Кариков Г.Г. (Владивосток)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Колымско-Чукотский
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Маршрут: Владивосток - ст. Хабаровск- ст. Чегдомын - р. Умальта - р.Бурея переход на р. Нимакан - р. Ниман - р. Бурея - ст. Новый Ургал - Хабаровск - Владивосток

Дата: 14 июля - 1 августа 2007 г.

Руководитель: Кариков Г.Г. (Владивосток)

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет IV категорию сложности.

Источник: vladsplav.narod.ru

Аннотация

Маршрут проходит по Верхнее-Буреинскому району Хабаровского края.

Прохождение речки Умальта от автотрассы до устья (52 км), выполнено впервые. Вода малая, большой уклон. Сплав крайне затруднен.

Сплав по Нимакану в среднюю воду(126км). Пройдены все пороги "трубы".

Предпоследний порог назван нами "Михаил Васильевич" в честь Непогодина Михаила Васильевича - первороходца этого и многих других маршрутов в Верхнее-Буреинского района.

В подготовке отчета участвовали: Кариков

Летописец: Романов

I. Справочные сведения

1. Проводящая организация: туристско-спортивный клуб "СПЛАВ", г. Владивосток, ВГУЭС, www.vladsplav.narod.ru, тел. 8- 4232-422279 (председатель клуба - Кариков Геннадий Григорьевич).

2. Место проведения: Российская Федерация, Хабаровский край, Верхнее-Буреинский район.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода,км Продолжительность Сроки проведения
общая Ходовых дней
Водный 4 256 14 12

4. Подробная нитка маршрута: п.Чегдомын - мост через р. Умальта - сплав по р.Умальта(52 км) - р. Бурея (4км)-пешком в сторону Софийска 15 +4 км км. Сплав по Нимакану (126км), Ниману(3 км), Бурее(57км) до ж/д моста.

5. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия К.т. Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия Путь прохождения (для локальных)
Река Умальта
Порог Полуденный 2–3 200–250   В малую воду локальные сливы
Бурливый 2 150 Поворот влево, в конце навал на скалу, справа улов. По центру
Осыпной 3 250 На крутом повороте вправо, внизу навал на крупную гряду справа. По основной струе
Река Нимакан
Четвертый   250–300 Многочисленные камни, сливы, бочки. Сложный маневр. Шли со страховкой с берега и воды
Седьмой 4 250–300 Многочисленные камни, сливы, бочки. Сложный маневр. Проходили со страховкой и видеосъемкой.
Восьмой 4–5 150 На правом повороте в конце плотная гряда справа с мощными сливами, в центре плита, слева слив в центр в нем камни. Проход по центру, справа и слева от плиты. После нее сложный маневр. В большую воду – идти слева. Справа и в центре мощные бочки.
«Михаил Васильевич» 5 300–400 Поворот реки влево. Много камней. Сливы, валы и бочки. Правый проход перекрыт бревном. Прошли слева – в центр, левее большого камня и в центр.

6. Состав участников

Ф.И.О дата рождения Род занятий, адрес Туристский опыт
1 Кариков Г. Г.1945 ВГУЭС, преподаватель. Океанский пр. 104 кв. 79 8–908–964–78–85 Китой 5р,Акишма 5р, Снежная–Хара–Мурин 5у, Ток 5р, Ципа 4р Руководитель Кап. К–2
2 Кравец А. В.1989 ВГУЭС, студентка Державина 57 к 528 Уссури 2у, Сица 1у Матрос К–2
3 Леонтюк П. Е.1958 ВГУЭС, преподаватель. Державина 57 к 112 Китой– 6Р, Снежная – Хара–Мурин – 5Р Кап. К–2 рыбак
4 Владимирова А. Е.1989 ВГУЭС, студентка Державина 57 к 320 Уссури 2у, Сица 1у Матрос К–2
5 Руденко А. В.1987 ВГУЭС, студентка Корякинская 24 8–924–243–44–94 Ципа 4у, Ниман 3у,Уссури 2р Сица 1р Кап. К–2
6 Пак В. Г.1987 ДВГУ, студентка Нейбута 38 к 84 Уссури 2у, Сица 1у Матрос К–2
7 Кузнецов И.А.1988 ДВГУ Студент Сица 1у, Кема3у, Сица 1р Кап. К–2
8 Грешилов А.А.1987 ДВГТУ, студент Толстого 23 – 97 Уссури 2у, Сица 1у Матрос К–2
9 Романов А.В.1980 Инженер Кр.Знамени 133\3 к 710 8–924–243–49–59 Ципа 4У,Туюн 3у,Уссури 2р, Снежная 4у, Акишма 4у Кап. К–3 летописец
10 Бачило О.В. 1989 ВГУЭС, студентка Державина 57 к 320 Уссури 2у, Сица 1у Матрос К–3
11 Симанов Д.И. 1975 Инженер. Океанский просп. 97 к 127 8 908–960–54–14 Ципа 4У, Кема 3у Туюн3у, Ниман 3у Матрос К–3

