Виды туризма
ОТЧЁТ
о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвертой категории сложности по Горному Алтаю,
совершенному группой г.Саратова в период с 27.07 по 12.08.2012.
Маршрутная книжка № 21Г–2012
Руководитель группы Бабанов Д.Ю.
e-mail: bdu@kbep.ru
Оглавление
- Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия).
- Общая идея похода.
- Варианты подъезда и отъезда.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
- Дополнительные сведения о походе.
- Транспорт и расходы.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1.1. Проводящая организация:
Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru
http: www.saratov-tur.narod.ru
1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
Горный Алтай (Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты).
1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
КС похода |
Протяжённость похода (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
горный |
четвёртая |
143 км |
17 дней |
27.07.2012 – 12.08.2012 |
1.4. Подробная нитка маршрута.
П.Бельтир – пер.Карагем – р.Иолдо – пер.Восход (2А, 3540)- пер.Некрасова (1Б, 3211) - пер.Ключ Ю (2Б, 3620) – лед.Софийский - пер.Девяти (2Б, 3573)- лед.Талдуринский – траверс:[пер.Сибстрин – Ольга Вост (2А, 3733) - Ольга Западная(2Б, 3740) – пер.Турист] –- лед.Талдуринский – пер.Переметный (1Б, 3163) –- р.Атбажи – р.Карагем – р.Л.Карагем – пер.Физкультурник (2Б, 3467) – р. Актру – а/л Актру.
Прим. Высоты перевалов даны по GPS.
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия |
Категория сложности |
Характер препятствия |
Путь прохождения |
Перевал Ключ Ю |
2Б |
снежно-ледов., |
С лед.Талдуринский на лед.Софийский |
Перевал Девяти |
2Б |
снежно-ледовое |
С лед. Софийский на лед. Талдуринский |
Траверс в.Ольга Западная |
2Б |
снежно-ледовое |
С пер.Межольгинский на пер.Турист и лед.Талдуринский |
Перевал Физкультурник |
2Б |
снежно-ледовое |
С лед.Карагем на лед.Актру |
Перевал Восход |
2А |
снежно-ледовое, |
С севера на юг |
Траверс в.Ольга Восточная |
2А |
снежно-ледовое |
С пер.Сибстрин на пер.Межольгинский |
Перевал Некрасова |
1Б |
снежно-ледовое, |
С востока на запад |
Перевал Переметный |
1Б |
снежно-ледовое |
С юга на север |
1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.
№ |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Должность |
1 |
Бабанов |
1963 |
Руководитель |
2 |
Заварин |
1974 |
Зам.руководителя |
3 |
Коробейников |
1985 |
Хронометрист |
4 |
Бибикова |
1963 |
Завхоз |
5 |
Герасимов |
1983 |
Фотограф |
6 |
Пыняев |
1983 |
Финансист |
7 |
Чуриков |
1987 |
ЗИП |
8 |
Милькин |
1987 |
Врач |
1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"
1.9. Поход рассмотрен МКК Саратовского областного клуба туристов (шифр МКК 164-00-545520200).
В прошлом году туристами клуба был пройден насыщенный маршрут по Северо-Чуйскому хребту Горного Алтая. В 2012 году была поставлены задачи:
- Пройти интересный маршрут по Южно-Чуйскому хребту.
- На выходе из района пройти интересный узел Северо-Чуйского хребта, зайти в который в рамках похода 2011 году не получилось – узел в верховьях долины Л.Карагема (перевалы Тамма, Физкультурник).
- Получить опыт преодоления сложных препятствий при длительном нахождении в снежно-ледовой зоне.
Все эти задачи мы попытались решить данным походом.
2. Варианты подъезда и отъезда.
Рынок транспортных услуг для туристов на Алтае хорошо развит - заказать транспорт можно даже через интернет. Выходя из района, только попав в зону действия мобильной связи, мы заказываем транспорт на ближайшее утро. Перевозчик, с которым мы работали- «Биалтур», показал себя надежным.
