию возможен только по загранпаспортам. Тем не менее, Киргизия в одностороннем порядке объявила о том, что будет пускать на свою территорию российских граждан в период с 1 августа по 30 сентября 2005г. по внутренним российским паспортам. Обрадованные такой новостью (подтвержденной по телефону в посольстве Кыргызстана), мы купили билеты на 6 человек на самолет. У двоих из нас загранпаспортов не было, и сделать их они уже не успевали.

Однако, при более тщательном исследовании ситуации, выяснилось, что российские пограничники в аэропортах не выпускают из России никого в Киргизию по внутренним паспортам - ссаживают с рейсов. Им никакого указания свыше не приходило. В течение трех недель я периодически обзванивала посольство Кыргызстана, Российский МИД и погранслужбы в аэропортах, надеясь, что ребята все- таки смогут выехать. Но не тут- то было. Из киргизского консульства в Российский МИД ушла нота, в Российском МИДе ее никто не видел и ничего не знает. Пограничники уверенно отвечали мне, что по внутреннему паспорту никого из России не выпустят.

Выяснилось, однако, что можно прилететь в Казахстан, в Алматы, по внутреннему паспорту, а затем беспрепятственно переехать через Казахско- Киргизскую границу, но ребята побоялись, что их все- таки завернут назад. И не полетели. Нас осталось четверо, но все с "шестерочным" опытом Кара-Аллахи- Ак-Алахи- Аргута и еще разных "шестерочных" рек. Поэтому мы могли идти и вчетвером. (Нужно сказать, что нашим друзьям из Уфы - у них не у всех были загранпаспорта - удалось преодолеть Казахско- Киргизскую границу по внутренним паспортам, но на поезд до Бишкека им билет не продали, только до границы. На границе проблем не было).

Варианты проведения маршрута были выбраны нами еще весной, мы хотели пройти связку речек, при этом забраться в малохоженные районы, на те реки, на которых в последние 15-20 лет никто не был. Мы выбирали реки с небольшим расходом, так как собирались идти на катамаранах- двойках.

Таких рек было найдено несколько, в том числе - Арпа-Алабуга. Кроме того, готовились варианты сплава по Гульче - Куршабу, Алай-Куу - Тару - Ой-Талу, Кекемерену, М. Нарыну, Чонг- Кемину. Были подготовлены варианты несложных выходов в горы.

При подготовке к походу я списалась по электронной почте с Бишкекской компанией "Horizon Travel", с ее директором Сергеем Ворониным.

horizon@elcat.kg

Kyrgyz-Dutch Joint Stock Co. "Horizon Travel"
Fax/tel.: +996 312 645147
27 Umetalieva str., Bishkek,
720017, Kyrgyz Republic , CIS
E-mail: horizon@elcat.kg

"http://www.horizon.elcat.kg" rel="nofollow"

Практически все московские и уфимские группы заказывают в этой компании машины. Выяснилось, что для проезда на Арпу и на реки Ошской области (Гульче - Куршабу, Алай-Куу - Тару - Ой-Талу) нужно заказывать погранпропуска. За 20 рабочих дней.

Состав уфимской группы был не определен полностью до последнего момента, тем не менее, мы заказали заранее пропуска на основную часть народа, а с пропусками на остальных нам помог Воронин, который ездил с нами в г. Нарын в погранотряд.

Итак, при подготовке к походу был определен основной вариант Арпа- Алабуга, а потом переезд на вторую реку. Если получится – на Гульчу (если хватит времени и будут готовы пропуска, там другие пропуска нужны, другой погранотряд). Если не получится - на М. Нарын или, по обстоятельствам, на другие реки из наших запасных вариантов. У нас был с собой спутниковый телефон и договоренность, что мы оперативно согласовываем с МКК изменения в нашем маршруте, если пойдем запасными вариантами, что и было нами сделано.

Одному человеку из моей группы нужно было возвращаться через 2 недели, остальные могли пробыть в походе 3 недели. Поэтому через 2 недели мы должны были закончить первую часть маршрута. Из группы Илистанова также через 2 недели собирались уехать один или два человека, и мы договорились, что вторую часть маршрута у нас будет сборный экипаж, что и было оговорено при заявлении маршрута. При этом группы должны двигаться вместе. Это условие было записано в маршрутную книжку.

При подготовке к походу я достала комплект карт- двухкилометровок (Спасибо Саше Лифанову!), запаслась разнообразными лоциями и получила кучу консультаций по району (спасибо моим коллегам из московского МКК!).

Мы взяли с собой спутниковый телефон, GPS , альпинистское снаряжение (Петр Медведев в моей группе, кроме всех прочих достоинств, имеет еще и серьезный горный опыт), ребята из Уфы взяли рации.

Мы планировали в полной мере использовать все "плюсы" от того, что рядом будет находиться дружественная нам группа. Мы собирались держаться вместе, организовывать взаимную страховку. Ожидая ребят в Бишкеке, мы купили для них продукты, а они привезли для нас на поезде тушенку. Основной идеей совместного прохождения маршрута и было собрать достаточно многочисленную команду, способную пройти сложный маршрут. На сплаве мы планировали организовать общую страховку и фото- и видео - съемки.

В компании "Horizon Travel" мы заказали ГАЗ-66 на три недели. Машина должна была отвезти нас к началу сплава, затем вернуться в г. Нарын, и ждать нас там, а потом приехать к месту окончания первой части нашего маршрута. Затем машина должна была отвезти нас к началу сплава по второй реке и следовать за нами вдоль берега (вдоль Арпы дорог нет, а вдоль остальных рек проходит дорога). Отправлять машину было бы невыгодно, дешевле, если она будет следовать за нами по дороге. При сплаве по М. Нарыну мы использовали все прелести машины сопровождения - шли на разгруженных катамаранах.

На первую часть маршрута мы взяли продуктов на 10 дней, продукты на вторую часть маршрута были закуплены заранее и их должна была привезти машина. реке и следовать за нами вдоль берега (вдоль Арпы догор нет, а части нашего маршрута. е, мы купили для них продукты, а они пр

5. График движения на маршруте

Дата Дни пути Участок маршрута Км Способ передвижения
1. 2. 3. 4. 5.
27.08.05 1 Москва- Бишкек Самолет
28.08.05 2 Бишкек. Радиальный выход в нац. парк Ала- Арча- Бишкек 8 Машина, пешком
29.08.05 3 Бишкек- 45 км не доезжая г. Нарын Машина
- обнос вещей пешком
06.09.05 11 - Сплав до начала обноса Щели-2 1 сплав
Разведка обноса 3 Пешком
07.09.05 12 Разбор катамаранов Обнос 3 Пешком.
08.09.05 13 Стапель. Сплав до пор.6.47 0,3 Сплав
Разведка, обнос вещей до стоянки напротив р. Кызыл-Коргон 1,5 пешком
09.09.05 14 Разведка 4-го каньона Разведка выхода по р. Кызыл-Коргон Обнос катамаранов 2 0,5 Пешком пешком
10.09.05 15 Сплав до пр. притока перед р. Кызыл- Коргон 0,5 Сплав
Разбор катамаранов
Пеший переход – 300 м не доходя развалин 8 пешком
11.09.05 16 - до кошары 12 пешком
12.09.05 17 Ожидание машины.
-г. Нарын
машина
13.09.05 18 - устье р. Кара- Сад (приток М. Нарына) Стапель машина
14.09.05 19 - до стоянки после преп. №20 (500 м до каньона Недоступный) 25 сплав
15.09.05 20 Разведка 4 Пешком
Прохождение к-на Недоступный 7 Сплав
16.09.05 21 Прохождение к-на Недоступный. Сплав до г. Нарына 55 Сплав
17.09.05 22 - Бишкек машина
18.09.05 23 -Москва самолет

Итого – активными способами передвижения 188 км,

Из них - 45 - пешком, 143- сплав.

6. Местное население. Обстановка в Киргизии

После известных событий по смене власти в Кыргызстане, обстановка и в Бишкеке, и в других населенных пунктах – спокойная. Местное население озабочено, в основном, тем, где бы заработать денег. Люди вполне доброжелательны. Практически все говорят по-русски.

Единственное, что напрягало – большинство водителей, с которыми договаривались о какой- либо цене, толковали договоренность по- своему, и, проехав часть пути, пытались требовать еще денег.

Для въезда в Кыргызстан необходим загранпаспорт. (В разделе "Организация путешествия" описаны попытки улететь из Москвы по внутреннему паспорту.) Можно, конечно, пытаться проехать на поезде или на машине через казахско- киргизскую границу по внутреннему паспорту, но уже в следующем сезоне результат будет непредсказуем.

Пока писался этот отчет: появилось сообщение, что Российский МИД принял постановление - с 1 ноября 2005г в Кыргызстан и Таджикистан разрешен въезд по Российским внутренним паспортам. Немало понадобилось времени, чтобы МИД принял такое постановление.

В Бишкеке необходимо получить Регистрацию по месту пребывания (маленькая бумажка, которая вкладывается в паспорт), которую делают представители фирмы "Horizon Travel". Такую регистрацию можно сделать и самостоятельно.

Пропуска в погранзоны реально сделать через представителей турфирм. Возможно, можно напрямую заранее связаться с пограничниками, но как - я не знаю.

В магазинах есть практически все необходимые продукты. По совету наших предшественников, мы везли только мясные продукты. Все остальное можно легко купить на месте. В Бишкеке есть и небольшие магазины, и супермаркеты. На рынке можно купить совсем задешево овощи и фрукты (например, 1 кг винограда стоит 10 рублей).

В ресторанах вкусная еда и все очень дешево. Можно посидеть, ни в чем себе не отказывая, рублей на 100-200 с человека. Водка в Кыргызстане очень приличная и дешевая, из вин нам понравилось только плодовое смородиновое вино.

7. Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута

Бишкек связан регулярным авиасообщением со многими городами, в том числе – с Москвой. В день есть несколько рейсов разных авиакомпаний. Но в сезон билеты нужно приобретать заранее.

Из Российских компаний в Бишкек летает только Аэрофлот, но скидок на провоз багажа выпросить почти нереально, и дешевые билеты (сравнимые по стоимости с билетами местных авиакомпаний) сдавать нельзя - тарифы Аэрофлота это не предусматривают. В случае отказа от полета деньги пропадают. Однако, рейсы Аэрофлота более надежны – вряд ли их отменят из-за того, что компании нечем заплатить за горючее.

Местных авиакомпаний несколько "Алтын Эйр" (мы летели их самолетом из Москвы), "Итэк Эйр" (ею мы летели обратно), "Кыргызстан Аба Жолдоры" (на грани банкротства). Самолет, на котором мы должны были лететь обратно, должна была предоставить именно эта компания, а билеты на этот рейс продавали две компании - "Итэк Эйр" и "Кыргызстан Аба Жолдоры". В результате самолет сильно задержали - у авиакомпании не было денег на горючее. Самолет отправили только после того, как представители авиакомпании привезли деньги (по слухам, налом). При посадке было сильное столпотворение. (Сначала объявили, что самолет полетит только в среду, а дело в воскресенье утром было).

При подготовке к походу я связалась с менеджером компании "Алтын Эйр" в Москве, и нам любезно разрешили провозить в самолете по 40 килограммов груза на человека бесплатно. "Итэк Эйр" в перевозке груза сверх нормы отказала, и нам пришлось на обратном пути дорого заплатить за перегруз (заставили взвешивать даже ручную кладь).

Представительства всех Бишкекских авиакомпаний в Москве находятся на Б. Ордынке, в здании Посольства Кыргызстана. Там же есть и касса, которая торгует этими билетами без комиссионных сборов. (Билеты выписывают вручную!)

От аэропорта до офиса " Horizon Travel " мы ехали на такси за 300 сомов. Деньги можно поменять на 2-м этаже аэропорта.

Один рубль стоит примерно 1,4 сома. В магазинах берут только сомы, с турфирмой можно рассчитаться в любой валюте. В Бишкеке обменных пунктов много, в Нарыне поменять доллары мы не смогли.

До Бишкека также можно добраться на поезде.

Переезды на маршруте нам организовывала компания "Horizon Travel". Стоимость машины ГАЗ-66 с кунгом и верхним багажником- 0,45 евро за километр. Кроме того, нужно платить командировочные водителю и деньги на проживание его в гостинице, если он будет ждать группу в каком- либо городе (отсылать машину в Бишкек, а потом вызывать на конечную точку маршрута не имеет смысла - за бензин дороже платить, чем за ожидание шофера). Рекомендуем снимать показания счетчика километров в ключевых точках и извещать об этом водителя.

Для поездки на Иссык-Куль мы нанимали частные машины. Желающих заработать на перевозке туристов – полно, но в курортных местах, в окрестностях Иссык- Куля, цены высокие. Нужно торговаться.

