14 июня 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Западный континентальный район
Вид туризма: Водный туризм

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Свершилось! Именно так начнем свой рассказ о том, как мы совершили «закрытие неоткрытого водного сезона». Весной в связи с эпидемиологической обстановкой были введены жесткие меры по карантину, и мы не попали в поход так как чтобы добраться до места старта нам необходимо было пересечь три области: Ивановскую, Ярославскую и Вологодскую. Осенью мы сделали все возможное, чтобы выполнить запланированное ранее, хоть и смогли поучаствовать в походе лишь трое из тех, кто собирался пойти весной. Прошедшие дожди добавили нам оптимизма по поводу количества воды в реках, потому что люди, с которыми, мы общались и узнавали от них информацию о реке в один голос говорили нам, что там очень мелко, завалы и нас ждут многочисленные проводки и обносы. Но нас это никогда не останавливало, планы мы, конечно, менять не стали. Ведь нас уже заждались три реки: Нурма, Обнора и Кострома, которые понесут нас по Вологодской, Ярославской и Костромской областям.

Вот какой маршрут мы наметили в этом году: р. Нурма (начало похода: д. Скородумка Грязевецкого района Вологодской обл.) - р. Обнора - р. Кострома (конец похода: с. Сандогора Костромской обл.). 142 километра планировали спокойно, играючи пройти за шесть дней.

А собрались послушать и понюхать тихую золотую осень Владимир, Леонид и Александр – костяк Команды Линда.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

18 сентября в Линде стояла хорошая, солнечная погода. В двеннадцать ночи загрузили свои пожитки, уселись удобно в машину и отправились в путь. Уже в Городецком районе влетели в туман, ехать пришлось медленнее обычного, а выскочили из него лишь перед Пестяками. После Иваново начался небольшой дождь, который продолжался, то прекращаясь, то начинаясь вновь до самой Скородумки на реке Нурма. У нас был еще один вариант старта (на случай сверхмалой воды), это на семь километров ниже по течению в селе Юношеское. Сначала мы заглянули туда, посмотреть на воду в реке, ведь все, с кем мы общались в один голос уверяли, что на Нурме очень мелко. Воды около моста в селе Юношеское было по-нашему мнению достаточно для надувных байдарок, и мы поехали в изначальную точку нашего старта. Дождик так и продолжал моросить. Прибыли в Скородумку, разгрузились около реки на какой- то условной дороге в траве, попрощались с Максимом и стали собираться. Пока разгружались, дождик прекратился. Время семь утра. Около моста через Нурму остановился УАЗик, вышел водитель и направился к нам через высокую, сырую траву, напрямик! Кричу ему, что лучше к нам идти по дороге, на что последовал очень оригинальный ответ: «Я охотник, мне по х…!» Новый знакомый назвался Владимиром, он оказался владельцем охотничьей базы неподалеку, спросил кто мы, откуда, куда собрались. Сразу предложил любую помощь, если столкнемся с трудностями на реке. Дал свой номер телефона, сказал, чтобы звонили ему в любое время дня и ночи, если нам потребуется помощь. Еще сказал, что в этом году был небывалый паводок и что дальше на Нурме есть завалы. Завалы!!!??? Ха-ха! Слышали, знаем, ну этим нас не напугать, каких мы только не видели. Владимир пожелал нам счастливого пути и уехал. В очередной раз восхитились добротой людей, живущих вдали от крупных городов центра России. Мы же продолжили наши сборы, затем фото перед спуском на воду и в 9:20 час. стартуем. Настроение отличное, да еще ветерок начинает разгонять тучки и появляются кусочки чистого неба. Сегодня по плану нам надо дойти до села Спас-Нурма и ниже его искать стоянку. Даааа.., как самонадеянно, а ведь получится все совсем иначе. Но обо всем по порядку.

