19 января 2013
Год путешествия: 1988
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
Дата: 1988 год

Руководитель: Светлов М.К. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5029
Источник: omac.ru

Сканирование: Виктор Евлюхин (Москва)

Первоначально разработанный маршрут проходил по следующей нитке:

пос. Байкальское - оз. Круглое - верховья р. Горемыка - перевал в долину р. Верхняя Ирель - перевал в долину ручья Водопадный - оз. Верхне-Ирельское - ручей Луговой - перевал в р. Куркула Ленская - р. Молокон (Ленский0- перевал в долину р. Молокон (Байкальский) - перевал в долину ручья Татарниково русло - перевал в долину ручья Гольцового - р. Куркула Байкальская - восхождение на вершину 2386 м - мыс Котельниковский - р. Горемыка - пос. Байкальское.

В момент предпоходной подготовки по радио сообщались неутешительные сведения о погодных условиях в Бурятской АССР. В связи с этим группа продумала запасной вариант, который не уменьшает сложности похода, но избегает переправы через крупные реки с сильным водосбором, такие как р. Молокон Ленский, Молокон Байкальский, р, Куркула Байкальская. Был добавлен резерв времен" на случай непогоды. Все эти опасения подтвердились. По свидетельству начальника Северобайкальского ПСО вода в реках имеет такой же уровень, как и в весенний паводок. Также начало маршрута сопровождалось дождями и плохой видимостью.

Так как вода была большая, местные жители порекомендовали нам пройти на оз. Круглое верхом, а не идти вдоль р. Поперечная, как это было запланировано, т.к. на р. Поперечная много прижимов, которые не проходятся при большой воде, а обходить их очень сложно. Таким образом, при том же километраже начального участка пути он был изменен.

В связи с плохими погодными условиями на третий день группа выбилась из запланированного графика путешествия. Наверстали упущенное за счет дневок, которых не устраивали.

По мнению группы, при среднестатистических условиях погоды и аналогичной подготовке, возможно прохождение первоначальной нитки маршрута с первоначально запланированным планом путешествия.

Причины, которые заставили группу выбиться из намеченного плана путешествия:

1. Большая вода, которая вынуждала группу тратить много времени при наведении переправ;
2. Плохая видимость (туманы, низкая облачность), что отнимало много времени на ориентировку;
3. Дожди, которые затрудняли движение по курумнику;
4. Залитость водой троп (их при этом не видно) и залитость долин рек.

График движения

День пути Участок пути Характеристика пути Км Ходовое время Ср. t° Погода Видимость
1. Пос. Байкальское — оз. Малое Круглое Тракторная дорога 15 05.окт 14 Переменная облачность, без осадков хорошая
2. Оз. Малое Круглое — оз. Круглое Тропы нет, горелый лес, завалы, кедровый стланик 18 июл.15 15 Пасмурно моросящий дождь. Дождь шел всю ночь Средняя
3. Оз. Круглое — Верховья реки Горемыка 20% пути по тропе; 80% пути по тайге, завалы, прижимы горельник, кедровый стланик 15 июл.20 10 Пасмурно, периодически идет дождь Плохая. Вершины и склоны закрыты облаками
4. Перевал Шеровы Ворота — лев. приток реки Верхняя Ирель Заросли стланика, средняя слежавшаяся осыпь, снежники, звериные тропы 15 июл.20 12 Переменная облачность, небольшой дождь в 13-14 часов Средняя
5. Р. Верхняя Ирель - оз. Верхне-Ирельское Тайга, завалы, непроходимые заросли кедрового стланика, залитая водой долина, горелый лес 15 07.окт 14 Утром дождь. После обеда переменная облачность До 200 ?
6. Дневка
7. ??. Верхне-Ирельское — р. Куркула Ленская Тропа, которая постоянно теряется, завалы, верховые болота 21 08.май 17 Первая половина дня дождь, вторая без осадков Средняя
8. Р. Куркула Ленская — пер. Солнечный — оз. Гитара Тайга, завалы, снежники, курумник, стланик 14 7-00 10 Первая половина дня — ясно, вторая — пасмурно без осадков Средняя
9. Восхождение на вершину 2386м — река Куркула Снежник, курумник, кедровый стланик 15 июн.45 15 Первая половина дня — ясно, вторая — пасмурно, вечером дождь, который шел до 3-4 часов Хорошая
10. Радиалка в верховья р. Водопадного — пер. Водопадный Тропа, завалы, курумник, стланик кедровый, прижимы 18 май.55 14 Первая половина дня — ясно, вторая — дождь. Дождь шел всю ночь Хорошая
11. Верховья р. Куркула — среднее течение р. Куркула До ручья Илагирь тропы нет, завалы, кедровый стланик, горелый лес. После р. Илагирь — тропа 20 июн.50 13 Пасмурно, моросящий дождь весь день Плохая
12. Среднее течение р. Куркула — горячие источники Тропа, дорога 12 фев.50 14 Пасмурно, моросящий дождь весь день Плохая
13. Радиальный выход на р. Куркула Тропа, дорога 26 июн.45 13 Ясно, но над горами облака Отличная
11. Дневка         Во второй половите дождь
15. Горячие источники — верховья реки Горячая Тропа 24 06.окт 14 Пасмурно, во второй половине дня дождь Плохая
16. Верховья р. Горячая — р. Горемыка Тропа 15 мар.15 10 Пасмурно, целый день моросящий дождь Плохая
17. Р. Горемыка — пос. Байкальское Дорога 14 мар.25 10 Пасмурно, дождь Плохая

