19 января 2013

Дата: лето 1963 г.

Руководитель: Бараш Ф.П.

Отчёт из библиотеки Петроградского клуба туристов № IV/68-Л

Обработка текста: Сергей Иванов (Санкт-Петербург)

1. Состав группы

Фамилия, инициалы Место работы, должность Когда и в каких походах участвовал
Бараш Ф.П. – руководитель Ст. техник НИАИ 1956 г. Кавказ, летняя II, участник; 1957 г. Ю. Урал, летняя III, участник; 1960 г. Карпаты, летняя II, руководитель; 1961 г. Алтай, летняя I, участник; 1962 г. Тянь–Шань, летняя III, руководитель
Павлицкая Е.Д. Инженер–физик ЛНИИРГ 1956 г. Кавказ, летняя II, участник; 1957 г. Ю. Урал, летняя III, участник; 1960 г. Карпаты, летняя II, руководитель; 1961 г. Алтай, летняя I, участник; 1962 г. Тянь–Шань, летняя IV, участник
Клочкова Л.П. Аспирант Технологического института 1956 г. Кавказ, летняя III, участник; 1957 г. Оз. Селигер, водная I, участник; 1958 г. Карпаты, летняя II, участник
Лукьянов Н. Старший инженер НИАИ 1958 г. Кавказ, летняя II, участник; 1961 г. Карпаты, летняя II, участник; 1962 г. Тянь–Шань, летняя IV, участник
Егоров Л. Старший инженер НИАИ 1958 г. Кавказ, летняя II, участник; 1961 г. Карпаты, летняя II, участник
Ендрижевская Я.И. Старший инженер НИИТМАШ 1960 г. Череменецкое оз., водная I, участник; 1961 г. Алтай, летняя I, участник; 1962 г. Вуокса, водная II, участник
Зубиков В.П. Сборщик НИАИ 1958 г. Кавказ, летняя II, участник; 1961 г. Карпаты, летняя II, участник
Иванов Б.С. Мастер НИАИ 1958 г. Кавказ, летняя II, участник; 1961 г. Карпаты, летняя II, участник

2. График движения

Дата День похода Участок пути Кило–метраж Естественные препятствия Кило-метраж естест-венных препят-ствий
19.07–23.07 Ленинград– Самарканд (поезд)
24.07 Самарканд – Пенджикант – Шинг – Подруд (машина)
25.07 1 Осмотр Маргузорских озёр 15 км
26.07 2 Пер. Тавасанг – р. Сары–Таг 20 км Перевал 3494 м, осыпи 20
27.07 3 Пер. Мунора – р. Арча–Майдан 22 км Перевал, осыпи 20
28.07 4 По долине р. Арча–Майдан до слияния с р. Пушнават 15 км
29.07 5 Вверх по р. Пушнават под пер. Пушнават 12 км Крупные камни, осыпи 12
30.07 6 Пер. Пушнават – р. Акба–Сай 15 км Перевал (4010 м, 1Б), крутой спуск по снегу и осыпи 15
31.07 7 Пер. Двойной – оз. Алло 20 км Перевал (4050 м, 2А), подъём по леднику, спуск по крутому снегу, завал камней. 20
1.08 8 Дневка на озере
2.08 9 Пер. Двойной – р. Акба–Сай – р. Арг – возвращение 25 км Перевал (4050 м) с севера – 2А – подъём по крутому снежнику, спуск по льду 25
3.08 10 Оз. Искандер–Куль 20 км
4.08 11 Дневка
5.08 12 Оз. Искандер–Куль – р. Арг – р. Ямшевая 23 км
6.08 13 Пер. Казнок – Алаудинское оз. 25 км Перевал (4040 м) – 2А – подъём по осыпи, спуск по фирновому леднику и снегу 25
7.08 14 Дневка
8.08 15 Алаудинские озёра – перевал Алаудин – оз. Кули–Калок 20 км Перевал (3790 м), подъём по осыпи, спуск по осыпи и крупным камням 20
9.08 16 оз. Кули–Калок – пос. Рудаки, дальше машина в Самарканд 20 км

Всего 252 км 7 перевалов, из них 4 выше 4000 м 162 км

3. Обзор района путешествия

Памиро-Алай - это высокогорный район, который включает собственно Памир и хребты Алайский, Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский. Между Зеравшанским и Гиссарским хребтами расположен самостоятельный и очень своеобразный горный узел, Фанские горы. Это сравнительно небольшой массив (площадь около 800 квадратных километров), обладающий чрезвычайным разнообразием природы.

10 вершин Фанских гор превышают 5000 м (Большая Ганза 5415 м), Чимтарга 5487 м и др.). Очень красивы многочисленные озёра Фанских гор (Искандер-Куль, Алаудинские озёра, Кули-Калонские озёра, Маргузорские озёра и др.) Хребты имеют, в основном, более крутые южные склоны, глубоко врезаются в ущелья. Основные реки принадлежат к бассейну р. Зеравшан (Кшут-Дарья, Фан-Дарья и Масман-Дарья). Несмотря на суровый континентальный климат, растительность Фанских гор очень живописна. Здесь растут арча, берёза, облепиха, тополь, дикая вишня, шиповник, барбарис. В долинах встречается грецкий орех, алыча. Животный мир в Фанских горах представлен преимущественно грызунами, горными козлами. В западной, более низкой части района, есть заяц, лисица, барс, куница, медведь.

