3 ноября 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Грузия
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: IV

Лирическо-технический отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия район Рача 14.08.2017 - 07.09.2017.

Полная нитка маршрута:

г. Они - пер. Геске (1А; 3000; радиально) - пер. Зап. Плечо Алавидзе (1А/1Б;3000 первопроход) - пер. Чхаури (1Б;3000) - пер. Бокос-Бубис (2А; 3872) - пер. Бурджула Южн. (2Б; 3911) - пер. Флеровой Веры (Ноцарула)(1Б, 3498) - пер. Выходной (1А, 3082) - пер. Коднарульский (1А;3162) - пер. Киртишо (2А; 3531) - пер. МИЭТ (1Б, 3218) - пер. Эдена Вост. (2Б;3772) - пер. Риони (1А;3331) + пер. Гезевцек (1Б;3452) + в. Пасисмта (3779) + юго-зап. Хребет в. Пасисмта (траверс 1Б) - пер. Вацисцвери (н\к;2817;траверс) - пер. Лухуни (н\к; 2600; траверс) – каньон реки Сакаура – г. Они

Состав группы:

Руководитель, фотограф: Надежда Лосева

Завхоз по питанию: Юрий Драгунов
Финансист, логист, хронометрист: Артем Яковкин

Медик, GPS, связь и электроника: Дмитрий Баранов
Завхоз по снаряжению, реммастер, фотограф: Тарас Светильский

Трансфер

Перед нами стояла задача добраться из Севастополя до города Они, что в Грузии, а это в 1600 км. До Владикавказа мы ехали на своей машине с тремя рюкзаками на крыше и двумя в багажнике. Единственный из нас водитель, Артем, героически вез всю команду без перерывов на сон, не считая переправы, до самого Владикавказа. Там мы воспользовались услугами замечательного человека по имени Казбек (телефон: +79054889791, грузинский номер +995558676287), он сам и его напарник на двух легковых машинах повезли нас дальше. Без проблем пересекли границу и добрались до Они. Еще один прекрасный человек по имени Заур (телефон: 599613267)помог нам с заброской в начале похода и с жильем в конце в г. Они.

14.08.2017 Спасение севастопольцев.

Почти двое суток доезда закончились в 16.00 у ворот административного здания Border Police в г. Они. Пока ехали в машине, нам позвонили из Тбилиси по поводу запроса на получение пропуска в погранзону и дали номер местного начальника. Нас тепло встретили, сразу выписали пропуска, по крайней мере так они назвали те бумаги с грузинскими буквами, что нам выдали, а также выразили обеспокоенность маршрутом, который мы выбрали, из-за его сложности. Надежда успокоила их рассказами о том, что мы опытные, кажется ей поверили.
     Артем с Юрой уехали развозить заброски в Шови (курорт) и до моста между с. Геби и с. Гона, точнее до места, где этот мост строили. Оставшихся троих человек с рюкзаками отвезли в с. Гоми. Месяц до похода просматривали прогнозы в этом районе, если кратко, то дождь, дождь, дождь. По факту оказалось, что месяц тут дождя никто не видел. С нашим приездом всё немного изменилось :) Вечером начался ливень с грозой. Не успев выйти из села, мы натолкнулись на непреодолимое гостеприимство Георгия, местного главы, и поход начался с душевного ночного застолья ..
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия

15.08.2017 1ый день. Дорога в карте и в жизни.

Собрались, попрощались с радушными хозяевами и шагнули в походную жизнь. По дороге вышли из села и за переход дошли до источника, где устроили завтрак.
 Двигаемся вверх по долине реки Гамрула, и дорога быстро начинает теряться в зарослях. В конце концов по GPS мы шли то по ней, то рядом, но никто из нас дорогу уже больше не видел. Начальный маршрут, запланированный как плавный, акклиматизационный и нетрудный, обернулся продиранием сквозь лопухи, папоротники и цепляющиеся как щупальца малинники (без ягод) в рост человека. В итоге за небольшой километраж первого дня пришлось побороться :)
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия

Ближе к вечеру спустились к реке, чтобы перейти на левый орографический берег, где-то здесь, судя по карте, должен быть брод. С бродом оказалось, как и с дорогой: времена, когда он здесь был, давно минули.
Разведка вверх по течению ничего принципиально интересней не нашла, и в темноте вечера мы начали подъем в лоб по крутому склону. Чудом удалось найти почти горизонтальную полочку для шатра, и в 21.50 мы стали на ночевку.

16.08.2017 2й день. Подъем 6:50, выход 9:10

Через переход вверх по склону нашли площадки побольше и удобнее, траверсом с них вышли на тропу. Заброшенная и заросшая, но тропа!
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Тут уже появилось такое понятие, как скорость) Спускаясь к реке, тропа затерялась в зарослях, и дальше идем по примятой, возможно медведем, траве, пока не появляется возможность идти вдоль реки по камням.
 Нашли возле реки минеральный источник с характерным ржавым цветом и немедленно выпили из него.
Перед большим снежником уходим на левый орографический берег реки.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
За разведданными дальнейшего пути направляются две пары, вверх по склону и траверсом. Траверс по звериной тропе оказался удобней,
и по нему мы вышли к сухим притокам, по которым обошли скальные выходы справа по ходу движения. На первой же подходящей площадке над водопадом становимся на ночлег. Все хорошенько устали. Один из участников на радость остальным голодным отказался от еды:) Ночью небольшой дождь над нами и гроза вдалеке.