День 1. 19 июля. Пос. Байкальское - оз. Малое Круглое

Автобус привез нас в пос. Байкальское в 12-00. Пообедав в столовой, мы отправились на поиски местных жителей, хорошо знающих данные места. Нам посчастливилось, мы встретили охотоведа, который и рассказал нам много интересного о маршруте. Во-первых, по его словам, вдоль реки Рель и Поперечная тропы нет. Там много прижимов и по большой воде (а вода по мнению начальника КСО в Северобайкальске такая же, как и в весенний паводок) их проходить очень трудно. Во-вторых, он рассказал нам как лучше пройти на оз. Круглое - место второй ночевки по запланированному маршруту. Таким образом, группа незначительно изменила ранее запланированную начальную часть маршрута: вдоль р. Рель и р. Поперечная выйти на оз. Круглое.

Вышли из пос. Байкальское в 15-00. Перешли р. Рель по мосту и далее двигались по дороге в направлении (Аз=225°). Через 15 минут после выхода справа увидели ферму. Еще через 50 минут вышли к покосу, на котором возводились оросительные трубы и каналы. Слева был слышен гул р. Горемыка. Пройдя по дороге по покосу 5 минут, группа свернула перпендикулярно дороге налево строго на запад и двинулась к большой поляне, примыкающей к покосу. Через 15 минут у западной оконечности поляны обнаружили тракторную дорогу (Аз=255°), которая по описанию охотоведа должна нас вывести на водораздельное плато р. Горемыка и р. Поперечная, на котором есть озеро, получившее название Малое Круглое или "Мертвое озеро".

Дорога идет в юго-западном направлении. По ней мы и продолжили свой путь. Дорога круто шла вверх. В некоторых местах уклон достигал 12-15°. Слева от дороги протекает небольшой ручей, вытекающий из озера Малое Круглое. Через 1,5 часа после начала подъема дорога переходит на другую сторону ручья. По дороге встречались заболоченные участки, в некоторых местах прямо по дороге протека ручей. Еще через 2,5 часа движения мы увидели озеро Малое Круглое. Берега озера заболочены. Лес, окружающий озеро, в основном состоит из лиственницы. На юг и юго-восток от озера тянется горелый лес. Дорога кончается, и дальше вдоль озера ведет заросшая тропа. У конца дороги мы организовали ночлег в 22-00.

ЧХВ 5 часов 10 минут

Пройдено 15 км

День 2. 20 июля. Оз. Малое Круглое - оз. Круглое

Утром нас разбудил сильный дождь. В связи с этим подъем был в 10-00 и выход в 12-00. Через 20 минут по заросшей тропе дошли до западной оконечности озера, откуда вытекает ручей Рель. Перейдя ручей, двинулись на юг оставив тропу, которая, по-видимому, пошла вдоль ручья в направлении 255°. Путь проходил по горелому лесу со множеством завалов и зарослей молодого кустарника. Через 1,5 часа вышли на гребень водораздела р. Горемыка и р. Поперечная. Хорошо просматривается оз. Малое Круглое, от которого мы удаляемся. Далее двигались строго на запад по гребню водораздела с незначительными спусками и подъемами. Движение затруднено завалами и свежими кустарниками на горельнике. Хорошо просматривается долина р. Поперечная. Виден Байкальский хребет. Встречаются участи леса, незатронутые огнем. Через 2,5 часа спускаемся к верховью ручья - левого притока реки Горемыка - и делаем обеденный привал. После обеда двигаемся вверх по ручью строго на запад. Иногда попадается еле заметная тропа. Горелый лес кончился, но движение затрудняют встречающиеся участки кедрового стланика. Через 1 час 45 минут ходового времени после обеденного привала поднялись на водораздел. Хорошо виден Байкальский хребет и характерный излом р. Поперечная. Определяем местонахождение оз. Круглое. Начался сильный дождь. Начинается большой участок горелого леса, по которому мы начинаем спуск к ручью, вытекающему из оз. Круглого, в юго-западном направлении. Через 25 минут достигли долины ручья и далее начали спуск вдоль него по левому берегу в направлении азимут 165°. Долина ручья очень узкая и характерна большим сбросом высоты. Мест для установки палаток нет. Временами встречаются зарубки, но тропы не видно. Видимо, этой дорогой пользуются охотники в зимнее время. Через 30 минут пересекли левый приток, протекающий в небольшом каньоне и через 10 минут движения вниз нашли подходящее место для установки лагеря. Долина ручья в этом месте расширяется и изменяет направление строго на юг, с тенденцией снова изменить свое направление на юго-восток. Встали на ночлег в 22-00.

