Виды туризма

31 Августа 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Каспийский
Вид туризма: Парусный туризм
0 54 0

ЧЕРЕЗ КАСПИЙ БЕЗ АВАРИЙ

А.С. Наумов

Маршрут: Гурьев – Форт-Шевченко - Махачкала.

Время: сентябрь 1986 года.

Судно: "Авоська-2" (парусник на базе надувной лодки «Волна»)

 

В ночь на 31 августа 1986 г. я сидел в аэропорту г. Гурьева и думал, что же делать дальше.

В Гурьеве я оказался, в общем-то, случайно. Затеяв в июне замену корпуса своей лодки (старой "Волне" исполнилось I3 лет, а для надувнушки это возраст, согласитесь, преклонный), я увлекся переделками и провозился до конца августа. Планы насладиться красотами севера автоматически рухнули, пришлось снова обратить свой взор к южным морям.

Решил, что долечу до Шевченко, благо места знакомые, спущусь вдоль берега к югу, и, если появится азарт, пересеку Каспий там, где поглубже и пошире. Но билетов в Шевченко не было,  и я взял до Гурьева в расчете, что оттуда с помощью местной авиалинии доберусь до Шевченко.

В Гурьеве билетов на Шевченко, разумеется, не оказалось (ну, ещё бы: канун нового учебного года).

Мне очень не хотелось начинать путешествие в незнакомом месте, да еще в людном городе, да еще на реке, но к утру я понял, что шансов в ближайшую неделю вылететь в Шевченко практически нет.

Договорившись с водителем такси, что он отвезет меня на берег реки Урала, где мне никто не помешает, но где в то же время есть питьевая вода, я на рассвете оказался (ну шеф даёт!) в центре города у подножия правительственного здания неподалеку от главного гурьевского моста.

Сборка лодки при постоянном внимании множества людей, каждый из которых считал своим долгом застращать меня рыбнадзором, контрольно-спасательной службой, милицией и прочими властями, ватага шустрых мальчишек с их извечным принципом «лучше один раз потрогать, чем сто раз увидеть», да практически бессонная ночь накануне, всё это ни в коей мере не способствовало душевному равновесию. Скорее всего, думалось мне, я не то что до моря не доберусь, а и вообще отчалить даже не успею - заарестуют. Тем не менее, решил идти вперед, пока не остановят.

Закончив сборку лодки, набрал воды в бурдюки (колонка действительно оказалась в каких-то ста пятидесяти метрах) и сделал несколько походов в ближайшие магазины, в чем нужды по существу не было никакой – запас продуктов на весь поход я привез с собой. Наверное, чувство неуверенности, страха перед обстановкой вызывает инстинктивное стремление как-то укрепить свои позиции, причем не всегда адекватно. Женя Кузнецов, например, в похожей ситуации, несмотря на жаркую погоду, натянул на себя уйму теплых вещей, а я вот зачем-то накупил продуктов еще на месяц плюс к привезённым. С трудом, но всё-таки удалось все запихнуть в лодку, благо после модернизации она стала значительно вместительнее.

Хорошенько отоспавшись, я поутру еще раз прошелся по магазинам, затем заполнил ещё одну емкость водой, доведя запас ее до 80-90 литров.

Отчалил в полдень 1 сентября.

Представьте картину: ширина реки всего метров двести, туда-сюда шастают катера, судоходство очень оживлённое. Ветер встречный (моряна дует) и очень неровный. Лyпaнёт так, что даже под зарифленным парусом в середке ёкает, а потом, зараза, вдруг сразу стихнет до штиля, а ты галс заложил, на судовой ход вылез. Вот и лавируй в таких условиях.

Страшно труся, пятиметровыми галсами, прижимаясь к берегу, каждую минуту ожидая чего-нибудь нехорошего, крался я к морю.

Но оказалось что до моря ещё далеко…

 3-го сентября меня задержал рыбнадзор. Поскольку разрешения на переход через заповедник у меня не было, меня отправили на попутке в Гурьев улаживать формальности. В течение двух дней я ходил в облсовпроф, клуб туристов, портнадзор и снова в рыбнадзор. В результате этих мытарств у меня в руках оказалась бумажка на бланке клуба туристов и с печатью портнадзора, а купленный накануне отъезда фотоаппарат «Зенит-12СД» я где-то посеял, так что фотолетопись похода пришлось делать старенькой «Сменой», которую взял на всякий случай (вот что значит резервирование!).

Через Каспий без аварий

Устье Урала

5-го сентября утром решил как следует помыться в пресной воде перед выходом в море. Зашёл в воду по колено, зажмурился, намылился, а когда промыл глаза, оказалось, что я в воде уже по пояс. Ноги засосало в илистое дно. «Авоська» была рядом, помогла выбраться. Если бы не она, то даже и не знаю…

Через Каспий без аварий

Впереди море

Вышел в море, к ночи достиг Пешных островов и устроил на одном из них дневку, дорвавшись после болотистых берегов Урала до морского песочка и ракушек. На острове настоящий птичий зоопарк, я даже видел пеликана. Слазал на торчавший неподалёку маяк.

