12 февраля 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II

Федерация спортивного туризма Воронежской области Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма

Отчёт

о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу в районах рек Пшеха и Пшенахо совершённом группой туристов из г. Воронежа в период с 27 октября по 6 ноября 2017 года

Маршрутная книжка № 18-17 Руководитель группы:

Остапенко Сергей Юрьевич

г. Воронеж, ул. Бульвар Пионеров, д. 2, кв. 48 pplelan@yandex.ru

8-952-105-78-98

Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем

участникам и руководителю  категории сложности. Отчёт использовать в библиотеке

г. Воронеж 2017 г.

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

Место проведения похода:

Западный Кавказ в районах рек Пшеха и Пшенахо.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (категория) сложности похода

Протяжённость активной части похода, (км)

Продолжительность

8 дней

27.10 - 6.11

Пройдено препятствий:

Траверс ущелья реки Куша 1А-1Б.

Траверс хребта под вершиной 1683 м (ГШ) 1А-1Б. Траверс цирка под вершинами Семашко и Шесси 1Б. Броды на маршруте мелкие 1А-1Б.

Брод через реку Бол. Пшиш 2А. Перевал Дикил-Даш НК. Вершина 986 (ГШ) 1А.

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 8050 метров.

Подробная нитка маршрута Заявленный маршрут:

Пос. Гуамка – род. Холодный – г. Разрытая – г. Матук – г. Мезмай - г. Блям – г. Оштен – пер. Фишт-Оштеновское седло – оз. Пседонах – пер. Майкопский – водопадная поляна – лунная поляна - пер. Черкесский - кордон Бабук-Аул – приют Бабук-аул - р. Шахе – пос. Бзогу – пос. Солохаул.

Пройденный маршрут:

пос. Черниговское - р. Пшеха – десятый километр – с. Кушинка – руч. Куша -

подножие горы Бол. Оконту - выход на высоту 1683 м. – балаган под горой - цирк гор Двойня и Шесси – 967 м. – 725 м. – р. Бол. Пшиш - брод через реку – база

лесовозов - 617 м. – притоки реки Бол. Пшиш – 621 м. – 562 м. – 487 м. – 503 м. – р. Караковская Щель – 491 м. – 503 м. – 538 м. – стоянка под г. Дикил-Даш - пер.

Дикил-Даш – ск. Дикил-Даш – р. Пшенахо – яблочные сады - р. Пшенахо - Анастасиевская поляна – пос. Анастасиевка – пос. Георгиевское.

Высотный график похода

безработный

1 к.с. ПУ, Крым

Адрес хранения отчёта:

г. Воронеж,     (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход:

- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Западный Кавказ — часть горной системы Большого Кавказа, расположенная к западу от меридиональной линии, проходящей через гору Эльбрус. Часть Западного Кавказа от Анапы до горы Фишт характеризуется низкогорным и среднегорным рельефом (так называемый Северо-Западный, или Черноморский Кавказ), далее к востоку до Эльбруса горная система приобретает типичный альпийский облик с многочисленными ледниками и высокогорными формами рельефа.

В более узком понимании, которого придерживаются в альпинистско- туристической литературе, к Западному Кавказу относят только часть Главного Кавказского Хребта от горы Фишт до Эльбруса. На территории Западного Кавказа — Сочинский национальный парк, Кавказский государственный заповедник, заповедник Рица, заповедник Псху, Природный парк Большой Тхач, памятник природы «Хребет Буйный», памятник природы «Верховье реки Цица», памятник природы «Верховье рек Пшеха и Пшехашха», Тебердинский заповедник, находящиеся под охраной ЮНЕСКО как образец Всемирного наследия.

Климат. Климат на большей части территории умеренно-континентальный, на Черноморском побережье от Анапы до Туапсе — полусухой средиземноморский климат, южнее Туапсе — влажный субтропический. В горах выражена высотная климатическая зональность. В течение всего года типичны резкие изменения погоды — значительны месячные, сезонные и многолетние колебания температур. Для предгорий характерны фёны, способствующие быстрому сходу снега весной и усилению паводков на реках. В районе Анапа — Новороссийск — Геленджик типична бора со скоростью ветра более 15 м/с, иногда более 40 м/с (в декабре 1997 года наблюдалась бора с силой ветра до 47 м/с). Среднее количество дней с борой 21 (в Новороссийске более 40), из них 18 в холодное полугодие.

