10 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: V

Автор - Иван Пугачев (Бишкек)

14-27 августа 2004 г.

С 14 по 27 августа 2004 года, группой альпинистов из города Бишкек, Кыргызстан в составе трёх человек:
Пугачёв Иван
Лапшуков Дмитрий
Винникова Олеся
было совершенно восхождение на пик Нансена - 5697 м, по восточной стене, 5 "А" к.тр.

Горы у меня всегда вызывают ощущение свободы. Человек поднимается на высоту ради восхождения, посреди безмолвия природы, часто один на один со своими мыслями. Мозг концентрируется на действиях тела, ситуация располагает к размышлениям. И тут, внезапно, и безо всякого контроля появляются идеи.

Идея восхождения на пик Нансена, зародилась у меня в августе 2002 года. Тогда мы, уже в темноте, промокшие и уставшие, вышли на перевал Тюз (4001 м) и установили палатку прямо на гребне. А утром я ещё долго сидел на упакованном рюкзаке, прежде чем тронуться в путь. И не мог оторвать взгляд от сверкающей голубым льдом вершины - вершины с большой буквы!

"Зимой там кайфово!" - не спеша, выбирая верёвку, и так же не спеша, рассказывал мне Саша Манулик -"А летом какой кайф - тропёжка, да и всё", - продолжал и так же медленно выбирал верёвку.
Срыв! Донеслось откуда-то сверху. Верёвка задрожала и вытянулась, как струна. Так же не спеша, Саша стал протравливать. Стоял прекрасный осенний день. Скалы прогрелись на солнышке, и мы отлично проводили свои скальные тренировки в ущелье Чон-Курчак. А вечером Саша ещё долго рассказывал о своём зимнем восхождении с норвежскими альпинистами на пик Нансена. И именно тогда идея начала созревать.

И вот 14 августа, после буйных сборов у меня на веранде, всё наше барахло - три чувала, баул и пакеты - было погружено в такси и доставлено на западный автовокзал г. Бишкек, который и стал, уже не в первый раз, нашей точкой отрыва.

Всю ночь мы ехали под визг колёс, не пропуская ни одной чайханы, и гадали, какое колесо первым оторвётся. Слава Богу, такого не случилось, и в семь утра мы прибыли в г. Кара-Кол. Тут же, на вокзале, нанимаем такси до погранзаставы Майда-Адыр. Перекидав рюкзаки и баулы, сразу трогаемся в путь.

К вечеру мы прибыли на место. На погранзаставе в Майда-Адыре у нас проверили пропуска. Записали в журнал "Смертничков", куда записывают всех пребывающих и отбывающих туристов и альпинистов. И мы наконец-то тронулись в путь. Прошли 6-7 км и остановились на ночёвку. Приготовили ужин. Поужинали. Немного поснимали на видеокамеру и завалились спать.

Утро нас встретило ослепительно ярким солнцем. Все выспались и встали с хорошим настроением. Позавтракали. Собрали барахло и двинулись в путь. К обеду пришли в Грибковский лагерь "Тур Хан-Тенгри". Не успели распаковаться, как начался ливень. Сидим в столовой, болтаем. Дождь до вечера так и не прекратился, да к тому же поднялся сильный ветер. На ночёвку решили остановиться на поляне возле лагеря. Вот так нехитро прошёл наш первый день.

Утром встали пораньше. Быстро приготовили завтрак. Оставляем в лагере продукты на обратный путь, городские вещи и выходим. Сами себе не можем поверить, что выходим не на дорогу, а на тропу, на настоящую горно-туристическую тропу. Нас провожают альпинисты из России, Франции, Кыргызстана, которые вместе с нами ночевали на поляне. Медленно поднимаемся по Иныльчеку и сворачиваем по реке Ат-Джайлоо. Тропа резко уходит вверх и так же резко меняется рельеф. Трава сменяется кустарником, кустарник - моренами, морены - селевыми выносами. По дороге встречаем охотников, которые убили горного барана и на берегу русла разделывают тушу. К 16:00 подходим к началу ледника, откуда с шумом вырывается река. Идёт сильный дождь с ветром. Устанавливаем палатку, закидываем в неё вещи, рюкзаки и забираемся сами. Несколько минут все лежат, отдыхают, потом начинают распаковывать рюкзаки и переодеваться. Перекусываем и начинаем готовить ужин. Дождь потихоньку стихает. Над Иныльчеком уже солнышко, а над нами кроваво-чёрные тучи - очень красиво. Снимаю всё на видео и делаю несколько снимков на фото. Весь вечер разговариваем о предстоящем маршруте. Ребята настроены оптимистично и готовы лезть хоть в преисподнюю.