По слухам, последний вертолет Кыргызских спасателей разбился этим летом. Но вертолеты есть у пограничников, которые, скорее всего, возить туристов не будут.

8. Описание радиального выхода в национальный парк "Ала-Арча"

В долине р. Ала-Арча в прежние времена располагался альплагерь, теперь это база отдыха, принадлежащая управлению делами президента. Дорога отличная, ехать 40 км от Бишкека. При въезде в национальный парк нужно платить по 30 сом с человека и 60 сом за машину. Нужно доехать до последней автомобильной стоянки, у домиков. Далее влево уходит хорошо набитая тропа в долину р. Аксай, правого притока р. Ала-Арча. Тропа поднимается вверх. Очень красиво. Примерно через час ходу дошли до снега. Видимо, он выпал недавно. Тропа частично в снегу. За два часа дошли до водопада. Тропа идет мимо водопада, он остается левее. Возможно, есть тропа, ведущая к нему, но у нас все было засыпано снегом. Пробираемся к водопаду по курумнику, фотографируемся и идем назад. Спуск занял часа полтора. (Фото 3-7).

9. Сплав по р. Арпа

При сплаве по р. Арпа мы руководствовались двумя отчетами - Киевской группы, ходившей в 1987г и лоцией новосибирцев, ходивших туда на год позднее. Первый отчет написан невнятно, опознать по нему пороги невозможно. Второй отчет вполне соответствует действительности (с поправками на изменения в местности, которые произошли за 18 лет, и на другой уровень воды).

Ехать к началу сплава нужно следующим образом: от г. Нарын – до погранзаставы. (Фото 8). Сразу за погранзаставой нужно поворачивать направо, на проселочную дорогу. Дорог по долине идет много, но все они ведут в одну сторону. Ехать нужно на запад. (Фото 9). Проселочная дорога перерыта глубокими оврагами, но есть объезды. Река в этом месте мелкая, разбита на множество проток. (Фото 10, 11). Сплав по нашему уровню воды проблематичен. Везде пасется скот. Развалин метеостанции мы не нашли. От домиков чабанов (рядом с развалинами погранзаставы) в верховьях Арпы мы проехали на машине еще 13 км – по плохой дороге. Вдали стало видно сужение долины. Дальше ехать практически невозможно.

От начала сплава до слияния с Караколом река носит название Джаманты. Река течет в широкой долине, разбиваясь на мелкие многочисленные протоки, по канавкам, выложенным крупной галькой. Берега пологие, поросшие редкой травой. Дров нет.

После слияния с Караколом река изменяет название на Арпу. Воды в реке прибавляется, долина сужается. Характер препятствий прежний: перекаты, слабые прижимы. Предварительного просмотра не требуется. Ориентиры, приведенные в лоции, отчета 5135 вполне узнаваемы – Прижим к скале правого берега, Скальный створ, образованный близко подошедшими горами, Приток слева, появляется лес, Красная гора между двумя правыми притоками, Второй скальный створ.

По левому притоку (предыдущему перед р. Кичи - Кызылбелес) приходит автодорога, а по Кичи - Кызылбелесу она уходит от Арпы. От начала сплава до устья р. Кичи - Кызылбелес шли 4,5 часа.

От устья р. Кичи - Кызылбелес начинается Ущелье Кенташ. (уклон 18 м / км).

Далее в скобках мы будем придерживаться нумерации препятствий, принятых в отчете 5135.

Преп. №1 (порог 4 к.с.) Расположен на первом участке (длина 1,5 км, уклон 12 м/км)., от устья р. Кичи-Кызылбелес до Завала. (6.3. и 6.4. по лоции 5135 ) ("четверочный фон", проходятся сходу).

1-й каньон (длина 1,5 км, уклон 25 м/км).

Преп. №2. Завал-1: обнос без вариантов - на реке несколько узостей и каменных завалов, по которым можно даже без труда перейти на другой берег. Обнос - по тропе левого берега. Трудно, но возможно. Завал находится в начале первого каньона. От устья р. Кичи-Кызылбелес до Завала – 1,5 км.

Рекомендуется запалиться у устья Кичи-Кызылбелеса и сходить на разведку. Лагерь можно поставить или у устья (там большая отмель), или проплыть еще минут 5 до небольшой полки. Стоянку с воды не видно, ее можно найти, если идти по тропе . (Фото 12). От стоянки до следующей чалки- метров 200 сплава; тропа, обходя скалы, спускается к реке. Это последнее место, где можно выйти на тропу. Далее по реке - ряд завалов из огромных каменных глыб и несколько габаритных непроходов. (Фото 13 - 16). Обнос по тропе левого берега примерно 800 метров. Катамараны можно не разбирать, но нести их придется боком - тропа узкая, вокруг деревья. Спуск после 2-й курумной осыпи по плохой тропе. Она идет метрах в 20 от воды и спускается под бом. После 2-й курумной осыпи метрах в 30-40 есть место, где можно спустить катамараны (на веревках). С рюкзаками можно спуститься рядом, по крутому склону, держась за веревку. (Фото 17). У реки – маленькая отмель, где можно собрать катамараны. (Фото 18). Мы поставили лагерь на небольшой полке, ниже устья. Проходили по реке на катамаранах еще 200 метров до начала подъема тропы. Катамараны не разбирали, но баллоны спускали. (Фото 19). По 2-й курумной осыпи спускали каты на веревках. Обнос катамаранов и рюкзаков занял в общей сложности 4 часа.

Далее 300 метров сплава по спокойной воде. На левом берегу есть терраса - возможное место для стоянки.

Преп. №3 (Пороги 6.5-6.6) (6 к.с.). У нас эти препятствия рассматривались как единый порог, который нужно идти без промежуточных чалок. Ориентир: большие камни в русле. Перед порогом большая галечная отмель на правом берегу. Осмотр с правого берега. Длина порога - метров 250. Реку перегораживают 2 больших валуна, между которыми - узкие проходы. В русле - большой камень, проход справа от него, затем нужно уходить в центр (прижимает к скалам левого берега - слабо). Далее - 70 м быстротока, затем – основная бочка по центру, два больших камня в центре реки друг за другом, более чистый проход справа от камней. Слева струя упирается в скальный карман. Затем - быстроток и маленький улов слева в конце скальной стенки. (Фото 20 - 26).

Зачалиться ниже практически невозможно - начинается мощный порог (метров 100 длиной), который заканчивается узкой щелью.

Прохождение препятствия осложнялось тем, что в конце порога нужно было обязательно зачалиться в маленький улов у левого берега. Иначе катамаран и гребцы попадут в щель, течение достаточно мощное.

Ставили страховку, снимали на видео и фото с правого берега. Первый экипаж (уфимский) проходил без страховки в месте чалки - все были на правом берегу, чалиться нужно было на левый, перечалиться для установки страховки невозможно- с левого берега высокие скалы. После порога чалились в маленький улов у левого берега, вытаскивали катамараны на берег, давая место следующим экипажам. Ставили чальщика, который помогал экипажам держать катамаран. Мы с Петром прошли у правого берега, Леня с Женей нырнули в основной слив, а затем сделали резкий маневр направо.

Ночевать можно на небольшой полочке левого берега, куда удобно вытащить катамараны из маленького улова.

Преп. №4. Щель-1. Непроходима. Над водой заклинены громадные камни, ширина просветов до полуметра. (Фото 27 -29). Ширина каньона - от полутора до 5 метров. Справа красная скальная стена хребта. Слева – отрог высотой 100-150 м. Обнос через отрог. Протяженность обноса- 0,5 км. Катамараны можно не разбирать.

От места лагеря тропа резко идет вверх, затем нужно немножко пройти по плоской вершине отрога и далее - спускать катамараны по крутой каменистой осыпи, переходящей в мелкую сыпуху. (Фото 30, 31). На спуске теряется около 100м высоты. Сверху летят камни. По склону, по сыпухе, траверсом идет слабозаметная тропа. Катамараны спускали на чалках. Верхний человек страхует, нижний волоком тащит катамаран по сыпухе, иногда спуская им на себя камни.

У реки, возле места начала сплава после обноса, - снежник. (Фото 32).

Отсюда начинается каскад порогов "Джилангач" (2 км, уклон 15 м/км).

Преп. №5. От снежника на протяжении 200 м - шивера (6.7.). с отдельными камнями ("четверочный фон"). (Фото 33). Далее - сложный порог. Рекомендуем разведать чалку перед ним.

Преп. №6. (6 к.с.). (Порог 6.8.). Длина метров 150. Осмотр с левого берега. Чалиться нужно заранее, метров за 50, перед началом входной шиверы. Сначала вся струя идет вправо, под скалу правого берега. Далее - центральное место порога - узкие ворота между двух больших камней, на правый сильно наносит, но с него - отбойник. За этими камнями слева - мощный улов с грибом, а справа - узкий проход, струя идет на торчащий далее камень. За порогом чалка к левому берегу. (Фото 34 - 38).

Первым пошел экипаж уфимской четверки. Они прошли вдоль скалы правого берега, и далее их навалило на правый камень. Кат раскантовало, протащило по камню, слило с него и выплюнуло в улов у левого берега. Дальше ребята долго пытались из этого улова вылезти, затем кат поколбасило еще на камне - и они благополучно зачалились.

Вторями пошли Леня с Женей Зиренко, их тоже выбросило на тот же камень, затем – в тот же улов. Вышли из него с третьей попытки.

Следующими пошли мы с Петром. Мы старались на заходе прижаться к левому камню, поэтому наш катамаран раскрутило в сливе, и правый камень мы не задели, и в левое улово благополучно не попали. Прошли чище всех.

Рафа с Женей Глазачевым повторили прохождение первых двух экипажей, но после вылезания из улова еще ударились о правую стенку, а затем их навалило на камень на выходе. Рафа перелез на Женин баллон, катамаран снялся с камня и благополучно зачалился.

За порогом - метров 300 быстротока.

Чалка к правому к правому берегу на осмотр следующего порога.

Преп. №7. (5 к.с.) (Порог 6.9.). Начинается на резком левом повороте реки . По берегам большие валуны. Река уходит через гребенку больших камней. Струя собирается под левым берегом Цепь сливов через гряды камней. Линию движения видно с воды. (Фото 39 - 40).

Для осмотра зачалились к правому берегу. Первыми прошли Леня и Женя Зиренко, затем - мы с Петром.

Далее - чалка к левому берегу для осмотра последнего порога перед завалом.

Преп. №8. (6 к.с.). (Порог 6.10.). Ориентиры: метров через 200 после предыдущего. Чалка к левому берегу на слабом левом повороте. Порог длинный, метров 300. Можно выделить три ступени. Начинается входной шиверой, затем струя идет между большими обливными камнями. 2-я ступень- гряда камней, торчащих из воды. Проходы есть ближе к правому берегу, и ближе к левому берегу. 3-я ступень - шивера. Проблемная чалка после порога – за высокой скалой, напоминающей парус, на л.б. Еще одна чалка есть, но уже непосредственно перед самым завалом. (Завал-2 из больших каменных глыб). Для успешного прохождения нужен резкий слалом. (Фото 41 - 45).

При прохождении порога использовали рации для ускорения процесса. Ставили страховку и съемку. Первым пошел порог экипаж Уфимцев - Рафа и Женя Глазачев. Прошли без проблем. Следующие - московский экипаж, Леня и Женя Зиренко. Они прошли слева. Мы с Петром задели левый камень. Четверка прошла хорошо, но плохо зачалилась. В последнем улове был поставлен страховщик со спасконцом. Леня, стоявший на страховке, еле зачалил этот кат.

Преп. №9. Завал-2 (преп. 6.11) – непроходим. В русле громадные валуны, крутое падение. Струя уходит под камни. Обнос 30 м по валунам. Спуск по крутому кулуарчику по очереди. (Фото 46 - 49).

Преп. №10 - 11. (преп. 6.12 - 6.13 "пятерочный фон"). Большие глыбы в русле, чистые проходы.

У нас была стоянка на полке левого берега метров 300 не доходя устья р. Джилангач (к устью по левому берегу не пройти), сюда можно обнести рюкзаки. Далее виден левый приток – Джилангач (видимо, там хорошая стоянка).

Преп. №12 - 13. (преп.6.14 - 6.15) От устья р.Джилангач на протяжении 3 км до устья р. Мынбугу - пороги-шиверы, идущиеся сходу.

Участок: устье р. Мынбунгу - Щель-2 (4 км). По левому берегу проходит хорошая тропа. Местами может быть размыта (всю тропу не просматривали).

Начало участка, - километра 2 "пятерочного фона". Из ориентиров нам удалось опознать только остатки мостов.

Преп. №14. (Преп. 6.16.) Порог. По берегам валуны.

Преп. №15. (5 к.с.) (Преп. 6.17.) Порог "Остатки нового моста" Начинается двумя сливами через гряды камней, ниже в 5 м обливная глыба. Напротив - остатки моста.