17.08.2017 3й день. Первый перевал.6:00-подъем 8:00-выход

По травянистому склону поднимаемся на перевал Геске 1А 2924м в 10:35.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Тура не обнаружилось, поэтому сложили свой и оставили перевальную записку. Далее идем на предполагаемый первопроход перевала западнее вершины Алавидзе (альпинистка Хатуна Алавидзе погибла здесь в 1986г. Вершина названа в ее честь). С перевала открывается вид на Главный Кавказский Хребет (ГКХ), проглядывающий из-за облаков, и часть нашего дальнейшего пути. Возвели еще один шедевр туростроительства и оставили перевальную записку. Назвали перевал «Западное Плечо Алавидзе» 3076м.
Спуск по скальным полкам, сыпухе и снежнику не представляет особой сложности в хорошую погоду.
В 13:00 спустились к озеру Удзиро,
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 в радиальный выход на запланированную вершину Доломисис-Цвери не пошли из-за низкой облачности. Устроили здесь полудневку с видами, вечерним прослушиванием аудиокниги и долгого моросящего дождя.

18.08.2017 4й день. Перевал Чхаури 1Б 3070м, заброска. 5:00-дождь, 6:00-подъём, 8:00-выход.

По тропе выходим на курумник и в 8:50 поднимаемся на перевал Чхаури. Предыдущие группы считали, что это перевал Геске, но мы провели свое расследование и выяснили, что это именно Чхаури!
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Подъём и спуск с перевала часто и густо промаркирован, сбиться с пути в это время года не удастся. Спуск с перевала по кулуару, но возможно проще и безопаснее уходить с перевала правее по ходу движения за скальные выходы, и там сначала по курумнику, а после травянистым склоном спускаться вниз.
      В этот момент наши рюкзаки были легче даже, чем они станут в конце похода (спец. снаряжение и продукты на следующую часть маршрута лежат в заброске в Шови) и мы легко и быстро ломанули вниз по долине. Не глядя на часы добежали до указанного на карте источника минералки возле реки Чхогури и остановились на минерализированный привал.
 Когда-то источник был оборудован, сейчас к нему не протоптана даже тропа с основной. Далее тропинка мимо редких деревьев заводит нас на хребет с настоящим лесом.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Отдаленно напоминающий наш Конек, но гораздо более масштабный, хребет спускается к трассе. Здесь обнаруживаем указатель, который оценивает время пути в обратную сторону до озера в 5:45, очень оптимистичная оценка, т.к. примерно за это время мы и спустились, а в обратную сторону это около 1500 метров набора высоты...
    Метров 500 по дороге, и в 14:30 мы в Шови. Забираем заброску, распределяем снаряжение, еду и обедаем. Рюкзаки заметно потяжелели, и мы уверенно и плавно тяжелыми шагами движемся вперед. Проходя мимо отметки высоты 1545 метров, вспомнили родную крымскую г. Роман-Кош и пошли по маркированной тропе уже на подъем. Примерно на отметке высоты 1800 м на развилке свернули с тропы налево и стали лагерем на склоне в традициях первой ночевки, но все же в более комфортных условиях. Посидели у костра и поотказывались от прогорклых козинаков. Оценка их вкусовых качеств будет все выше и выше ближе к концу похода :)

19.08.2017 5ый день.  6:00-подъем, 8:00-выход.

Вернулись обратно на тропу и продолжили подъем в сторону перевала Бокос-Бубис, оставили рюкзаки возле указателя и сходили (80 м) посмотреть на развалины монастыря.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Дальше тропа идет траверсом с небольшим набором высоты. Впереди виды на вершины и ледники, спортивная часть похода "не за горами". Местами попадается черника, и люди, которые только вчера почувствовали вес всей экипировки на спине, то и дело нагибаются сорвать ягодку другую. Тропа заканчивается на холме с дождемером и указателем, куда смотреть, чтобы увидеть ледник Бокос.
К леднику ведет старая, заросшая травой морена. Где-то на ней устроились на обед спустя один переход после видового холма с указателем. За время обеда погода дважды срывалась на дождь.
 Далее поднимаемся по левому по ходу движения гребню морены. Находим на ней здоровенный метровый ледобур. Интересно что заставило человека притащить этот инструмент сюда, чувство юмора или суровая необходимость ...
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
     Начинается дождь, а моренный вал начинает забирать на скалы, поэтому сворачиваем с него вправо на курумник и становимся лагерем (высота 2900 м). Дождь перестал и даже удалось посмотреть немного видов прежде чем низкая облачность все спрятала. Завтра на перевал 2А, в честь этого события заранее проверили своё снаряжение.

20.08.2017 6й день. Перевал Бокос-Бубис 2А 3858м. 5:00-подъем, 6:50-выход.