Средняя температура января на равнине −3… −5 °С, на Черноморском побережье 0…+6 °С, в Сочи +5,9 °C. Средняя температура июля +22…+24 °C. Годовое количество осадков — от 400 до 600 мм в равнинной части, до 3242 мм и более — в горной. Каждую весну край затапливают паводки. В целом для края характерны жаркое лето и мягкие зимы.

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Западного Кавказа, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Пополнять продуктовый запас на маршруте было не где.

С питьевой водой проблем не было. В долинах вода всегда была в ручьях, но из-за большого обилия осадков вода была мутная и требовала обязательного кипячения.

Что касается мобильной связи, то она появлялась только на верховьях и в прямой видимости поселков.

Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пеший походы до 3 категории сложности. Мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность большим обилием осадков, буреломами и бродами.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

• крутые склоны;

• броды;

• лесные завалы;

Из природных достопримечательностей на маршруте встречаются множество горных рек, ущелья, дикий лес, красивые скалы.

Из неприятного для туристов соседства нечего замечено не было.

Транспортная инфраструктура Западного Кавказа хорошо развита и добраться в любой уголок не представляется сложным.

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута, находясь в районе реки Большой Пшиш двигаться необходимо к поселку Терзиян.

Расчет категории сложности

протяженности (l) = 93 км

продолжительности (t) = 8 дней (8 ходовых)

локальным препятствиям (ЛП) = 74

переправы 14 + 6 + 12 = 32, перевалы 4, траверсы 10 + 10 + 8 = 28, вершины 10

1. протяженным препятствиям (ПП) = 25

растительный покров 5 + 5 + 5, снежный участок 10

району похода = 4 (Западный Кавказ)

автономности = 1 (полная автономность)

перепад высот = 8050 метров

Расчет перепада высот:

Дни

Основной маршрут

Радиальный выход

Набор высот

Сброс высоты

Набор высоты

Общая разница высот: 8050 метров.

Коэффициент перепада высот К = 1 + суммарный перепад высот / 12 = 1+ 8 / 12 = 1,66

Количество баллов определяется по формуле КС=ЛП + ПП – (Г * А * К) = 74 + 25 – (4

* 1 * 1,66) = 105,64

Количество набранных баллов соответствует второй категории сложности пешеходного маршрута.

Финансовые расходы участника

Дорога туда:

поезд туда № 030С ст. Придача - Краснодар-1 1500 руб.

Заброска г. Краснодар – пос. Черниговское 650 руб.

Дорога обратно:

1) поезд обратно № 084С Адлер - Воронеж-1 1600 руб.

Расходы на еду:

Мы собирали по 3000 рублей.

Общие расходы на одного участника похода составили около 7000 рублей.

Общественное снаряжение группы

Котлы

2 шт.

580 + 610 гр.

Из нержавейки с крышками.

Рем набор

Комплект

для розжига

300 гр.

Орг. стекло, спички, зажигалка, спец.

спички, огниво.

Тросик

костровой

0,2 кг.

Изменения маршрута и их причины

Еще перед выездом в поход мы посмотрели прогнозы погоды на разных сайтах и поняли, что со второго дня похода погода будет очень мокрая и ветреная. Прогнозы погоды сулили эту жесть на четыре дня.

Я начал продумывать альтернативный план похода не через плато Лаго-Наки т.к. уже бывал там в плохую погоду и не хотел повторять печальный опыт 14 года.

Маршрут был нарисован западнее плато по лесам и холмам, с выходом на хребет. Мы старались придерживаться этого плана, но снег и ветер были настолько настойчивыми, что не пускали нас на верха и пришлось еще пару раз менять маршрут. В низах мы столкнулись в бурной горной рекой, которую пришлось обходить верхами и искать бревно.

После четырёх дней жесткой непогоды начало проглядываться солнышко и мы в очередной раз поменяли планы с целью хоть куда то из этих низов забраться и увидеть море и горы.

Подробнее о изменениях маршрута будет написано в описании каждого дня.

Фактический график движения

ЧХВ

Погодные условия

-   28.10

Поезд Воронеж – Краснодар.

Заброска Краснодар – пос. Черниговское.

1-2

р. Бол. Пшиш – брод через реку – база лесовозов

Облачно, снег, сильный ветер

0 +5 +10

база лесовозов – 617 м. – притоки реки Бол. Пшиш – 621 м. – 562 м. – 487 м. – 503 м. – р.

