2 сентября 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I

ОТЧЁТ

о пешем туристском походе первой категории сложности,
совершённом группой туристов г.Саратова в период с 30.04.2012 по 8.05.2012

Маршрутная книжка № ..........
Руководитель группы Герасименко Михаил Юрьевич
e-mail: michael.gerasimenko@gmail.com

Оглавление

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия. Западный Кавказ.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

184 км

9 дней

30.04.2012 - 8.05.2012

1.4. Подробная нитка маршрута.

село Фанагорийское - река Чепси - гора Почепсуха - урочище Мирное - река Псекупс - гора Хлебушко - гора Лысая - село Индюк - гора Индюк - Гора Семашко - гора Два Брата - скала Псечанах - гора Семиглавая - гора Батарейная - гора Грачев Венец - перевал Грачевский - озеро Хуко - гора Хуко - Бобук-Аул - река Шахе - село Солох-Аул

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Сильно пересечённая местность, восхождения на вершины, травес ГКХ, снежные участки, простые переправы.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Алексеевич

1987 II -УГ, З.Кавказ

Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Сайт livejournal.com - часть 1часть 2.
Сайт manturs.narod.ru

1.9. Поход рассмотрен Саратовской областной МКК (шифр МКК 164-00-545520200).

У меня давно была идея - сходить в поход на Кавказ в быстром темпе, собрать небольшую группу друзей(3-5 человек) с хорошей физической подготовкой, оптимизировать вес рюкзаков так, чтобы не пришлось нести больше 15 килограмм. Хотелось проверить, насколько эти три фактора – хорошая подготовка, маленький вес рюкзаков и небольшая группа смогут увеличить скорость передвижения. Так как в последние годы, почти все друзья начали участвовать в приключенческих гонках, то подобные мысли посещали не только меня, многим хотелось пройти маршрут в немного более быстром темпе, чем обычно ходят группы.
В начале 2012 года я понял, что на майские праздники можно наконец осуществить эту затею, рассматривалось несколько вариантов, например пешеходный поход по Крыму, но когда узнали, что Сергей Заварин ведет большую группу в свой традиционный поход по Западному Кавказу, то все остальные варианты отпали. Решено было вместе с Сергеем и его командой заехать в район, пройти разные маршруты, и после встретиться на черноморском побережье отдохнуть и вместе поехать домой. Сергей оказал неоценимую помощь в подготовке маршрута, так как провел многочисленные походы в том районе, в том числе и я ходил с ним в 2007 году в конце марта, в районе горы Почепсуха. Маршрут построился легко, там сразу было видно красивую линию по Кавказскому Хребту. Мне хотелось начать там же, где и 5 лет назад, снова побывать на Почепсухе, а потом двинуться на восток в сторону горы Индюк, дальше пройти по местам военных действий Великой Отечественной Войны, по самому Кавказскому Хребту, и закончить поход в районе плато Лагонаки.
Компанию мне составили Миша Чуриков и Саша Герасимов, и еще несколько приглашенных друзей не смогли пойти. Спасибо им большое за участие в этом интересном эксперименте! Как мне сейчас кажется, три человека это был оптимальный размер группы, впятером подобный поход сложнее было бы пройти.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Стандартно. Поезд, машина (автобус).

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Почти с любого участка пути в течении одного дня можно выйти "в люди", на хребтах доступна сотовая связь.

5. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден полностью, без изменений и использования аварийных вариантов.

6. График движения.

