19 января 2013

График движения
Описание перевалов

Нитка маршрута

а/л "Артуч" - пер. Алаудинский (1А, 3730) - Алаудинские озера - пер. Талбас (1А, 3400, рад.) - лед. Бодхона - пер. Адиджи (3А, 4400) - р. Сурхоб - р. Имат - пер. Имат (3А, 4100) - р. Ганза - рад. выход на пер. Игоря Бандривского (2Б*, рад.- 1А, 4000) - пер. Красноключенский (1Б-2А, 3850, п/п) - р. Серима - пер. Сурх (1Б, 4300) - р. Казнок - пер. Юбилейный ложн. (2Б, 3850) - р. Лев. Зиндон - оз. Верхн. Алло - пер. Блок (3А, 4400) - лед. Ахбасай - пер. Москва (1Б, 4500) - р. Пушноват - р. Арча-Майдан - к. Зимгут - дорога на повороте к а/л "Артуч".

Список участников похода

Рад. пер. Талбас (1А) - под пер. Адиджи

12.5

пер. Адиджи (3А) - р. Сурхоб

р. Сурхоб - р. Имат (заброска N 1)

8.5

под пер. Имат

подъем на пер. Имат (3А)

спуск с пер. Имат (3А)

Разведка перевалов в верховьях р. Ганза, прохождение пер. Красноключенский (2А) - р. Серима - под пер. Сурх

пер. Сурх - р. Казнок

р. Казнок - пер. Юбилейный ложн. (2Б*) - оз. Верхн. Алло

Дневка

под пер. Блок

пер. Блок (3А) - лед. Ахбасай

лед. Ахбасай - пер. Москва (1Б) - р. Арчамайдан

2-3.09

р. Арчамайдан - р. Кштут - дорога к а/л "Артуч"

Всего пройдено: 154 км

перевалов 3А - 3 шт
2Б - 1 шт
2А - 1 шт
1Б - 2 шт
1А - 3 шт (в т.ч. 2 радиально)

Перевал Юбилейный ложный не был заявлен, группа вынуждена была идти его вместо перевала Жигули (3А) из-за конфликта с пастухами.

Описания перевалов

Перевал Адиджи 3А 4400 сн-лд-ос

Расположен в южном гребне п. Адиджи.
Соединяет с востока - р. Сурхоб (р. Имат) с запада - лед. Бодхона (оз. Алаудинские).
Перевал пройден с запада на восток.

Подъем

От озера по тропе поднимаемся на лед. Бодхона (развилка тропы - недоходя Мутных озер). На ледник поднимаемся по левому борту. На левобережной морене - бивак . От озер 4 часа ч.х.в.
После ночевки 20 минут по закрытому леднику под перевальный взлет , одеваем кошки и еще 20 минут поднимаемся под серак в правой по ходу части перевального взлета. Перевальный взлет - ледопад, обтекающий с двух сторон скальный сброс . Левая ветвь более пологая, по ней и проходит подъем на перевал. От серака вправо по ходу вверх по сн-лд кулуару 35-45%, 60-70 м, перила, в конце - выход влево по ходу на ледовую полку. В кулуаре - наиболее опасный участок (возможен ледовый обвал), поэтому в нем желательно не скапливаться и проходить по одному. Далее вправо по ходу вверх (параллельно ранклюфту левого борта ледника) по ледовому склону и полкам между сераками (средняя крутизна 35-40%, максимальная - до 50%, короткие участки) подъем на сн-лд купол правее по ходу седловины, на выходе к куполу - несколько небольших трещин. С купола траверсом влево спускаемся на седловину. Всего от серака до выполаживания по перилам в ледопаде и на куполе 9 веревок по 40-45 м (примерно 400 м), 8 часов.
Время подъема от озер - 12 часов 40 минут.

Спуск

С седловины вниз уходит широкий снежный кулуар, 30-40%, 300-350 м. Кулуар в средней части изогнут, поэтому сверху провешиваем веревки. Всего 5 веревок по 40-45 м, последний с нижней страховкой с рюкзаком. Можно спустится на самостраховке ледорубом. Спуск с седловины занял 1 час 40 минут.
Далее по открытому леднику и осыпи вдоль ручья спускаемся к р. Сурхоб (бивак). По слабо выраженной тропе до слияния с р. Имат - 3 часа.
Время спуска - 4 часа 40 минут.
Общее время прохождения - 15 часов 20 минут.
Время движения со страховкой - 9 часов 30 мин.

