Виды туризма

10 января 2013
Илья Слепцов (Санкт-Петербур)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 715 0
29.04.2001 - 1.05.2001

NB! Данное произведение ни в коем случае не может быть использовано в качестве лоции

Состав группы:

"Жук":
Александр Губин (капитан/адмирал)
Антон Панков = маленький Антон (1-й маршрут)

"Жук":
Родион ... (капитан)
Антон Говоров = большой Антон (1-й маршрут)

"Свирь":
Илья Слепцов (капитан, хронограф)
Роман Черников 29.04.2001 День первый
Утром мы выехали с адмиральского дома в поселке Песочное под Питером. Шли вчетвером, два человека (Рома и Родион) должны были присоединиться к нам на следующий день. Решили ехать на дизеле, выходящем с Удельной в 8.11. День был предпраздничный, и мы опасались, что электричка будет набита до отказа. Так и оказалось. Когда открылись двери вагонов, мы увидели, что в тамбур все не войдут. Губин побежал в соседний тамбур и смял стоявших там людей с разбегу тяжелым рюкзаком. Надо сказать, что нам просто повезло - всем удалось войти и вполне прилично доехать до Зеленогорска. Там мы перешли на соседнюю платформу, куда минут через десять подошел дизель до Приморска. В промежутке между поездами мы метались по привокзальной площади Зеленогорска в поисках хлеба (потом мы уже поняли, что необходимости в спешке не было абсолютно никакой - в Куолемаярви можно купить почти все известные нам продукты). Мы уселись в вагоне и стали ждать контролера. Нам повезло - мы его так и не дождались. Если учесть, что в электричке тоже никто ничего не проверял, то получается, что мы доехали до Куолемаярви совершенно бесплатно. Пока ехали, адмирал Губин травил байки про ужасы весенних походов - холодную воду, утонувших собак и девушек с тяжелым циститом. Перед самым Куолемаярви добрый дедушка с соседнего сиденья спросил нас: "А вы что, на озера едете? Они же еще подо льдом!" Обрадовал... С некоторым трепетом мы спустились на низкую платформу в Куолемаярви и двинулись вперед и направо по асфальтированной дороге к пляжу на озере. Идти там недалеко - не более двухсот метров. Идем, а сами смотрим на воду - есть лед или нет. Вышли на берег - все озеро чистое, ни одной льдинки. Добрый был дедушка! Начали собирать байдарки. "Свирь" мы с большим Антоном собрали меньше чем за час и приступили к сборке "Жука". Когда и с ним было покончено и вещи были уложены, решили перекусить. Параллельно с нами на берегу собирались две компании - несколько "Тайменей", одна "Свирь", два каяка, да еще и сборная стеклопластиковая байдарка.

* * *

Справка

Гороховка - небольшая речка на Карельском перешейке, образуется при слиянии двух притоков - Александровки (вытекает из Александровского озера) и Камышевки (вытекает из озера Красавица). Река проходится от истока до устья за один день. Ширина реки от 10 метров в начале, до 25-30 метров вблизи устья. Падение около 1 м/км. Глубина весной от 1-1.5 метров в начале до 2-3 метров в конце. Впадает в Финский залив вблизи поселка Советский. На реке встречаются завалы, особенно на начальном участке после слияния притоков. Весной мелкие шиверы залиты водой, зато в порогах течение резко усиливается, образуя валы до 1 м. Заброску удобнее осуществлять до станции Куолемаярви (дизель от Зеленогорска до Приморска, до Зеленогорска ехать около часа, а потом - еще полтора часа до Куолемаярви, дизель согласован с электричкой от Петербурга). От станции до воды - около 200 метров. В этом случае маршрут проходит сначала по озеру Пионерскому, затем - озеру Александровскому (всего около 10 км), затем - по Александровке. В случае заброски на Камышевку следует доехать рейсовым автобусом от станции Кирилловское или из Зеленогорска до поселка Каменка (мост через Камышевку), где и собрать байдарки прямо у реки. Однако такой вид заброски представляется менее удобным и более дорогим, чем дорога через Куолемаярви. Выброску с маршрута можно осуществить автобусом в Выборг (для этого байдарки можно собрать на поляне, расположенной на левом берегу Гороховки в ста метрах после автомобильного моста перед поселком Советский. От поляны сначала по лесной дороге до асфальта, потом - налево до шоссе Выборг - Приморск, где находится автобусная остановка). Однако удобнее добраться на байдарках до Финского залива и углубиться на один день в проливы между островами. В том случае, если после устья двигаться направо вдоль берега до железнодорожного моста в Щербаково, можно уехать на дизеле Высоцк-Выборг (утром около 9 часов, вечером - около 20 часов, согласован с электричкой на Питер). Остановка дизеля - сразу справа от моста (подняться на насыпь по лестнице). Недостаток выброски - придется поискать хорошее место для антистапеля. При движении влево от устья Гороховки можно добраться до станции Прибылово, расположенной в пятидесяти метрах от берега залива. Здесь на прекрасном пляже, поросшем короткой травкой, можно очень удобно собрать байдарки. Отъезд дизелем до Зеленогорска через Приморск или до Выборга (смотря в какую сторону ехать). На мой взгляд отъезд из Прибылово - идеальный способ уехать с Гороховки.

