22 октября 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I

Отчет о пешем походе 1 кс по Западному Кавказу. Май 2014, рук. Шемятихин Д.Б.

Тхач - Дженту, 2-8 мая 2014 г.

Маршрутная книжка: 1/1-102
Руководитель группы: Шемятихин Д.Б.
+7 926 410-17-69
shemyatikhin@gmail.com

Категория сложности — 1 к.с.

Количество участников — 12

Продолжительности маршрута — 7 дней

Протяженность маршрута — 133 км (с учетом коэффициента 1,2)

Нитка маршрута

Москва —(поезд)— Краснодар —(автобус)— Майкоп —(на УАЗах)— "Тайвань" (слияние Сахраев) — Княжеская поляна — хребет Большого Тхача — в. Большой Тхач — пер. Чертовы ворота — в. Западный Ачешбок (1А, 2486) (рад.) — хр. Восточного Ачешбока — хр. Агиге — хр. Сундуки — хр. Бамбаки — с. Никитино — в. Хацавита (н/к, 1996) — хр. Маркопидж — пер. Блыбский (н/к?, 2580) — каньон р. Лев. Рожкао — с. Рожкао —(газель)— Майкоп —(электричка)— Туапсе —(поезд)— Москва

Маршрут пройден без изменений

Схема маршрута

Отчет о пешем походе 1 кс по Западному Кавказу

Развернуть интерактивную карту (gpsies.com)

Шемятихин Дима, рук.

Шумаева Даша

График движения

Дата День пути Участок маршрута Км С коэфф Набор Сброс ЧХВ
30 апреля–2 мая   Москва — Краснодар — Майкоп — "Тайвань"
2 мая 1 "Тайвань" (слияние Сахраев) — Княжеская поляна 6,90 8,28 900 0 3:34
3 мая 2 Княжеская поляна — хребет Большого Тхача — в. Большой Тхач — пер. Чертовы ворота 15,60 18,72 1170 900 6:28
4 мая 3 в. Западный Ачешбок (1А, 2486) (рад.) — хр. Восточного Ачешбока — хр. Агиге — хр. Сундуки 16,30 19,56 1130 1280 7:04
5 мая 4 хр. Бамбаки — с. Никитино — склоны горы Хацавита 20,50 24,60 775 1250 6:12
6 мая 5 в. Хацавита (н/к, 1996) — хр. Маркопидж 20,40 24,48 1400 825 6:32
7 мая 6 пер. Блыбский (н/к?, 2580) — каньон р. Лев. Рожкао 19,50 23,40 775 1000 7:08
8 мая 7 пещ. Южный Слон — с. Рожкао 12,1 14,52 75 950 2:40
8–9 мая   с. Рожкао — Майкоп — Таупсе
9 мая   Таупсе
10–11 мая   Туапсе — Москва
    Итого 111,30 133,56 6225
(7600 по версии сайта gpsies.com)
(7478 по версии сайта gpsies.com)

Идея похода

Май-начало июня — самое подходящее время для посещения этого живописного района. Снег уже сошел, но снежнички остались. Летом по верхам нет воды, вся она уходит в карст.

Лес в районе как правило прозрачный, незаваленный, относительно немного подлеска, можно ходить без дорог. Но встречаются склоны до 40-45°.

Вблизи населенных пунктов (Новопрохладное, Никитино, Рожкао) много групп из Краснодарского края, идущие примерно по тому же маршруту (а чаще немного короче) в 1-2 к.с. пешие, иногда в 1кс. горные. Протяженных препятсвий на 2кс. в районе мало, для этого придется сходить с логичных троп и гулять куда глаза глядят.

На район имеется очень качественная OSM карта. Все тропы либо присутствуют на местности, либо там можно разумно пройти по луговине. Карту можно загрузить в векторном виде в GPS.

Практически единственный логичный маршрут по Тхачам проходит по границе заповедника по хребтам Тхачи — Ачешбок — Агиге — Бамбаки — Сундуки. Отовсюду красивые виды. Внизу по долинам вроде тоже есть тропы и дороги, много лесовозок, но по ним не очень интересно гулять.

От Никитино до Большой Лабы вариантов много: либо на юг через Блыбский перевал, либо обойти массив Дженту с севера по реке Бескес. Если мало времени, можно сходить кольцо через Хацавиту и Маркопидж и вернуться на Малую Лабу к кордону заповедника.