Преп. №16. (Преп. 6.18.). Порог 70м. Струйный с прижимом к камням левого берега на правом повороте.

Преп. №17. (Преп. 6.19.). Представляет собой гряду камней на прямом 40м участке.

Преп. №18. (Преп. 6.20.) Порог "Старый мост". Справа на камне остатки моста. В русле валуны, проходы до 2 м. Правый поворот, 30 м быстротока.

Преп. №19. (5 к.с.) (Преп. 6.21.). Порог 40 м. В русле валуны, проходы до 3м.

Преп. №20. (Преп. 6.22.). Порог. Валы, бочки, обливные камни.

Преп. №21. (Преп. 6.23.) Порог струйный.

Преп. №22. (Преп. 6.24.). Порог 200м. За левым поворотом сливы до 0,8 м, обливные камни. Проходы до 3м.

Преп. №23. (Преп.6.25.) Порог. Сливы.

Преп. №24. (Преп. 6.26.) Порог.

Преп. №25 (Преп. 6.27.). Порог. Представляет собой очень крутую горку с перепадом 1,8 м.

Преп. №26. (5 к.с.). (Преп. 6.28.). На левом повороте. Падение реки до 2м и сильный прижим к камню. Сливы до 1 м, бочки. Перед порогом зачалились к правому берегу, но слишком поздно. Проводили каты вверх. Смотрел порог один человек. Проходили тандемом, держась за ведущим катамараном.

Шивера 100м.

Преп. №27. (Преп. 6.29.). Порог. В конце - шивера.

Сай слева. Прямой участок 40м.

Преп. №28. (Преп 6.30.). Порог. Струйный. Вал, бочки.

Преп. №29. (Преп. 6.31.). Порог. В центре реки галечный остров с валуном в вершине. В русле масса обливных камней. На правом повороте - прижим к правому берегу.

Преп. №30. (Преп.6.32.). Порог на прямом участке.

Препятствия №№14 – 30: к илометра полтора было просмотрено частью группы с тропы левого берега, еще метров 500 шли "от улова к улову". Проходили тандемом, весь участок сразу.

Преп. №31. Прорыв. (6 к.с.) (Преп. 6.33.).

Чалка для осмотра перед прорывом к правому берегу, когда вдали станут видны большие глыбы, перегораживающие русло. На террасе справа есть стоянка. (Фото 50). Течет ручеек. (Терраса высотой метров 10 от воды).

Порог длиной 350м. Начинается разгонным участком, далее – первый мощный слив под левым берегом. Лабиринт из больших камней. Единственный вариант прохождения в нашу воду - под правым берегом, последовательно проходя мощную косую бочку, мощную прямую бочку (все это - в узких воротах) и сильный прижим к левой глыбе "с мешком", без отбойника, также в узких воротах у правого берега. Заканчивается препятствие мощной бочкой по центру. После нее справа небольшой улов. Чалка проблематична. (Фото 51 - 59).

Преп. №32. (6 к.с.) (Преп. 6.34.). Начинается сразу после преп.31. Длина 150 м. Начало порога характерно мощными бочками, расположенными в хаотическом порядке по всей реке. В конце порога мощный водопадный сброс через всю реку высотой около 2–х метров. За ним следует пологий слив, упирающийся в огромную бочку с камнем-чемоданом за ней. Единственный проход – между бочкой и левобережной скалой. Далее - спокойный участок длиной метров 50. Чалка на правый берег. (Фото 60 - 62 )

Для прохождения обоих препятствий сразу (без вещей) организовали страховку силами двух групп. Поставили 4 спасконца – напротив прижима с "мешком", в конце преп.31 и в конце всего участка. Остальные участники заняты были съемкой. Первым экипажем пошла "четверка" Уфимцев. Зашли они слева, затем лавировали между больших каменных глыб. Ребят сильно прижало к левой глыбе с "мешком", в узких воротах. Долго оттуда вылезали. Катамаран изрядно притапливало. Затем прошли по центру, затем - к левому берегу и нырнули в центральный слив. Зачалились нормально.

Следующий экипаж, "двойка", также из Уфы, проходил порог на следующий день. Катамаран прижало в том же месте, где прижимало четверку, к левому камню, в "мешок". Экипаж начал отталкиваться от камня, правый гребец переполз на левый баллон, еле столкнули катамаран. Михалыч начал переходить на свое место, оступился и упал в воду. Зацепился руками за поперечину, попытался подтянуться на кат, но струя воды тянула его за ноги, тащила под катамаран. Потом катамаран пошел в следующий слив, Михалыч оттолкнулся и поплыл к правому берегу, вылез в улово и на берег. Рафаэль пошел дальше один. Леня кинул спасконец, но Рафаэль его не поймал, хотя спасконец был рядом. Затем, как и следовало ожидать, катамаран кильнулся в бочке. Рафу оторвало от катамарана метров через 10, и он плыл впереди катамарана. Миша поймал Рафаэля на спасконец в конце порога №32, отпущенный катамаран ушел дальше. Рафаэль довольно- таки сильно побился и, видимо, слегка хлебнул воды.

Наша команда, видя, что навала на камень не избежать никак, и что ситуация близка к критической - неизвестно, удастся ли найти уплывший катамаран, и как скоро к Рафаэлю вернутся силы идти дальше, - решила порог обнести. Тем более, что жизнеспособная часть уфимской группы ушла на поиски уплывшего катамарана, а одних наших сил явно недостаточно для организации страховки. Мы с Петром обнесли весь участок, а Женя Зиренко с Леней прошли пор.№32. С правого берега мы с Петром страховали с катамарана.

Далее, метров через 700- следующий шестерочный порог (37). Рафаэлев кат нашли ниже этого порога. Он висел посреди реки на чалке, зацепившейся за камень, перед входом в следующий порог.

Преп. №33. (Преп. 6.35.). Порог. Длина 70м. Через 20 м быстротока под лев. стеной. Камни в русле, сливы, бочки. На выходе прижим к левому берегу.

Преп. №34. (Преп. 6.36.). Порог. Длина 50м. В русле две гряды от левого берега. Невысокие сливы, проход по центру.

Преп. №35. (Преп. 6.37.). Порог. Длина 30м. Сливы с бочками и валами.

Преп. №36. (Преп. 6.38.). Порог. Длина 30м. В правой части реки камень. Проход по центру. Вал, сливы, бочки. Через 200м - следующий порог.

Этот участок (преп 33-36) мы охарактеризовали как "Пятерочный фон". Мы прошли его сходу (смотрели чалку перед пор. 37.).

Преп. №37. (6 к.с.) (Преп. 6.39.). Осмотр и страховка с правого берега. На входе - маневр между большими камнями, далее – огромная водяная горка (перепад метров 5) с прижимом к левой скале. За горкой – 30 м спокойной воды. Ныряли в самый основной слив, по центру. Уходили от прижима вправо. Чалились в улов у п. б. (Фото 63 - 65).

Преп. №38. (Преп. 6.40.). (5 к.с.). Осмотр и страховка с правого берега. Косой слив между двумя камнями у правого берега, далее - несколько больших камней на правом повороте, поход слева, через бочки. Далее снова - цепь бочек. Чалка справа, к террасе. (Фото 66 – 67). Прошли без проблем.

Стоянка на террасе очень хорошая. Вдоль правого берега идет тропа, которая местами обвалилась, пройти дальше вдоль реки для разведки не смогли. (Здесь последняя хорошая стоянка перед обносом Щели-2. Стоять, конечно, можно и в начале обноса (нам пришлось это сделать, но места под палатки пришлось выравнивать и выкладывать из камней.)

На следующем участке, до начала обноса, можно выделить преп. 41. Весь участок идется сходу, "от улова до улова". Нужно не пропустить чалку к месту начала обноса - потом начинается каньон с высокими отвесными берегами, из него не выбраться.

Преп. №39. (Преп. 6.41.). Порог. Через русло гряда камней. В правой части валун. В центре две полуобливные глыбы следуют друг за другом. Проходили сходу.

Преп. №40. (Преп.6.42.). Струйный порог. Явно выраженная струя перемещается слева направо. Вал 1,5 м. После 30м прямого участка слив через камень на правом повороте. Проходили сходу.

Преп. №41. (Преп. 6.43.) (5 к.с.). В центре русла - валун. На выходе слив с бочкой. Проходили сходу. Прошли без проблем. Уфимская "двойка" налетела на центральный камень, но благополучно выбралась .

Преп. №42. (Преп. 6.44.). Через 30 м прямого участка. Сливы через гряды камней. Проходили сходу.

Преп. №43. (Преп. 6.45.). Порог. На прямом участке в русле глыба. Узкий проход, шириной с катамаран, под скальным правым берегом. На центральный камень слабый навал. Уклон небольшой. Место характерное, ни с чем не спутаешь. Проходили сходу Метров через 30 нужно чалиться!!! Отсюда начинается обнос Щели-2. .

Преп. №44. Щель-2. Непроходима. Обнос 3 км. (Фото 68 - 72).

После преп. 43 река входит в глубокий каньон с отвесными стенками. Сначала стены очень крутые осыпные, а потом - каменная щель шириной до 1,5м. "Пробки" из громадных камней местами перекрывают все русло. С тропы обноса было видно 4 таких завала.

В каньоне несколько сложных, но теоретически проходимых порогов. Заканчивается каньон щелью длиной метров 300 и шириной до метра. Перед щелью реку перегораживают громадные глыбы, вся река уходит под них. Детальный осмотр каньона показывает, что из него до начала завалов не выбраться. Выбраться из каньона перед завалом из глыб тоже невозможно, завал по низу не обнести, в щели – габаритный непроход, поэтому сквозное прохождение каньона - нереально. Не выбраться и из щели. Имевшегося у нас альпинистского снаряжения и горной техники явно было не достаточно, и мне трудно предположить, какие силы и снаряжение нужно иметь для того, чтобы суметь вылезти из этого каньона.

Тропа за преп. 43 спускается к реке, и дальше круто уходит вверх. Тропа неплохая, идет по высокой полке правого берега. Эту тропу в советские времена делали, применяя взрывные работы. Ширина ее метра 2, и, наверное, раньше по ней можно было проехать на машине и протащить неразобранные катамараны. Но с тех пор прошло много времени, и тропу снесли сели и оползни. Над самой щелью, на протяжении 300 метров, тропы нет!!! Склон из плотно спрессованной глины, уклон градусов 60, обрывающийся отвесными скалами в щель. Скалы высотой метров 20. Вверху склона (метров 100 по высоте от реки) - крутые скалы. По ним тоже не пройти.

Возвращались ночевать к месту начала обноса - нигде больше к воде спуска нет. Стоянка очень плохая. Места под палатки выкладывали камнями.

На следующий день предприняли отчаянную попытку прорваться вперед.

В конце уцелевшего куска тропы нашли прут арматуры. 4 человека, надев "беседки", натянули веревки, страховали друг друга. (Фото 73). Прутом вырубили в склоне 283 ступени (на высоте метров 50 от реки). Трудились 4 часа. Катамараны разобрали. Через опасный участок перетаскивали нетяжелые рюкзаки челноком, ходили по нескольку раз. Процесс занял весь световой день. Ночевали в самом конце щели, на небольшой каменной полке, для всех палаток места не нашлось. (Фото 74). Под каменной осыпью - больше было негде.

Сплав начинается прямо от щели. Катамараны спускали на веревках по каменной осыпи сразу за щелью (метров 20 по высоте).

Преп. №45 (5 к.с.). (Порог 6.46.). Мощная струя, вырывающаяся из последнего завала щели, наваливает на плавном левом повороте на острый зуб у правого берега. Через 20 м – огромная глыба в центре русла реки. Проход в узкую щель между ней и левым берегом. Далее - несколько следующих друг за другом прижимов в скальном каньоне шириной метров 8-10.

Первым стартовал экипаж Леня-Женя. Немного зацепили правым баллоном зуб, затем удачно вписались в узкую щель между глыбой и берегом. Мы с Петром пытались уйти от зуба на траверсе, но зацепили его кормой. Проблем с прижимами не было.

Осмотр участка ниже возможен частично по тропе, высоко идущей по правому берегу. Но с тропы оценка препятствий, как вскоре выяснилось, не совсем верна.

После того, как заканчивается скальный каньон, (метров через 200 от начала сплава из-под щели), нужно чалиться для осмотра препятствий 3-го каньона.

10. Кызылкоргонский каскад (3-й каньон. 66-67 км от начала сплава)

От выхода из каньона Щели-2 до устья р. Кызыл-Коргон река представляет собой сплошной, предельно сложный каскад порогов. Уклон 26 м/км, протяженность 2 км.