Ночь выдалась прохладной. Морозик сковал воду в канистре, которая находилась в тамбуре. Сейчас вышло солнышко и потихоньку пригревает. Готовим завтрак и одновременно собираем лагерь. В девять часов трогаемся в путь. Подъемы, подъёмы. Целый день скакали по серакам да скалам. Кое-где лез на айс-фифах, провешивал верёвки. К вечеру снова пошёл снег. Остановились на ночёвку. Пока готовили место под палатку, сильно замёрзли. Лагерь установили на высоте 4000 м. Приготовили ужин, плотно поужинали и завалились спать. Завтра постараемся выйти пораньше, так как после обеда начинается снег.

Солнца не будет! Жди, не жди …
День удался на славу. Сегодня прошли очень сложный участок ледопада. Было куда падать, а потом долго, долго лететь. Что мы и делали с некоторой периодичностью. В обед пошёл очень сильный снегопад, который доставил нам немало проблем. Промокли и замерзли, как Маугли а Арктике. Остановились на ночёвку на высоте 4400 м. Народ немного колбасит. Как бы это не переросло в "горняшку" :-(
Приготовили ужин. Аппетит у всех плохой - больше осталось, чем съели. Снегопад не прекращается, засыпает палатку. Приходится постоянно оббивать стенки палатки. Надеюсь, завтра снегопад прекратится. Хотя, так и так тропёжка обеспеченна.

До обеда стояли лагерем, шёл очень сильный снег. В обед распогодилось. Не в том смысле, что стало ещё гаже. И в это окно мы успели проскочить остаток ледопада и установить четвёртый штурмовой лагерь. Не успели подготовить площадку под палатку, как снова началась пурга. Площадку доканчивали уже в обледенелых штормовках. Лагерь установили на высоте 4800 м. Настроение у всех хорошее. От вчерашней "горняшки" не осталось и следа. Все рвутся на гору. Теперь главное - погода, погода и ещё раз погода.

Ночь морозная и звёздная. Утро такое же ясное и морозное. Готовим завтрак, собираем шмутки и выходим на штурм. Идти тяжеловато, набрали очень много железа, так как никто из нас на маршруте не был, и идём по описаниям и фотографиям.. По началу идут троечные скалы, но очень быстро перерастают в хорошие скальные стеночки. Работаем в связке и к обеду выходим на ледово-снежный гребень. Снега почти по пояс, большая вероятность улететь вместе с карнизом. Димка идёт первым, тропит траншею почти по пояс.

Так с шутками и прибаутками доходим до бергшрунда. Бергшрунд явно выраженный и встречает нас огромными сосульками, свисающими в чёрную пропасть. Сворачиваем влево и метров через 40 находим мостик. После бергшрунда идёт 70-метровая ледовая стеночка. Приходится вновь доставать фи-фы. Тут уже работаю я. Прорабатываю верёвку, делаю станцию. Принимаю сначала Димку, потом Олесю. Далее по гребню снова идёт Димка и тропит до самой вершины. На вершине надут огромный ледовый карниз, свисающий на пять метров во все стороны. На него лезть не рискуем и останавливаемся в 5 метрах по высоте от вершины. Фотографируемся, снимаем видео и сваливаем вниз. Димка с Олесей дюльферяют, а я спускаюсь с нижней страховкой. Через три с половиной часа спускаемся в штурмовой лагерь и заваливаемся в палатку. Погода окончательно испортилась, пошёл снег, и все вершины заволокло туманом.

