Виды туризма
Район проведения: РФ, Республика Северная Осетия - Алания, Центральный Кавказ
Выпускающая МКК: МКК ТК "Вестра" (Москва)
Маршрутная книжка № 3/27 - 302
Руководитель: Один О.В. (Москва)
Отчет из библиотеки МГЦТК № 6152
Источник: mountain.ru
Содержание
1. Нитка маршрута
2. Состав группы
3. Сводная таблица препятствий
4. Сводная таблица по дням
6. Погранпропуска, заброски, транспорт, цены
7. Техническое описание по дням
8. Приложение
г. Владикавказ - с. Дунта - р. Сонгути-дон - л. Койсар - пер. Родина вост. (2А, 3919) - р. Цея-дон - пос. Бурон - р. Кошай-дон - пер. Урусти (2А, 3625) - (пер. Бад - в. Корона - пер. Встречный) (1Б, 3631) - р. Цмиком-дон - р. Ляй-дон - пер. Сталь южн. (2А, 3694) - р. Бугульта-дон - р. Дзамараш-дон - (пер. Реси южн. - в. Реси-узловая - пер. Реси вост.) (2А, 3777) - л. Мидаграбин - каньон р. Мидаграбин (1Б) - с. Даргавс.
№ | Имя | Год рождения | Обязанности |
1 | Один Олег | 1976 | Руководитель, врач, фотограф |
2 | Будянская Лена | 1984 | Участник |
3 | Жигулёвцева Алёна | 1982 | Хронометрист, фотограф, GPS |
4 | Моргунова Настя | 1981 | Участник |
5 | Соболева Наталья | 1982 | Пропуска, фотограф, снаряженец |
6 | Логин Сергей | 1982 | Реммастер, оператор |
7 | Нефедова Ольга | 1981 | Завхоз |
8 | Борисов Павел | 1982 | фотограф |
9 | Сюрсина Светлана | 1964 | Участник |
3. Сводная таблица препятствий
№ | Вид препятствия | Название | Категория трудности | Характеристика | Направление прохождения |
1 | Перевал | Родина Вост. | 2А | сн-лд-ос, 3919м | С - Ю |
2 | Перевал | Урусти | 2А | ск-лд, 3625м | З - В |
3 | Траверс | Пер. Бад – в. Корона – пер. Встречный. | 1Б | ск-лд-ос, 3631м | З – В |
4 | Перевал | Сталь Юж. | 2A | ск-лд, 3694м | З – В |
5 | Траверс | Пер. Реси Юж. – в Реси-узловая – пер. Реси Вост. | 2A | ск-лд-ос, 3777м | З – В |
6 | Каньон | Мидаграбинский | 1Б | ск-ос | - |
День | Дата | Путь | Время | Ходо-
вое время | Пройденное
расстояние, км Сброс/набор высоты, м | Способ
передви- жения | Погода |
1 | 10.авг | Владикавказ – Дунта |
| – | 03.июн | Машина, пешком. | Солнечно, вечером дождь |
2 | 11.авг | Дунта. Долина реки Сонгути-дон. | 8.30-15.50 | 5 ч. 05 мин. | 10.2, -20/750 | пешком | Пасмурно, вечером дождь |
3 | 12.авг | Подход под перевал Родина Вост. | 9.30-17.00 | 3 ч. 10 мин. | 5, 0/1000 | пешком | Вечером дождь |
4 | 13.авг | Перевал Родина Вост. | 7.00-15.30 | 2 ч. | 2.5, 0/390 | пешком | Солнечно |
5 | 14.авг | Спуск с перевала Родина Вост. Долина реки Цея-дон - Цей. | 8.45-18.20 | 8 ч. 10 мин. | 8.5, -1995/0 | пешком | Ясно |
6 | 15.авг | Цей – Бурон – долина реки Кошай-дон. | 8.00-16.00 | 5 ч. 30 мин. | 22, -730/465 | пешком | Солнечно |
7 | 16.авг | Долина реки Кошай-дон. Подъем к перевалу Урусти. | 8.00-16.00 | 7 ч. 35 мин. | 4, 0/746 | пешком | Солнечно, вечером дождь |
8 | 17.авг | Подъем к перевалу Урусти. | 10.55-18.00 | 4 ч. 45 мин. | 2, 0/590 | пешком | Солнечно |
9 | 18.авг | – Перевал Урусти – | 8.00-20.40 | 10 ч. 30 мин. | 4, -640/630 | пешком | Солнечно |
10 | 19.авг | Перевал Бад – в. Корона – восточный гребень в Корона. | 9.10-15.25 | 3 ч. 45 мин. | 3.5, -40/645 | пешком | Ясно |
11 | 20.авг | Перевал Встречный | 8.00-10.20 | 1 ч. 30 мин. | 0.3 | пешком | Облачно, дождь |
12 | 21.авг | Спуск с перевала Встречный – долина реки Цмиком-дон – долина реки Ляй-дон – с. Ецна. | 8.30-15.00 | 5 ч. 05 мин. | 11, -2045/470 | пешком | Сильный дождь |
13 | 22.авг | Долина реки Ляй-дон Подход под перевал Сталь Юж. | 9.00-17.00 | 5 ч. 25 мин. | 7, 0/1350 | пешком | Солнечно, вечером дождь |
14 | 23.авг | – Перевал Сталь Юж.– | 9.00-18.00 | 8 ч. 30 мин. | 4, -490/340 | пешком | Солнечно |
15 | 24.авг | Долина реки Бугульта-дон – долина реки Дзамараш-дон. | 10.00-16.00 | 3 ч. 20 мин. | 17, -1190/60 | пешком | Солнечно |
16 | 25.авг | Долина реки Дзамараш-дон – Подход под перевал Реси Юж. | 9.30-17.30 | 4 ч. 55 мин. | 9.5, 0/1080 | пешком | Переменная облачность, дождь |
17 | 26.авг | Перевал Реси Юж. – в. Реси-узловая – перевал Реси Вост. | 8.30-16.30 | 5 ч. 47 мин. | 6, -540/610 | пешком | Облачно, дождь |
18 | 27.авг | Днёвка | - | – | 0 | - | Облачно |
19 | 28.авг | Мидаграбинский каньон – с. Даргавс | 9.00-19.00 |
| 23, -1816/0 | пешком | Облака, вечером дождь |
Итого 143 км
6. Погранпропуска, заброски, транспорт, цены
Погранпропусками по территории Осетии мы озадачились заранее (недели за 3 до появления первых наших участников там), решили связаться со всеми, с кем возможно.
Мы сделали:
Список группы (ПОЛНЫЕ паспортные данные, дабы исключить какие-либо нарекания).
Написали там же письмо-обращение к командиру части полковнику Прокошину А.В. от лица организации - нашего МГТК "Вестра" с клубной печатью. В погранотряде заявки от частных лиц не рассматривают, необходимо регистрироваться от какой-либо организации. Вроде поручительства получается.