День пути Дата Участок пути км  высота  Примечание
1 30.апр село Фанагорийское - река Чепси - гора Почепсуха 29,3 +1196
-441
гора Почепсуха
2 01.май гора Почепсуха - урочище Мирное - река Псекупс - гора Хлебушко - гора Лысая 24,7 +1340
-1210

-9598
19170

Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1. 30 апреля

Пройденное расстояние: 29.25 км.
Набор высоты: 1196 м.
Сброс высоты: 441 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161549468/1572548" rel="nofollow"

Высоты

Утром все наша команда высадилась в Горячем Ключе и мы стали искать способ добраться до Фанагорийского. Узнали, что через полтора часа идет большой автобус, но мы втроем решили его не ждать, попрощались с группой Сергея и поехали на такси. В первый день нам предстояло пройти почти 30 километров и дойти до горы Почепсуха. В Фанагорийском сфотографировались на старте и отправились в путь.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
До начала подъема на хребет к Почепсухе предстояло пройти примерно 17 километров по дороге вдоль реки Поднависла, была хорошая погода, и мы бодро двигались вперед. Через некоторое время нас обогнала большая группа велосипедистов, около 50 человек, видимо у них был какой-то слет или покатушка. Так же видели несколько внедорожников и людей на кроссовых мотоциклах. Иногда нам приходилось бродить маленькие речушки – притоки Поднавислы, чтобы не мочить обувь, мы просто разувались и босиком проходили их.
Через 9 километров увидели урочище Поднависла , рядом с дорогой на большой поляне стояла церковь.
Дальше дорога становилась все грязнее, стало попадаться много огромных луж, вперемежку с грязью, все это мы аккуратно обходили. Пообедали у речки, и двинулись дальше. Если вначале пути мы шли по хорошей грунтовке, то теперь дорога была изрыта следами лесовозов, и выглядела так:
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Дальше начался подъем на хребет, нам нужно было уходить от реки, и здесь сделали ошибку, не набрав воды. То что на хребте не будет воды было понятно, но понадеялись на то, что на подъеме найдем какой-нибудь ручей. Совсем не было понятно, будет ли при подъеме на хребет хоть какая-нибудь тропа, поэтому решено было просто набирать высоту по наиболее оптимальному пути, и держаться тех мест, где на старых картах отмечены тропы. Сначала поднимались по GPS без тропы, потом нашли маркированную тропу, которая то терялась, то снова находилась. Ближе к подъему на хребет тропа стала хорошей, мы встретили группу, которая искала водопад, но так и не поняли какой именно. К моменту, когда мы вылезли на главный хребет всем очень хотелось пить, а вода ожидалась только после Почепсухи, пришлось терпеть и довольствоваться красивыми видами, которые нам открылись.
На хребте тропа исчезла, но маркировка оставалась. Пришлось продираться через кустарник, разные колючки, Саша была в шортах, и ему было совсем неприятно. Встреченная группа рассказала нам, что эту тропа идет прямо до Почепсухи, в Советское время по ней водили группы из трудных подростков. Ну что же - хороший способ воспитания! Так выглядела наша тропа:
Через некоторое время вышли на не заросшую часть хребта, там идти было легче, но жажда давала о себе знать. В итоге нам повезло, и на северной части хребта мы нашли небольшой снежник, и вынуждены были остановиться, растопить снег и хорошенько напиться. Вид был великолепный.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Хорошо попив и отдохнув мы двинулись дальше и через некоторое время оказались на вершине Почпсухи. Когда я был тут в конце марта, на вершине лежал снег, сейчас же была травка. Триангуляшка, которая стояла 5 лет назад была сломана. Сняли записку группы единомышленников "Кнауф Инсулейшн" из города Краснодара, которые были здесь 6 апреля. Написали свою записку, которую Сергей снял через пару дней, сфотографировались и пошли дальше.
Уже вечерело, и у нас оставалось совсем немного светлого времени. Поэтому пройдя немного по хребту и увидев еще один снежник, мы решили остановиться на ночевку.