Наша идея была посетить по возможности все обзорные точки Тхачей и дойти до Никитино. При планировании стало ясно, что на 6-8 дней этого мало, и появилась идея добраться до пещеры Южный Слон в массиве Дженту. Это сильно увеличивало километраж, напряженность маршрута. Кроме того на выход надо было пройти снежный в мае перевал Блыбский (с возможной тропежкой глубиной до пояса). В связи с неясной снежной обстановкой был выбран запасной выриант выходав Курджиново вниз по р. Бескес. По имеющимся отчетам группы ходят этот маршрут за 10-11 дней, мы решили попробовать пройти с легкими рюкзаками за 7.

Несмотря на большой километраж и наборы, нам удалось на подходе к Блыбскому опережать график примерно на полдня при том, что почти всегда был запас в одну небоьлшую ходку до темноты. Выигранные полдня мы потратили на осмотр каньона Рожкао и пещеры. К сожалению, описаний интересных мест этого каньона мы не взяли и, возможно, что-то там пропустили.

В целом маршрут очень удачный, особенно в хорошую погоду.

Грязь вблизи слияния Сахраев. Проходима на УАЗах

Заброска-выброска.

До района мы добирались из Майкопа. С вокзальной площади таксисты готовы на легковушках забросить куда только смогут проехать, в частности, до Новопрохладного и до Рожкао. У нас была договоренность с УАЗами от заповедника, которые довезли до слияния Сахраев, это место называется "Тайванем". Туда только на полноприводном транспорте, часто встречается грязь по ступицу Хантера.

Обратно ехали на газели из Рожкао. Дорога от Курджиново плохая, вся в ямах и лужах, но проходимая в любую погоду. Не всякая газель готова туда ехать — параллельную группу в ночь не стали забрасывать, выгрузили за несколько километров до села.

Также в район можно заехать через село Никитино по Малой Лабе. Мы встречали там легковушки; видимо, дорога тоже не слишком плохая

2 мая. "Тайвань" — Княжеская поляна

8,3 км, +900м, ЧХВ 3:34.

Утром моросит легкий дождик. Тепло.

В 11 утра выезжаем из Майкопа, через 3 часа на месте. За час обедаем на костре, стартуем в сторону Княжеской поляны в 15 часов.

От "Тайваня" дорога на Княжескую идет сначала вдоль Сахрая по лесовозке, которая через два простых брода начинает подниматься довольно круто вверх. В точке (N44 05.456 E40 24.546) от основной дороги уходит тропа на Фирсову поляну, надо идти наверх. Везде хорошая расчищенная маркированная дорога-тропа. По пути прямо на тропе, выше Фирсовой поляны находится глубокий карстовый колодец. От самого Сахрая и до самой Княжеской поляны нет ни воды, ни снежников. Это расстояние надо проходить за один день. ЧХВ для сильной группы 3–3,5 часа

Поляна очень живописна, обрывается на север и восток стенами. Есть несколько небольших пещер, мы залезли в Княжескую. Она вроде бы сквозная, но мы не проверяли, т.к. не хотелось ползти на животе по грязи. Внутри красивые мягкие натеки. По ЮВ части поляны течет ручей, можно набрать воды. Мест для ночевки много, проблем с дровами нет.

Подъем на Княжескую поляну

Тропа на Княжескую

Княжеская поляна

Брокенский призрак

Сбросы на восток от поляны

Княжеская поляна

Вид на северо-восток

В Княжеской пещере

3 мая. Княжеская поляна — хр. Б. Тхача — в. Б. Тхач — пер. Тхач — хр. горы Асбестной — пер. Чертовы ворота

18,7 км, +1170м, -900м, ЧХВ 6:28.

Ночью холодно, вода в кружках покрылась коркой льда. Днем облачно с прояснениями, с 13 до 15 часов дождь с градом, после еще полтора часа мороси с дождем. Вечером и ночью ясно, звездное небо.

Выходим в 8:10, завтрак готовили на горелках.

Поднимаемся без тропы по склону Тхача до хребта, пытаемся найти пещеру Кристальную на западном склоне, но упираемся в крутые сбросы, возвращаемся назад на хребет. Далее идем вдоль гребня.