По морене доходим до снежника, надеваем кошки, системы. Уходим левее первого ледопада по ходу движения и забираемся на площадку выше скального выхода.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Дальше снега нет, принимаем здравое решение не петлять в ледопаде, вешаем две веревки по льду и выходим на выполаживание.

Вторую ступень ледопада обходим также слева по ходу движения и поднимаемся к перевальному взлету. На крутом уклоне вешаем 4 веревки по снегу.
 Вершинный взлет заканчивается карнизом, в правой по ходу движения части он более пологий. На перевале станция уже на льду. В 16:00 группа на перевале, широкое снежно-ледовое плато. Тур не обнаружили и перешли южнее, где возвели тур и перекусили.  Еще чуть южнее нашли ледниковое озеро, теоретически можно стать на ночевку.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
     Спуск в связках по плато ледников Бокос и Караугом. В действительности это одно здоровенное и видовое плато. Вертя головами, проходим 2 перехода и ставим лагерь на леднике, впервые в этом походе.
Дежурные топили снег на ужин и завтрак, легли поздно.

21.08.2017 7й день. Перевал Бурджула Южный 2Б 3949м. 4:00-подъем и дооолгий сбор, 6:50-выход.

За 2 перехода по плато заходим, как мы сначала думали, на перевал, но он оказался ближе к вершине Бурджула.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Со времен отсканированных черно-белых фотографий перевала, снежно-ледовая обстановка изменилась и теперь он более скалист чем когда-то. Есть места для стоянки. Сняли записку 1989 года группы из тогда еще Ленинграда под руководством Белецкого В.Г.. Промокшая, она лежала в пакете из-под молока, сделанного в СССР, появляется ощущение, что мы попали в музей.
     По описанию (напечатанному еще на пишущей машинке) народ начинал спуск с перевала по снежному гребню, нам же достался скальный. Первую веревку провесили по гребню и сделали станцию на льду правее по ходу движения. Самым коротким буром, закрученным до конца, удалось достать до скалы, поэтому следующую веревку поторопились протянуть обратно на гребень и сделать станцию на пикетах на небольшом снежнике.
 Солнечно, по кулуару начинают периодически лететь камни, и лезть туда нам совсем не хочется. Вешаем еще одну веревку по гребню.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Далее движемся вниз по скалам пешком в надежде найти относительно безопасный спуск на ледник, но все кулуары по пути также камнеопасны, как и основной. Таким образом спускаемся по хребту на перевал Комарова 2А 3647м, выстроили тур и оставили записку. С перевала, связавшись, начинаем спуск по закрытому леднику.
 Прекрасный вид на перевал Бурджула Южный, по кулуару которого все еще летят камни.
  Встали на ночевку на морене на высоте 3100 метров. Место явно обитаемо зверьем, так мы объяснили себе налетевшую на нас мошкару :) .

22.08.2017 8й день. Полудневка. 6:00-подъем, 8:30-выход.

Вчера не дошли до плановой ночевки, тем самым урезав  сегодняшнюю дневку до полудневки. Но и до нее еще надо дойти. Тропа на карте указана по правому борту, и в верхней части долины среди камней она легко просматривается, но и здесь видно, что по ней давно уже не ходили. На травянистых склонах мы уже постоянно теряем её. А ведь это плановая тропа, по ней в свое время ходили толпы туристов...
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
     К обеду добрались до поворота в нашу следующую долину, это и есть место запланированной дневки-полудневки. Тут начались стирка, купание и прочие радости, которые дарят нам солнце, река и свободное время. Солнце нещадно жарит, ребята высушили одежду, которую постирали 4 дня назад. Разведка выявила источник минералки над лагерем и сходила к водопаду.
 Вечером посидели у костра, завтра нас ждет 1300 метров набора высоты.

23.08.2017 9й день. Перевал Веры Флеровой (Ноцарула) 1Б 3392м. 5:00-подъем, 7:00-выход.

Отталкиваясь от вчерашних разведданных, начинаем подъем с левой по ходу движения стороны от водопада, по травянистому склону. Впереди идущий собирает на себя всю паутину вместе со здоровенными пауками.  Далее крутизна склона растет, а сам он делится на несколько отрогов. Выбираем ближайший к нам гребень, по которому в лучших традициях пешеходного туризма продираемся через рододендрон и прочие заросли.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Вдобавок ко всему потек баллон с бензином в рюкзаке Надежды, проблему с травящим клапаном решили, но на всякий случай перелили пока бензин в пластиковую бутылку.
     Заросли расступились, гребень вышел на выполаживание и по высокой траве мы двинулись траверсом к реке. Один из участников в поисках своего пути так сильно отстал, что дал группе возможность хорошенько попастись в чернике, которой здесь хорошее такое поле.
     Плавно по морене выходим на правый орографический борт ледника. Как только лед стал расчехляться, остановились на мясной перекус с надеванием кошек. Ледопад слева выглядит камнеопасно, справа очень рваный, поэтому начинаем подъем по центру. Провешиваем одну веревку по снежным мостам и выходим на снежник, дальше до самого перевала идем в связках.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия

В 17:00 мы на перевале Веры Флеровой.
     Снежная седловина без тура, уходим траверсом с нее в сторону перевала Орлова Бориса 2А. Низкая облачность и время вынуждают нас ставить шатер здесь и сейчас. И здесь и сейчас начался сильный ветер и дождь, мотивировав нас бить все рекорды по скорости установки лагеря. Энтузиасты по очереди строили ветрозащитную стену, а дежурные ловко собирали стекающую с шатра воду в котлы.
 Со спутника вышли на связь с родными краями. Ночью была гроза.