День 2. 1 мая

Пройденное расстояние: 24.66 км.
Набор высоты: 1340 м.
Сброс высоты: 1210 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161551283/1572548" rel="nofollow"

Высоты

Утром решено было не топить снег, а собраться, спуститься до первой нормальной воды и там позавтракать. Подъем во все дни решено было делать в 7 утра. Опять ярко светило, и собравшись мы пошли дальше.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Немного пройдя по хребту, на спуске нашли заросшую дорогу и по ней дошли прямо до родника, где и устроили завтрак.
После завтрака двинулись дальше в сторону урочища Мирное, вначале на спуске была хорошая дорога, потом она встретилась с рекой, и приходилось идти то одним бортом, то другим, дорога петляла, иногда вообще терялась. В итоге удобнее всего было идти по камням рядом с рекой, и кое-где переходить по камням, так как воды было не много. Встретили заросли огромного папоротника.
Урочище Мирное представляла из себя несколько домов, проходя через него обнаружили старый трактор.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Дойдя до реки Псекупс, перебродили её в месте, где две притока соединяются в один и двинулись в сторону горы Хлебушко. В нужном нам направлении было много лесовозных дорого, но все они то неожиданно заканчивались, то поворачивали в ненужное нам направлении, где то приходилось идти вдоль реки без дороги. Скорость передвижения здесь сильно падала. В этих местах очень много лесовозных дорог, и надо отчетливо понимать, что вести они могут просто к месту вырубки леса. Часто они идут в нужном направлении, но потом сворачивают, нужно быть внимательным и сверять направление своего движения.
На середине пути сделали обед и искупались.
Двинулись дальше, в основном шли вдоль реки по камням, несколько раз туда и обратно перебродили реку, так оказалось логичнее всего. Подошли к подъему на Хлебушко. Здесь начинался серпантин, была хорошая дорога, и неудобства с выбором дорог или их отсутствием закончились. Мы набрали полные бутылки воды, чтобы хватило на ужин и на завтрак. И начали подъем. Набрав 450 метров, оказались на вершине Хлебушко, это была простая поляна, поросшая травой.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Двинулись в сторону горы Лысая, и к тому времени, когда стало смеркаться, оказались на ней. Вершина Лысой оказалось поросшая лесом, здесь мы поставили палатку, увидели сломанную, заросшую триангуляшку, но записку так и не нашли. Вниз открывался красивый вид, уже было видно село Индюк, и вдалеке слышен шум проходящих поездов.

День 3. 2 мая

Пройденное расстояние: 20.21 км.
Набор высоты: 1439 м.
Сброс высоты: 1528 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161562326/1572548" rel="nofollow"

