18 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Грузия
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано
27 августа завершилась "Казбекиада-2004" с участием российских и украинских альпинистов. Проведя в горах Грузии почти месяц, ее участники поднялись на вершину Казбека (5033 метра) и прошли от Казбеги до Гудаури сложный и протяженный - более ста километров - маршрут. Впечатления об этих приключениях - в рассказе керчанина.

Часть 1
13 альпинистов на Казбеке, не считая собаки

Мое очередное кавказское турне началось в последний день июля с посадки на краснодарский автобус. Ночная дорога оказалась утомительной. В большей степени из-за пересечения границы. Бдительный российский пограничник недоверчиво выяснял цель моей поездки на Кавказ, и только письмо Управления по вопросам физической культуры и спорта Керченского городского совета смогло убедить его в том, что я действительно альпинист.

В Краснодаре меня встретили руководители краевой федерации Дмитрий Солодкий (он же Ибрагим) и Ольга Неподоба, с которыми я ходил на Казбек в мае этого года. А вечером наша группа из 13 человек - 10 краснодарцев, двое киевлян и керчанин - убыла поездом во Владикавказ.

В столице Северной Осетии мы провели сутки в ожидании автобуса в Грузию, разместившись на базе республиканского МЧС, а утром 3 августа, с трудом сев со своими рюкзаками в рейсовый ПАЗ, уехали в Казбеги. Российско-грузинскую границу, несмотря на огромное скопление на КПП машин, прошли довольно быстро. Высадившись в Казбеги, тут же удачно остановили УАЗ и доехали до монастыря, возле которого разбили лагерь. Монастырь 14-го века, расположенный высоко над селением, замечательно смотрелся на фоне Казбека. Вечером в наш лагерь пришел знакомый еще по маю знаменитый пес - дворняга по кличке Напрала (по-грузински Трещина). Напрала - неизменный спутник альпинистов на пути к Казбеку, о котором ходят легенды.

Восхождение на Казбек началось утром 4 августа. За день мы дошли до перевала Саберце, маршрут на который после мая неузнаваемо изменился. Тогда было много снега, сходили лавины, а в этот раз мы шли по хорошо проторенной тропе. Правда, надежда на майскую акклиматизацию и легкость подъема не оправдалась. Каждый шаг с тяжелым рюкзаком давался с трудом.
Лагерь был установлен за перевалом. Чистый ручей найти не удалось, пришлось готовить еду на мутной воде из реки. Пить ее не было ни малейшего желания, от такой воды оставался песок во рту. Дождливая погода вносила свои коррективы в настроение: оно падало вместе с атмосферным давлением.

Выход на ледник Гергети был запланирован на раннее утро. В это время река, пересекавшая наш путь, оказалась не так полноводна, переправиться через нее удалось по камням. На переправе мы встретили мексиканских альпинистов с грузинскими гидами, спускавшихся с Казбека. По леднику шли без связок, хотя страховочную систему и каску надели заранее (с этого дня они стали неизменными предметами нашего гардероба), и к вечеру поднялись до метеостанции, ниже которой на морене установили лагерь.

Вечер выдался дождливым. Всю ночь у меня болела голова, утром проснулся совершенно разбитый. Наверное, не один я был в таком состоянии, так что дойти за день до Казбекского плато группе не удалось. Лагерь установили на морене ледника где-то на полпути, примерно на 4000 метрах. Из-за неустойчивой погоды ночью "прыгало" атмосферное давление, и у меня сильно болела голова. О спокойном сне можно было забыть.

Подъем на плато продолжили утром. К 15-ти часам вышли на 4344 метра, где установили базовый лагерь. Мы стояли здесь в мае, с тех пор ландшафт совершенно не изменился. По-прежнему было много снега, казалось, лето так и не наступило в этих местах.

Второй день на плато группа провела в лагере. Ждали погоды, многих "колбасило" из-за горняшки. Даже у Напралы постоянно мерзли пораненные о фирн лапы, он часто лез на лежащие на снегу рюкзаки, но заманить пса ночью в тамбур палатки не удавалось. Лишь однажды, когда было совсем холодно, и непрерывно шел снег, киевлянин Олег Янчевский уговорил Напралу залезть в тамбур своей палатки. В общем, очень скромный пес.