Через Каспий без аварий

Маяк на Пешных

7 сентября был сильный ветер. Такой, что трудно было устоять. Попытка налить воду в кружку из фляги закончилась тем, что струю разбило и унесло.

Через Каспий без аварий

Пора отчаливать

Около полудня отчалил, зарифившись наглухо. По мутному морю гуляли невысокие, но очень неприятные волны с барашками.

Через Каспий без аварий

Старт с Пешных

Конечно, укачало, рвало, но все-таки остаток дня и ночи на 8-е прошли довольно сносно. Спал крепко, лодка курс держала.

8 сентября весь день дул крепкий ветер, волна до полутора метров. Лодка шла под парусом, зарифленным на один ряд, а я валялся. Мутило, но другого я и не ждал. В общем, терпимо. А вот ночку на 9-е я долго буду помнить. Какой высоты была волна, не знаю, но пару раз нас полностью накрывало и очень здорово кренило. Колпак выдержал. Всю ночь я провалялся, укачанный, прижимаясь к наветренному баллону (откренивал!), спал, просыпался и думал, какого чёрта меня сюда занесло, ведь никакого удовольствия от плавания не получаю, только муки от морской болезни. Признаюсь, пообещал себе, что как только доберусь до Форт-Шевченко, сразу сматываюсь  домой и впредь плаваю только на спокойных озерах. Но нет худа без добра, за эту ночь было пройдено значительное расстояние.

9-го сентября ветер постепенно ослаб, и к вечеру я увидел полоску на горизонте, но это, как выяснилось, были всего лишь заросли камыша, в которых я и провел штилевую ночь.

10-го сентября, хорошо выспавшись, утром отчалил и, следуя курсом на маяк (азимут засек ночью) к полудню уже был на Тюленьих островах, на о. Кулaлы.

Через Каспий без аварий

Авоська на Тюленьих

Берега острова, заросшие камышом, не давали возможности высадиться на сушу, пришлось высадиться в воду. Глу6ина по колено, вода теплая, прозрачная, дно ракушечное, а в северной части Каспия вода была, мутная, а дно илистое. Обвязался буксировочным концом и пошёл бурлачить вдоль берега, отыскивая сушу. С перерывом на обед и на послеобеденный отдых занимался этим благородным делом почти до вечера - надо ведь и ногам работу дать.

Через Каспий без аварий

На десерт арбузы и дыни

 От меня то и дело шарахались какие-то рыбины, то там, то тут из воды высовывались водяные змеи, подслеповато задирали морды, нюхая зыком воздух. Не очень приятное зрелище, но, говорят, они не ядовиты и крупными зверями не питаются. На острове я переночевал.

Через Каспий без аварий

Штиль на Тюленьих

11-го сентября экспериментировал с опреснением воды. Примитивный опреснитель в виде ямки в песке и куска полиэтилена оказался вполне работоспособным.

Через Каспий без аварий

Опреснитель

Гуляя по пляжу, увидел чудо: загадочные круги на песке. Как будто от сковородок разного диаметра.

Через Каспий без аварий

Загадка

 Долго ломал голову, пока не обнаружил один такой круг в процессе формирования. Оказалось, что это борозды от надломившейся травинки, которую ветер крутит по кругу, пока не оторвёт.

Через Каспий без аварий

Отгадка

 Наблюдал за огромным количеством уток и за стаей лебедей. Я насчитал их около трех десятков. Впервые довелось увидеть этих действительно  прекрасных птиц на воле.

Единственное сооружение на острове это маяк.

Через Каспий без аварий

Вдалеке маяк

На маяк слазал, разумеется

.Через Каспий без аварий Через Каспий без аварий

Через Каспий без аварий Через Каспий без аварий

С маяка хорошо был виден мангышлакский берег, мыс Тюб-Караган. Он казался гораздо ближе, чем показывала карта, и я, решив, что карта врёт, покинул остров к концу дня. К ночи заштилело, пришлось бросить якорь посреди пролива. Перед сном я решил устроить маленькую постирушку и, когда в полной темноте стал полоскать носовой платок, то чуть не вскрикнул от изумления: вода за бортом вспыхнула сотнями огненных точек. Я, конечно, читал о биолюминесценции моря, но увидел это явление первый раз. Минут пятнадцать плескался, как дитя, и не мог налюбоваться.

Утром 12-гo снялся с якоря

Через Каспий без аварий

Прямо по курсу Мангышлак

 и вскоре уже был на берегу. Мангышлак встретил меня знакомыми с прошлого года пейзажами: песчаные и ракушечные пляжи, огромные глыбы, прозрачная вода.

Через Каспий без аварий

Здравствуй, Мангышлак!

Психологический маятник мощно качнулся в сторону боевого задора, у меня и в мыслях уже не было прервать поход. Подумывал даже повернуть сразу на Махачкалу, но решил все-таки переночевать еще раз на берегу, тем более, надо было зайти в баутинский портнадзор, доложить о себе.

