2 декабря 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: IV

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с. в апреле 2021 г.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Весной этого (2021) года сходил в лыжный поход 4 категории сложности по Приполярному Уралу (территория национального парка «Югыд Ва»).

Было пройдено около 220 км. Взяли перевалы Кар-кар (1А, 1214 м), Плато Оленеводов (н/к, 1070 м), Хобе (1Б, 1487 м), Крутой(1Б, 1020 м), Сундук (н/к, 650 м), Аранецкий (н/к, 414 м) сходили радиально на Студенческий (1А, 1078 м) и сделали траверс пика Блюхера (1Б, 1680 м).

Активная часть маршрута проходил в период с 30 марта по 12 апреля. Удачно выбранные даты и/ стечение обстоятельств подарили нам тёплую и солнечную погоду позволяющую без лишних превозмоганий сделать техническую часть маршрута.

Описание данного района Приполярного Урала из уст одного моего друзей как «Ад на земле» нашей группе ощутить не удалось. С одной стороны это позволило в полной мере насладиться отдыхом, с другой стороны оставило ощущение «недосказанности» - не полного погружение в особенности района.

Район очень красивый. Горы имеют ярко выраженные пики, в сочетании с зимней заснеженностью создающие ощущение нахождения в высокогорье.

1 день (30 марта)

Поезд Санкт-Петербург – Воркута привёз нашу команду на станцию Инта в 4 часа утра. На привокзальной площади нас уже ждали два заказанных вездехода «Трэкол».

Наши вездеходы.

Следующие 8 часов мы преодолевали 120 км разделяющих нас с начальной точкой активной части маршрута – базой «Желанная».

Ещё на этапе планирования меня очень печалила мысль о восьми часовой заброске. Но всё оказалось не так страшно – время пролетело незаметно.

Выгрузились нас чуть в стороне от базы. Поэтому видели её только из далека.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Горы встретили нас пасмурной тёплой погодой (около -10°С).

В первый день прошли около 7 км. Шатёр ставим в районе озера Малое Балбанты.

Забрасывались мы на высоту тундры – дров тут нет. Поэтому на первые ночёвки мы взяли из города по полешку и топливные брикеты. Так как было тепло, а топлива было не так много, топили печь только вечером и утром, что в дальнейшем станет нашей традицией на весь поход.

Что касается приготовления еды, то делали мы это на горелках в шатре. Для меня это первый подобный опыт – до этого зимой всегда был костёр. В таком подходе к готовки выявились как свои плюсы, так и свои минусы. Положительный момент в том, что дежурные готовят в тепле, практически не отходя от своих спальных мест. Случись непогода, никто не мёрзнет и не мокнет снаружи – вся группа находится в укрытии. Отрицательный: весь пар от кипящей воды остаётся в шатре – вещи сильно намокают.

2 день (31 марта)

Поднимаемся по долине реки Балбанью. За весь поход это был наверное самый ненастный ходовой «день» - дул сильный ветер.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Почему я написал «день» в кавычках: дело в том, что весь поход мы вставали не позднее 3-х часов ночи, а в 5 часов утра уже были на маршруте. Так что большая часть ходового «дня» приходилось на астрономическое утро. Столь ранние подъёмы были обусловлены началом сумерек уже в 5 часов вечера (на старте), и ранним рассветами. Всё это накладывало некоторый отпечаток на работу внутренних часов организмов участников. Так даже самый вкусный завтрак в 3 часа утра никак не хотел лезть в рот.

Наша цель в этот день – встать под перевалом Кар-кар в районе озера Бублик. Заветной цели мы достигаем примерно в час дня.

Вечером откуда-то из темноты приходят двое туристов с санями и приносят нам 36 (!) топливных брикета. Дарят они их нам за ненадобностью, т.к. завтра у них заканчивается маршрут на базе «Желанная». Подарок хороший, но нам совершенно не нужный, так как тащить подобный груз (а суммарный их вес примерно 33 кг) на перевал физически и психологически нам не под силу.

3 день (1 апреля)

Лагерь наш стоял буквально в пятидесяти метрах от начала перевального взлёта, а сам перевал на подъём не представлял из себя ничего сложного. Уже в 6 часов утра мы были на перегибе.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Далее начался продолжительный спуск в долину реки Манарага.