На Большом Тхаче встречаются снежники, много мест для ночевок, можно найти и дрова. Идем вблизи гребня, очень красиво. До вершины несколько подъемов-спусков, за один переход до вершины установлен православный крест. Тропа проходит чуть ниже. По луговине на хребте тропа то теряется, то находится, но это не мешает — в мае, пока нет высокой травы, удобно идти везде

Около вершины встречаем несколько групп, все собираемся, фоткаемся. Путь вниз лежит по северо-восточной части скального "мыса", туда ведет набитая тропа. Под скалами она возвращается назад на юго-запад, на седловину перевала Тхач. Там расчищенное место под несколько палаток, чуть ниже родник, еще дальше полноценный ручей.

Спускаемся по ручью до водопада, там два часа обедаем, пережидаем дождь под тентами.

Логичная тропа обходит Малый Тхач с востока, затем выходит на хребет, идет по западному склону г. Асбестной. Дождь закончился, склоны парят под пробивающимся солнцем. Красивые виды назад на Тхачи.

На перемычке в хребте западнее Асбестной находим карствый колодец. Есть места под палатки, рядом можно найти снежники.

Мы идем еще один переход. По хорошей тропе доходим до перевала между Ачешбоками, немного спускаемся на юг до полянки с оставленным встречной группой костром, там ночуем. За водой ходим очень далеко в долину. Рядом есть два маленьких грязных снежничка, но удобнее готовить на воде. Дров очень много.

Вид с СЗ части хребта Б. Тхача на север

По хребту Б. Тхача

Ковер крокусов

Отчет о пешем походе 1 кс по Западному Кавказу

Вид на гору перед вершиной

Около вершины Б. Тхача

Группа на седловине

Вид на Ачешбоки

Ачешбок Восточный

4 мая. в. Западный Ачешбок (1А, 2486, рад.) — хр. Ачешбок — хр. Агиге — хр. Сундуки

19,6 км, +1130м, -1280м, ЧХВ 7:04.

Ночью опять минус, чистое небо. Днем облачно, тепло. К вечеру появились перистые облака, портится погода.

Западный Ачешбок (2486, 1А) выглядит с юга довольно круто. Решаем идти всемером, часть группы осталась в лагере на полудневку после вчерашнего дня. Долго собираемся, выходим в 8:30. Я на всякий случай взял веревочку. Подъем с юга по центру горы, по осыпному крутому кулуару (больше 30°). Идем плотной группой, чтобы не скидывать камни. В верхней части начинаются поросшие травой скалы до 45-50°, поднимаемся, придерживаясь руками. Снега нет совсем.

Подъем от лагеря занял 1,5 часа. С вершины отличные виды на Тхачи, заповедник, массив Дженту. Вокруг ничего выше нет. Вниз спустились за час, посетив небольшой живописный грот в середине склона восточнее кулуара.

Вышли из лагеря в 11:30. Путь на хребет Агиге идет через седловину на юг от Ачешбоков в обход сбросов. Луговина на Восточном Ачешбоке и на Агиге местами крутая, по хребту много наборов-сбросов. Срезать траверсом не получается - овраги крутые и местами скальные.

На обед спустились в лесочек около грота сразу после четко выраженной седловины. Дров много, нашли снежничек, воды нет.

Вершина Агиге обходится с севера по полочке над крутыми склонами. В начале мая там лежит снег. Восточнее начинается живописная тропа на Сундуки, на ней есть где встать, встречаются снежнички. Около вершины симпатичные гроты с очень слабым водокапом и следами стоянок. Чуть ниже грота начинается хорошая проезжая дорога, которая идет до Никитино. С Сундуков делаем еще один переход до родника у дороги, встаем чуть выше дорожного полотна на травяной ровной полочке. Готовим на горелках, вечером разводим костер. Несмотря на ухудшающуюся погоду, тент на утро не ставим

Вид на Западный Ачешбок

Сыпуха на Западном Ачешбоке

Скалы в верхней части

Вид с вершины на восток

Вид с вершины на Тхачи (на север)

Группа на вершине

Вид на юго-запад

Спуск по скалам в верхней части

Грот-пещера на склоне Ачешбока

Вид назад на Тхачи и Ачешбоки

Гроты на г. Сундук

Дорога ниже гротов. Вид назад на Сундук

Вид с места ночевки на юг.

5 мая. Хр. Бамбаки — р. Капустинка — с. Никитино — истоки р. Никитинки на хребте Хацавиты

24,6 км, +775м, -1250м, ЧХВ 6:12.

Ночью тепло, до обеда небо хмурится, пару часов идет дождь, после иногда капает. С 13 часов переменная облачность, солнце. Вечером дымка.