* * *

Отплыли мы около трех часов дня. Шли так: я на "Свири" в одиночку, на одном Жуке - на адмирал Губин и мелкий Антон (первый раз в байде), другого Жука вел в одиночку крупный Антон (тоже первый раз). Идти нам надо было до устья Александровки, где на следующий день к нам должны были присоединиться мой первый номер Рома и капитан Жука №2 Родион. Шли по озеру не торопясь, большому Антону с непривычки было трудновато управляться с вертким "Жуком". Во время перехода по Пионерскому озеру надо быть внимательными, чтобы не проскочить поворот направо к проливу в Александровское озеро (может это и покажется кому-нибудь смешным, но в 2000 году в июле мы ухитрились проскочить этот поворот и пропилили по Пионерскому озеру 10 километров до самого его конца). Второй по счету мыс справа называется Пионерским, как и всё в этих местах. На мысу стоят строения дома отдыха - небольшие одно- и двухэтажные дома. Сразу за мысом следует повернуть вправо - вдали будет виден автомобильный мост через озеро. Под мостом нет никаких препятствий, можно идти спокойно. Мы прошли под мостом в Александровское озеро, обогнули не обозначенный на карте островок и двинулись дальше. Еще за час добрались до конца Александровского озера и стали искать стоянку. Надо сказать, что искать здесь несложно - на правом берегу, достаточно высоком, есть много приличных мест среди соснового леса. На левом берегу тоже есть неплохие стоянки. Поставили палатку, поели (котлы должны были привезти ребята завтра, поэтому еду нам приходилось готовить себе в старом чайнике, купленном за 20 рублей в Куолемаярви), а потом стали кататься по озеру и фотографировать закат. Нам повезло - вечер был просто прекрасный. Спать легли достаточно рано - впереди был ходовой день. Всего за этот день прошли чуть меньше 10 километров за 2.5-3 часа. Немного...

