21 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Камчатский
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано

Дата: 13 августа - 18 сентября 2004 г.

Маршрутная книжка 1-2004

Руководитель: Ольховский И.Б. (Хабаровск)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

1. ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ПОХОДА

1.1. Проводящая организация

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Министерства средств массовой информации, молодёжной политикЕ и спорта Хабаровского края и Дальневосточный клуб путешественников.

Адрес спорткомитета: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32, тел (4212) 32-41-75.

Адрес Д.В. клуба путешественников: г. Хабаровск, ул.Шабадина 19А

1.2. Место проведения похода

Россия, Камчатская область.

1.3. Справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность, дней Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Горно-пеше-водно-морской Пятая 1154 37 35 13.08- 18.09.04

1.4. Нитка маршрута

Пос. Ключи - г. Плоская Дальняя (2А) - г. Ключевская сопка (2Б) - пос.Усть-Камчатск - бухта Каменистая - г. Алней (1А) - р. Левая Тюшевка - р. Шумная - Долина Гейзеров - кальдера вулк. Узон - р. Новый Семячик - вулк. Малый Семячик (1А) - оз. Карымское - вулк. Карымский (1А) - р. Карымская (V) - г. Петропавловск-Камчатский.

1.5 Определяющие препятствия похода

Вид препятствия К.т. Длина препят-
ствия,
км
Характеристика препятствия Путь прохождения
г.Плоская-Дальняя 3903м. 2-А   Крутой подьем с уклоном до 60°,нехватка кислорода. В кошках,зарубаясь ледорубами,с использованием групповой страховки.
г.Ключевская сопка.4850 м. 2-Б   Подьем до 45-50°,большое количество сыпящихся камней, На вершине кратера. Серно-газовые выбросы,сильный морозный ветер,нехватка кислорода. Выход на восхождение в 6 утра,когда камни «спят». Восхождение в спортивном темпе. Подробнее см ниже.
Переход по Тихому Океану. г. Алней. Каньоны и броды на реках Каменистая и Тюшевка. Движение группы по Камчатским «джунглям». Вулкан Малый Семячик 1400м. Вулкан Карымский. Река Карымская.

Не опр.

(1-Б).

5-А.

(6-А)

670 км/150 км Шторма до 3 баллов, Огромный океанскийНакат. Восхождение в условиях ограниченной видимости,подьем до 60°. Многочисленные броды до 1 метра,обход отвесных каньонов и прижимов. Заросли стланника, ольховника, шеломайника. Лавовые и селевые потоки ,мокрая сыпуха. Подьем по «сыпухе». До 45-50°. Большое количество водопадов от 10-до 30 метров, пороги и шиверы, колотый скальник,8 км сплошных порогов в каньоне. Описано ниже. 1-Б –с учетом первопрохождения. С использованием групповой и индивидуальной страховки.Очень серьезные препятствия,хотя и некатегорируются,особенно сложно продвижение по ним в дождь,туман.2-А –с учетом суровых условий восхождения см ниже. Где возможно проходили сплавом,большие пороги обносили,местами проводили на веревке.

1.5. Участники похода

Ольховский Игорь Борисович, руководитель: 680000, г. Хабаровск, пер.Студенческий 36а кв.4, тел. 31-59-79.

Исаев Борис Ефимович, зам. руководителя. ответственный за безопасность: 680045, г. Хабаровск, ул. Калараша 52, кв. 26. тел. 36-61-01.

Леонтьев Александр Владимирович, завхоз : 680054, г. Хабаровск, ул. Уборевича 80, кв.89. тел. 79-64-38 дом.

Зотов Максим Евгеньевич, помощник завхоза: г. Хабаровск, ул. Краснореченская 5, кв.69

Андреев Олег Петрович, доктор: 680000, Хабаровск, ул.Трёхгорная 74 кв97. тел. 74-38-13

Фролов Игорь Владимирович, штурман: г. Хабаровск, ул. Фурманова 9. кв. 205

Алёхин Владимир Александрович, ответственный за техническую часть: г. Хабаровск, пер. Студенческий 36а кв.11.

Бутылёв Александр Анатольевич: Приморский край, г. Партизанск, ул. Русская 9.

Абаимов Александр Владимирович: Приморский край, г. Большой Камень, ул. Адмирала Макарова 66.

1.7. Отчет хранится

В МКК ТСС Хабаровского края по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32, тел: (4212) 32-41-75. Фотоматериалы и видеофильм находятся у автора Ольховского И.Б.

1.8. Поход рассмотрен

МКК ТСС Хабаровского края.

2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА

2.1. Идея похода и его особенности

Камчатка является одним из самых привлекательных мест для путешествий. Камчатка - это величественные вулканы, горные реки с низвергающимися водопадами, потрясающие своей красотой горные пейзажи. Кратерные озёра, бьющие из земли гейзеры, целебные горячие источники, дикие животные, которых вы можете увидеть совсем рядом, это несмолкаемый рокот Тихого Океана… Камчатку называют страной чудес и самым колоритным местом для путешествий, поэтому этот уникальный край, созданный природой является туристкой Меккой. Здесь проложены множество туристических маршрутов любой сложности. Самыми популярными маршрутами являются Ключевская группа вулканов, (где расположены высочайшие вулканы Евразии), Долина Гейзеров, и кальдера вулкана Узон, Авачинская группа вулканов… Вместе с тем на Камчатке много мест редко посещаемых туристами. Климат на полуострове очень суровый и часто приносит сюрпризы - со стороны Тихого Океана часто налетают шторма и ураганы. Даже летом во многих районах может выпасть снег, поэтому для серьёзных походов по Камчатке нужен опыт походов в суровых условиях, слаженная группа и хорошее снаряжение.

К этому походу мы готовились несколько лет. За последние годы наша команда ( костяк которой вместе съел уже не один пуд соли) совершила много самых серьёзных походов: походы IV и V категории сложности на хребет Сунтар-Хаят, горные хребты Дуссе-Алинь и Сихоте-Алинь, зимние многодневные походы по горным хребтам Хабаровского края, а также такой уникальный поход, когда мы на вёслах на надувном тримаране обошли вокруг Шантарского архипелага, затерянного в суровом Охотском море. Этот поход в 2003 г. стал Вице чемпионом России в классе "Путешествия", а зимний поход на горный хребет "Эзоп" занял 1 место в чемпионате России.