Воды в реке значительно прибавилось – по нашим оценкам, расход составлял порядка 50 кубов, в отличие от 20 в верхней части. Вода стала похожа на цементный раствор.

Несколько описанных ниже "шестерочных" порогов слились в один, без возможности прохождения с промежуточными чалками.

Преп. №46 - 48 (6 к.с.) (Преп. 6.47.-6.49).

Осмотр и обнос вещей по левому берегу (пологая сыпуха) – по правому берегу до конца участка не пройти, начинаются скалы и крутые сыпухи. Тропа в этом месте уже далеко уходит от реки. Общая протяженность около километра. Страховка затруднена из-за большой ширины реки, метров 50 . Так как посередине этого участка место с габаритным непроходом (которое обносили все шедшие до нас группы), а зачалиться перед ним в нашу воду малореально, пришлось обносить весь участок. (Фото 75 - 81).

Преп. №46 (6.47.). Входная часть каскада начинается струйным порогом на прямом участке. Далее, на правом повороте - крутой слив через всю реку. Теоретически, возможна чалка в крошечное улово у левого берега (берег осыпается, чалиться тяжело). Но если в него зачалиться, то далее, в следующую часть порога, уже не выйти, так как у левого берега масса камней. Мощная струя формируется под правым берегом и проходит через последовательные гряды из больших камней. Между ними узкие проблематичные проходы. Мощные бочки.

Преп. №47 (6.48.). Далее - небольшой левый поворот, струя упирается в поперечную гряду камней, под правым берегом, бьет в большую глыбу и уходит в узкие проходы среди камней. (Каменный завал) Чистого прохода нет. Хаотичные сливы, камни.

Далее - ряд очень крутых водопадных сливов, выводящих в камни. Хаотичные бочки. Чёткой линии движения нет, в конце порога возможна чалка к левому берегу.

Преп. №48 (6.49). Река перегорожена крупными глыбами. По правому берегу начинаются обрывистые конгломератные склоны. Крутой водопадный слив через всё русло, справа загроможденный камнями, проход невозможен. На левом берегу - огромный камень. Рядом с ним косой слив слева направо высотой 2,5м., под сливом треугольный обломок скалы. За препятствием большой улов с левого берега.

Обносили весь участок.

Честно говоря, этот участок, в отличие от предыдущего описания реки, с трудом узнаваем по лоции. Вероятно, у нас был сильно больший уровень воды, чем у наших предшественников, и, возможно, структура порогов изменилась, в реку нападали новые камни. Этот участок показался нам на порядок сложнее всего того, что мы до этого времени прошли. Будь возможность промежуточных чалок, скорее всего, мы прошли бы участок до каменного завала и после него. (Ходить по осыпающимся берегам опасно. В 3-м каньоне Женя Зиренко при осмотре полетел вниз, но все обошлось, благо лететь было невысоко).

Далее следует участок метров 300, который мы проходили до устья правого притока перед р. Кызыл - Коргон. Стоянка есть на полке левого берега, напротив этого притока.

Преп. №49 (6 к.с.) (Преп. 6.50.). 300м. Начинается на правом повороте под следующей за водопадом левобережной глыбой. Хаотическое нагромождение обливных плит, сливов, бочек. Этот порог явно проще предыдущего участка, везде есть проходы. Прошли без проблем. Страховка с берега и с воды. Чалка на правом берегу в устье безымянного притока (перед р. Кызыл-Коргон).

Преп. №50 (6 к.с.) (Преп. 6.51.). Длина 200 м. Начинается шиверой с мощными валами, бочками и камнями. Струя идет под правым берегом, далее идет под левый и бьет в большие камни, расставленные в потоке. Ключевое место порога – длиной 70 метров. Правая часть струи забита камнями и застрявшими между ними деревьями. Узкий проход вдоль левого берега между камнями в слив с мощной бочкой, который заперт рядом больших глыб . Теоретически проход возможен, но сильно сложен и чреват аварийной ситуацией. (Фото 82-84).

А дальше, через 200 м, начинается очередной 4-й каньон, на входе в который - глобальный непроход.

Порог не шли, так как было принято решение уходить с реки вверх по правому притоку, впадающему в Арпу перед Кызыл-Коргоном. У нас заканчивались сроки, запланированные на Арпу, один из моих ребят уже опаздывает на работу (и у Уфимцев – тоже), а прохождение 4-го каньона требовало бы еще нескольких дней. Кроме того, у нас начали кончаться продукты, и уже несколько дней мы идем на половинном рационе.

4 каньон. Мы его не шли, но начало его просмотрели, насколько было возможно. (Фото 85 -87).

Начинается каньон метров через 50 после устья р. Кызыл – Коргон. Расположен в узком ущелье, берега сложены из сыплющихся конгломератов. Стены красного цвета. На входе в каньон русло завалено огромными глыбами. Проходов нет. Обнос по конгломератной сыпухе правого берега, по оценкам разведчиков, - метров 30. Мощная струя промыла узкую потоку шириной 1м вдоль правого берега. Поэтому катамараны можно спустить только с больших глыб на струю в конце завала.

Осмотр начала каньона возможен с левого берега. По нему нужно лезть вверх по конгломератному склону. Глобально обнести каньон по левому берегу, по верху, невозможно - троп нет. По правому берегу, вероятно, есть возможность подняться по притоку (как мы сделали), а потом спуститься к реке по какому- либо правому притоку за каньоном. Но мы такую возможность не разведывали.

Плохая тропка по левому берегу есть только вначале. Дальше - осмотр невозможен. Ничего не видно. По описанию наших предшественников, нужно обносить завал, проходить "шестерочный" порог в недоступных скальных стенах, а дальше, метров через 50-100 – терраса на левом берегу, где можно стоять.

Далее, по описанию, нужно от террасы подниматься по крутому кулуару (наши разведчики его видели, но подойти к нему было невозможно, попасть на него можно только от террасы). Разведка, судя по описанию, возможна только с альпинистским снаряжением, в связках. Далее - еще один непроходимый завал, а за ним - три "шестерочных" порога, один из которых нужно идти без просмотра. Возможности вылезти из каньона нет. Если туда за последние годы нападало конгломератных глыб и появился непроход, который нельзя будет обнести, то как оттуда выбираться – непонятно. В такой ситуации мы уже были у Щели-2, сильно не вдохновляет.

С учетом извилистости тропы пешая часть составляет примерно 20 км.

Подъем нужно начинать от устья ручья, который впадает в Арпу перед правым притоком, р. Кызыл- Коргон (другие названия- Кызкоргон, Кыз-Куран). (Фото 88 - 89). Подъем до плато - примерно метров 100 по высоте. Тропы нет, но идти не тяжело. Подниматься вдоль русла нужно до того места, где кулуар, в котором течет ручей, пересекает тропа. Это все та же самая заброшенная дорога, которую с уходом социализма перестали поддерживать. Ее видно и с правого, и с левого борта. Подъем от Арпы до тропы занял минут 40. Обедали в месте пересечения тропы. Есть одинокие деревья. Далее тропа идет высоко над Арпой и спускается в долину Кызыл- Коргона. Местами тропа размыта, образовались глубокие саи, но их возможно перейти.

По долине Кызыл-Коргона тропа идет хорошая, сильно набитая, лошадиная. Видно, что места посещаемы. Пейзажи просто фантастические (Гранд-каньон отдыхает (Фото 90 -93). Долина Кызыл-Коргона глубокая, тропа идет сначала по левому орографическому берегу, по высокой полке, потом спускается к воде, потом бродит реку и переходит на правый орографический берег и идет вдоль реки. Ночевать перед подъемом на перевал можно у последних деревьев. Здесь течет маленький ручеек через тропу. (Фото 94). Дальше, до перевала, воды нет. Далее истоки реки уходят вправо, а двигаться нужно влево, по тропе. Наверху – пещера. (Фото 95). Там стоянка пастухов. Местность представляет собой широкую котловину, видно много троп. Нужно идти в направлении на северо-восток. Тропа проходит мимо развалин строений (глиняных), которые не сразу заметны из-за высокой травы, далее идет по широкой долине и поднимается на перевал. Перевал (2850) ничем не обозначен, через него идет широкая тропа. Подъем от стоянки до перевала занял 45 минут.

С перевала хорошо видны спускающиеся в долину Кашка-Суу (правого притока Арпы) тропы (можно сказать, дороги). Мы руководствовались топографической картой и старались идти по дороге, обозначенной на карте. Несколько озер оставались слева. (Фото 96). По долине гуляют табуны лошадей. Далее видно, что одна дорога идет в верховья реки Кашка-Суу, и обходит глубокую долину, в которой она течет, в верховьях правого истока Ич-Кашка-Суу. Делая крюк, он подходит к домику чабана. Другая дорога идет левее, спускается в глубокую долину Кашка- Суу и появляется на ее правом берегу, на плато. Там видны трубы, по которым течет вода. Стоит домик чабана и загон для скота. (Фото 97). Деревьев на плато нет. Нужно идти по левой тропе, спускаться в долину, бродить реку и подниматься на плато (Фото 98). Спуск с перевала до брода через реку занял 2 часа с двумя перекурами и ориентированием на местности. Подъем от реки к домику чабана занял 35 минут. От домика чабана идет автомобильная дорога (не асфальт, конечно, но, говорят, легковые машины проезжают). До кишлака Джергетал 20 км. Джергетал стоит на трассе, которая идет вдоль Арпы из г. Нарын.

В домике живут чабан с женой. Они пасут скот, на зиму уходят в поселок. Нас накормили, потом зарезали по нашей просьбе козочку (80 сом за килограмм мяса). Готовила нам хозяйка - дров нет, они топят кизяком. Попытались связаться с нашим водителем, которому было велено сидеть в г. Нарыне и ждать нашего звонка - у него телефон недоступен. До "Horizon Travel", тоже не дозвонились. Мы выпросили у чабана Димы лошадь, отправили Леню в Джергетал к брату чабана . (Фото 99). Лене было дано задание найти нашу машину, которая по договоренности, должна была ждать нас у моста через Арпу. Но из Джергетала Леня, наконец, смог связаться по спутниковому телефону с фирмой " Horizon Travel ", а те- с шофером, вызвать нашу машину, встретить ее, и приехать за нами.

В машине нас ждал запас продуктов на вторую часть маршрута. В г. Нарын уезжает Женя Зиренко, у которого кончился отпуск, и двое ребят из группы Рафаэля. А мы движемся дальше, на р. Малый Нарын.

12. Сплав по реке Малый Нарын

После пос. Арчалы река носит название - Малый Нарын. От поселка Арчалы до начала Верхнего каньона 1 час сплава. На крутом правом повороте река входит в хорошо заметное сужение долины, однако, в русле, кроме мощных шивер, ничего нет. Вскоре за поворотом, скалы правого берега отступают и справа впадают два притока: первый (р.Карагоман) - достаточно полноводный, второй (р.Карасаз)- чуть поменьше. Мы устроили стапель чуть ниже устья р. Кара-Саз, на полке правого берега. На нее смогла спуститься наша машина. (Фото 100).

На Малом Нарыне до каньона "Недоступный" шли следующими экипажами: на "двойках" Цветкова-Медведев(катамаран-1), Горенбург-Илистанов (Катамаран-2), а на "четверке"- трое уфимских ребят. Каньон "Недоступный" проходили на "двойке" Горенбург-Илистанов, на "четверке"- Цветкова, Медведев, Мустафин, Илистанов.

Вода в М. Нарыне зелено- голубая. После грязного потока в Арпе выглядит прекрасно. И вообще, сплав по М. Нарыну после наших приключений на Арпе показался курортным отдыхом. Дров нет, но мы их привезли с собой. Народу вокруг - никого. По дороге несколько раз проезжали машины, но нас никто не беспокоил. Ночью было очень холодно, вся поляна в инее.

До Верхнего каньона - шиверы, которые идем сходу. Верхний каньон также проходили сходу, держась на небольшом расстоянии друг от друга и, при необходимости, поджидая друг друга в уловах ниже препятствий. Прошли без проблем. По нашей воде - "четверочный фон".

При сплаве по М. Нарыну мы руководствовались, в основном, лоциями из отчетов Р. Айбатулина и С. Климина. Приводим их с поправками на наш уровень воды.

Верхний каньон.

1. Первый каскад (4 кат.сл.)

Первый каскад каньона начинается за плавным правым поворотом. На прямом участке длиной 700-800 м можно условно выделить 3-4 ступени. В русле сливы с бочками, валы, огромные обломки скал. Вода не мощная, все легко обходится. За левым поворотом начинается прогонный участок (около 500-600 м).

2. Второй каскад (4 кат. сл.)

Ориентиром начала служат три скальных останца, два на левом, один на правом берегу Обыкновенная шивера. Далее на протяжении 1.5 км река - шиверы. На крутом правом повороте, слева, из узкого распадка впадает р. Джиналач. За поворотом, на прямом участке длиной 300-400 м река относительно спокойна. В конце прямого участка - плавный левый поворот.