24.08.2017 10й день.

Всю ночь слышали грохот падения камней, летели они в основном с вершины Цихварга. Перевал Орлова Бориса (Шота Руставели) 2А выглядит очень агрессивно вопреки описанию группы, которая забежала на него в прошлом году по снегу. Сейчас это крутой взлет, под верхом которого много скально-осыпного материала на низком старте, и проходить его надо рано утром, пока все это не начнет лететь.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Для нас это значит подойти под взлет перевала и стать на полудневку, ожидая завтрашнего раннего утра. Решили не тратить время и пойти перевалом Скальный 1Б, для чего надо спуститься с ледника.
     Спускаться решили с левой по ходу движения стороны нунатака, на котором ночевали. В последствии решение оказалось более чем удачным, т.к. спуск по правой стороне приводил в ледопад, обойти который вариантов не просматривалось. Провесили 4 веревки по льду, забирая еще левее под защиту скал, в процессе спуска из-за перегиба пролетели пара камней как раз туда, откуда мы изначально поспешили убраться.
Последняя станция на снегу, от нее в связках спустились до бараньего лба и сняли кошки.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Под самой скалой по скально-осыпному кулуару сбегаем до курумника, здесь уже можно спокойно вздохнуть.
     Отсюда перевал Скальный 1Б нам тоже не понравился (крутой скально-осыпной подъем по кулуару). Решили идти через седловину ниже по хребту через безымянный перевал.
 Метров за сто до перевала нашли замечательное место для стоянки. Большая скальная полка с озером, закрытая от ветра. Мимо такого, учитывая время пять вечера, мы не смогли пройти и остановились на ночевку. Отличный вид на перевал Веры Флеровой и спуск с него. Над ними нависает ворчливая вершина Цихварга, закутавшаяся в облако.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия

25.08.2017 11й день. Перевалы Выходной 3082м и Коднарульский 1А 3162 м. 5:00-подъём, 6:50-выход.

Зашли на перевал, после короткого совещания назвали его Выходной (предположительно 1А)  - вполне логичное название, учитывая, что он явился альтернативой перевалу Орлова Бориса.
 С перевала посмотрели виды, в том числе и на открывшуюся в. Цихварга.
     На спуск прошли траверсом вправо по ходу движения несколько кулуаров, и в крайнем спустились по траве и в конце по осыпи и камням на старую левобережную морену. Множество кусачих мух. Следующий за перевалом Шота Руставели должен был быть перевал Цирт 1А 3356 м (он очень логичен, если идти через пер. Шота Руставели), но надо разведать, сможем ли мы преодолеть бараньи лбы, преграждающие путь из долины к перевалу через ледник Штаха.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Выяснилось, что если это и возможно, то очень затратно по времени и силам, и мы решили идти через перевал Коднарульский 1А 3162 м.
     С него открывается прекрасный вид на пройденные нами перевалы Бурджула южный и Веры Флеровой. Сложили очередной тур, мастерство строительства которых растет с каждым днем, и оставили перевальную записку. Спускаемся с перевала сначала траверсом по скальным полкам направо по ходу движения
 и в конце сыпушным лифтом съезжаем в долину реки Коднарула.
     За два перехода поднялись по курумнику под самый ледник с другой стороны перевала Цирт. Заночевали на курумнике, за полчаса выровняв площадку под шатер.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Проявили уже немного больший интерес к прогорклым козинакам :).

26.08.2017 12й день. Перевал Киртишо 2А (3531 м). 5:00-дождь, 6:00-подъём, 7:40-выход.

Описания перевала мы не нашли ни нового, ни старого, поэтому пошли искать свой путь. Траверсом по курумнику выходим под основной кулуар перевала. Поднялись выше и, спрятавшись под скалой левого борта, разослали разведчиков. Наиболее логичным и простым выглядит путь налево по ходу движения. Поднялись выше и перешли на правый борт центрального кулуара, выше слева снежник и скальная полка, справа кулуар со скальной ступенью. Левая разведка опять отличилась, с полки по скальному гребню и дальше по сыпухе выходим на перемычку.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
     GPS нашептывает нам, что наш перевал справа по ходу от нас на 100 метров. Траверсом по скалам находим путь и движемся в нужную сторону, в 11:30 спускаемся на перевал Киртишо, если судить по карте-схеме В.Г. Ляпина. Но здесь мы находим записку группы Московского Автомобильно-дорожного института, которая была здесь в 22 августа 1977 года, в записке значится, что это первопроход перевала Ленинские горы.
 На перевале есть места для ночевок, красивый вид на ледник Киртишо и ледниковое озеро.
     После перекуса начинаем спуск по леднику.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия

По снегу в связках, на открытом льду без связок, как-то удачно находя путь среди трещин, спускаемся на морену в 16:00. Пробежали вниз по долине еще один переход и в 17:07 остановились на ночевку на первом же месте, где можно установить шатер. Долина реки Чашури  - край ручьёв и мух, злобных и кусачих, а еще виднеются заброшенные шахты. Сегодня переломный день, на ужин мы съедаем последние продукты.
Завтра надо быстро добежать до плановой стоянки, откуда трое доблестных ребят отправятся вниз по долине за заброской с едой и озорником-бензином (о нем позже :).