Ходовое время: 7 часов 15 минут

Пройдено 18 км

День 3. 21 июля. Верховья ручья, вытекающего из оз. Круглое - верховья реки Горемыка

Дождь, который начался накануне, кончился в 7-00, когда и был сделан подъем. Вода в ручье прибыла на 20 см. Выход в 9^" По правому берегу ручья по тропе начинаем спуск вниз по долине строго на юг. Через 10 минут дорогу нам преградил мощный поток, долина которого вверх по течению направлена по азимуту 285°. Ширина русла 8-10 м. По дну вода гонит камни, о чем свидетельствуют глухие удары. По дереву, упавшему поперек потока, обрубив ветки и натянув перила, переправились на другую сторону. Переправа заняла 1 час. После переправы продолжили спуск по долине в направлении 135° и вскоре нащупали тропу, по которой, перейдя еще через один маленький ручей, поднялись на возвышенность, с которой внизу увидели небольшое озеро, которое не указано на карте через 45 минут после первой переправы. Тропа пошла по возвышенности в направлении азимут 105°. Мы спустились к озеру и обошли его по левому берегу, двигаясь строго на юг. Через 20 минут подошли к мощному потоку - сильной реке. Гул от нее еще за 10 минут выхода к ней дал нам знать о ее существовании. Очень плохая видимость (до 200м) затрудняла ориентировку. Через некоторое время мы пришли к выводу, что это основное русло реки Горемыка. Мы начинаем подъем вдоль русла реки по левому берегу в направлении на запад с последующим изменением направления долины на 215°. Нащупали малозаметную тропу, идем по ней. Через 15 минут после начала подъема вдоль р. Горемыка тропа вывела нас к свежесрубленному зимовью, где был устроен обед. Тропа вверх по долине от зимовья не идет, поэтому вынуждены были продолжать движение без тропы в направлении азимут 215° по левому берегу реки. В тайге преобладает лиственница, встречаются небольшие участки горелого леса, склоны крутые, много завалов. Через 15 минут после выхода с обеденного привала решили подняться немного вверх по склону, где обнаружили на высоте 20-30 м над уровнем воды горизонтальную полку, по которой и продолжили движение в прежнем направлении. Через 1 час движения по полке снова спустились к реке. Слева хорошо видно плато, где находится оз. Рыбное. Долина постепенно поворачивает на запад. Река в этом месте широкая (до 100 м), долина пологая. Без труда можно переправиться на противоположный берег. Хорошо просматриваются в направлении азимут 225° предгорья массива 1966 м. Вершины гор закрыты облачностью. Идет дождь. Пройдя 30 минут по камням вдоль реки, решили снова набрать высоту и попытаться найти полку, т. к. встречаются прижимы. Поравнявшись с началом массива, где долина направлена строго на запад, на склоне находим горизонтальную полку, которая возвышается на 40-50 над уровнем воды в реке, и продолжаем движение по ней. Пройдя по полке 1 час 15 минут, вышли из зоны леса. Прямо по ходу на западе видны предгорья массива 2049 м и долина левого притока. Далее продолжаем движение по средней слежавшейся осыпи, движемся медленно, т. к. осыпь мокрая. Встречаются острова и полосы кедрового стланика, через который приходится пробираться. В районе стрелки виден большой остров леса, к нему мы и направляемся траверсом склона долины с небольшим сбросом высоты. Спустились к реке, где идти оказалось намного труднее, нежели траверсом склона по осыпи. Вдоль реки более могучие заросли кедрового и осинового стланика, встречаются болота. Через 1 час 10 минут после выхода из зоны леса, дошли до большого острова леса в районе стрелки. В лесу преобладают лиственница, много завалов. Дождь усилился. На атом участке река расходится на рукава. Долина основного русла постепенно поворачивает на юг, и мы решаем двигаться по правому берегу р. Горемыка. Перейдя через несколько проток, вышли к основному руслу, для переправы через которое вынуждены были тянуть перила. Организация переправы заняла 1 час. После переправы через 15 минут движения снова вышли из зоны леса и продолжили движение по звериной тропе в направлении азимут 215°, которая рационально проходит по зарослям кедрового стланика, обходя наиболее густые участки. Далее тропа забирает резко вверх и поднимается на 100 м выше уровня воды в реке и теряется. Стланик выше по склону низкорослый и по нему возможно продвигаться. Мы идем траверсом склона. Долина реки поворачивает строго на юг. Внизу видим светлую пологую площадку из мелких плоских камней, к которой мы через 55 минут после переправы спустились. В 21-30 на этой площадке начали организовывать лагерь.