В район Южно-Чуйского хребта можно попасть через пос.Бельтир (примерно 600 км от Бийска). До пос.Бельтир можно доехать на Газели. Дорога позволяет проехать на Газели немного выше, но бийский перевозчик еще при заказе отказался везти дальше, так как местные считают этот бизнес своим и чужая машина при возвращении рискует получить камнем в лобовое стекло или пробитые шины. На машинах типа ГАЗ-66, УАЗ-469 от поселка Бельтир можно доехать до Карагемской поляны.
На Северо-Чуйский хребет можно попасть по Чуйскому тракту через долины р.Орой (пос.Чибит на Чуйском тракте), р.Маашей (Чуйский тракт в районе с.Мены), р.Актру. Дорога от с.Курай Чуйского тракта до а.л.Актру состоит из 2-х частей – от с.Курай до т.н. «перевалки» проходима для обычного транспорта, от «перевалки» до альплагеря – только для машин типа ГАЗ-66, УАЗ-469. Местные жители организовали бизнес по доставке туристов и альпинистов в альплагерь и обратно. Борьба за этот бизнес жесткая – только тот, кто забрасывает в альплагерь, имеет право вывозить обратно. Когда мы договаривались о выезде из альплагеря, первое, что нас спросили – «кто Вас завозил?». Только узнав, что мы пришли пешком, согласились на доставку группы из альплагеря.
При планировании варианта захода в район и выхода из него, необходимо знать состояние мостов через реки, которые вброд не перейти (мост через Чую при заходе через Чибит, мост через Чую при заходе на Маашей). Последние годы их периодически сносит. Местные, желая заработать деньги за проход по мостам, стараются их восстанавливать (по словам очевидцев проход – 100 р с человека).
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийные выходы с маршрута совпадают с вариантами захода в район:
- по р.Талдура или р.Аккол в Бельтир с Южно-Чуйского хребта;
- через перевал Карагем в Бельтир из долины Карагема;
- по р.Маашей к Чуйскому тракту с лед.Маашей;
- а.л. Актру с лед.Актру.
Запасные варианты предусматривали:
- При хорошей погоде и наличии времени – заход в долину Ошту-ойры.
- При недостатке времени или при проблемах с мостом через р.Чуя при выходе через р.Маашей – выход через перевал Физкультурник к а.л. Актру.
4. Изменения маршрута и их причины.
За неделю до выхода на маршрут на Алтае выпали серьезные осадки: прорвало подпирающую оз.Маашей осыпь, вода с озера сошла, мосты часть снесло, часть серьезно повредило. Ситуация была непонятная, было решено идти вместо пер.Тамма (2Б) по запасному варианту в а.л.Актру через перевал Физкультурник (2Б).
Дата |
День пути |
Участок маршрута |
Км |
Чистое |
Определяющие препятствия на участке |
Метеоусловия |
26.07 |
0 |
п.Бельтир – р.Талдура |
10 |
1ч 48 м |
Грунтовая дорога |
Ясно |
27.07 |
1 |
р.Талдура – р.Джело |
17 |
3ч 24м |
Грунтовая дорога, броды через р.Талдура, р.Джело |
Ясно |
28.07 |
2 |
р.Джело – Пер.Карагем – р.Иолдо |
19 |
4ч 44 м |
Грунтовая дорога |
Дождь |
29.07 |
3 |
р.Иолдо – под пер.Восход |
5 |
2ч 22 м |
Карликовая березка, осыпи, морены |
Дождь |
30.07 |
4 |
Пер.Восход (2А, 3540) – р.Талдура |
12 |
7ч 48м |
