Страницы: 1 2 3 4 След.
RSS
Каркас катамарана
 
Здравствуйте, форумчане.
«Букав» будет много, но прошу тех, кто любит катамараны, прочитать все до конца без пропусков. Речь пойдет о каркасе катамарана.

Самые страшные для каркаса силы, те, что изгибают его по диагональным осям. При этом разрушаются узлы сопряжения балок. Нет каркасов, способных гарантировано противостоять этим силам; все зависит от величины приложенного усилия (вернее не было))))). Если выдержат элементы, с помощью которых балки скреплены между собой, то разрушатся сами балки, но ни где попало, а в местах соединения, потому что там напряжения будут максимальными.

Предлагаю решить эту проблему кардинально, сделав узлы сопряжения балок шарнирными, обеспечивающими вращение вокруг общей точки. Тогда узлы сопряжения балок не будут воспринимать силы, изгибающие каркас по диагонали, а пропустят их через себя, на поплавки, которые,  сжимаясь, будут противодействовать им. Хорошо надутые поплавки обеспечат каркасу плоскую форму, за счет того, что будут сохранять параллельность продольных балок, плотно прикрепленых к ним. Прямоугольную форму каркасу обеспечат гибкие диагональные элементы. Причем,-  не натянутые диагональные элементы

Таким образом, сломать такой каркас, изгибая его по диагонали невозможно. Есть только одна сила, которая, хоть как-то, может угрожать этому каркасу. Это горизонтальный удар  в любой угол, направленный вжоль диагонального элемента. Тогда один из диагональных элементов натянется, и всем четырем внешним узлам сопряжения придется нелегко. Но, во-первых, такой удар маловероятен – как правило, любые удары первыми воспринимают  упругие поплавки. А во-вторых, диагональные элементы, выполненные из капроновых шнуров, подающихся растяжению, будут амортизировать, гася удары в себе. Вообще, вариантов подстраховки масса – это и амортизирующие шнуры, это и предохранительные шнуры меньшей прочности, которые короче основных, привязанных параллельно, и т.д. и т.п.
Итак, какие преимущества, сулит предложенная концепция?.
1. Высокая надежность каркаса.
2. Возможность снижения массы каркаса без ущерба его надежности.

Я не спортсмен, поэтому у меня не было задачи постройки такого каркаса для спортивных сплавов. Такой каркас я эксплуатирую в течение 6 лет в экспедиционных походах. Подробнее вы можете ознакомиться с ним в моем блоге, ссылку на который, я приложу в конце. Вы увидите, что вес каркаса, не превышает веса аналогичного каркаса, связываемого шнурами из шести балок плюс одна диагональная балка, но, при этом, собирается он на «раз, два, три».

Спортсменов же прошу понять, что я пропагандирую не тот каркас, который вы увидите в моем блоге, а идею, которая заключается в том, что все узлы сопряжения балок в каркасе катамарана могут быть шарнирными, обеспечивающими вращения вокруг общей точки, а внутренние балки, могут быть телескопическими, что обеспечит «неубиваемость» каркасу в целом.

На эту идею получен патент (может я открою ИП по их изготовлению, когда пойду на пенсию)))))))))), но это говорит лишь том, что ее нельзя использовать в коммерческих целях. Для себя такой каркас может изготовить каждый. Для этого помимо дюралевых труб понадобится только электродрель и ножовка по металлу. Взамен я прошу от тех, кто сделает, и опробует, такой каркас, только одного – отзывов.

Спасибо тем, кто прочитал это до конца. Вот ссылка на блог http://uralsplav.blogspot.ru/


 
Re: Каркас катамарана

А не слабо Вам много "букав" заменить (или дополнить) на немного картинок? А то терминология у вас несколько эээ.. непривычная - весьма неоднозначно понять можно... Только не ту, что Пономарев только-что привел.. ;-)  

 
Re: Каркас катамарана

"Это горизонтальный удар в любой угол...Тогда один из диагональных элементов натянется, и всем четырем внешним узлам сопряжения придется нелегко. Но, во-первых, такой удар маловероятен.."