7. Адрес хранения отчета Экземпляр отчета храниться в архиве т/к "Сплав", МКК Приморского края, на сайте www.vladsplav.narod.ru.

8. Поход рассмотрен МКК: Хабаровской краевой

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода

Спортивно-тренировочный водный поход по р. Умальта - р Нимакан был совершен с целью обучения начинающих туристов технике прохождения препятствий на реке 4 к/с, а также для приобретения ими опыта длительных автономных походов. Река Умальта туристами водниками еще не проходилась. Падение свыше 8 м/км, в сочетании с большой площадью водосбора, позволяло ожидать интересных условий сплава.

Река Нимакан - по определяющим препятствиям соответствует 4-й категории сложности. Недостаток - сконцентрированность препятствий на коротком участке, полностью компенсируется добавлением сплава по Умальте.

2. Варианты отъезда и подъезда

Проезд от г. Владивостока до Хабаровска и дальше поездом Хабаровск - Чегдомын. Отправляется в 17.30 и прибывает в 10 утра.

Далее нанятым автомобилем Урал до моста через р. Умальта.

Водители:

• Петренко Николай - тел. 8-42149 53-048 Урал, без будки.
  • Валера - тел. 8-914-17-11-931 КАМАЗ с будкой.

Машина подходит к поезду, завозит в магазины для докупки продуктов и на почту.

Нанимать машину в конторе Буреинского заповедника - в несколько раз дороже.

Пеший переход в Шахтинске от переправы через Бурею - идти направо по дороге до Урочища 10-й ключ - 14км. Возможен вариант подвоза автомобилем.

От дороги до Нимакана 3,5 км. По мари.

Выезд

От ж/д моста через Бурею до Нового Ургала 11 км на попутной машине.

Из Нового Ургала в Хабаровск поездом.

3. Изменения маршрута и их причины

Предполагавшийся вариант перехода в верховья р. Мальмальта оказался малоперспективным вследствие малой воды. По информации дорожных рабочих - воды в ней еще меньше чем в Умальте - только вернулись с рыбалки. Было принято решение начинать сплав сразу по Умальте.

4. График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Чистое ходовое время определяющие препятствия на маршруте Способы пе­редвижения
17.07   Чегдомын – Умальта       Авто

256км 50час 30 мин

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

19 июля

В начале сплава по Умальте ширина реки 15-25м, расход 10-15 кб/м/ сек. Уклон - 5.3 м/км.

По небу издали пошли перистые облака.

Выход наметили на 10 утра. Так и произошло

10.15 ключ слева. Легкая шиверка.

Падение приличное. Если сюда полметра воды - переть будет знатно!

11.36 слева подошел Скалистый. От предыдущего ключа сплошное проталкивание Падение очень большое.

14.40 прошли крутой участок порог Полуденный, первая часть его была до обеда, в конце его слева скала.

14.48 прошли порог Бурливый, заход по центру, шивера и в конце небольшой навал на скалу левого берега за ней красивым водопадом впадает ручей. Фото 4438, 4447.

16.23 прошли порог Осыпной. Поворот влево, разгонная шивера и резкий поворот вправо и в конце его перед уловом слева хороший остров из крупных камней. Дальше левый берег скала метров 200. Дождь усиливается.