Перед стартом на Нурме

Река Нурма в месте старта неширокая, пять-шесть метров, берега высокие поросшие густой травой да крапивой. За травой сразу смешанный лес. Идешь как в каньоне, тихо на реке, ни ветерка. Течение очень хорошее, постоянно встречаются шиверки, перекатики, огромные валуны в русле. Вообще все русло в камнях. Воды в реке тоже хватает для надувнушек, изредка цепляем дном камни на шиверах, но не критично. Но камни все же опасные, то гладкие обливняки, то сколотые с острыми краями. После дождей вода немного мутновата, не сразу разглядишь какой камень встречается, стараемся лавировать между ними. Про завалы. Нам встретились только два бревна, перегораживающих всю реку. Но язык не поворачивается назвать это завалами, это даже не препятствие, так хорошая возможность размять пятую точку и разнообразить поход. На одном дереве протащили лодку под ним, немного притапливая, на втором-сверху. Дел(оф) на пятнадцать минут.

На бревне...

Камни Нурмы

Наша первая цель похода – это посещение Свято-Троицкого Павло-Обноского мужского монастыря (год основания 1414 г.) и святого источника в селе Юношеское. Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь основан преподобным Павлом Обнорским. Павел Обнорский (1317, Москва – 10 января 1429, Вологодская губерния) – ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных. Перед самим селом, после ам моста - брод. Надо быть аккуратным, реку перегораживают бетонные плиты. Хороший вариант посетить святой источник именно от этого брода. Здесь есть тропа к нему. Вот здесь требовалась проводка, метров пять. Мы хотели причалить около пешеходного подвесного моста, там по описанию есть место, где можно остановиться и сначала сходить в монастырь, потом на другой берег к святому источнику.  Прошли брод, миновали какие-то металлические опоры на берегу, задумались…, идем-идем, уже показались крайние домики села, а моста все нет. Прошли последний дом, ничего?? Леонид заглянул в навигатор и сказал что, скорее всего те металлические опоры это и есть тот самый «мостик», т.е. что от него осталось. Разворачиваемся и пробуем грести против течения к приемлемому месту выхода. Это не так просто, вернее сказать практически невыполнимо, как раз здесь очень быстрая шивера и полно камней. Полноценный гребок совершить не получается, мелко, весло цепляет дно. Поднимались мы эти тридцать метров не знаю сколько времени и потратили не знаю сколько сил. Наконец удалось зачалиться. Пошли в монастырь. Мост как мы и предполагали был там, где стояли металлические опоры, но его снесло в половодье (так и не восстановили до осени). Сходили в монастырь не очень удачно. Служба закончилась и в церкви уже прибиралась женщина, а мы постеснялись бродить по вымытым полам. Но то что нам могли, но не открыли церковную лавку, очень нас расстроило. Осмотрели монастырь снаружи, поднялись на Голгофы (два искусственно насыпанных холма), прошли по территории монастыря и вернулись к лодкам.

Свято-Троицкий Павло-Обноский мужской монастырь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1867 г.

Часовня прп. Павла Обнорского и

небольшая звонница

Теперь нам надо попасть на другой берег и сходить к святому источнику. Смытый мостик мы давно прошли, а подняться до него это вообще не вариант, против такого течения невозможно выгрести. Выбрали место, где хотим причалить на противоположном берегу, ниже по течению, туда и направились. Отдельно хотим сказать про берега Нурмы (а потом еще и Обноры), так как воды в реке значительно меньше, чем весной то получается, что берега обрывистые, в траве, почти девяностоградусные и высотой от воды около 60 см - 1 м. Вылезти у таких берегов требует значительных усилий. Мне одному вообще почти невозможно выбраться, поэтому почти всегда ребята выходят первыми, потом помогают мне, втаскивая частично лодку прямо со мной, либо держат лодку, пока я выберусь на берег. Спасает только одно, много бобровых троп, стараемся зачалиться у них. Так вот, причалили, кое как влезли на этот высокий берег и через пойму с высоченной травой стали пробираться к лесу, в котором и находится святой источник.  Дошли до леса, и по нему петляя, обходя и перелезая через поваленные деревья стали искать источник. Берег, поросший хвойный лесом (в основном елью), довольно круто поднимается вверх. Даже понятия не имеем насколько высоко. Как потом выяснилось, что, например, от нижнего источника до верхнего по высоте не менее пятнадцати метров, а берег так и продолжает уходить все выше и выше. Пробравшись через заросли травы, крапивы, кустарника и поваленные деревья находим нижний источник. Родник оборудован (выведена труба), к нему спускается лесенка. Выше над ним стоит низкая часовенка , а рядом большая беседка. Выпили водички. От него по тропе, ведущей  вверх, поднимаемся к верхнему источнику.