рный поход 4 к.с. Кавказ Грузия Рача. Часть 2

Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия

Ссылка на первую часть летописи.

27.08.2017 13й день. Заброска 2. 6:00-подъем, 7:30-выход.

С утра приготовили очень питательный чай с сахаром, галетами и сыром. Как и положено, встав из-за стола с легким чувством голода, быстро собрались и отправились в сторону драгоценных мешков с заброской.
     Около получаса идем через зелень высотой по пояс, под которой коварно прячутся камни, и выходим на заброшенную дорогу, которая теряется в местах, удобных для растительности.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Путь находим благодаря неизвестному местному жителю, который прошел здесь за день до нас. Встретили его на слиянии рек, он возвращался за потерянным ножом, заодно подсказал, где искать тропу в следующую долину. Кое-где дорога вырублена в скале, местами встречаются малинники, какими мы их любим, а именно с ягодами, в таких местах объявляются привалы :)
 Проходим мимо остатков строений времен, когда шахты были действующими.
     В 10:20 дошли до слияния рек Чашури (вдоль которой спустились) и Домбурули (в долину которой лежит наш дальнейший маршрут ). Ставим шатер, развешиваем все что только можно высушить, и Юра, Дима и Артем отправляются в поход за заброской. На их пути должна повстречаться погранзастава, передаем им с собой документы, выданные нам пограничниками в Они. За 4 часа их экспедиции, оставшиеся два человека собирали малину, модернизировали по мелочам шатер и прятались от палящего солнца.
    Ребята вернулись, выполнив миссию на 110 процентов, погранцы угостили нас хлебом и здоровенной банкой рыбы + завхоз доложил поверх раскладки тушенку, сгущенку и консервированные ананасы. Не обошлось и без потерь, одна литровая бутылка с озорником-бензином была пробита и вытекла почти полностью. С этого дня началось наше знакомство с бензиновым меню похода.
     Накинули вновь потяжелевшие рюкзаки и продолжаем путь время 18:00. С утра реку ребята перешли без проблем, во второй половине дня уровень воды поднялся выше колен. Наша тропа идет по правому орографическому берегу реки Домбурули, начало ее легко находится. Дальше в нашем уже традиционном стиле в этом походе, идет поиск пути в зарослях в человеческий рост и превозмогание их с кружащими над нами злобными мухами.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
По плану было дойти до бараньих лбов выше по долине и может даже провесить там веревку другую. До того, как стемнело, нам удалось пройти только пол пути от слияния до места ночевки. Ставим лагерь с надеждой, что завтра заберемся повыше и нас перестанут есть :).

28.08.2017 14й день. почти перевал МИЭТ или долина бараньих лбов. 5:00-подъем, 7:00-выход.

Торжественно вручили титановую ложку Артёму, сегодня у него день рождения. Торжественный завтрак перетек в торжественные сборы лагеря, а потом и вовсе в праздничный путь. Тропа была безнадежно утеряна еще вчера вечером (потом с высоты стало видно, что она идет выше по склону, но где-то там и теряется). Возможно лучшим вариантом было от места ночевки выйти к реке и идти вдоль русла до самых лбов, но тот путь, который мы прошли от слияния до ночевки, нужно идти именно по тропе, потому что она обходит прижимы и водопады р. Домбурули.
Мы же избрали путь сильных и два перехода ломились через эти "джунгли"
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 в середине второго у старенького рюкзака Нади лопнула лямка. Наскоро завязали шлейку узлом, а позже в обед пришили новую и на вторую тоже. Добрались до лбов, выдохнули и чуть поднялись пешком до места, где нужно вешать веревку.
 Небольшой участок щелевого лазания, на станции внизу, вверху и промежуточные точки хватило 5 крючьев. Далее по сухим скалам идем пешком, не в таких благоприятных условиях может понадобится еще повесить веревку.
Продолжаем путь по правому борту реки по скальной полке, выходим к реке и небольшому и рваному снежнику.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
На той стороне реки подъем на перевал скально-осыпной и местами довольно крутой, поэтому мы вдоль небольшого притока по не слишком приятному склону забираемся на зеленые живописные полки правого борта долины, где устраиваем обед (на самом деле стоило забирать выше после первой ступени бараньих лбов, когда это было возможно, и мы бы также вышли на эти полки, только плавнее). Место очень живописное, насыщенное водопадами и бараньими лбами.
 В 17:20 останавливаемся на ночевку на морене, не добрав 150 метров высоты до перевала. Удивительно, но мухи есть и тут, и их довольно много. У покусанного Димы так опухла нижняя челюсть, что он стал похож на Марлона Брандо. Место все же замечательное, отсюда виден пер. Киртишо и одноименный ледник.
 Ночью была гроза.

