10 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Верхневолжский район
Год путешествия: 2004

Автор - Наталья Мельникова (Москва)

Это связка речек в Тверской области. Ехали туда и обратно от Вышнего Волочка. Туда - заказывали автобус в Вышневолоцком ПАТП (тел. (08233) 63636, зам. директора по перевозкам) до деревни Кузнечково, обратно - из Борисовского до В. Волочка на УАЗе-буханке местного водилы, из В. Волочка на электричке до Твери, из Твери - комфортабельно на рейсовом Икарусе до Москвы.
Весь маршрут занял у нас примерно 3,5 ходовых дня, можно и быстрее. Граничная - быстрая, достаточно узкая речка с прижимами, завалами, низкими мостиками и потрясающе красивыми берегами, покрытыми россыпями голубой пролески и ветреницы дубравной. По берегам местами лежат валуны. Часто встречаются камни в русле, покрытые водой по большой воде, но летом наверняка создающие препятствия. Вообще, почти полное отсутствие лодок местных жителей по берегам наводит на мысль, что плавать по Граничной имеет смысл только в половодье. Есть по крайней мере одно препятствие, которое мы все классифицировали как полный непроход - останки то ли плотины, то ли моста, не доплывая до Фирово. Там в русле полно не только камней, но и арматуры. Особые приметы - шум слышен издалека. Все это чудненько обносится по берегу.
Завалов на Граничной немного, под всеми можно спокойно провести байдарки.
На Граничной есть одно место - вроде как заброшенный песчаный карьер, там возвышается останец. Почти такой же, как и знаменитые болваны на Маньпупунер, если судить по фотографиям :))) Особые приметы места - река там делает широкую петлю. Верхушка останца видна между холмами по правому берегу. Место потрясающе красивое - природа как в Карелии, молодые сосенки, вереск, песок... Там мы нашли камни с отпечатками древних ракушек - свидетельство того, что раньше, давным-давно, здесь плескалось море.
Вдоль Граничной места для стоянок есть практически везде.
Шлина более широкая и более спокойная, чем Граничная. Берега у нее более низкие. Там есть участок, где Шлина весьма заковыристо петляет среди лугов. Буквально на 180 градусов. Местами можно просто перетаскивать байдарку через участки суши, если не бояться заблудиться или попасть в "карман". После автомобильного моста река становится прямее, берега - более высокими и лесистыми. В лесах растет волчье лыко, которое потрясающе красиво цветет, его цветы похожи на сирень и так же душисто пахнут.
На Шлине завалов не было, все мосты были высокими.
Что на Граничной, что на Шлине по берегам много деревьев, подточенных бобрами. Так что, возможно, в недалеком будущем число завалов увеличится.
Населенки довольно много, но, несмотря на это, всегда можно найти место для стоянки. Туристов мы тоже встретили не слишком много - три-четыре группы за все время похода.