Осадков в июле-августе бывает очень мало, даже в горах. Солнечная радиация днём очень высокая. Жаркие дни сменяются холодными ночами.

В недрах Фанских гор найдены ценные руды, добыча угля ведётся открытым способом. Есть много легенд о богатствах Фанских гор.

Район Фанских гор в основном заселён таджиками. Летом они уходят в горы со стадами овец, лошадей, живут в "летовках" - летних юртах из шкур. В основном в этом районе население занимается скотоводством. В 1924 году была образована Таджикская АССР на территории Узбекистана. В 1929 году она стала Таджикской Советской Социалистической Республикой. Край быстро преображается, прокладываются новые дороги, возникают населённые пункты, строятся электростанции. С каждым годом всё больше альпинистов и туристов посещает этот район.

Наша группа давно заинтересовалась районом Фанских гор. Мы услышали о них в походе по Тянь-Шаню от одного из наших товарищей. Он "заразил" нас интересом к этому живописному району, и целый год мы готовились к предстоящему походу. Мы ставили перед собой две цели:

1) осмотреть район Фанских гор, куда мы все отправлялись впервые,

2) повысить свою спортивную квалификацию, отдохнуть активно.

4. Подготовка к походу

Основное ядро группы ходило много раз вместе в сложные походы и было сплочённым. Все участники похода были в горных походах на Кавказе и умели ходить по осыпи, по крупным камням, по снегу и льду, пользоваться ледорубом, верёвкой, делать грудную обвязку. Всё это проверялось в конце марта до выхода в поход на снегу Кавголовских холмов. Все воскресенья группа проводила за городом, укрепляя выносливость, проходили большие расстояния (по 15-25 км). Перед походом были распределены обязанности, в подготовке к походу принимали участие все. Были созданы маршрутная комиссия (Бараш, Павлицкая), продуктовая комиссия (Егоров, Клочкова, Ендрижевская), комиссия по снаряжению (Иванов, Зубиков, Лукьянов). Было проведено очень много консультаций с людьми, бывавшими в районе Фанских гор. Особенно большое внимание и помощь советами, подробными описаниями, уточнениями карты нам уделил Н. Петров (Выборгский клуб туристов).

Были изучены все отчёты по этому району, имевшиеся в Центральном Клубе Туристов. Основная книга "Фанские горы" Мухина А.С. и Гусева В.Ф. (изд. 1949 г.) была прочитана всеми участниками похода.

5. Дневник похода

Из Ленинграда мы выехали 19 июля и 23 в 8 часов вечера (по местному времени) были в Самарканде. Ночевали на детской турбазе около площади Регистан, место очень удобное, и принимают всех охотно. В последний раз спим на раскладушках, с матрацами и подушками. Двадцать четвёртого августа, закупив ещё кое-каких продуктов и сходив в баню, собираемся в путь. На автобусе добираемся до Пенджикента, садимся на рюкзаки у чайханы и ждём машину в Шинг.

Чайханщик имеет большое влияние на шофёров. Проникнувшись уважением к Феликсу, который выиграл у него в шахматы, он договаривается с одним грузотакси. Мы платим по рублю с человека (1963 год - прим. наборщика) и отправляемся в путь. С нами едет один геолог, который вот уже неделю ищет машину вывезти своих людей из какого-то ущелья и всё удивляется, как на повезло.

Уже вечереет. Дорога уходит на юг от Зеравшанской долины, всё выше и выше в горы. Мы поём песни. Шофер-таджик включает свет, в ущелье совсем стемнело.

Надо отдать должное водителю - дорога очень узкая. С боков то обрыв, то отвесные, нависшие над дорогой, скалы. В полной темноте приезжаем в Шинг, собираемся устраиваться на ночёвку, ужинаем. И вдруг - шум мотора - опять машина до Подруда, в нужную нам сторону. Мы выбежали на дорогу, грузим (кидаем в кузов) все вещи и опять едем. Здесь дорога ещё опаснее. Вскоре дорогу преграждает разлившаяся бурная река Шинг. Вылезаем все из машины, шофёр долго думает, ходит по берегу - и решает переправляться. Витя идёт, обвязанный верёвкой, искать брод в ледяную воду.

Наконец машина переехала реку благополучно, потом вернулась на наш берег выше, а мы прошли по берегу верхом.

Едем дальше возбуждённые, довольные удачей. Проезжаем в темноте Маргуфские озёра, даже и сейчас они очень красивы.

Ночь ясная, звёздная, морозно. В Подруде устраиваемся спать в палатках под открытым небом, недалеко от Магазина на пригорке.