29.08.2017 15й день. пер. МИЭТ 1Б 3218м. 5:00-подъем, 7:00-выход.

В 7:30 поднялись на перевал, сняли записку харьковчан. Они шли здесь в прошлом году в июне и снега у них везде было много, зато у нас много скал. Мухи бьют все рекорды высотных полетов и достают даже на этой высоте, аплодируем им, стараясь задеть побольше особей. Виден наш следующий перевал Эдена Восточный 2Б. В карманке (карманное питание) орехи с привкусом бензина.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
На спуске забираем левее по ходу движения и обходим сбросы. После спуска по курумнику на склонах поросших рододендронами берем правее и  к 11:00 спускаемся к реке. Сбросили около 900 метров высоты, попутно встречалась черника;) Перешли приток реки Зопхитура, вытекающий из ледника Лабода, и устроили обед.
После обеда пошли вверх по течению реки, держим курс на ледник Зопхито. У начала ледника мухи потеряли наш след, зона страха и ненависти мух покинута! Остановились на ночевку у водопада, в описаниях 80х годов народ через него по снегу забирается наверх и обходит ледопад, у нас, как водится, снега нет, и очень уж опасно выглядит этот обход.
 Задача на завтра, найти путь через ледопад и подойти под перевальный взлет.

30.08.2017 16й день. 5:00-подъем, 7:00-выход.

С утра небо затянуто тучами, держали шатер несобранным до последнего. Поводов для того, чтобы спрятаться в нем, однако, не появилось, и мы пошли.
За переход подошли под ледопад, по левому борту ледника завиднелся вариант залезть наверх без веревок.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Удача улыбается нам, а мы ей, к 8:30 траверсом вышли на скалы.
Со скал выходим на ледник над ледопадом и в связках плавно набираем высоту.
В 12:30 подошли под перевальный взлет, опять полудневка. Находим удачное место для шатра на скально-осыпном выносе под в. Гезе-Тау.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Закрытый низкой облачностью перевал иногда на минуту-другую все же показывался, и мы уже прикинули, как на него полезем.
В 17:30 пошел град с грозой. Сидим, считаем время от вспышки до грома, иногда не проходит и секунды, кажется мы сидим в первых рядах этого кинозала. Набрали града в кастрюлю и автоклав и легли спать. В 2 ночи поутихшая было гроза разыгралась вновь.

31.08.2017 17й день. Пауза. 5:00-нет видимости из-за низкой облачности, 6:00 - то же самое, но все равно подъем.

Без видимости на перевал нас и калачом не заманишь, не спеша готовим завтрак. Шатер капитально засыпало градом, не зря брали лопату.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Если завтра сохранится такая же погода, то придется идти вниз, а пока все спят в ожидании окна или обеда.
После обеда в нашем туманном дрейфе наметились перспективы, снова завиднелся перевал, и даже Суганский хребет со стороны России.
Шансы завтрашнего ясного утра выросли в наших глазах. Опрос руководителем участников показал, что группа бьет копытом и хочет наверх. Ночью снова гроза, но без вчерашней удали, и сильный ветер. Ветер это хорошо, он может разогнать всю эту облачность.

01.09.2017 18й день. Перевал Эдена Восточный 2Б 3772м. 5:00-без видимости, 6:00-без видимости, 7:00-подъем без видимости.

Сыр из завтрака настолько напитал бензина, что пришлось его оставить проветриваться на высоте 3500 м. Ждем окна, и в 9:30 оно распахивается!
В связках подходим к снежному мосту первого бергшрунда, делаем станцию, провешиваем веревку. Подходим к мосту через второй берг в правой его части по ходу движения, провешиваем еще веревку. Третий бергшрунд обходим справа по ходу движения. Далее подходим под четвертый берг и обходим его слева. Вешаем 4 веревки на подъем на перевал по снегу.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 В 15:25 мы на перевале. Нашли записку группы туристов из г. Николаева под руководством Герасименко Д., они были здесь в 1999 году 9 августа.
На спуске брали ориентир на скальный останец из описания далеких лет, прошли над ним и начали спуск по крутому снежнику с попеременной страховкой.
 Ниже снежный склон переходил в лед и спускался на скальный вынос. В него периодически срываются камни со здоровенной полуразвалившейся глыбы (Артему она напомнила голову профессора Доуэля). Сделали станцию, все участники поочередно спускались дюльфером и перебегали в безопасное место, последний спустился без рюкзака.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Дошли в связках до открытого льда, развязавшись, добрались до морены под перевалом Риони. Остановились на ночевку в 20:00, вдали в районе горы Шода гроза, которая добралась до нас через 40 минут.

02.09.2017 19й день. Пер. Риони 1А 3331 м. 6:00-подъем, 8:10-выход.

