13 октября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано

Идея похода

Известнейший и крайне популярный среди туристов район Тхачей привлёк наконец-то и наше внимание. Правда маршрут нам показался, ну как бы это помягче сказать, несколько коротковатым и не совсем удобным в плане выхода. Дело в том, что после горной прогулки очень хотелось немного поплескаться в Чёрном море, и нужно было максимально ближе к нему подобраться. Посему логичным продолжением оказалась долина Малой Лабы, которая соединяется перевалом Аишхо с районом Роза Хутора, откуда до моря уже, что называется «рукой подать». Правда это вотчина Кавказского биосферного заповедника, но ведь туристов туда пускают, и даже маршрут оказался проложен как раз там, где нам нужно. На сайте заповедника он указан под названием «Маршрут №8», а заявку на прохождение можно подать с недавнего времени дистанционно.

Время для путешествия выбрано идеальным – в это время на Кавказе ещё тепло, в горах начинают трубить олени, часто можно встретить медведей, ещё не отошли ягоды, а в Чёрном море комфортно купаться. Единственным нюансом предполагались пересохшие родники, но на деле оказалось не всё так страшно. Правда, на отдельных участках воду нести надо, однако таких мест немного. В описании я постараюсь акцентировать на них внимание. Сколько провести на маршруте? Девять дней, как у нас, наверное, будет минимальным сроком. Можно добавить ещё денёк на возможную непогоду или разбить на части один из напряжённых дней.

График переходов

Просмотрев в интернете кучу заметок, составили график переходов, стараясь ориентироваться на свой походный опыт и привязываясь к источникам воды. И если по заповеднику вариантов немного – администрация строго регламентирует стоянки, то в первой части маршрута возможности для планирования присутствуют в избытке. В результате оказалось, что теоретические расчёты вполне удачны, график переходов был тот, что надо.

К каждому дню прикреплён gps-файл с треком. Это не реальная запись во время переходов, но прорисованы они по тем тропам и дорогам, по которым пролегал маршрут. Я думаю, в данном походе такие треки могут быть полезны, хотя бы на этапе подготовки.

Газ, дрова

С кострами связываться не хотелось, а в заповеднике и не разрешали (правда кострища на стоянках почему-то имеются), поэтому пришлось брать газ. Особых проблем нет, баллоны купили в Пятигорске (часть группы прилетала раньше с целью посещения района Минеральных Вод). Так же есть два магазина Декатлон в Краснодаре, где в наличии недорогой газ. Часто можно встретить баллоны и в автомобильных магазинах на трассах, но его качество сродни лотереи. Что касается дров, то в наличии они практически везде, если конечно не стоит задача организации пионерского костра.

Транспорт

Сбор группы был намечен в Майкопе. Часть летела из Москвы в Краснодар, часть из Нижнего Новгорода в Минеральные Воды. И если из Краснодара до Майкопа вполне удобно добираться общественным транспортом, то от МинВод на наш взгляд предпочтительней нанимать машину.

От Майкопа соболь до пос. Новопрохадное (рейсовых автобусов нет). От Новопрохладного до ур. Тайвань на шишиге. Можно от Новопрохладного идти и своим ходом, сложностей никаких, но удовольствие от лесовозной дороги сомнительное. В Роза Хуторе естественно проблем с транспортом нет, в зависимости от задач - автобус, электричка, такси.

Никакого специального снаряжения не требуется – поход на уровне прогулки в парке. Однако не забываем про штормовки, тёплые куртки, налобные фонарики и бутылки под воду. Трекпалки тоже не помешают.

Сотовая связь

От Тхачей до Ачешбоков отличный сигнал мобильной связи. Так же начинает ловить у домиков егерей на спуске с перевала Аишхо. В других местах связи нет.

Полезные сылки

Кавказский биосферный заповедник……… "https://kavkazzapoved.ru/" rel="nofollow"

Машина от Минеральных Вод до Майкопа. Хороший водитель, минимальные цены в том районе, можно договориться о покупке газа (купит заранее)………Павел 8-995-000-30-80

Машина от Майкопа до Новопрохладного (Соболь)…...Дмитрий 9-918-926-16-33

Машина от Новопрохладного до ур. Тайвань (66-я). Кажется, что других вариантов просто нет...…Руслан  8-918-537-84-94

Магазин турснаряжения в Пятигорске. Там покупали газ «ковея»……… "http://all-for-sport.ru/" rel="nofollow"

Архив с gps-треками по дням………ссылка

Описание маршрута по дням

Расстояния, координаты рабочих источников и используемых стоянок взяты с сервиса "https://nakarte.me" rel="nofollow" с карты OSM. Точные перепады высот смотрите в gps-файлах.