Перевал Имат 3А 4100 сн-лд-ск

Расположен в восточном гребне п. Линкор.
Соединяет с юга - р. Ганза (р. Норват) с севера - лед. Имат (р. Имат).
Перевал пройден с севера на юг.

Подъем

От слияния р. Желтая и р. Имат поднимаемся по тропе и острому моренному гребню к языку лед. Имат у его правого борта. Лучше подниматься справа по ходу от моренного гребня - там подъем проще (не всегда можно доверять описаниям !). Всего 4 часа. На моренах правого борта ледника - бивак. Утром за 45 минут подходим под перевальный взлет (открытый лед, морены до 20%). Взлет - сн-лд склон, в средней части с выходами скальных плит, 500 - 600 м, средней крутизной 35-45% . Далее в кошках к выраженному сн. кулуару (ближе к в. Кораблики) в скалах и по кулуару к скальной ступени. Всего 40-50 мин. Снимаем кошки и обходим ступень слева по осыпи и начинаем подъем по перилам по скальным полкам. Первая веревка по ск. кулуару 20-25% параллельно ручейку. Доручья 20 м перил. Далее ключевой участок скал вправо по ходу через ручей (участки натечного льда) и 60% около 6 м ск. ступень (три промежутка - закладки). Выше - наклонная ск. полка 30%, перила за выступ (45 м), и далее еще 45 м 25-35% ск-ос склона до выхода в сн-лд кулуар (веревка на ледобурах). Далее снова в кошках по сн-лд кулуарам между ск. плитами в направлении ледового купола под седовиной. По куполу вдоль скал на границе льда и снега поднимаемся вверх, с небольшими участками траверса, крутизна до 45%. С 12-00 начинают идти камни с в. Кораблики. Выход к седловине - вправо по ходу через зону небольших разломов в ледовом куполе. Общая протяженность сн-лд части подъема - 9 веревок по 40-45 м (около 400 м). Подъем по перилам занял 8 часов. На перевале - бивак. Вода из снега, площадки под 3 палатки на южной стороне.
Время подъема на перевал - 13 часов 30 минут.

Спуск

Южный склон перевала - крутые скалы - система скальных бастионов и ск-ос полок и цирков, с бастионов дюльфера по скалам 65-90%, в верхней части два участка с отрицательным уклоном.

По веревкам: От седловины ос. кулуар 35-40% с участком скал до 50% - перила, последний лазанием без рюкзака с нижней страховкой, 25 м, затем по осыпи влево выходим на вершину первого ск бастиона. С него дюльфер (блокировка двух ск крючьев с петлей) 40 м, до 65% на промежуточную полку, достаточную для сбора группы, далее еще 40 м (блокировка из трех ск крючьев с петлей) 65-85%, последние 5-7 м - "отрицаловка" - выходим на огромную осыпную полку на верху второго ск бастиона. Далее с бастиона (петля на выступе) дюльфер 40 м до 85%, последние 15 м - "отрицаловка". Далее уходим по осыпи влево до большого камня, от которого перила (ск-ос склон с выходами ск плит, крутизна 40-45%) до сн пробки в кулуаре - 25-30 м. От пробки уходим вправо с линии падения камней. Далее по снежной пробке и скальной полке траверс влево на седловинку левого борта кулуара и дюльфер (петля на выступе) в соседний кулуар (15 м, до 60%). По осыпи влево - вниз на очередную седловинку левого борта этого кулуара. Отсюда дюльфер в соседний кулуар (25 м, 60-65%, петля на выступе) в большую осыпную чашу, в которой сходятся все кулуары перевального склона. Далее вправо - вниз на правый бастион правого борта кулуара. Здесь общее "горло" для выхода вниз. С бастиона (петля на выступе) вправо по наклонному ск кулуару (до 50%, 30 м) до полки и далее дюльфер (петля на выступе) на осыпь большого осыпного цирка (20 м 20% по осыпи влево, долее 65-80% скалы, 20 м прямо вниз). Спуск от седловины до осыпи занял 6 часов. Далее уходим траверсом вправо - вниз к цирку пер. Красноключенский, Игоря Бандривского (50 минут).
Время спуска - 6 часов 50 минут.
Общее время прохождения - 20 часов 20 минут.
Время движения со страховкой - 14 часов.