Поднимаемся по снежнику в течении перехода и сворачиваем налево по ходу движения на сыпушный склон. В 9:35 мы на перевале, тура с запиской не обнаружили. Хорошо видна вершина Пасисмта 3779 м, её траверс в наших планах, и руководитель в раздумьях пойдем или нет.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Решено идти пока идется, и дальше по хребту поднимаемся и выходим на перевал Гезевцек 1Б 3452. Здесь места для стоянки и даже остатки строения, выложенного из местного материала. Как впоследствии выяснилось, здесь был пограничный пост. В туре записка группы турклуба "Меридиан" костромского завода деревообрабатывающих станков под руководством Литовского В. М., проходили здесь в 1979 году.
 Холодный ветер, над нами чистое небо, но само солнце прячется за тучами. Спускаемся на седловину, испытавшую на себе мощное антропогенное воздействие: тут и мини-обелиск из нержавейки, и битое стекло, и алюминиевые провода, и прочий мусор. Также нашли записку со слабочитаемой информацией.
Поднимаемся по ребру (неприятный участок с живыми камнями) на хребет
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 здесь чуть ли не тропа, по которой добегаем до небольшого скального сброса. Тут или дюльфер, или обход в связках с севера по снежнику. Выбираем второй вариант, но у нас режим, садимся на перекус. Обходим скалу по снежнику, снимаем кошки и опять на скалы.
 Идем по гребню, кое-где обходим жандармы и останавливаемся на ночевку в 15:30 прямо на гребне ГКХ. Очень удачное место, закрытое от ветра и с замечательным видом по обе стороны хребта.
В десяти метрах нашли воду в тающем снежнике.
Налетела низкая облачность и спрятала от нас вершину. Запасных дней больше нет, завтра нам очень нужны отличная погода и ясное небо, иначе придется разворачиваться в обратную сторону.

03.09.2017 20й день. в. Пасисмта 3779 м. 4:30-подъем и барахлящая горелка, 6:25-выход.

Сумасшедшей красоты утреннее ясное небо - это именно то, что было нам нужно!
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Ночью подморозило, на камнях иней, ступаем осторожно. Описание восхождения 80 года говорило о подъеме с правой по ходу движения стороны. Действительно, такой вариант есть, но для этого нужно подойти под взлет, провесить около трех веревок на траверс по фирну и еще три веревки на подъем. Мы решили заходить с левой стороны до снежника и по нему сразу вешать веревки до самого верха. В последствии оказалось, что мы оценили обстановку не совсем верно.
     Подошли под снежник, первый пролез за перегиб вверх и увидел, что снежник тут и заканчивается, а дальше подъем скальный. Вся группа подтянулась к первому, разведали путь дальше. Забираем еще левее, откуда начинаем подъем уже направо по ходу движения. Неприятный участок по развалюшным скалам.
     Стараемся наиболее безопасным и кратким путем вылезти к участку с более монолитной скалой, откуда видим выполаживание. По сыпухе траверсом направо поднимаемся на полку под вершиной, есть место для ночевки. Отсюда спокойно ногами заходим на вершину в 9:45.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Виды во все стороны, и оба фотоаппарата с почти разряженными аккумуляторами.
В туре не находим записки, оставляем свою, съедаем вершинное поощрение, фотографируемся.
     В 10:40 начинаем спуск. Поначалу приятные лифты, которые плавно переходят в скалы. Выходим на наш спусковой хребет. Вешаем веревку, чтобы пройти участок буквально в 2 метра и через 10 метров за ним дюльфер на всю 50-тиметровую веревку.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 В 13:00 останавливаемся на перекус на небольшой седловинке. Далее пешком с элементами лазания по развалюшным и не очень скалам спускаемся до места, где уже можно снять системы. Кажется, слезли :)
К этому времени выпили всю воду, что у нас была. Расслабляться рано, зеленые милые хребтики, которые мы видели сверху, вблизи оказались довольно крутыми, вытянутыми и практически без воды. Вышли на маркированную тропу, которая ведет из Геби в Зесхо. Осматриваясь в пути, видим наш подъем на Пасисмту и понимаем, что выбрали чуть ли не самый оптимальный вариант подъема. Нашли немного шампиньонов и дождевиков. В 17:45 находим воду в пересохшем небольшом озере, сейчас это больше похоже на несколько больших луж, но нам подойдет, ночуем!
Красивый закат с видами на Ушбу и Шхару.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Все усиленно мажут колени кремами из аптечки. Отдельным участникам всю ночь снится мешанина из скально-осыпных спусков.

04.09.2017 21й день. По дороге с видами. 6:00-подъем, 8:05-выход.

