13 января 2013
Александр Филатов (Москва)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2008

Автор: Александр Филатов (Москва)

Об авторе

Филатов Александр Анатольевич, 1957 года рождения, проживает в Москве. Водным туризмом увлекся в 1981 году. Байдарку "Таймень" осваивал со своими студенческими друзьями на подмосковных реках Москва, Истра, Нара, Дубна, Нерская. Постепенно география походов расширялась. Расширялась и команда по мере подрастания детей. Младшая дочь на байдарке с 3-х лет. За эти годы в разных походах участвовали от двух человек на 1 байдарке до 20 человек на 7 байдарках. Маршруты выбирали, в основном, с целью активного семейного отдыха, не стремясь к экстриму или серьёзным спортивным достижениям.
Список маршрутов:
1985 - р. Бужа - Мещерские озера - р. Пра
1986 - р. Воньга - Энгозеро (Карелия)
1987 - р. Зилим (Башкирия)
1989 - р. Векса - оз. Сомино - р. Нерль
1992 - р. Жукопа - Верхневолжские озера (оз. Волго - оз. Пено - оз. Вселуг)
1993 - оз. Селигер
1998 - р. Руна - оз. Стерж - оз. Вселуг - оз. Пено
1999 - исток Волги - оз. Стерж - оз. Вселуг - оз. Пено
2005 - оз. Кафтино (Тверская обл.)
2008 - р. Лохова - р. Рессета

30 июля 2008 г.

Нас двое на байдарке "Таймень". Я, Филатов Александр (фото 01), бывалый байдарочник. Семёнов Дмитрий (фото 02), в походе на байдарке впервые.

Свой маршрут мы начали на Лохове, левом притоке Рессеты, от моста у села Бояновичи (дорога Хвастовичи - Авдеевка - Брянск). До моста мы доехали на своей машине, которую потом оставили у родственника в соседней деревне Нехочи.

Протяженность Лоховы до впадения в Рессету я бы оценил в 8-10 км. Речка узкая, петляющая по нескошенным лугам, сильно заросшая (фото 03). Местами по берегам растет кустарник, ветки которого приходилось ломать, чтобы байдарка могла пройти (фото 04). Иногда достаточно было пригнуться пониже. Водная растительность весьма разнообразна и живописна. Порой создавалось впечатление, что мы вплыли на ухоженный газон (фото 05).

Нам пришлось преодолеть два рукотворных препятствия. Первое - пересекающая Лохову полевая дорога. На нашу удачу дорожники "упаковали" речку в две трубы большого диаметра. Внутри одной из труб мы без труда провели байдарку (фото 06). А ещё был закол, устроенный в узком месте, с густыми зарослями кустарника по берегам (фото 07). Пришлось сначала поработать топором, а потом обносить лодку, приложив значительные усилия.

Зато за ближайшим изгибом Лохова вдруг широко разлилась под красивым сосновым берегом. Это место называется Пустоскрынь (фото 08). Упоминаю данное название, так как на skitalets.ru кто-то задавал вопрос, что такое Пустоскрынь.

Здесь в сосняке можно остановиться на ночевку, тем более на берегу есть большой стол для отдыха местного населения. Но потому как в местах отдыха местного населения всегда, к сожалению, скапливается значительный "культурный слой", мы поплыли дальше.

Река опять стала узкой, местами к воде подступали высокие заросли камыша. Нам пришлось обнести ещё один закол, но было легче, так как берег был твердый, поросший невысокой луговой травой.

Вскоре Лохова подошла к лесу. Мы причалили к сухому дереву (фото 09), стоящему у самой воды, поднялись вверх по тропе и оказались на уютной поляне со столом. Чуть в стороне располагалось кострище с охапкой дров. Здесь мы и встали на ночевку. Было уже 8 часов вечера и до Рессеты дойти нам не удалось. Мы шли около 6 часов, но очень медленно.

31 июля 2008 г.

Утром прошлись немного по лесу. Лес чистый, в основном сосны и дубы. Почва песчаная. Грибов не попалось. Нашли небольшую брусничную поляну.