25 июля

Сегодня первый день похода. Утром мы встали в 6 часов, собрали рюкзаки и взвесили их на магазинных весах. У девочек по 20-22 кг, у ребят 28-30 кг. Поговорили об ишаках. Не сторговались - слишком дорого просили таджики. Пошли вперёд до следующего озера, оставили там вещи и налегке пошли осматривать все озёра, которые мы ночью проехали. Ном и в Ленинграде их очень расхвалили, и действительность не обманула наши ожидания. Изумительно непередаваемое сочетание красок. Каждое озеро не похоже на другое цветом, формой, характером берегов. Самое длинное озеро Нафит расположено севернее Подруда, длина его 3 км, на берегу сады, где растёт алыча, маслины и пр. южные фрукты. Затем идёт озеро Гушор, а за ним - первое самое маленькое озеро Соя.

В сое мы плавали, вода кажется очень холодной вначале, а потом очень приятно, все купались по 4-5 раз. Поев и отдохнув, отправились обратно. Путь шёл теперь в гору. К месту ночёвки - озеру Оч, южнее Подруда - пришли в 6 часов вечера. Поставили палатку, поужинали и долго сидели у костра в эту первую походную ночь.

26 июля

Вчера мы решили утром встать в 5 часов, чтобы идти не по жаре к перевалу Тавасанг. Поэтому Лена сварила с вечера кашу, но не убрала её, и какие-то животные полакомились. Наскоро сварили какао - и в путь. Очень жаль покидасть стоянку. Искупались в последний раз в озере из семейства Маргузор. Преодолеваем небольшой подъём -и нам открывается новое сказочное озеро, Большое Маргузорское.

Оно действительно большое, и вдали видны на юге снежные вершины. Та сторона, где мы стоим, ещё в тени, а противоположная залита солнцем и золотые, розовые, голубые краски играют на поверхности озера. Затем опять подъём, подъём, подъём. Таджики удивляются, как мы тащим такие тяжёлые рюкзаки, но заламывают за ишаков огромные деньги.

Наконец один упорный таджик в первом кишлаке буквально навязывает нам двух ишаков и проводника через Тавасанг. Это стоит 5 рублей (1963 год - прим. наборщика).

Солнце палит нещадно. За ишаками идти легко, даже интересно. Мы сами понукаем их и поправляем верёвки. Время проходит незаметно. Наконец и перевал! Какая красивая панорама! На спуске прощаемся с таджиком и идём дальше сами. Забираемся слишком круто вниз, а тропа идёт вправо, выше. Борис вовремя заметил это. К 8 часам дошли до р. Сары-Мат, перешли через мостик. Тут стоит летовка, недалеко от неё мы поставили свои палатки. Вечер, звёзды, холодный воздух. Мы счастливы!

27 июля

Вчера вечером нас очень гостеприимно встретили в кишлаке, там живёт огромная семья. Внутри горит очаг, на полу ковры и шкуры, очень тепло и кислый воздух. При входе все внимают обувь. Очень грязно, много больных, а врачи не ездят по летовкам. Есть у них радиоприёмник с батареями и керосиновая лампа. Всем распоряжается старик, он посадил нас в центре юрты и угощал зелёным чаем и кислым молоком. А остальные члены его семьи сидели у двери, рассматривали нас и хихикали. Старик лучше других говорит по-русски. Его сын обещал утром подбросить нас до перевала Мунора. Но утром уже начал ломаться, запросил 5 рублей, а когда отъехали совсем немного, начал уверять, что ишаки перегружены, что он пойдёт только до Обисафета. Мы пытались его убедить, что 4 рюкзака - это не 130 кг, предлагаем снять по рюкзаку. Но напрасно - дальше он не пошёл, а деньги с нас взял полностью. Пошли дальше сами. Шли по жаре. Обогнули один хребет, вышли к ручью, оттуда тропа поднимается в гору очень круто. Идти тяжело, часто останавливаемся, чтобы отдышаться. Через 3 часа (от ручья) вышли к перевалу. Он каменистый, впереди на востоке хорошо видны главные вершины Фанских гор - пик Москва (5183 м), Амшут (4850 м), севернее Сары-Шах (4650 м) и Ганзыч (4169 м). Перевал каменистый. Сняли записку группы из Душанбе от 12 августа 1962 года, оставили свою записку. Очень холодный ветер. Спускались быстро по тропе, которая вьётся серпантином между большими камнями. На спуск ушло 1,5 часа.

Тропа более чёткая, чем с Тавасаша. У ручья, притока Арча-Майдана, сделали привал на ночь. Рядом большой кишлак, но мы туда не пошли, рассерженные на предыдущего таджика.

28 июля

Спустились до р. Арча-Майдан, переправились на левый (по ходу) берег и пошли вверх к истокам реки. Какой-то таджик долго и упорно ехал рядом, но мы гордо шли и не просили его подвезти рюкзаки. Днём долго отдыхали под огромной арчёй, варили обед. Лена и Люда купались в ледяном потоке, уцепившись за камень. Вечером встали на ночёвку рано - в 7 часов. Место выбрали немного не доходя до впадения р. Хохт.