Такой удар очень распространен. и при этом порвет диагональные сторопы, либо при более прочном тросе вырвет/срежет болты. при упругих диагоналях,рама будет обладать недостаточной жесткостью и судно будет  плохо управляемым.

Нельзя сломать - такого не бывает сломать можно все, соответственно ни как не решен вопрос ремонтопригодности, а также сомнителен вопрос эксплуатации при гнутой раме.

Современные сплавные катамараны приобретают нужную форму под рамой, например дека должна быть максимально плоской для удобной коленной посадки (иногда применяют выжимную трубу).

Диагонали в центре рамы при киле не позволят выбраться в периметр (это спорное утверждение, не всем это требуется, но многим необходимо).

Стыковка труб выполнена с люфтом (или мне показалось?) это приведет к заклиниванию и невозможности разобрать.

Конструкцией не предусмотрено установка более двух поперечин.

 
Re: Каркас катамарана

Диаметр труб подобран таким образом, чтбы было свободное врещение. Чтобы не заклинивало при сборки и разборке.
Конечно, дополнительные поперечины предусмотреть можно, но это конечно, как вы понимаете, усложнит конструкцию. Ну а приколхозить можно всегда)))))))))

 
Re: Каркас катамарана

И снова здравствуй, Миша Туринцев.

Уже обсудили все http://skitalets.ru/wwwthreads/showthreaded.php?Cat=0&Board=snar&Number=624190&page=0&view=collapsed&sb=5&vc­=1

Ссылки на почти одинаковые обсуждения:

- http://weter-peremen.org/forum/snaryaga/vsyakie-baydarki-kayaki-i-prochie-lodki-pokupnye-i-samodelnye-_60#82432 "Ветер перемен"
- Продолжение рекламы и обсуждения рамы Миши Туринцева http://veslo.ru/forum/showthread.php?t=34782

Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"
 
Re: Каркас катамарана

Уважаемый tmy, Вы предлагаете решение несуществующей проблемы. Для того, чтобы предлагать что-то новое, надо понимать, почему плохо старое. При сплаве по белой воде рама катамарана чаще всего страдает от локальных нагрузок, возникающих при контакте с камнями (боковые удары или навалы, лобовые удары, удары углом рамы, попадание высокого камня между гондолами).

Изгибы по диагональным осям возникают при наездах на высокие камни, при прыжках со сложных сливов, в валах и бочках. У правильно сделанных и правильно связанных катамаранов места соединения труб страдают очень редко (я даже не помню, когда я такое последний раз видел), а вот трубы, действительно, бывает, что ломаются. А что будет с экипажем вашей хлипкой шарнирной конструкции с двумя поперечинами в сложных сливах, валах, бочка очень легко понять. Это будет что-то похожее на попытку ковбоя усидеть на быке. Кроме того, катамаран с не жесткой рамой плохо управляется, на что Вам уже неоднократно указывали и на Весле, и в этой ветке. Чтобы понять, что такое управляемость попробуйте, на своем пепелаце пройти слаломную трассу, а потом для сравнения возьмите обычный катамаран и почувствуйте разницу.  



 
Re: Каркас катамарана

А раз уж зашла речь. Чисто из любопытства интересуюсь.
Что думают знатоки о Драккаровских катамарнах Мустанг?

 
Re: Каркас катамарана

Главным "недостатком" этого "мустанга", думаю, будет "саморазбираемость" при падении давления (напр. при прбивании недольшого отверстия, с которым на обычном кате легко дойти до берега). Это не считая недостатков подобной посадки (давно и всюду обсуждалось), и проблем с прочностью в местах "протыкания" шкуры поперечинами. Главные плюсы - меньший вес и быстрота сборки.

 
Re: Каркас катамарана

=== ИМХО - одна из разновидностей для несложной и не "бурной" воды  ===
ну уж нет.. для  ровной воды этот катамаран не особо нужен.. -рама слишком низко..  
чуть волна - никакого хода не будет..