ЧХВ 7 часов 10 минут

Пройдено 15 км

День 4. 22 июля. Верховья р. Горемыка - перевал Шеровы Ворота - верховья левого притока р. Верхняя Ирель

Подъем a 5-30, выход в 7-00. Ясная погода, сильная роса. Хорошо виден перевал в направлении азимут 215°. Хорошо прямо вверх по долине просматривается массив 2032 м в направления азимут 210°. Движемся вверх по долине по правому берегу реки. Движение затрудняют заросли кедрового стланика. Встречаются небольшие прижимы. Долина относительно широкая, но двигаться удобнее вблизи русла реки, т.к. меньше зарослей кедрового стланика. Через 1,5 часа движения перешли правый приток, вытекающий из под вершины 2184 м. Заросли не позволяют видеть эту вершину. Далее движемся в направлении азимут 225°. Основной ручей повел резко вправо, и через 30 минут после переправы мы отвернули от него и продолжили путь в прежнем направлении по небольшому плато, покрытому сплошь низкорослым кедровым стлаником высотой до 1,5 м. Впереди виден первый снежный язык на северо-западном склоне массива 2032 м, на который мы вышли еще через 30 минут. Стараемся держаться ближе к склону этого массива. Через 15 минут подъема по снежнику в направлении азимут 225° вышли на плато, представляющее собой среднюю слежавшуюся осыпь, плавно переходящую в снежный склон. Справа виден ручей. До него приблизительно 300 метров. В направлении азимут 225° видно седло. Поднимаясь вверх траверсом северо-западного склона массива 2032 м через 1час вышли на бараньи лбы, покрытые мхом. Ложбина ручья в этом месте совсем узкая. Ручей от нас в 15-20 метрах справа. По складкам бараньих лбов еще через 15 мин. вышли на седло и увидели прямо перед собой замерзшее озеро. Строго на запад от озера видно седло перевала. Обойдя озеро справа по крупной осыпи, переходящей в снежник с небольшим набором высоты вышли на седло перевала к туру через 25 минут. С перевала хорошо просматривается цепочка озер. вытянутых в направлении азимут 255° и долина ручья - правого притока р. Верхняя Ирель, текущего в направлении азимут 330°. Спустившись по средней осыпи, иногда переходящей на участки травянистого склона и на снежник, в направлении азимут 255° через 40 минут достигли первого озера. Обойдя справа цепочку из трех озер придерживаясь западного направления через 1 час 10 минут вышли на водораздел, прямо под которым увидели озеро. Также с этого водораздела видно оз. Верне-Ирельское. С водораздела спустились к озеру по звериной тропе и перешли на левый берег ручья, вытекающего из озера. За озером в направлении на юг виден небольшой цирк. Местность представляет из себя альпийский луг со множеством звериных троп. Через 30 мин. спуска по звериной тропе по левому берегу ручья в направлении азимут 255° подошли к первому притоку слева. В 100 метрах от стрелки вверх по притоку небольшой водопад и озеро под ним. Там и начали устройство лагеря в 15-30.

Ходовое время: 7часов 5мияут

За день пройдено 15 километров

День 5. 25 июля. Верховья правого притока р. Верхняя Ирель - озеро Верхне-Ирельское

Всю ночь и все утро вел дождь. Выход в 12-00. Движение осуществляли по левому берегу левого притока р. Верхняя Ирель в направлении азимут 255°. Через 50 минут дошли до границы леса. Большое количество завалов и ручьев затрудняют движение. Склоны крутые. Двигаемся траверсом склона. Внизу видно много каньонов и прижимов. Через 1 час спускаемся к воде. Направление движения азимут 285°. Еще через 10 минут дорогу преграждает каньон, который обходим верхом. Непролазные заросли кедрового стланика заставляют нас набрать высоту 150-200 м, идти приходится траверсом склона с углом 30-35°. Через 1час 40 минут спускаемся в долину реки Верхняя Ирель через мощнейшие заросли кедрового стланика. До основного русла добраться не можем, т.к. вся долина залита водой, огромное количество расходящихся и сходящихся проток. Долина широкая направлением азимут 250°, и мы стараемся идти ближе к левому склону. Весь склон покрыт кедровым стлаником, поэтому приходится идти по воде. Через 1 час делаем обеденный привал. После обеда через 2 часа 10 минут выходим к восточной оконечности озера. Обходим его по левому берегу по горельнику и через 1час 20 минут устраиваемся в 22-40 на ночлег на западной оконечности озера в месте вытекания из него реки Верхняя Ирель.