В час дня мы отчалили от берега и примерно через час дошли до устья Лоховы. Рессета в месте впадения Лоховы - сильно заросший водорослями плёс (фото 10).

Вскоре воды Рессеты растеклись по заболоченной пойме шириной до 1 км, и нам пришлось продираться по узким извилистым протокам. Разнообразные водоросли ещё более затрудняли наше продвижение. Нередко мы просто упирались в стену из осоки и камыша. Ориентиром для выбора направления движения служило одно лишь течение, местами едва заметное. Тактика была такая: мы смотрели, куда течет вода. Потом, дружно работая веслами, набирали скорость и врубались в камышовые заросли. Инерция помогала нам двигаться вперёд. В особо заросших местах приходилось вставать и, используя вёсла как шесты, продвигаться, отталкиваясь от дна. Но в одном месте и эта тактика не помогла. Целая "поляна" водорослей, похожих на барщевник, напрочь перегородила русло, и нам пришлось выбираться из байдарки в воду, чтобы облегчить её и провести через эти водяные джунгли. Глубина воды при этом доходила до груди. Но мы пробились!

Зачастую заросли камыша вдоль протоки вставали в человеческий рост и напоминали прямо-таки скандинавские шхеры: узкий проход, отвесные камышовые стены и полоска неба над головой. Ориентиров никаких! Протока петляет от одного края поймы к другому, но к берегу практически не подходит.

В одном месте мы разглядели лазейку под кустами, позволившую нам подойти к берегу, размяться и перекусить. Однако тёмный, сырой, гудящий комарами лес заставил нас поторопиться и двигаться дальше.

Чем дольше мы шли, тем тревожнее становилось за предстоящую ночевку. День шёл к вечеру, продвигались мы очень медленно и далековато от берегов. При этом за весь день мы не видели ни одного подходящего места для стоянки.

Но мы надеялись, что нам повезет, и медленно продвигались вперёд. И вот за очередной камышовой преградой вдруг открылся широкий плёс рядом с берегом, а на самом берегу я увидел жёлтые соцветия пижмы. Земля!!! Это просто счастье стоять на твердой земле после целого дня, проведенного на болоте! Часы показывали половину восьмого. И в этот день вряд ли мы прошли более 10 км.

Заканчивались первые сутки, в течение которых мы не встретили ни одного человека и не увидели никаких признаков жилья. Палатка была разбита под тремя дубами (фото 11), костёр разложен, каша сварена. После ужина до темна мы сушили свою мокрую одежду. К утру были потери - прогорели мои носки.

Ночью было очень холодно. Где-то за лесом лаяла собака.

1 августа 2008 г.

На рассвете в том же направлении, где лаяла собака, голосил петух. Значит, там точно есть жильё! Утро было солнечное и росистое.

После завтрака мы с Димкой решили дойти до жилья, чтобы пополнить наши запасы питьевой воды. Вода в реке была бурого цвета с болотистым запахом, и пить её не хотелось. Одновременно нам хотелось уточнить своё местонахождение.

Мы шли по лесной дороге. В моей голове крутились мысли о нашем ближайшем будущем. Было ясно, что мы сильно отстаем от намеченного графика прохождения маршрута, и если характер Рессеты сегодня не изменится, маршрут придется сокращать. Я так задумался, что чуть не наступил на гадюку, которая выползла на дорогу, чтобы погреться на солнышке после холодной ночи. Крупная! Не спеша, уползла в лес. Повезло мне. Посмотрю-ка я лучше вокруг. Ярко светило солнце. Холмистый сосновый лес стоял красивый и светлый.

Прошло полчаса. Лес не заканчивался, собаки и петухи молчали, и мы повернули обратно. День разгорался, пора плыть дальше. На всякий случай проверили связь и, о чудо, в этом совершенно безлюдном углу связь была. Обменялись SMS-ками с родными. Жизнь налаживалась!

Как всегда, в час дня отошли от берега. Река стала шире, течение убыстрилось. День был великолепный. Солнечно, голубое небо, жарко. Вскоре мы увидели на крутом правом берегу памятный знак - два стилизованных штыка голубого цвета. Чуть в стороне виднелся православный крест.

