Виды туризма
Дата: 15.08-15.09.2002 г.
Руководитель: Деменев Н.П. (Пермь)
Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)
1. Справочные сведения
1. Федерация спортивного туризма Пермской области.
2.
Вид туризма | Категория Сложности похода | Протяженность активной части, км | Продол-жительно-сть | Сроки Проведения | |
Общая | Ходовых дней | ||||
Пешеходный | Пятая | 214 | 24 | 22 | 15.08-15.09. 2002 г. |
3. Район: Северное Забайкалье,хребет Kодар.
Нитка маршрута: Пос.Новая Чара - р.Средний Сакукан - ущелье Мраморное - пер.Связка(2А.2450м. ск.-ос.) - руч.Экса -пер. Южная Экса(2Б,2600м.ск.)- пер.Моника-I (1A, 2400м.,ос.)-р.Бюрокан- пик БАМ(рад. до 2900м. 2А, ск.)- пер.Три Жандарма (2А,2400м.,ск.-лд.) -ручей Медвежий -"ГМС"-р.Ср.Сакукан -пер.УПИ(1Б,2350 м., сн.-ск.-лд.)-руч.Боковой-руч.Водопадный - р.Левая-Сыгыкта-р.Ледниковая - пер.Ленинградец (2Б,2570м. ск.)-пер.25 лет Сов.Латвии (2А,2630м., ск.)-ручей-Таежный - р.Верхний Сакукан -ур. "Сенильга" -"Чарские Пески" - оз.Грязное - р.Чара -пос. Новая Чара.
4. Участников: 6 человек.
5. Руководитель: Деменев Н.П., 614111, г.Пермь, ул.Яблочкова 31-49. Р.тел.(3422)40-29-13, д.69-13-45, с.8-902-47-94766.
6. Отчет хранится в Пермской Областной Маршрутно - Квалификационной Комиссии.
7. Поход рассмотрен Пермкой МКК.
ПЛАН МАРШРУТА
Дни | Х.Д. | ПУНКТЫ МАРШРУТА | км | Н.В | |
День 1-3 | ВЫЕЗД НА поезде 92 Москва- Северобайкальск | м+ | |||
16.авг | ПТ | ( в _12.00_ , время московское). | |||
СБ- | Проезд в поезде до ст.Северобайкальск (приб.19 авг. в 10.41) | ||||
Выезд на поезде 956 "Северобайкальск-Н.Чара" в 13.05 (моск.вр) | |||||
День 4 |
| 1 | Прибытие на ст.Новая Чара 04.36 (М)+ 6h.(местное) | ||
20.авг | ВТ | Проезд в автомобиле до р.Средний Сакукан (6 ч.,50 км,800 м). | |||
Подход по р.Средний Сакукан (тропа)-р.Иланьга (980м) | 6 | 180 | |||
День 5 | 2 | По р.Ср.Сакукан (тропа) до устья руч.Метельный (1350м) | 11 | 720 | |
21.авг | Ср | Переправа через р.Средний Сакукан. Заброска на 10 дней. | |||
Выход в ущелье Мраморное до бывшего лагеря(1700м) | |||||
День 6 | 3 | Прохождение пер.Связка(2А,2450,ск-сн,) -руч.Экса | 6 | 750 | |
22.авг | Чт | ||||
День 7 | 4 | Подход под пер.Южная Экса, начало обработки. Газ. | 4 | 250 | |
23.авг | Пт | ||||
День 8 | 5 | Прохождение пер. Южная Экса(2Б,2600м.ск.) - р.Кодар | 3 | 600 | |
24.авг | Суб | Газ. | |||
День 9 | 6 | Пер.Моника-1(1А,2590) -руч.Бюрокан - | 10 | 800 | |
25.авг | Вс | Подход под пик БАМ. Постановка базового лагеря(1900м,+200). | |||
День10 | 7 | Восхождение на пик БАМ (2А,до 2900 м. Ск,+1000) | 5 | 1000 | |
26.авг | Пн | Газ. | |||
День 11 | Вт | - | Отсидка по погодным условиям. Газ. | ||
27.авг | |||||
День 12 | 8 | Подход под п.Три Жандарма по руч.Кодар (начало навески перил) | 3 | 200 | |
28.авг | Ср | Часть группы - заброска под пер.Ленинградец( 3 дня). Газ. | |||
День13 | 9 | Пер.Три Жандарма(2380 м,2А,ск) - руч.Медвежий- ГМС(1500м) | 11 | 870 | |
29.авг | Чт | Дрова | |||
День 14 | - | Дневка - отсидка.Выход за заброской. Баня. | 4 | ||
30.авг | Пт | ||||
День 15 | 10 | Полудневка по погодным условиям. Разведка переправ. | 5 | 100 | |
31.авг | Суб | ||||
День 16 | 12 | Р.Средний Сакукан -Подьем на седловину пер.УПИ (1Б,2350 м. сн.) | 16 | 850 | |
01.сен | Вс | Газ. | |||
День 17 | 13 | Спуск с пер.УПИ(1Б) до озера ручья Боковой. Установка знака. | 6 | 200 | |
02.сен | Пн | Газ. | |||
День 18 | - | Отсидка по погодным условиям. Газ. | |||
03.сен | Вт | ||||
День 19 | 14 | Руч.Боковой -руч.Водопадный -Р. Левая Сыгыкта(900 м.) | 10 | 100 | |
04.сен | Ср | Дрова. | |||
День 20 | 15 | Р. Левая Сыгыкта(900 м.) - река Ледниковая (1700 м) | 9 | 200 | |
05.сен | ЧТ | Дрова. | |||
День 21 | ПТ | 16 | Р.Ледниковая - лед.Советских Географов | 15 | 1370 |
06.сен | Подьем на пер.Ленинградец (2Б,2570.ск,-лд.) | ||||
День 22 | 17 | Спуск с пер.Ленинградец - пер.25 лет Сов.Латвии (2А,2630,ск.-сн) | 7 | 630 | |
07.сен | СБ- | Лед.Кауфмана -ручей Таежный. Газ | |||
День 23 | 18 | Ручей Таежный - р.Верхний Сакукан | 17 | 200 | |
08.сен | ВС | Дрова. | |||
День 24 | 19 | Выход по р.Верх.Сукукан-р.Биракачан | 29 | 100 | |
09.сен | ПН | Дрова. | |||
День 25 | ВТ | 20 | Р.Биракачан -р.Верхний Сакукан-озеро Синельга | 12 | |
10.сен | Рад.выход в "Чарские Пески".Дрова. | ||||
День 26 | СР | 21 | Ур.Синельга-оз.Грязное -р.Чара(переправа)-пос.Новая Чара | 18 | |
11.сен | Выезд на поезде 955 "Н.Чара-Северобайкальск" в 12.45 (моск.вр) | ||||
День 27 | ЧТ | Приезд в г.Северобайкальск в 03.28 (моск.вр) | |||
12.сен | Выезд на поезде 91 "Северобайкальск-Москва" в 09.57 (моск.вр) | ||||
День 29 | ВС | Прибытие в г.Пермь в 8.32 | |||
15.сен | Итого | 207 | 9120 |
СПИСОК ГРУППЫ КОДАРСКОГО ПОХОДА
N | Фамилия И.О. | Год
рожд. | Адрес, телефон | Туристкий опыт | Обязанности |
1 | Деменев Н.П. | 1958 | г.Пермь,Яблочкова | 2*5 г.рук. Фаны, Алай | Руководитель |
д.31 кв.49 д.т.69-13-45 | 6 г. зам.Центр.Памир, | ||||
р.т.40-29-50 | 5 п.рук.-Камчатка | ||||
5 л.рук.-Баргузинский хр. | |||||
3А-рук. 3Б-уч. | |||||
2 | Механошина Г.В. | 1963 | г.Пермь,Куйбышева | 5 г.уч.-Алай, 3А-УЧ. | Ответств. за мед.аптечку |
д.99 кв.42 | 4 г.рук.-Киргизский хр. | ||||
д.т.41-18-69 | 2*4 л.уч. -В.Саян,Пр.Урал | ||||
2Б--рук. | |||||
3 | Шишмаков С.Н. | 1960 | г.Кунгур,ул.Победы 2 | 4г.уч.-Приэльбрусье, 2Б-УЧ. | Участник |
д.т.8-271-39-303 | 4л.уч.-Кодар | ||||
3п.уч.-Пр.Урал | |||||
4 | Ощепков В.Н. | 1958 | г.Пермь,Пожарского | 5г.уч.-Фаны, 4г.рук-Матча | Ответств. за питание |
д.10 кв.83 | 2*6 г.уч.-Памир,Ц.Тянь-Шань | ||||
р.т.19-21-96 | 3п.рук.-Северный Урал | ||||
3Б-УЧ. 2Б-РУК. | |||||
5 | БезукладниковА.Н. | 1959 | г.Пермь,Куйбашева | 4г.уч.-Алтай 2Б-УЧ. | Ремонтник |
д.101 кв.105 | 4л.уч.-Хамар-Дабан | ||||
д.т.45-98-70 | |||||
6 | Абдулин М.К. | 1976 | г.Пермь,ул.Геологов | 3г.уч-Приэльбрусье 2А-УЧ. | Участник |
д.19 кв.93 | 3л.уч.-Северный Урал |
Общая смысловая идея похода (путешествия)
Центральный Кодарский хребет является одним из трех основных горных массивов Кодара. Горы Кодарского массива представляют собой Архейские метаморфические толщи (возраст более 2 500 миллионов лет), смятые в складки во время Байкальской складчатости (1 600-570 миллионов лет тому назад) с интрузиями предположительно девонских щелочных гранитов и сиенитов (более 350 миллионов лет тому назад). Центр Кодарского массива отличается наиболее изрезанным, альпийским видом рельефа. Подъезды и отъезды в этот район намного упростились с вводом в действие железной дороги, знаменитой Байкало-Амурской Магистрали (БАМа). Туристов привлекает сюда наличие девственных лесов, огромное количество красивейших озер, рек имеющих многометровые водопады и горных вершин и перевалов. В истоках реки Бюрокан находится "Каменное Сердце Кодара". Здесь, много красивых озёр с прозрачной, холодной водой, в спокойную погоду в которых отражаются остроконечные скальные вершины, во главе с пиком БАМ (3 073 м), высшей точкой всего Кодарского массива. Этот район пользуется среди туристов огромной популярностью.