3. Порог "ЗИГЗАГ" (5 кат. сл.)

Струя, огибая отмель правого берега, устремляется под левобережные скалы и там наваливается на россыпь крупных валунов. Круто повернув вправо, поток падает сливом с бочкой, далее на прямом участке (около 80 м) - серия сливов и бочек меньшей мощности. Завершается порог сильным навалом на выступающую скалу правого берега. Везде широкие походы без проблем.

4-6. Мощная шивера. (4 кат. сл.)
Шивера.

7. Порог (4 кат.сл.)

На прямом участке около 60 м относительно спокойной воды, далее в центре русла стоит огромный скальный обломок, чуть правее - камень поменьше. Струя огибает камень, слегка наваливаясь на него, далее ~50 м быстротока и препятствие 8.

8. Порог (4 кат. сл.) Препятствие начинается на прямом участке мощной бочкой, затем около 400 м шиверы, слалом между обливных камней.

9. Порог (4 кат сл.)

Через 100-120 м после препятствия 8, на правом повороте - крутопадающая горка длиной около 200 м. Сливы и бочки до 1.5 м. В конце горки - прижим к выступающей скале правого берега.

Далее, до конца каньона, на реке сплошная шивера средней сложности. Лишь ненадолго река успокаивается, войдя в короткий, явно выраженный скальный каньон, который заканчивается перед автомобильным мостом.

Спокойный участок между Верхним и Нижним каньонами представляет собой практически сплошную шиверу.

Далее долина резко сужается, отдельные деревья спускаются почти до самой воды. Еще минут через 10 начались первые препятствия.

Нижний каньон.

Проходили сходу, без осмотра. "Четверочный фон".

12-14. Пороги (4 кат. сл.)

Данные препятствия представляют собой однообразные крутопадающие горки длиной более 200-300 м, расположенные, в основном, за поворотами реки. (Фото 101).

15. Порог (4 кат. сл.)

Перед крутым левым поворотом в русле, правее центра, опора от старого моста. На самом повороте правобережная гряда камней направляет основной поток под скальную стенку левого берега.

16. Шивера (4 кат. сл.)

Через 100 м после порога начинается мощная и длинная шивера с обилием обливных камней. Линия движения хорошо читается с воды. На длинном (около 1 км) прямом участке шивера постепенно ослабевает.

В конце прямого участка видно резкое сужение долины с крутым левым поворотом, справа перед поворотом впадает р.Сары-Кунгей, дорога пересекает его по бетонному мосту и через 100 м начинает подниматься вверх двумя витками серпантина. За поворотом начало Мини-каньона.

Мини-каньон шли сходу, тандемом с взаимной страховкой. Без особых проблем.

17. "Мини-каньон"
5 (с плюсом) кат. сл.

1-я ступень

Начинается после впадения р.Бугулу-Тор. Вплотную к его устью, выше и ниже по течению, есть два небольших улова.

На прямом участке длиной около 200 м река падает с подводных плит серией сливов высотой до 1м с последующими бочками через всю реку, оставляя узкие проходы слева и справа. Далее участок быстротока, около 50 м.

2-я ступень

Начинается на левом повороте. За поворотом правая часть потока прорывается через гряду камней, образуя пенный котел. Левая часть - падает серией сливов в воротах из камней. Затем по плавной правой дуге (200 м), с бочкой посередине, делает разворот на 180град. с боем в выступающий мыс левого берега.

3-я ступень

После улова за 2-й ступенью река делает поворот влево на 90град. Поток разгоняется и крутой горкой падает на длине около 100 м, слегка наваливаясь на крупные камни у правого берега. На выходе слив с бочкой. За сливом 20-25 м быстротока.

4-я ступень

Начинается на небольшом правом повороте. Левая часть русла перегорожена грядой крупных камней, сквозь которые река прорывается узкими водопадными сливами. Основная часть потока, отразившись от гряды вправо, образует косой слив с обратным валом, перегораживающий почти всю реку, оставляя возле правого берега 3-4 м более чистого прохода. После слива прямой участок с серией крутых валов и бочек.

5-я ступень

Начинается за левым поворотом на 90 град серией сливов с мощными бочками. Затем струя упирается в скальный отвес левого берега. После поворота направо несколько бочек, последняя из которых перегораживает большую часть русла. Далее участок быстротока (80 м). В препятствии №5 нас с Петром поставило лагом в бочке и держало некоторое время

6-я ступень

Очень похожа на предыдущую. Разница в том, что в начале левого поворота, у правого берега стоит огромный камень и нет мощной выходной бочки. После 6-й ступени - автомобильный мост, под ним, от левой опоры, слив. Обходится элементарно.

7-я ступень

Начинается разгонной шиверой из под моста. В 30-35 м, в правой части струи стоит "бык" от старого моста. За ним река плавно поворачивает влево. Проходы везде очевидны. (Фото 102 -104).

Мы хотели заснять хоть какое-нибудь препятствие, поэтому зачалились к правому берегу после 6-й ступени. Фотографировали 7-ю ступень с моста.

После выхода из Мини-каньона идет сплошная шивера с обилием обливных камней. Шли сходу . В районе преп. №19 река входит в короткий скальный каньон, на выходе из которого круто поворачивает влево, с сильным навалом на правобережные камни. Сразу за поворотом начинается длинная мощная шивера №20. За шиверой №20, на правом повороте хорошо заметный песчаный пляж с левого берега, к нему спускается заросшая автомобильная колея. Здесь встаем лагерем. Очень красиво. Хорошая стоянка. Машина спустилась к нам. Выше нашей стоянки, на широкой террасе, идут лесозаготовительные работы. Там живет бригада лесорубов. Через реку натянуты металлические тросы.

Через 300-400 м - устье левого притока (р.Эки-Бала), перед началом правого поворота. Непосредственно устье ручья заметить с воды сложно, оно закрыто большим камнем, лежащим у берега. Ориентироваться лучше по распадку. Через 200 м после правого поворота - препятствие 21 – шивера с мощными бочками и сливами.

Сразу за ним, на следующем правом повороте, начинается короткая мощная шивера 22. Перед поворотом высоко слева из-под дороги торчит труба, по которой стекает ручей. Осыпная левобережная стенка имеет желтоватый оттенок. С левого берега в районе шиверы 22 к воде спускается скальная полочка, поросшая деревьями, рекомендуемая в отчётах, как последнее место для чалки перед "Недоступным".

В начале полочки есть несколько хороших уловов, однако, вынимать катамараны и вещи придётся через скалы высотой 1.5 - 2 м. За левым поворотом, где начинается разгонная шивера 1-й ступени каньона, полочка чуть понижается. В нашу воду здесь можно было зачалиться. Но мы сначала зачалились "под трубой", чуть ниже увидели следующую чалку. Сама полка имеет очень неровную поверхность и завалена буреломом, поставить лагерь здесь негде. Выход с полки на дорогу - по крутому склону высотой 6-7 м, заросшему деревьями и заваленному сухими колючими кустами. Есть тропинка.

23. Каньон "Недоступный" (6 кат. сл.).

За левым поворотом, после шиверы 22, начинается разгонный прямой участок длиной около 150 м. (Фото 105.). Воды у нас меньше по сравнению с теми лоциями, которыми мы пользуемся.

Первая ступень: заход - узкий проход под скалой правого берега, а дальше - косой слив (метра 2) справа налево и струя, падая, бьет в высокую каменную глыбу посреди реки. (По лоциям наших предшественников вместо глыбы был водяной гриб). Расстояние от правой скалы до каменной глыбы - метра 3. Слева проходов нет, все завалено камнями. (Фото 106). Решаются полезть в эту узкую щель только Леня с Рафой. Заходят справа, ныряют в слив, и врубаются носами в левый камень, встав на кормовую свечку. Но не киляются. Страховали с левого берега в двух местах спасконцами и с воды - обнесенным катамараном. (Фото107).

Далее около 80 м быстротока на прямом участке. Сразу за ключевым местом, у левого берега, несколько удобных уловов для установки страховки. За участком быстротока река поворачивает влево, несильно наваливаясь на опору старого моста под правым берегом, и отсюда начинается разгонная шивера второй ступени. Через 50 м новый автомобильный мост, за которым река входит в ярко выраженный каньон.

Вторая ступень начинается в 30 м за мостом. Поток, разогнавшись, наваливается на правом повороте на гряду крупных камней у левого берега. И падает с них сливом около 2м. В правой части струи в шахматном порядке, друг за другом, - два обливных камня, после которых – большие бочки. В 5м ниже - огромный валун разбивает струю на две части. Слева - чистый слив, справа – бочка с подсосом на выходе под правую стенку. Осмотр ступени удобно проводить с автомобильного моста. (Фото 108 - 110).

За второй ступенью – третья, попроще.

Третья ступень. Начинается через 70 - 80 м быстротока. Ступень представляет собой мощный косой слив и ряд валов.

За третьей ступенью можно по веревкам спуститься к реке. Сразу за ней, у правого берега, есть улов с каменной отмелью, на которую с дороги спускаются два осыпных кулуара (~200 м по дороге от моста). Спускались один раз по первому кулуару (который выше по течению), второй Ра з- по второму. Кулуары камнеопасны. Основной верёвки длиной 40 м явно не хватает (на краю кулуара её не за что закрепить). Привязывали веревку к бамперу нашей машины. Далее спуск выполаживается и можно пройти без страховки. Спустить здесь катамараны на верёвке достаточно просто, нужно только перекинуть их в двух местах через перегиб. При спуске по кулуару периодически летят камни. Нужна осторожность и внимательность.

Перед крутым правым поворотом русло расширяется и течение успокаивается. Сразу за поворотом находится четвёртая ступень.

Четвертая ступень. В струе, около правого берега, стоит обломок скалы. Чуть дальше, ближе к левому берегу, в потоке стоит огромный полуобливной камень. Вдоль стенки левого берега есть широкий трек. Слив с полуобливного камня с последующей мощной бочкой за ним. (Фото 111).

После 4-й ступени возле правого и чуть ниже у левого берега есть улова, в которых можно отдохнуть.

Далее следует относительно спокойный прогонный участок, длиной около 700 м, где каньон как бы извивается змейкой. После левого поворота на правом склоне островок леса, по краю которого можно спуститься на полочку над пятой ступенью.

Пятая ступень. По тем описаниям, которыми мы пользовались, это два слива перед правым поворотом. За ними в центре русла - скальный обломок . Но мы после прохождения каньона первым катамараном и после рассказов экипажа, не смогли ее идентифицировать. Мы видели с берега шестую ступень, а перед ней, как выяснилось, довольно протяженный участок, который не видно было с берега. Это ряд жестких бочек, расположенных в хаотическом порядке на протяжении метров 300. С нашей точки зрения, это самый сильный участок каньона, что подтвердил и экипаж второго катамарана после прохождения.

Затем река огибает высокий скальный утёс правого берега (около 100 м) и начинается шестая ступень.

Шестая ступень . На прямом участке поток разгоняется (в русле валы от 1 до 1.5 м) и падает сливом через гряду открытых и обливных камней возле левого берега. За сливом мощная бочка и дорожка валов под правым берегом, далее - валы и бочки. Далее, через 40 м левый поворот с крутой горкой, длиной около 40 м, состоящей из сливов, валов и бочек. (Фото 112). После 70 - 80 м быстротока следует косой слив в сужении русла. За скалой - устье крутопадающего притока (р.Джол-Джакши) и относительно большой улов. Здесь ставили страховку с берега.

Сразу за впадением ручья на плавном левом повороте идёт разгонная шивера седьмой ступени (длиной около 50 - 60 м).

Седьмая ступень оказалась проще, чем была описана в лоциях. (Фото 113, 114). Она начинается на плавном левом повороте разгонной шиверой. Далее - на правом повороте слив через всю реку, у левого берега более пологий. Далее поток разгоняется и наваливается прижимом на выступ скалы левого берега. Уйти от прижима мешает большой полуобливной камень, лежащий посередине между входным сливом и прижимом. После прижима река немного успокаивается. На прямом участке длиной около 200 м идёт серия валов с бочками в сужении русла. В конце участка крутой левый поворот с навалом на гряду надводных камней, отходящую от правого берега (условно это можно назвать восьмой ступенью). После гряды струя пропадает и образуются "поганки".

Далее русло расширяется, идёт шивера средней мощности. За плавным правым, а затем левым поворотом река выходит на прямой участок, в конце которого виден автомобильный мост. Чалка возможна на правый берег в 200 м выше моста, здесь дорога подходит близко к воде. Хорошая стоянка.