В этих походах мы приобрели бесценный опыт прохождения по ледникам, сплавов по горным рекам, восхождений, путешествия по морю, поэтому нами был разработан такой организационно и технически сложный маршрут, (пеше-горно-водно-морской) позволяющий за один поход охватить и увидеть на Камчатке самое интересное - от Ключевской группы вулканов до Петропавловска-Камчатского, Хотя для этого нам потребовалось много снаряжения, и в целом наш поход следует считать, как Путешествие.

Самая серьёзная проблема, которая стояла перед нами - это прохождение по Океану. Ещё никто не проходил от Усть-Камчатска до Петропавловска-Камчатского на надувных лодках (во всяком случае, такая информация нам не известна).

Собирая по крупицам информацию о районе ( в Интернете, в справочной литературе, от туристов и камчадалов) мы знали, что Тихоокеанское побережье Камчатки очень сурово и этом районе постоянно большие волны и огромный океанский накат ( так оно и оказалось).

Мы долго решали, какие суда нам выбрать, проводили испытания конструкции на Амуре и пришли к следующему выводу: морская лодка QUICKSILVER с 30 сильным двигателем YAMAHA тащит на буксире туристический надувной тримаран с экспедиционным грузом. Эти же гондолы мы использовали для сплава по реке Карымской. Такой -же тримаран, только меньшей грузоподъёмностью прекрасно себя зарекомендовал в Охотском море, когда мы прошли 750 км вокруг Шантарского Архипелага и может выдержать 3-4 бальный шторм. Я подробно останавливаюсь на конструкции судов, потому что только успешное прохождение Океанской части маршрута позволило нам сделать кольцо на Ледниковое плато г. Алней ( район абсолютно не посещаемый туристами), посетить Долину Гейзеров и Кальдеру вулкана Узон, сделать кольцо: вулкан Семячик - вулкан Карымский - река Карымская, и в целом успешно завершить маршрут.

Очень важное. Помимо спортивной цели перед нами стояли две задачи - снять видеофильм о Камчатке и сделать профессиональную фотосъёмку. Чем привлекателен туризм? Тем что помимо преодоления каких-то естественных препятствий люди бывают в диких, первозданных местах, видят великолепные пейзажи, встречаются с дикими животными. Повторить такой поход невозможно - уже всё будет по-другому. Я уже не говорю о том, что основная масса людей по многим причинам не может ходить в путешествия.

Открыть для людей красоту родного края, уникальной природы и животного мира помогают видеофильмы и фотоматериалы. За несколько лет нашей группой снято более 20 видеофильмов, которые демонстрируются по Хабаровским телевизионным каналам, ежегодно участвуют ( и получают дипломы) в Московском международном кинофестивале приключенческих фильмов "Вертикаль". Наши фотоматериалы используются во многих книгах, журналах, туристических и экологических буклетах, на официальном сайте администрации Хабаровского края. По этой причине наша команда имеет огромную моральную ( и финансовую) поддержку Департамента по туризму администрации Хабаровского края, Американского фонда защиты диких животных WWF и других организаций.

Кроме того, сами фотографии и видеофильмы - это великолепная память о путешествиях.

2.2. Условия подъезда на маршрут и отъезда с него

Как это не странно, но на Камчатку попасть намного легче, чем в любой труднодоступный район Хабаровского края. Из Хабаровска в Елизово летают самолёты "Дальавиа" и "Пулковских Авиалиний". Стоимость билета " туда и обратно" - 9700руб. В аэропорту г. Елизово нас ждал автомобиль "Урал" с кунгом, который довёз нас вначале до пос. Ключи, а затем после 1 этапа забрал забрал с метеостанции Апахончич и отвёз в пос. Усть-Камчатск. Далее наше путешествие было автономным и мы своим ходом пришли по Океану в Перопавловск-Камчатский, как и было намечено.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Мы понимали всю "серьёзность" нашего путешествия и готовились к нему серьёзно. В том числе, и в плане безопасности. Группа была укомплектована двумя спутниковыми телефонами и тремя радиостанциями. У нас имелись телефоны всех необходимых служб, "нужных людей". Мы зарегистрировались в региональном МЧС России (ответственным за безопасность в группе Борис Исаев - работник оперативного отряда МЧС), в Камчатском отделении МЧС.

О нашей группе знали командиры погранотрядов, стоящих на побережье и им была дана команда оказывать нам всяческое содействие. У нас была также информация о всех егерях заповедника и рыбацких станах по ходу следования.

Знали мы также о том, что в случае экстренной ситуации можно вылететь вертолётом из Долины Гейзеров, а в пос. Жупаново один раз в неделю заходит рыбацкое судно.

2.4. Изменения маршрута и их причины

При планировании графика маршрута мы исходили из следующего. Нами были выбраны оптимальные сроки для похода, так как обычно август и до середины сентября на Камчатке устанавливается хорошая погода. Это подтверждается опытом Игоря Фролова, нашего участника, который в это время был четырежды на Камчатке.

Поэтому на непогоду (и на отдых) из 37 дней нами было запланировано 5-7 дней, но в действительности оказалось наоборот. Из 37 дней солнечными были только 7. Камчадалы не помнят такого плохого года. У подножия Ключевской сопки трое суток бушевала пурга, затем на Океане один шторм сменял другой. Сырость, туман, отсутствие видимости. У вулкана Безымянный сейчас период высокой активности и он закрыт серными выбросами. Вулкан Безымянный не сложен технически и мы планировали на него восхождение для съёмок кратера. Кратер Же был закрыт газовым облаком. И ещё когда шли по Тихому Океану - Кроноцкая сопка была в "молоке" - густом тумане, который рассеялся через несколько дней, когда мы уже были в Долине Гейзеров. На Кроноцкую в туман не ходят. Дальнейший путь мы прошли полностью согласно графика, несмотря на сырость, шторма и туманы.