Выходим в 8:30, успеваем собраться до дождя. Он нас окружает уже почти со всех сторон, видна радуга. Быстро и почти без привалов идем под слабым дождем по дороге. В точке (N43 57.787 E40 39.611) сворачиваем на быстро спускающуюся маркированную тропу к Никитино. Около Капустинки тропа переходит в старую лесовозку, идет по красивому буковому лесу. Спускаемся с нее к Капустинскому водопаду напрямик по очень крутому (до 45°) земляному поросшему лесом склону, вдоль распадка. Видны сбросы, их обходим. Речка Капустинка переходится без проблем по валунам. Водопад впечатляет. От него за полчаса спускаемся к Малой Лабе, там делаем длинный обед на солнце с постирушками и купанием.

С обеда выходим в 15 часов, переходим Лабу по подвесному мосту в с. Никитино. Сразу около моста есть магазин. Купили буханку хлеба на обед, все остальное было в достатке.

От Никитино на Хацавиту ведет хорошая дорога, перекрытая шлагбаумом. Ближе к хребту встречаются завалы из деревьев, лужи. Кроме луж воды нет. На хребте дорога вливается в качественный грейдер, идущий по в сторону турбазы Хацавита. Встаем на небольшой седловине в истоках двух ручьев. Местность на седловине слегка подболочена, но стоять не мешает. Возможно, через месяц верховья пересохнут. Дров очень много, готовим на костре.

Дорога по хр. Бамбаки

Лесовозка по буковому лесу

Маркированная тропа

Спуск к водопаду напрямик

Водопад

Вся группа у водопада

Вид на Никитино с дороги

Дорога на Хацавиту

6 мая. В. Хацавита — исток р. Хацавиты — хр. Маркопидж — вагончик в истоках р. Маркопидж

24,5 км, +1400м, -825м, ЧХВ 6:35.

Тепло, туман, ночью льет дождь. Видимости нет весь день. После обеда опять дождь.

Выходим в 8:20, без дождя. По грейдеру быстро доходим до луговины горы Хацавита. На краю леса строят мощную турбазу. Была надежда, что мы пробьем облачность, выйдем чуть выше, и сможем посмотреть на окрестности. Мы почти успели это сделать — на подходах видели вершину, после же туман поднялся и все закрыл до вечера.

По луговине много дорог, одна идет через вершину. Около триангулы метеостанция, стол со скамейками. Под триангулой находим тур с запиской. Ее не меняем. Вниз в сторону балки Хацавита срезали одну петлю серпантина по травяному склону, после шли по дороге. За одну ходку сбросили 600 метров и дошли до старой турбазы. Около нее в бывшей погранчасти стоят то ли лесники, то ли пастухи. Обедаем чуть дальше на ручье, т.к. дальше воды не предвидится.

От ручья начинается тропа, которая сразу выходит на гребень. Она слегка разбита лошадьми. Почти сразу начинает капать. Так и идем в тумане по тропе под моросящим дождем мимо Маркопиджа в сторону массива Дженту. Около Маркопиджа можно в нескольких местах набрать воды в ручейках, видимо, со снежников.

Идем с небольшими остановками — под дождем сидеть не очень приятно. На ночевку встаем на большой травяной полочке около вагончика. При желании там можно насобирать и дрова, но у нас все сыро, готовим на горелках. Ставим три палатки по кругу, натягиваем два тента посередине на трекинговых палках.

Грейдер на Хацавиту

Предвершинный взлет :)

Вершина Хацавиты

Старая турбаза Хацавита

Тропа на Маркопидж

Тропа южнее Маркопиджа

Ставим лагерь

7 мая. Вагончик — истоки р. Бескес — пер. Блыбский (2568) — истоки р. Блыбь — р. Правый Рожкао — стоянка спелеологов около каньона р. Лев. Рожкао

23,4 км, +775м, -1000м, ЧХВ 7:08.

Тепло, туман, ночью сильный дождь. Днем местами короткие просветы в тумане. Вечером с наступлением темноты развиднелось.

Выходим в 8:20, травянистым склоном без тропы идем в сторону массива Дженту. Верховья р. Бескес обходятся по тропе, траверсирующей склон. Много воды, есть снежники. В цирке тумана нет, его сдувает вниз в долину. Иногда проглядывает в. Дженту, виден снег на перевале.