В районе 7-й ступени относительно удобный спуск до самой воды. Сразу за крутопадающим крупным ручьём, под дорогой большая поляна, затем крутой склон, поросший сначала кустами облепихи, а ближе к воде - лесом. По склону к устью ручья уходит тропинка. Напротив выходного прижима - несколько крупных уловов, куда возможно при желании спустить катамаран для страховки с воды. Чуть выше по течению, на высоком выступе правого берега - удобное место для видео и фотосъёмки.

Прохождение и страховка:

После прохождения первой ступени (описано выше), группа пошла на осмотр остальных препятствий каньона. Осмотр занял 2 часа. После этого было решено ставить страховку, съемку и проходить в этот день каньон одним катамараном (При прохождении тандемом людей на страховку и съемку у нас не хватило бы). Страховку с берега ставили за 3-й ступенью (спускались по веревкам) и после 6-й. Снимали после 2-й ступени с дороги и в районе 6-й ступени.

Первым пошел экипаж "двойки"- Леня и Рафаэль. Они благополучно прошли 2-ю ступень, на заходе уходя в правую часть, прошли между первым обливняком и стенкой правого берега, затем прыгали через 2-й обливняк и полулагом падали в бочку. В бочке катамаран резко тормознуло и "выплюнуло" за центральный камень. Пришлось приложить немало усилий, чтобы выйти из-за него. После 3-й ступени зачалились к месту страховки, отдохнули и затем прошли 4-ю ступень, после которой зачалились в одном из уловов у левого берега. Отдохнув и подкачавшись, прошли остальную часть каньона. Самое большое впечатление оказали 5-6-я ступени, где на протяжении 300 метров у них была одна мысль: "Когда все это кончится?".

7-я ступень особых хлопот не доставила, прошли вдоль левого берега по пологим сливам и легко ушли от прижима.

Зачалились они в месте предполагаемого лагеря. Остальные ребята, стоявшие на страховке и на съемке, приехали в лагерь на машине. Катамараны, которые в этот день не шли, тоже привезли в лагерь, погрузив их на верхний багажник. Мы побоялись оставлять их у реки – по дороге ходило много местных.

На следующий день решили проходить порог сборным экипажем на "четверке" (Цветкова, Медведев, Илистанов, Мустафин). Такое решение было принято, потому что часть экипажа "четверки" отказалась от прохождения, а удовлетворить всех желающим оказалось возможным только в таком варианте. Спустили катамаран на воду по кулуару на веревках за 3-й ступенью. Сами спускаемся к реке по веревке. Проходить 2-ю ступень на "четверке" не решились - очень узкий проход между обливняком и правой стенкой, на которую сбрасывает с обливняка...

На самом деле, именно 5-6 ступень впечатлили больше всего. Но нам было легче - Рафа уже знал дорогу. Для большой четверки бочки были не так опасны, как для "двушек". Прошли благополучно, с двумя промежуточными чалками.

Далее, до г. Нарын, прошли все сходу.

От последнего моста, расположенного на выходе из каньона, до стрелки Малого и Большого Нарынов шли около 1.5 часов. Река представляет собой несложные шиверы.
Почти сразу после слияния истоков Нарын входит в короткий каньон с высокими стенками. Течение относительно спокойное. На всём участке сплава можно выделить один необычный локальный порог. Река промыла узкую (6-7 м) щель в полого спускающемся правобережном мысе из конгломерата. В конце левого поворота часть потока круто поворачивает вправо и падает в щель сливом более 2-х метров. Левая протока плавно огибает мыс и заканчивается мелководной шиверой. Через 20 - 30 м обе протоки сливаются. В щель прыгнули только мы с Петром, остальные лениво обошли слева.

На участке от стрелки до г. Нарына дорога, в основном, идет вдалеке от берега. Наша машина ждала нас на берегу недалеко от города. Разбирали катамараны уже в темноте при свете фар.

Ужинали в Нарыне в полюбившемся нам ресторане "Аяна", недалеко от погранотряда. Ночуем там же, где ночевали по дороге из Бишкека в Нарын, на уютной полянке около ручейка.

13. Об использовании GPS в походе

Наша группа брала с собой Garmin 12 XL.

GPS включали 1 раз в день, как правило, вечером. Он видел от 3-х до 5 спутников, в зависимости от глубины каньона. При 3-х определял только координаты (точность не знаю, но на перемещение на 5 метров он уже реагировал), высоту - только когда видел 5 спутников, это было раза 4 за весь маршрут.

14. Особенности снаряжения

При подготовке к походу мы рассчитывали на то, что нам придется, по крайней мере, одну часть маршрута идти автономно, в ненаселенной местности. Рассчитывать на машину мы могли только на заброске на Арпу и потом, при сплаве по М. Нарыну.

В Бишкеке закуплены продукты сразу на весь поход, продукты на вторую часть похода были оставлены нами в машине.

По решению наших двух групп, на весе продуктов особенно не экономили (Это несколько утяжелило наши рюкзаки на многочисленных обносах на Арпе, но участники были к этому готовы).

Рамы для катамаранов брали дюралевые, с лесом на маршруте проблема.

Мы брали примус и бензин, но так его и не использовали - в верховья Арпы и М. Нарына завезли дрова на машине.

Для прохождения этого маршрута нами было взято следующее горное снаряжение (на 2 группы):

1. Основная веревка (40м)
  2. Беседки - 4 шт
  3. Карабины - 10 шт
  4. Жумары - 2 шт
  5. Спусковое устройство - 2
  6. Шунт – 1
  7. Крючья – 4 (не использовали)

15. Стоимость похода

Очень сложно рассчитать стоимость похода на одного человека. Из-за того, что у нас стоимость билетов на самолет была разная, добирались по-разному, и у нас были сложные расчеты, которые велись в 4-х валютах (рубли, сомы, доллары и евро), мы не можем точно рассчитать стоимость похода на 1 человека.

Приведем основные статьи расходов на основную часть похода (без радиального выхода и поездки на Иссык- Куль):

Самолет Москва-Бишкек-Москва (на 1 чел) – 11 200 руб
Машина 0,45 евро за километр (3326 км)
Доплата водителю + пропуск в погранзону - 10 725 руб
Пропуск в погранзону (на 1 чел) - 432 руб
Регистрация в ОВИР (на 1 чел) - 90 руб
Продукты + еда в ресторанах – примерно 100 долларов на человека.

16. Техническое обеспечение группы

Видеокамера panasonic nv-gs70
Фотоаппарат "Pentax ESPIO 145M"
GPS Garmin 12 XL
Спутниковый телефон Globalstar GSP-1600 Handheld Phone

17. Выводы и рекомендации

Группа вполне уверенно совершила технически сложный спортивный маршрут в Средней Азии, пройдя в одном регионе сложные участки двух рек. Протяженность маршрута, его продолжительность, качество и количество препятствий, безусловно, соответствуют 6 к.с.

Нашей группой, в которой были два двухместных катамарана, пройдены реки, совершенно разные по характеру препятствий. Пройдена небольшая, но интересная пешая часть. Наш путь проходил по красивейшей местности. Выбранный нами вариант прохождения маршрута оказался наиболее логичным при сложившейся ситуации.

Нами была пройдена связка рек, первая из которых – Арпа - не посещалась туристами – водниками, по нашим сведениям, с 1988г. Эта река течет в глубоких каньонах с осыпными конгломератными стенками, дорог по берегам нет. Выбраться из каньонов можно только в считанных местах. Район сейсмоопасный, часты оползни и сели. Тропа местами идет вдоль реки, но бывает размыта, и передвигаться по берегу становится невозможно. Сложность некоторых препятствий усугубляется тем, что непосредственно за ними находятся непроходимые каменные завалы, попасть в которые чрезвычайно опасно для жизни. На Арпе мы не встретили ни одного человека, местные жители туда обычно не ходят. Идти реку пришлось в режиме первопрохождения – хотя лоция местами и соответствовала действительности, за много лет обстановка на реке сильно изменилась.

Нами была пройдена пешая часть от начала 4-го каньона на Арпе до домика чабана в долине Кашка-Суу. Описания ее у нас не было, мы шли руководствуясь картой - двухкилометровкой. Первоначально запланированный сплав по 4-му каньону не был нами осуществлен из-за нехватки времени - постоянные тяжелые обносы и отсутствие тропы, по которой планировалось обносить 2-ю щель, а также начавшийся паводок сильно замедлили наше передвижение.

Вторая река- Малый Нарын – в последнее время очень популярна среди туристов - водников. По ней написано немало хороших отчетов. Вдоль реки идет автомобильная дорога.

После Арпы с ее цементной паводковой водой, завалами, многочисленными сложностями и опасностями, М. Нарын показался нам курортом, что, на самом деле, не уменьшает его техническую сложность. Конечно, нам облегчило жизнь на М. Нарыне наличие при себе арендованной машины ГАЗ-66.

Несомненным нашим достижением являются успешная разработка и организация маршрута, позволившие нам забраться в одну из самых труднодоступных частей Тянь-Шаня. При планировании маршрута мы рассматривали несколько вариантов: Арпа-Алабука, М. Нарын, Кекемерен, Гульча-Куршаб, Тар-Ой-Тал. Прохождение рек можно осуществлять в различной последовательности. Мы же, имея в своем распоряжении катамараны небольшого объема, и назначив сроки похода на начало сентября, решили начать с малорасходной Арпы, напоследок оставив более полноводный Малый Нарын. Мы боялись, что к середине сентября воды в Арпе будет совсем мало, но оказалось, что это не так. После обноса 2-й щели мы поняли, что воды в Арпе резко прибавилось. Видимо, начался локальный паводок из-за таяния ледников.

Слаженная работа группы и неплохой горный опыт у части ребят позволили нам найти выход из, казалось, тупиковой ситуации, когда выяснилось, что пройти по берегу над 2-й щелью невозможно - тропу снес оползень. Рассматривались варианты возвращаться вверх по течению, но группа смогла все-таки вырубить в склоне ступени и обнести непроходимый участок реки.

Сплав по Малому Нарыну нас сильно порадовал - по нашему уровню воды (мы оценили его как средний) пороги были вполне на уровне.

Если говорить о препятствиях, то самыми сложными на маршруте являются: все "шестерочные" пороги Арпы (особенно 31-32, а также 3-й каньон) и каньон "Недоступный" на М. Нарыне.

Список определяющих препятствий (из того, что мы проходили):

Р. Арпа: преп. №№ 6, 8, 31, 32, 37, 49 - 6 к.с., №№7, 15, 19, 26, 38, 41, 45 - 5 к.с..

Р. М. Нарын: Мини- Каньон- 5 к.с., Каньон "Недоступный" - 6 к.с.

При организации страховки мы использовали преимущества от хождения двумя параллельными группами - народу для страховки и съемки хватало, страховали с берега спасконцами и катамаранами с воды. Более простые участки проходили тандемами или строем - один за другим, в непосредственной видимости. В уловах поджидали друг друга. Общими усилиями нам удалось организовать достаточно быстрое прохождение сложных участков, страховку и съемку. Аварийные ситуации были отработаны успешно.

Рекомендации тем группам, которые захотят повторить наш маршрут:

• Готовясь к прохождению Арпы, следует понимать, что местность сейсмоопасная, постоянно сходят сели и оползни. Те ступени, которые мы вырубили в склоне над второй щелью, несомненно, уже смыло первым же дождем. Следует быть готовым к повторению наших работ. Рекомендуем брать с собой ледорубы. Возможно, при изменении местности, пройти не получится никак, и придется поворачивать назад. Удастся ли везде пройти по берегу вверх по реке - неизвестно, возможно, тропу также местами размыло – ведь вниз мы прошли по воде, тропу на всем протяжении не видели. Судя по описанию наших предшественников, она переходит с берега на берег (мостов уже давно нет, придется собирать суда), а в верховьях Арпы тропы нет вовсе.
  • Чтобы попытаться пройти 4-й каньон, необходимо иметь запас времени дня в три. Без предварительного просмотра сверху в каньон идти нельзя! Могут быть непроходы, которые невозможно будет и обнести. Чтобы просмотреть каньон сверху, нужно альпинистское снаряжение и умение им пользоваться. Ходить по осыпающимся склонам опасно.
  • Уйти с реки проще всего нашим вариантом, после 2-й щели, по правому притоку Кызыл- Коргону. Еще выше, судя по карте, можно уйти по левому притоку, р. Джилангач, а далее - через перевал Джилангач 3959, и спуститься к Арпе по Пычану. Но мы такой вариант не разрабатывали, и можно ли там реально пройти и какое нужно снаряжение - неизвестно.
  • Щели 1, 2, а также завалы из больших камней - непроходимы без вариантов. Рассчитывать на то, что их размоет, нереально, скорее, еще камней в реку навалит.
  • Спутниковый телефон оказался совсем не лишним. Мы начали опаздывать, и наличие связи позволило нам сообщить об этом ожидающему нас шоферу, скоординировать действия. Также мы периодически сообщали своим близким, что с нами все в порядке, и согласовывали с Московской МКК наш маршрут. Надеяться на то, что в критической ситуации удастся вызвать вертолет, не стоит. Нужно рассчитывать только на свои силы.
  • На наш взгляд, четырех- и двухместные катамараны являются наиболее подходящими судами для сплава по данному маршруту.
  • На Арпе следует иметь в виду возможность образования новых препятствий за счет схода селевых потоков.
  • К сплаву по М. Нарыну даже в условиях нашей средней воды стоит относиться серьезно. Препятствия не становятся сильно проще, они становятся другими. Необходим осмотр Каньона "Недоступный", организация страховки. Идти Мини-каньон без просмотра, с наплыва, мы смогли только потому, что уже "раскатались" на Арпе.
18. Дневник похода

27авг. Я, Петр и Леня улетаем в 16-10 рейсом авиакомпании "Алтын Эйр". Я заранее выпросила у авиакомпании возможность увеличить норму провоза багажа до 40 кг, поэтому мы не особо экономили на весе.