Перевал Красноключенский 1Б-2А 3850 сн-ск-ос п/п.

Расположен в южном гребне п. Линкор.
Соединяет с востока - р. Ганза (р. Норват) с запада - р. Серима (оз. Искандеркуль).
Перевал пройден с востока на запад.

Запланированное первопрохождение. Перевал оказался пройден (ор. в 1987 г.). Мы сняли записку группы туристов г.Львов 1991 г. даже без указания к.с. перевала. Информация о перевалах в южном гребне п. Линкор отсутствовала. Мы провели разведку всех седловин на этом участке гребня. Ближе к п. Линкор сняли записку группы туристов г.Львов 1990 г. Перевал назван именем Игоря Бандривского, погибшего у них на Памире. Указанная в записке сложность - 2Б* - требует уточнения при повторном прохождении. Рад. выход с востока - ос. склон и ск.-ос гребень - 1А к.с. Возможно прохождение еще одного перевала в плотную к скалам п. Линкор по сложности ориентировочно 2А.

Подъем

От перевала Имат по осыпным, травянистым и конгломератным склонам крутизной до 30% траверсируем вправо к ручью, стекающему из-под перевала . Там на травянистой поляне - отличный бивак. Далее по снежнику и конгломератным моренным валам - подъем к самой крайней слева седловине. От перевала Имат до взлета - 2 часа ч.х.в. Перевальный взлет сн-ос склон 150-200 м 20-25% . Подъем на перевал - 25 мин.

Спуск

С перевала ведут вниз несколько ск-ос кулуаров. Наиболее простой путь спуска - по левому кулуару. 35 м до 45%, ск-ос кулуар, перила, последний с нижней страховкой . Под кулуаром на ос полке слева - сбор всей группы до снятия веревки (камни !!!). 30 мин. Далее плотной группой прямо вниз, выбирая путь по крупной осыпи, затем выходим в широкий конгломератно-осыпной кулуар, по которому спускаемся вниз примерно на 400-500 м 30-40% (40 мин.), далее уходим траверсом вправо в сторону пер. Сурх. Пересекаем 3 ск-ос гребня, движение по конгломерату и ск-ос склонам с небольшими участками крутизной до 50% и выходим в широкий цирк под пер. Сурх, Игоря Бандривского. (1 час). Время спуска - 2 часа 10 мин. В таком варианте прохождения считаем перевал 2А к.с. При спуске дальше вниз виден довольно узкий ск каньон. Если там есть проход по осыпи - сложность перевала будет 1Б.
Общее время прохождения - 4 часа 35 минут.

Перевал Игоря Бандривского 2Б*, 4000, ск-ос, разведка

Расположен в южном гребне п. Линкор. Запланированное первопрохождение. Перевал оказался пройден (в 1990 г., см. Описание пер. Красноключенский). В связи с отсутствием полноценной информации по сквозному прохождению перевала к.с. перевала требует уточнения.

Подъем

Наиболее простой вариант выхода на седловину находитсяюжнее седловины, не доходя до взлета примерно 300м. Влево по ходу, вверх по мелкой плотно лежащей осыпи 50-70 м, 20-25%, выход на пологий широкий ск-ос гребень, по которому 5-10 мин. До седловины с туром. В низ просматриваются крутые ск-ос склоны (ок.40%), 200-250 м, которые выводят на пояс желтых скал протяженностью 150-200 м, крутизной до 70% (возможно путь первопроходцев). Имеет смысл поиск обхода этих участков через цирк пер. Сурх.
Радиальный выход на пер. Бандривского - 1А к.с.
Время разведки - 1 час 30 мин.

Перевал Сурх 1Б 4300 ос

Расположен в зап. плече в. Большой Ганза, непосредственно под ск. стеной вершины.
Соединяет: с юга - р. Серима, с севера - р. Сувтор.
Пройден с юга на север.

Подъем

По руслу ручья (конгломерат, крупная и средняя осыпь 20-30%) поднимаемся в направлении большого моренного вала, закрывающего вход в цирк перевала. Выше ручей раздваивается. Идем по правому (по ходу). Ниже раздваивания следует быть осторожным - периодически из русла леваго походу ручья вылетают большие камни, вытаивающие из ледника и падающие с морены. (За время подъема наблюдали несколько обвалов). В правом по ходу русле уже безопасно, поднимаемся на уровень земляного моренного вала и траверсом влево по ходу выходим в цирк перевала. Цирк перевала - небольшой зачехленный ледник . На морене рядом с водой устраиваем бивак. Время подъема в цирк - 2 часа.