Мы вышли на берег. Мемориал находится в плачевном состоянии - много ржавчины, пулевые пробоины. Памятная доска разбита на куски. Но какая-то добрая душа сложила их вместе на земле и мы, хоть и с трудом, прочитали, что "здесь на реке Рессета в урочище Кресты на Лихом болоте в октябре 1941 года приняли неравный бой с фашистами защитники Родины". Это был памятник павшим воинам 50 армии Брянского фронта.

Позже в Интернете я прочитал, что 50 армия в этих местах попала в жестокое окружение. Бои на Рессете продолжались более 2-х недель. В результате из окружения сумели прорваться 11,5 тысяч человек - всё, что осталось от армии численностью более 100 тысяч человек. При этом погиб и командующий армией Герой Советского Союза генерал Петров М.П. А крест установили в 2004 году сестры Николо-Одринского монастыря, что под Карачевом.

Пошли дальше. Рессета вышла на луга. Короткие прямые отрезки чередовались с крутыми поворотами. Берега явно стали твёрже. Но какой кайф после сплошных зарослей видеть простор, лес на горизонте и белые облака над ним! (Фото 12).

Ещё один высокий сосновый берег и крест над братской могилой, в которой похоронены павшие воины 50 армии (фото 13). Но это место ухоженное.

В этот день мы с Димкой преодолели две бревенчатые переправы, наведенные через реку. Причем достаточно широкие. В первой переправе было 7 брёвен, во второй поменьше. Из-за высокой воды переправ мы не видели, поэтому лодка неожиданно для нас садилась на бревна. Мы вылезали из лодки, вставали на бревна и проводили её над переправой. Если бы уровень воды был на 10-15 см ниже, обносов мы бы не избежали.

А затем река опять растеклась по широкой пойме, и нам снова пришлось пробиваться по узкому ручейку через заросли камыша. В одном месте мы даже заблудились. Течение совсем встало, и мы зашли в болото, сплошь затянутое ряской. К счастью, крюк оказался небольшой, мы вернулись к точке развилки, пошли в противоположную сторону и тут же, пройдя через камышовую стену, вышли на широкую воду.

Для меня так и осталось загадкой, почему мы ошибались с выбором направления движения? Вроде бы всегда ориентировались на течение, но всё равно не раз попадали в узкие заросшие протоки, а основное полноводное русло пролегало где-то рядом за камышами. Просто мистика какая-то!

Но к исходу дня Рессета опять подарила нам замечательную стоянку - высокий песчаный сосновый берег (фото 14)! Быстро поставили палатку, запалили костер. Я занялся ужином, а Димка взял спиннинг и отправился блеснить. На закате это смотрелось красиво (фото 15)!

Надо сказать, что с рыбалкой всё сложилось не ахти. Рыбу мы видели только плавающую кверху брюхом, причем достаточно крупную. Как нам позже объяснили, из-за дождей и высокой воды в заболоченных верховьях Рессеты начала гнить трава, и у рыбы случился замор. К тому же, для рыбалки у нас просто не хватало времени. Совсем без рыбы остались и рыбаки из Брянска, которых мы встретили на следующий день и которые часто рыбачат в этих местах. Не сезон.

2 августа 2008 г.

Утро выдалось солнечное. Ещё накануне вечером мы с Димкой слышали звук от проходящего поезда. По карте сориентировались. Наконец-то мы знаем, где находимся! Где-то рядом должен быть мост на дороге Хвастовичи - станция Рессета железнодорожной ветки Брянск - Еленский.

После завтрака мы пошли по лесной дороге и всего через 10 минут вышли на шоссе рядом с мостом. Постояли минут 10 на мосту. За это время по дороге не проехало ни одного транспортного средства. Солнце уже жаркое. Тишина. На этом мосту можно закончить маршрут, а так же начать. Расстояние до Хвастович 12-14 км. Доехать можно на попутке или нанять транспорт.

Мы вернулись назад и начали сворачивать лагерь, готовясь к отплытию. Однако вскоре к нам пожаловали гости - рыбаки из Брянска. Они поднялись на берег, чтобы перекусить, потому как на берегу стоит длинный стол с широкими лавками. При этом они нас угостили пирожками с морковкой. Никогда не ел таких пирожков. Вкусно!