Темнеет в 9 часов, так что мы успели сделать подстилки из арчи под палатки. Когда ужинали, к нас подошла группа карагандинцев - Пагануцци, Люба, Володя и Юра. Они шли с перевала Амшут. Пагануцци уже 13 лет изучает район Фанских гор, ему лет 65.

Он много и охотно рассказывает о перевалах, о своих путешествиях, подарил нам карту Фанских гор. Вечером мы услышали от них много новых песен.

29 июля

Утром вышли в 9 часов вместе с карагандинцами. У них под перевалом Пушноват - базовый лагерь. Перешли р. Пушноват по бревну, дальше тропа теряется среди камней и осыпи. Об этом участке нам говорили ещё в Ленинграде, что дорога "шибко плохая". Часа в 2 пришли в лагерь карагандинцев и остались у них ночевать . Мальчики забросили продукты поближе к перевалу, чтобы легче было идти завтра. Они придумали и посвятили нам песню "3.300" (мы находились на высоте 3.300 м выше границы леса). За ночь по альтиметру Пагануцци мы поднялись ещё на 50 м, что было долго поводом для шуток.

30 июля

После завтрака и сердечного прощания с карагандинцами мы двинулись в путь. Тропа идее т по камням на восток, иногда совсем пропадает. Подойдя близко к скальной стенке со снегом, сворачиваем на северо-восток и поднимаемся по осыпи вверх на гребень.

Шаг за шагом приближаемся к цели. Мы уже втянулись, акклиматизировались, и этот перевал, хоть он и сложнее, и выше других (1Б, 4010), прошли легко. На грядке местами снег, особенно с северо-восточной стороны. Вершина Пушноват (на юг от нас) вся в снегу. Находим тур и в нём записку молдован. Перед нами раскрывается прекрасная панорама - Сахарная Голова (4971 м), пик Москва (5183 м), дальше Скальная Стена (5112 м). Осмотревшись вокруг, пощёлкав аппаратами, мы решаем перекусить. Лёжа на животе за камнями, прячась от пронизывающего ветра, едим сухари с рыбными консервами.

Спускаемся также по осыпи, сначала по мелкой, потом по снежникам, по крупным камням. На одном из снежников делаем мороженое со сгущёнкой. Здесь уже ниже и теплее. Спуск длится 2 часа. В верховьях реки Акба-Сой останавливаемся на ночёвку. Дров здесь нет, арча растёт километра за полтора до впадения Акба-Сой в р. Арг. Но нам спускаться невыгодно - завтра идти на перевал Двойной. Ещё рано - 4 часа дня, поэтому ребята спускаются вниз с верёвками за дровами. Девочки и Боб натягивают палатки, приготавливают место для костра. Долго не было наших мальчиков - их угощали айраном пастухи в летовке.

Но вот и дрова. Боря сварил какой-то необыкновенный чёрный кофе с солью.

31 июля

Встали мы поздно - в 8 часов. Всё-таки устали после Пушновата и решили выспаться перед трудным перевалом. Вышли поздно - в 10 часов 15 минут. Полезли сразу вверх по осыпи без тропы, придерживаясь нужного направления. Виден просвет между горами в северо-западном от нас направлении. Скоро выходим к ручью, идём вверх к его истокам. Совсем близко Сахарная Голова, в этом году она почти без снега. Через 2 часа дошли до снежника. Снег не очень рыхлый, идти по нему легче и быстрее, чем по камням. По пути проходим маленькие озерца, затянутые льдом. Ущелье повернуло больше на запад, кругом красивые скалы. Перед перевалом крутой участок метров 100, подъём градусов 30-40. И вот перевальное седло. Очень холодно, ветер сильнейший. Мы прошли по всему гребню, сняли вид на долину р. Казнок, там тоже большой снежник. И вниз, на север, к озеру Б. Алло снег, снег, снег… На гребне 3 тура - напротив перевала из долины Казнока, из долины Акба-Соя и между ними. Сняли 2 записки - Вайнсберга (Молдавия) и Ефремова (Душанбе, сборная "Труда"). В одном туре с красным флажком (самом верхнем) был стручок гороха, чеснок и 2 конфетки.

Спускаться решили по следам предыдущей группы, хорошо видным на слежавшемся снегу: на боковую осыпь и оттуда вниз (по снегу).

Спуск с осыпи метров 200 и очень крутой. Трудно будет по нему ползти вверх, когда будем возвращаться. С перевала и особенно чуть ниже хорошо виден перевал Амшут, просматривается подъём снизу до снежника.

Феликс решил спустить свой рюкзак. Оказалось, что карманы были плохо застёгнуты, и примерно на половине спуска из них стали вылетать разные вещи. Они взлетали высоко вверх, и по параболе опускались вниз, оставляя чёрные ямки.

Зрелище было очень смешное, рюкзак катился боком, и лямки быстро-быстро мелькали в воздухе. Скорость огромная.

Потом он плюхнулся вниз и затих. Начали спускаться и мы, кто шёл осторожно, кто съехал вниз на ледорубе. По пути собирали вещи, вылетевшие из рюкзака. Потеряли 3 ложки и 1 кружку, нашли нож, носки шерстяные и платок. Дальше шли по осыпи, местами небольшие снежники. Путь ясен, все вниз, озеро видно издалека.