2.5. График движения

Дни пути Участок пути Протя-
жен-
ность
в км
Ходо-вое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия, примечания
1. Пос.Ключи – «турбаза» 10 4 Крутой подъём Ясно, +20 ?С,
2. «турбаза» – озеро Державина (СЕЙСМостанция) 24 9 Крутой подъём, вулкан, вулканические разломы Пасмурно, дождь, мокрый снег +10 -0?С,
3. озеро Державина (СЕЙСМостанция) –подножье влк. Плоская Дальняя 22 8 Крутой подъём, лавовые поля, пересечённая местность Снег, пурга, -6, -10 ?С,
4. Днёвка - - Видимость 30 м. Пурга, метель, -10 ?С,
5. Вынужденная днёвка - - Видимость 30 м. Пурга, метель, -10 ?С,
6. Подножье г. Плоская-Дальняя – восхождение Плоская-Дальняя ( 3903м) – возвращение в лагерь 6 9 Уклон до 60 ?, -10, -15 ?С., До обеда ветер, облачно
7. Подножье г. Плоская-Дальняя – подножье г. Ключевской 10 6 Движение по изрезанным лавовым полям.,снег,валуны. -10 ?С, ясно
8. Восхождение на г. Ключевская-спуск к подножью 16 12 Крутой подьем на 45°,летящие камни,ледовые разломы,валуны. -15, -20 ?С, ясно,к вечеру пурга,снег
9. Подножье на Ключевскую сопку, спуск в долину 20 5 лавовые поля. -5 ?С, в долине +15
10. Переезд в пос. Усть-Камчатск, сборка катамарана - - - Ясно
11. Переход по Океану пос. Усть-Камчатск – р. Сторож. 120 12 Океанский накат Пасмурно
12. Переход по Океану р. Сторож –бухта Каменистая 90 10 Океанский накат Пасмурно – дождь, +10 ?С
13. Переход бухта Каменистая – верховья р.Каменистая 18 9 Броды до 1 м., скальные прижимы. ущелья Пасмурно – дождь, туман, +10 ?С
14. Верховья р.Каменистая – г. Алней –(1313м.) верх.р.Тюшювка. Перегон плав. средств 24/80 12 Ущелья, колотый скальник, ледники подъём до 70?, прижимы Туман. Мокрый снег, Пасмурно. +5 ?С
15. Движение по руслу р. Лев. Тюшевка. 34 11 Ущелья, броды, сильнопересечённая местность Дождь, ветер, +10 ?С
16 Переход по р. Тюшевка до устья 34 10 Сильно пересечённая местность, кустарник, стланник Дождь, ветер, Туман. +10 ?С
17 Шторм - - Сильный накат Дождь, ветер
18 Шторм - - Сильный накат Пасмурно, ветер
19 Шторм - - Сильный накат Пасмурно, ветер
20 Переход по Океану от устья р.Тюшевка – устья р. Шумная 100 10 Волна 2 балла, сильный накат Пасмурно, временами дождь, низкая облачность
21 устья р. Шумная – «турбаза» 25 9 Движение по кустарнику, стланику, шеломайнику, пересечённая местность Дождь, туман
22 «турбаза» - Долина Гейзеров 10 5 Спуск в Долину по стланику, по скальнику Солнечно, +20 ?С
23 Долина Гейзеров – кальдера Узона - Долина Гейзеров 40 12 Сильно пересечённая местность Солнечно, +20 ?С
24 Долина Гейзеров- устье р. Шумная 30 8 Кустарник. шеломайник Солнечно, +20 ?С
25 Переход по океану от устья р. Шумная -Жупаново 40 4 Океанский накат Солнечно, +15?С
26 Пеший переход Жупаново – р. Новый Семячик 29 10 Заросли кустарника и шеломайника До обеда солнечно. после обеда дождь
27 – р. Новый Семячик – кратер вулкана Мал. Семячик 12 10 Нагромождение камней. изрезанные лавовые и селевые потоки Дождь. переходящий в шторм, ветер до 30 м\с
28 кратер вулкана Мал. Семячик – база вулканологов (р.Карымская) 26 13 Сильно пересечённая местность, овраги, кустарник, броды на р. Карымская Дождь, туман
29 Днёвка - - - Сильный дождь. туман
30 Кольцевой маршрут вокруг озера Карымского 18 6 Сложных препятствий нет Дождь, облачность
31 Восхождение на влк.Карымский, сплав по р. Карымской 15 +/5 км водой 11 Восхождение не сложное, на р. пороги, шиверы, водопады Ясно
32 Сплав по р. Карымской 17 12 Сплошной каскад порогов, обносы, проводка катамарана Ясно
33 Сплав по р. Карымской до устья, пешком до п. Жупанова 14 водой/25 пеш-ком 14 Каскад порогов, шиверы Ясно
34 Переход по Океану п.Жупаново-мыс.Шипунский 110 12 Сложных препятствий нет Пасмурно, тихо
35 Переход по Океану мыс.Шипунский –Петропавловск. 130 14 Местами волнение, 3 балла Солнечно, ветер

Всего за поход:

протяженность активной части маршрута - 1154 км

ходовое время - 277 ч.

2.6 Техническое описание прохождения маршрута

Высотный график маршрута представлен на рис.2.1. Суммарный набор высот на маршруте составил 21300 м.

Маршрут условно можно разделить на 2 части. Первая часть - Ключевская группа вулканов, и вторая часть от п.Усть-Каматского до г. Петропавловска-Камчастского.

При планировании маршрута был учтён опыт участника группы Игоря Фролова, который четырежды был на Камчатке, в том числе и в районе Ключевской сопки.

На сейсмостанции на озере Державина (см фото) мы встретили группу туристов, из Санкт-Петербурга,которые дали нам ценную информацию. Они пытались сделать восхождение на влк. Плоский - Дальний (в том же самом месте планировали делать это восхождение и наша группа), но вынуждены были спуститься вниз, так как начался ледопад, где-то на верху рушился ледовый карниз. Поэтому для восхождения на Плоскую - Дальнюю мы выбрали другой путь.

"Газовый вопрос". Из опыта походов по ледникам мы знаем, что газ в горах - это жизнь. Мы взяли несколько горелок, а сам газ мы должны были приобрести в г. Петропавловске-Камчастском ( так как газ провозить в самолёте запрещено). Но в г. Петропавловске-Камчастском хорошего импортного газа не оказалось, пришлось приобрести 25 баллонов с газом, произведённого в Китае. К сожалению, этот газ на морозе почти не горит, мы испытывали с ним трудности, особенно у подножия Ключевской на высоте 3400м. Его приходилось отогревать в спальном мешке, затем греть воду. Через 5 минут газ замерзал вновь. Для таких походов следует использовать бензиновые горелки, которые не боятся мороза и у них КПД гораздо выше.