Подход под перевальный взлет по моренам и снежникам занимает 20 минут. Перевальный взлет - снежный склон крутизной 20-30%, 300-350 м, с участком осыпи в верхней части. С утра снег жесткий, поэтому одеваем кошки. Поднимаемся по снегу правее седловины почти под скалы в. Б. Ганза и далее траверсом влево-вверх поднимаемся на седловину. Всего 50 минут.

Спуск

С седловины прямо вниз по осыпи крутизной до 40%, 150-200 м, далее осыпь оказывается на льду, одеваем кошки и уходим вниз по снежным участкам перевального склона. Всего с седловины 500 м. До пологой части - 45 минут. Снимаем кошки и по открытому ледничку, а затем по крупнокаменистой морене спускаемся к ручью на траву. 40 минут. Далее по слабо выраженной тропе уходим под пер. Седло Ганзы и спускаемся вниз к р. Казнок. 2 часа.

Перевал Юбилейный ложн. 2Б* 4100 ск-лд-ос

Расположен между перевалами Зиндон и Юбилейный.
Соединяет: с юга - р.лев. Зиндон (р. Арча-Майдан) с севера - р. Казнок
Пройден с севера на юг.
Группа планировала прохождение перевала Жигули 3А. И после пер. Сурх к вечеру мы оказались под перевалом. На следующий день ожидалась плановая дневка (и нужно сказать, что все в ней нуждались). Но из-за конфликта с пастухами пришлось изменять планы. И вместо дневки принимаем решение во избежание развития конфликта уходить ночью через наиболее простой перевал в верховьях р. Казнок - пер. Юбилейный 2А. Выходим в два часа ночи и к рассвету поднимаемся в цирк перевала. Здесь устраиваем отдых и завтрак. В связи с отсутствием описаний выбираем наиболее простой путь на верх - это седловина в левой части цирка. По осыпи и снежникам выходим под седловину, траверсируя цирк справа на лево в обход ск-лд сбросов. (30 мин.) Под седловиной одеваем кошки и поднимаемся на нее по 25% сн. склону. (20 мин.). На седловине можно ночевать. Здесь обнаруживаем записку, что перевал - ложный, а настоящий находится правее по ходу, за ск. вершинкой. Сложность прохождения ложного перевала в записке не указана, сказано только, что он сложнее 2А. Просматриваем спуск. Он не сложнее 3А. Поскольку перевал проходим вместо 3А, и в любом случае он у нас не заявлен, принимаем решение проходить ложный перевал. Время подъема от р. Казнок - 4 часа.

Спуск

С седловины вправо вниз по узкому ск-лд кулуару средней крутизной 45%, с участками до 60%, 40 м под скальный козырек. Здесь небольшой снежный треугольник с ранклюфтом, спускающийся в узкую щель. В ранклюфте - сбор группы до продергивания первой веревки, т.к. все, что падает из верхнего кулуара (обломки льда, камни) - летит на дальнейший путь спуска. После сдергивания первой веревки спускаемся к нижнему концу снежного треугольника (10 м, 35-40%). Дальше вниз идет два участка по две веревки, которые проходятся по одному. После сн. треугольника - скальная пробка в узкой (1-1,5 м) ск. щели. Над пробкой организуем станцию на скальных крючьях (дюльфер 35 м 70-95% с отрицательным уклоном на большей части спуска). Щель в глубине забита ледовой сосулькой, так что лучше спускаться в кошках). Перестежка на скальной станции в неудобном месте (ледовая сосулька 85 %) и спуск еще на 25 м до выполаживания. Конец веревки выводит на довольно большую и пологую скально-осыпную полку. Здесь сбор группы до продергивания верхних веревок. С полки влево вниз уходит узкая (до 1 м) скальная щель, идущая в стене наискось под углом 75-95%, с ледовой сосулькой в глубине. Много скальных пробок, поэтому большая часть спуска идет по рельефу с отрицательным уклоном. От станции на скальных крючьях 40 м, 85-100%, далее перестежка на маленькой (50х50 см) полке и еще 40м 80-85%, выход на верхнюю часть расширяющегося снежного кулуара крутизной в верхней части 50%, внизу - 35-40%. От конца веревки 20 м, 50% снег вниз и немного влево до безопасного ранклюфта (навесили стропу, сложенную вчетверо). Здесь сбор группы. После продергивания веревок еще 40 м, 35-40% через небольшой бергшрунд перила на ледорубе, далее пешком на морены под пер. Зиндон.
Время спуска - 4 часа ч.х.в.
По моренам и тропе до оз. Верхн. Алло - 2 часа.
Общее время прохождения - 10 часов.
Время движения со страховкой - 4 часа.
Возможно прохождение перевала в обратную сторону. Нижняя часть проходится по ск. стене слева от щели, выше - по пути спуска. Сложность - 3А.