9 августа после легкого завтрака - чай с шоколадом и салом - 13 участников двумя связками вышли на штурм Казбека. Впереди бежал Напрала, то и дело останавливаясь и поджидая группу. За несколько часов мы поднялись по леднику и вышли на седловину. Ясная утренняя погода к этому времени совершенно изменилась: усилился ветер, ухудшилась видимость - одна-две веревки. С седловины к вершине первым ушел по скалам Ибрагим, закрепляя вертикальные перила. Остальные, пристегиваясь к веревке, поднимались на жюмарах. Напрала поджидал всех на верхней станции страховки, то и дело спускаясь к участникам и подбадривая их своим присутствием. Удивительный пес! Вероятно, в прошлой жизни он был хорошим альпинистом. Подъем по перилам занял несколько часов. Я оказался наверху одним из первых и в ожидании остальных членов группы сильно замерз... И вот склон выполаживается, выше идти некуда. Вершина!!! Я забил в снег ледоруб и пристегнул к нему рюкзак. Достал флаг и вымпел, сфотографировался. Кроме сплошной белой пелены вокруг ничего не видно. Только на южной стороне вершины заметно, как она обрывается вниз отвесной скальной стеной. Не задерживаясь на ней, поочередно пристегиваемся к перильной веревке и дюльфером уходим вниз. Собираемся на седловине. Времени подняться на малую вершину Казбека уже не остается. В связках спускаемся на ледник и к 8 вечера возвращаемся в базовый лагерь. Меня колотит озноб, болит голова, но это уже не важно. 9 мая ураганный ветер остановил нашу группу на седловине Казбека, а через три месяца - 9 августа - Гора пустила на свою вершину 13 альпинистов, не считая собаки.

Всю ночь у меня болела голова. Под лучами утреннего солнца я попытался просушить снаряжение, но погода неожиданно испортилась. Ибрагим с одним из членов группы ушел на разведку предстоящего маршрута, некоторые из участников поднялись в этот день на Спартак. Я остался в лагере, пытаясь одолеть хандру. Хотелось домой к жаркому крымскому солнцу. Ближе к вечеру в лагерь с Казбека спустились двое армянских и грузинский альпинисты, которые увели с собой Напралу. Мы искренне переживали за пса, на дальнейшем маршруте его пришлось бы нести в рюкзаке или привязывать к веревке. Но все удачно разрешилось.

Всю следующую ночь шел снег, засыпав палатки. Кое-как просушив под утренним солнцем "ледяные домики", мы свернули базовый лагерь и вышли на перевал Краснодарский. При полном отсутствии видимости это заняло несколько часов. С перевала было провешено около 200 метров вертикальных перил. По ним на почти отвесном склоне мы дюльфером ушли вниз... Я завис на пункте перестежки в ожидании свободной веревки. Вскоре на станцию спустилась Ольга Неподоба. Я помог ей закрепить ледобур и на освободившейся веревке быстро ушел вниз, угодив в конце спуска по пояс в трещину. Завершив спуск, мы вышли на ледник Мна. Ледник круто уходил вниз, путь спуска совершенно не просматривался. Группа оказалась зажата на небольшом пологом участке между отвесными стенами скал Спартака и ледовыми разломами. По нашей информации, со времени распада СССР здесь никто не ходил. Установив на снегу лагерь, стали выжидать погоду.

Ночью пришел грозовой фронт. Шквальный ветер и снегопад проверяли палатки на прочность. Вспышки молний наводили меня на философские размышления на тему: "Что я делаю здесь в разгар курортного сезона?" Второй день прошел в ожидании окна, но ледник так и не открылся. Продукты заканчивались.

В пятницу 13 августа была звездная и очень холодная ночь. С утра открылся вид на ледник и ущелье Мна. Успев сфотографировать потрясающие по своей красоте виды, мы свернули лагерь и в связках ушли вниз. Предварительно Ибрагим разведал путь спуска. Ближе к полудню вторая связка застряла у ледопада. Рядом начался камнепад, послышался треск льда. К счастью, все обошлось. Через несколько часов ледник сменила мокрая сыпуха. Пошел дождь. Мы спустились на морену, по которой вышли в зеленую зону. Нашли ручей и уже в темноте установили лагерь. Пытаясь просушить палатку, я прожег горелкой ее днище. Но даже это и мокрая одежда не могли испортить мое настроение. Сбросив высоту, я впервые за последние дни выспался.