30.04.2001 День второй
Первым из палатки выбрался мелкий Антон и с криками:"Капец всем, на дворе зима!" заскочил обратно. Он уверял, что на озере туман, ветер очень сильный и страшно холодный, солнца не видно и т.п. Все посмеялись и вылезли тоже. Так все и было - на улице стояла просто очень мерзкая погода. Учитывая температуру воды, лезть на Гороховку и, возможно, киляться там, не хотелось никому. Мы, не спеша и стуча зубами, собрались, поели и вышли на встречу с ребятами. Я вел "Жука" в одиночку (вчера крупный Антон совсем выбился из сил, пытаясь справиться с ним), крупный Антон шел на "Свири", Губин со вторым Антоном - на своем "Жуке". Дошли до деревянного моста в самом начале Александровки где-то минут за двадцать, там нас на берегу уже ждали злые Рома и Родион. Они, оказывается сидели уже около двух часов и очень ругались, что мы не встали там, где договорились первоначально (поначалу хотели остановиться прямо у моста, на лужайке, но адмирал прельстился классной сосновой стоянкой). К этому моменту небо внезапно очистилось, засветило солнце и сразу стало очень тепло. Мы поутру даже каски на шапки одели, чтобы было теплее, а при встрече с ребятами стало просто очень жарко и пришлось их снять. Ругались мы недолго, потом все расселись так, как было запланировано изначально (см. начало описания). Деревянный мост прошли под самым левым пролетом. Александровку мы прошли где-то за час-полтора. Длина ее около 5-6 километров, она очень сильно петляет в болотистых берегах, препятствий нет никаких, кроме пары низких деревянных мостиков. Течение слабое. После того, как в Александровку впала речка Камышовка, река стала называться Гороховкой, и течение стало ощущаться более отчетливо. Еще через полчаса пути нам встретилась первая небольшая шивера под автомобильным мостом. Прошли ее спокойно по центру, все камни были залиты водой и почти не были видны. Еще через полчаса сделали небольшой привал и перекусили. Впереди нас ждали пороги. Первый порог, судя по карте и воспоминаниям Губина и Родиона, должен был располагаться сразу за деревянным мостом (на карте - первый по счету отмеченный порог рядом с промером ширины и глубины 18/2), метрах в пятистах ниже его по течению. Однако мост смыло, и порог стал для нас полной неожиданностью. Гороховка в этих местах течет в достаточно высоких берегах, поросших мрачноватыми елями и прорезанных многочисленными ручьями, стекающими со склонов. Порог начался так - река на три четверти была перегорожена упавшим справа деревом, сразу за которым она отклонялась вправо, и потом резко уходила влево. За поворотом же что-то недобро шумело. Дерево мешало спокойно войти в начало порога и нам пришлось маневрировать. Первым пошел Родион - видно было, как его подхватило течение, и он моментально скрылся за поворотом. Что с ним, как и ЧТО они прошли - для нас было полной тайной. Следом пошли мы с Ромой. Мы вошли в левый поворот, прошли короткую шиверу, и вдруг вода стала сливаться с наклонной плоскости длиной около 40 метров. Слив был достаточно мощным, а река сильно сузилась, так что образовалось несколько валов высотой где-то с метр . Мы их пробили (вот тут-то я поволновался и поорал!), в середине порога почувствовали удар в левую скулу - поймали подводный камень. Из порога мы вышли чисто, хотя после встречи с камнем пришлось восстанавливать равновесие. В улове ниже порога нас ждал Родион - у них тоже все прошло довольно гладко, они даже и с камнем не встретились. Губин замыкал шествие - тоже без проблем. Тритоновские юбки выдержали удар валов и не слетели. Мы на "Свири" ехали сухими. После этого было еще две-три шиверы, два порога, в одном из них мы опять поймали камень, и опять без последствий. Так мы шли еще около трех часов. Раз пять попадались завалы, четыре из них мы объехали, а на пятом пришлось вылезать и перетаскивать байду через бревно. Часам к пяти вечера подошли к деревне Токарево, в которой было еще два порога и (по воспоминаниям) довольно недружелюбные жители, кидавшиеся в туристов стеклянными бутылками (воспоминания Родиона годичной давности). Первый токаревский порог представлял из себя следующее. Автомобильный мост, под ним справа и слева - два больших камня и ряд мелких. Основная струя идет по центру и сливается метров двадцать вниз с хорошим уклоном. Затем прямо по курсу стоят три здоровых камня и прибившееся к ним дерево, ветки которого отклонены течением книзу. Прямо перед камнями около пяти-шести валов где-то с полметра, а основная струя отклоняется влево и обходит камни, шумит в ветках дерева, затем возвращается после камней вправо и течет себе дальше. Первым пошел Родион, мы с Ромой смотрели с воды (сразу оговорюсь - мы ни одного порога не просматривали с берега, все только с воды глядели, а сами понимаете, часто в этом мало толку). Родион миновал камни под мостом, начал уходить влево, пробил по касательной несколько валов и попал в основную струю. После того, как он обошел камни и дерево, он встал в улово за этими камнями. Мы с Ромой шли вторыми. Учитывая необходимость потом уходить влево, мы сразу пошли ближе к левому камню под мостом и вошли в валы ближе к их левому краю, пробили их почти всех и прямо перед деревом отгреблись влево, прошли параллельно стволу дерева и руками и веслами отбились от его веток. Встали в улово неподалеку от Родиона. Третим шел Губин - он был с мелким Антоном - их байда вошла в валы посередине. Губин не греб (почему - для нас долго оставалось загадкой. Потом Саша объяснил, что понял - "все бесполезно"). Пробив валы посередине, они вылетели на дерево носом где-то на метр. Нос задрало, а корма оказалась глубоко в воде. Поток тут же развернул их параллельно дереву и кильнул. Поначалу были видны только головы в касках, пытающиеся вынырнуть и судорожно вдыхавшие (мы в этот момент стали подниматься против течения к ним), затем Губин выскочил рядом с байдой и вылез на дерево, а Антон вынырнул где-то метрах в двух после дерева и поплыл по-собачьи к нам. Схватился за обвязку, и мы его отбуксировали к берегу. Байду же прижало водой к дереву. Пришлось спасконцом привязать ее за обвязку, и нам с Ромой переплыть на другой берег, чтобы за веревку сдернуть ее, стараясь вести ее параллельно дереву, к которому ее прижимало. Это удалось, и после переворота байды на ровный киль Рома поплыл на ней на левый берег, где в это время сидел в одним трусах и стучал зубами мелкий Антон. Я собрал спасконцы и тоже переплыл на Свири к остальным. С полчаса сушились, смеялись и обменивались впечатлениями. Потом поплыли дальше. Как назло, именно в этот момент у меня закончилась пленка в фотоаппарате, поэтому дальше фотографий не будет. Прошли еще мелкий порожек (с боков - два валуна, посередине - камни в струе, но достаточно глубоко, можно идти практически посередине) и вышли на ровную воду нижней Гороховки. Отгребли еще около полутора часов - Гороховка ниже Токарево течет в ровных низких берегах, окруженная лугами. Течение здесь совсем слабое. Мы прошли под автомобильным мостом и встали на стоянку на левом берегу - там, где среди кустов видна поляна. Вечером Губин с крупным Антоном пошли в магазин и неожиданно быстро вернулись. Оказалось, что их туда и обратно (до Советского) довез какой-то добрый дяденька на "Жигулях" - ему было с ними по пути. Долго поглощали купленное Губиным, а затем, высушив одежду, легли спать. Вечер был прекрасный, небо чистое и редкие облачка.