Ещё раз убедились, что в походах мелочей не бывает.

Путь от п. Ключи до подножия влк. Плоский - Дальний достаточно тяжёл, особенно с грузом, подъём составляет 2600 м. ( а до подножия Ключевской 3400 м.) Поэтому перед восхождением обязательно нужно запланировать полноценную днёвку. Даже на высоте 3400 м. в базовом лагере у подножия Ключевской чувствуется нехватка кислорода.

Восхождение на Плоскую - Дальнюю мы делали в "лоб".

Справа был ледопад, о котором нас предупреждали, слева скальники. Группа туристов, стоящая рядом у подножия Плоской - Дальней пошла на восхождение через скальник и не смогла спуститься засветло, вынуждена была ночевать на горе.

На фотографии хорошо видно цепочку следов-это наш путь на вершину.

Главным препятствием была плита метров 300 с уклоном градусов 60. Двигаясь траверсом, зарубались ледорубами. Ближе к вершине склон выполаживается. До вершины мы поднимались 6 часов, записки не нашли, хотя обошли половину кратера, высота которого примерно одинаковая. Свою контрольную записку оставили в туре со стороны Ключевской сопки.

Ключевской сопка является высочайшим вулканом Евразии и достаточно опасна. В прошлом году здесь погиб чешский турист и двое были ранены. С вершины кратера сыпятся камни, летят вниз с огромной скоростью. От такого камня не поможет ни каска, ни бронежилет, поэтому нужно быть очень осторожным.

На восхождение Ключевской группа вышла в 6 утра, так как утром камни подморожены и меньше сыпет. Видимость отличная, дует сильный морозный ветер, поэтому подъём проходил в "спортивном темпе".

На разных картах высота Ключевской указывается по разному.От 4600м до 4850м. Можем с уверенностью сказать,что высота более 4800м.

Последние 200 метров дались очень тяжело,чувствовалась высота и нехватка кислорода и очень холодно. Выходим на край кратера,снизу поднимается серное облако и ветром его несет на нас.Срочно спускаемся вниз метров на 50 в безопасное место.Пока участники:Зотов,Леонтьев,Андреев и Ольховский делают тур и закладывают записку,Фролов и Исаев занимаются видеосьемкой. Записка оставлена на высоте 4722 метра, верхняя точка кратера метров на 100 выше,но она полностью закрыта серным облаком.На фотографиях "издалека" кратер Ключевской кажется маленьким, вблизи-же он огромный,около колометра в диаметре.Установив тур,срочно спускаемся вниз,при спуске все внимание на летящие камни.

Ключевская сопка не порадовала-вершина из тех,куда второй раз не тянет.С вершины великолепный вид на красавец Камень,хорошо видно так-же Толбачик и полностью закрытый серным облаком Безымянный,куда мы планировали идти. У Безымянного сейчас период высокой активности.

Подьем на Ключевскую составил 7 часов, спуск 2 часа.

После спуска в базовый лагерь погода начинает портиться, надвигаются чёрные тучи, газ закончился, поэтому несмотря на усталость собираем лагерь и спускаемся вниз в долину. До темноты успеваем дойти до границы снега. Внизу около 0 градусов, тихо и кажется что очень тепло.

Связываемся по спутниковому телефону с "п. Мильково" и вызываем автомобиль "Урал" и на следующий день по сухому руслу реки выходим к сейсмостанции "Апахончич", куда подъехал ещё один автомобиль "Урал" за группой иностранцев.

Координаты сейсмостанции "Апахончич": N 550 59/ 635; E 1600 50/ 541; высота над уровнем моря 749 м.

Совет туристам, отправляющимся на Ключевскую сопку: заход гораздо лучше делать с сейсмостанции "Апахончич", а выход в п. Ключи. Сейсмостанция "Апахончич" находится на высоте 750 м. и гораздо ближе к Ключевской. а п.Ключи дальше и подниматься почти с нуля. Сэкономите много сил и времени.

Координаты сейсмостанции на озере Державина: N 560 09/ 8; E 1600 38/ 8; высота над уровнем моря 1674 м.

Второй этап похода. Следующим утром "Урал"прибыл в п.Усть-Камчатск. Пообщавшись с властями (командир погранотряда знал о нашем приезде), мы въехали в устье реки Камчатки и приступили к сборке тримарана. Волна высотой метра полтора накатывалась на берег. У Вас всегда такая волна? - поинтересовались мы. Нет, редко, сегодня штиль, "успокоили" нас местные жители. Главная проблема на Океане - это отойти от берега. Океанская волна имеет большую амплитуду, поэтому по Океану на наших судах можно идти даже в 4-х бальный шторм. Качает, ну и пусть качает, но вот как отойти от берега!

Гладкая волна, совершенно безопасна на глубине, а при подходе к берегу резко возрастает её высота и приобретает острый гребень. Сколько раз при отходе от берега нашу лодку заливало водой и даже переворачивало.

При отходе мы выработали свою тактику. Вначале экипаж лодки в неопреновых морских костюмах (Алёхин, Зотов, Андреев) отходит от берега ( всё ценные вещи, упакованные в гермомешки располагались на тримаране). Двое или трое страховали. Затем отходил тримаран с грузом. Тримаран - очень надёжное средство для морских походов. При отходе от берега даже 3-х метровая волна проходила через тримаран. все были мокрыми, но всё равно отходили от берега, имея на борту даже 1,5 тонны груза (500 кг - бензин), 600 - личного и общественного снаряжения и 7 человек.

Тримаран легко управляется вёслами. На безопасном расстоянии от берега лодка брала тримаран на буксир и дальше двигались тандемом. Средняя скорость была 10-12 км/час, с учётом галсов (мы старались двигаться вдоль береговой полосы) средняя скорость движения не превышала 9-10 км/час.

Для тримарана мы использовали гондолы фирмы " UREX" - "Уралэкспедиция" - директор которой - Александр Степанов дал нам перед походом много дельных советов.