Наличие большого количества вершин и перевалов различной категории трудности позволяют совершать походы любых категорий сложности.
После многолетнего перерыва из Перми и Чайковского зимой 2001 года на Кодар отправились две группы туристов, и оба похода закончилось трагически. В группе из г. Чайковского 6 марта, при подъёме на перевал Тульский комсомолец, сошла лавина, погиб Владимир Попов и был тяжело травмирован Сергей Горцунов. В Пермской группе, из турклуба "Меридиан", при подъёме на перевал УПИ, 20 марта 2001 года в лавине погиб Алексей Коробейников.
Было принято решений, что летом 2002 года будут организованы походы Пермских и Чайковских туристов, чтобы поставить памятные знаки в память о погибших товарищах. По ряду объективных причин совместный выезд не состоялся, группа из г. Чайковского совершила поход в июле-августе, а мы в августе-сентябре.
Из всех желающих, с учётом туристского опыта, было сформировано 2 группы. Одна группа, в количестве 6 человек, под руководством Деменева Н.П. запланировала пройти пешеходный поход V к.с., а другая, пешеходный поход II к.с., в количестве 9 человек, под руководством Губадуллина Р.А. Участники обеих групп вместе с Алексеем неоднократно ходили в походы, многие были знакомы с ним начиная со школы. Предполагалось поставить 2 памятных знака, в виде металлических плиток с гравировкой, одну на месте гибели, а вторую на вершине с отметкой 2662 м. Каждая группа заносила по одной из выше названных памятных плиток. Сразу скажем, что неблагоприятные погодные условия внесли свои коррективы, и поэтому одну плитку, как и планировали, установили на месте гибели Алексея, там мы даже нашли потерянную лыжную палку одного из участников того трагического похода, а вторую установили на озере, под перевалом УПИ.
Пермские туристы на протяжении нескольких последних лет не ходили в заявленные категорийные походы по Кодару, а в соответствии с этим в библиотеке МКК практически отсутствуют новые сведения по району. Пройти новые перевалы (для нас, разумеется), обновить имеющиеся данные по району, привезти новые фотоматериалы и откорректировать карты, а в итоге написать новые отчёта по району. Такова следующая цель наших походов.
Для решения этих задач наша группа запланировала посетить такие интересные места как, ущелье Мраморное с его печально известными Сталинскими лагерями, знаменитые Чарские пески с урочищем Синельга, "Каменное Сердце Кодара" с высшей точкой Кодарскрго массива, пиком БАМ (3 073 м), долины рек Средний и Верхний Сакукан, Сыгыкты.
Повышение туристского мастерства, приобретение нового опыта, такова ещё одна цель нашего мероприятия.
Время похода - август-сентябрь, по всем среднестатистическим данным самое благоприятное. Устойчивая, хорошая погода, минимум осадков, уже начинаются первые заморозки и исчезает гнус. Всё это мы почерпнули из интернета - отчёты, и из рассказов немногих там бывавших, с кем мы смогли побеседовать. К сожалению год оказался не среднестатистическим и с погодой нам просто не повезло.
График движения
Таблица RTF (464 КБ)
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Почти все перевалы и вершины Кодара скально-осыпные и подвергнуты процессу десквимации - шелушению открытых бесснежных скальных поверхностей под влиянием энергичного морозного выветривания. С вершин, перевалов, со стен постоянно сыплются камни. Потенциально опасными на маршруте можно считать все скальные участки.
Видимо, это связано ещё и с тем, что хоть горы и старые, нередко здесь случаются землетрясения. Неподалёку, в долине р. Калар находится одна из крупнейших в Забайкалье - Чино-Вакатская сейсмическая структура. Специалисты считают, что именно там находился эпицентр произошедшего в 1725 г., одного из крупнейших землетрясений, силой 11 баллов. Немного дальше, в Намаракитской впадине, находится эпицентр Муйского землетрясения, произошедшего 27 июня 1957 г., силой 10 баллов. Даже на удалении 200-230 км произошли горные обвалы протяжённостью до нескольких км по фронту. Так что район ещё и сейсмоопасен.
Скалы настолько разрушены, что были случаи когда под нагрузкой (во время проверки, пер. Связка) казалось бы, монолитная глыба разрушались от вложенной в трещину закладки типа "френд". А в одном месте (на спуске с пер. Ю. Экса) мы долго не могли забить скальный крюк, скалы отслаивались огромными пластами, толщиной до 1 м. Огромные "чемоданы" при нагрузке начинают шевелиться, так как очень часто лежат на подложке из мелкого щебня или льда. Таких "живых" скал мы не встречали больше ни в одном горном районе страны и ближнего зарубежья, а участники группы побывали во всех высокогорных системах бывшего Советского Союза. Если говорить более конкретно, то сильно камнеопасными являются на маршруте следующие участки:
перевал Связка (2 540 м, 2А), со стороны Мраморного ущелья, особенно средняя часть подъёма, сильно разрушенные скалы протяжённостью 80-90 м и крутизной 60-65° с небольшими 5-7 м отвесными участками;
перевал Южная Экса (2Б), на обе стороны обрывается отвесными сильно разрушенными скалами, очень сложно организовывать точки страховки, всё сыплется;
перевал Трёх жандармов (2 380 м, 2А), подъём со стороны р. Кодар (Бюрокан), представляет крутые, 80-85° скалы, местами отвесные, протяжённостью 80-90 м;
перевал Ленинградец (2 575 м, 2Б), подъём со стороны ледника Советских Географов, представляет собой сбросы крутизной 60-70°, местами переходящие в отвес, скалы сильно разрушены, высота взлёта 80-90 м, полки наклонные, часто покрыты натечным льдом;
перевел 25 лет Советской Латвии (2 630 м, 2А), перевальный взлёт со стороны р. Кодар (Бюрокан) представляет небольшие (30-35 м) сильно разрушенные скалы, крутизной 45-50°, с 2-3 метровыми участками отвесов, осыпь, перед перевальным взлётом, в нашем случае была засыпана снегом глубиной 15-20 см, и лавинной опасности не представляла. Спуск в сторону долины р. Таёжной представляет 45-50 м отвес с небольшой полкой (встать одному человеку) посредине, заканчивающийся крутым (45-50°), ледовым спуском до бергшрунда, протяжённостью 40-50 м. Бергшрунд забит камнями и снегом и легко преодолевается. В нашем случае весь ледовые склон был покрыт 15-20 см слоем сырого, размякшего на солнце снега и от упавшего камня сошла очень приличная сырая лавинка.
пик БАМ, весь подъём проходит по сильно разрушенным скалам крутизной от 45° до отвесных участков и по круто наклонным полкам, покрытым мелким щебнем, а в верхней части, в нашем случае, ещё и натечным льдом со снегом.
Об интенсивности камнепадов говорит и тот факт, что из 4 наших верёвок перебило 3, а одну из них аж в 3-х местах. У нас даже появилась мысль, что в походах по Кодару в забросках нужно, вместе с продуктами, оставлять запасные веревки.