Указали нитку маршрута, только надо быть осторожнее с объектами на ГКХ, мы не стали рисковать и проверять выдадут ли нам тогда пропуска - написали запасной путь по российской стороне.
Также указали ответственных за получение погранпропусков - часть народа ехала в Осетию раньше: развезти заброски, погулять, вот они и забирали все пропуска.
Написали и дату появления в РСО-Алания, сами пропуска действуют в течение 6 месяцев.
Всё это было в 1 экземпляре: у нас появилась возможность отправить список с альпинистами, уезжавшими во Владикавказ, и размножить к этому дню не успели. Но для погранотряда во Владикавказа, как оказалось, хватило и одного экземпляра, т.к. погранпропуска там выписали каждому личный, а не общий списочный, а к самому походу мы запаслись еще тремя экземплярами списка, дабы раздавать на погранзаставах всем жаждущим и не ждать, пока они перепишут все наши паспорта (нас на разных этапах путешествия по Осетии было от 5 до 18 человек!)
Во Владикавказе этот список у альпинистов забрал наш знакомый и отвез в погранотряд. В итоге наша заявка была зарегистрирована там от 29.06.2005. А первые люди из нашей группы, которые ехали в этот район и везли первые заброски, должны были появиться во Владикавказе 20.07. На самом деле, если вы услышите, что надо подавать min за 10дней, не рискуйте - подайте раньше, меньше проблем будет, т.к. все там регистрируется очень медленно.
По Осетии шли 2 группы с пересекающимися маршрутами. 20 июля во Владикавказ прибыли 3 человека (они сами потом собирались в а/л Дигория), которые согласились развести первые заброски (3 шт: 2 у одной, 1-а другой группы).
Как эти заброски везли поездом: всего заброски составляли около 100кг + еще у троих было по личному рюкзачку 27-30кг. В поезде можно везти 36 кг на человека бесплатно. Мы решили оформить все официально, но обойтись малой кровью. Поэтому мы взвесили часть заброски на вокзальных весах - около 50 кг, заплатили за этот перевес около 100р., нам выдали квитанцию. Уже с этой квитанцией и ВСЕЙ заброской погрузились в поезд. Ну и кто в поезде будет перевешивать все? Квитанцию надо оформлять на человека с билетом и паспортом, а отдавать проводникам.
Транспорт: Во Владикавказе очень просто найти транспорт: если выйдете с коробками-баулами и ищуще-блуждающим взглядом, то водитель вас сами найдут тут же. Наш будущий водитель сначала нашел ребят, которые в ожидании пропусков решили встретить нас с забросками на вокзале и помочь погрузиться.
Эти заброски необходимо было везти в Бурон, Цей и Ниж. Зарамаг либо Нар. Вроде с тем водителем обсуждалась цена в 2тыс. р. При нашей попытке найти др. машину за меньшую сумму (1,5 тыс.) на горизонте появился первый водила, быстро сказал что-то по-осетински и … все цены поднялись до 2тыс. В общем у них там "корпорация монстров" J, и все работаю по очереди. И… поехали мы на газели с первым водителем Юрой.
Сначала отправились в погранотряд - в Редант 2, туда как-то можно добраться на обычных маршрутках, но мы ими не пользовались, посему не знаем. Захватили ребят, что нас встречали. Приехали, поговорили с ребятами с автоматами, из каморки дневального позвонили в отдел пропусков, оттуда пришло разрешение подняться нам в штаб. Оформлением пропусков там занимается Наталья Николаевна. К сожалению, у нее произошла накладка, но она сказала, что исправит ее, но погранпропуска будут готовы только к вечеру. Мы договорились с ней, чтобы она оставила тогда их у дневального, а мы заберем утром на следующий день. Она же нам и сказала, что с этого года ужесточили выдачу пропусков, т.к. они теперь в ведении ФСБ, и процесс сильно затягивается, может и 10 дней не хватить. Далее мы все поехали на базу МЧС: у аэродрома между Владиком и пос. Гизель. Утром приехал наш водитель и отвез в погранотряд. Там мы получили свои погранпропуска и отправились развозить заброски.
Первым номером программы был Бурон (заброска отделения О. Одина). Поселок большой, находится на Транскавказской магистрали - прямая дорога в Юж. Осетию, аптеки нет, но есть медпункт, где мы пополнили запасы бинтов (….) - ассортимент медикаментов - не разгуляешься… Заброску там мы пристроили на почте - она работает не каждый день, но почтальон Лариса сказала, что живет на дальнем конце поселка и ее можно будет найти. Все там хорошо, за исключением мышей. Когда коробки уже забрали, то обнаружили, что мы остались без орехов - грызунам они пришлись весьма по вкусу. Оставили нам только хвостики от пакетиков. Некоторые продукты были только слегка понадкусаны мышами и в последствии отправились в урну.
Следующую заброску (отделение Н. Котоминой) думали сначала оставить в Ниж. Зарамаге, но водитель сказал, что там осталось 2,5 дома, т.к. строят ГЭС и это место будет затоплено. Поэтому приняли решение везти баул в Нар и оставить у МЧСовцев. Здесь нас встретили очень радушно и сказали, что давненько в этом районе не было групп.
Последнюю заброску (отд. Н.Котоминой) оставили в Цее - в ПСО МЧС, который недалеко от заброшенного пансионата "Горянка". Весь Цей охвачен мобильной связью (работает Мегафон и МТС). Погранпропуска в Цей не нужны, в этом районе они нужны только выше с. Нар.
Вообще погранпропуска понадобились: отделению Н. Котоминой после пер. Скаазский где-то в районе пос. Нар, также местные говорили, что где-то в долине р. Ляйдон, за минеральными источниками. Затем погранцы есть в долине р. Дзамарашдон, а также в долине р. Геналдон у Кармадона. Мы везде показывали паспорта, пропуска и отдавали им списки групп с паспортными данными.
Надо отметить, что Цей - это часть заповедника, что теоретически может грозить осложнениями с егерями. Но мы с ними здесь не встретились… Хотя в процессе похода после пер. Сталь Юж. мы пересеклись с тремя мужчинами, которые что-то толковали от заповедной зоне и пропусках в нее, которые оформляются в Алагире, удивлялись, что нас еще в Цее не задержали, но мы как-то отмазались - прикрылись бумагой с письмом от клуба к погранцам, и вроде как "сами мы не местные", "я не я, и лошадь не моя" - мы ж не знали, уверены, что у нас все оформлено. Денег им не платили. А в районе р. Дзамарашдон еще и охотохозяйство, с которым нам пришлось сцепиться, т.к. эти тоже требовали пропуска, которые оформляются еще где-то (во Владикавказе?) (а то мы "мусорим и пугаем зверей, на которых будут охотиться заезжие иностранцы"…), не пускали нас в сторону перевалов Динамо и Реси. Все егеря из местных… Они говорили, что наши бумаги только для погранцов, а они отдельное дело, др. пропуска… Мы жутко ругались, они до конца толком ничего не объяснили. Наш спор не разрешился, но мы отказались куда-либо ехать оформляться, платить деньги. Тут же и погранзастава была (обычно погранцы из русских) - с документами по их части у нас было все в порядке, у них к нам претензий не было. Пограничники же и помогли нам несколько сгладить противоречия с егерями из охотохозяйства. Вежливо их послали… Все отправились по своим делам, хотя и весьма раздосадованными.