Караковская Щель – 491 м. – 503 м. – 538 м. – стоянка под г. Дикил-Даш

Облачно – по, дождь, ветер

+5 +10 +15

стоянка под г. Дикил-Даш – пер. Дикил-Даш – ск. Дикил-Даш – р. Пшенахо – яблочные сады

По – ясно ветер

-10 0 +15

яблочные сады - р. Пшенахо - Анастасиевская поляна – пос. Анастасиевка – пос.

Георгиевское.

4,3

Ясно

-10 0 +15

-  6.11

Выброска пос. Георгиевское – г. Туапсе. Поезд Адлер – Воронеж.

10-

Поезд

Всего 92 км.

Техническое описание маршрута

Первый день (28.10.2017)

Пос. Черниговское – р. Пшеха – десятый километр – с. Кушинка – руч. Куша. Ночлег (N44°12'23,67" E39°39'22,73") на высоте 398 метров в лесу около реки Куша. Пройдено за день 14 км. Подъем – 350 м. Спуск – 250 м.

В том числе: по снегу пешком 14 км (9 км по ЖД путям, 4 км по грунтовой дороге) Грязное ходовое время – 5 часов.

Чистое ходовое время – 4 часов 30 минут.

В связи с изменением маршрута в пользу низов и лесов мы приехали за место пос. Гуамка в пос. Черниговское. Стоимость заброски 7 чел. + рюкзаки от Краснодара до пос. Черниговское составила 4500 руб.

Добрались мы до места за 3 часа, погода была отличная – около +20 и солнечно. Окончательно перераспределили еду и снаряжение, немного перекусили и отправились в путь.

В первый день у нас движение проходило вдоль реки Пшеха по узкоколейной железной дороге. Мы даже увидели проезжающий паровозик. Как оказалось они по железной дороге возят лес.

По пути часто встречали памятники великой отечественной войны и красивое ущелье Волчьи Ворота.

Вскоре добрались до пос. Десятый километр и Кушинка. В них есть электричество и даже маленький магазинчик. Живет народу мало. В основном старики и те, кто занимается заготовкой леса.

За поселком Кушинка в лесу у реки Куша поставили лагерь к 16 часам.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 1. Идем по путям вдоль реки Пшеха.

Фото 2. Вид на ущелье Волчьи Ворота.

Второй день (29.10.2017)

руч. Куша – подножие горы Бол. Оконту.

Ночлег (N44°08'46,51" E39°34'59,23") на высоте 1093 метра на в лесу у ручья Куша. Пройдено за день 16 км. Подъем – 1000 м. Спуск – 300 м.

В том числе: 10 км по заросшей грунтовой дороге, 6 км по хорошей лесовозной дороге. Грязное ходовое время – 8 часов.

Чистое ходовое время – 6 часов 30 минут.

Встали в 6 утра, вышли в 8. Переменная облачность, не большой дождь с утра.

Температура около +10.

Движемся по лесовозной дороге вдоль руки Куша. Вскоре дорога становиться очень заросшей и заваленной деревьями, мы пробираемся по зарослям под дождем. Пару раз проходим траверсом склоны где дорога обвалилась в ручей.

Несколько раз приходиться переходить реку, глубина брода 10-20 см, есть возможность перепрыгнуть по камням или бревнам. Постепенно поднимаемся выше и выходим из ущелья реки на хорошую грунтовую дорогу ведущую вокруг горы Бол. Оконту.

Тут нас заливает очередная порция дождя и начинает дуть сильный ветер и громыхает гром. Молнии бьют в вершину горы рядом и мы понимаем, что правильно не пошли на Плато Лаго-Наки т.к. там в такую погоду было бы не где укрыться.

Ближе к 16 часам начинаем искать место для ночевки, перелазаем по бревну мощный поток реки Куша и становимся под хвойными деревьями на ночевку.

Без конца льет дождь и мы полностью вымокли за день, под тентом разводим костёр и немного сушимся.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 3. Мокнем в районе реки Куша.

Фото 4. Перелезаем реку Куша по бревну.

Третий день (30.10.2017)

Подножие горы Бол. Оконту – выход на высоту 1683 м. – балаган под горой. Ночлег (N44°07'28,99" E39°34'33,71") на высоте 1542 метра в лесу горном домике. Пройдено за день 6 км. Подъем – 700 м. Спуск – 300 м.

В том числе: по грунтовой дороге 3 км, по зарослям 3 км. Грязное ходовое время – 4 часа.

Чистое ходовое время – 4 часа.