Ходовое время: 7 часов 10 минут

За день пройдено 15 километров

День 6. 24 июля. Дневка

С 18-00 до 12-00 следующего дня шел проливной дождь. Температура воздуха +18°С.

День 7. 25 июля. Оз. Верхне-Ирельское - ручей Луговой - река Куркула Ленская

Выход был поздний, т.к. идет проливной дождь. Вышли в 10-00 и пошли по тропе вдоль реки Верхняя Ирель до ручья Лугового в западном направлении. По пути в непосредственной близости от озера Верхне-Ирельского видели остаток зимовья. Через 15 минут подошли к ручью Луговому. На противоположном берегу виден выход тропы на берег. Ниже примерно 300 м стрелка р. Лугового и р. Верхняя Ирель. Река в этом месте немного ниже по течению делает сильный излом вправо. Ширина около 40 м, скорость течения до 1 м/с., глубина 1-1,2 м. На вид река спокойная. Двумя стенками по 3 человека без труда переправились через нее. Дно ровное из средних камней. Берег представляет собой редкий березовый подлесок, почва покрыта мхом и на ней хорошо видна тропа, которая идет на юг. Пройдя по тропе 5 минут (тропа немного отворачивает от реки на расстояние 100-130 метров) вышли к развалинам зимовья. От зимовья идут две тропы: одна на запад, а вторая на юг. Идем по южной тропе. Через 30 минут хода березовый подлесок переходит в тайгу, состоящую преимущественно из лиственницы. Много завалов. Тропа стала периодически теряться. При потерях тропы придерживаемся направления юго-восток. Тропа идет по левому берегу ручья Лугового на значительном расстоянии от воды - шума ручья не слышно. Дождь кончился в 12-00. Подъем вверх по р. Луговому идет с небольшим малозаметным набором высоты. Через 3 часа ходового времени после переправы вышли к небольшому озеру. Обошли озеро справа и сделали обеденный привал. На восток от озера начинается курумник. Склоны закрыты туманом. На пути к озеру переходим множество ручьев. Долина ручья Лугового изменяет в этом месте направление о азимута 155° на юг. После обеденного привала продолжаем движение на юг. Тропа уже встречается крайне редко, а когда встречается, то через 3-4 минуты после очередного завала снова теряется. Через 40 минут перешли относительно большой ручей шириной около 4 метров, еще через 1 час хода вышли на продолговатый вытянутый на юг луг, на котором хорошо заметна тропа. Постепенно опять начинается редкий березовый подлесок с лугами с высокой растительностью, на которых хорошо видна тропа. Еще через 1 час ходового времени увидели слева полуразваленное зимовье, которое находится прямо на берегу ручья Лугового. Местами встречаются могучие кедры. Встречаются верховые болота. Пройдя от зимовья еще 40 минут в южном направлении потеряли тропу и продолжаем движение строго на юг. Водораздел ручья Лугового и р. Куркула Ленская не явно выражен. Наш путь проходит по заболоченному луговому плато. Встречаются ручьи, которые текут на юг и на север. Из-за плохой видимости не видно вершин и трудно сориентироваться. Через 40 минут после потери тропы вышли к ручью, текущему строго на юг. Еще через 50 минут зашли в зону тайги, где преобладает лиственница, а еще через 30 минут вышли на стрелку слияния двух ручьев. По направлению долины ручья, азимут 45°, определяем, что это основное русло реки Куркула Ленская. В этом месте в 22-15 начали устройство бивака.