Поэтому при организации пунктов страховки нужно обязательно проверять под нагрузкой их надёжность, обязательно наблюдать за их состоянием во время движения по перилам участников группы. Особенно внимательным и еще раз внимательным каждый должен быть как во время движения, так и во время отдыха и ожидания своей очереди для преодоления препятствия.
Хребет Кодар - единственный в Забайкалье горный район, где выявлено более 30 ледников. Многие ледники даже ещё не получили собственного наименования и носят только цифровое обозначение. В настоящее время кодарские ледники находятся на стадии отступления. Трещины на ледниках встречаются редко и не вызывают особых проблем при прохождении.
Самая крупная группа ледников располагается в верховьях рек Левой Сыгыкты, Верхнего и Среднего Сакуканов, Кодара (Бюрокана), в районе самых васоких вершин и более известном среди туристов под названием "Каменное Сердце Кодара". Здесь насчитывается 16 ледников общей площадью более 10,7 км?, среди них самые крупные ледники Нины Азаровой и Советских Географов.
Мы прошли оба эти ледника. На ледник Нины Азаровой спустились с перевала Трёх жандармов, после периода затяжных дождей. Весь снег был смыт, по льду текли многочисленные ручьи, было очень скользко, а учитывая приличную крутизну ледника в верхней части, мы одели кошки и в них быстро спустились до конца ледника. В верховьях ледник засыпан камнями разного размера и со склонов падение камней не редкость, поэтому при движении желательно держаться ближе к центру. На леднике имеется небольшой бергшрунд, даже скорее трещина, так как оба края находятся примерно на одном уровне, заполненная водой и камнями. Ближе к бортам она выклинивается и легко проходима.
По леднику Советских Географов мы поднимались. Весь ледник был покрыт снегом глубиной до 20 см и проблем в прохождении не вызвал. В месте примыкания к скальному взлёту перевала Ленинградский ледник не имеет линии отрыва - бергшрунда, да и крутизну небольшую. Или нам так показалось из-за снега, но прошли мы его легко и быстро, с нетяжёлой тропёжкой при непрерывном зондировании альпенштоком. Трещин не обнаружили. Линию движения предпочтительнее выбирать ближе к середине, опять же из-за камнепадов. Кошки нам здесь не потребовались.
В верховьях ряда ледников четко выделяется линия отрыва - бергшрунд. Нам пришлось преодолеть такой на леднике, при спуске с перевала 25 лет Советской Латвии в долину р. Таёжной. До бергшрунда ледник имеет крутизну 45-50° и длину 40 м, весь ледник покрыт 15-20 см слоем сырого снега. У самого бергшрунда разница в высоте краёв небольшая, а сам он забит снегом и камнями. При нас, во время спуска, на склон ледника упал камень, что привело к образованию приличной, мокрой лавины. Для прохождения взлёта и бергшрунда необходимо неведение 50-60 м перил, что мы и сделали. Дальнейшее продвижение по леднику сложности не представляет, нужно только зондировать снег альпенштоком, и двигаться подальше от склонов.
Для Кодара типичны многолетние снежники, но они не имеют больших размеров и серьёзных препятствий не представляют. Располагаются они выше снеговой линии, то есть на высотах более 2 000 м. Большую мощность имеют снежники у подножия конусов выноса лавин и в понижениях между гребнями курчавых скал.
Источником повышенной опасности являются переправы через реки. В нашем походе их было более двух десятков, через реки ручьи и речушки. Самые сложные из них были через р. Средний Сукукан, руч. Сюрпризный, руч. Водопадный, руч. Снежный, р. Чара.
Через р. Средний Сакукан первый раз переправлялись на 500-600 м выше разрушенного моста, что находится напротив Мраморного ущелья. После теснины река разливается на 30 м, и глубина уменьшается до 0,8 м, а главное уменьшается скорость водного потока. Для страховки провесили перила, и все с самостраховкой переправились.
Следующая переправа, вызвавшая затруднения, была через р. Медвежий, в районе ГМС. После 3-х суточного дождя он превратился в беснующийся поток, местами выходящий из берегов. В подходящем, наиболее узком месте, уложили 2 нетолстых лиственницы (8-10 м), натянули 15 м страховочных перил и по этому импровизированному мосту переправились.
Ручей Водопадный, так же после многодневных дождей представлял собой внушительную преграду. Переправу из брёвен сделать не удалось, стволы кедрового стланика уносило потоком, а чего-либо более серьёзного на той высоте просто не растёт. Переправлялись по камням, организуя страховку с помощью жердей (3 протоки).
Частые дожди осложнили переправу и через р. Ледниковую. Для страховки пришлось организовывать перила, ширина реки 20 м, а глубина 0,8 м и скорость течения приличная более 1,5 м/сек.
Последняя переправа была, пожалуй, самой эмоциональной, это переправа через р. Чара напротив п. Новая Чара. На карте здесь обозначен брод. Ширина реки метров 100, а может и больше, глубина 1,3 м, скорость течения 1,5 м/сек, да и время года уже не жаркое - 11 сентября, временами снежинки пролетают. На дне ямы-промоины у затонувших бревен, поэтому переправа стенкой в 6 человек неудобна, нет оперативности при движении для обхода. Переходили парами, остальные на подстраховке. Перешли все благополучно, быстро переоделись, костёр, горячий обед и дальше. Переправа для всех прошла без каких либо последствий.
Затрудняет движение по маршруту отсутствие троп. Если в часто посещаемых долинах, как то тропы набиты, то в долине р. Левая Сыгыкта, руч. Боковой, р. Ледниковая (нижняя часть) их нет вообще. По долине р. Верхний Сакукан тропы идут фрагментами.
Перемещение по долинам р. Левая Сыгыкта, руч. Боковой и нижней части р. Ледниковой осложняет горельник. Несколько лет назад здесь был сильный пожар, и теперь всё завалено горелыми стволами кедрового стланика, а так же уже успело зарасти ерником, особенно по боковым притокам. Скорость передвижения 1-2 км/час, с огромной затратой сил и энергии. Верхняя часть долины р. Ледниковой, не тронутая пожаром, полностью заросла кедровым стлаником, по нему скорость передвижения ещё меньше 0,5-1 км/час. Предпочтительнее идти по левому берегу, что мы и сделали, организовав довольно сложную переправу. Здесь же два или три раза встретили небольшие фрагменты тропы, которая неплохо видна на открытых местах и сразу пропадает, как только входит в стланик. Хорошо видимая тропа начинается выше зоны стлаников и продолжается до конечной морены ледника Советских Географов. Долее, как и везде по каменистым моренам и россыпям, маршрут движения группы выбирают самостоятельно, только изредка встречаются тропы помеченные туриками. Нам такая маркировка попала в долине р. Таёжная.
В долине р. Верхний Сакукан тропа чем ниже, тем чаще встречается, но после выхода из гор, в Чарскую котловину, после большого участка выгоревшего леса мы её опять потеряли. Зато здесь часто начинают попадаться дороги "призраки". Эти дороги вдруг возникают ниоткуда, и так же внезапно кончаются. Направление их самое разнообразное и без компаса ходить по ним нельзя.
Сначала пытались идти по берегу, но часто попадаются прижимы, которые приходится обходить по крутым склонам, заросшим кедровым стлаником. Ходко идётся по высохшим протокам, но они очень часто перегорожены завалами. После моренной гряды, оставшейся от когда-то существовавшего ледника, занимавшего всю долину реки, начинаются болота.
Хоть они и лежат на вечной мерзлоте, и провалиться в них выше пояса редкое явление, идти по ним одна морока. Дорог и тропинок из ниоткуда и в никуда становится всё больше. Идём по песчаным грядам, выдерживая направление по компасу. С гряды на гряду приходится переходить по болоту, по колено в воде. Гряды в основном заросли соснами, много маслят. На одной из гряд, недалеко от урочища Синельга, тоже следы старого пожарища, заросшие очень густым сосняком, высотой 2-2,5 м. Сосенки стоят настолько густо, что в 5 м не видно впереди идущего товарища. Ориентироваться можно только по компасу.
В урочище Синельга, на берегу небольшого озера, зона отдыха местного населения и туристов, много оборудованных стоянок, вокруг много дров (старый горельник). Сразу за озером начинаются знаменитые Чарские пески. Здесь же начинается хорошо наезженная дорога, которая по карте идёт в Новую Чару. Пройдя по ней 4-5 км мы упёрлись в болото. Дорога по нему видна как разъезженная канава заполненная водой. Идём по болоту вдоль неё. Сначала пытались идти по кочкам, но они маленькие, под весом человека тонут, и вскоре мы просто брели по колено в холодной, болотной жиже. Дорога делает повороты, разветвляется, поэтому нужно обязательно постоянно сверяться с картой и компасом. Вскоре вышли на полностью открытое болото, сориентировались и пошли напрямик на вершину с отметкой 925 м, что находится за озером Грязным. Возле озера так же имеется несколько оборудованных стоянок, но подход к озеру очень топкий, да и болото около озера протаяло глубже, мы несколько раз провалились по пояс, когда обходили его. Дорога вокруг озера едва заметна, зато на гриве сразу начинается хорошо наезженный тракт, который приводит к р. Чара.
