10 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Верхневолжский район
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Селигер - самое большое озеро Валдайской возвышенности (площадь вместе с островами 260 кв. км, длина с северо-запада на юго-восток 90 км, с запада на восток 35 км). На озере 160 островов, из них самые крупные Хачин и Городомля. Из Селигера вытекает река Селижаровка - левый приток Волги. Изрезанная береговая линия, сосновые леса, березовые рощи и песчаные пляжи делают озеро исключительно живописным. Климат умеренно континентальный. Из-за незначительной средней глубины (5,8 м) вода хорошо прогревается, и в июле температура ее достигает 24°.
Маршрут по Селигеру начинается в городе и станции Осташков железнодорожной линии Бологое - Великие Луки. Отсюда путь лежит через пролив между городом и островом Кличен и дальше на северо-запад, мимо турбаз "Сокол" и "Селигер" в Березовский плес до села Свапуща. Обратно идти вдоль северного берега до поворота налево - в пролив между материком и островом Хачин. От северной оконечности Хачина движение на север, к устью Полоновки. Ориентир - деревня Заплавье на правом берегу, у входа в речку.
Полоновка - извилистая речка (точнее, протока между Сосницким и Кравотынским плесами) с лесистыми берегами. По выходе в Полновский плес держать направление на север, к селу Полново. В далекие времена здесь проходил торговый путь в Новгород - волок в реку Явонь и вниз по Поле через озеро Ильмень. Из Полново возвращаться той же трассой до устья Полоновки, после чего пересечь Кравотынский плес и идти вдоль берега Хачина, мимо острова Столбного на юг, к Осташкову, где маршрут заканчивается.
Идя под парусами, надо учитывать, что из-за изрезанности береговой линии и многочисленных островов ветер резко меняет направление и может опрокинуть судно.
Круговой маршрут можно заменить радиальными, базируясь на одной из турбаз, предварительно письменно договорившись с ее дирекцией.
Осташков связан регулярным пароходным сообщением с обеими турбазами и отдельными селениями. На Селигере ряд исторических мест и памятников архитектуры. На острове Столбный - здание бывшего монастыря "Нилова пустынь" (XIX век). Около деревни Березовский Рядок - Березозское Городище, остатки древнего земляного укрепления. Здесь же могила генерала И. П. Шевчука, погибшего в Великую Отечественную войну. Из Свапущи можно провести пешеходную экскурсию к истокам Волги в деревню Волговерховье (32 км в оба конца). В 5 км от Полново одна из наиболее высоких точек Валдайской возвышенности-гора Ореховна (305 м). С ее вершины открывается вид на Селигерское поозерье. В Осташкове - краеведческий музей.

По озеру Селигер (130)

Литература: 236, 238, 245, 259, 260, 269, 270, 271, 277, 278, 293, 300, 301.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

Сканирование и обработка текста: Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.