Перевал Блок 3А 4400 лд.- ск

Расположен вост. 1.5 км п. Москва.
Соединяет: с севера - р.лев. Зиндон (р. Арча-Майдан) с юга - лед. Ахбасай (р. Ахбасай, р. Арг, оз. Искандеркуль).
Перевал пройден с севера на юг.

Подъем

Участок 1. От оз. верхн. Алло по тропе, маркированной турами, поднимаемся к леднику под пер. Двойной, Блок (бивак).
Время прохождения - 2 часа 30 мин. ч.х.в.

Участок 2. Подход под пер. взлет. Морена, затем закрытый ледник без трещин.
Время прохождения - 20 мин. ч.х.в.
Участок 3. Подъем на перевал. Перевальный взлет - сн. - лд. склон протяженностью около 400 м, в средней части подрезаный небольшим бергшрундом. До бергшрунда около 150 м, до 40%, движение в кошках, в бергшрунде удобное место для сбора группы ( последнее на всем подъеме), от бергшрунда перила, открытый лед 45-50%, 260 м, очень жесткий. Бергшрунд проходили слева по ходу от небольшого ск. выхода, дальнейший подъем - прямо вверх над ск. выходом, в верхней части - немного вправо по ходу.
Время прохождения - 4 часа ч.х.в.
Седловина - сн.-ск.-ос. широкий гребень, на ск.-ос. его части - площадки под палатки.

Спуск

Южная сторона перевала - ск.-ос. стена крутизной до 60% в нижней части. Простой путь спуска проходит траверсом вправо-вниз в сторону пер. Москва к осыпным склонам. С седловины прямо вниз сн-ос кулуар (30 м, до 30%, перила), далее участок скал 20 м 50-60%, перила, последний лазанием без рюкзака, затем траверс вправо по ск-ос полке под небольшой ск жандарм (около 40 м, перила, первый и последний на страховке). Подъем на жандарм - 5-7 м ск склон крутизной до 80%, перила, спуск с жандарма (продолжение траверса вправо) - сн-ос склон 35-40%, 35 м, последний с нижней страховкой, и далее еще две веревки вправо-вниз по ск-ос пологим (до 25%) полкам (перила для подстраховки - слева ск сбросы). Дальше около 80 м вправо по ос полке до ос склона, по которому спускаемся на ледник Ахбасай (конгломератно-осыпной склон крутизной до 40%, 250 - 300 м). Протяженность участков с использованием перил - около 200 м.
Время прохождения - 3 часа 20 мин. ч.х.в.
Время подъема от оз. верхн. Алло - 6 часов 50 минут.
Время спуска до лед. Москва - 3 часа 20 минут.
Общее время прохождения - 10 часов 10 минут.
Время движения со страховкой - 9 часов.

Перевал Москва 1Б 4500 сн-ос

Расположен в южном плече п. Москва.
Соединяет: с запада - р. Арча-Майдан с востока - р. Пушноват (р. Арг, оз. Искандеркуль).
Перевал пройден с востока на запад.

Подъем

Из-под пер. Блок по закрытому леднику без трещин поднимаемся под перевальный взлет (50 мин. ч.х.в.) Перевальный взлет - осыпь 30-35%, 400 м непосредственно с седловины, или сн склон крутизной до 35%, 450-500 м слева по ходу от седловины. Поскольку по снегу идти приятнее, одеваем кошки и поднимаемся на ос. гребень, по которому переходим к туру. Время подъема - 65 мин. ч.х.в.

Спуск

Осыпь 20-35%, 150 м, далее сн. склон 25-30% (кошки), далее снова осыпь, тр. склоны, до тропы на р.Пушноват - 3 часа.