Всю ночь лил дождь, встали в 6 утра, вышли в 8.

Поливает без остановки, вечером прошедшего дня мы немного подсушили вещи, но за пол часа под проливным дождем все опять начало промокать.

Движемся на верх к скалам Семашко, погода ужасная, льет дождь, сильный ветер и на верху уже выпадает снег, температура воздуха около +5.

Грунтовая дорога, обозначенная на карте, оказывается старой и заросшей, мы часто её теряем из виду и движемся по направлению. Вскоре выходим к предвершинному взлету к высоте 1683 м (ГШ). Движемся по гребню в лесной зоне, выше леса дует ураганный ветер, направление грунтовки теряется и мы попадает в жуткие заросли, по краям гребня крутые склоны, приходиться идти по верхам продираясь по зарослям под проливным доджем.

На выходе к вершине попадаем на открытую поляну и под сильнейший ветер, который сбираем с ног и вымораживает, а снег дерет открытую кожу. Быстро уходим ниже и укрываемся в лесной зоне. Спускаемся ниже и выходим на лесовозную дорогу и по ней добираемся до горного приюта под скалами Семашко.

Полностью вымокшие и замерзшие решаем заночевать в приюте и посушиться. На месте были к 12 часам.

В домике есть два уровня, на нижнем есть нары под 5-6 чел. и костровое место, на верхнем «место для сушки» в котором удалось высушить палатки.

На улице бушует стихия, идет сильный снег, температура около нуля, на хребте по-прежнему ураганный ветер.

Фото 5. Брод реки Куша.

Фото 6. Укрылись в домике от непогоды.

Четвертый день (31.10.2017)

Балаган под горой – цирк гор Двойня и Шесси – 967 м. – 725 м. – р. Бол. Пшиш.

Ночлег (N44°08'06,09" E39°29'02,64") на высоте 580 метров в лесу около р. Бол. Пшиш Пройдено за день 16 км. Подъем – 500 м. Спуск – 1500 м.

В том числе: по зарослям 5 км, по грунтовой дороге 11 км. Грязное ходовое время – 10 часов.

Чистое ходовое время – 9 часов.

За ночь выпало около 30 см снега. Мы встали в 5 и вышли в 7. Надеясь, что доп. время потратим на преодоление стихии, но все было очень непросто.

Стихия бушевала, шел сильный снег и дуг ветер, на хребте творилось что-то невообразимое. Мы попытались траверсом и в лоб подниматься к хребту и двигаться дальше по маршруту, но чем выше мы поднимались, тем яснее становилось, что туда соваться слишком опасно. Решили пробовать обходить гору Шесси траверсом по склону, но склон оказался слишком крутой и заросший, мы с трудом проходили каждые сто метров. Частые сбросы по слону и множество ручьев доп. осложняли путь.

Время шло, мы понимали, что двигаться в таких погодных условиях по маршруту не представлялось возможным и пришлось открывать карту и искать пути выхода куда- нибудь низами. Оказалось, что неподалеку есть поселок Алтибунал и Терзиян, решили двигаться в их направлении.

Преодолев десяток ручьев и крутых склонов выбрались на старую лесовозную дорогу и начали спуск по ней из зоны снега. На высотах 800 метров и ниже снега уже почти не было и ветер не доставал, мы немного расслабились и двигались к новым препятствиям в низовьях – преодолению рек.

Из-за невероятного кол-ва осадков реки сильно вздулись и даже маленький ручей было весьма непросто пройти, приходилось искать упавшие бревна и перелазить по ним.

К вечеру мы выбрались к реке Бол. Пшиш и поняли, что попали – река была шириной 7-10 метров и с таким течением, что даже с веревкой было проходить её опасно.

Решили, что пойдем выше против течения в поисках безопасного прохода русла.

К 17 часам нашли условно хорошую полянку и стали на ночевку. Дождь полевал без отдыха.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 7. Домик на ночевке. Выход в 7 утра.

Фото 8. Не погода под горой Шесси.

Фото 9. Брод притока реки Бол. Пшиш.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 10. Брод притока реки Бол. Пшиш.

Пятый день (1.11.2017)

р. Бол. Пшиш – брод через реку – база лесовозов.

Ночлег в кузове лесовозов. (N44°08'12,82" E39°28'47,86") На высоте 526 м. Пройдено за день 4 км. Подъем – 100 м. Спуск – 150 м.