Ходовое время: 8 часов 5 минут

За день пройдено 21 километр

День 8. 26 июля. Р. Куркула Ленская - перевал Солнечный - р. Куркула Байкальская

За ночь очень сильно похолодало. Подъем сделали в 6-00. В 8-00 вышли. Температура воздуха +5°С. Движемся по правому берегу русла р. Куркула Ленская в направлении азимут 45°. В лесу по обе стороны от реки преобладает лиственница. Много завалов. Через 1 час вышли из зоны леса. Перед нами плато с зарослями карликовой ивы на котором видно огромное количество звериных троп. Погода ясная. В направлении азимут 25° хорошо видна г. Черского. Впереди долина расходится на два цирка. Справа видно хорошо цирк и вытекающий из него ручей, через 20 минут после выхода из зоны леса поравнялись с этим ручьем - левым притоком реки Куркула Ленская. Еще через 20 минут поравнялись со вторым левым притоком реки Куркула Ленская. Перешли р. Куркула Ленская и продолжили движение по этому притоку в направлении азимут 90°. На склоне Байкальского хребта хорошо видна ложбина этого притока. Видна вершина 2360 м. Через 55 минут подошли к подножью склона, оттуда продолжили подъем в направлении азимут 110°. На склоне встречаются ступеньки, которые обходим стороной. Ручей течет под снегом, на котором видны промоины. Местами снежник выходит на среднюю живую осыпь. Крутизна колеблется от 25° до 30°. Через 1час 25 минут ходового времени после начала подъема вышли на бараньи лбы. В этом месте прямо в направлении азимут 110° начинается стенка и группа вынуждена двигаться в направлении азимут 45°. Обходим бараньи лбы слева по курумнику и снежнику и продолжаем подъем в направлении азимут 45°. Склон становится пологим. Хорошо видна ложбина ручья. Через 1 час подъема преимущественно по сплошному рыхлому снежнику вышли к замерзшему голубому озеру из которого вытекает голубой ручей. Надвинулся небольшой туман. Видимость ограничена. Строго на севере от озера увидели седло, на которое и начали подъем. по мелкой подвижной осыпи крутизной 25°. Через 55 минут были на седле. Прямо под ногами идеальный снежный желоб шириной примерно 70-80 метров. По нему и начинаем спуск с перевала. Из-за плохой видимости не видно г. 2386 м, которая должна быть строго на севере от перевала. Через 15 минут спустились с желоба на ледник. Вершин не видно. Слева виден голубой участок: оттаявший лоб ледника. Желоб перешел в снежное плато, пройдя по которому, вышли через 45 минут на среднюю осыпь. Слева видно полуоттаявшее озеро. Двигаемся в 500 м левее озера в направлении азимут 30° левее ложбины ручья, вытекающего из озера. Пройдя по осыпи еще 25 минут увидели оз. Гитара, спуск к которому пролегает по крутой средней осыпи. Через 30 минут спустились к ручью, вытекающему из-под водопада водосбросом примерно 10-15 метров. Еще через 15 минут ходьбы вдоль ручья вышли к южной оконечности озера. Обходя озеро слева по зарослям кедрового стланика вышли на северную его оконечность к месту вытекания из него р. Куркула Байкальская через 25 минут. В этом месте на небольшой возвышенности в 10 метрах от озера увидели старую стоянку туристов, где и начали организовывать лагерь в 17-30.

Ходовое время 7 часов

За день пройдено 14 км

День 9. 27 июля. Радиальный выход на в. 2386 м. Спуск вдоль р. Куркула Байкальская

Подъем в 6-00 Выход в 7-15. Через 1 час 20 минут поднялись на ледник у подножья г. Черского. Хорошо видна г. 2386 м и спуск с перевала Солнечного. Склон г. 238б м представляет собой снежный широкий склон крутизной до 25° Поперек склона видна полка незакрытая снегом. Поднявшись на эту полку через 1 час движение продолжили по ней в направлении на запад и еще через 45 минут были на вершине у тура. В туре записки не было. Сделав обзорные снимки, начали спуск и приблизительно тем же путем, и через 1 час 45 минут были в лагере. После обеда собрав лагерь, начали спуск вдоль реки Куркула по правому берегу. Долина пологая, склоны покрыты зарослями кедрового стланика. Через 1 час 25 минут хода в непосредственной близости от воды по средней осыпи подошли к каменному мосту - река теряется в камнях. Далее двигались в направлении азимут 315°, и через 30 минут дошли до границы леса. Оказалось, что мы уже двигаемся по левому берегу реки Куркула. Еще через 25 минут движения по лесу, где преобладает кедр, вышли к стрелке р. Куркула и р. Лев. Куркула. Перейдя на другой берег р. Лев. Куркула нашли тропу с зарубками, которую вскоре потеряли продолжая спуск по левому берегу р. Куркула. Еще через 25 минут после переправы встали для организации лагеря в 19-40. Хорошо просматривается долина правого притока р. Куркула ручья Гольцового в южном направлении.