Первый день движения - прошли за день сто км. до реки Сторож. На второй день выйдя очень рано дошли до бухты Каменистая, где бродили два медведя. Район ледникового плато "Алней" это пожалуй самый суровый район Камчатки. Даже в августе месяце на берегу Океана зелень чередовалась с белыми снежниками.

Третий день. Несмотря на туман и мелкий моросящий дождь выходим вверх по р. Каменистой. На реке часты скальные прижимы и броды до метра глубиной. Проходим броды со взаимной страховкой. Река Каменистая даже в верховьях очень полноводная и глубокая - видимо активно тают ледники.

На следующее утро поднимаемся на карниз, где нос к носу сталкиваемся с четырьмя медведями. Выходим на ледник. Стоит туман, похоже он здесь вечно. Варианта три: первый - ждать на леднике у моря погоды ( похоже она будет не скоро), второй - возвращаться, третий? - идти на восхождение!

Хочется сказать, что наша команда уже давно и отлично умеет пользоваться GPS - навигатором, и у нас большой опыт движения "вслепую", в том числе в тумане.

Принимаем решение идти на восхождение (как потом оказалось туман стоял над Алнеем ещё минимум 10 дней). Выходим на перевальное плато, оставляем рюкзаки и по GPS поднимаемся на вершину. Метров 300 крутого подъёма преодолеваем цепочкой. На вершине обнаружили не установленную геодезическую металлическую пирамидку (её привезли в упаковке и бросили ) Делаем из железа и камней тур и оставляем записку, фотографируемся.

Обходим всю вершину, ни малейшего намёка на следы туристов. Мы здесь первые!

В этот район Камчатки очень сложно добраться, пешком далеко, а по Океану туристы не ходят, возможно только на яхтах. Своим следом спускаемся к рюкзакам, далее по ледникам в бассейн р. Тюшевка. Вечером шли до темноты, но выбрались из "мёртвых ледников" на "живую" терраску.

Каждый вечер связываемся по спутниковому телефону с нашей второй группой. которая перегнала катамаран в устье р. Тюшевка. Дальнейшее движение по руслу р. Тюшевка

Главные препятствия: каньоны, броды, обход по крутым террасам, внизу стланиковые заросли и кустарник. Выходим в условленное место -где ждут наши друзья. На океане - огромный накат.

Трое суток не можем отойти от берега - огромный прибой. Временами волна вроде-бы затихает, но затем неожиданно вырастает "волна-убийца", которая пресекает на корню попытки отойти от берега.

После нескольких неудачных попыток делаем разведку берега и в 3-х километрах обнаруживаем рифы, которые гасят волны. Переносим всё имущество к этим рифам (сутки напряженного труда),и утром на четвёртый день спокойно выходим в океан. В дальнейшем мы пользовались такой тактикой. Искали либо защищённую бухту, либо камни возле берега, которые гасили океанский прибой.

Идём вдоль берега. Низко над водой стоят свинцовые тучи. Проходим устье р. Кроноцкой, где рыбачит огромный медведь. Где-то рядом вулкан Кроноцкая сопка, но всё закрыто густой облачностью. Подходим к устью реки Шумная, именно эта река течёт из Долины Гейзеров. Выходим на берег и видим в устье реки рыбачат два медведя.

Хватаем NIKON, видеокамеру. Медведи ходят рядом и на нас ноль внимания. Какие кадры!

В устье реки избушка, где нас встречают егеря и фотограф из National Geographic. Вокруг бродят совершенно миролюбиво уже шесть медведей.

4 сентября, туман, морось. Уже две недели мы не видим солнца. Выходим в Долину Гейзеров всей группой. Когда - то от устья реки Шумной до Долины Гейзеров была проложена хорошая тропа, но она уже давно заросла. Кое-где появляется, кое-где исчезает. Местами на кустах висят красные метки. Начинается проливной дождь, тропа потеряна, идём опять по GPS. Продираемся по кустарнику, зарослям шеломайника. Несмотря на наши непромокаемые костюмы - все с головы до ног мокрые. Я занёс в навигатор координаты домика, который стоит на входе в Долину Гейзеров. Там дрова! Идём по каким-то холмам, оврагам. По прибору до домика два километра, 800 м, 300м, 100м и вот он вырастает перед нами в тумане! Приморцы, которые с нами впервые в шоке и в восторге одновременно.

С трудом разжигаем даже высохшие до звона доски, кажется, что всё пропитано сыростью.

Почём гейзеры для народа?

При подготовке к походу самой серьёзной проблемой было получить разрешение на посещение Кроноцкого заповедника. Хотя заповедник почти не охраняется и дикие туристы ходят по нему, как хотят. Два месяца мы вели бюрократическую переписку, общались с руководством заповедника, за нас ходатайствовали очень влиятельные люди. Заповедник в настоящее время является источником наживы, руководством движет алчность и корысть. Трёхчасовая экскурсия в Долину Гейзеров из Елизово стоит 550 долларов с человека, поездка на два дня - по 1500 у.е.

Наше пребывание в заповеднике было оценено в астрономическую сумму, затем мы поторговавшись, как с китайцами на рынке, оформили разрешение на 6 человек на 1 день. Эта бумага обошлась нам в 21 тыс. руб. На месте с егерями мы легко договорились, они простые камчатские мужики. Вообще слово "турист" вызывает у дирекции заповедника злобу и ненависть, зато для иностранцев, с кого можно побольше взять - все двери открыты…

Утром проснувшись услышали вопль дежурного: " Вижу небо!" Быстро собираемся и через полтора часа уже были в избушке егерей. Долина Гейзеров всем нам представлялась как парящая долина. На самом деле - ничего похожего. Это глубокий обрывистый каньон, где всё дымит, парит, булькает. Прикреплённый к нам егерь показывает всё самое интересное, гейзеры, водопады. Погода великолепная - главное сделать фото и видеосъёмку.

Рано утром выходим в кольцо на кальдеру вулкана Узон. Егерь ведёт только ему известной тропой. Выходим через перевал на очень живописное озеро "Дальнее", отмечаемся на втором кордоне, экскурсия на грязевые гейзеры "Узона", затем по реке Шумной по хорошо набитой тропе через перевал возвращаемся в Долину. Река Шумная в верховьях совершенно не проходимая. Огромные скалы, прижимы, большой уклон с быстрым течением. Именно поэтому, тропа из устья Шумной в Долину идёт по другому ключу.