Рыбаки, приплывшие на резиновых лодках, рассказали, что ниже моста Рессета уходит в лес, и в нескольких километрах ниже по течению нас поджидают завалы из упавших в воду дубов. А потом река, выйдя из леса, снова разольется по широкой пойме.

Такая перспектива нас не устроила: не хотим мы больше героического преодоления завалов и камышовых зарослей, а хотим уже расслабиться на широкой свободной воде среди твердых берегов. Решено ловить транспорт, чтобы переехать в село Красное, и уже оттуда продолжить путешествие, как белым людям.

Сказано - сделано. Я пошел ловить попутку и, не дойдя до шоссе, разглядел стоящий в лесу белый Volkswagen Transporter. Вскоре появился его хозяин и согласился помочь нам. А потому как все вещи мы уже упаковали, нам оставалось только собрать сухую байду. Через 30-40 минут мы выехали и минут через 40, проехав примерно 25 км через Хвастовичи по приличной дороге, уже были на мосту через Рессету возле села Красное. Хозяина машины зовут Юрий, с ним была его жена Наталья. Они из Брянска.

Пока собирали байдарку, небо затянуло тучами, и началась гроза, которая прошла достаточно быстро. В 16-30 мы отошли от берега, продолжив наше плавание.

Наконец-то река стала широкой, течение быстрое (фото 16). На крутых поворотах песчаные пляжи. Река то устремляется на луга, то по берегам вырастают дубы. Частенько взлетают потревоженные нами цапли. Через 2,5 часа прошли ЛЭП. За это время видели только одну приличную стоянку, да и та далековато от берега.

В начале восьмого из-за крутого поворота прямо на берегу возник стол и кострище, позади сосновый лес (фото 17). Место хоть и не высокое, но вполне подходящее для ночлега. Как показал следующий день, до следующей стоянки идти надо было ещё около часа (фото 18). Далее как обычно: палатка, дрова, костер, готовка, ужин. Потом стемнело и отбой. Это был очень удачный день, наполненный событиями и встречами с хорошими людьми, которые помогли нам.

3 августа 2008 г.

Ночь была тёплой. Встал в 7 утра. Небо задёрнуто высокими облаками. Прошел от реки в глубь леса. Высокие сосны и мох, по которому разбрызганы капли брусники. Спелая, вкусная. Целые поляны брусники. Богатый урожай. Из грибов нашел только один подосиновик.

Вернулся к палатке. Димка ещё спал. Разбудил. И завертелась обычная походная круговерть. Поели своего любимого геркулеса, сложились, навели порядок на стоянке и ушли ещё до полудня. Договорились, что дойдём до моста возле деревни Кцынь, а там решим, закончить наше путешествие или сплавляться дальше до устья Рессеты.

Река по-прежнему извилиста. Вдоль берегов растут дубы. По-прежнему, никаких признаков жилья вблизи реки нет. Периодически на нас просто нападают тучи слепней. Не успеваем отмахиваться. Это несколько отравляет наше благостное настроение.

Минут через 40 после выхода проплыли мимо рыбака на берегу. На удочку ловится мелочь. Ближайшая от этого места деревня называется Мокрые Дворы.

Через некоторое время миновали крупную ЛЭП, но на карте её нет и в помине. Вскоре мелькнула крыша дома на левом берегу - единственный видимый признак жилья за весь пройденный нами маршрут. В русле реки периодически попадаются поваленные деревья, но опасностей для байдарочников они не представляют.

Через 5 часов после нашего выхода со стоянки Рессета вошла в лес, растущий по обоим берегам. Часто попадаются обрывистые песчаные берега (фото 19), но удобных подходов с воды нет. Поэтому до Кцыни хороших стоянок очень мало.

Заморосил мелкий, нудный дождь, временами усиливаясь. Мы уже привыкли к безмятежному сплаву, как вдруг за очередным крутым поворотом выскакиваем на перегородивший реку огромный дуб, упавший с правого берега и верхушкой опирающийся на левый берег. Кроме этого метров за 50 до дуба во всю ширину реки устроен закол.