Высоты

Утром вид на долину внизу стал еще красивее, было солнечно, и низ долины был покрыт облаками.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Так как после ужина осталось не очень много воды, решено было также как и вчера спуститься вниз до реки, и там позавтракать. Этим самым мы немного изменили заявленный маршрут, так как изначально планировалось пройти дальше по хребту от Лысой, и там уже спуститься к Индюку. Вниз вела хорошая дорога, спустившись по которой мы попали к реке Чилипси, которая берет свои истоки на восточном склоне горы Лысая. Здесь в верховьях она была почти высохшая, но воды набрать было можно. Тут же стоял старый заброшенный домик и беседка, где мы и позавтракали.
Дальше дорога уходила вверх от реки и шла в непонятном направлении, решено было двигаться по руслу реки. Река здесь больше походила на крупный ручей, поэтому шли по руслу рядом с потоком, иногда переходили с одного берега на другой по камням.
В одном месте встретили пару каменных ванн, наподобие Крымских ванн молодости, по руслу там было не пройти, приходилось вылезать из русла и обходить этот участок верхом. Ниже по течению стали встречаться серьезные завалы, мы их бодро пролазили, но все равно скорость движения в этом месте падала.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Дальше русло расширилось, завалы исчезли, идти стало проще, потом появилась дорога вдоль реки и через небольшое время мы вышли на асфальт. Идти по нему было очень неприятно после грунта, но нам нужно было пройти примерно 3-4 километра до начала подъема на Индюк. Через несколько минут нас догнала полицейская восьмерка, и участковый поинтересовался, не видели ли мы красный мотоцикл, узнав что нет, предложил подвести до подъема на Индюк. Конечно мы согласились, кое-как влезли втроем в машину с рюкзаками, и через 5 минут были на месте. Решили немного нарушить автономность похода, купили в магазине мороженное, томатный сок, чипсы и пиво на вечер. Узнали у местных где начинается подъем на гору, пошли к нему. По дороге уже из штатской машины услышали тот же вопрос про красный мотоцикл, покачали головой и скоро подошли к началу подъема. Подъем начинается прямо у большого моста, это место можно увидеть на треке.
Пройдя немного вверх, встретили группу из Волжского, которая тоже двигались на Индюк, и дальше по хребту до Семиглавой. Спросили у них, знают ли они что-то о тропе по хребту - ответили, что слышали “что пройти там вроде можно”. Отлично, значит этот вариант для нас! Также у ребят был путеводитель по району Индюка, и мы сделали оттуда пару фотографий.
Общая схему массива Индюк.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
План вершины, оказывается там много скалолазных маршрутов, и на майские много людей приезжает полазить.
Эти схемы нам в дальнейшем здорово пригодились при поиски вершины Индюк и выбора пути к горе Семашхо.
На схеме видно путь нашего подъема, он начинается от платформы 1860 километр, и проходит через Локомотивные ночевки. Пообедав на Локомотивных ночевках, мы двинулись по тропе к вершине, и через 20-30 минут были наверху. Вершину Индюка не так просто найти, наверху много скал, это видно на схеме, по многим из них проложены скальные маршруты. На одной из этих скал находится вершина всего массива. Среди этих скал встретили скалолазов, скала по которой девушка лезет маршрут называется Сыр)
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
С первого раза у нас этого не получилось найти вершину, пришлось возвращаться к скалолазам и уточнять её правильное расположение . Саша уже был здесь, но точно не помнил пути, на подъеме было несколько страшноватых мест со свободным лазанием, это придавало нам сомнений, правильно ли мы лезем. В определенный момент Саша сказал, что это точна она, и мы оказались на вершине! Это небольшой скальный участок, в несколько квадратных метров. Отсюда было видно Индюшку, вершину Семашхо с памятником, Два Брата и конечно открылся масштабный вид на долину:
Спустились обратно к нашим рюкзакам и двинулись в сторону Семашхо, нам надо было дойти до воды, а оставалось не так много светлого времени. Сначала двигались по тропе, потом по дороге, все были уже порядком уставшие, и через три километра оказались на водоразделе. Там стоял памятник героям войны, и немного внизу был ручей. Все как указано на карте, ручей начинался почти у самого водораздела, нужно было спуститься буквально 100 метров и уже можно было набрать воды. Там и встали на ночевку. Пиво купленное в обед, оказалось как нельзя кстати после трудового дня).

День 4. 3 мая

Пройденное расстояние: 18.71 км.
Набор высоты: 1060 м.
Сброс высоты: 1039 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161821632/1572548" rel="nofollow"