Идем дальше по хребту, проходим над озером, до которого вчера пытались дойти, но до него еще надо было спускаться, а с утра снова набирать высоту.
 Поднимаемся на вершину Лухунисцвери 3215 м
 наши расслабившиеся после прохождения спортивной части похода организмы поняли, что это еще не конец, и правильно поняли. Виды во все стороны замечательные.
     Спустились на обед (суп гороховый с бензином) к двум озерам, самое глубокое из которых по колено. Местность напоминает восточный Крым, но виды на заснеженные вершины выдают Кавказ с головой.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 С обеда спустились на н/к перевала Лухуни, поставили точку на GPS, и теперь весь мир будет знать его координаты 42° 48.620'С, 43° 20.053'В!
     Дальше лезем на хребет, слева по ходу движения виднеется озеро. Опьяненные красотой видов, мы пропустили свой поворот и залезли на хребет не по плану. Зато посмотрели с него на интересный вид: одновременно на Ушбу, Эльбрус, Тетнульд и Шхару, а еще насобирали красивых кристаллов кварца.
     На карте указана дорога, которая должна вернуть нас на маршрут, морально готовимся к тому, что в этих местах называется дорогами. Нам повезло, дорога есть, заброшенная и заросшая, но вполне пригодная и видимая. По ней спускаемся к ручью (наконец-то вода, которая не внушает никаких опасений) и становимся на ночлег в зарослях укропа высотой под два и больше метра.

05.09.2017 22й день. река Сакаура. 6:00-подъем, 7:50-выход.

Поднялись на дорогу, с которой нас свернула судьба :). Посмотрели напоследок на панораму горной части нашего маршрута и пошли по дороге на спуск к реке Сакаура. Дорога начинает прятаться от нас в траве, спустя переход с играми в прятки мы спускаемся к реке. Здесь она только начинается и выглядит совсем безобидным ручьем.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
      Мы еще не знаем, что нашим планам закончить маршрут раньше и выйти сегодня в Они не суждено сбыться, и по этой реке нам придется идти еще весь следующий день.
Идем вниз по течению, на песке виднеются следы медведя.
      Довольно быстро перестали прыгать по камням и идем уже просто по воде. Обошли один прижим по правому берегу реки и поняли, что лучше уже идти по реке, чем по зарослям юрского периода на берегу.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Очень красивый каньон, к следам медведя добавились еще следы серн, которых удавалась видеть дважды за поход, но издалека. Ближе к вечеру народ начинает чаще поскальзываться, а кто-то даже и плюхнулся в воду. В 16:45 Надежда остановилась, посмотрела на группу, на часы, потом опять на группу и провозгласила ночевку. Рядом оказалась на редкость удобная площадка.

06.08.2017 23й день. река Сакаура часть 2. 6:00-подъем, 8:05-выход.

Завтракаем, печенье к чаю, как и вчерашняя халва, с привкусом бензина. Кто-то посушил вещи и мог насладиться двумя минутами пути в сухой одежде, а потом группа шагнула в реку. Уровень реки в сравнении с вечером стал ниже. По небу летят перистые облака, предвестники перемены погоды. Пока ясно и солнечно, надо скорее выбираться в цивилизацию. Нашли тропу по левому берегу реки в месте, где она переходит на правый, потеряли её и продолжили наш любимый каньонинг. Поставили рекорд глубины – по пояс.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
     На обеде, изучив картографический материал, поняли, что в Они мы и сегодня не попадаем и что, возможно, зря вчера съели сегодняшний ужин :). Артем упорно каждые два перехода заматывает скотчем левый ботинок, подошва которого пытается оторваться с 11ого дня похода. Через переход после обеда находим тропу по левому берегу, она уходит вниз 5ти метровым обрывом над притоком (когда-то здесь был мост).
 Спустились, поднялись с другой стороны притока и нашли дорогу. Бодро и весело идем и по пути собираем лещину.
     Остановились лагерем возле широкого, большей частью сухого русла. Высота 1250 метров над уровнем моря, заслуженно съели последнее вершинное поощрение. Душевно посидели вокруг костра, разведенного прямо в русле реки.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
Ночью где-то очень высоко над нами прошла гроза, потом пошел ливень. Очевидец, выходивший ночью, сообщил, что река теперь занимает полностью все русло!

07.08.2017 24й день. Цивилизация! 6:25-подъем, 8:40-выход.

Уровень воды стал ниже, чем ночью, но незначительно.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Сакаура показала свой характер: по руслу сегодня пойдет только безумец.
Проблески голубого неба, мелькавшие с утра, исчезли, начался дождь, и мы пошли. Попетляли по тропе и вышли на хорошую грунтовую дорогу.
 Идем через села Хидешлеби, Мажети, Сакао, Гари и в 13:30 торжественно проходим мимо таблички Они.
Отчет о походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, Грузия
 Через полчаса доходим до банка, меняем рубли на лари и в этот самый момент уже точно можно сказать - поход закончился. Впереди неблизкий путь домой, но он, уверяю тебя, закончился благополучно и без приключений :).

Послесловие

Очень живописный район. Причем подойдет для всех: любителей треккинга, горных и пешеходных походов. А заброшенность и нехоженность некоторых мест только добавляет интереса. Также стоит отметить радушие и дружелюбие, как пограничников, так и просто всех людей, встреченных на пути. В наших планах максимум было еще успеть взойти на вершину Шода, к сожалению, по ряду причин это не удалось, но зато есть повод и, самое главное, желание вернуться!

Источник : "https://magazin-turist.ru/info/articles/2017/letopis_gornyy_4_k_s_kavkaz_gruziya_racha_chast_2/" rel="nofollow"