Очень трудно было идти в огромном завале среди камней, надо огибать его слева, там даже есть "турики". А мы пошли в центр, и так трудно было!

Ноги уже устали, прыгать с камня на камень опасно, а сползать и влезать очень долго. Только под конец вышли на истинную дорогу по руслу речки. Проходили по пути небольшое озеро, образовавшееся в результате запруды реки Левый Зиндон.

От этого озера вышли на тропу вдоль реки. К озеру подошли в 8 часов вечера. На другой стороне озера горел костёр и стояли палатки. Это были москвичи, группа Лёвы Васильева. Они выбирали маршрут для ТЭУ, для плановых туристов, и облазали много хребтов и ущелий. Нас они встретили очень приветливо и напоили чаем. На их костре мы сварили ужин, разбили палатки на камнях.

1 августа

Утром москвичи ушли на перевал Чимтарга, мы провожали их. Напоследок они совершенно покорили нас тем, что дали сухого молока, киселя, накормили гречневой кашей и открыли, где у них "продуктовый склад". Последние снимки, рукопожатия, и мы одни. Не совсем одни - на озере 3 пастуха пасут огромную отару овец, причём уверяют, что овцы их собственные.

Они жгут всю ночь костёр, спят в тулупах под открытым небом. Днём овец пригоняют к озеру, а на ночь гонят выше в горы.

Таджики тоже гостеприимно отнеслись к нам. Угощали пловом из только что убитого барана, айраном, салом и предложили даже какое-то вино. День был пасмурный, поэтому мы. В основном, стирали, спали, шили и по-всякому отдыхали, как всегда на дневках.

2 августа

Встали очень рано - в 5 часов утра. День предстоит трудный. Надо перевалить Двойной с севера на юг и дойти по Акба-Сою до дров. Вышли, когда только начало светать. Обошли озеро, идём вверх по реке. Холодно!

Солнце ещё не скоро появится в нашем узком ущелье. Доходим до начала завала камней, отдыхаем. Хаос преодолеваем на этот раз легко, придерживаясь русла речки и туриков, сложенных чьей-то заботливой рукой. Наконец, виден и перевал. Проходим начало подъёма на Амшут. По камням, осыпи и снежникам подходим к крутому подъёму на перевал.

За вчерашний день выпало много свежего снега, а сейчас на Двойном метёт. Мы намечаем заранее путь подъёма. Идём сначала к скале, возвышающейся между двумя крутыми снежными полями, чтобы там передохнуть. Солнце слепит, все надевают тёмные очки. Только у Люды и Лены несчастье - обе разбили по одному стеклу! Они пробуют завязать один глаз, но идти одноглазой ещё труднее. Дальше идём вверх, с максимальной страховкой, рубим ступени. Снег липнет на трикони, забивает их, и они плохо держат. 9 часов утра, а снег уже становится мягким, и нога с размаху проваливается по колено. Это происходит внезапно, и поэтому особенно неприятно. Идём след в след, первые меняются. Подъём кажется длинным и очень долгим. Хорошо ещё, что мы уже тут спускались и знаем, что и как. Примерно час уходит на преодоление этих 200 метров крутого снежника. Наконец мы на гребне!

Снимаем собственные записки от 31 июля, оставляем новые во всех 3 турах и начинаем спуск. Путь нам уже известен, и мы идём уверенно. Где можно, съезжаем на ледорубах. Вот и блюдечки ледяных озёр, вот тропинка наших следов. Когда кончается снежник, идём вдоль ручья, затем по истокам реки Акба-сой, по осыпи и под конец по морене из крупных чёрных камней к месту нашей старой ночёвки. Мы оставили здесь дрова, но их нет - унесли к себе вниз по реке пастухи. А мы-то рассчитывали поесть горячего! Ползаем по поляне в поисках щепочек, тряпочек. Все-таки хватило на какао! В два часа ложимся спать, чтобы как следует отдохнуть. В 4 часа встаём, собираемся - и в путь, до дров! Доходим до реки Арг, где был базовый лагерь Выборгского дома культуры в прошлом году, останавливаемся на ночёвку. Можно было пройти ещё, но очень уж удобное и красивое тут место!

3 августа

Встали поздно, позавтракали, собрались - и в дальнейший путь к озеру Искандер-Куль.

В самом начале мы совершили ошибку - пошли по тропе вдоль реки, а не перпендикулярно к ней. Эта тропа оказалась овечьей и привела нас к крутому обрыву.

Пришлось лезть вверх на самый верх холма. Оттуда мы увидели ровную площадку с дождемерным прибором, тропинку, которая вела к Биобу. Переходим р. Биоб по мостику, идём долиной Арга. Это очень красивая долина, живописная и богатая зеленью. Идти легко, тропа хорошая, теряем высоту. По дороге закопали часть продуктов, которые возьмём на обратном пути к перевалу Казнок.