Высоты

В этот день нам предстояла одна из интригующих частей нашего похода – пройти по хребту от Двух Братьев до Семиглавой. Информации никакой о том есть ли там тропа не было, Серей там не ходил, в любом случае длина этого участка была всего километров 8, и нам не терпелось узнать что там. С утра мы двинулись по хорошей дороге, она шла прямо по хребту, прошли локальную вершину – гору Круглая, с памятником на вершине. Сняли записку Школы подготовки инструкторов, которые в составе 12-ти человек были здесь 30 апреля. Это места боевых действий Великой Отечественной Войны, и конечно памятники и остатки снарядов и амуниции производят сильное впечатление. Решил в отчете не публиковать эти фотографии. Пройдя 6 километров от места ночевки, мы оказались на вершине Семашхо. Там стоял грандиозный памятник и крест.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Там же встретили группу из Туапсе, они также как и мы двигались по хребту до перевала Грачевского, но не просто праздно гуляли как мы, а несли с собой краску, чтобы подкрасить памятники, которые встречаются на протяжении всего хребта. Про путь по хребту от Двух Братьев до Семиглавой они не знали, просто раньше обходили этот участок, спускаясь в долину. Дальше подтвердили, что от Семиглавой по хребту идет тропа, и везде там хорошо проходится. Попробовав наши рюкзаки на вес удивились и позавидовали) Также с Семашхо хорошо просматривались Два Брата.
И наш путь по хребту и Семиглавая вдали.
Мы сделали фотографию вместе с ребятами и двинулись в сторону Двух Братьев.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Между Семашхо и Двумя братьями был локальный сброс высоты к ручью. Добравшись до которого, мы сели отдохнуть и напиться. Там нас догнал одинокий путешественник, как оказалось местный житель, выглядел он впечатляюще - берцы, камуфляж, нож на поясе. Нам даже немного стыдно стало, как мы представили Саратовских туристов, так как на нас были одеты лосины и кроссовки, и ножей у нас не было( Он двигался точно также как и мы по хребту в сторону Грачевского. Невероятно, уже третий попутчик! Он уверил, что до Семиглавой есть тропа, и все будет отлично. Мы поверили! Он ушел немного пораньше нас, и мы след за ним двинулись по тропе в сторону Двух Братьев.
Прошли седловину между вершинами и начали спуск на другую сторону хребта, пора бы уже показаться дороге или тропинке, которая поворачивает и начинает идти вдоль хребта в сторону Семиглавой. Немного спустившись, обнаружили что-то подобное, и пройдя немного по этой дороге встали на обед. Пообедав двинулись дальше, дорога была лесовозная и привела вникуда. Дальше нам ничего не оставалось как начать двигаться совершенно без тропы. Общая идея была такая – двигаться вдоль Двух Братьев по хребту, и затем вдоль вершины 1103, особо не сбрасывая высоты, но и не поднимаясь слишком высоко, так как вверху мы упирались в каменисто-осыпные склоны вершин. Движение давалось тяжело, где-то еще можно было передвигаться, где-то были либо совсем крутые склоны, либо почти непролазная чаща, скорость движения упала до минимальной в этом походе. С более тяжелыми рюкзаками на этих склонах пришлось бы совсем тяжело, ну а мы кое-как ползли вперед. Пройди вдоль вершины 1103 мы уже вылезли на сам хребет, наверху тропы тоже не было, но двигаться было легче. В одном месте встретили совсем теряющуюся тропу, но она шла ровно по хребту, вдоль скалы Псечанах и дальше, где-то терялась, где-то снова находилась, где-то мы снова влезали в плохо проходимые заросли, стало темнеть и встретив неплохое место для ночевки среди кустов мы встали. Сейчас смотря на карту, я думаю, что более правильно было не переваливать через седловину Двух Братьев, а двигаться от ручья вдоль хребта, потихоньку набирая высоту, а на хребет вылезти либо после вершины 1103, либо даже в районе скалы Псечанах. Видимо встреченный нами у ручья мужчина шел именно так. Наш путь хоть оказался и труден и совсем без тропы, но был познавателен и экспериментален! Мы хорошо продвинулись, до начала подъема на Семиглавую оставалось примерно 4 километра.

День 5. 4 мая

Пройденное расстояние: 20.21 км.
Набор высоты: 1415 м.
Сброс высоты: 782 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161821946/1572548" rel="nofollow"