По поводу оформления пропусков: женщина из погранотряд подсказала нам, как еще можно оформить пропуска. Связаться с МЧС (городское находится на пр. Коста, 273), отправить им заявку с данными по факсу, а они уж отвезут в погранотряд. Сколько это будет стоить - не знаем. Мы ж делали это лично, и нам это ничего не стоило.
Последнюю заброску для первых этапов мы оставили в Цее, а те, кто развозил ее, решили остаться здесь же: посетить 3 святилища Реком (мужское, девичье, женское). Посмотреть на Скаазский и Цейский ледники. В итоге водителю заплатили за все разъезды (2 дня) - 2500.
Об общественном транспорте: в Цей 2 раза в день ходит автобус (здесь много турбаз, а маршрут до Владикавказа пролегает далее по Транскаму, по которому расположено много поселков, в том числе и Бурон) - около 2,5-3 часов до места назначения. Где-то в 9.00 и 16.30 из Цея, из Владикавказа около 15.00 и ?. Время надо уточнять. Отходит в Цее от здания таможни. Стоит - 50р. (с рюкзаком?). В Дигорию ходит 1 автобус раз в сутки - 15.55 из Владикавказа, 6.00-6.30 из Стур-Дигоры. В лучшем случае вы будете добираться 4 часа, в худшем - 5. Стоит 50р. Багажного отделения нет, автобус - ПАЗик. Идет он до селения Стур-Дигора, но в расписании надо смотреть автобус на Дзинагу, т.к. раньше водитель был из этого селения (находится в соседнем ущелье) и сначала доезжал до Стур-Дигоры, а потом возвращался на несколько километров и ехел в Дзинагу, теперь же он из Куссу - это рядом со Стур-Дигорой теперь конечный пункт - Стур-Дигора или Куссу. Водитель здесь ночует. За Стур-Дигорой расположена турбаза "Россельмаш" (на ней вывеска "Дигория"), там работает много людей из Владикавказа, поэтому они скидываются и часто просят довезти до турбазы, если вам надо в а/л Дигория и Таймази, то вы можете попробовать доплатить. Еще иногда (если люди купили билеты) автобус заезжает и в еще одно ущелье (развилка от Мацуты) до Фаснала. Можно прямо на автовокзале найти частника, один предлагал место за 300 р!
В Дигории мобильной связи нет.
10 августа 2005 г. 1 день
Заезд.
Едем на Газели от базы МЧС под Владикавказом.
18.53 - прибыли в селение Дунта.
Ночевка в местном клубе: дележ продуктов, снаряжения.
11 августа 2005. 2 день
Дунта. Долина реки Сонгути-дон.
8.30 - выходим из Дунты. Идем по грунтовой дороге правым берегом реки Сонгути-Дон. Проходим небольшой спуск дороги и вновь подъем. Дорога кончается. Вниз, к реке уходит тропа. Но спускаться по ней не надо - дальше по реке прижимы. Поднимаемся вверх по крутому травянистому склону. Выйдя на более пологую часть склона, траверсируем его. Еще за один переход, по спускаемся по крутому склону реке и устраиваем перекус (фото 010).
12.30. Доходим до слияния рек и поворачиваем налево по ходу. Поговорив накануне с местными жителями, мы узнали, что моста через р. Кайсар-дон нет. Перебродить реку не представлялось возможным. Было принято решение отказаться от перевала Уавси, так как в сложившейся ситуации его прохождение повлекло бы большие потери времени. Круто набираем высоту по травянистому склону, усыпанному ягодами брусники и черники. В верхней части подъема выходим на тропу, траверсирующую склон. Где она начинается нам не известно. По тропе мы выходим к обрыву. Напротив низвергается водопад. Коричневая масса срывается вниз, неся в себе камни. Через пятнадцать минут пути тропа выводит к ручью с чистой водой и там заканчивается. Переходим ручей и поднимаемся по склону. Через один переход встаём на ночёвку. 2534м. Слева течет ручей, в котором берём воду.
45 мин. - до начала крутого подъёма
40 мин. - подъём.
1 ч. - до привала у реки.
20 мин. - до следующего подъёма.
1,5 часа - до водопада.
50 мин. - до места ночёвки.
12 августа 2005. 3 день
Подход под перевал Родина вост.
9.30 - выходим. Переходим ручей по камням. Поднимаемся по травянисто-каменистому берегу реки фото 020 траверсируем склон чуть ниже гребня, периодически пересекая полосы камней. Далее, по сухому руслу ручья выходим правее по ходу на гребень. Переходим реку по камням. Привал. Здесь можно поставить палатки.
Пересекая несколько моренных валов, выходим к ручью, вытекающего из левого рантклюфта ледника Сонгути-дон, и, по его руслу выходим на открытый, но зачехленный ледник. Высота 3197м. Привал. За 35 минут пересекаем открытый ледник крутизной 10-15 (фото 030), редко до 20 градусов. Местами встречаются трещины, которые легко обходятся или проходятся по хорошим мостам. За один переход, не дойдя до поворота ледника метров 600 встаем на ночлег на покровной морене. Высота 3533м, строим площадки.
40 мин - до стоянок между рекой и ручьём
1 ч. - до ледника.
35 мин. - по леднику.
15+40 мин - до места ночёвки.
13 августа 2005. 4 день
Перевал Родина вост. (2А, 3919)
7.00 - выходим. Ледовые занятия.12.00 спускаемся.
13.20 - под перевалом Родина.
В связках и кошках поднимаемся по открытому леднику с попеременной страховкой преодолевая многочисленные трещины шириной до 1,5 м. Крутизна ледника до 25град. (фото 040). Перед седловиной ледник выполаживается и закрывается.
Выходим на перевал Родина. Седловина - неширокий осыпной гребень расширяется за счёт снега (фото 050).
Есть места для палаток (фото 060).
Спуск с перевала в сторону Цея представляет собой длинный узкий кулуар: местами осыпной, местами снежно-ледовый (фото 062, 064).
Кулуар весьма камнеопасен, простреливается насквозь.
Сняли записку группы туристов т/к "Вестра", г. Москвы от 13.08.2005, рук. Н. Котомина. Ночуем на перевале.
30 мин. - от стоянок под начало взлёта на перевал Родина.
1, 5 часа - подъём на перевал Родина.
14 августа 2005. 5 день
Спуск с перевала Родина вост. (2А, 3919) Долина реки Цея-дон.
Стою я на скалах в кошки обутый
То ли кошки не едут С. Л.
То ли палки бамбуковые Н.С.
8.45 - выходим.