Нижний святой источник прп. Павла Обнорского

Небольшая часовенка

На верхнем источнике так же стоит беседка со столом и скамейками. Над родником построена купель с двумя комнатами для омовения, но самой чаши для купания нет, но есть ведра. После нелегкого подъема на гору с удовольствием выливаем на себя по несколько ведер холодной воды. После такой процедуры почувствовали умиротворение. Чуть отдохнуть в беседке идем дальше и выше на поиски камня, на котором по преданию когда-то лежал прп. Павел Обнорский. Тропинка вывела прямо к нему. У камня установлен крест.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Около купели на верхнем источнике

Камень прп. Павла Обнорского

Все осмотрев и сфотографировав по другой тропе спускаемся к реке, к байдаркам. Отчалили, гребем дальше, течение веселое, в русле часто встречаются большие камни. И вот через полчаса очередная быстрина, по середине реки еле-еле выглядывает камень, успеваю обойти его справа, чуть задевая левым бортом. Двойка глядя на меня и увидев волнение на камне тоже ушла вправо. Ну что ж, от камня ушли, но зато очень удачно «пришли» в рыбацкий закол из металлических арматур и труб. Их совсем не видно с воды. Прорезали дно у лодки, она сразу наполнилась водой по самый верх баллонов, буквально за пару секунд. Леонид сразу выскочил в воду (хорошо глубина чуть выше колена), но в принципе какая разница, если все равно по пояс мокрый? За ним выскочил Александр, вдвоем сняли лодку с арматуры и вытащили ее на берег. Как-то быстро причаливаю к берегу и бегу к ним, пробираясь через кусты. Вот где ругались как говорится в унисон и от души (или из души в душу). Первый осмотр показал, что баллоны не задеты, но дно прорезано напрочь. Длина разреза 1,1 м. Дааа, нехилый такой разрез!

Первый разрез

Зашили!

Осматриваемся вокруг (в суматохе даже не посмотрели куда втащили лодку), оказывается трава здесь сильно примята, видимо мы не первые в этом сезоне. Не знаем радоваться этому или нет. Небольшое отступление. В этот поход мы взяли два тюбика свежего клея и у нас было еще два тюбика прошлогоднего, с истекшим сроком годности. Мы же не предполагали, что прорывы могут быть такими длинными. Поглядев на разрез, подумали, должно хватить. Зашили, приклеили заплатку, потратив на это все один час и сорок минут. Использовали также почти целый тюбик клея. Очень некстати на чистом голубом небе появилась откуда-то небольшая тучка и пошел град. Пришлось закрывать только, что заклеенный порез от стихии. Переждали град, пообедали и отправились дальше. С этой неприятностью мы справились с честью. Но радовались мы недолго. Двойка шла первой, я за ними. Ровно полчаса.

Далее рассказ от Леонида. Вновь очередная шивера, и опять явно обозначенный валун в русле, обходим его по правому берегу, течение очень быстрое, даже почти не гребем и вдруг… натыкаемся на что-то, буквально через несколько секунд вся ж...а опять в воде, Саша орет: «Лёня, у меня ноги провалились сквозь дно, и я стою!». Я опять выскакиваю из лодки, и мы с Сашей пытаемся снять лодку непонятно с чего.

Далее, как все видел я двигаясь на расстоянии от «Викинга». Похоже, ребята сели на шивере, стаскивают с камней. Мелко, придется и мне сейчас вылезать. Подхожу ближе, вдруг Саша бросается ко мне, и отталкивает лодку к берегу. Что произошло, не понимаю! Ну что опять! Пропоролись! Опять! Черт побери!