Погода - ещё один немаловажный фактор, влияющий на безопасное прохождение маршрута. Плохая погода помимо своего прямого отрицательного действия, негативно воздействует на психологическое состояние группы, что так же может привести к чрезвычайному происшествию.
Как уже говорилось ранее, это время (конец августа начало сентября) мы выбрали не случайно. По многолетним данным в это время стоит наиболее стабильная, хорошая погода. На сентябрь приходится всего 6 дней с неблагоприятной погодой (данные из интернета).
К сожалению, для нас, этот год оказался далеко не среднестатистическим. За всё время нашего пребывания на Кодаре без осадков было всего 3 дня, один в горах, при прохождении последнего перевала, и два последних уже в низу, в Чарской котловине. В горах в это время видимо уже шёл снег, они были закрыты мощными, чёрными тучами.
Дважды по три дня дождь со снегом шёл беспрерывно. В первом случае мы два дня сидели на ГМС, и один день был по плану днёвкой, а второй пришлось просто отсиживаться. Во втором случае один день отсиживались на озере, под перевалом УПИ. Остальные дни приходилось идти. На подобную погоду группа рассчитывала, правда не в таком количестве, поэтому экипировка позволяла двигаться по маршруту, без создания экстремальных ситуаций.
В это время выше 2 000 м нередко выпадение свежего снега, и причем в больших количествах. Дождь в сочетании с минусовой температурой, которая в конце августа уже не редкость и может опускаться до - 15° С, приводит к образованию натечного льда на полках, что требует повышенного внимания при движении, и организации страховочных перил в местах, где при благоприятных условиях без них можно легко обойтись.
В отчётах, что мы изучали перед походом, говорится, что дольше 4 часов подряд дождь на Кодаре не бывает. После похода наше мнение стало совершенно противоположным. Да и перечитав записи в тетрадях, что лежат на ГМС, благо времени на это у нас было более чем достаточно, мы только укрепились в своём мнении. Многодневные, затяжные дожди, судя по тем же записям за много лет, здесь не редкость.
Ещё одно негативное обстоятельство, в это время здесь почти нет туристских групп. Анализируя записи, на той же ГМС, видно, что основная масса групп бывает здесь в июле, начале августа. Кроме нашей второй группы, совершавшей поход II к.с., встречи с которой у нас были запланированы, мы встретили только одну группу альпинистов из г. Биробиджана. Да и то встретились мы на ГМС, где они как и мы пережидали непогоду. Поэтому планируя маршрут нужно быть готовым к полной автономии.
Итоги, выводы, рекомендации
Поход совершён в полном соответствии с заявочными документами. Все участники группы ранее неоднократно ходили в составе разных групп с руководителем, а большинство участников ранее участвовали в совместных походах. Все, без исключения, давно знают друг друга, а потому психологический климат в группе был хорошим. Из-за погодных условий пришлось использовать запасной вариант маршрута,но по технической сложности и по всем остальным параметрам поход соответствует заявленному пешеходному походу пятой к.с.
Сроки проведения похода
Судя по многолетним данным, июль, начало августа является на Кодаре оптимальным по погодным условиям временем для проведения похода. В июле наблюдаются наиболее высокие температуры в тоже время большое число кровососущих насекомых, отсутствие грибов и ягод (поспевающих в конце августа), в начале июля при затяжной весне ещё велик расход воды в реках, что значительно затрудняет организацию переправ. Погода в горах резко отличается от погоды в Чарской котловине. В низу она более жаркая, сухая, и гораздо больше гнуса. В горах она более прохладная, больше выпадает осадков, но гнус достаёт даже на ледниках. В конце августа начале сентября, погода более устойчивая, но в то же время более холодная, морозы могут достигать - 15° С, в горах. Сильных, продолжительных ветров не бывает, во всяком случае, мы о них ничего не слышали, да и сами не ощущали, хотя участники похода бывали в этом районе несколько раз до этого, правда, только зимой.
В этом году погода не вписывалась, ни в какие среднестатистические рамки. Она была просто плохая.
Снаряжение
Нами использовались две 3-х местные каркасные палатки, одна стандартная "полубочка", вторая "Лотос". Следует заметить, что выбор 2-х небольших палаток, был обусловлен отсутствием больших удобных площадок для их установки, особенно выше зоны леса. Для приготовления пищи использовали газовые горелки, но брали с собой складную туристскую пилу и небольшой цельнометаллический топорик, который использовали и как второй скальный молоток. У нас было с собой 3 горелки, на 2-х готовили, одна запасная и 15 газовых баллонов типа "Kalleman" по 500 граммов. Для приготовления пищи вода есть практически повсеместно, только в одном месте на перевале Ленинградцев пришлось топить снег. Так же учитывая, что температура в основном была выше нуля, проблем с газом у нас не было. Еду готовили в котелках сделанных из алюминиевых кастрюль, ставили сразу 2 горелки под один котелок. По бокам укрывали всё стеклотканью, но нужно быть очень внимательным и осторожным, иначе можно допустить перегрев горелок и баллонов и сжечь а них клапан. У нас подобный случай произошёл в первый же раз при приготовлении на газу. Дежурный имел большой опыт приготовления пищи на примусах, (на газовых горелках готовил впервые) и по аналогии с ними хорошо укутал горелки и котелок стеклотканью. В итоге клапана в баллонах выгорели и один баллон, когда мы попытались отвинтить горелку просто вышел в воздух. Второй баллон мы носили с горелкой пока газ не кончился. Конечно же, сгорели и все пластмассовые части на самих горелках, но к счастью они большей частью несут чисто эстетическую нагрузку. На группу из 6 человек, для приготовления чая и одного основного блюда, 2-х газовых баллонов нам хватало на 7 варок. При подготовке к походу, завхоз для приготовления на газу взял продукты требующие минимума времени при приготовлении. Различные каши 2-х,3-х,4-, зерновые и пюре, что значительно снижало расход газа. Увеличить экономию горючего можно используя вместо котлов скороварки, но у нас, они увы, отсутствуют. Правда, со скороварками, возникают неудобства при приготовлении пищи на костре.
Для безопасного прохождения маршрута необходимо много специального снаряжения, мы взяли с собой: четыре верёвки, два ледоруба, 4 "френда", комплект закладок и скальных крючьев, 5 ледобуров, 7 карабинов, расходные петли. Последних понадобилось даже больше, чем мы расчитывали, пришлось истратить на это вспомогательную верёвку.
Каждый участник имел каску, страховочную систему, несколько карабинов, жумар, спусковое устройство, кошки. Наличие последних в личном снаряжении несколько спорно, так как нам они понадобились только один раз, при прохождении ледника Н. Азаровой. Иметь 2-3 пары на группу, конечно же, обязательно. Несколько замечаний по личному снаряжению. Каждый имел две пары обуви - ботинки и лёгкие кроссовки, которые использовали для преодоления водных преград, поскольку глубина большинства бродов превышает высоту сапог, а кроссовки высушить легче. Что касается одежды, то в условиях нашего похода лучше всего подошла бы одежда из тканей типа GORE-TEX, а за отсутствием таковой мы использовали обычный техкапрон. От дождя хорошо зарекомендовали себя костюмы из непромокаемой ткани (куртка и штаны), приобретённые в магазине "Рабочая одежда". Обязательно все вещи в рюкзаке должны быть в водонепроницаемой упаковке, очень хорошо для этой цели подходят гермомешки, какими пользуются водники. Немного тяжеловато, зато всё сухое.
Минимальные температуры воздуха были немного ниже 0° С, то из теплых вещей достаточно иметь с собой синтепоновую куртку, куртку из POLARTEC и шерстяной свитер.
Подъезды, отъезды
Из Перми на поезде нужно доехать до станции Новая Чара. Есть прямой поезд № 75 Москва - Тында (ходит через день, зимой и того реже), № 97 Кисловодск - Тында (ходит 2 раза в неделю) сразу до Новой Чары или с пересадкой в г Северобайкальске, все поезда на станцию Новая Чара приходят утром. От туда на местном поезде Северобайкальск - Новая Чара. Из Новой Чары на автобусе можно уехать до с. Чара, а от туда уже можно начинать активную часть маршрута или договориться с машиной, чтобы подвезли ближе к горам (до долины Среднего Сакукана 26 км). С машиной можно договориться и в Новой Чаре.
Начать маршрут можно и с разъездов находящихся на железной дороге. На них останавливается поезд Северобайкальск - Новая Чара или пригородные поезда Новая Чара - Куанда и Новая Чара - Хани. Пригородные поезда ходят утром, днём и вечером, в выходные только утром и вечером.