Начали спуск без кошек. По ходу местами выступает лед, мы обуваем кошки и спускаемся дальше, стараясь миновать камнеопасные участки. Прохождение кулуара занимает 2 часа.
Логическим завершением этого этапа являются каменистые площадки, расположенные на осыпном склоне левее кулуара.
На площадках можно поставить 4-5 палаток.
Далее спуск представляет собой осыпной, а затем каменисто-травянистый склон. За один большой переход доходим до воды. Источник, с левого борта долины представляет собой обрыв снежника с водокапом. Ещё один большой переход по левому борту долины круто спускающейся в сторону долины реки Цея-дон.
Идём по гребням земляных валов между сухими руслами ручьев, заросших кустарником.
Перейдя несколько раз от одной полосы камней к другой, выходим на крутой травянистый склон, выводящий к большому камню с указателем - стрелкой. На левом орографическом берегу находим старую заросшую дорогу. Пройдя по ней метров 300, встречаем каменный завал. Перелезаем его, спускаемся в лес и обнаруживаем широкую хорошо набитую тропу.
За 1 большой переход доходим до ручья и таблички "проход запрещён". Ещё один переход и мы у поворота на заброшенную турбазу "Горянка", немного не доходя до МЧС. Ночуем на асфальте перед заброшенной турбазой.
2 ч. - спуск до площадок.
1 ч. 40 мин. - до привала у ручья.
2 ч. 40 мин. - до большого камня со стрелкой.
30 мин - до выхода на тропу.
40 мин. - до таблички "проход запрещён" у реки.
40 мин. - до турбазы.
15 августа 2005. 6 день
Цей - Бурон - долина реки Кошайком-дон.
8.00 - выходим из Цея.
Из Цея в Бурон ведёт дорога, спускающаяся серпантином. В Буроне забираем заброску с почты. Идём по обочине транскавказской магистрали. Проходим туннель и через переход делаем привал у моста через реку Ардон. Здесь в реку Ардон втекает река Кошай-дон. Непредвиденно, не выдержав тягот и лишений пути, сходят с маршрута Павел Борисов и Светлана Сюрсина.
По левому берегу реки Кошай-дон поднимаемся серпантинной дорогой до шахт. Здесь и ночуем в вагончике. Вечером перебираем запасы провизии. У шахтеров узнаем, что 2 недели назад сошёл сель, и тропы внизу нет. Некоторые из шахтеров оказываются охотниками, у них пытаемся выяснить как лучше идти дальше. Они дают нам несколько полезных советов.
3 ч. - до Бурона.
2 ч. - до моста.
30 мин. - до шахт.
16 августа 2005. 7 день
Долина реки Кошайком-дон. Подъем к перевалу Урусти.
8.00 - выходим.
Поднимаемся по руслу реки в лоб. Сворачиваем на слиянии в левый по ходу приток. При впадении следующего левого притока (орограф.) мы не идем за рекой - там начинается каньон, поднимаемся в лоб на склон вдоль маленького ручья. Обходим каньон левым бортом, входим в лес. Склон в лесу крутой (до 40 град.), почва и трава влажные - скользко. За 1 переход выходим на менее заросший пятачок. Ещё 2 небольших перехода, и мы доходим до скал. Идти дальше плохо. Принимаем решение немного вернуться, спуститься к реке и продолжить движение по ее руслу. Занимаемся каньонингом (фото 070), поднимаемся по водопадам по уши в воде. Через 1 переход доходим до снега река подмыла его снизу, и снег может обвалиться. Приходится лезть по скалам левого борта вверх до травянистого пологого склона. Через некоторое время выходим к ручью. За ним есть две достаточно ровные "полочки". строим площадки, ночуем.
2 ч. - до начала каньона.
1 ч. 35 мин. + 1 ч. - через лес до реки.
3 ч. - до ночёвки.
17 августа 2005. 8 день
Подъем к перевалу Урусти (2А, 3625).
10.55. Выходим со стоянок у ручья. Идем траверсом по левому берегу выше русла реки, затем спускаемся к реке и идём вдоль неё несколько раз переходим реку попадается снежник - идём по нему вдоль берега. Проходим 2 маленьких притока с левого и правого бортов. Далее реку оставляем чуть левее (по ходу), т.к. русло становится малопроходимым, а сами в лоб местами лазаньем по простым скалам поднимаемся на крутой склон. И далее идём косым траверсом вверх по левому берегу. Останавливаемся на перекус под большим камнем (скалой). Здесь сверяемся с описаниями и выбираем для продолжения пути средний кулуар с достаточно большим снежником. Левее (по ходу) есть еще один кулуар - он уже и, похоже, ведет на соседнюю седловину перевала. С этой стороны перевалы Урусти и Цмиаком совершенно не читаются. Со времени описаний, насколько можем судить, снежный покров значительно уменьшился. Совершаем 1 переход и надеваем кошки перед снежником. 40 мин. по снегу выходим на скалы, снимаем кошки. Ещё минут 20 передвигаемся лазаньем по завалам камней и выбираемся на полочку. Туман сгущается, видимость в кулуаре падает до 20-100м. Строим площадки под две палатки на полке, становимся на ночь.
(Высоту GPS врет - за время ожидания (сидения на месте) поднялись на 30м.=>2890м.) До перевала, примерно 746м по высоте.
2 ч. + 45 мин. - до большого камня.
50 мин. - до снежника.
40 мин. - по снежнику.
30 мин. - до места ночёвки.
18 августа 2005. 9 день
- Перевал Урусти (2А, 3625) -
8.00 - выходим. От места ночёвки небольшой подъём по снежнику в кошках, затем ещё отрезок по скалам. Далее 2 перехода по скалам, привал. Попадались участки скал средней сложности, очень мешали тяжелые рюкзаки (фото 080). Кулуар камнеопасен (фото 090). Затем преодолеваем 2 перехода по скалам и средней осыпи. За 1 переход до перевала наконец определилась седловина (фото 100).
14.30. На перевале (фото 110).
Седловина узкая. Тура нет, но люди здесь бывали - это определяется по наличию консервных банок, кинопленки.
Складываем тур, оставляем на нём найденную под перевалом оранжевую строительную каску.
Спускаемся с перевала плотной группой, траверсируя осыпной склон вправо (фото 130, 160, 180).
Перед снегом забираем правее под скалы. Сверху летят камни. Вешаем 1 верёвку по крутому снегу, крепим петлю-станцию на скалах. По ней доходим до края бергшрунда.
По 2-й верёвке преодолеваем 1 бергшрунд (фото 140, 150): спускаемся по верёвке на пробку в бергшрунде (глубиной около 5м, ширина - 3м) и выбираемся по противоположной стороне наверх, на снег ближе к скалам - станция на ледобуре.
Сдергивание осуществили посредством ледорубного креста.
Ещё одну верёвку вешаем через второй меньший бергшрунд, метра 2 глубиной, ширина около 1м. Несколько участников его перепрыгивают, остальные спускаются на дно и поднимаются по другой стороне. Последние уходят с попеременной страховкой.