Высоты

Утром двинулись дальше по нашему ПУТИ, опять без тропы, опять встречались несколько совсем плохопролазных участков, но понемногу мы продвигались вперед, и через полтора километра мы оказались на безымянном перевале, который отмечен на карте. Дальше от него в сторону Семиглавой по хребту шла дорога, пусть старая и заросшая, но скорость нашего движения сильно возросла. Мы оставили залесенную часть хребта позади, и начли подъем на Семиглавую. Впереди мы увидели группу из трех человек, которая двигалась вверх, но судя по показаниям GPS, они отклонились от правильного пути подъема, мы же пошли прямой дорогой, в стороне от их пути и не пообщались. Была солнечная погода и нам открывался хорошие панормы. Вот вид назад в сторону Двух Братьев и нашего пути по хребту.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Здесь по пути нашего движения уже вырисовывалась тропа, идти было одно удовольствие!
Прошли интересный скальный участок на хребте, ничего трудного и опасного там нет, просто немного лазания, и путь правильного движения там однозначно виден. Похожий участок встречается дальше на хребте после Семиглавой, он тоже не страшный, и без проблем проходится, просто немного внимания и аккуратности не повредит. Через километр оказались на долгожданной вершине Семиглавая, сняли записку все той же Школы Инструкторов за 2 мая, мы догоняем их, и теперь отстаем всего на два дня! Стоит упомянуть, что скорее всего правильно называть Семиглавой весь массив, а саму вершину гора Кашина, но как-то прижилось у нас название Семиглавая.
Фотография с вершины.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Перекусив сухофруктами и орехами, мы двинулись дальше, судя по карте прямо на хребте должен быть родник, у которого мы планировали устроить обед. Где-то тропа шла по верху хребта, как до Семиглавой, по травке, где то приходилось уходить на северную сторону хребта и идти по снегу.
В любом случае мы быстро двигались вперед, дошли до места где должны быть родники и увидев воду, текущую из огромного снежника остановились на обед. После обеда набрали воды на ужин и завтрак, так как судя по карте родников больше не будет, а снег не хотелось топить. Тут нас догнала группа, которую мы видели на подъеме, это оказались туристы из Москвы – мужчина, женщина и девушка, они также как и мы двигались по хребту в сторону Грачевского. Рассказали, что на самом плато Лагонаки сейчас делать нечего, там много снега, и уверили, что до Грачевского есть тропа, даже в том месте где хребет изгибается. Попрощавшись с ними, мы двинулись дальше. На небе появились дождевые тучи и стало заметно холоднее.
Прошли еще один памятник на локальной вершине и оказались на Батарейной, это самая высокая точка на хребте в этой окрестности(1684 метра). На вершине были остатки сломанной триангуляшки, сняли записку уже близкой нам Школы Инструкторов от 3 мая. Теперь наше отставание всего один день! К сожалению записок на маршруте мы больше не нашли, и саму группу не догнали.
К вечеру мы дошли как раз до того места, где у хребта есть изгиб и локальное понижение, впереди было видно, что весь участок понижения был покрыт снегом. Нам предстояло идти туда, но уже завтра. Мы стали готовить ужин и смотреть как садиться солнце.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу

День 6. 5 мая

Пройденное расстояние: 20.59 км.
Набор высоты: 634 м.
Сброс высоты: 1443 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161822057/1572548" rel="nofollow"