День 0

Сбор группы на междугороднем автовокзале Майкопа. Газелька до Новопрохладного, 66-я до ур. Тайвань. Место для лагеря на берегу речки. Есть два навеса со столами и скамейками.

День 1

Подъём к горе Большой Тхач. До основного набора высоты дорога (а затем тропа) часто петляет с берега на берег. У нас броды вызывают улыбку, но возможно весной придётся разуваться. Перед подъёмом лучше набрать воды. Правда один родник нам встретился, но выигрыш от него невелик (он где-то в начале подъёма). На хребте огромный малинник, рекомендуем полакомиться. Можно встать у балагана Ветренный, а если место занято, лучше дойти до седловины перевала, там несколько ровных полян для палаток.

Из-за большого набора высоты день весьма утомительный. Расстояние 10,2 км.

Источники воды: N 44.04117° E 40.42046° / N 44.03876° E 40.42907°

Стоянка: N 44.03817° E 40.42987°

День 2

Днёвка. Радиалка на г. Большой Тхач и г. Малый Тхач. Тропы начинаются прямо от стоянки на перевале. Получился красивый день – до обеда Большой Тхач, вечером – Малый Тхач.

Расстояние радиальных выходов 7 км.

День 3

Переход в район Ачешбоков. Прекрасная стоянка в лесной зоне после перевала Чертовы ворота. Единственный минус – источник воды находится в некотором удалении, до него около 800 метров. Если занята, на бугре выше источника есть ещё одна стоянка.

Расстояние 8,3 км, проходится до обеда.

Источники воды: N 44.00860° E 40.45184°/ N 43.97304° E 40.47099°

Стоянка: N 43.97737° E 40.46947°

День 4

Переход по хребту Агиге и Мал. Бамбаки. Длинный, красивый день с великолепной стоянкой над долиной р. Уруштен. Надо брать с собой воду, появляется она лишь ближе к вечеру.

Расстояние 18,7 км, рекомендуем выйти пораньше чтобы застать туман в долинах.

Источники воды: N 43.97304° E 40.47099°/ N 43.96924° E 40.58506°/ N 43.94624° E 40.62461°

Стоянка N 43.94539° E 40.62540°

День 5

Спуск к Малой Лабе, переход до стоянки «У пьяной ели» в Кавказском заповеднике. Очень длинный день, но разбивать его на части не стоит. Во-первых дорога идёт на спуск, а во-вторых интересного там ничего нет. Фактически это переход на вторую часть маршрута. Проложенный трек не всегда ведёт по наезженной дороге, поэтому поглядывайте в навигатор, чтобы не сбиться. И имейте ввиду, что далеко не все дороги, показанные на карте, имеются в наличии.

Расстояние 21,7 км.

Стоянка, как и все остальные места отдыха туристов в заповеднике, оборудована навесами, туалетами, костищами.

День 6

Переход до стоянки «30-й км». Участок, в принципе, можно разделить на два дня, но вторая его часть, после обеда на стоянке «Умпырь», идется очень легко, как в парке. На этом переходе можно увидеть медведей. Мы встретили одного, соседняя группа шесть мишек.

Расстояние 21,5 км.

День 7

Переход до стоянок  «На Чистой». Небольшой, красивый день с уютной стоянкой и обилием туристов.

Расстояние 9,5 км.

День 8

Переход через перевал Аишхо, выход с территории заповедника. Как и любой переход  с подъёмом на перевал, он красив и чуть тяжелее предыдущих дней в заповеднике. Воду на перевал нести не надо, она встречается в ручьях до самой седловины. Стоянка на месте разрушенных балаганов. Вода из ручья.

Расстояние 11 км.

Стоянка: N 43.64875° E 40.43730°

День 9

Переход до Роза Хутора. На пути встретится погранзастава, где потребуют документы (паспорт) для отметки. Гражданам РФ никаких пропусков не надо, туристам из других стран потребуется разрешение. Также путь проходит через отделение ФСБ (никто нами не заинтересовался) и кордон заповедника (и там встетили встретили полное равнодушие).

Расстояние 14,1 км.

Кавказ. "От Тхачей до Роза Хутора"

Источник : "http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5801874/" rel="nofollow"