В связках спускаемся по леднику (фото 170) местами открытому слева и справа он сильно разорван, но примерно в центре ледника есть проход. Доходим до морены. Снимаем кошки.
По большим камням доходим до озера. Здесь среди камней есть песчаный пятачок, где и встаём на ночёвку (фото 120).
6 ч. - до перевала.
30 мин. - до снега.
4 ч. - до места ночёвки.
19 августа 2005. 10 день
Перевал Бад (1Б, 3514) - в. Корона (1А, 3631).
9.10 - выходим. Поднимаемся по склону до заброшенной шахты у левого борта ледника. Надеваем кошки, вяжемся в связки и выходим на ледник (фото190). Крутизна около 20 градусов. Через переход выходим на мокрую покровную морену, рядом с невысоким широким порогом ледниковой реки. Далее поднимаемся метров 20 по осыпи и снова выходим на ледник ледник разорваный, широкие трещины. Они достаточно легко обходятся или переходятся по мостам.
Ледник закрывается, идём по просторному белому полю (фото 200), придерживаясь направления на перевал Бад. За два перехода достигаем его: выходим на седловину, траверсируя склон влево от большой трещины, где крутизна склона возрастает до 25 градусов.
Перевал имеет несколько седловин. Мы вышли на самую левую по ходу. Седловина перевала широкая, скально-осыпная, воды нет, но есть снег (фото 210). На соседней седловине можно поставить палатки. Тура ни на одной седловине мы не нашли, оставили свой.
Отсюда начинаем движение по узкому снежному гребешку (фото 220), выводящему на западный гребень в. Корона в обход первого жандарма.
Гребень скальный, разрушенный (фото 230, 240). Снимаем кошки, развязываемся. Один преход пешком, с участками простого лазанья, и мы на вершине Корона. Гребень в этом месте широкий. В. Корона представляет собой два скальных останца высотой метров 6. Тура нет, строим свой. Далее гребень суживается один переход по нему и мы спускаемся на понижение в гребне, и встаём на нём на ночлег (фото 250). Дует сильный ветер.
30 мин. - до ледника.
45 мин. - до "водопадика".
1 ч. 20 мин. - до перевала Бад.
40 мин. - до вершины Корона.
30 мин - до места ночёвки.
20 августа 2005. 11 день
Перевал Встречный (1Б, 3578).
8.00 - выходим. Траверсируем гребень, обходя жандарм слева по ходу. Доходим до участка льда, вниз уходит крутой снежно-ледовый склон крутизной градусов 40 (фото 260).
Вешаем перила метров на 20 по горизонтали (фото 270). Далее - короткий дюльфер на следующее понижение.
Гребень расширяется (фото 280). Небольшой переход и мы выходим ещё на одну седловину. Седловина широкая, осыпная, представляет из себя чашеобразное углубление между несколькими жандармами. Здесь хорошее место для ночёвки:практически не дует. Тура нет, но мы предполагаем, что это есть пер. Встречный. Строим тур.
Гребень здесь скальный, сильно расчленённый, однозначный путь не просматривается, много крупных жандармов. Пройдя по гребню 100 метров, начинаем вешать верёвку в обход очередного жандарма (слева по ходу), но погода портится, видимость падает до 10 метров, начинается мокрый снег. Возвращаемся на седловину пер. Встречный, строим площадки, ставим палатки. Погоды нет, тренируемся бить крючья на ближайшем скальном выступе. Идёт мокрый снег, видимости нет.
1,5 ч. - до пер. Встречный.
21 августа 2005. 12 день
Спуск с перевала Встречный (1Б, 3578) - долина реки Цмиком-дон - долина реки Ляй-дон - с. Ецна.
8.30 - выходим. Погода плохая, вдоль гребня видимости нет. Просматривается спуск в сторону р. Цмиком-дон. Дальше ждать погоды у нас нет времени, запасных дней больше нет. Решаем спускаться и идти на следующее препятствие, пер. Сталь Юж.
Начало спуска с перевала представляет собой крутой скально-осыпной кулуар, местами камннеопасный. Кулуар проходим за один переход и попадаем на осыпной склон, по нему спускаемся до снежника.
Склон постепенно выполаживается, появляется трава. Внизу пасутся коровы. Доходим до ручья, переходим его по камням.
Путь в долину реки Ляй-дон перегораживает длинный зелёный отрог (фото 290), решаем перевалить через него. Сверившись с картой и выбрав место поположе, поднимаемся по травянистому некрутому склону вдоль обрыва, на дне которого течёт ручей. Склон становится осыпным, вскоре переваливаем через гребень. Видимости нет, идёт непрерывный дождь. Отсюда просматривается начало травянистого гребня, полого спускающегося в сторону с. Ецна. Идём по компасу и GPS. Вымокаем до нитки. Ночуем у местных жителей: сушимся, греемся.
Пройти запланированный траверс полностть помешала погода. Трудность пройденного участка пер. Бад - в. Корона - пер. Встречный оцениваем как 1Б ск-сн-ос.
35 мин. - до снежника.
20 мин. - до реки.
1 ч.10 мин. - до перевала н/к (понижения в гребне).
3 ч. - до селения.
22 августа 2005. 13 день
Долина реки Ляй-дон. Подход под перевал Сталь.
9.00 - выходим. Идём по правому берегу р. Ляй-дон. За селом переходим реку по мосту и продолжаем подъём по левому берегу сначала по тропе, затем тропа теряется, и идем по склону местами попадаются остатки тропы. Река после дождей приобрела бежевый цвет. За один переход доходим до ручья с чистой водой. Через два небольших перехода переходим вброд левый приток и продолжаем путь. Ещё переход, и мы на осыпи у начала подъема в висячую долину. Чуть дальше по ходу видна красная осыпь, на неё мы ориентировались по нашим описаниям. Перекусываем и начинаем подъём. Подъём очень неприятный - осыпь живая. Затем выходим на травянистый склон. Пересекаем осыпь и выходим на левый по ходу склон. Можно идти по травянисто-каменистому склону, а можно по камням чуть правее. Выше все переходим на камни. Камни большие и лежат достаточно устойчиво, только приходится по ним залезать.
Один переход и перед нами цирк. Начинается дождик. Преимущественно по камням, местами по снегу, забирая чуть вправо, выходим на пологое место. Мы уже нашли воду, вырубив во льду под камнями отверстие, но тут мы замечаем на склоне выше людей. Мы снова встретили отделение Наталии Котоминой. Забираемся к их лагерю уже в облаках и под дождём, сначала по снежному склону, а затем по камням. Достраиваем площадки под наши палатки, и скорее греться и сушиться. Видимость нулевая.
2 ч. - до речки.
2 ч. 20 мин. - до начала подъема на перевал - до осыпи.
35 мин. - до висячей долины.
30 мин. - до места ночёвки.
23 августа 2005. 14 день
Перевал Сталь (2А, 3698)
Утро встречает нас прекрасной погодой. Перевал хорошо просматривается (фото 300). 9.00 - выходим.