Вначале пешком, а потом на лыжах.

На спуске сломалось крепление у нашего руководителя. Крепления NN75BC (Rottefella Super Telemark) – лопнула подвижная скоба «крысоловки». Я впервые видел данную поломку в живую. Моё мнение, что случилось это из-за использования данного крепления с пластиковыми ботинками –жёсткий «клюв» ботинка создаёт слишком сильную нагрузку направленную чуть в бок и вверх.
Через несколько дней сломалось второе крепление. Наличие запасного крепления в рем.наборе позволило без проблем устранить данную поломку.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Сломанное крепление. Фото сделано немного позже – в тёплой избе.

Долина вся изъезжена снегоходами. Температура воздуха около нулевая.

Около трёх мы приходим на туристический приют «Манарага».

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Это большой дом в одну комнату (примерно 30х10 м) с сенями, отдельно стоящий туалает, сарай и большая беседка. Круглый год там живут два смотрителя. В доме нары на 20 человек, печное отопление, привозная вода, газовые плитки. Вечером по графику включается электричество и интернет (трафик сильно ограничен). Проживание в приюте бесплатное.

Помимо нас сегодня в домике ночует группа туристов на снегоходах.

На базе мы планируем оставить заброску и сходить на 3 дня радиально «техническое кольцо»: р. Ломесьвож - пер. Плато Оленеводов (н/к) - д.р.Хобею - пер.Хобе (1Б) - траверс пика Блюхера (1Б).

4 день (2 апреля)

Значительно облегчившись вышли в радиалку.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

На подъёме на перевал Плато Оленеводов у одного из участников (Борис) ломаются пиновые ски-тур крепления – вылетает пин. Теперь крепления работают в режиме «катание», в режиме «хотьба» ботинок в креплении не держится. Дело серьёзное… Поняв что ничего сделать на месте мы не можем продолжаем движение. «Аварийный» участник идёт с одной жёстко закреплённой пяткой.

Через пару дней у Бори ломается второе крепление. Мы меняем их на тросиковые, но пластиковый ски-тур ботинок не предназначен для них и обратно ставятся сломанные. По итогу большую часть похода Борис прошёл на лыжах со встёгнутой пяткой. Святой человек.

На спуск перевал Плато Оленеводов нам не показался некатегорийным. Возможно, в названии заложен более глубокий смысл и сарказм, нежели посвящение представителям местных народностей занимающихся традиционным хозяйством.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

5 день (3 апреля)

Штурмуем перевал Хобе. Идём пешком по камням. Выходим на плато. По нему траверсом движемся в сторону пика Блюхера.

Периодически выпускаем лавинные ленты.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Подойдя к пику (со стороны одноимённого перевала – Блюхера) понимаем, что без разведки спуститься у нас не получится. А так как вечерело, то принимаем решение ночевать на перевале.

На улице мороз около -20° С.

Вершина Мансинер (1778 м).

6 день (4 апреля)

От перевала Блюхера до вершины ещё около 300 м подъёма.

В 7:30 мы на вершине. Туман. Дует порывистый ветер. С одной стороны острые скалы и камни, с другой обледенелый склон градусов 30 убегающий куда-то в бездну.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Спустившись примерно до 1300 м надеваем лыжи и начинается самая классная катуха за весь поход! Идеальный уклон, идеальный снег!

Группа собирается в долине реки Косью на высоте примерно 600 м. Температура воздуха около нуля. Время 10:40.

Как только встаёт солнце становится совсем жарко – все раздеваются. Не очень верится, что несколько часов назад мы мёрзли на морозе под порывистом ветром где-то на 1000 м выше.

К трём часам дня группа снова на базе Манарага.

Начинаются ремонтные работы над крепленими.

7 день (5 апреля)

Совершаем радиальный выход на перевал Студенческий (1А). Это северо-восточный отрог знаменитой горы Манарага. На саму горы мы не пошли.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Замечательная погода – солнце, плюсовая температура! Наслаждаемся спуском с перевала на лыжах.

Вечером снова в приюте.

8 день (6 апреля)

Движемся по долине реки Косью. Идём по буранкам. Интенсивное таянье снега днём и морозы ночью превращают их в ледяные трассы. Идти на лыжах по ним не приносит никакого удовольствия.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

На слияния Косью с Юнковож начинаем подъём в горы по долине последней. Идём по азимуту.