Веса у нас как раз и оказалось по 40 кг на человека.

Женя Зиренко должен улететь рейсом Аэрофлота в 10 вечера сегодня же.

До Бишкека долетели нормально, получили багаж и сразу же оказались в лапах местных таксистов, которые наперебой предлагали нам свои услуги. Сторговались за 300 сом, поехали искать фирму " Horizon Travel ". Сергей Воронин, директор этой фирмы, с которым мы долго заранее переписывались и договаривались о машине, должен был нас ждать у себя в офисе.

Шофер долго в темноте искал нужный дом. Наконец, отчаявшись, позвонили Воронину по мобильному телефону и узнали, что наша машина стоит практически рядом с домом.

Прибежал Воронин, мы разгрузились и отправили водителя, который нас привез, встречать Женю - этот, по крайней мере, теперь уже не должен заблудиться.

Выпили с гостеприимными хозяевами и улеглись спать в многочисленных стоящих во дворе машинах.

28 авг. Утром встали пораньше и поехали в магазин закупать продукты. В Бишкеке можно купить все, что нужно для разнообразного питания в походе. Единственное, что мы не собирались покупать - тушенку и колбасу. Их должны привезти наши уфимские друзья.

Позавтракали в кафе - все очень дешево. Потом поехали погулять в национальный парк Ала-Арча. Идея была - сходить в радиальный акклиматизационный выход, подняться до водопада. Нас отвезли на машине (1000 сомов туда и обратно, шофер нас ждал). Заплатили по 30 сомов с человека за въезд в национальный парк.

До водопада дошли часа за 2. В горах лежал снег. Женя пошел в босоножках, промочил ноги. Несколько раз поскальзывался на снегу из - за плохой подошвы своих любимых босоножек. На тропе встречали много народа. Назад, к машине, вернулись часам к 6 вечера. Поехали в ресторан ужинать. Манты были выше всяческих похвал. В ресторане мы были единственными посетителями.

Вечером Воронин организовал нам сауну. Мероприятие получилось отвратительным. Сауна была совсем холодной, в бассейне плавал презерватив, хозяйка сауны была пьяна и лезла драться. Воронин с ней напился в зюзю, еле его из парилки выволокли и довезли до дома. Из сауны выходили с опаской, пока работники держали матерящуюся и пытающуюся накинуться на нас хозяйку.

29 авг. С утра встаю пораньше и еду с шофером встречать наших уфимских друзей с поезда. Встретили, приехали к Воронину в офис. Часть уфимского народа пошла покупать обратные билеты на поезд. Ходили долго - заблудились.

Затем Рафа долго торговался с Ворониным. Выехали только в час дня. По дороге заехали в офис компании, занимающейся спутниковой связью. Нам объяснили, что нужно сделать, чтобы мы могли звонить в Бишкек со спутникового телефона.

По дороге набрали дров и вырубили недостающие элементы рамы для уфимских катов.

Наш Женя и их Марат нашли друг друга - буянили вместе всю дорогу.

До Нарына не доехали 45 км, ночевали в дороге в неплохом месте, у небольшой речки. Ночью шел дождь. (Единственный за весь поход).

30 авг. Встали рано. До Нарына ехали примерно час. В Нарыне Воронин, который ехал с нами улаживать вопрос с погранпропусками, пошел в погранотряд, а мы - в ресторан.

Выехали из Нарына в 12-30. Дорога неплохая, но машина шла очень медленно (ГАЗ 66 с кунгом и верхним багажником). На погранзаставу приехали часов в 5 вечера.

За погранзаставой нужно сразу поворачивать направо, на проселочную дорогу. Дорог по долине идет много, но все они ведут в одну сторону. Ехать нужно на запад. Часов в 8 вечера, когда уже стало конкретно темнеть, уперлись в глубокий овраг. Объезд по сумеркам не нашли, решили заночевать. Дорогу будем искать завтра. Река в этом месте мелкая, разбита на множество проток. Везде пасется скот. Развалин метеостанции мы не нашли.

31 авг. Встали часов в 7 утра, пошли на разведку. Дорогу все- таки нашли. Проехали 13 км – по плохой дороге. Наконец, вдали стало видно сужение долины. Дальше ехать практически невозможно. Поставили лагерь (в 11-30), начинаем строить катамараны. Погода жаркая, но дует ветер. Водитель Юра пытается ловить рыбу - рыба не ловится.

Наш завхоз, Леня, целый день пакует продукты.

К вечеру построили катамараны.

1 сентября. Встали в 7 утра. Собирались быстро - на горизонте маячила темная туча. Вышли в 10-30. Машина уехала в Нарын. Она должна будет ждать нас у моста, недалеко от устья Алабуги.

Начинаем сплав. На этом участке река разбивается на рукава. Русло выложено крупной галькой. Река течет по канавкам, выложенным галькой. Проплыли километров 35. Ориентиры, приведенные в лоции, вполне узнаваемы - Первое скальное сужение, Второе скальное сужение, Красная гора между двумя притоками и т.д.

К 15 часам дошли до начала 1-го каньона. Пока готовился обед, часть народа пошла на разведку. Вернулись через полтора часа. Они нашли место для стоянки - минут через 5 сплава от устья р. Кичи-Кызылбелес. Стоянку с воды не видно, ее можно найти, если идти по тропе. От стоянки до следующей чалки- метров 200 сплава. Далее по реке - ряд завалов из огромных каменных глыб и несколько габаритных непроходов.

На разведку от места лагеря вышли в 18-30, вернулись в 19-30. Расклад стал полностью понятен - обнос без вариантов - на реке несколько узостей и каменных завалов, по которым можно даже без труда перейти на другой берег. Обнос - по тропе левого берега. Трудно, но возможно.

Решаем - завтра желающие сплавляются до последней чалки, оставляют катамараны слегка подсохнуть, в это время обносят рюкзаки, потом возвращаются за катами.

Вечером долго сидели у костра, пели песни и пили спирт.

2 сентября. Утром начинаем обнос. Сначала несем рюкзаки, потом - каты. Мы их сдули, но не разобрали.

Тропа, нужно сказать, уж не совсем плохая, но узкая. Катамараны нужно нести боком.

Обнос закончили, как и планировали, за завалом. Начали его в 9-30, а в 13-45 начали по очереди отчаливать из-под завала (места для надувания катов и привязывания вещей мало было, по очереди собирались и отплывали). На обед встали метров через 300, на террасе левого берега. Леня с Женей Зиренко зачалились на правый берег, пошли смотреть. Порог там, 6 к.с. Ничего особо криминального нет, как идти – понятно. Только нужно обязательно в маленький улов у левого берега зачалиться. Струя мощная. А если в этот улов не зачалишься, то прямиком в завал из огромных каменных глыб влетишь, а за завалом - щель. Вся вода под камни идет. Ставили страховку, снимали на видео и фото. После порога чалились в маленький улов слева, вытаскивали катамараны на берег, давая место следующим экипажам.

Лагерь поставили на террасе левого берега. Мы с Петром пробили баллон при обносе ката. Клеимся.

3 сентября. Утром выходим в 9-30. Тащим рюкзаки на обнос Щели-1. От места нашего лагеря тропа резко идет вверх, затем нужно немножко пройти по плоской полке и далее - спускать катамараны по крутой травяной осыпи, переходящей в крутую мелкую сыпуху. Сверху летят камни. Стараемся растянуться вдоль склона, чтобы не пускать камни друг на друга. Катамараны начали нести в 12 часов. Спустили их к воде примерно в час дня. По склону, по сыпухе, на самом деле идет слабозаметная тропа. Катамараны спускаем на чалках. Верхний человек страхует, нижний волоком тащит катамаран по сыпухе, иногда спуская им на себя камни.

Обедаем у реки и отплываем. Начинаем сплав от снежника. Через 200 метров - сложный порог. Проходим его совместно с уфимской группой.

Вторями пошли Леня с Женей З., их тоже выбросило на тот же камень, затем – в тот же улов.

Следующими пошли мы с Петром. Но мы старались на заходе прижаться к левому камню, поэтому наш катамаран раскрутило в сливе, и правый камень мы не задели, и в левое улово благополучно не попали. Прошли чище всех.

Уфимская "двойка" повторила прохождение первых двух экипажей, но после вылезания из улова они еще ударились о правую стенку, а затем их навалило на камень на выходе. Рафа перелез на другой баллон, катамаран снялся с камня и благополучно зачалился.

За порогом - метров 300 быстротока. Зачалились к правому берегу на осмотр следующего порога. До конца идти не стали - с воды все видно. Прошли все сразу. Затем - чалка к левому берегу для осмотра последнего порога перед завалом. Порог длинный, метров 300. Чалка в конце есть, но непосредственно перед завалом. (Завал из больших каменных глыб). Пока осматривали порог, народ почувствовал себя усталым, решили сегодня дальше не идти, перенести рюкзаки за завал и поставить лагерь. А завтра с утра пройти порог и обнести катамараны за завал.

Рюкзаки обносили от начала порога до стоянки примерно час. Метров через 300 виден левый приток – Джилангач (видимо, там хорошая стоянка). Но мы стоим там, докуда удалось дойти. Часть палаток ставим у реки, часть - на небольшой полке под скалой. Там – медвежья берлога. Хозяин ее ночью не приходил.

Начинаем выбиваться из графика.

4 сентября. Встали рано, собрали рюкзаки, оставили их в лагере и пошли вверх по течению к оставленным катамаранам. Будем проходить порог.

Взяли рации для ускорения процесса. Первым пошел порог экипаж Уфимцев. Прошли без проблем. Следующие - московский экипаж, Леня и Женя Зиренко. Они прошли слева. Мы с Петром задели левый камень. Четверка прошла хорошо, но плохо зачалилась. В последнем улове был поставлен страховщик со спасконцом. Леня, стоявший на страховке, еле зачалил этот кат.

После прохождения обносим катамараны, спускаем их сразу за завалом. Далее – большие глыбы в русле, чистые проходы.

От стоянки на протяжении 3 км до устья р. Мынбугу - пороги-шиверы, идущиеся сходу. В устье р. Мынбугу обедали (в 13 часов). Прошли километра полтора, просмотрели реку вперед. Далее идем "от улова до улова" - еще с полкилометра пятерочного фона.

Зачалились перед прорывом на правом берегу. На террасе есть стоянка. Течет ручеек. (Терраса высотой метров 10 от воды).

Мы затащили рюкзаки наверх, взяли фото и спасконцы и пошли по правому берегу смотреть порог.

Препятствие длиной 400 метров. Мы рассматривали все как единый порог.

К порогу подошли в 16-00. В этот день наша группа решила не идти. Помогаем параллельной группе на страховке. В порог пошел экипаж уфимской четверки. Вышла она в 18-15, в 18-35 закончила прохождение.

Ребят сильно прижало к левобережной глыбе в узких воротах у правого берега. Долго оттуда вылезали. Затем прошли по центру, затем - к левому берегу и нырнули в центральный слив. Зачалились нормально. Остальные пойдут завтра.

5 сент. Закончили завтрак в 8-00. С утра обнесли рюкзаки за прорыв. Поставили страховку. У Уфимцев на двойке пойдет Рафа с Михалычем вместо Жени Глазачева, у которого сильно болят глаза.

Их кат зашел в порог, и его прижало в том же месте, где прижимало четверку, под карниз. Экипаж начал отталкиваться от камня, правый гребец переполз на левый баллон, столкнули катамаран. Михалыч начал переходить на свое место, оступился и упал в воду. Зацепился руками за поперечину, попытался подтянуться на кат, но струя тянула его за ноги, тащила под катамаран. Потом кат пошел в следующий слив, Михалыч оттолкнулся и поплыл к правому берегу, вылез в улово и на берег. Рафа пошел дальше один, кильнулся в бочке. Леня кинул спасконец, но Рафа его не поймал, хотя спасконец был рядом. Рафа плыл впереди ката. Миша поймал Рафу на спасконец в конце порога, катамаран ушел дальше. Рафа офигевает на берегу. Ему плохо.