Всем группам необходимо зарегистрироваться в отделе по делам ГО и ЧС Каларского района. В рабочие дни по адресам: п. Новая Чара, ул. Центральная, д. 4 (Каларский краеведческий музей), тел. 3-89 (РУС - районный узел связи, есть ещё узлы связи МПС) или с. Чара, ул. Пионерская, д. 8 (Администрация Каларского района, отдел ГО и ЧС), тел. 2-16-55, 2-15-37. В нерабочие дни: с. Чара, ул. Удоканская, д. 14, тел. 2-11-99.
Достопримечательности
Между рек Средний и Верхний Сакукан находится уникальное место Чарские пески, куда стараются попасть все группы, путешествующие по Кодару. Площадь песков более 45 км?. Здесь всё как в настоящей пустыне, но есть и такое, чего больше нигде не встретишь. Рядом с тёплым жёлтым песком соседствует голубая холодная наледь. Вокруг стоят горы, даже летом, покрытые снегом, и песчаные барханы обрываются в болото или озеро. На песке растут не пальмы, а сибирские лиственницы.
На Кодаре немало минеральных источников, среди которых есть и горячие. Один из таких источников - Луктур, находится в 17 км от п. Новая Чара, в долине р. Талого. Можно посетить на автомашинах.
Памяти Лехи Коробейникова
Кодар - страна гор
20 марта 2001 года, в 15 часов 10 минут группа туристов г.Перми поднималась по ручью Боковому на перевал УПИ. С левого склона долины внезапно пошла мощная лавина. На камне выдержал напор лавины только один участник, остальные 8 человек были сметены. Все решили несколько секунд. Из лавины "выплыли" 6 участников. Галю Механошину выдернули из лавины, у нее виднелась рука. После переклички обнаружили остутствие Лехи. Быстро просмотрев конуса, на среднем обнаружили его лыжу и тут-же начали зондирование палками. Через 15-17 минут после схода обнаружили тело. Чистый рот, без видимых травм он не подавал признако жизни, пульс отсутсвовал. Два часа группа проводила реаниамацию, все впустую. И хотя в группе было два врача, "завести" его не удалось.
Затем группа 9 дней выносила тело своего товарища с гор. "Полиспастами" поднимала один километр по высоте на перевал УПИ, спускала и транспортировала по реке Средний Сакукан в поселок Чара. Асфиксия - поставил привычный диагноз чарский врач, он же по совместительству хирург, паталогоанатом и т.д. "Я тут недавно еще одного вашего смотрел -Попова, из Чайковского". Два лыжных похода пятой категории сложности - две аварии, в течении нескольких дней.
16 августа 2002 года, 13 часов, станция Пермь II. Провожают экспедицию турклуба "Меридиан" и Областной Федерации Туризма. Две группы идут ставить мемориальный знак на место гибели. Нас 15 человек, два пеших маршрута- второй и пятой категории сложности. В Северобайкальске нас на пероне уже ждала наша доблестная милиция, для досмотра. "Раскатали" рюкзаки по полной программе. Затем - полюбовались и искупались в Байкале, закупили копченого омуля и вперед, на станцию Новая Чара Читинской области, где нас снова ждала милиция для досмотра рюкзаков, впрочем и на выходе они тоже просматривали наши вещи (это после 22-х дневного похода !).
В Новой Чаре сели на вахтовку, 4 часа тряски и преодоления болот и …
Ура ! Кодар!!!
Все, кто проезжал на поезде по БАМу помнят впечетляющую картины:
- Байкальский хребет с тоннелем и островерхими вершинами;
- Бюризовую гладь Байкала;
- Уходящие ввысь вершины Верхне-Ангарского хребта:
- Серпантин - перевал Северо-Муйского хребта
- И после моста через Витим, венец Забайкалья, хребет Кодар.
Поезд ползет по Чарской котловине, а слева, за марями и болотами вздымаються на 1.5 км горы. Настоящие горы с ледниками, сложными перевалами и вершинами, с бурными реками. Многие туристкие походы становились призерами первенств СССР и России. В 2001 году за февральское восхождение на "жандарм" "Огурец" вершины "Царский Трон" красноярские альпинисты выиграли золотые медали первенства России. Здесь нет изнуряющей высоты Памира и Тянь-Шаня, но есть свирепые якутские морозы зимой, непогода, снег и дождь летом. Кстати и Якутия рядом, следующая станция уже там.
Вот и мы тихонько идем по тропе(заброшенной дороге) вдоль Среднего Сакукана, тащим рюкзаки за 40 кг. И любуемся природой. Дорога была выстроена в конце 40-х годов до Мраморного ущелья и если не знать его мрачной славы, то водопады, лес и вершины говорят только о красоте природы. Но дело вот в чем. "Добыть уран и любой ценой" - было сказано на самом высшем уровне в 1945 году. И добывали, и за ценой не постояли. Была создана целая сеть лагерей на Кодаре (до 10) и получила название "Борские лагеря". Конечно ущелье с урановой рудой назвали "Мраморным", хотя бы могли назвать и "Гранитным", гранита там больше. Сохранилась колючая проволока, дома охраны, вход в штольню, тачки и прочие лагерные причандалы. Зато не сохранилось очевидцев тех событий. По одной из версий, после выработки урана в 1953 году, всех "ЗэКа" загнали в штольню и взорвали, а затем и ликвидировали охрану.
А сейчас по этой дороге мирно шлепают туристы, тащат свой палатки в центр Кодарских гор. Выше по Среднему Сакукану, у ручья Медвежий, стоит изба-зимовье бывшей ГМС. Здесь остановливаются на ночлег практически все группы, путешествующие по стране "Сакукании". Можно отсидеться от непогоды, истопить баню, оставить заброску продуктов.
Из Мраморного ущелья мы ушли перевалом "Связка" 2А категории сложности на ручей Экса и затем перевалом "Южная Экса" 2Б к.сл. под пик БАМ(3073 м). Пик БАМ - высшая точка Кодара и на вершину нет простых путей восхождения. Мы попыталсь взойти и остановились в 170 метрах(по высоте) от вершины - погода, усталость, нехватка времени. Пришлось возвращаться в лагерь "не солоно хлебавши". Вообще погода нас не баловала. За 22 ходовых дня у нас полностью солнечных дней было 2 (два)! Погода менялась мгновенно, то ветер, то снег, то дождь. Заканчивали маршрут - на ледниках лежал уже снег выше колен. После акклиматизационного кольца пошли через первал УПИ ставить "плитку". До боли знакомые по зиме 2001 года места - перевал "Мурзилка", озеро, ригель, ручей Боковой. Погода не баловала - снег, туман. Нашли место трагедии, знакомые камни, потерянная лыжная палка. Горы огласил стук молотка. После суточной отсидки из-за непогоды уходили, оглядывались - тускло мерцала на скале нержавющая сталь. Да, мы играем в игры, но это очень опасные игры.
Далее перед нами расстилалась долина Левой Сыгыкты. Когда-то бушевавший здесь пожар выжег кедровый стланник и обгорелые останки заросли ерником. С трудом пробирались мы к реке Ледниковой, еще не ведая об ожидавшем нас "подарке". На Ледниковой кедрач не выгорел ! И нам пришлось столнуться с ним лоб в лоб. Средняя скорость передвижения по кедровому стланнику хорошо подготовленной группы 5 км/день. Мы прошли немного, затем переправились на левый берег и стали искать тропу. Есть тропа изюбрей, есть медведей, тропы других животных, с тропами людей туговато. Ближе к верховьям все таки появились признаки пребывания туристов, а от ручья Изумрудного и вовсе тропа. А кругом стоят остроконечные снежные пики - Сыгыкта, Чара, Ленинградец. Красота. Погода начала портиться. И мы пройдя перевалы "Ленинградец" и "25 лет Советской Латвии" по Верхнему Сакукану пошли в поселок Новая Чара. После заморозков голубика приобрела красный цвет, лиственница пожелтела и стала терять хвою. В горы пришла осень. Мы шли по тропе с гор и с боковых ущелий нас провожал рев изюбрей, у них началась пора брачных игр.
До свидания Кодар.
Паспорт перевала Южная Экса
Кодар, Верхнесакуканский хребет, Южная Экса, 2600 м, 2Б-3А -летом.
Находится в гребне между вершинами 2903 м. и в.2969 м., соединяет исток ручья Экса и верховья реки Снежной, ориентация - северо-восток, юго-запад. Один из вариантов перехода с р. Средний Сакукан на р.Верхний Сакукан.
Назван по ручью Экса.
Сведений о прохождении не были найдены. Перевал неоднократно просматривался с обеих сторон пермскими туристами. На перевале была найдена записка Рыжего из пос.Куанда (радиальный выход с р.Снежный).