17.30 стоп на левом берегу напротив скалы с мордой, дальше опять камни, большое падение. Дальше метров 100 плеса и вновь камни, камни.

До Мальмальты не больше 1 км.

После впадения левого притока Скалистый уклон увеличился до 11м/км. Воды добавилось не много. Перед правым притоком Березовым уклон уменьшается до 8м/км.

20 июля

Вода поднялась на 4-5 см.

В 10.20 вышли первые

10.44 слева Мальмальта. Спокойненькая речка. Умальта от ночевки до слияния такая же бурная.

11.02 крупный приток справа. Солнышко есть.

11.07 слева коса вроде ключ.

11.20 справа ключик слабый, а за ним классная скала с прижимом, за ним улов прекрасный с противотоком. Тренируемся заход в улов и выход. Скала из горизонтальных плиток, уходящих в воду навстречу потоку. Высота не более 4-5м. Толкотня, все проходят вверх по течению, траверз струи влево, заход в улов, затем выход назад и обратный траверз. От ночевки по GPS - 3.8 км.

12.13 слева подошел узенький ключик, вроде Белемнитовый. Слева по карте обозначена высотой 6м, так вместо нее там осыпь. Сплав нормальный, без протаскивания.

12.33 разбой - залом, идем влево. Залом капитальный.

12.37 слева слабый ключ, перед ним осыпь из плоских камней - как доски.

15.27 слева осыпь, высотой 30-40м, дальше вообще красивые отвесные скалы.

15.47 - Перекат. Это то место, с которого предполагали уходить вправо. По берегу даже нет намеков на дорогу. Вариант через Шахтинск явно выигрывает. Мы идем вниз, до Шахтинска.

17.42 слева то ли протока, то ли приток. Справа хребет высокий. Идем дальше.

17.55 -18.07 - стихийный файф-о клок. Справа скала высотой метров 15. Идем самосплавом.

18.40 правый крутой берег обрывается крутой осыпью, длиной метров 150, высотой 40-50м. Крутой поворот влево.

19.30 стали на левом берегу на косе, возле залома, будем ночевать, дальше ближе к Бурее еще хуже будет. Крутой поворот влево.

21 июля

Утром, пока дежурные вставали - дождь сыпал, потом еще временами шел.

Вода поднялась на 15 см.

Есть надежда на хорошую воду на Нимакане.

10.08 вышли.

10.24 справа скала высотой 3-4 м.

11.05 справа набережная из плоских камней, в ее конце прекрасная стоянка, покос, грунтовая дорога.

11.23 крутой поворот влево, правый берег сначала рыжая осыпь потом скала и, когда она кончается, за ней сильный залом - впереди - Бурея.

11.50 закончили сплав на правом берегу возле парома.

16.15. Не подъехал автомобиль - пойдем пешком.

16.30 Вышли. Не доходя деревни, дорога круто поворачивает вправо. Подъем крутой..

17.27 - 17.47. Топаем. Предполагали, что подъем протянется 3-4 км. Но он реально тянулся вплоть до 12 км.

19.30 дотащился до перевала на 11,5 км

20.30 Мы дошли до ключа на 15-м км.( Местное название - 10-й ключ). Мостик хороший, через 100м влево колея.

22 июля

Пошли. Минут через 10 сухое место, где можно поставить палатку. Зимник сильно заболоченный, но глубоких бочажин можно избежать. При обходе их многие теряли тропу.

Еще через 30 - 40 мин. второе сухое место. Дождик сыпал потихоньку, но старательно. Всего до избы шли 1 час 40 минут.

Дождь ночью сыпал прилично.

23 июля

Утром с радостью обнаружили, что вода прибыла и прилично - 30-40 см.

Места для стапеля маловато. Берег высотой метра два. Постепенно осталось около полутора - вода поднимается. На воду каты спускали с высокого берега сбрасыванием.

16.22 Первые ждали на островке на правом берегу. Сразу на протоке основательное бревно и обносили его справа по острову.

В 17.00 подошли к глухому залому. Поперек реки с правого берега очень основательное бревно, на него навалилось еще несколько. Слева можно протащить через шлагбаум и потом проскочить вправо через струю под бревном. Стали, протаскиваем, страхуем.