6 сентября. Выходим рано утром и в 5 часов вечера приходим в устье реки Шумной. Егеря уехали, наши лодки на крыше домика, но катамаран медведи попробывали на "зуб", немного подрали его оболочку.

7 сентября. Выходим из устья реки Шумная, в которой опять пасутся медведи. Океан на редкость спокоен - через 4 часа приходим в п. Жупаново, где стоят рыбаки и пограничники.

8 сентября. В лагере остаются Алёхин и Абаимов, остальная группа выходит в Кольцевой маршрут. К обеду выходим на реку Семячик. Погода портится, начал накрапывать дождь. Бредём по камчатским джунглям, к вечеру останавливаемся у 30 - метрового красавца - водопада.

9 сентября. Дождь усиливается - выходим к подножью вулкана Малый Семячик. Пейзаж напоминает безжизненную пустыню. морены, кратеры и селевые потоки. В таком месте и укрыться негде. Знаем, что в кратере вулкана находится вагончик вулканологов (Игорь Фролов в нём когда-то бывал) и принимаем решение идти к нему. Погода портится, дождь усиливается, поднимается шквальный ветер. Опять идём по GPS- навигатору: 500м, 300м, 200м, 100м(как тяжело дались эти метры)ветер свистит и воет,хлещут потоки дождя- а вот и вагончик,где сухо и нет ветра!

Видимо, идти к вагончику в нашей ситуации - было единственно правильное решение, альтернативой была ночёвка без костра в безжизненной пустыне в палатке под проливным дождём. Как оказалось, с Океана пришёл очередной шторм.

10 сентября. Получив информацию по спутниковому телефону, что это надолго, утром уходим вниз на базу вулканологов к подножью вулкана Карымский, где можно переждать любой шторм. К базе Вулканологов вышли только к 9 часам вечера. После сухого озера начались серьёзные препятствия - глубокие изрезанные овраги, заросшие кустарником и стлаником. За пять километров до базы мы переправились на правый берег реки Карымской, где обнаружили тропу.

База вулканологов - это двухэтажный большой дом, где базировались не одна экспедиция. В ней есть печь, кровати, посуда. Судя по запискам база часто посещается туристами.

11 сентября. Шторм не утихает, видимость почти нулевая, днёвка.

12 сентября. Отдохнувшие, несмотря на непогоду, решили сделать кольцевой маршрут вокруг озера Карымского. По тропе от домика выходим на озеро и по прибою обходим озеро вокруг. Во многих местах берег озера парит, впадают горячие источники. Жаль что нет возможности сделать хорошие снимки, озеро очень живописное. К вечеру дождь затихает, погода налаживается.

13 сентября. Из-за цейтнота по времени (непогода выбила нас из графика), разделяемся на две группы - первая во главе с Исаевым идёт вниз по реке Карымская до последнего водопада и занимается сборкой катамарана, вторая штурмовая группа (Ольховский, Фролов, Леонтьев, Зотов) делает восхождение на вулкан Карымский и догоняет первую группу. Связь между группами осуществляется по радиостанциям.

В 800 мы вышли на восхождение. От базы к вулкану ведёт хорошо натоптанная тропа( главное сразу выйти на неё). Облака растянуло, видимость отличная. Недоходя 100 метров до вершины (кратер закрыт серным облаком, вулкан очень сильно дымит), делаем съёмку и возвращаемся на базу. Путь туда и обратно занял 2,5 часа. С вершины связываюсь с группой, которая была в 5-6 км. Встречаемся с нашими товарищами-катамаран собран и нас ждет обед.

Река Карымская

Когда мы планировали маршрут - собирали информацию о Карымской. Если посмотреть на карту масштаба 1:100000, то видно, что ниже каскада 10 -30 метровых водопадов река спокойная (судя по карте!!!) скорость течения 1,6 м/с, тогда как все наши дальневосточные реки, по которым мы многократно сплавлялись имеют скорость 2,0 - 2,2 м/с. Информацию о том, что кто-нибудь сплавлялся по Карымской мы не нашли. В п.Жупаново нам подтвердили, что " по ней никто никогда не плавал".

Действительность превзошла все наши самые худшие прогнозы. Река не проходима для катамаранов. Множество мощных водопадов, не указанных на карте, восьмикилометровый каньон - сплошной ревущий порог, огромное количество камней, разбросанных по руслу, в том числе и острого колотого скальника.

Дважды мы пробивали гондолы, множество раз обносили препятствия (по стланику и кустарнику), спускали катамаран на верёвке. Вместо лёгкой прогулки - трое суток изнурительной работы.Полностью река Карымская непроходима ни для каких плавсредств,ниже водопадов проходима для каяков и байдарок,а для катамаранов практически непроходима из-за большого количества шивер.

Через 3 дня мы вышли в долину и услышали шум прибоя. Океан… Вдоль берега идёт хорошая дорога. Разбираем катамаран, проходим пешком 25 км. и в 12 часов ночи прибываем в п.Жупаново, где для нас приготовлена баня (великая вещь - спутниковая связь).

Далее два морских перехода: до мыса Шипунский и до г. Петропавловск-Камчатский. При входе в Авачинскую бухту нас изрядно заставили поволноваться огромные волны (которые там всегда). В самой бухте заглох двигатель (засорился топливный фильтр).

Мы дошли!!! Причаливаем в центре города, путешествие завершено!

Вход в Авачинскую бухту.За скалой "3 Брата" виден Петропавловск!

2.7. Опасные препятствия на маршруте по степени опасности

1. Огромный и мощный океанский накат.

2. Пороги и водопады реки Карымской (которые практически невозможно обойти - каньоны, стланик, кустарник, овраги).

3. Невероятно сложное восхождение вслепую на вулкан Малый Семячик ( На подходе к вершине начавшийся ураган).

4. В пешеходных маршрутах Камчатские джунгли (высокий кустарник, стланик, шеломайник) особенно при продвижении в дождь.

5. Движение по маршруту в условиях ограниченной видимости (густой туман, дождь).