В том числе: по грунтовой дороге 2 км, по зарослям 2 км. Грязное ходовое время – 4 часа.

Чистое ходовое время – 4 часа.

Самый ответственный день – переход главной реки Большой Пшиш. Встали в 7 утра, вышли в 9.

Начали подъем от места ночевки на верх вдоль реки в поисках брода. С восточной стороны русла идет хорошая лесовозная дорога, на которую мы вышли и набрав пару сотен метров пошли к руслу. На расстоянии около 300 м от русла уже слышен его рёв и грохот. Скинули рюкзаки и пошли искать наиболее безопасное место прохождения реки. В верховьях река было спокойнее – около 5 метров шириной и поток не такой сильный.

Вскоре наши поиски увенчались успехом, и мы нашли дерево, застрявшее на русле так, что образовало перелаз. Бревно было оч. скользкое и мы повесили перильную веревку, чтобы страховаться за неё во время перелаза. Двигались по одному, девушек пустили без рюкзаков, первый и последний участник перелазил с концом веревки закрепленным на себе.

Выдохнули и радостные преодолев самое опасное препятствие продолжили путь вдоль русла вниз по течению.

На этой стороне река прижималась к слону и осыпала его, нам пришлось лезть на верх и пробираться через заросли и курумник. В этих зарослях обнаружили лесовозную дорогу и по ней выбрались к базе на которой был обнаружен передвижной кузов.

Во второй раз за этот поход все полностью вымокшие и замерзшие решаем остановиться под крышей и посушиться. В кузове живут рабочие валящие лес, но в момент нашего прихода некого не было и в связи с такой жуткой непогодой в последние дни мы решили, что не кто приехать не должен.

Покушали, посушились, погрелись, легли спать и тут к 21 часу в лесу послышался рев мощного мотора лесовоза. Мы замерли и не по верили, что кто-то может к нам сейчас приехать, но это и правда были рабочие, которые ехали на свою базу.

Они очень удивились, увидев нас в своем бараке и поняв, что с нами в таких условиях делать нечего уехали на др. базу.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 11. Перелаз реки Бол. Пшиш.

Фото 12. В кузове лезовозов.

Шестой день (2.11.2017)

База лесовозов – 617 м. – притоки реки Бол. Пшиш – 621 м. – 562 м. – 487 м. – 503 м. – р. Караковская Щель – 491 м. – 503 м. – 538 м. – стоянка под г. Дикил-Даш

Ночлег (N44°09'45,00" E39°25'13,08") на высоте 584 метра в лесу около горы г. Дикил-Даш.

Пройдено за день 13 км. Подъем – 600 м. Спуск – 500 м.

В том числе: 10 км по грунтовым лесовозным дорогам, 3 км по зарослям. Грязное ходовое время – 7 часов.

Чистое ходовое время – 6 часов.

Встали в 7, вышли в 9 утра. Погода немного начала улучшаться, стало теплее и выглядывало солнышко. Появилась надежда, что циклон полоскавший нас последние четыре дня уходит и мы наконец то сможем погреться на солнышке.

Стартовав с базы лесовозов, мы преодолели притоки реки Бол. Пшиш по бревнам и камушкам и начали подниматься к горе 617 м (ГШ). Там грунтовая дорога ушла куда- то, и мы по направлению в зарослях двигались далее к очередному притоку реки Бол. Пшиш.

Пройдя притоки вышли на хорошую лесовозную дорогу и быстро зашагали в направлении поселка Терзиян. На развилке встретили два уаза и узнали у мужиков про прогноз погоды, и он оказался на следующие дни хороший. В связи в этим быстрый выход в цивилизацию в поселок Терзиян отменили и отпустили туда наших Тамбовских товарищей, изголодавшихся по цивилизации до поселка, а сами отправились к вершине Дикил-Даш.

Преодолели не простотой переход по бревну через реку Кариковская щель и начали подъем по лесовозной грунтовой дороге к горе.

Периодически моросил дождик, но это уже было просто смешно после того, что мы преодолели до этого за четверо суток.

К 16 часам нашли хорошую площадку в хвойном лесу около горы Дикил-даш и поставили там лагерь.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 13. Обед у реки Кариковская щель.

Фото 14. Сухой бивак с хвойными дровами.

Седьмой день (3.11.2017)

Стоянка под г. Дикил-Даш – пер. Дикил-Даш – ск. Дикил-Даш – р. Пшенахо – яблочные сады.