За 1 переход по снежному склону крутизной 20 - 25 градусов фото 320 подходим под скалы (фото 330).
Скалы крутые, средней сложности и покрыты тонким слоем натёчного льда - вешаем верёвку на петле (фото 340).
Выше верёвки ещё метров 50 по заснеженной осыпи и мы на перевале. Седловина узкая, завалена большими камнями. Сняли записку группы туристов т/к "Крокус", г. Краснодара от 21.08.2004, рук. А. Фалин.
По описаниям, правильный путь спуска (фото 350) лежит не прямо вниз, но траверсом влево, по скальным полкам. С седловины этот путь спуска полностью не просматривается. Предполагая комбинированный характер спуска, одеваем кошки прямо на седловине.
Первая верёвка по скалам на расходной петле, вторая на расходной петле траверсом через снежный кулуар под скалы его левого борта, третья верёвка на скальном крюке по комбинированному рельефу, четвёртая верёвка аналогично, пятая верёвка на скальном крюке из под скал по снежному склону до бергшрунда, шестая верёвка на ледорубе через бергшрунд. 1 -5 веревки сдёргиваем.
6 веревку снимает последний участник с нижней страховкой (фото 360). После бергшрунда связываемся и за 1 переход по постепенно выполаживающемуся закрытому леднику доходим до морены. Много трещин - обходим их или переходим по мостам.
Спускаемся по моренным валам (фото 370) до озера где находим ровные площадки под палатки. Здесь нас встречают местные егеря. Мы узнаём, что наша организация должна была запросить разрешение на пребывание в заповеднике ещё из Москвы. Настоятельно советуют спуститься на зелёные стоянки к минеральным источникам. Прочитав лекцию, представители местной власти удалились, пригласив нас в гости.
1 ч. до скал.
2 ч. до седловины.
4 ч. 20мин спуск до пологого закрытого ледника.
30 мин. до морены.
40 мин. до стоянок у озера.
24 августа 2005. 15 день
Долина реки Бугульта-дон - долина реки Дзамараш-дон.
Выходим в 10.00. Спускаемся по каменисто-травянистому склону. Дальше спускаемся к реке и идем по её левому берегу. Привал у минеральных источников. Тут всю красоту портит свалка бутылок. Проходим мимо машины, загруженной бутылками, и людей, набирающих в эти бутылки нарзан на этикетках замечаем различные названия минеральных вод. У минеральных источников начинается грунтовая дорога. Через переход бродим реку и продолжаем движение по её правому берегу (так идёт дорога). Три длинных перехода и мы доходим до слияния долин. Поворачиваем направо по ходу и идём уже вверх по долине р. Дзамараш-дон. От поворота совсем недалеко до коша, в котором мы оставили заброску.
Забираем заброску. В это время к кошу приезжает вчерашний егерь. Запрещает нам идти дальше и требует, чтоб руководитель ехал оформлять пропуска. Затем появляется местный пограничник, советует нам не обращать внимания, отойти подальше и не попадаться на глаза егерю. Говорит, что он хозяин долины. Отходим от коша и встаем на ночёвку.
30 мин. - до привала.
35 мин. - до мин. источников.
2 ч. - до коша в долине р. Дзамараш-дон.
15 мин. - до стоянок.
25 августа 2005. 16 день
Долина реки Дзамараш-дон - подход под перевал Реси Юж. (2А, 3606).
9.30 - выходим. Идем по дороге правым берегом реки. Через 10-15 минут бродим 2 рукава реки и идем дальше по дороге уже по левого берега. За 1 переход подходим ко 2-му броду. Бродим оба рукава (русла) реки и вновь мы на правом берегу. По чуть заметной тропе подходим под склон. Здесь начинается хорошо набитая тропа, которая крутым серпантином поднимается в висячую долину. По ней выходим на выполаживание здесь тропа теряется в высокой траве. Привал. Пройдя чуть дальше находим не очень заметную тропу. Еще переход и тропа выводит к реке. Здесь радостно стираемся и обедаем. За пару небольших переходов доходим до прижимов и поднимаемся вверх по склону. Траверсируем склон. Пережидаем дождь под тентом и идём дальше. Немного поднимаемся здесь возможно поставить палатки. Дальше на правом склоне замечаем тропу местами она теряется, и мы идем траверсом переходим ручей правого борта затем переходим на левый берег, немного поднявшись, находим площадки. Ещё маленький переход и встаём лагерем. Перевал Динамо заменён запасным вариантом, во избежание последовательного прохождения камнеопасного перевала двумя группами (нашей и группой Н.Котоминой).
10 мин. - до 1 брода.
40 мин. - до 2 брода.
45 мин. - до ригеля висячей долины.
1 ч. - до реки и обеда.
40 мин - до прижимов.
40 - прохождение прижима.
1 ч. - до места ночёвки.
26 августа 2005. 17 день
Перевал Реси Юж. (2А, 3606) - вершина Реси-узловая (3777) - перевал Реси вост. (2А, 3750).
8.30 - выходим. Идем по моренным валам в сторону видимой седловины перевала Реси Юж. (фото 38)0. Через 15 минут выходим к озеру.
Позже, поднимаясь на перевал, мы заметили, что оно здесь не одно (фото 383). За 1 переход от ночёвок выходим к снежнику. Надеваем системы, кошки и каски. Со снежника и начинаем подъем на перевал. Идём сначала по снегу с участками льда, крутизной до 40 градусов, затем по мелкой осыпи, конгломерату и скалам. Скалы очень неприятные - долго приходится искать крепкие уступы и зацепы один человек проходит и второму приходится искать новый путь, крутизной до 50 градусов. Из-за опасности падения камней невозможно движение всех участников одновременно. На гребень выходим восточнее седловины. И вот мы на перевале Реси Юж.
Гребень узкий (фото 390), просматривается спуск в сторону Грузии: крутая осыпь, выводящая на ледник (фото 385). На седловине огромный тур и большое количество гильз. Снимаем записку группы туристов т/к "Меридиан", г. Луганска от 12.08.1991, рук. С. Чекурной.
Продолжаем движение в сторону в. Реси-узловая. Один переход по гребню, несколько метров по слоистым скалам вверх на Узловую вершину. Тур есть, записки нет. С вершины до пер. Реси вост. рукой подать. Седловина широкая, возможно поставить палатки. Находим нечто напоминающее тур, но записки и здесь нет. Погода очень быстро портится, и мы почти сразу начинаем спуск. От седловины 15 мин. по конгломерату, выводящему на ледник, подрезанный бергшрундом (фото 410, 420, 430) - одеваем кошки и связываемся.
Забираем левее, здесь бергшрунд значительно уже и забит снегом аккуратно переходим его и мы уже на леднике. Вначале ледник покрыт снегом, через некоторое время лёд и трещины открываются. Трещины широкие, но везде есть хорошие мосты, выбираем удобный путь. Лёд кончается и начинается конгломератная мокрая, засасывающая полоса. Нам удается найти более твердый грунт, и мы выходим на моренные валы.