Общее время прохождения - 2-3 суток
Время спуска - 8 часов.
Время подьема - 5 часов с предварительной обработкой. Навеска 4 вер.50 м.
Время движения со страховкой - 17 часов. Пунктов страховки -22. По частоте прохождения сведений нет. Преимущественное направление движения с ручья Экса.
При плохой погоде перевал становится чрезвычайно комнеопасным, прохождение не рекомендуется.
Подход к скальному взлёту сначала по осыпи метров 200, дальше небольшой снежник около 50 м. Дальше начинаются скалы до перевальной седловины, по визуальной оценке метров 300-350. Сначала метров 50 некрутых скал, затем становиться круче, здесь уже необходимо вешать перила. Придерживаясь скального контрфорса, по полкам крутизной 50°, прямо вверх, уходит первая верёвка. Выход на небольшую (3-4 человека с рюкзаками), наклонную полку-трещину на контрфорсе. С неё 8 м по почти отвесной скале (75-80°), вдоль левого (по ходу) борта контрфорса вверх, по крутым скалам, до наклонной полки (2-3 человека с рюкзаками) под гребнем. Верёвки (50 м) не хватило, пришлось надвязать ещё одну. Дальше вверх, на гребень контрфорса, по отвесу (85-90°) 15 м (первый обошёл правее по очень "живым" и крутым скалам). На следующий день, в этом месте, нам пришлось рюкзаки выдергивать отдельно. Гребень очень узкий, для 2-х человек с рюкзаками. Отсюда косой траверс на начало кулуара, ограничивающего контрфорс справа, по скальному карнизу 15 м и далее по крутым скалам 10 м до небольшой наклонной полки на 3-х человек с рюкзаками. С полки вправо вверх (по ходу), по крутым скалам (60-65°) 20 м. Дальше склон выполаживается до 45°, но он весь покрыт крупными "живыми" камнями. Провесили по ним остатки верёвки (25 м), закрепили её за большой камень на гребешке отходящем от перевального гребня. Седловина перевала находится в 80 м левее и выше. Всё остальное крепление производилось на крючья, промежуточная страховка крючья, "френды", закладки. Скалы очень разрушенны много "живых" камней.
Собраться всем вместе на подъёме негде, полки очень маленькие. По четвертой верёвке идти можно только после того как все пройдут первую веревку - простреливает кулуар.
Седловина перевала представляет собой узкий гребень. Даже присесть негде. Пришлось провесить перила и, закрепившись на перилах, устроить перекус. Воды тоже нигде нет.
Спуск вначале представляет крутую (45-50°), "живую" осыпь, переходящую дольше в отвесный скальный склон, рассечённый кулуарами. Нижняя часть не просматривается. Спускаться начали чуть левее (по ходу) седловины, по неявно выраженному гребню. Вниз две верёвки, до вершины контрфорса (оставили петлю). Здесь большая безопасная площадка, собрались все. Затем 20 м. вниз на полку, в начале кулуара, дальше склон обрывается отвесом. С полки провесили верёвку через кулуар, вправо (по ходу), на следующий гребень и закрепили за камень. Затем 2 вёревки вниз, вправо (по ходу, первая пересекает небольшой кулуар, вторая по контрфорсу) крутизна 60-65°. Крепление за крючья (оставили два крюка). Полки для перестёжки маленькие, сильно наклонные, первая для 2-3 человек, вторая побольше и можно собраться всей группой. Дальше 20 м косого "дюльфера" вправо (по ходу) до начала отвесного кулуара (70°). По кулуару (85-90°, 45 м) с небольшими нависающими карнизами вниз, до широкой наклонной полка (оставили крюк). По ней влево (по ходу) 10 м на гребешок, состоящий из неустойчивых камней! Мест для забивки крючьев практически нет, все скалы "живые". От гребешка "дюльфер" (50 м), первые 15 метров крутизна склона 45°, а затем переходит в отвес. Затем вправо (по ходу), вниз 40 метров (косой дюльфер), до начала осыпи. Крутизна осыпи и снежника на ней 30°, протяженность 400 метров.
На группу обязательны веревки, скальные крючья, скальные молотки, петли. Все должны обязательно быть в касках и страховочном снаряжении. Воду рекомендуется брать с собой.
Весь перевал камнеопасен. На подьеме и спуске веревками или неосторожным движением можно сдернуть камни. Многие большие блоки неустойчивы. Встречаются участки, где негде забить скальные крючья, все отслаивается. При ЧП со стороны ручья Экса выход вниз будет затруднен устьевым каньоном. Выход по Снежной проще. На перевале ночевка возможна только сидячая. При больших "строительных работах" можно организовать полулежачий ночлег на седловине.
Автор описания - Деменев Николай Павлович
Расчет баллов
Баллы за локальные препятствия
1. Переправы | ||||||
N | Река, ручей | Ширина(м.) | Глубина(м.) | кат.сл. | баллы | Примечание |
1 | Средний Сакукан | 30 | 0,8 | 1Б | 3 | Перила |
2 | Бюрокан | 20 | 0,5 | Н/К | 0,5 | |
3 | Медвежий | 15 | 0,4 | Н/К | 0,5 | |
4 | Пионер | 15 | 0,5 | Н/К | 0,5 | |
5 | Сюрпризный | 10 | 0,5 | Н/К | 0,5 | |
6 | Средний Сакукан | 20 | 0,4 | Н/К | 0,5 | |
7 | Боковой | 8 | 0,5 | 1А | 1 | Подстраховка |
8 | Водопадный | 6 | 1,5 | Н/К | 0,5 | |
9 | Ледниковая | 20 | 0,8 | 2А | 6 | Перила |
10 | Таежная | 10 | 0,6 | Н/К | 0,5 | Подстраховка |
11 | Бюрокан | 8 | 1 | Н/К | 0,5 | Несколько рукавов |
12 | Снежная | 10 | 0,5 | Н/К | 0,5 | Несколько рукавов |
13 | Чара | 100 | 1,3 | 1Б | 3 | Несколько рукавов |
Итого | 17,5 | |||||
2. Перевалы | ||||||
N | Наименование | Высота(м) | Тип | кат.сл. | баллы | Примечание |
1 | Связка | 2540 | скально-ос. | 2А | 8 | Камнеопасен |
2 | Южная Экса | 2600 | скальный | 2Б | 11 | Камнеопасен |
3 | Моника-1 | 2600 | осыпной | 1А | 4 | |
4 | Три жандарма | 2380 | скальный | 2А | 8 | |
5 | УПИ | 2350 | снежный | 1Б | 6 | Лавиноопасен |
6 | Ленинградец | 2570 | скально-сн. | 2Б | 11 | Камнеопасен |
7 | 25 лет Сов.Латвии | 2630 | скально-сн. | 2А | 8 | |
итого | 56 | |||||
В зачет | 31 | |||||
3. Вершина | ||||||
N | Наименование | Высота(м) | Тип | кат.сл. | баллы | Примечание |
1 | БАМ | 2900 | скально-ос. | 2А | 9 | Камнеопасен |
Итого | 9 | |||||
4. Каньоны | ||||||
N | Наименование | Длина(м) | Тип | кат.сл. | баллы | Примечание |
1 | руч.Боковой | 1000 | Прижимы | Н/К | 0,6 | |
2 | р.Ледниковая | 1000 | Прижимы | 1А | 1 | |
Итого | 1,6 | |||||
Итого за ЛП | 59,1 | |||||
К зачету | 55 |
ЗАПИСКИ С ПЕРЕВАЛОВ
Мраморное ущелье
Памятная доска установлена группой туристов ЦДЮТур г.Сарова 5 июля 2002 года в честь первого председателя городской федерации альпинизма Пахарьковой Любови Яковлевны, работавшей в лагере "Мраморное ущелье" в 1950-51 годах. В 2003 году исполнится 50 лет городской федерации альпинизма.
Начальник ЦДЮТур г.Сарова Баринов Александр Вениаминович.
607186 г.Саров, ул.Юности 15.
т/факс: 5-27-75, тел.: 5-27-92, e-mail:sveta@vhiicf.ru
5 июля 2002 г. 16 час.29мин.
Связка 2А.
Группа путешественников кл."Юниор" в количестве 6 чел., совершая путешествие по Кодару ?V к.с., вышла к туру на пер. Связка 2А.
Метеоусловия: облачно. Состояние группы: отличное.
Группа продолжает движение в направлении р.Ср.Сакукан. Движение по маршруту от тура начато в 15 ч.10мин. 2 августа 1998г. Снята записка группы г.Северска кл."Юниор" под руководством Турецкого В.Е.
Руководитель группы Лопатина Татьяна Геннадьевна.
636070 г.Северск, Томская обл., ул.Победы 10-26, Лопатиной Т.Г.