На границе леса набираем дрова и тащим с собой в гору.

Цель следующего дня: перевал Крутой (1Б, 1020 м). Поднимаемся на отметку 880 м и встаём лагерем. На часах 13:00.

Трое участников во главе с руководителем уходят на разведку спуска на перевал, остальные начали в обучающих целях строительство иглу.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

9 день (7 апреля)

Выходим в 04:30. Сразу надеваем камус.

На перевале группа оказывается в 05:30.

Надеваем кошки и начинаем спуск в долину реки Вангыр.

Идём слева относительно нашего движения. Вначале двигаемся по скальному выступу, потом выходим на снег. Идём по следу сошедшей вчера лавины.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

С восходом Солнца всё глубже и глубже проваливаешься в снег – идти след в след становится местами невозможно. Большой потенциальной опасности схода лавины подгоняет группу.

Спустившись до места выполаживания склона – «переобуваемся» в лыжи и съезжаем в безопасное с точки зрения лавиноопасности место.

А дальше нам предстоит долгий марш-бросок по долине под нещадно палящим солнцем.

В 09:30 начинается жуткий подлип, но упорство нашего командира тащит нас ещё около двух часов до вынужденной «сиесты». В 11:30 встаём пообедать и пережидать когда снег перестанет так сильно подлипать.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Продолжаем движение в час дня. Наша цель – изба Вангыр. Вернее её остатки, т.к. в прошлом году она сгорела.

Ночевать встаём на берегу реки Вангыр. Впервый раз за поход готовим вне шатра.

10 день (8 апреля)

Сегодня бежим на перевал Сундук (н/к, 650 м): утром по ледяной буранке, а с восходом солнца мы в лесу борясь с подъёмом и подлипом. Солнце жарит нещадно. Удовольствие от процесса не велико.

По пути встречаем инспекторов национального парка на снегоходах. Показали пропуска, расспросили про сгоревшую избу. Её обещали восстановить – как раз активно идёт заброска строительного материала и инструмента на снегоходах.

От места ночёвки до перевала около 16 км. Пробегаем их за 6,5 часа – в 11:40 мы на перевале.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

На спуске снег совсем раскис – носки лыж постоянно норовят зарыться.

Примерно в два часа дня вышли к базе «Озёрная». Опять ночуем в избе.

Днём столбик термометра показывает +10° С.

Домик на базе "Озёрная".

11 день (9 апреля)

Утро. Ни свет ни заря, а мы уже на ближайшем от базы склоне проводим лавинную тренировку, копаем индивидуальные снежные укрытия. Пасмурно, идёт дождь. В 11 часов мы заканчиваем тренировку и идём обедать.

После обеда выходим на маршрут. Из долины реки Войвож-Сыня по уже привычным обледеневшим буранкам сворачиваюм в долину Седъю.

День самый отвратный в плане погоды – дует сильный ветер, идёт дождь.

Встаём с видом на пик Сабля.

12 день (10 апреля)

Сегодня наше последнее препятствие на маршруте – не категорийный перевал Аранецкий.

Движемся вдоль реки Седъю любуясь видами на хребет Сабля.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Виды на хребет Сабля из долины реки Седъю.

Примерно в 11:30 мы на перевале. Аранецкий перевал это огромное плато с слабовыраженной седловиной.

За один переход мы оказываемся на конечной точке нашего маршрута – изба «40 окладов». Недалеко от неё стоит база МЧС.

Приполярный Урал. Лыжный поход 4 к.с.

Группа на фоне хребта Сабля.

В избе мы встретили местных. Группа состояла из нескольких семейных пар (по национальности – коми) - жители посёлка Приуральское. По ещё доступному зимнику через болота они на снегоходах приехали полюбоваться красотами Уральских гор.

Очень приветливые и добрые люди. Расспросили о них о местном житье, рассказали про себя. К вечеру они уехали домой, угостив нас напоследок домашней снедью: варёной картошкой, соленьями, вкуснейшей домашней тушёнкой.

Изба «40 окладов».