Высоты

C утра нам предстояло пройти изгибающийся участок хребта. Возможно летом там и есть тропа, но сейчас все было скрыто под снегом. Весь участок покрыт лесом. Несколько раз мы видели метки на деревьях и старались им следовать, но теряли их. Снег был плотный, в него не проваливались ноги, и идти было легко. Весь этот участок мы прошли просто держась линии водораздела, здесь очень помог GPS с его высотными линиями.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Здесь с нами произошло, наверное самое неприятное событие за поход – мы встретили медведя. Я шел первым и увидел впереди себя метрах в 150-ти какую-то тень. Было яркое солнце, снег, и тени от деревьев на снегу, поэтому я только через пару секунду сообразил, что это медведь, бегущий перпендикулярно нам. Он скоро исчез за деревьями, поэтому ребята не успели увидеть его. Мы конечно сразу остановились, после небольшого замешательства я попросил достать ножи, на всякий случай. Сейчас я уже понимаю, что медведь вряд ли стал нападать в этой ситуации, он скорее всего уже убегал в тот момент, услышав нас. Немного подождали, настроились на случай повторной встречи – главное не дать страху завладеть собой и показать свою решимость. К счастью, встреч больше не было. Мы сфотографировали Мишкины следы и двинулись дальше.
Пройдя участок изгиба хребта, мы оказались под Скалой Хожаш. На этом участке мы также не смоги найти тропы и просто двигались вдоль хребта ниже скалы. Были там и совсем крутые и плохопролазные участки, доходило до того, что приходилось держаться за кусты, чтобы спуститься в одном месте. На этом участке точно есть более правильный путь, но он либо был спрятан под снегом, либо мы его просто не нашли. Через километр мы вылезли на хребет, в этом месте начиналась грунтовка. На открытых местах она была уже высохшая, там где шла по лесу была скрыта снегом. В одном из таких мест встретили УАЗ, зимующий здесь в одиночестве.
Мы прошли совсем рядом с вершиной горы Грачев Венец, но не стали подниматься туда, так как следующая вершина 1553, была немного повыше. На вершине 1553 стаял памятник героям ВОВ и открывался вид на массив Фишт. Здесь мы и решили заобедать.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Устроили совещание. Решено было конечную часть маршрута пройти под горой Аутль, далее выйти на озеро Хуко, сходить на гору Хуко и идти вниз. Пообедав двинулись в сторону перевала Грачевского. Была хорошая дорога и открывался отличный вид.
На перевале Грачевского также стояло несколько памятников. Дорога на север вела в Отдаленный, а нам нужно было спуститься на юг к реке Псезуапсе, и далее идти водоразделом по тропе мимо горы Аутль на озеро Хуко. Спуск к реке представлял собой хорошую дорогу-серпантин. Здесь у Саши сели батарейки в GPS, поэтому участок спуска показан на карте и треке прямой линией. Спустились, перешли реку, продвинулись где-то километр по нужному нам притоку в сторону горы Аутль, вначале по дороге, которая перешла в тропу и потом вообще потерялась. Здесь и встали на ночевку.

День 7. 6 мая

Пройденное расстояние: 16.85 км.
Набор высоты: 1369 м.
Сброс высоты: 737 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161822688/1572548" rel="nofollow"

Высоты

За седьмой день мы прошли меньше всего – примерно 17 километров. Целью было добраться до озера Хуко, двигаясь по тропе, которая была указана на карте. Оказалось, что почти вся тропа, если она и была там, скрыта под снегом. Весь день пришлось идти по снегу, без тропы, но придерживаясь её пути, так как она шла очень логично по водоразделу. Опять же, без GPS все это проделать было бы тяжелее, нам помогали высотные линии, так как линии водораздела в этих местах на местности читались не очень хорошо.
К этому моменту в меня в фотоаппарате сел аккумулятор, и фотографировать стал Саша. Так как здесь было еще много снега, то даже истоки рек были довольно полноводными, мы переходили их по упавшим деревьям.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Вообще говоря, почти весь наш день выглядел одинаково и примерно так.
По пути встретили группу из Украины, они шли в обратном направлении по нашей тропе, точнее старались держаться тех мест, где она приблизительно проходит.
Из за постоянного ориентирования и сложного рельефа мы не успели дойти до озера Хуко, до него оставалось примерно 3 километра, и мы встали на ночевку.