Развязываемся и спускаемся на площадки близи реки и маленького озера (фото 400). Река через насколько метров обрывается вниз водопадом сейчас он грязевой, а утром пока не взойдёт солнце и не растаит грунт водопад чистый. Здесь и встаём на ночлег.
Воду берём в озере (фото 440). Озеро маленькое и любое загрязнение в нём будет очень заметно, но есть ещё маленький ручеёк, в котором можно мыться и стираться.
50 мин. - до начала подъема на перевал.
3 ч. - подъем на перевал Реси Юж.
30 мин. - до узловой вершины.
7 мин. - до седловины пер. Реси Вост.
35 мин. - до ледника.
30 мин. - по леднику.
15 мин. - до стоянок.
27 августа 2005. 18 день
Днёвка.
Радиальный выход на Мидаграбинский ледник. Погода хорошая.
28 августа 2005. 19 день
Спуск по Мидаграбинскому каньону.
Выходим в 8.00. Перевал Камчатский и перевал Шелестенко были единственным логичным выходом к в. Казбек, заявленной как н/к с элем. 4к.с. К этому времени пройденный маршрут был достаточен на 3к.с. и всем очень хотелось на Казбек. Вняв общим пожеланиям попасть на Казбек, решено закончить поход Мидаграбинским каньоном.
Доходим до ледника, он здесь открыт и даже не зачехлён, трещин нет (фото 450). Пересекаем его и по правому борту по камням начинаем спуск в долину. Путь среди камней местами обозначен турами. За один большой переход доходим до скальной ступени (высотой метра 4). Здесь находим вбитый крюк. Вешаем веревку, и спускаемся спортивным способом. Совсем маленький переход и мы у второй скальной ступени. Здесь возможно 2 пути: спускаться сразу вниз по небольшому "кулуару", а затем по скальному склону или чуть подняться и пройти вдоль правых скал и спускаться там. Спуск выводит на пологий зелёный склон. Дальше идём по тропе, местами по камням. Через 1 переход спускаемся по серпантинной тропе. Траверсируем обрывистый склон вдоль скал. Здесь тропа кончается. Вниз уводит осыпь, по которой мы и спускаемся. За один переход по заросшим доходим до реки, переходим её по камням. Затем выходим на серпантинную дорогу, спускаемся по ней, переходим ещё раз реку. И дальше прямая дорога выводит нас в с. Джимара. Затем ещё час до с. Фазикау. И ещё 1,5 часа до с. Даргавс.
Приложение 1. Перевальные записки
Приложение 2. Ремнабор
Швейные принадлежности:
Нитки капроновые - 3 мотка
Нитки толстые - 1 моткаJ
Иголки (много разных)
Материя (20?см): ПВХ, кордура, капрон, оксфорд
Стропа: 5см - 1м, 2,5см - 2м, 2см - 2м
Пряжки-самосбросы 5см - 5шт
Пряжки-крылья 2см - 6шт
Пряжки-крылья 2,5см - 6шт
Двухщелевые разные 2 на вид
Резиновый шнур 3мм?м
Липучка 2,5см 1м
Инструменты:
Пассатижи
Надфиль
Маленький напильник
Набор отверток + шило с одной ручкой (Спутник 2)
Проволока (сталь ? 0,8мм и ? 0,5мм)
Леска 1мм?м
Полоса стальная 30 см? мм
Пила, ножовка по металлу
Прочее:
Заклепки-крючки 4шт
Клей полиуретановый
клей моментальный 5 тюб.
холодная сварка 60гр.
Крышки для бутылок
Зажигалки
Плексиглас
Перчатки - 28шт
Запасные очки - 1шт
Скотч
Изолента
Приложение 3. Снаряжение
№ п/п | СНАРЯЖЕНИЕ | КОЛ-ВО | ВЕС, г |
Общественное | |||
1 | Верёвка 9мм, 10мм x 50м | 1+2 | 2500, 3100, 3300 |
2 | Расходная верёвка 6мм x 30м | 1 |
|
3 | Палатка (3) | 3 | 3300x2, 3500 |
4 | Кан 4,5 л + крышка | 1 | 800 |
5 | Скороварка | 1 | 1700 |
6 | Спальники: chinook | 2 | 4500 |
loаp | 2 |
| |
стежка-самошив | 1 | 1500 | |
пуховый | 1 | ? | |
7 | Стеклоткань | 1 м2 | - |
8 | Газовая горелка | 2 | 665x2 |
9 | Топливо: газ | 43 баллона ковея | 15050 (9460 газа) |
10 | Половник | 1 | - |
11 | Умывалка + солнцезащита | набор | - |
12 | Аптечка | 1 | 1700 |
13 | Ремнабор | 1 | 1500 |
14 | Снежная лопата | 2 | 480 + 600 |
15 | Верхонки | - | - |
16 | Описания,карты и т.п. | набор | 900 |
17 | Ледовый инструмент | 2 | 410, 500 |
18 | крючья и закладки | 7+4 | 450 |
19 | GPS | 1 | 150 |
20 | Цифровой фотоаппарат | 1 | 250 |
Личное специальное | |||
1 | Ледоруб | 1 | 890-Воронеж/1100 вцспс |
2 | Система (верх+низ) | 1 | 1100 |
3 | Палки лыжные/телескопы | 1(по желанию) |
|
4 | Каска | 1 | 300/400 |
5 | Карабин | 6 | 490 |
6 | Кошки | 1 пара | 800-1000 |
7 | Ледобур | 1 | 95 |
8 | Репшнур самостраховочный 6мм | 2 |
|
9 | Спусковое устройство “восьмёрка-рогатка” | 1 | 135 |
10 | Самостраховка для: | - | - |
ледоруба | 1 | ||
каски | 1 | ||
рюкзака | 1 | ||
11 | Лавинная лента 10-12 м (с маркировкой) | 1 | - |
12 | Фонарь налобный | 1 | 80 |
13 | Перчатки нитяные технические | 2 пары | - |
14 | Очки солнцезащитные | 1 | 35 |
15 | Жюмар | min 1 на связку | 210 |
16 | Гигиеническая помада | 1 | - |
Приложение 4. GPS-координаты
Обозначение на карте | Комментарии | Координаты | Высота, м | |
Широта, град | Долгота, град | |||
40 | с. Дунта (ночёвка 1) | 42.900170 | 43.849950 | 1801 |
PRIV21 |
| 42.874720 | 43.846920 | 1896 |
PRIV22 |
| 42.870390 | 43.849630 | 2048 |
PR23 |