Неожиданно в зелени мелькают палатки - это группа Пагануцци! Мы рады, как при встрече с самыми лучшими друзьями. Люба и Валя выбегают из палатки, целуются с нашими девочками. Вылезает Николай Валентинович, начинаются рассказы. Опять нас угощают, поят чаем! Карагандинцы опять обосновали здесь лагерь и по 3-4 человека ходят на окрестные вершины. А нам надо быть сегодня на озере. Проходим болото, покинутый кош, переходим на правый берег реки по мостику, потом опять на левый. Вот место впадения реки Арг в р. Сары-Таг. Тут кишлак, работают женщины на гороховом поле. Они кидаются здороваться с нами, фотографируются, интересуются, кто мы и откуда. Они из колхоза 8 марта Пенджикентского района. Угощают нас кислыми яблоками, и мы идём дальше. Вот и холм, с него прекрасный вид. Спускаемся серпантином с высокого холма, проходим рощу - и мы на озере! Огибаем его по левому берегу до противоположной стороны, где вытекает р. Искандер-Дарья. Тут прямо как в оазисе - лесок, а в нём кишат палатки и люди. И плановые, и дикие. Сегодня суббота, понаехали из Душанбе (на машинах до Джиджика). Останавливаемся за ручьём, варим праздничный ужин. Вечером идём к большому плановому костру. Слушаем рассказ Ефремова о Фанских горах, кладах, легендах и полезных ископаемых. Потом поём группами и общим хором разные песни. Известные песни получаются лучше, тем более, что подыгрывает гитара. В полной темноте с фонариками пошли к своим палаткам.

4 августа

Сегодня у нас дневка. Утром Люда с Колей, а несоклько позже Лена с Феликсом отправились осматривать окрестности. Больше всего нам понравился водопад на р. Искандер-Дарье. Идти надо по тропе вниз по реке, по дороге очень много спелой дикой вишни. Водопад чудесный, смотришь - и не оторвёшься! Огромный мощный поток рушится вниз с высоты 20 метров. Вода голубая, а внизу в ущелье - зелёная, кругом отвесные скалы. Получится ли на цветной плёнке?

Мы купались в озере, наелись чёрной смородины и дикой вишни. Отдохнули чудесно! Вечером опять пели песни у своего и общего костра.

5 августа

Сегодня мы должны подтянуться поближе к перевалу Казнок, самому сложному из оставшихся. Когда обходили озеро, видели змею, наверное, это был полоз. На другом берегу озера шло веселье - играли в мяч, бегали и кричали плановые туристы.

Мы чинно прошли мимо, помахивая ледорубами. Потом шли по широкой тропе, лезли в гору. Дорога не интересная, идти жарко, но пришлось сделать этот путь, чтобы посмотреть оз. Исандер-Куль, и мы нисколько не жалеем об этом. Озеро великолепное, без него мы не могли бы составить правильного мнения о Фанах. Всё озеро, и окружающие его холмы, и гора Дождемерная, и Искандер-Дарья - это очень характерное место для всех Фанских гор и очень живописное. Днём проходили лагерь карагандинцев, опять радостная встреча - и прощанье, теперь навсегда! Они идут завтра на Варзоб, а потом на озеро и в Самарканд. Обмениваемся адресами, спешно переписываем полюбившиеся песни… (В 1963 году они опять будут в Фанах, устраивают большие сборы альпинистов и туристов, мы с ними переписываемся). Прошли наш бывший лагерь у впадения реки Аква-Сой. Нас догнали альпинисты-ташкентцы, очень самоуверенные и недовольные. Они хотели посмотреть эти места, чтобы в 1963 году устроить сборы альпинистов и подыскать для них заранее интересные подъёмы и траверсы. В Фанах они очень разочаровались и всё нахваливали сои окрестности. И правда, дикости в Фанских горах осталось мало! То пастухи, то туристы, то альпинисты! То ли дело было в 1939 году, когда ходили Гусев и Мухин!

Ночевали у впадения в р. Арг реки Ямшевой. Там была рантше база москвичей, но теперь они уже ушли.

6 августа

Встали в 7 часов, вышли в 8. От реки Казнок шли по руслу ручья (пересохшего) по камням. Потом по снегу, потом опять по камням. Подъём довольно крутой. Потом ущелье расширяется, справа видно подобие перевала. Многие группы ходили на него, оттуда тоже можно пройти к Казноку через перевал Ваа, но это путь очень сложный - по скалам над пропастью, огибая горный массив справа.

Мы были предупреждены ещё в Ленинграде и пошли в щель налево, подъём очень крутой, под конец серпантином. Перевал виден очень чётко издали. Слева - перевал Двух, справа по гребню, огибая небольшой жандарм, выход на перевал Казнок (4040 м). Между ними 200 м. Сняли записки, написали свои на обоих перевалах. С перевала видны Чимтарга и Энергия.

Ветер страшный, очень замёрзли. Небо хмурое, собирается идти снег. С южной стороны поднимались по осыпи, с северной - спуск по снежнику, довольно крутому, а внизу камни. Спустились не очень хорошо, хоть и был опыт Двойного перевала. Почему-то многие не удержались на ногах и съехали на пятой точке, подпрыгивая и смеясь.Пошли дальше по морене, прошли справа оз. Мутное (3490 м). Спускались медленно - устали ноги, и высота давала себя знать. Прошли отару овец с пастухом. Тропы не видно на камнях. Камни нагромождены уступами.