=== весьма сомнительно решение - труба, проходящая сквозь баллон. Конечно, смотреть надо как там
реализовано место крепления..... но вся энергия удара, фактически, передается в одну точку шкуры. Особенно, таким ударам будет способствовать кусок трубы под ногами гребцов  ===

сразу вышли на понимание того что шкура подобного судна  должна быть радикально усилена  в точках крепления рамы -на обычном катамаране эту роль играет пришнурованная к баллону продолина.. - но здесь продолин нет..
значит этот вопрос решен как то иначе.. - возможно так же как это делали моряки парусного флота с  усилением крепления парусов ? ...
а то что продолин нет ( тут - явно) - следовательно нет и некоторых минусов обычной рамы..  :)





 
Re: Каркас катамарана

Минусов, как раз, сколько угодно, реального "плюса" пока ни одного не увидел..... ну, если не считать мифическую "скорость сборки"

 
Re: Каркас катамарана

=== ну, если не считать мифическую "скорость сборки" ===

почему это "мифическую" ?

1) понятно что поставить две поперечины элементарно быстрее чем и поперечины и продолины..

2) я не знаю как устроен замок крепления поперечин к баллонам  - одно время я просто приматывал точку крепления верёвкой - было прочно - но немного медленно - сейчас я втыкаю поперечину в карман  где её заклинивает при накачке - скорость "сборки рамы" просто предельна быстра..  но конечно не столь прочно - как "пришивание" поперечины верёвкой к шкуре..
-так что надо просто знать что там за крепление..


=== Минусов, как раз, сколько угодно, реального "плюса" пока ни одного не увидел ===

да ладно Вам..
Вы только подумайте - нет продолин.. значит не нужны скрутки.. скобы.. болты.. хомуты.. резиновые кницы.. которые вырываются... гнуться... срезаются.. и т.п..  разве Вам этого мало ? :)



Edited by Jelsay on 07/07/16 10:08 PM.

 
Re: Каркас катамарана

"Мифическую" потому, что не могу придумать адекватного объяснения необходимости экономить 10-15-20 минут, что в простом походе, что в сложном. Ну, если только это не соревнования на скорость сборки судов....

 
Re: Каркас катамарана

=== потому, что не могу придумать адекватного объяснения необходимости экономить 10-15-20 минут ===

согласен с Вами  - с тем что имеет смысл -   добираясь иногда  несколько суток до точки старта -  дополнительно потратить полчаса - час.. и даже два  --- на качественную сборку катамарана  от которой зависит успешность прохождения маршрута..

Но кроме моего случая  :))
я часто хожу в группе небольших надувных каячков -которые ставятся на воду за 15 минут..  причём в пятницу вечером.. и часто уже в сумерках..  
поэтому я должен собрать свой катамаранчик "в темпе вальса" дабы не тормозить группу..
но это частный случай..  %)

а для серьёзной воды как у Вас - конечно и отношение должно быть серьёзное..  :)

Edited by Jelsay on 07/07/16 10:39 PM.

 
Re: Каркас катамарана

+++но я сам не собираюсь на белую воду..+++

Аналогично :) Тем не менее, на "Мустанг" с изрядным любопытством посматриваю... С точки зрения "рыболовно-туристского" катамаранчика :) Мне кажется, что такая конструкция (с опущенной до середины рамой) очень удобна для спиннинга - можно спокойно ловить как стоя, так и сидя (в т.ч. просто присев на борт).

Ну и еще здесь очень легко приделать уключины для распашных (парных :) весел - просто приклеить их прямо на баллон. За счет опущенной палубы, грести будет весьма  удобно... Ну и, естественно, транец под небольшой моторчик тоже несложно приделать, если захочется... Да и небольшой парус, тоже вроде бы без проблем...

В общем, весьма интересная/перспективная конструкция, IMHO...