Следующий день начался со спуска по левому берегу реки, протекающей по ущелью и впадающей в Терек. Пройдя пересекавший реку снежник, мы остановились перед отвесной стеной, нависавшей над бурным водным потоком и преграждавшей нам путь. Олег Янчевский полез в воду, пытаясь найти брод, Ибрагим забрался на отвесный склон. Остальные исполняли роль зрителей экстремального шоу. Самым умным оказался Илья Забегайло, повернувший обратно к снежнику. Все двинулись за ним. Перейдя реку по снежному мосту, нам пришлось лезть вверх по руслу небольшого водопада. Дальнейший путь был возможен лишь по склону ущелья. Мокрые камни и сыпуха добавляли напряжение при подъеме. Мокрые и грязные, мы некоторое время отдыхали на травянистом склоне. Пройдя по нему траверсом, нашли подходящее место спуска к реке. Далее попался еще один снежный мост. По нему переправились на левый берег и поздно вечером вышли в горное село, где ранее была оставлена заброска для дальнейшего маршрута. Бивак установили во дворе дома у гостеприимных местных жителей.

На следующий день - 15 августа - установилась солнечная погода. Трое краснодарцев уехали во Владикавказ, забрав с собой часть ненужного на предстоящем маршруте снаряжения и существенно разгрузив рюкзаки оставшихся членов группы. Мы просушили одежду и снаряжение, некоторые искупались. Собрав много грибов, приготовили замечательный ужин. К нашему удивлению, местные жители совсем не ели грибы. Вечером на сельской дороге встретили трех израильских туристок, путешествовавших по Грузии автостопом. Смелые девушки.

16 августа мы сделали радиальный выход вверх по течению Терека, дойдя до его истоков и посетив живописное ущелье с расположенными в нем многочисленными источниками минеральной воды, нарзановым озером и развалинами древней крепости. Пройдя за день около 30-ти километров, вечером вернулись в лагерь. На сельской дороге встретили еще одного туриста - пожилого американца на велосипеде. Уже в темноте в лагерь пришли израильтянки и остановились рядом на ночлег. Мы пригласили их на ужин. От сала и тушенки гости отказались, а вот сгущенное молоко попробовали охотно.

Часть 2
Вулканы Кельского плато

17 августа киевляне уехали домой, оставшиеся 8 членов группы покинули гостеприимное село и начали долгий подъем на Кельское плато. Выйдя из села, два часа лезли по крутому сыпучему склону. В конце подъема надо мной оказался наш завхоз Дмитрий Нырков, ранее повредивший голеностоп. Дмитрий спустил на меня несколько камней. Получив удары в живот и по ногам, я успел уйти из кулуара прежде, чем сверху посыпались крупные валуны. В дальнейшем я старался не ходить ниже Дмитрия, это становилось опасно.

Набрав 300 метров по высоте, мы вышли на плато и установили бивак в березовом лесу. Плато многим напоминало сюжет фантастического романа "Затерянный мир". Динозавры, конечно, здесь не водились, но следы медведя мы встречали неоднократно. Ибрагим с доктором ушел на разведку маршрута, пропав до позднего вечера. А я и Михаил Кривуля - мой сосед по палатке - пару часов искали воду. Пришлось спускаться к Тереку, а затем подниматься обратно. На ужин снова приготовили много грибов. Стоит заметить, что рядом с биваком под деревом была обнаружена лежка медведя. Ночью Ибрагим поднял шум, кто-то копался в рюкзаках. Выбежав из палатки, в свете фонаря он заметил блестящие глаза убегавшего зверя. Кто это был - остается гадать.

Утром установилась жаркая погода. Мы свернули бивак, встретив перед уходом трех егерей. Егеря подтвердили, что в этих местах действительно водятся медведи, и по просьбе Ибрагима дали нам два стреляных патрона для отпугивания животных. За день наша группа прошла плато и поднялась к подножию вулкана Малый Хорисар, встретив по пути чабана. Чабан, кстати, рассказал, что по ночам какой-то зверь резал его баранов. Лагерь мы установили на камнях возле снежника. Рядом протекал ручей. Окружающий ландшафт напоминал лунный пейзаж: кроме отвесных скалистых вершин и нагромождения вулканической породы вокруг ничего не было. Казалось, жизнь здесь не могла существовать в принципе. Впрочем, нога человека ступала в этих местах в последний раз лет 20 назад. На следующий день, пройдя вдоль подножия вулкана, мы поднялись на его вершину. Ибрагим с двумя участниками ушел на разведку маршрута, остальные вернулись в лагерь. Ужинали уже в темноте: ждали возвращения товарищей.