Идёт довольно ровный участок, подъём крутой, спуск - вал. Всего 3 таких вала, затем озеро Пиала, и дорога идёт спокойнее. Появляется трава, потом и арча. Уже темнеет, когда мы подходим к Большому Алаудинскому озеру.

7 августа

Сегодня у нас дневка. Место такое красивое, что уходить отсюда прямо не хочется! Недаром Лёва Васильев собирается рекомендовать эти озёра как базу ВЦСПС. Правда, намто повезло, что здесь нет пока никакой базы. Живёт здесь только бродячая дворняга, которую Боб назвал Сонькой. Она очень ласковая и добрая, проходящие туристы кормят её, наверное, тем и живёт. Убежала от пастуха и от своих овец в поисках лёгкой жизни. Вода в озере в лучах утреннего солнца была и синей, и зелёной, и чёрной - в общем, непередаваемо красивой Алаудинские озёра (все вместе) понравились нам больше всех остальных. Мы осмотрели все четыре. Одно расположилось ближе к востоку параллельно нашему, оно длинное, но узкое. А два другие севернее совсем маленькие и круглые, как блюдца. У всех озёр очень красивые берега. Вдали на севере белеют вершины хребта. Но самое величественное Большое Алаудинское озеро, над ним высится с юго-запада Чандара (5137 м), и вплотную к озеру подходят её отроги. Вода в озере очень тихая и ласковая, так и тянет искупаться, поплавать. А холодная страшно! Во второй половине дня поднялся сильный холодный ветер. Он стих только к вечеру, стало сразу тепло. Мы долго сидели у костра, пили чай и говорили обо всём.

8 августа

Сегодня последний перевал. Петров назвал его "Перевал Выборгская сторона", но по всем описаниям и приметам это давно известный перевал Алаудин (3790 м). Да и откуда тут быть неизвестному перевалу - в такой хоженой и сравнительно нетрудной части Фанских гор!

От Большого Алаудинского озера, почти от места нашей ночёвки, идёт на запад ущелье, голое и каменистое. Поднимаемся по нему. Через час подъёма видны 2 седловины. Правая пониже, путь к ней по руслу ручья. Солнце печёт, кругом одни коричневые камни. Подъём очень утомительный и нудный, мы старались пройти его побыстрее. Дорога совершенно ясна, заблудиться негде. Подъём на пер. Алаудин занял у нас 3 часа. Затем начинается спуск по мелкой осыпи, потом вдоль ущелья по тропе. С перевала Алаудин хорошо видны озёра Биби-Джонс и Кули-Калон. Очень красив вид с перевала на южную и юго-западную гористую часть хребтов с вершинами 5000 - 4500 м.

У первого озера кишлак, нам дают айран и лепёшки, мы едим так, как будто весь поход ничего не ели. На нас смотрят во все глаза ребятишки, за ними стоят и смотрят женщины. На ночёвку остановились часа в 4 около большого озера Кули-Калон. Люда и Лена сходили в гости в большой кишлак таджиков и принесли 6 лепёшек, айрана полный котелок, яблок, и даже… свежих огурцов! Еле донесли! В это время ребята подготовили всё для большого прощального костра. Костёр удался на славу, есть даже снимок на цветной обратимой плёнке.

Жаль прощаться с Фанами!

9 августа

Утром отправились в поисках арчи, напоминающей формой, цветом, изгибами разных зверюшек. Нашли очень много "птиц", "змей", "ящеров" и пр. Не хотелось уходить! Особенно манит к себе южный берег озера - огромные заснеженные скалы, за этим хребтом оз. Б. Алло, но никто ещё не прошёл от оз. Кули-Калона к оз. Алло напрямик.

Вышли часов в 11 к селению Руда'ки, оттуда ходит в Самарканд автобус. Дорога - ишачья тропа вдоль реки Артунь. В начале пути очень крутой и длинный спуск, а потом дорога довольно ровная. Проходили много кошей, потом стали попадаться поля, дома. В посёлок Руда'ки пришли в 5 часов вечера. Осмотрели могилу первого поэта Таджикистана Рудаки.

В 7 часов сели на последний автобус, доехали до Пенджикента. Там уже в темноте поймали попутную машину и в 12 часов ночи ввалились на турбазу. Нас сразу пустили, как старых знакомых, на те же раскладушки.

А потом - осмотр Самарканда, поездка на 2 дня в Бухару, мечети, храмы, базары, фрукты… Всё как в сказках "Тысяча и одна ночь"!

6. Выводы

За 16 дней пройдено 252 километра в ненаселённой местности. Преодолено 7 перевалов, из них 3 выше 3 500 м (Тавасанг, Мунора и Алаудин) и 4 выше 4 000 м (Пушноват - 1Б, Двойной - 2А - с юга, Двойной - 2А - с севера, Казнок - 2А - с юга). Все участники похода (в том числе и руководитель) были в районе Фанских гор впервые.