1.05.2001 День третий
Поднялись очень рано - в 7.00. По лагерю бегал Губин и всех будил - ему нужно было днем быть в Питере. Пока сготовился завтрак, мы уже разобрали байды и начали их укладывать в рюкзаки. После завтрака так же поступили и с палатками. Вышли около десяти - сначала по лесной грунтовке метров пятьдесят до асфальтовой дороги. По асфальту пошли налево, по направлению к мосту. Вскоре наша дорога вышла на шоссе, где стояла автобусная будка. Пока мы шли до будки, на улице начался мелкий дождик. Так что убрались мы со стоянки очень даже своевременно. Вскоре подошел автобус и мы поехали в Выборг. Там попали в глобальный перерыв между электричками и были вынуждены спать на вокзале в течение трех часов. К вечеру приехали в Питер.

Повреждения байдарок:
"Жук" Губина - неустановленная дырка в шкуре после порога в Токарево (вода набиралась достаточно быстро);

"Жук" Родиона и "Свирь" - без повреждений.

Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)Майский поход по Гороховке (некоторые впечатления)

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Рассказ
08 декабря 2020
Отчет о водном походе по Ладоге
Дневник
24 июля 2018
Поход по реке Гороховка
Описание
18 января 2013
По реке Великой
Описание
18 января 2013
Великая (110км)
Описание
14 января 2013
Мда - Мста (100 км)
Описание
13 января 2013
Либья - Шлина (155 км)