За день пройдено 15 километров

День 10. 28 июля. Радиальный выход на пер. Водопадный

Подъем в 8-00. По тропе по левому берегу реки Куркула начали подъем вверх. Через 45 минут вышли на сплошной завал протяженностью примерно 300-350 м, где потеряли тропу. Через 25 минут после прохождения завала вышли к левому притоку реки Лев. Куркула, который представляет собой каменную полосу шириной 45-50 метров. Видимо здесь когда-то прошел сель. После притока лес кончился. Опять нашли тропу идущую прямо в непосредственной близости от берега, которая через 15 минут перешла на другой берег в березовый и осиновый частый подлесок. Здесь тропа часто терялась. Перевал Водопадный просматривается хорошо в направлении азимут 315° на восточном склоне долины. Через минут 40 движения в направлении азимут 330° мы подошли к подножию перевала. Подъем представляет собой чередующиеся участки средней слежавшейся осыпи и травянистых склонов. Поднимаясь в направлении азимут 215°, вышли на платообразное седло, представляющее собой альпийский луг, через 45 минут. В туре обнаружили записку. В направлении азимут 335° видна г. Черского. Начав спуск с перевала строго на запад по средней слежавшейся осыпи, покрытой зарослями кедрового стланика, через 45 минут достигли ручья Водопадного. Продолжив движение вдоль ручья вниз по течению в направлении северо-запад через 40 минут подошли к стрелке ручья Водопадного и его левого притока. По пути насчитали 4 водопада с водосбросом от 2 до 3 метров. Много прижимов, склоны покрыты очень густым кедровым стлаником, что сильно затрудняет движение. От стрелки начали движение вверх по притоку и через 10 минут подошли к водопаду. Далее опять начали подъем на перевал траверсом западного склона массива 1836 м. Подъем представляет собой среднюю слежавшуюся осыпь покрытую зарослями кедрового стланика. Через 1 час 15 минут группа снова была на перевале, откуда прежним путем через 1 час 15 минут дошли до лагеря.

Ходовое время: 5 часов 55 минут

За день пройдено 18 километров

Примечание: По мнению группы, при восхождении на перевал Водопадный со стороны ручья Водопадного целесообразно подниматься траверсом западного склона массива 1836 м, нежели сначала подниматься по ручью Водопадному, а потом в лоб подниматься на перевал, т.к. вдоль ручья Водопадного много прижимов, а по берегам растет непролазный кедровый стланик.

День 11, 29 июля. Верховья р. Куркула - среднее течение р. Куркула

Подъем в 7-15, выход в 9-05. Всю ночь шел дождь. Движемся вниз по левому берегу р. Куркула по тропе, но тропа постоянно теряется. Идет мелкий дождь, временами он усиливается. Заметно прибывает вода в р. Куркула. Встречаются участки, заросшие кедровым стлаником, который подходит к самой воде. На лесных участках, где преобладают осина, ива, лиственница и кедр, очень много завалов. Иногда идем по протокам р. Куркула, где мало воды, но и там встречаются завалы. В этом месте р. Куркула имеет много рукавов. Через 1 час 50 минут прошли левый приток р. Куркула - небольшой ручей. После ручья начался горельник, где идти особенно тяжело. Через 2 часа 40 минут движения по горельнику в направлении юго-восток подошли к левому притоку р. Куркула ручью Илагирь, где и встали на обед.

Разведка возможного места переправы через ручей Илагирь показала, что через ручей, ширина которого до 10 метров, было перекинуто бревно, которое смыло течением. Подходящих деревьев на берегу для организации переправы не оказалось. Было принято решение организовать навесную переправу. Большая глубина (1,5-2м) и большая скорость течения (5-б м/с) не позволяли переправить первого участника вброд. Решили переправить первого участника на страховке в месте впадения р. Илагирь в р. Куркула. Первый участник продвигался на страховке по р. Куркула вниз по течению в 2-3 метрах от берега, перпендикулярно впадающему потоку на усах. После обеда вся группа переправилась по наведенной навесной переправе и продолжила движение вниз по левому берегу р. Куркула по маркированной зарубками охотничьей тропе. Т. к. слева поджимает склон, тропа идет в: непосредственной близости от реки и порой просто залита водой. Ориентироваться можно только по зарубкам, встречаются прижимы, которые приходится обходить верхом по курумнику. Зона леса около берега в основном состоит из лиственницы. Через 2 часа 20 минут после переправы тропа начала забирать на запад и отворачивать от реки. Прижим кончился. В этом месте и был организован лагерь в 20-00.