Экса Южная 2Б
Группа альпинистов ст.Куанда Коларского района Читинской обл. вышла на перевал "Моника II" со стороны р.Снежной с целью разведки и описания маршрута. Вышли в 20 час. 8.06.92г. Спуск по пути подъема.
Снята записка псковичей (рук. Яворский А. В.) от 21 августа 1990 г.
Руководитель группы Рыжий В.С. ст. Куанда.
Моника II
Группа туристов Профессионального туристского клуба "Траверс" г.Казани в количестве 6 человек, совершая пешеходный поход пятой категории сложности, вышла к туру на пер. Моника 2(1А,2590м) со стороны р.Кодар.
Метеоусловия: пасмурно, t +9°C. Состояние группы: хорошее.
Движение по маршруту от тура начато в 17 часов 8 августа 1997г. Снята записка группы Иркутского городского клуба туристов "Саяны" (июль 1996г.) под руководством Касперовича.
Руководитель группы Мансуров Дмитрий Евгеньевич.
Маршрутная книжка №15/97.
420133 г.Казань. ул.Адоратского 6-80, Мансурову Д.Е.
ГАИ - КОЗЛЫ - КАЗАНСКИЕ В ОСОБЕННОСТИ.
Моника
25 июля 2000 года группа нижегородцев в составе 4-х человек, рук.Горшенков А.А.
М-т: ст.Салский - р.В.Сакукан - пер.Моника 1 - р.Ср.Сакукан - пер.Мурзилка - р.Апсат - Чара. Желаем удачи!
Моника
Добрый день!
Мы, группа туристов из славного города-антигероя Читы, в составе двух человек и одного Кучмы, сердечно приветствуем Вас! Желаем удачи, хорошей погоды и всех прочих благ! Особенный привет всем девушкам, мы по вам очень соскучились.
Вечно Ваши: Лух(Саша), Брд(Сема), и Кучма(Алексей Сергеевич).
4 августа 2002 г. 18 часов.
e-mail:kuchmin@mail.chita.ru
Трех Жандармов 2А.
Группа туристов г.Миасса в количестве 6 человек, совершая пешее путешествие пятой категории сложности, вышла к туру на перевале Трех Жандармов 2А со стороны р.Ср.Сакукан.
Метеоусловия: ясно, ветер легкий.
Состояние группы: хорошее. Группа продолжает движение в направлении р.Кодар. Движение по маршруту от тура начато в 13 часов 15 мин. 12 августа 2002 г. Снята записка группы, совершающей пеший поход 3 к.с. от 5 августа 2002 г. под руководством Уханова И..
Руководитель группы Кондрин А.С.
Маршрутная книжка №31/02.
456320 Челябинская обл., г.Миасс, ул.Богдана Хмельницкого 42-309, Кондрину А.С.
20.08.01 г. группа туристов из Санкт-Петербурга, совершая поход неизвестной категории сложности (предположительно 4 пешая), под руководством Володи Дятленко, не сумевшего пойти с нами в поход, поднялась на пер.Трех Жандармов со стороны р.Ср.Сакукан радиально (т.е. посмотреть на пик БАМ)
Классно!
Всем удачи и хорошей погоды!
12 часов, солнечно, только изредка облачка. Почти безветренно.
Нас трое: Храбрых З. Панков Леша, Евдокимова Катя.
УПИ 1Б
ПГТУ "Меридиан ", группа в составе 8 чел. и одного рукля взошла на пер.УПИ 1Б со стороны р.Ср.Сакукан в 11 часов. Дальнейшие планы: спуск в долину р.Боковой, установка таблички и возвращение через пер.Мурзилка, р.Апсат, Чара.
Палыч, облом с солью. Оставь 150-200 г. Буду должен. Валера, если можно, оставь соль, очень надо.
Мы ушли вниз вешать табличку. Вернемся к палаткам 01.09.02 г. сегодня. Хотим так. Радик.
Смета
Пункт | Стоимость на чел. | Стоимость на группу | Примечание |
Пермь-ст.Н.Чара | 1 000р. | 6 000р. | Поезд |
Ст.Н.Чара-Пермь | 1 000р. | 6 000р. | Поезд |
Чара-р.Сакукан | 500р. | 3 000р. | автомашина |
Питание | 1 500р. | 9 000р. | |
Прокат | 500р. | 3 000р. | |
снаряжения | |||
Итого | 4 500р. | 27 000р. |
№ | РЕМОНТНЫЙ НАБОР | КОЛ-ВО | КАК ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ | РЕКОМЕНДАЦИИ |
1 | Отвёртки: плоская, крестовая, комбинированная. | 1 шт. | Ремонт кошек, горелки. | |
2 | Пассатижи | 1шт. | Почти каждый день | |
3 | Шило | 1шт. | Часто, ремонт обуви | |
4 | Напильник полукруглый | 1шт. | 3-4раза | |
5 | Наперсток, иголки, нитки (черные, белые, для обуви) | Иглы: большие-5 малые-8 | Почти каждый день: обувь, одежда, палатка, рюкзаки. | Брать больше длинных игл с большим ушком |
6 | Заплаты: капрон, брезент, х/б, кожа | 600см? | Одежда, рюкзаки, палатка | |
7 | Пряжки для рюкзаков | 6 шт. | Замена утерянной пряжки | |
8 | Очки с/з | 1шт. | Не использовались | |
9 | Ложка | 1шт. | Не использовалась | Не брать |
10 | Клей “Момент” | 1шт. | Не использовался | В жёстком футляре |
11 | Клей “Супермомент” | 1шт. | Использована половина | В жёстком футляре |
12 | Ножницы | 1шт. | Очень часто | |
13 | Киперная лента | 1 м | Не использовалась | |
14 | Капроновый шнур 3 мм | 6м | Использована половина | |
15 | Рукавицы брезент | 1 пара | Не использовались | |
16 | Проволока: мягкая 1 мм жёсткая 1.5 мм алюминиевая 3мм | 2 м | Часто | |
17 | Тросик 3 мм | 1.5 м | Ремонт котелков | |
18 | Пуговицы | 10 шт. | Ремонт входа палатки | На всякий случай брать |
19 | Булавка английская | 5 шт. | Редко | |
20 | Крючки, кнопки | 10 шт. | Не использовались | Брать залипы |
21 | Шурупы, болты, гайки | 10 шт. | Не использовались | |
22 | Гвозди крупные, мелкие | 45 шт. | ремонт обуви,навесили памятную табличку | Взять несколько дюбелей |
23 | скотч | 1 рулон | Очень часто | |
24 | изолента | 1 рулон | Редко | |
25 | Резиновые колечки | 20 шт. | Упаковка продуктов | |
26 | пинцет | 1шт. | Ремонт одежды | |
27 | Ножовочное полотно | 1шт. | Не использовалось | |
28 | Наждачный брусок | 1шт. | Редко | |
29 | Костровые крючья | 2шт. | Не использовались | |
30 | Спички | 5 кор. | ||
31 | Оргстекло | 8 кусков | Розжиг костра | |
32 | Стеклоткань | 1.5 м? | Часто | |
33 | Резинка бельевая | 2 м | Использована половина |
Ещё надо было взять:
иглы от одноразовых шприцов - для ремонта обуви
запасные шнурки
может быть, лучший контейнер-рулет из толстого капрона
с множеством кармашков для каждого предмета
МЕДИЦИНСКАЯ АПТЕЧКА
1. Бинты стерильные 5 шт.
2. Бинты нестерильные 5 шт.
3. Вата 1 упак.
4. Лейкопластырь (узкий, средний, широкий) по 1 рул.
5.Лейкопластырь бактерицидный 1 компл.
6. Эластичный бинт 2 шт.
7. Пипетка 1 шт.
8. Ножницы 1 шт.
9. Термометр 1 шт.
10. Актовегин мазь 1 тюб.
11.Левомеколь мазь 1 тюб.
12. Перцовая мазь 1 тюб.
13. Троксевазин гель 1 тюб.
14. Тетрациклиновая мазь глазная 1 тюб.
15. Бальзам "Спасатель" 1 тюб.
16. Детский крем 1 тюб.
17. Ампициллин 20 шт.
18. Бисептол 20 шт.
19. Солподеин 10 шт.
20. Спазган 10 шт.
21. Седалгин 10 шт.
22. Цитрамон 10 шт.
23. Супрастин 10 шт.
24. Кларитин 10 шт.
25. Но-шпа 1 упак.
26. Фуразолидон 20 шт.
27. Иммодиум 5 шт.
28. Активированный уголь 5 упак.
29. Аллохол 5 шт.
30. Гастал 10 шт.
31. Сода питьевая 1 упак.
32. Бромгексин 1 упак.
33. Фарингосепт 10 шт.