Ночью снег всё время заваливал палатку, а ветер пытался оторвать оттяжки. Утром долго не могли вылезти из тёплых спальников. В десять часов наконец-то тронулись. Ледопад проходим в связке. Нашей тропы нет и в помине. Прокладываем новую. Через два часа спускаемся в третий лагерь. Развязываемся, снимаем сбруи, снимаем кошки, маркируем верёвку и двигаем дальше. Идём в очень хорошем темпе и к 15:00 приходим во второй лагерь. Останавливаемся на обед и снова начинаем спуск. Олеся уже сильно устала и еле передвигает ноги. К вечеру пришли в первый лагерь и встали на ночёвку. Стало значительно теплее. Готовим ужин, после которого заваливаемся спать.

Спешить сегодня некуда. До "АВС" осталось пять ходовых часов. Готовим завтрак, собираемся - и в путь. К четырём часам мы уже в лагере. Договариваемся насчёт душа и идём ставить палатку. Через два часа, счастливые и отмытые, сидим в столовой и пьём молоко с шоколадом. В лагере никто не может поверить, что мы сходили на вершину. Только после просмотра видео народ начал приходить в себя. Все смотрели, стоя, затаив дыхание. В момент поднятия флага на вершине, раздаются аплодисменты, и нас поздравляют с победой.

Вечером хотел расплатиться с хозяйкой, но она сказала, что с первовосходителей денег не берёт. Вот так мы сэкономили по 5$. Счастливые и довольные, завалились спать.

Сегодня у нас выходной. Можно ничего не делать и слоняться по лагерю. Что мы и делаем. Клиентов в лагере нет, мы одни на всей поляне. Попытались ловить рыбу, но у нас это плохо получилось. Вечером пришли французы, устроили с ними турнир в волейбол.

Сегодня за нами должна приехать машина. Встали пораньше и вывесили спальные мешки на просушку. Потихоньку собираемся.

Машина пришла только в 17:00, хотя обещали в 14:00. Из лагеря мы выехали без пяти шесть. Водитель попался Шумахер, довёз за 4 часа. Высадил нас на вокзале. Рассчитались. Распрощались. И пошли искать транспорт.

А с транспортом оказался прокол. Десяти- и одиннадцатичасовые автобусы оказались уже переполненными - студенты едут учиться в Бишкек. Билеты есть только на утро. Ночевать нам ой как не хочется, тем более на автовокзале. Пошли искать дальше. Нашли маршрутку, но в ней оказалось всего одно место, что нам также не подошло. В конце концов, остановились на такси. Выкупили 4-е место, так как попутчиков не нашлось, а нас - трое, и поехали. Поначалу всё шло хорошо, пили пиво, ели чипсы, а в скоре и вовсе уснули.

Не доезжая 20 км до г. Балыкчы (Рыбачий) мы окончательно сломались. Водила долго рычал и наконец выдал: - Всё пиз-ц!. В общем, ночевать нам пришлось на дороге, под мелко моросящим дождиком.

Утром, когда рассвело, добрались до автовокзала, наняли другое такси и уже без проблем добрались до города.

Хочется сказать большое спасибо всем, кто помогал нам в осуществлении этой экспедиции, поддерживал и верил в наш успех.

Спонсоры:
Киргизский альпинистский клуб "Роза Ветров"
North Face
Extreme Mountain Spirit

Пугачёв Иван, Кыргызстан, г. Бишкек
15 сентября 2004 г.

Восхождение на пик Нансена - 5697 м Винникова Олеся

Восхождение на пик Нансена - 5697 м Пугачёв Иван

Восхождение на пик Нансена - 5697 м Лапшуков Дмитрий

Восхождение на пик Нансена - 5697 м
Столовая и кухня в лагере "Tour Khan-Tengri"

Водонапорная башня лагеря "Tour Khan-Tengri"

Ветряной двигатель. Гордость лагеря

Восхождение на пик Нансена - 5697 м
Обработка маршрута после бергшрунда. Семидесятиметровая ледовая стена

Полные оптимизма, на гребне перед вершиной

На гребне

Восхождение на пик Нансена - 5697 м Восхождение на пик Нансена - 5697 м
Панорамные фото
Восточная стена пика Нансена

Ледопад

Долина Иныльчека в десятикратном увеличении
Маршруты будущего
Восхождение на пик Нансена - 5697 м
Восточная стена пика Нансена, немного другой ракурс