пер.Восход (2А, 3540) |
Дождь |
31.07 |
5 |
Дневка |
1 |
10 м |
Брод через разливы р.Талдура |
Облачно |
01.08 |
6 |
р.Талдура – пер.Некрасова (1Б, 3211) –лед.Талдуринский |
7 |
5ч 31м |
пер.Некрасова (1Б, 3211) |
Дождь, снег |
02.08 |
7 |
Пер.Ключ Ю. (2Б, 3620) – лед.Софийский |
4 |
6ч 3м |
пер.Ключ Ю. (2Б, 3620) |
Снег |
03.08 |
8 |
лед.Софийский – пер.Девяти (2Б, 3573) –лед.Талдуринский – пер.Сибстрин |
7 |
5ч 37м |
пер.Девяти (2Б, 3573) |
Туман, снег |
04.08 |
9 |
Траверс: пер.Сибстрин – в.Ольга Вост (2А, 3733) – пер.Межольгинский |
3 |
3ч 39м |
в.Ольга Вост (2А, 3733) |
Туман |
05.08 |
10 |
Траверс: [пер.Межольгинский – в.Ольга Зап. (2Б, 3740) – пер.Турист] – лед.Талдуринский – р.Талдура |
13 |
7ч 42м |
в.Ольга Зап. (2Б, 3740) |
До обеда туман, далее кратк.дождь, ясно |
06.08 |
11 |
Дневка |
|
|
|
Облачно |
07.08 |
12 |
Под пер.Переметный |
7 |
1ч 38м |
Брод через р.Талдура, карликовая березка, осыпи |
Облачно |
08.08 |
13 |
Пер.Переметный (1Б, 3226) – р.Атбажи |
15 |
6ч 35 м |
Пер.Переметный (1Б, 3226) |
Облачно |
09.08 |
14 |
р.Атбажи - слияние Карагемов |
9 |
3ч 39м |
Тропа, брод через р.Иолдо, грунтовая дорога |
Облачно |
10.08 |
15 |
Р.Л. Карагем |
8 |
2ч 47 м |
Слабая тропа, березка |
Облачно |
11.08 |
16 |
р.Л. Карагем - Под пер.Физкультурник |
4 |
4ч 40м |
Осыпи, ледник, связки |
Сильный снегопад |
12.08 |
17 |
Пер.Физкультурник (2Б, 3467) - а/л.Актру |
12 |
4ч 12 |
Пер.Физкультурник (2Б, 3467) |
Туман, дождь |
|
|
ИТОГО |
153 |
74ч 9м |
|
|
Примечание. Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее.
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
0 день. 26 июля. п.Бельтир - р.Талдура (10 км. 1ч 48 мин.) 1 день. 27 июля. р.Талдура – р.Джело (17 км. 3ч 24 мин.+1ч50мин брод)
2 день. 28 июля. р. Джело - Пер.Карагем – р.Иолдо (19 км. 4ч 44 мин.)
3 день. 29 июля. р.Иолдо – под пер.Восход (5 км. 2ч 22 мин.)
4 день. 30 июля. Пер.Восход (2А, 3540) – р.Талдура (12 км. 7ч 48 мин.)
* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее 5 день. 31 июля р.Талдура, Дневка (1 км. 10 мин.) 6 день. 2 августа. р.Талдура – пер.Некрасова (1Б, 3211) –лед.Талдуринский (7 км. 5ч 31 мин.)
7 день. 3 августа. Пер.Ключ Ю. (2Б, 3620) – лед.Софийский (4 км. 6ч 3 мин.)
* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее 8 день. 4 августа. лед.Софийский – пер.Девяти (2Б, 3573) –лед.Талдуринский – пер.Сибстрин (7 км. 5ч 37 мин.)
Примечание. Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее. 9 день. 5 августа. Траверс: пер.Сибстрин – в.Ольга Вост (2А, 3733) – пер.Межольгинский (3 км. 3ч 39 мин.)
10 день. 6 августа. Траверс: [пер.Межольгинский – в.Ольга Зап. (2Б, 3740) – пер.Турист] – лед.Талдуринский – р.Талдура (13 км. 7ч 42 мин.)
11 день. 6 августа. Р.Талдура. Дневка (7 км. 1ч 38 мин.)
13 день. 8 августа. Пер.Переметный (1Б, 3226) – р.Атбажи (15 км. 6ч 35 мин.)
* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее 14 день. 9 августа. р.Атбажи - слияние Левого и Правого Карагемов (9 км. 3ч 39 мин.)
15 день. 10 августа. р.Л. Карагем (8 км. 2ч 47 мин.)