34. Нафтизин 1 флак.
35. Фурацилин 10 шт.
36. Перманганат калия 10 г
37. Перекись водорода 10 шт.
38. Колдрекс 5 пак.
39. Регидрон 2 упак.
40. Валидол 10 шт.
41. Валерианка 10 шт.
42. Нитроглицерин 1 упак.
43. Элеутерококк в таблетках 1 упак.
44. Витамины: Компливит 1 шт. в день на каждого участника
Аскорбиновая к-та 1-3 шт. в день на каждого участника
46. Баралгин в ампулах по5 мл 10 амп.
47. Лидокаин в ампулах по 2 мл 10 амп.
48. Шприцы 5 мл 5 шт.
49. Пинцет 1 шт.
В группе за время похода никто серьезно не болел. Легкие травмы, порезы и ушибы лечили бальзамом "Спасатель" и Актовегином. Использовали лейкопластырь для профилактики и лечения мозолей и эластичный бинт на ушибленное колено. Приятно было пить воду из горных ручьев с шипучим витамином С. Остальные лекарственные средства, кроме витаминов, к счастью не понадобились.
ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ПЕШЕЕ
(сложные маршруты)
N_ | НАИМЕНОВАНИЕ | ВЕС |
СПЕЦИАЛЬНОЕ | ||
1 | ФОТОАППАРАТ В УП.+8 ПЛЕНОК | 0,6 |
2 | КОШКИ,СТРОПЫ,МЕШОК ЗАЩ. | 1 |
3 | ГЕРМОУПАКОВКА ДЛЯ ВЕЩЕЙ | 0,3 |
4 | ОЧКИ С/З | 0,1 |
5 | БРЕЗЕНТОВЫЕ РУКАВИЦЫ | 0.2 |
6 | КАСКА | 0,8 |
7 | ЖУМАР,СПУСКОВАЯ "ВОСЬМЕРКА",СТР.СИСТЕМА | 0,4 |
8 | САМОСТРАХОВКА,РЕПШНУРЫ(2 ШТ) | 0,6 |
9 | КАРАБИНЫ(4 ШТ) | 0,7 |
10 | ШНУР ЛАВИННЫЙ,ВЕРЕВОЧКИ КАПРОНОВЫЕ | 0,2 |
ОБЫЧНОЕ | ||
11 | РЮКЗАК | 1 |
12 | ВИБРАМЫ | 1,5 |
13 | КРОССОВКИ | 0.3 |
14 | КОСТЮМ СПОРТИВНЫЙ | 0,7 |
15 | КОСТЮМ КАПРОНОВЫЙ ВЕТРОЗАЩИТНЫЙ | 0,5 |
16 | ЖИЛЕТ УТЕПЛЕННЫЙ | 0,8 |
17 | КУРТКА "ФЛИС" | 0,8 |
18 | НОСКИ ШЕРСТ. 2 ПАРЫ | 0,8 |
19 | НОСКИ Х/Б 2 ПАРЫ | 0,2 |
20 | НАКИДКА П/Э + НАКИДКА ЗАЩ. | 0,5 |
21 | СПОРТИВНЫЕ ТРУСЫ | 0,3 |
22 | БЕЛЬЕ НИЖНЕЕ | 0,8 |
23 | ШАПОЧКА ТЕПЛАЯ,ПОВЯЗКА | 0.2 |
24 | ФОНАРИКИ НА БОТИНКИ | 0.1 |
25 | РАСЧЕСКА | 0.3 |
26 | ЛОЖКА,ЧАШКА,КРУЖКА,НОЖ | 0,4 |
27 | ФЛЯГА ДЛЯ ВОДЫ(1 Л.) | 0.1 |
28 | КОСЫНКА,ПЛАТОК НОСОВОЙ | 0,1 |
29 | ДОКУМЕНТЫ,ДЕНЬГИ,ЧАСЫ,КАРАНДАШ,БЛОКНОТ,ОПИСАНИЯ | 0,3 |
30 | СВИТЕР ШЕРСТЯНОЙ,БРЮКИ,ПОЯС ТЕПЛЫЙ | 1 |
31 | ГУБНАЯ ПОМАДА,КРЕМ ОТ СОЛНЦА,ИНД.ПАКЕТ | 0,2 |
32 | ПЕРЧАТКИ ИЗ ПОЛАРТЕКА, ЗАЩИТНЫЕ | 0,2 |
33 | СТЕЛЬКИ 1 ПАРА | 0,1 |
34 | "СИДУШКА" | 0,2 |
35 | КОВРИК ППУ | 0,7 |
36 | КУЛЬКИ П/Э (5ШТ),МЕШОЧКИ Х/Б (3 ШТ.) | 0,4 |
37 | СПИЧКИ В ГЕРМОУПАКОВКЕ,ЗАЖИГАЛКА,ФОНАРИК "ТИКА" | 0,2 |
38 | ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА,БУМАГА ТУАЛЕТНАЯ | 0,2 |
39 | НИТКИ,ИГОЛКИ | 0,1 |
ИТОГО: | 16,6 |
CНАРЯЖЕНИЕ ПЕШЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
(СЛОЖНЫЕ МАРШРУТЫ)
На группу в 6 чел
N | НАИМЕНОВАНИЕ | ВЕС 1(КГ) | КОЛ-ВО | ОБЩ.ВЕС |
СПЕЦИАЛЬНОЕ | ||||
1 | БЛОК | 0,1 | 1 | 0,1 |
2 | ВЕРЕВКИ ОСН.50М10ММ | 4 | 4 | 16 |
3 | РЕПШНУР ВСП.50М6ММ | 2 | 1 | 2 |
4 | КАРАБИНЫ | 0,2 | 15 | 3 |
5 | ОТТЯЖКИ | 0,2 | 5 | 1 |
6 | РЕПШНУРЫ,ПЕТЛИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ | 0,2 | 10 | 2 |
7 | МОЛОТОК СКАЛЬНЫЙ | 1 | 2 | 2 |
8 | СКАЛЬНЫЕ КРЮЧЬЯ | 0,1 | 12 | 1,2 |
9 | ЛЕДОБУРЫ | 0,2 | 2 | 0,4 |
10 | "ЗАКЛАДУХИ",ФРЕНДЫ | 0,1 | 8 | 0,8 |
11 | ЛЕДОРУБ | 0,7 | 1 | 0,7 |
ОБЩЕЕ | ||||
12 | ПАЛАТКИ на 3 ЧЕЛ.+СТОЙКИ | 3 | 2 | 6 |
13 | СПАЛЬНИКИ-КОМБАЙНЫ | 3 | 2 | 6 |
14 | ГАЗОВЫЕ ГОРЕЛКИ | 0,2 | 3 | 0,6 |
15 | СТЕКЛОТКАНЬ | 0,3 | 2 | 0,6 |
16 | КОТЛЫ 5,4 Л.+МЕШОК+РУКАВИЦЫ БР. | 1 | 2 | 2 |
17 | ПИЛА РУЧНАЯ | 0,3 | 1 | 0,3 |
18 | ПОЛОВНИК | 0,3 | 1 | 0,3 |
19 | ГЕРМОМЕШКИ ДЛЯ ЗАБРОСОК | 0,6 | 2 | 1,2 |
20 | ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ | 0,4 | 15 | 6 |
21 | КЛЕЕНКА ОБЕДЕННАЯ | 0,2 | 1 | 0,2 |
22 | РЕМ.НАБОР | 1 | 1 | 1 |
23 | МЕД.АПТЕЧКА | 2 | 1 | 2 |
24 | ДОКУМЕНТЫ,КАРТЫ | 1 | 1 | 1 |
25 | КОМПАС,КРОКИ | 0,5 | 1 | 0,5 |
26 | ФОНАРИ С БАТАРЕЙКАМИ | 0,2 | 2 | 0,4 |
27 | СПИРТ СУХОЙ,СПИЧКИ В УП. | 0,2 | 1 | 0,2 |
28 | МОЧАЛКА,БУМАГА ТУАЛЕТНАЯ | 0,5 | 1 | 0,5 |
29 | МЫЛО,СРЕДСТВА ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ | 0,2 | 1 | 0,2 |
30 | КУХОННЫЙ КОМПЛЕКТ | 0,3 | 1 | 0,3 |
31 | БЕЗМЕН | 0,2 | 1 | 0,2 |
32 | СВЕЧИ | 0,1 | 5 | 0,5 |
33 | КУЛЬКИ П/Э | 0,1 | 10 | 1 |
34 | МЕШКИ ДЛЯ ПРОДУКТОВ П\Э,Х\Б | 0,1 | 10 | 1 |
35 | ТОПОР | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 62,2 |
Схема маршрута:
Лист 1
Лист 2
Лист 3
Лист 4
Лист 5
Лист 6
Карта района
Комментарии