День 8. 7 мая

Пройденное расстояние: 29.7 км.
Набор высоты: 963 м.
Сброс высоты: 2175 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161822166/1572548" rel="nofollow"

Высоты

С утра за одну ходку мы наконец то вылезли на озеро Хуко. За прошлый день мы порядком устали от движения по снегу и лесу в пасмурную погоду, поэтому воображения рисовало зеленые склоны вокруг озера, яркое солнце, и голубую воду самого озера, где мы обязательно должны были искупаться. Именно так я представлял Хуко по летним фотографиям. Но был май, и поднявшись к озеру мы увидели совсем другую картину.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Мои мечты были разбиты) Проходя мимо озера было видно, что оно все еще покрыто льдом.
Оставаться долго здесь совсем не хотелось, поэтому мы двинулись в сторону горы Хуко, по пути встретили неведомое сооружение, без признаков нахождения людей, внутри которого по звуку работал генератор. Скорее всего это был ретранслятор.
Бросив рюкзаки, мы радиально сбегали на Хуко. 1901 метр и высшая точка нашего маршрута! На вершине стояла триангуляшка, но записку мы не нашли.
Отчёт о пешем туристском походе первой категории сложности по западному Кавказу
Теперь нам предстоял спуск к Бобук-Аулу и реке Шахе. По мере спуска снега вокруг становилось все меньше и меньше и наконец мы смогли найти спусковую тропу, которая после сброса высота перешла в дорогу. Мы прошли мимо Бобук-Аула, и перешли реку Шахе по навесному мосту.
Здесь была беседка, где мы встали на обед. После обеда нам предстояло просто идти по дороге вдоль Шахе, в сторону Солох-Аула примерно 15 километров. Была надежда поймать машину, но в нашем направлении ничего не проезжало. Мы заночевали в четырех километров от села.

День 9. 8 мая

Пройденное расстояние: 4.47 км.
Набор высоты: 183 м.
Сброс высоты: 243 м.
Ссылка на трек: "http://www.endomondo.com/workouts/161822250/1572548" rel="nofollow"

Карта

Заключительный день! Дойдя с утра 4 километра до села, мы узнали, что до автобуса еще два часа, сидели на остановке, если всякие вкусности из магазина рядом и читали книги. В 11 часов был автобус до Дагомыса. Из Дагомыса на электричке мы добрались до Туапсе. А оттуда уже до Агоя, где Сергей со своей группой отдыхал на турбазе. 9 мая мы гуляли в праздничном Туапсе, и в середине дня сели на поезд в Саратов.

......................................................

9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Когда готовили список снаряжения для похода, то мечтой было уложится в 13 килограмм, это так и осталось мечтой – вес рюкзаков у участников на старте был 17 килограмм. Из “легкого” снаряжения были только рюкзаки Bash Light 69 (1.15 кг.) у нас с Мишей, и одежды старались лишней не брать - только чтобы не замерзнуть. Как потом оказалось, отличным решением было идти полностью на газу – и не готовить на костре, это экономило время и силы. В небольшой двухлитровой посуде, вода закипала очень быстро. Основной обувью для участников были кроссовки, и в рюкзаке весь поход пролежали тяжелые треккинговые ботинки, на случай большого количества снега и холода, в итоге Саша их одел один раз и стер ноги, я с Мишей – ни разу. Вывод такой – что при больших дневных переходах, (20-30км) все кроме удобных кроссовок стирает ноги, для быстрого движения подойдут только треккинговые или беговые кроссовки.
Продуктовая раскладка была стандартная – 500 грамм на человека в день.
В общем сейчас я понимаю, что заменив часть снаряжения на более легкое – спальник, палатка, не тащить 2 килограммовые ботинки в рюкзаке весь поход(а если и брать запасную обувь, то более легкую), то можно было уложится в требуемые 12-13 килограмм, будем стараться!
В группе было 2 GPS, мой использовался для навигации, а Сашин во время ходьбы все время работал и писал трек. В итоге у нас получился полный GPS трек всего маршрута, расход батареек составил примерно 1 комплект(2 батарейки) на два дня. GPS нам очень помог и сэкономил время в заключительной части похода, в районе плато Лагонаки, где все тропы были под снегом, и мы просто двигались по линиям водораздела, ориентируясь по высотным линиям, показанным в GPS.

Источник : "http://www.manturs.narod.ru/ot4et/sar/ger_zkav/ger_zkav.htm" rel="nofollow"