Особенно сложными участками для группы были:

1) подъём на перевал Двойной с севера (от оз. Большое Алло) по крутому снежнику, где приходилось рубить ступени

2) начало спуска с перевала казнок по крутому снежнику и по фирновым полям.

Погода стояла всё время солнечная, это в основном носило благоприятный характер, иногда только мы изнемогали от чрезмерной жары. Проведено 16 ночёвок в полевых условиях. Преодолено 162 км естественных препятствий.

7. Записки, снятые с перевалов

С перевала Тавасанг

13 августа 1962 г. 13.00. Перевал Тавасанг. Группа московских туристов, 17 человек, рук. Усманов А., поднялась на перевал. Маршрут - на оз. Маргузор идёт от а/л Варзоб через 9 перевалов. Сняли записку таджикских туристов (рук. Мальцев, 3 чел.) от 13 августа 1962 г. Погода пасмурная, дождь. Тур развалился. Привет следующим группам!

С перевала Мунора

12 августа 1962 г. Двигаемся в направлении Маргузорских озёр и на Пенджикент. Погода пасмурная, начинается дождь. Массив Чимтарга закрыт облаками. Сняли 2 записки Степанцева В.И. из СНХ Таджикской ССР от 25.07.61 г. и Пендлена Д.Д. из Таджикгипростроя от 27.07.62 г. Желаем успехов проходителям!

Участники: Андреев К.Л. "Трактороделатель"

Костапашвили Ю.Г. "Трактороделатель",

Мальцев В.Л. Цнтр. Лаб. КИП и автоматики.

С перевала Пушноват

10 августа 1962 г. в 13 ч. 50 м. группа клуба туристов Выборгской стороны (г. Ленинграда) в составе: 1. Петров В.Н. 2. Беретдинова Г.Ш. 3. Лепко С.Н. 4. Самодельников В.Г. 5. Фогельсон И.Б. 6. Чепуми Ф.Б. совершила подъём на пер. Пушноват со стороны долины Пушновата, выйдя с бивуака, расположенного у большого камня выше границы леса в 10 ч. 20 м. Погода хорошая, предполагаемый путь - на базу у Тепка. Снята записка Петровой Н.И., Васильева и Камешкова. Хорошей погоды и лёгких рюкзаков всем проходящим!

1508.1963 г. 13.30.

Перевал Пушноват прошла группа туристов Молдавии (8 человек, рук. Вайнберг Р.) Погода отличная, на перевале сильный ветер. Перевальная точка занесена снегом. Отыскать тур (в нём лежала записка Петрова Н., 1962 г.) не удалось. Поставили свой тур. Желаем последующим группам успешных восхождений!

С перевала Двойной

18 сентября 1962 г. группа московских туристов под руководством Захарова сняла записку пермяков с пер. Двойного. Погода хорошая. Привет следующим горновосходителям.

27.07.63 г. группа туристов в составе 9 человек (руководитель Ефремов - Душанбе, один участник из Риги, 4 из Омска, 3 из Москвы) внесла свои тела и рюкзаки на перевал Двойной в 17.30 и в 18.30 начала спуск в долину р. Зиндон. Сняли записку группы московских туристов под руководством Лёвы Васильева. Привет следующей группе и пожелание тёплой ночёвки в зоне лесов.

31 июля 1963 г. в 15 ч. 10 м. группа ленинградцев (руководитель Бараш Ф.П.) в количестве 8 человек совершила восхождение на пер. двойной из долины Акта-Соя. Облачность, видимость хорошая. Облачность, видимость хорошая. Дальнейший путь - на оз. Б. Алло. Спуск начат в 15 ч. 40 м.

С правого седла по пути к перевалу Двух

28 августа 1961 г. в 17.00 группа туристов Жуковского клуба спортивных путешествий (г. Жуковский Московской обл. - 8 человек) прошла этот перевал, следуя от Алаудинских озёр через перевал Ват. Этот безымянный перевал группа решила назвать именем Клавы Шестопаловой. Высота перевала по высотомеру 3660 м. Руководитель Костимен Л.Б. Привет всем, всем.

С перевала Двух

2.07.1963 г. 13 ч. 45 м. группа из 8 человек под руководством Ефремова К.Т. прошла перевал. Идём с Казнока на Искандер-Куль. Сняли записку кишинёвских туристов, прошедших перевал 23.07.63 г по пути с Искандер-Куля на Алаудинские озёра. До них перевал прошли москвичи. 17.07.63 г. Погода замечательная.

С перевала Казнок

Группа туристов (8 человек) под руководством Ефремова К.Т. прошла перевал в 13.00 часов. Сняли записку 4 московских туристов, шедших на Алаудинские озёра. Яркое солнце. Панорама чудесная. Желаем всем, кто пройдёт за нами, такой же погоды.

8. Вес рюкзаков

В 1-й день пути

У женщин - 22 кг, у мужчин - 28 кг.

Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай) Отчёт о горном маршруте III к.с. в районе Фанских гор (Памиро-Алай)