 
Re: Каркас катамарана

ИМХО - одна из разновидностей для несложной и не "бурной" воды
- принципиально смущает сама форма баллонов, типа "банан". Двойка - малогабаритное судно, и высота ЦТ там существенно влияет на остойчивость
- весьма сомнительно решение  - труба, проходящая сквозь баллон. Конечно, смотреть надо как там реализовано место крепления..... но вся энергия удара, фактически, передается в одну точку шкуры. Особенно, таким ударам будет способствовать кусок трубы под ногами гребцов
- низкая ремонтопригодность. Судя по фоткам, трубу внутри шкуры никаким деревом не заменишь, в случае чего
- система строп, поддерживающая спину гребца - страшная и непредсказуемая вещь в случае "аварийного" выпадения с судна

А так, да... моторчик, спининг.... Леониду с Джелсаем в самый раз рыбу ловить ))))  Хотя, я бы все равно предпочел конструкцию попроще, даже если она на 10 минут дольше собирается

 
Re: Каркас катамарана

Что касается веса рамы - для двойки таких размеров вес "стандартной" рамы из 4х продолин, типа 35х1,5 и 3х поперечин, типа 38х1,5 будет около 4,5 кг. Этого вполне хватит для большинства рек 5 и 6 кс. Если ограничить себя рыбалкой и каботажным плаванием, то такой комплект рамы может и в 3 кг спокойно уложиться.
А по поводу палубы - практически у всех производителей есть доп.опция - натяжная палуба, которая крепится между баллонов

 
Re: Каркас катамарана

==== С точки зрения "рыболовно-туристского" катамаранчика :) Мне кажется, что такая конструкция (с опущенной до середины рамой) очень удобна для спиннинга - можно спокойно ловить как стоя, так и сидя (в т.ч. просто присев на борт) ===

с любой катамаранной платформы чьи баллоны   не больше 35 см в диаметре, а ширина самой платформы не менее  100-110 см .. можно спокойно стоя на палубе бросать спиннинг.. - начальной пассивной остойчивости вполне для этого  хватает.. но стоять на одном баллоне - без противовеса на втором ( хотя бы рюкзака в 10 кг)  не получится..  для этого база платформы должна быть немного шире..

я думаю что - при всей его остойчивости и низкого Ц,Т. катамаран "Мустанг"  не самый удачный вариант  рыбацкого судна для одного человека.. - он  всё же предназначен для спортивного сплава и поэтому слишком широк.   и для эффективного управления требует   как минимум пары гребцов.. кроме того он избыточно прочен для ровной воды и поэтому  тяжелый..

ИМХО  -  одно из наиболее простых и удачных решений с которого можно рыбачить стоя - это суда типа "катамаран-тандем" - легкое.. компактное судно.. легко управляется одним человеком..



 
Re: Каркас катамарана

А мне ещё кажется неприемлемо стрёмным выводить собственные мягкие ноги за габариты судна...

 
Re: Каркас катамарана

++Что думают ++

Наверное вы в курсе, что на катамаранах начинали ходить именно в посадке задом на баллоне. От этого быстро отказались по двум причинам. Первая, гребок из такого положения менее эффективен, чем с колен. Вторую вы уже указали, мягкие (и даже жесткие :)) ноги не очень хочется бить о камни.
Ну, и конкретно, данный катамаран. Да, саморазбираемость. И еще не ясно, не возникнут ли проблемы у обычных, не рукастых юзеров с ремонтом. Можно ли металл заменить деревом при случае и тд и тп.

 
Re: Каркас катамарана

=== Главным "недостатком" этого "мустанга", думаю, будет "саморазбираемость"  ===

НЕ думаю что такой опытный судостроитель как Альвидас не подстраховал свой катамаран  от потери управления при пробое гондолы..
Наверняка жесткость крепления рамы независимо обеспечивают две отдельные камеры  и две отдельные системы  натяжения внутри шкуры каждого баллона.. я бы по крайней мере сделал так..

Альвидас  здесь бывает - можно спросить..
кстати его рама - как кстати и моя матрасная рама - это рамы в том числе и для бурной воды..
вся разница что его рама его "Мустанга "проверена практикой прохождения категорийных сплавов,
а моя - нет..  
хотя основной принцип рамоформирования и там и там - один и и тот же..
но я сам не собираюсь на белую воду.. и тем более   не собираюсь что- либо советовать другим..  %))


 
Re: Каркас катамарана

+++я думаю что - при всей его остойчивости и низкого Ц,Т. катамаран "Мустанг" не самый удачный вариант рыбацкого судна для одного человека.. - он всё же предназначен для спортивного сплава и поэтому слишком широк. и для эффективного управления требует как минимум пары гребцов.. кроме того он избыточно прочен для ровной воды и поэтому тяжелый..+++

Да ну, если ширину сделать где-нибудь 1.6 метра (и метра четыре в длину), то одним человеком на распашных/парных веслах все просто великолепно должно управляться и грестись! Ну а уж вдвоем - так просто развлекуха :)

Повторяю, уключины туда крепятся элементарно (просто приклеиваются на борт) - и это одно из самых величайших достоинств данной конструкции!