Ночью шел дождь, и весь следующий день выдался пасмурным. Наш дальнейший путь пролегал через перевал Хорисар. Камни и сыпуха. Сначала набор высоты в 400 метров, затем спуск с перевала по камням на такую же высоту. Выйдя на Кельское плато, дошли до вулканического озера, расположенного у подножия вулкана Левинсона Лессинга, где установили лагерь. И снова встретили следы медведя.

С утра установилась солнечная погода. Поднявшись на вулкан Левинсона Лессинга, я был очарован открывшимся видом на Казбек, Джимарай, Кельское плато с вулканами и озерами, ущелье реки Белая Арагви. Спустившись с вулкана, во второй половине дня искупался в холодных водах озера.

22 августа, свернув лагерь, группа через перевал Вулканический ушла на юг Кельского плато. Переход с небольшими подъемами-спусками занял день. Бивак установили на травянистой поляне возле трех красивых высокогорных озер, где также обнаружили следы медведя.

Утром, правильно определив направление спуска с плато, мы сэкономили несколько дней и вышли к ущелью Белой Арагви напротив перевала Крестовый. С перевала Млетский на противоположном склоне ущелья хорошо просматривался горнолыжный курорт Гудаури, известный еще с советских времен. По строительству отелей, подъемников и капитальному ремонту дороги было видно, что в развитие курорта вкладываются немалые средства.

Часть 3
Тбилиси

Переночевав на склоне ущелья, утром мы вышли на Военно-грузинскую дорогу, где совершенно случайно встретили наших друзей из Национальной федерации альпинизма Грузии. Коллеги занимались расчисткой скал над дорогой. В ожидании маршрутного такси на Тбилиси мы провели несколько часов в их отеле. Кстати, для желающих опробовать горнолыжные склоны Гудаури привожу контактные адреса (Shota Komakhidze, e-mail: ialno@yahoo.com, tel. mob.: +995-93-300599). В 16:30, погрузив рюкзаки в микроавтобус, мы выехали в Тбилиси и через два часа были в столице Грузии, где нас встретили Зураб Кучава - вице-президент федерации - и его коллеги, знакомые нам еще по майскому восхождению на Казбек.

На ночь расположились в Ботаническом саду, установив палатки под отвесной скальной стеной, на которой ежедневно тренируются грузинские скалолазы. От Ботанического сада, расположенного на склоне горы, открывался красивый вид на Тбилиси.

Утром всех ждала восточная баня на горячих серных источниках, в которой купался Александр Сергеевич Пушкин. Великий русский поэт восторженно отзывался о Тифлисских банях. Днем - экскурсия по старому городу. А вечером Зураб пригласил нас на дружеский ужин в уютный ресторанчик с символическим названием "Казбеги", где мы отпраздновали нашу встречу и окончание похода.
26 августа, покинув гостеприимный город, наша группа уехала в Казбеги, где удачно пересела на автобус и уже вечером была во Владикавказе. В дороге нам сопутствовала удача, из Владикавказа удалось уехать тем же вечером. Утром следующего дня я попрощался в Краснодаре со своими друзьями, пересел на автобус, отправлявшийся в Порт Кавказ, и через несколько часов ступил на порог своей квартиры.

Поход завершился. Я переполнен впечатлениями о приключениях в горах, о пребывании на гостеприимной земле Грузии и встречах с разными людьми. Все это требует осмысления, и, может быть, когда-нибудь я напишу об этом более подробно. А в заключение хочу поблагодарить за помощь своих друзей, без которых мои поездки на Казбек вряд ли бы состоялись: Павла Кузькина - директора Керченского филиала Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора "Альфа", Дмитрия Андропуло - директора ООО "Нептун групп", Олега Ибрагимова, Константина Смазановича, Антона Москатова, Валерия Верина.