Ночлег (N44°09'43,14" E39°19'37,98") на высоте 228 метров около яблочных садов. Пройдено за день 13 км. Подъем – 500 м. Спуск – 900 м.

В том числе: грунтовой дороге 10 км, по зарослям 3 км. Грязное ходовое время – 7 часов.

Чистое ходовое время – 6 часов.

Ночью были звезды, сухо и мороз, все неожиданно замерзли. Встали в 7 утра, вышли в 9.

Погода отличная – светит солнце и становиться оч. тепло. Мы движемся на перевал пер. Дикил-Даш по грунтовой дороге. Дорога плавно набирает высоту и потихоньку ползет на верх. Погода все лучше, становиться тепло и даже жарко, но лежит снег около 10 см.

Выбираемся на перевал, оставляем рюкзаки и идем налегке на вершину 968 м. (ГШ). Начинается курумник и скалы, лезем, продираемся через заросли с целью выбраться на верх и хоть что-то увидеть за поход.

Через пол часа добираемся до крутого скального взлета, техникой скалолазания взбираемся на верх и оказываемся на вершине скального гребня с которого открывается вид на море и плато Лаго-Наки. Любуемся видами, фотографируемся, появляется связь, отзваниваемся домой.

Далее спуск по курумнику на перевал к рюкзакам и плавный спуск в долину реки Пшенахо по лесовозной дороге, которая периодически теряется в зарослях.

Выбираемся до реки, выходим на основную грунтовую дорогу и попадаем к строящимся тур. базам. Обходим строения и спускаемся ниже по дороге до диких садов, на территории одного из них на отличной поляне ставим лагерь к 16 часам.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 15. Подъем на перевал Дикил-Даш.

Фото 16. Группа на вершине горы 968 м. (ГШ).

Фото 17 Идем вдоль реки Пшенахо.

Восьмой день (4.11.2017)

яблочные сады - р. Пшенахо - Анастасиевская поляна – пос. Анастасиевка – пос. Георгиевское.

Пройдено за день 10 км. Подъем – 100 м. Спуск 300 м.

В том числе: по грунтовой дороге 5 км, по асфальту 5 км. Грязное ходовое время – 5 часов.

Чистое ходовое время – 4 часа 30 минут.

Встали в 6 утра, вышли в 8.

Погода отличная, солнечно, но холодно с утра.

Последний наш ходовой день и выход в цивилизацию. Греясь на солнышке, мы идем по грунтовой дороге вдоль реки Пшенахо. Все больше людей и машин вокруг. Реки запущены в трубы под грунтовой дорогой, практически везде уже можно проехать на обычной машине.

Вскоре выходим в пос. Анаставиевка, узнаем, что не попали на автобус и движемся далее до пос. Георгиевское. Там на реке чистимся и идем на остановку, вскоре приезжает автобус и мы отправляемся до г. Туапсе.

Отчёт о пешем туристском походе 2 категории сложности по Западному Кавказу

Фото 18. Мост через реку Пшенахо.

Карта пройденного маршрута.

Выводы и рекомендации

Поход получился очень непростым, погода нас испытывала на прочность четыре с половиной дня, практически все вещи и снаряжение были насквозь мокрые. Несколько раз за поход приходилось менять намеченные планы т.к. в таких погодных условиях пройти верхами было бы очень опасно.

Палатки даже сухие при ночевке под дождем при температуре около нуля к утру сыреют вместе с вещами.

Высокие бахилы от грязи и снега в таких условиях просто необходимы так же, как и трек. палки.

Обувь практически вся была насквозь мокрая за исключением двойных горных ботинок Bestard, которые немного сырели от пота к вечеру и быстро высушивались внутри спальника.

Тент и горелка в таких погодных условиях просто необходимы для комфортного существования.

Веревку необходимо брать в обязательном порядке иначе реку или крутой склон преодолеть невозможно.

Тестирование смартфона Xiaomi Redmi 4 Prime в гермочехле как навигатора с программой OSMand показало, что телефон живет около трех дней в режиме навигации без записи трека, гермочехол позволяет не волноваться за устройство. По сравнению с Garmin навигаторами смартфоном пользоваться гораздо быстрее и удобнее.

Тестирование смарт часов Xiaomi Amazfit показало, что часы пишут трек на одном заряде около 20 часов, подзарядить их не составляет труда от повер банка, не убиваемость часов в походе доказана.

И не берите не когда в такие условия пуховые вещи, они бесполезны.

Отчет составил Остапенко С.Ю.