Получив штамп о прибытии и убытии, отогнал лодку немного южнее города и заночевал. Спать, правда, пришлось немного. Дело в том, что в Баутино я попил водички из колонки, и поэтому всю ночь занимался радиальными пробежками от лодки и назад. Не повторяйте таких ошибок!

Утром 1З-го оставил лодку на попечение одного парнишки, ещё раз сходил в Баутино и купил три трехлитровых банки сока. Целый день мы провели на берегу - штиль. Купались, загорали, фотографировались. В 16:30 терпение у меня лопнуло, и я, распрощавшись со своим новым знакомым, на вёсле отчалил в сторону Махачкалы.

Через Каспий без аварий

Курс на Махачкалу

 Заночевал на якоре в нескольких километрах от берега. Среди ночи немного задуло, снялся с якоря и вперед потихонечку. На нос лодки уселась небольшая чайка и проспала там до утра. А я и  не знал, что моя «Авоська»  авианосец!

14-гo до обеда легонько скользили вперед. Волны почти не было. Лодырничал отчаянно. Купался, обвязавшись буксировочным концом. Потом, развалясь, словно в шезлонге, читал свежий номер КиЯ, купленный в Гурьеве, и посасывал кисленький яблочный сок через трубочку, которую провел в багажник прямо к банке.

Через Каспий без аварий

В штиль можно и почитать

В обед совсем заштилело. Что я только ни делал: и греб, и ругался, и купался, и фотографировал тюленей, и колдовал - все без толку.

Через Каспий без аварий

Тюлень в кильватере

А задуло только без малого через сутки. Но это действительно задуло! Нет, особо сильного ветра не было, но дуло, не переставая, полдня 15-гo, всю ночь на 16-e и весь день 16-го! Волна временами до 1,5–2 метров. Я, конечно, снова валялся, не испытывая никакого удовольствия, но прошли за это время много!

Через Каспий без аварий

Море волнуется раз
 

Через Каспий без аварий

Море волнуется два

Вечером ветер ослаб, а к ночи совсем заштилело. Всю ночь лодка лежала в дрейфе, а я спал.

17-го до трех часов дня играл с ветром в кошки-мышки. Потом ветерок потихоньку стал набирать силу.

Через Каспий без аварий

По солнечной дорожке

В 16:20 сквозь дымку на горизонте проступили очертания Махачкалинской горы. Около девяти вечера заработал маяк, и стало уже совершенно ясно: впереди Махачкала.

 

Через Каспий без аварий

На горизонте земля

Завершающий этап путешествия был очень похож на прошлогодний. Так же раздуло волну до 2-х метров, так же шел в бейдевинд, так же добрался до берега в полночь. Была даже мысль причалить в том же месте, что и год назад, но все-таки для разнообразия решил финишировать с другой стороны пляжа, поближе к вокзалу.

Через Каспий без аварий

В Махачкале

18-го сентября упаковался, отметил прибытие в Махачкалинском портнадзоре, побродил по городу, а к вечеру пошел на вокзал стеречь билеты на проходящий поезд.

Вечер, тепло. Брожу по перрону. Одиночество в толпе после одиночества в море воспринимается еще острее. И вдруг - знакомое лицо!

Я несколько мгновений не мог ничего понять. Женя Кузнецов! Откуда здесь? Оказалось - с той стороны Каспия! Не берусь описывать сцену нашей встречи!

Основным итогом считаю то, что мне удалось выполнить принцип «На финише как на старте», т.е. к концу похода состояние как лодки, так и экипажа практически не отличалось от первоначального. Не было ни единой поломки в конструкции лодки, а сам я всегда был сытым, согретым, выспавшимся. Не было ни единой ситуации, мало-мальски напоминающей аварийную, тем не менее получена масса впечатлений, сотой доли которых я здесь не описал.

Через Каспий без аварий
***

В 1990 году я сделал 4-х метровый каркасно-надувной шверцбот «Авоська-3», на котором в 1991 году мы вдвоём с тогдашним моим матросом Татьяной за трое с половиной суток пересекли Каспий в самом глубоком месте, пройдя по маршруту Шевченко – Новокаякент. Но это уже другая история…

***
Через Каспий без аварий Через Каспий без аварий Через Каспий без аварий
Что получилось в "Катерах и яхтах" Через Каспий без аварий
Через Каспий без аварий
Через Каспий без аварий
"Московский комсомолец"

 

Источник : "http://www.parusanarod.ru/go/1986/naumov/index.htm" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Рассказ
11 Сентября 2020
В море – всерьёз
Рассказ
06 Мая 2020
Такая разная Онега
Рассказ
12 Мая 2020
Одиночка по Балтике
Рассказ
15 Мая 2020
Белое солнце Мезени
Рассказ
20 Мая 2020
Залив Петра Великого 2017
Рассказ
25 Мая 2020
На восток до Магадана
Добавить публикацию