| 42.856580 | 43.849640 | 2027 |
PR24 | слияние рек | 42.852480 | 43.846700 | 2088 |
RUCHEY | ручей рядом с водопадом | 42.846780 | 43.851030 | 2363 |
ST2 | ночёвка 2 | 42.840650 | 43.850090 | 2533 |
PR32 |
| 42.834750 | 43.848940 | 2865 |
PR33ST |
| 42.830920 | 43.847240 | 2993 |
PR34BR |
| 42.827750 | 43.846830 | 3075 |
PR35LD | привал, ледник | 42.823760 | 43.846010 | 3197 |
ST3AIC | ночёвка 3 | 42.815130 | 43.849650 | 3530 |
VIDPER |
| 42.809880 | 43.846630 | 3705 |
R0DINA | ночёвка 4 | 42.805640 | 43.849360 | 3919 |
STOYNK | стоянки под пер. Родина | 42.799250 | 43.851370 | 3448 |
PRIV52 |
| 42.792400 | 43.857760 | 3327 |
RUCEY | водокап на пути спуска с пер. Родина | 42.787970 | 43.858300 | 3274 |
42 |
| 42.781750 | 43.862460 | 3212 |
LAG5 | ночёвка 5 | 42.788000 | 43.896980 | 1924 |
BUR0N | п.Бурон | 42.794980 | 44.007240 | 1192 |
K0WAY9 | Мост через р. Ардон, р. Кошай-дон | 42.753950 | 43.985850 | 1526 |
WAHTA | ночёвка 6 | 42.751710 | 43.991710 | 1655 |
SLIANY | слияние на пути подъёма к пер. Урусти | 42.750830 | 43.997880 | 1795 |
P0V0R0 | место начала обхода нами каньона | 42.751920 | 44.002290 | 1940 |
PR74 |
| 42.752670 | 44.005570 | 2131 |
PR75 |
| 42.754000 | 44.009410 | 2213 |
PR77 |
| 42.753720 | 44.014520 | 2383 |
ST7 | ночёвка 7 | 42.753833 | 44.015167 | 2401 |
SLIAN3 |
| 42.753740 | 44.018080 | 2508 |
PR83 |
| 42.753210 | 44.020730 | 2633 |
PR84 |
| 42.752710 | 44.023530 | 2760 |
P0L0CK | полочка чуть ниже места ночёвки | 42.753340 | 44.028720 | 2862 |
ST8RUC | ночёвка 8 | 42.753433 | 44.029000 | 2993 |
PR92 |
| 42.753730 | 44.033090 | 3216 |
LEZEM | участки лазанья | 42.754330 | 44.035540 | 3305 |
CMIAK9 | пер. Урусти | 42.755670 | 44.038510 | 3625 |
ST90ZE | ночёвка 9 | 42.756570 | 44.058670 | 2986 |
MINE | заброшенная шахта | 42.754800 | 44.058440 | 3042 |
M0RENA | участок сырой морены на перегибе ледника | 42.749480 | 44.060570 | 3261 |
BAD-V0 | пер. Бад | 42.738930 | 44.060530 | 3514 |
K0R0NA | в. Корона | 42.738950 | 44.064990 | 3631 |
VSTREC | ночёвка 10 на гребне | 42.738090 | 44.066080 | 3589 |
SEDLOV | ночёвка 11 на пер. Встречный | 42.736880 | 44.067510 | 3580 |
SR121 |
| 42.733220 | 44.062260 | 3179 |
REKA12 | у реки на спуске | 42.725040 | 44.058880 | 2825 |
PR124 | начало подъёма на зелёный отрог | 42.717060 | 44.058540 | 2701 |
SR125 |
| 42.715590 | 44.061090 | 2768 |
ST126 |
| 42.714730 | 44.064570 | 2928 |
-43 |
| 42.715080 | 44.066970 | 2976 |
PEREVA | место перехода через отрог (перевал н/к) | 42.713960 | 44.072370 | 3170 |
SR127 |
| 42.708550 | 44.076450 | 2953 |
PAVLIK | ночёвка 12 в с. Ецна | 42.682680 | 44.076260 | 2004 |
SR131 |
| 42.694150 | 44.089580 | 2171 |
SR132 |
| 42.696100 | 44.093160 | 2217 |
S133 |
| 42.699140 | 44.094920 | 2269 |
S134 | начало подъёма в цирк пер. Сталь | 42.707740 | 44.099150 | 2419 |
S135 |
| 42.710550 | 44.103670 | 2690 |
S136 |
| 42.712820 | 44.108520 | 2934 |
S137 |
| 42.713390 | 44.111200 | 3059 |
ST13 | ночёвка 13 под пер. Сталь | 42.716820 | 44.120610 | 3352 |
STAL-S |
| 42.719183 | 44.127800 | 3694 |
SR141 |
| 42.719740 | 44.127680 | 3470 |
SR142 |
| 42.722200 | 44.143100 | 3237 |
ST14 | ночёвка 14 | 42.718130 | 44.153040 | 3209 |
SR152 | минеральный источник | 42.704510 | 44.167240 | 2546 |
S153 |
| 42.717310 | 44.210350 | 2330 |
SR154 | привал у развилки долин | 42.742270 | 44.227100 | 2022 |
ST15 | ночёвка 15 | 42.730710 | 44.242670 | 2084 |
BR0D2 | место брода | 42.712060 | 44.254000 | 2344 |
SR162 | ригель долины р. Дзамараш-дон | 42.711250 | 44.259760 | 2554 |
SR163 |
| 42.711920 | 44.272240 | 2673 |
H0LM | привал над началом прижимов | 42.713450 | 44.283960 | 2871 |
D0JD |
| 42.717460 | 44.289470 | 3039 |
43 | ночёвка 16 под пер. Реси Юж. | 42.724130 | 44.298730 | 3167 |
0ZER0A | озеро среди моренных валов | 42.723640 | 44.306310 | 3281 |
BINTUE | начало снежника под пер. Реси Юж. | 42.724300 | 44.310570 | 3304 |
NSKAL | начало скал | 42.722550 | 44.314270 | 3529 |
ZDES | место нашего выхода на гребень | 42.721983 | 44.314700 | 3618 |
RESY-S | пер. Реси Юж. | 42.721510 | 44.312820 | 3606 |
UZL0VA | в. Реси-узловая | 42.722840 | 44.319490 | 3777 |
ST17 | ночёвка 17,18 | 42.731030 | 44.339590 | 3235 |
M01 |
| 42.731190 | 44.342630 | 3266 |
M02 |
| 42.729030 | 44.346510 | 3136 |
44 |
| 42.729420 | 44.348800 | 3087 |
PR7M0R | привал на морене правого борта ледника Мидаграбин | 42.730650 | 44.352680 | 3065 |
STD0R0 | привал | 42.761690 | 44.362120 | 2054 |
SERPAN | место выхода на серпантинную дорогу | 42.766160 | 44.364690 | 2011 |
PR18D0 | привал на дороге к с. Джимара | 42.790000 | 44.372550 | 1784 |
DGIMAR | с. Джимара | 42.814260 | 44.380490 | 1701 |
FAZIK | с. Фазикау | 42.829620 | 44.405650 | 1492 |
NEKR0P | ночёвка 19 у с. Даргавс | 42.840590 | 44.445400 | 1419 |
Комментарии