16 день. 11 августа. р.Л. Карагем - Под пер.Физкультурник (4 км. 4ч 40 мин.)
17 день. 12 августа. Пер.Физкультурник (2Б, 3467) - а/л.Актру (12 км. 4ч 12 мин.)
* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее. |
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Наибольшую опасность представляют камнепады и живые осыпи, особенно в жаркое лето. Спуск с пер.Ключ Ю. на ледник Софийский по осыпям очень опасен, рекомендуем идти по леднику. Количество воды в реках может сильно меняться в течение дня, бродить лучше утром, перед бродами необходимо делать тщательную разведку.
Погода
За неделю до начала похода в районе прошли очень сильные дожди, в результате
- в Актру сошел сильный сель;
- размыт вал, подпирающий оз.Машей, и вода из озера вытекла, смыт участок тропы;
- снесен мост на Маашей;
- снесен мост на слиянии Чуи- Маашей;
- разрушен оройский мост в Чибите (по последней информации восстановлен).
Несмотря на этот разгул стихии до похода и в течение похода было очень много осадков. Погода шла блоками – несколько дней дождей и снегопадов – несколько дней относительно хорошей погоды. Нам «повезло» - плохая погода попала на все наши перевалы 2Б. На высоте за день наносило снега 10-15 см.
8. Дополнительные сведения о походе.
Снаряжение
Личное специальное
Ледоруб
Каска
Страховочная система
Кошки
Карабин - 6 шт
Спусковое устройство
Жумар
Общественное специальное
Веревки d10 – 3х50 м
Репшнур 50 м
Ледобур- 10 шт
Петля расходная d10 3х5м
Ледосброс
Крюк скальный 4 шт
Ремнабор
1 |
Иголки |
5 шт |
2 |
Булавки |
10 шт |
3 |
Наперсток |
1 |
4 |
Куски ткани |
м |
5 |
Шило |
1 |
6 |
Отвертка |
1 |
7 |
Шурупы |
10 шт |
8 |
Гвозди |
10 шт |
9 |
Пассатижи |
1 |
10 |
Проволока стальная и медная |
Компл. |
11 |
Клей |
1 |
12 |
Пряжки |
6 шт. |
13 |
Стропа |
5 м |
14 |
Резинка |
(25 мм, 3 м) |
15 |
Нитки |
2 кат. |
16 |
Веревочки |
30 м |
17 |
Надфиль |
1 |
18 |
Скотч |
1 рул. |
№ |
Назначение |
На 1 человека |
На группу из 8 человек |
Примечание |
1 |
Поезд Саратов-Новосибирск |
3398 |
27184 |
|
2 |
Поезд Новосибирск-Бийск |
798 |
6384 |
|
3 |
Газель: Бийск-Бельтир |
1425 |
11400 |
1 |
4 |
ЗИЛ: А.л. Актру - мост через р.Чуя возле Курая |
812,5 |
6500 |
1, 2 |
5 |
Газель: мост возле Курая - Бийск |
1250 |
10000 |
1 |
6 |
Поезд Бийск-Новосибирск |
798 |
6384 |
|
7 |
Поезд Новосибирск - Саратов |
3398 |
27184 |
|
|
ИТОГО |
11879 |
95036 |
|
Примечание
1. Данную сумму стоит транспорт независимо от того 4 или 8 человек едет в ней.
2. Из а.л.Актру до т.н. перевалки очень плохая дорога, далее лучше. Местные зарабатывают, перевозя желающих на УАЗ-469 по 4000 руб. с машины за рейс а.л.Актру – Курай. Для группы из 8 человек выгодней нанять ЗИЛ за 6500. В связи с договоренностью с перевозчиком, который повезет нас до Бийска, мы вышли у моста через Чую возле Курая.
10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Пройденный маршрут охватывает широкий спектр препятствий и очень нам понравился.
Счастливого пути!
Источник : "http://www.manturs.narod.ru/ot4et/sar/bab_altay_12/bab_altay_12.htm" rel="nofollow"
Комментарии