19.00 слева подошел ключик.

19.25 на повороте реки вправо, очень основательный залом. Он не высокий, а редкий и продолжительный. Обнос по высокому левому берегу метров 50. Справа заболоченное, жутко замытое русло.

20.00 Пошли дальше.

20.13 Справа подошел ключ, ищем избу на левом берегу, думая, что это Отаик.

Прошли еще метров 500, там развилка на заломе, впереди сопка подпирает, протока круто влево, потом она поворачивает круто вправо, под сопку. Вроде заводи слева и там метрах в 40 изба. Если бы не предупреждение - прошли бы дальше, она с воды не видна. Хорошая, свежая, вокруг площадок много хороших, сухих. Правда тропа к берегу с корягами и обрывчик к берегу крутой. Согласно карты тут подходит ключ Володечкан.

24 июля

Дневка, стирка.

Была симпатичная уха. Вечером девчата соорудили холодный торт в виде катамарана.

25 июля

10.00 Вышли. Вода упала катастрофически. (Сантиметров на 15 для нас - много)

10.50 плотно подошедшая слева гора, вроде удалилась.

11.00 Справа приток Куччугуй-Отаик.

11.06 слева скальные выходы 3-4м и осыпи.

12.05 Слабо выраженный приток справа.

Стали на обед

15.15 на крутом левом берегу высокая трава, но заметили крышу - изба в кустах. Изба новая, еще нежилая. Недостроенная.

15.50 справа подошла Верхняя Биранджа.

17.40 слева четко выраженный ключ. Несет. Не гребем.

18.20 Слева обрывистый берег со скалой и вроде там был какой-то ключ.

19.30 Крутой поворот влево, справа сыпучий откос желтый, метров 8. На левом берегу прекрасная коса, по ней колея. Стали на левом. По колее метров 200 - там недостроенная зимушка, но уже с крышей. Маленькая. По GPS прошли 41 км. До трубы примерно 1 час хода.

26 июля

С утра над рекой туман и приличный.

10.00 Вышли.

10.26 приличный шлагбаум, слева коса, по ней протащили.

10.37 опять шлагбаум. Слева спускается к реке и круто вверх вправо уходит зимник.

10.49 Справа скала.

11.10 Поворот реки вправо, слева сопка. Начало трубы.

12.48 Ключ справа и за ним порожек. Просматриваем, учеба однако.

Обедаем

14.57 первые на воде - экипаж девчат.

До 15.10 тренируемся делать траверс.

15.15 примерно через 1 км после 3-го правого притока на длинном повороте вправо длинный порог.

16.00 прошел последний экипаж.

Далее до ключа Встречный шивера.

16.12 Упираемся в левый поворот и справа подходит ключ.

16.16 справа ключ встречный, перед ним 100м хорошая шивера.

16.32 прошли.

16.37 крутой поворот вправо.

16.55 шивера, начинается на повороте вправо, продолжается на левом. Мы зачалились на левом берегу после нее.

17.10 Поворот влево, начинается шивера, потом порог, прижим направо, быстроток 50м и шивера до 100м, опять быстроток 50м.

18.10 прошли порог. Ищем место для ночевки.

18.30 стали на правом берегу.

Вечером сыпанул дождь. Ночью приличная гроза.

27 июля

10.10 Вышли. Уровень не изменился.

10.26 Пролетели правый поворот, стали перед левым.

11.05 идущий первым Кат-2 прозевал восьмой порог и влетел на плоский камень посреди реки. Слева сильная струя с винтом вправо, справа струя, вылетающая на обливной камень, бочка. Еще правее - обливняки. Посредине плоский камень - 2-3 м шириной, поверх него 10-15 см воды. Ситуация сложная, но не криминальная.

Уперся ногой, подергал кат вправо, на струю. Сдвинул сантиметров на 30 - рвануло и понесло через бочки. Причалили сами.

11.28 хорошие валы, мощные бочки. Катаемся.

11.55 подошли к предпоследнему порогу. Идем просматривать.