Наша команда, видя, что навала на камень не избежать никак, и что ситуация у наших друзей создалась уже достаточно критическая (катамаран уплыл, человеку плохо, дальнейшее прохождение маршрута под вопросом) решила порог обнести. Часть ребят из соседней группы пошла искать Рафаэлев катамаран, а мы занялись обносом. Мы с Петром обнесли оба порога, а Женя с Леней – только прорыв, второй порог, с большими бочками, прошли. Мы с Петром на страховке стояли. Далее, метров через 300- следующий шестерочный порог.

Рафаэлев кат нашли ниже этого порога. Он висел на чалке, зацепившейся за камень, перед входом в следующий порог. Костика живцом запустили ловить кат.

Далее идет проходной участок, идется с наплыва. Дальше еще один порог. Чалка справа, к террасе. По тропе вдоль правого берега пройти не смогли - тропа местами обвалилась. Ночевали на террасе. Позвонили со спутникового телефона шоферу, сказали, чтобы он нас раньше 9-го сентября не ждал. Следующий сеанс связи назначили 8-го.

Стояли лагерем на полке п.б. Стоянка очень хорошая. Завтра нужно идти вниз, искать начало обноса.

6 сентября. Встали утром пораньше. Прошли один порог. Рафа с Женей Глазачевым налетели на скалу, но выбрались нормально. Все остальные прошли без проблем. Дальше прошли несколько простых порогов, и зачалились к правому берегу в том месте, где тропа должна была уходить наверх. Отвязываем рюкзаки и идем по тропе вверх - обносить вторую щель. Но не тут- то было. Проходим по неплохой тропе километра полтора, примерно до начала щели - и видим большой крутой оползень, который снес напрочь тропу, и который мы не можем обойти никак. Типа, пришли. Сидим, совещаемся, ходим на разведки вниз и вверх вдоль оползня. Понимаем, что и там, и там - жопа. Не сможем мы никак обойти этот оползень. Он из плотно спрессованной глины, уклон градусов 60, ширина метров 300, а у реки он заканчивается на отвесных скалах. Начинается вечер. Мы берем рюкзаки и возвращаемся обратно к катамаранам - только там есть спуск к воде. Тропа шла по верху каньона. Около катов стоять проблематично, но мы выкладываем площадки из камней, ставим палатки.

Решаем - что делать. Народ предлагает - вызвать вертолет. Звоню по спутниковому телефону Воронину. Спрашиваю, может ли он организовать нам вертолет. Отвечает, что будет ну очень дорого. Выход один - идти обратно. Что с тропой - предположить трудно. Наверняка, частями тоже размыта. Мы же ведь по реке шли, всю ее не видели.

Ложимся спать расстроенными.

7 сентября. Встаем в 8 утра. Народ всю ночь думал - что делать. Михалыч призвал сделать последнюю попытку прорваться через оползень. Четверо ребят из наших двух групп берут горную снарягу и уходят к оползню, остальные - разбирают катамараны. Как бы то ни сложилось, с катамаранами нам не пройти ни вперед, ни назад.

К 12 часам двое ребят возвращаются. Они натянули основную веревку, рубят ступени в оползне. Будем прорываться вперед.

Собираем рюкзаки и снова тащим их к оползню.

К моменту нашего появления с грузом наши альпинисты навешали веревки, вырубили в крутом склоне ступени. Метров 300-400 было натоптано. Вырубили 283 ступени. 4 часа рубили. Пробивали их железным прутом от арматуры, который когда-то укреплял тропу. Рюкзаки отнесли на небольшую полку за щелью. Ночуем без палаток.

Завтра нужно встать пораньше, собирать каты - и валить вниз. У нас уже Женя опаздывает на работу, и Миша из соседней группы тоже. Они должны были уезжать раньше.

8 сентября. С утра встаем пораньше и в темпе собираем каты. Обедаем и выходим. С тропы правого берега было видно некоторые препятствия. Народ, который ходил на разведку, был уверен, что они вполне проходимы. Но когда мы дошли до них, пройдя от щели метров 500, выяснилось, что несколько "шестерочных" порогов слились в один, без возможности промежуточных чалок, и пройти их для нас - большая проблема. Берем рюкзаки и идем на обнос по правому берегу, но когда доходим до конца отмели, выясняется, что тащили зря - начинаются скалы. Спуститься невозможно. На реке - порог- водопад, который нужно, скорее всего, обносить. Несем рюкзаки назад, нужно перечаливаться на левый берег и по нему нести рюкзаки и каты. Вот тут народ впадает в "ступор". Начинаются разборки в уфимских экипажах. Зря теряем время. Наконец, перечаливаемся на левый берег. До темноты успеваем только обнести рюкзаки до места напротив правого притока. Встаем лагерем.

9 сентября. С утра часть народа идет на разведку 4-го каньона. Нужно посмотреть, есть ли тропа обноса, идущая поверху. Остальные обносят каты до конца порога- водопада.

Рафа возвращается с осмотра и посылает своих ребят на правый берег - посмотреть, можно ли подняться вдоль притока и уйти с Арпы через перевал.

Разведчики возвращаются уже часа в 4 дня. Уйти можно. Долго и мучительно решаем - что делать. В 4-м каньоне несколько шестерочных порогов, которые нужно будет идти сходу, а мы не готовы идти даже те шестерочные пороги в 3-м каньоне, которые удалось посмотреть. Решение - уходить завтра по тропе. Продукты заканчиваются, два человека уже конкретно опаздывают, а 4-й каньон требует разведки с веревками и много времени.

10 сентября. С утра несем рюкзаки и перечаливаем каты, пройдя при этом 2 порога. Разбираем каты в устье правого ручья, идем вверх по руслу. Обедаем, выйдя на тропу. Дальше идем по хорошей конной тропе вдоль притока. Пейзажи фантастические. Гранд-каньон отдыхает. На ночлег встали, немного не дойдя до развалин. Наверху - пещера. Дальше, до перевала, воды нет.

11 сентября. С утра идем по хорошей тропе на перевал. За перевалом видны кошары. По тропе идем через глубокий каньон с ручьем. Выходим к кошаре. Там живет пастух с женой. За 2 дня мы прошли километров 20. Выпрашиваем у пастуха лошадь. Леня едет на ней километров 20 до ближайшего кишлака. Он должен найти нашу машину. Мы покупаем козочку (по 80 сом за кило мяса) и отъедаемся. Ставим палатки, ночуем. Нашу палатку ночью чуть не растоптал табун бегущих лошадей.

12 сентября. С утра долго спим, ждем машину. Машина с Леней приезжает часа в 4 дня. Собираемся, едим козлятину - и в путь. По дороге на Нарын лопается колесо, ремонтируемся.

13 сентября. В Нарын мы приезжаем рано утром. Уезжает Женя Зиренко. С ним едут двое ребят из Уфы. Закупаем овощи, завтракаем и едем в верховья Малого Нарына. Доезжаем примерно чуть ниже устья р. Кара-Сад. Собираем катамараны. Теперь у нас будет сборный экипаж – вместо уехавшего Жени к Лене садится Рафа. Ночью очень холодно. Вода в М. Нарыне зелено- голубая. После грязного потока в Арпе выглядит прекрасно. Дров нет, но мы их привезли с собой. Народу вокруг - никого.

14 сентября. Встали рано. Вся поляна в инее. Все катамараны и палатки покрыты слоем инея. Ждем, когда на нашу поляну придет солнце. Вышли в 11-30. Идем без осмотра. До обеда сплавлялись 2,5 часа. Шиверы. Обедаем на левом берегу недалеко от дома, около которого стояла палатка. Там женщина с кучей детей - собирают облепиху.

Машина с шофером уже ждала нас уже там. Дети угостили нас кастрюлей айрана, а мы их - конфетами.

Идем дальше все сходу. Мини- каньон также идем сходу. В препятствии №5 нас с Петром поставило лагом в бочке и держало некоторое время. Фотографируем с моста 7-ю ступень. Лагерем встаем там, где от дороги есть спуск вниз, после препятствия №20 по лоции Климина. Очень красиво. Лагерем встали в 18 часов. Хорошая стоянка. Машина спустилась к нам.

15 сентября. Встаем пораньше. Вещи грузим в машину. Сами идем метров 200 до начала каньона "Недоступный". Чалимся к л. б. Начинаем осмотр первой ступени. Воды у нас совсем мало по сравнению с теми лоциями, которыми мы пользуемся. Решаются полезть в эту узкую щель только Леня с Рафой. Заходят справа, ныряют в слив и врезаются носами в левый камень. Но не киляются.

Дальше - вторая ступень. Тоже узкие заходы, сильный навал направо. А вот в этом пороге растут "грибы", которые на правую стенку и скидывают. За второй ступенью – третья, попроще. За третьей ступенью можно по веревкам спуститься к реке.

Идем осматривать весь каньон. Видно далеко не все, но то, что видно - внушает уважение. Решаем, что первыми пойдут Рафа с Леней, а все остальные будут на съемке и страховке. Мы с Петром решимся на прохождение по результатам первого экипажа.

Страховку ставим за 3-й ступенью и после 6-й. Ребята начинают прохождение уже часов в 6. Зачаливаются за 3-й ступенью - все нормально. Идут дальше. Мы грузим оставшиеся каты на багажник машины и едем вниз вдоль каньона. Там у нас будет лагерь, а каты вверх завтра мы всегда завезем. В конце каньона наши ребята уже зачалились. Очень неслабо им пришлось. Особенно впечатлил кусок каньона, не просматриваемый с реки- 5-6 ступень. Это ряд мощных бочек (штук 10 подряд). Лагерь ставим недалеко от дороги, после каньона.

16 сентября. С утра решаем - кто пойдет каньон. В результате сформировался экипаж четверки - Рафа, Марат и мы с Петром. Обвозим кат, спускаем за 3-й ступенью - во второй очень узко. Спускаем кат и спускаемся сами по веревке. Садимся, отчаливаем. На самом деле, именно 5-6 ступень впечатлили больше всего. Но нам было легче - Рафа уже знал дорогу. Для большой четверки бочки были не так опасны, как для двушек. Прошли благополучно, с двумя промежуточными чалками. Обедаем в месте лагеря.

Дальше садимся на каты - нам нужно сегодня доплыть до Нарына.

Идем все сходу. Наш кат ныряет в одинокий слив, описанный в лоции, остальные его обходят. Заканчиваем сплав уже по темноте. Ищем некоторое время машину. Находим, разбираем каты и едем в Нарын. В Нарыне идем в понравившейся нам еще на пути на Арпу ресторан. Там огромные порции, и все дешево. Марат с Ленькой рвутся остаться и поиметь ночных приключений. Но, как выясняется, в Нарыне это невозможно. Все ложатся спать с темнотой. Едем по дороге в Бишкек. Ночуем там же, где ночевали по дороге из Бишкека в Нарын, на уютной полянке около ручейка.

17 сентября. Утром я, Леня и Петр выходим на шоссе и ловим легковую машину. Мы хотим, пока наш ГАЗ-66 с нашими шмотками едет тихонько в Бишкек, съездить на Иссык-Куль, искупаться в озере и поесть форель. Это нам удается вполне. Возвращаемся в Бишкек к 9 вечера, а наши друзья приехали только часа на 2 раньше нас. Окончательно рассчитываемся с Ворониным. В 3 часа ночи нам нужно ехать в аэропорт, самолет в Москву в 6 утра.

18 сентября. Едем в аэропорт. К нашему удивлению - наш рейс отменен, полетит в среду, через 4 дня! В самолет должны были загрузить народ с двух авиакомпаний, но у одной из них нет денег на горючее. Пока идет разбирательство (приезжает даже пресса), мы пытаемся выпросить скидку на багаж – но у нас ничего не получается. В конце концов, нас заставляют полностью заплатить за перевес. Самолет улетает только в 2 дня. К 5 вечера мы дома. Поход закончен.

19. Литература

При подготовке к походу мы использовали следующие отчеты:

1. 5135 Нарын – Улан - Джангы-Джер- Арпа- Алабуга, 1988г, г. Новосибирск
  2. 4919 Арпа- Алабуга-Нарын, 1987г, г. Киев
  3. Р. Айбатулин. Р.Малый Нарын - р.Чон-Кемин - р.Кекемерен, 2003г
  4. С. Климин. Р.Малый Нарын - р.Чон-Кемин - р.Кекемерен, 1995г
  5. Верхотуров М.А. р.Кёкёмерен - р.Чонг-Кемин - р.Мал.Нарын - р.Бол.Нарын - р.Нарын, 2001г.