Ближе к вечеру мы созвонились (по спутниковому телефону) с человеком с кем договаривались о «выброске» до г. Печора. И тут нас ждал неожиданный сюрприз: зимник от ближайшего посёлка до нас за последнюю неделю сильно раскис – снегоходы «зарываются» и «тонут» в снегу, по этой причине приезжать завтра за нами никто не собирается. А завтра у нас по идее последний день маршрута, а ночью поезд. Для понимания масштабов: от нас до вокзала примерно 90 км по болоту и лесу. Еда у нас есть, билеты на поезд мы предусмотрительно не покупали, но всё же хотелось вернуться домой как планировалось...

К счастью у нас был ещё один вариант: телефон некого Александра знакомого одного из наших участников, который в теории мог нам помочь с «выброской». Созваниваемся. Точного ответа нам не дают – за зимник никто не в ответе, а техника у всех одинаковая. Но по счастливой случайности именно завтра Александр с товарищами собирались покататься на снегоходах как раз в нашу сторону, а тут возникает шанс не плохо заработать. Договариваемся в 9 часов утра вновь созвониться. Мы же что бы не сидеть и не ждать «у моря погоды» выдвенемся к следующей на зимнеке избе «Кушник» (это 25 км от нас), и там уже будем ждать снегоходы.

13 день (11 апреля)

В пять часов утра мы вновь на лыжах и катимся вниз по зимнику в сторону болота Ыджид-Нюр которое по своей площади не уступает хребту Сабля.

Очень сложный спуск! Ледяная корка на зимнике и колдобины оставленные снегоходами делают его поистине опасным: скорость набирается быстро, управление лыжами затруднено, а деревья и лёд обещают ссадины и травмы.

Долгая дорога домой…

В девять мы у избы. Созваниваемся – всё хорошо, в обед за нами приедут.

Группа в ожидании снегоходов у избы "Кушник".

С опозданием часа на три нас забирают от избы и везут в посёлок Конецбор на снегоходах, а оттуда в Печору на вокзал уже на машинах.

Итоги и выводы путешествия.

- Слишком разношёрстое лыжное снаряжение. В команде были крепления NNN BC, NN75 BC, пиновые ски-тур крепления, ски-тур крепления типа Silvretta. Этот аспект сильно «раздул» наш рем.набор, при этом мы оказались бессильны при поломке пиновых креплений.

- Пиновые ски-тур крепления это крепления для ски-тура, а не для категорийных походов. В этом я был убеждён ранее и лишь подкрепил своё мнение.

- Лыжи Fischer S-Bound не стоят своих денег. В походе сразу нескольких человек начались с ними проблемы – у одного участника лопнул кант, у другого началось расслоение лыжи в районе пятки. Пробег первых лыж составил около 300 км, пробег вторых около 100 км.

- Нужно мыть сухофрукты перед фасовкой в едки. Какие бы у вас «пищевые» привычки в городе не были, но иметь в раскладке потенциально опасный для желудков участников группы продукт не лучшая идея. Для меня это казалось естественным (опыт был), для некоторых участников – нет.

- Перед подобными категориями хорошо бы «схаживать» группу. Перед походом я большую часть участников видел один раз на контрольном выезде где нам не удалось много походить вместе. Уже на маршруте для меня было удивительно видеть отсутствие понятия ритма и такта движения группы у многих участников. С места ночёвки, с привала мы выходили вразнобой – кто-то ещё не стянул пуховик и сидя на рюкзаке «ковыряет в носу», а кто-то уже бодро шагает в 10 метрах от группы. Нам повезло, что не было морозов и пург, так как с подобным рассинхроном мы бы далеко не ушли.

- Готовка в шатре. Выше я уже писал про это, повторюсь. Положительный момент: дежурные готовят в тепле, практически не отходя от своих спальных мест. Случись непогода, никто не мёрзнет и не мокнет снаружи – вся группа находится в укрытии. Отрицательный момент: весь пар от кипящей воды остаётся в шатре – вещи сильно намокают.

Трек нашего похода тут.

На этом у меня - всё. Спасибо за внимание!

Источник: "https://zen.yandex.ru/media/id/5e5e0a2b52d82000132635ce/pripoliarnyi-ural-lyjnyi-pohod-4-ks-v-aprele-2021-g-60e1a80f85b74724b49c416f" rel="nofollow"