Ходовое время: 6 часов 50 минут

За день пройдено 20 километров

День 12. 30 июля. Р. Куркула - горячие источники на м. Котельниковском

Подъем в 8-00. Выход в 10-20. Через 20 минут движения по тропе в направлении на запад подошли к развилке. откуда одна тропа пошла на северо-запад, а вторая продолжала идти на запад. Выбрав вторую тропу через 25 минут вышли в дому, где живут пастухи, которые объяснили нам кратчайший путь на горячие источники. От дома пошли по дороге в направлении на юг. Через 5 минут увидели развилку: одна дорога пошла на юго-запад, а вторая на юго-восток. Пошли по второй дороге и через 1 час вышли к развилке, где одна дорога шла на юго-запад а вторая на юго-восток. Пройдя по второй дороге еще 45 минут вышли на берег Байкала. Пройдя по берегу Байкала еще 15 минут вышли к горячим источникам, где и была организована стоянка.

Ходовое время: 2 часа 50 минут

За день пройдено 12 километров.

День 13. 31 июля. Радиальный выход на р. Куркула

Выход в 10-00. Вдоль берега на юг дошли до м. Котельниковского за 1 час. От м. Котельниковского за 30 минут дошли до подножья г. 763м, пройдя мимо двух зимовий. Поднялись по тропе на вершину за 1 час, увидели долину р. Куркула. Великолепно просматриваются берега Байкала. Спустившись с вершины к р. Куркула через 25 минут, стали подниматься вверх по течению по левому берегу. Через 1 час 30 минут дошли до дороги, которая по-видимому, идет вброд через Куркулу. По этой дороге дошли до уже известной хижины пастухов за 1 час и вернулись в лагерь по тропе, которая идет вдоль р. Горячая по правому берегу через 1ч.15м.

Ходовое время: 6 часов 45 минут

Пройдено 26 километров

День 14, 1 августа. Дневка

День 15. 2 августа. Горячие источники - верховья р. Горячая

Подъем 8-30, выход в 10-30. По тропе, идущей по правому берегу р. Горячая в направлении на запад, группа через 1 час 50 минут дошла до хижины пастухов, откуда дальше двигались по тропе по левому берегу р. Горячая в северном направлении. Лес редкий, хорошо проходимый, в котором преобладают лиственница и кедр. Параллельно тропе идет старая просека, по которой когда-то прошел трактор. Иногда тропа идет по просеке. Через 3 часа хода от хижины пастухов тропа повернула строго на восток и начался резкий подъем. Долина р. Горячая осталась слева. Через 30 минут подъема тропа снова повернула на север, постепенно выходя на плато. На плато растут небольшой кедр и лиственница. Встречается много верховых болот. Здесь тропа идет уже прямо по просеке, по обе стороны от которой много ягодников. Еще через 1 час 10 минут около ручья, долина которого идет с запада на восток, был организован бивак.

Ходовое время: б часов 10 минут

За день пройдено 24 км

День 16. 3 августа. Верховья р. Горячая - р. Горемыка

Подъем 8-00. Выход 9-45. Продолжаем движение по тропе в направлении на север. Тропа очень часто выходит на просеку. Через 2 часа 5 минут начался пологий спуск. В этом месте строго на восток видна сопка 1412 м. Еще через 45 минут хода тропа резко поворачивает на северо-запад и выходит на просеку. Начинается крутой спуск. Через 15 минут спуска тропа уходит вправо от просеки. Спуск кончается. Тропа идет в северо-западном направлении по осиновому подлеску. Через 10 минут после спуска тропа выходит на большое поле и теряется в траве. Пройдя в том же направлении по полю 5 минут группа вышла на дорогу направлением на северо-восток. Слышен шум р. Горемыка. Пройдя по дороге до крупного осинника еще 5 минут был организован лагерь.

Ходовое время: 3 часа 15 минут

За день пройдено 15 километров

День 17. 4 августа. р. Горемыка - пос. Байкальское

Подъем 8-00, выход 10-15. Группа продолжает движение по дороге по правому берегу р. Горемыка в направлении на северо-восток. Река Горемыка в этом месте расходится на несколько рукавов. Через 1 час 15 минут после выхода прошли мимо избы. После дорога временами идет по полям. где видны остатки старых загонов. Еще через 25 минут дорога идет вброд р. Горемыка, которая в этом месте расходится на несколько рукавов. Через эти рукава группа перебирается по остаткам мостов. Дорога идет строго на север и через 1 час группа подходит к ферме. Слева подходит наезженная дорога. Через 45 минут движения по этой дороге группа прибыла в поселок Байкальское, где перед мостом через р. Рель на правом ее берегу была устроена последняя ночевка.

Ходовое время 3 часа 25 минут

За день пройдено 14 километров

Примечание: Всего за поход пройдено 257 км, из них идет в зачет 231 км.

Профиль маршрута (JPG, 55 КБ)

Карта района:

Лист 8

Лист 9

Отчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребту

Отчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребтуОтчет о пешеходном туристическом походе IV к.с. по Байкальскому хребту