На перевал Блыбский (Бескес, н/к, 2580) поднимаемся южнее скального выступа, и оттуда с полочки выходим на снег. Перевальный взлет заснежен, местами проваливаемся существенно ниже колена. Лавинной опасности нет, снег плотный, крутизна небольшая. Идем по приборам в молоке, не видно рельефа, все белое во все стороны. Метров на 50 промахиваемся мимо седловины, спускаемся на нее вниз. Седловина широкая, можно поставить лагерь. Тура не находим, видов нет, ветер, быстро уходим вниз.

Спуск идет по тропе по правому (южному) склону ручья Блыбь. На луговине местами снежники, тропа исчезает. Идем до слияния нескольких ручьев, там обедаем под тентом. Накрапывает дождик. Далее идем сетью параллельных бараньих троп траверсом склонов Дженту. В какой-то момент все они собираются в калитку на склоне. В качестве забора выше и ниже навалены деревья. От калитки тропа однозначная, выводит на перевал над Белыми скалами (между долинами рек Блыбь и Рожкао). Там можно поставить палатки, есть снежники. С перевала вниз в долину Рожкао ведет дорога, идем по ней. Нам надо в карстовый район около каньона р. Левый Рожкао, поэтому в какой-то момент уходим с дороги в лес по нарисованной на карте лесовозке. Немного пошарившись среди кучи параллельных заросших лесовозок и набрав с сотню метров высоты, находим хорошую, по ней спускаемся до мощного перекрестка. От него на СЗ быстро доходим до поляны спелеологов. Там стоит две или три группы, огромный базовый лагерь со всеми удобствами. Размещаемся сбоку, на естественном карстовом мосту через ручей

Отчет о пешем походе 1 кс по Западному Кавказу
Вид с места ночевки в долину

В верховьях р. Бескес вдоль массива Дженту

Обход верховьев р. Бескес

Тропа

Вид на перевал

На перевальном взлете

Группа на перевале

Спуск по луговине

Тропа по хребту траверсом в сторону Рожкао

Дорога в долине р. Правого Рожкао

В долине Рожкао

8 мая. Пещ. Южный Слон — р. Рожкао — с. Рожкао

14,5 км, +75м, -950м, ЧХВ 2:40.

Тепло, переменная облачность. Днем жарко. Дождя нет

Поздний подъем дежурных, не спеша собираемся, идем гулять по каньону Левого Рожкао. По низу каньона везде можно пройти, местами есть тропа. Я нашел три выхода с каньона на южный борт, ниже и выше, наверняка, есть еще. Можно было пройти по каньону насквозь вместо дороги по лесу.

В 11 утра идем в пещеру Южный Слон. Туда уже провешена веревочная лестница. Пещера впечатлила: она достаточно простая, чтобы лезть без снаряжения, и при этом в ней разнообразные натеки, залы, есть небольшое озеро. Гуляем по ней полтора часа.

Обедаем на месте ночевки, в 14:30 выдвигаемся по дороге в Рожкао. Дорога проходима для тяжелой техники, хотя может быть и УАЗ сможет добраться. Спелеологи лучше знают :) По пути два брода: Правого Рожкао, и почти сразу за ним объединенного Рожкао. Второй брод глубокий (с риском замочить трусы), девушек проводим стенкой.

В Рожкао приходим в 17:30, не спеша идем до моста через Лабу, где нас должна забрать газель в 8 вечера. Но она приехала раньше, уже нас ждет. Выбрасываемся в Майкоп к наступлению темноты.

Каньон р. Лев. Рожкао

Вход в пещ. Южный Слон

пещ. Южный Слон

Брод через Прав. Рожкао

Брод через Рожкао

Группа на фоне Большой Лабы

9–10 мая. Дневки в Туапсе

Из Майкопа утренним экспрессом едем до Туапсе. От вокзала идем пешком до симпатичном месте на диком пляже в километре-двух на запад от порта. Здесь есть пресная вода в сомнительном ручье, много ровных мест под палатки. Летом наверняка очень много диких туристов. В мае мы стояли одни, разве что проходили иногда люди.

Пляж в Туапсе западнее порта

Лесочек с пресной водой

Черное море

Так и не выяснили, кто это

Расчет категории

Снежный участок: н/к 5 км в сумме = 2,5 балла
Г = 4
А = 0,5
КС = 17,6 = ЛП + ПП + (Г х А х К). Как раз на 1 кс.