ЗЫ: Но вообще-то, конечно, когда я смотрю на "Мустанг", то самая первая мысль мелькает о моторчике и "каботажном" плавании вдоль берега большого водоема (типа Волжских водохранилищ, той же Рыбинки, к примеру)... Весла - это так, запасной "движитель" на всякий случай, ну и где-то там по мелочи, когда мотор не требуется - например, по речке сплавиться...

А то, что он "крепенький" - по мне, так это хорошо :) Впрочем, Альвидас вроде готов удовлетворять кастомные пожелания, так что, наверное, может сделать и облегченную конструкцию...

2 SergKlimin: Насчет достоинств/недостатков... Скорость сборки (и вес рамы) - это, на мой взгляд, довольно серьезное достоинство - но отнюдь НЕ самое главное! Главное же, на мой взгляд, это расположение палубы не сверху, а посередь баллонов. Вот это для меня это наиболее интересный/завлекающий момент в конструкции.

 
Re: Каркас катамарана

+++А по поводу палубы - практически у всех производителей есть доп.опция - натяжная палуба, которая крепится между баллонов+++

Не понял, что еще за такая натяжная палуба МЕЖДУ баллонов, когда сама РАМА в классической конструкции СВЕРХУ баллонов? О_о :) Может быть я невнятно выразился (хотя, вроде бы и нет?), но повторяю: интерес к конструкции "Мустанга" у меня ровно по той причине, что палуба там ПОСЕРЕДИНЕ баллонов, а не СВЕРХУ их! Это, конечно, весьма спорное/неоднозначное решение, но конкретно мне именно оно и нравится :) А вот классическая палуба сверху - вот просто нифига не интересно! :)

 
Re: Каркас катамарана

Если я правильно понял, то "классической" конструкцией ты называешь сосискообразные баллоны, типа "банан" (как у того же Мустанга) ?  В более серьезном сплаве чаще применяют форму баллонов верблюд с пониженной палубой (а соответственно и пониженным ЦТ). В зависимости от обводов это понижение может быть до половины диаметра катамарана.  Я правильно тебя понял?

 
Re: Каркас катамарана

+++Если я правильно понял, то "классической" конструкцией ты называешь сосискообразные баллоны, типа "банан" (как у того же Мустанга) ?+++

Угу :)

+++В более серьезном сплаве чаще применяют форму баллонов верблюд с пониженной палубой (а соответственно и пониженным ЦТ)+++

Ну да мне-то какое может быть дело до "серьезного сплава"? О_о :) Он мне и даром нафиг не нужен, бо совсем не интересен. Что же касается пресловутого "верблюда", то да, центр тяжести у него понижен - это хорошо. Но вот только для меня "отсутствующие части сосиски" вовсе не лишние, мне совершенно не требуется их отрезать, наоборот, хочется/нужно, чтобы они таки БЫЛИ :)

 
Re: Каркас катамарана

Таки на фига тебе отсутствующие части "сосиски" ??  А вот пониженный ЦТ совсем не лишним будет не только на серьезных реках, но даже в плане перемещения рыболова со спинингом по катамарану )))

 
Re: Каркас катамарана

+++Таки на фига тебе отсутствующие части "сосиски" ??+++

Поясняю:

1. На них очень удобно клеить уключины. И потом будет довольно удобно грести.

2. На них удобно присаживать свою жж - особенно, во время рыбалки :)

ЗЫ: Комфорт рыбалки - для меня наиболее приоритетная вещь в принципе! И у меня есть обоснованное подозрение, что в случае с "Мустангом", спинниговать, сидя на его борту (ногами внутрь, естественно), должно быть чрезвычайно комфортно - особенно, учитывая, что в любой момент ты легко и смело можешь встать/привстать в "одно движение"...