Хорош порог, чистая пятерка. Порог длинный и сложный. Как-то его не удосужились назвать. Подумал, что нужно его в честь Мишкиного отца назвать - "Михаил Васильевичем". Он ведь самые сложные реки тут открывал. Молодежь - 30% в порог не пускаем.

Обедали выше входа на крупных камнях левого берега у зачаленных катов.

16.13 Прошли две двойки.

16.36 Провели еще две двойки и тройку.

В 17.12 закончили и сели по своим судам.

В 17.34 прошли последний порог (троечка).

18.00 Стали на правом берегу, сразу по окончании крутого обрыва.

28 июля

10.06. Вышли.

10.25 - здорово, прошли порожек - троечку .

10.45 - несет хорошо.

10.55 - снова порожек.

11.08 - остров, прошли по левой протоке.

12.35 - справа ключ.

14.28 - зимник через реку. Под левым берегом остатки переправы.

14.52 - ключ справа.

14.57 - слева ключ.

15.28 - слева ключ и поворот вправо.

16.10 - слева ключ.

17.00 - слева зимушка, в плохом состоянии.

17.40 - стали на косе левого берега.

29 июля

9.43 - первым вышел Евгеньич.

Через 15-20 минут слева приток Эрен.

Еще через полчаса слева подошла речка с интересным названием Амбардак.

На спокойных участках GPS дает 2.2 км/час. Крутится речка.

11.30 прошли место, где до Нимана 1 км.

11.58 справа обрывистый берег.

12.01 - островок, прошли справа.

12.17 - слева подошел Сивак.

12.30 - Справа скала.

12.35 - устье Нимакана. Место хорошее, но дров нет совсем.

14.20 - вышли в Бурею. Есть ощущение, что уровень воды средненький.

15.15 - прошли под тросом водомерного поста на Бурее. Много проток и идем не всегда по лучшей.

15.28. - Справа Усть Ниман.

20.37 - стали на левом берегу. Вечером сыпанул дождь.

30 июля

9.55 - вышли. 10.40 мост увидели.

10.45 прошли под ЛЭП.

11.10 - стоп на левом берегу под старым мостом. Поход кончился.

По мосту шла машина ж/д рабочих. Помахали им, они приехали и предложили завезти на вокзал. Договорились на 15.30.

15.30 - машина на Ургал.

7. Потенциально опасные участки на маршруте

Сплав по реке Умальта может быть потенциально опасным при среднем уровне воды.

В малую воду становятся интересными только кульминационные участки порогов.

Препятствия Нимаканской трубы сложны практически при любом уровне. Проход от второго порога необходимо осуществлять с просмотром и выставлением страховки.

8. Пречень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

Заброшенный поселок Умальта. Остатки домов.

9. Дополнительные сведения о походе

ФАУНА

Для района характерна типичная фауна горной восточносибирской и южной тайги. Основу составляют общесибирские виды животных. Основные представители - бурундук, соболь, белка, рысь, бурый медведь, северный олень, лось, горностай, колонок, кабарга, рябчик, из эндемичных видов каменный глухарь, рябчик-дикуша. В результате искусственного, расселения стала появляться норка. Основу ихтиофауны составляют общесибирские бореальные виды - таймень, гольян, ленок, налим, хариусы. В последние годы у нижней части Нимаканской трубы стала появляться крупная щука. Это связано с образованием Бурейского водохранилища.

ФЛОРА

Характерны горно-таежные темнохвойные и горные лиственнично-кедровые леса. Типичные представители; лиственница даурская, ель аянская, кедровый стланник. Вдоль берегов ольха, береза, в том числе каменная (эрмана). В нижней части - лиственничные мари с обширными ягодниками - брусничниками и голубичниками. В средней части Нимана появляется сосна. Местами, как результат пожаров, имеются участки с большим количеством березы, елово-березовые и лиственнично-березовые мари. Вдоль берегов часто встречается красная смородина.

КЛИМАТ

Зима в данном районе весьма холодная для данных широт и приокеанического положения. Это объясняется особенностями зимней циркуляции - воздуха. Мусонная циркуляция воздуха: зимой с континента, летом - на континент. Абсолютный минимум температуры около -50°.