6. Опасные восхождение на Ключевскую сопку (сыпящиеся камни и валуны, сильный мороз, газовое облако на вершине).

7. Восхождение на вулкан Плоский - Дальний (некоторые участки подъёма и спуска 60 градусов).

8. Движение по ледникам.

9. Сложнейшие и суровые метеоусловия (из 37 дней - 30 дней осадки - дождь, туман, пурга, температура до -20 градусов, и это в августе!).

10. Медведи (их было много, но особой опасности не представляли).

11. Дирекция Кроноцкого заповедника.(представляет особую опасность) На борьбу с ними затрачено столько сил, нервов, времени и средств, что проще 3 раза сходить на Ключевскую.

2.8. Природные достопримечательности

"Самым красивым местом на земле, я считаю Камчатку" - сказал Юрий Сенкевич.

О природных Достопримечательностях Камчатки слышали наверное все. Это и мощные вулканы, в том числе и высочайшие в Мире - Ключевская сопка и потухший вулкан Камень, это и визитная карточка Камчатки - Долина Гейзеров, это и удивительная по своей красоте - кальдера вулкана Узон.Озеро Карымское, ежегодно извергающийся вулкан Карымский, красавица река Карымская, низвергающиеся огромными 10 - 30 метровыми водопадами. Каньоны Ледникового плато Алней, горячие целебные источники. Это и несмолкающий рокот Тихого Океана с птичьими базарами, колониями морских львов, каланов и котиков. Это и неисчислимые стада красной рыбы, заходящей в реку, чтобы оставить своё потомство. А также множество диких животных, которых можно увидеть совсем рядом. Недаром туристы всего мира стремятся посетить Камчатку.

Конечно, Камчатка слишком большая, и на ней нет очень много объектов, достойных посещения, но мы постарались за один поход побывать в самых интересных местах, поэтому наш маршрут такой необычный и технически и организационно сложный.

2.9. Прочее, но не менее важное

Успех спортивного похода (как и любого путешествия) зависит от многих факторов. Перечислю по степени важности.

1. От состава и подготовки Команды. Наша команда вместе уже 7 лет и проверена уже самыми серьёзными походами. В нашем активе 1 и 2 место за походы в чемпионате России. Мы знаем обязанности друг друга (это относится как к подготовке, так и к самому походу). Все делают своё дело и никаких лишних движений: команда ставит лагерь, дежурные готовят ужин, руководитель сверяет координаты, ведётся видеосъёмка и т.д., всё доведено до автоматизма.

Примкнувшие к нам приморцы - туристы очень опытные и сильные физически, поначалу были поражены нашей дисциплине. Как это - подъём в 7 утра и в дождь куда-то идти?!

2. От тщательной предварительной проработки маршрута.

Несколько лет мы готовились к этому походу (особенно последние 5-6 месяцев - это изучение разнообразной информации от знакомых, интернета, туристкой литературы, непосредственно туристов, камчадалов…) В основном о маршруте мы знали всё (исключая реку Карымская), а суровые условия Ключевской группы и огромное количество осадков это уже исключение из правил, обычно август и сентябрь на Камчатке хорошие.

2.10. Снаряжение команды

Уже много лет мы ходим в очень серьёзные походы и знаем, что снаряжение должно быть самого высокого качества. Наша команда давно укомплектована спутниковым телефоном, радиостанциями, качественными палатками, профессиональной фото-видеоаппаратурой, кошками, касками.

Но самое важное в этом походе были средства передвижения по океану: морская лодка QUICKSILVER с 30 сильным двигателем YAMAHA и тримаран фирмы Уралэкспедиция.

Почему мы остановились на такой конструкции? Расстояние, которое мы должны пройти по Океану - 670 км. Необходимо было перевезти людей, экспедиционный груз и ГСМ (бензин, масло, ЗИПы). Вес всего этого составлял 2,5 тонны, что потребовало бы 3 таких лодки, а к ним ещё больше ГСМ.

За нашими плечами был уникальный поход, когда мы прошли 750 км. по Охотскому морю на вёслах на надувном тримаране. Такой тримаран только большей грузоподъёмностью мы использовали в этом походе. Тримаран имеет большую грузоподъёмность и очень небольшое сопротивление движению - его очень легко тащить на буксире, и ещё такой тримаран очень надёжен в условиях шторма и огромного океанского наката. Его просто качает и волна проходит через него как через сито.Все это мы предварительно испытали и не ошиблись в конструкции.

Одежда, хотя и входит в состав личного снаряжения, остановлюсь на ней особо. Обязательны на Камчатке болотные сапоги (только Питерского производства - зелёного цвета, они очень мягкие и лёгкие). Последние годы мы пользуемся дождевыми костюмами фирмы VAUDE. Цвет от яркого (такой и нужен в походе) до защитного. Эти костюмы пригодны как от дождя, так и от ветра. Дышат, но почти не пропускают влагу. Почти… пропускная способность этих костюмов 5000 мм. Костюмы отличные, но проходит несколько часов под дождём,и эти костюмы начинают течь. В Интернете есть информация, что такие костюмы выпустили с пропусканием влаги до 15000 мм!

Такого костюма хватит на сутки под дождём. Штаны VAUDE мы натягивали поверх болотных сапог и штурмовали броды до метра глубиной и были сухими! Если штаны заправлены в сапоги то влага вся стекает в нутрь сапог, и ещё сейчас выпускается одежда из "ПОЛАРТЭК" - одежда лёгкая и невероятно тёплая, причём она греет даже влажная. Выбросите всю свою "шерсть" и купите "ПОЛАРТЭК". Сохраните здоровье и может свою жизнь!!! В ураган на вулкане Семячик я это проверил на себе…

GPS- навигатор ETREX - GARMIN. GPS- навигатор может быть любой, но им обязательно нужно уметь пользоваться. Когда в Росси ещё не было навигаторов, мы уже пользовались GPS, привезённым из Америки.