Нам пришлось активно выгребать к правому берегу. Разведка показала, что правая крайняя жердь закола поднимается, как шлагбаум, и байда проходит без проблем. Сразу за лежащим дубом река делает резкий левый поворот, а за ним с правого берега в воде лежит ещё одно упавшее дерево. Вдоль правого берега не пройти. Вдоль левого берега русло чистое.

Димка по стволу первого дуба перебирается к левому берегу и видит, что под стволом можно пройти между свисающих в воду веток. После этого маневра второе дерево уже не помеха.

Решение принято. Садимся в байду возле закола и резко загребаем к левому берегу. Там цепляемся руками за траву, выравниваем лодку по течению и направляем её между свисающих веток. Прошли! А вот и второе дерево позади.

В итоге, на всем нашем маршруте это тройное препятствие оказалось самым сложным и не проходимым с ходу для данного уровня воды и скорости течения. При более низкой воде проходить вдоль левого берега, пригнувшись под заколом.

А далее река течёт, в основном, через лес. К привычным для нас изгибам русла добавились протяжённые широкие плёсы до 1-1,5 км длиной (фото 20). Низкая облачность периодически проливалась дождями. Только слепням дождь не помеха.

Теперь о километраже. В описаниях маршрута я прочитал, что расстояние от Красного до Кцыни составляет 32 км. Думаю, это число явно занижено. Мы прошли это расстояние за 7,5-8 часов в достаточно спортивном темпе, да и течение быстрое. Поэтому я оцениваю это расстояние не менее чем в 50 км.

Дождь и слепни подтолкнули нас к решению завершить путешествие, что мы и сделали возле моста у деревни Кцынь, до которого добрались около 7 часов вечера (фото 21).

В 100 метрах от моста мы присмотрели место для возможной ночёвки, если не найдем машину. Я пошёл вдоль дороги в посёлок Дудоровский (2 км) искать транспорт, а Димка остался собирать байду. Дорога вела через лес. Навстречу мне шли две женщины. Нам снова повезло. Они были местные и подсказали, к кому обратиться за помощью. Зовут его Алёхин Виктор (Тел. 920-878-6981). Он частенько помогает туристам с транспортом. В здешних местах это совсем не лишний приработок. В его шестёрку мы запихали своё добро и примерно через час были в деревне Нехочи, проехав чуть более 40 км.

РЕЗЮМЕ

Наш маршрут разделился на две части: Село Бояновичи - мост на дороге Хвастовичи - станция Рессета и село Красное - деревня Кцынь. Общая протяженность маршрута 90-100 км.

Начинать сплав по Лохове я всё же не рекомендую. При более низкой воде спуститься до Рессеты вообще будет проблематично.

Первая часть маршрута по Рессете характерна тем, что река растекается по широкой заболоченной пойме на узкие протоки, редко подходящие к берегам. Для продвижения в узких заросших водорослями протоках нам пришлось прикладывать значительные физические усилия, но, несмотря на это, плыли мы медленно и в день проходили не более 10 км. В высоченных зарослях камыша можно и заблудиться. Места пригодные для стоянок встречаются редко.

Описание маршрута от села Красное уже существует на skitalets.ru, повторяться не буду. Особенность нашего путешествия в том, что из-за дождей поднялся уровень воды в Рессете, поэтому течение было быстрое. Учитывая частое чередование коротких прямых отрезков реки с крутыми поворотами под углом, зачастую превышающим 90 градусов, сплав приобрел вполне спортивный характер. Препятствия в виде упавших в русло деревьев не представляют сложностей, кроме одного тройного препятствия, которое я уже описал.

Ближе к деревне Кцынь Рессета спрямляется, становится шире. Но мест для стоянок по-прежнему мало. Река удивила тем, что на протяжении всего маршрута на её берегах не было ни одной деревни. Возникает ощущение, что находишься в медвежьем углу. И это всего-то в 350 км от Москвы.

Вот, наверное, и всё.

Желаю таких путешествий, чтобы можно было открывать не только красоту окружающего мира, но и себя.

Отчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-РессетаОтчет о водном походе по рекам Лохова-Рессета