Зимой преобладает солнечная погода. Осадков за все холодное полугодие выпадает не более 10-15% годового" количества. Из-за низких температур и небольшой мощности снежного покрова сезонное промерзание грунта составляет ~ 3 м.

Весна холодная и сухая. Типичны интенсивные ночные заморозки. Лето - теплое и дождливое. Облачность достигает летом наибольшей за год величины и выпадает много осадков. Сумма их за три летних месяца составляет около 75% годового количества. Особенно много осадков в июле-августе. Дожди весьма интенсивны, они вызывают катастрофические, наводнения.

Осенью погода ясная, сухая и еще достаточно теплая. В течение первой половины ноября устанавливается устойчивый снежный покров и наступает зима.

РЕЖИМ РЕК

Преобладание горного рельефа и влажный климат обуславливают большую густоту и полноводность речной сети. В горных районах модуль стока равен 10-12 л/сек км2 .

В связи с резким преобладанием количества осадков теплого периода над холодным, сток формируется преимущественно за счет дождевых вод, доля которых в питании рек равна 75-80%. Снеговые воды составляют 15-20% стока. Грунтовые воды дают 8-15% стока.

Подавляющая часть рек по источникам питания относится к типу резко выраженного преимущественного дождевого, питания. В соответствии с питанием и режим рек специфический - дальневосточный (муссонный) умеренных широт, с характерным половодьем в течение всей теплой части года благодаря весеннему снеготаянию и часто повторяющимся высокими дождевыми паводками.

Вскрываются реки в мае. Малый подъем воды весной в реках объясняется относительно, небольшой мощностью снега и значительным испарением его весной.

Летом на реках наблюдаются максимальные для года расходы воды за счет эпизодических, но мощных дождевых паводков. Возникновение высоких стремительных паводков на реках обусловлено ливневым характером осадков, преобладанием горного рельефа и чашеобразным или корытообразным строением бассейнов основных рек. В северной части края усилению паводков способствует многолетне-мерзлый грунт.

Со второй половины осени по мере прекращения дождей и понижения температуры воздуха (таяние мерзлоты прекращается) сток рек быстро уменьшается. Ледостав на реках устанавливается большей частью в ноябре. Вследствие низких температур ледовый покров мощный - до 1,5 м., мелкие реки промерзают до дна.

Бурея - крупный приток Амура, дает 9% общего стока. Площадь бассейна 69790 км2 , длина реки 716 км, наибольший расход возле устья Нимана 9360 м3/сек наблюдался 3.07.61 г.

Крупные притоки Ниман, Тырма. Ниман имеет длину 385 км, площадь бассейна 15660 км наибольший расход в устье наблюдался 11.08.58 г. составил 5030 м3 /сек (средний многолетний 660 м3).

10. Стоимость питания, снаряжения, средств передвижения

Список продуктов в летний поход

граммы уп
сайра 1750 7 б
пряники 600 мало
твикс 580
растительное масло 3000 6 бут.
специи в тч 323
  88кг 620  2655,5

Общие расходы

Название Цена бил. сумма
1 Владивосток –Хабаровск 424,7р (плац.)
2 Постель 50р.
3 Хабаровск –Чегдомын 400р
4 Постель 40р.
5 Чегдомын – Софийск 640 (авто)
      1554,7
1 Урал–Хабаровск 532,5 (плац.)
2 Хабаровск – Владивосток 648,3 (плац.)
3 автомобиль 100
      1280,8
7 Питание в поезде – туда 150 1200
8 Питание на маршруте 12 дн по 70р 850
9 Питание в поезде – домой 200
      4034,7

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группой пройдена связка двух рек. Одна из них - первопрохождение. Определяющие препятствия (пороги Нимаканской трубы) пройдены полностью. За время похода членами группы были отработаны приемы прохождения водных препятствий до 5 к.с. Уровень подготовки группы позволяет принимать участие в водных походах 5-ой категории сложности.

Наилучшим периодом для водного похода в данном районе является вторая половина июля - август. Сплав по Умальте имеет смысл только при среднем уровне воды - когда обычные грузовики не могут ехать ее вброд.

Решение идти по Умальте до парома - наиболее логичное. Искать дорогу и идти по заболоченному зимнику значительно сложнее.