Заблуждения, насчёт GPS. Почему нас устраивает ETREX? Зачем Вам в крутых, навороченных GPS-20 маршрутов, когда в Вашем походе всего лишь один?! Зачем Вам GPS, с возможностью забить в него карту, когда на территорию Востока России электронных карт не существует, (а которые я видел - это не карты, а схемы). Поэтому лучший навигатор для России ETREX - GARMIN.(мы пользовались многими моделями) Он удобный, простой, яркий, русифицированный. Если бы у нас не было GPS- навигатора (у нас их было два - один запасной) то наш поход бы не состоялся, вернее мы бы прошли всего 50% от намеченного. Когда писались инструкции, то не было GPS- навигаторов. Когда нет видимости (невидно ориентиров, вершин) можно легко идти по GPS, конечно для этого нужен большой опыт ориентирования по нему. Что делать если неделями стоит туман? Забил координаты в GPS и иди по прибору (если,конечно нет серьезных опасностей!)

Спутниковые телефоны (марки telit), которыми мы уже несколько лет пользуемся. Полностью выкупленная абонплата (есть такой тариф). Телефон может пролежать весь поход в рюкзаке, а если случится, что он понадобится!!! Он позволяет связаться со всем миром, службами МЧС, любым абонентом .Так как мы разрывались на две команды, то для связи мы использовали два телефона. Кроме того вёли репортажи (в режиме ON-LINE) с Хабаровской телерадиокомпанией, которая освещала наш поход.

Радиостанции 3 шт. модели KINGTON 3118 (с запасными аккумуляторами) обеспечивают качественную связь в горах. тайге, на сплаве на расстоянии несколько км. Мало ли по какой причине группе необходимо разделится (разведка местности, и т.д.), польза от них огромная. Особенно на сплаве. первый экипаж идёт по реке и предупреждает второй о встреченных заломах, поворотах, порогах.

Палатки. SALEWA-DENALI- IV и FERRINO.-очень качественные палатки,проверенные в самых суровых условиях.

Кошки SALEWA - ALUNAV - WOLK -дюралиевые кошки отличного качества, всего 550 граммов. Такие же ледорубы SALEWA (370 граммов), такие же каски SALEWA (300 граммов), верёвки, карабины, обвязки и т.д. Главные критерии-минимальный вес и качество.

Фотовидео. Две профессиональные видеокамеры SONI DSR -2100, с комплектом оптики, фотоаппараты: цифровой NIKON-70, MINOLTA 7, CANON -300 (с комплектом оптики и аккумуляторов вес составляет 15-20 кг.) Много? А зачем мы вообще в поход идём?!!! Поход со временем забудется, а фильмы и фотографии это память о пройденных походах и красивых местах.

2.11. Смета похода

Авиабилеты Хабаровск-Елизово-Хабаровск 9700 руб на чел.

Продукты 4000 руб на чел.

Отправка багажа 37000 руб на группу.

Аренда автомобиля "УРАЛ" 30000 руб на группу

ГСМ (бензин и масло) 15000 руб на группу

Взятка дирекции заповедника 21000 руб на группу

Итого прямые расходы по 27000 рублей на человека,кроме того расходы на спутниковую связь,фото-видео и расходы на приобретение аппаратуры,плавсредств и лодочного мотора(многое приобреталось для этого похода) несли сами участники.

2.12. Советы туристам

Всегда рады и готовы оказать консультативную и другую помощь, туристам, отправляющимся на Камчатку, и в другие маршруты.

Мой адрес: 680000, г. Хабаровск, пер.Студенческий 36а кв.4, тел. (4212) 31-59-79 дом. 25-07-00 сот. Ольховский И.Б.

Советы по маршруту. (Если бы мы раньше прочитали эти советы - наш поход был бы проще и легче).

О Ключевской группе вулканов. Настраивайтесь на "лютую зиму" - можно брать Кемпинг-газ, но лучше бензин. Он не "дохнет" на морозе и даёт больше калорий. Разница сказывается на времени отдыха и здоровье. Когда на горе минус -10-20 , а газ не горит - Вы вспомните совет.Выше я уже упоминал, что туристам, отправляющимся на Ключевскую сопку: заход гораздо лучше делать с сейсмостанции "Апахончич", а выход в п. Ключи. Сейсмостанция "Апахончич" находится на высоте 750 м. и гораздо ближе к Ключевской, а п.Ключи дальше и подниматься почти с нуля. Сэкономите много сил и времени.Taк-же уже сказано, что район реки Карымской это хороший,очень живописный маршрут, но на 30 метровые водопады лучше любоваться с берега,а не с воды!

Как не побывать в Долине Гейзеров и на кальдере Узона. Невероятно запретительная система порождает реакцию - пройти по этим местам без разрешения дирекции заповедника. Я не сторонник противозаконных действий, но … Все эти запреты только для того. чтобы набить карманы определённых людей, - никаких государственных интересов, поэтому можно обойти все кордоны - дам все необходимые советы (см. мою электронную почту).

2.13. О пользе похода…

Нами снят, смонтирован и отправлен на Московский Международный кинофестиваль "Вертикаль" фильм "В краю вулканов и гейзеров". Отснято 1500 фотографий (несмотря на непогоду-дождь, снег, пургу, туман), в том числе уникальные снимки Ключевской группы вулканов,Долины Гейзеров,медведей... К сожалению в отчете невозможно показать даже десятую их часть.

В настоящее время издательством "Приамурские ведомости" и "Дальний Восток" печатаются открытки и фотоальбомы Камчатки, а статья о нашем походе была опубликована в Хабаровских газетах и журналах и готовится к выпуску в журнале "Вертикальный мир" и в газете "Вольный ветер" ,ну и конечно-же мы приобрели бесценный опыт путешествий в самых суровых условиях,который пригодится в следующих походах.(очередной в августе следующего года вновь по Охотскому морю на Шантарский архипелаг).

2.14. Выводы по походу

1. Оптимальные сроки для такого путешествия по Камчатке следует считать с 10 августа по 20 сентября.

2. Исходя из организации и сложности похода его следует рассматривать как путешествие.

3. Чтобы организовать такой маршрут вдоль побережья Камчатки - необходимо иметь опыт хождения по морю (океану) и тщательно подбирать плавсредства.

4. Наше путешествие соответствует V- VI категории сложности (V кат. по маршрутной книжке), является первопрохождением и может быть рекомендовано для групп, желающих обойти Восточное побережье Камчатки.

Отчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по КамчаткеОтчет о горно-пеше-водно-морском спортивном походе V к.с. по Камчатке