 
Re: Каркас катамарана

Про уключины ничего не знаю, не пользовался.
А вот в плане присаживать свою ж... нет ничего удобнее и комфортнее, чем сидеть (и спининговать в том числе) на наплыве Уж поверь.... доводилось посидеть всяко-разно )))

 
Re: Каркас катамарана

+++А вот в плане присаживать свою ж... нет ничего удобнее и комфортнее, чем сидеть (и спининговать в том числе) на наплыве Уж поверь.... доводилось посидеть всяко-разно )))+++

Угу :) А теперь представь себе, что у тебя этот "наплыв" просто везде, по всей длине палубы - и ты волен "скакать" своей жж  по палубе и бортам/наплывам как тебе только захочется/вздумается - в любой момент, и с минимумом возможных телодвижений...

Собственно, ровно это и предлагает "мустанговая конструкция" (я имею в виду вариант реализации примерно с четырьмя поперечинами, на которых натянута тентовая ПВХ-палуба).

 
Re: Каркас катамарана

RE: "в самый раз рыбу ловить )))) "
Хм... Этт ты рыбачкам леща бросаешь... Третьей свежести... ;-)
Более ущербного судна собственно для рыбалки чем катамаран трудно придумать! Для рыбалки он имеет плюс перед лодкой только в двух местах: там, куда лодку не затащишь, и там, где на лодке не пройдешь.

 
Re: Каркас катамарана

Мустанг - не такой уж он и тяжелый

=== Главное же, на мой взгляд, это расположение палубы не сверху, а посередь баллонов. Вот это для меня это наиболее интересный/завлекающий момент в конструкции. ===

т.е. хотите всё как у лодки, но не лодку ? странно..

как тут верно заметили - основное в этом катамаране - это пониженный ЦТ - но это реально нужно только на бурной воде.. поскольку на ровной воде можно на любом катамаране с базой более  1.5 метра спокойно бросать спиннинг  стоя на одном баллоне - даже на катамаранах с верхним расположением палубы..  в этом случае на первый план выходит  не высота палубы, а её жесткость под ногами..  поэтому большинство  рыбацких катамаранов снабжаются жесткой фанерной палубой..

из своего опыта могу Вам посоветовать - в этом плане (сплав + рыбалка) небольшой  катамаран-одиночку  

на баллонах  33.. 35 см  и длинной  от 3-х метров.. (с учётом заострения баллонов это около 150.. 170 кг груза )  - если этого мало то каждый дополнительный метр длинны  даст прирост грузоподъемности  примерно  на 100 кг..
с верхней натяжной палубой
общая ширина судна  при этом может быть  до 120 см..(для байдарочных весёл)   до 150 см (для распашных вёсел..)

всё это позволит Вам  
спокойно  рыбачить стоя на палубе ( если она будет жесткой) .. или удобно сидя в кресле.. ( всегда)
а при 150 см ширины - даже танцевать..
сравнительно  быстро  передвигаться  на вёслах.. молчу уж про мотор..
без особых проблем транспортировать  судно до реки..
компактно упаковывать лодку ( вместе с рамой ) ..
собирать\ разбирать раму минут за 10..

но - к сожалению - этот вариант  не самый удобный для больших рек и озер - поскольку обладает большой парусностью..  
и ещё один неожиданный минус - хорошая остойчивость и комфортность посадки иногда провоцирует желание поспать в лодке

других явных недостатков я не знаю..

вот уже несколько лет я использую именно такой тип судов для своих рыбацких походов  - лично мне очень нравиться..   за всё это время  я ни разу не перевернулся хотя иногда был очень неправ - скажем когда налетал с переката боком на корягу или прыгал с высокого берега прямо на палубу  - но лодка мне прощает эти  мои ошибки..
причем при такой мощной пассивной остойчивости - судно довольно быстрое на вёслах.. я не отстаю от товарищей на каяках..
эдакое остойчивое плавучее кресло... :))




Страницы: 1 2 3 4 След.
Добавить публикацию