Здесь выражались мы, конечно, не так мягко. Вытащили байдарку на берег, перевернули. Видим, зияет разрез больше двух метров. Б…ь, и других эпитетов не подобрать! Вернулись на берег, посмотреть на что напоролись. По правому берегу опять торчит металлическая арматура, она одна, и они именно на нее и налетели. Везунчики, как еще можно сказать! Присмотрелись, трава и здесь сильно примята. Видимо, мы вторые такие «удачливые туристы»! Ну, такую пробоину быстро не отремонтировать. Останавливаемся на ночевку. На краю поля с озимыми находим кусочек ольховника. Где хочешь, там и вставай.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Река Нурма в месте первой ночевки

Пока мы с Сашей перетаскивали вещи из байдарок, Леонид в ольховнике выпилил кусты и деревья, расчистил место под палатку и под тент. Ветер усилился, гонит какие-то неприветливые тучи. В первую очередь натянули тент, поставили под него палатку. Только успели перенести вещи под тент, пошел очень сильный дождь. Мы залезли в палатку и тут меня прорвало, я во всех красках высказал все о тех, кто понастроил такие заколы на реке, да еще металлические. Кончился дождь, мы разожгли костер, сготовили ужин. После трапезы, снова улеглись в палатке, ремонт решили отложить до утра. Во-первых, нет физических сил, во-вторых, морально просто не готовы к ремонту. Как говорится утро вечера мудренее. Дежурить сегодня не будем. Легли, но не спится, шутим, болтаем, смеемся, аж до слез, уже с юмором смотрим на произошедшее. А что делать, не МЧС же вызывать? Уснули после двенадцати ночи. Первый день похода завершен. За день прошли около 8 км.

Совершенствуем навыки шитья

20 сентября. Подъем в 5:30 утра. Пасмурно. Готовим завтрак. Далее ремонт байдарки. В этот раз порез 2,2 м. Ровно в два раза длиннее. А у нас осталось всего-то три тюбика клея. Заплатки такой длины нет, пришлось стыковать из двух. Совершенствуем навыки кройки и шитья. Зашили, заклеили, потратили еще два тюбика. Я решил осмотреть свою «Хатангу» тоже, обнаружил на дне царапину длиной в сорок сантиметров. И пробиты насквозь два места по два сантиметра. Вчера все-таки зацепил дном и я. Клеим и мою. Ушла еще одна треть тюбика клея. Ну все, теперь никаких прорывов! Отчалили около полудня. А шиверы, по- прежнему, следуют одна за другой, с воды не видно, камни или арматура, еле ползем, осторожничаем на каждом перекате. Через полчаса подходим к Спас-Нурме.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня (1795 г.)

Метров за сто пятьдесят перед мостом.

очередной закол на всю ширину реки. Опять врезались в него, хорошо, что сейчас только царапина. Обносим по правому берегу сквозь высоченную крапиву метров пятнадцать. Спускаемся и идем к мосту, причаливаем перед ним на правом берегу. Идем в село, посмотреть церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня 1795 г. (бывший Нуромский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан около 1339 г. прп. Сергием Нуромским, учеником Сергия Радонежского. В 1764 г. монастырь был упразднен).

Вернулись к мосту, осмотреть порог. Река делает три поворота, и просматриваются три ступеньки в пороге. В русле валуны, очень высокая скорость течения и камней так много, что не представляем, как перестраиваться между ними, слишком уж близко они разлеглись друг к другу. К тому же невидно какие камни под водой.

Осматриваем порог

Камни в пороге

Рисковать в нашем положении просто нельзя, клеиться больше нечем, обносим порог по правому берегу. Обнос около сорока метров через кусты и высоченную крапиву. И после порога течение Нурмы не успокаивается, и шиверы следуют одна за одной. Ждем когда Нурма впадет в Обнору.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Под одним из самодельных мостиков

Но саму Обнору мы не заметили, было что-то похожее на приток плотно заросший травой. Только потом, посмотрев навигатор, поняли, что это и была Обнора. Через двести метров после впадения Нурмы в  Обнору очередной закол из труб, уголков, арматур. Как же достали эти заколы! Обносим по островку между заколами. Обнора здесь шириной десять-пятнадцать метров, течение быстрое.  Валуны в русле, шиверы. Доходим до левого притока-реке Великуша и начинаем искать стоянку.

Левый приток Великуша

Везде лес, но он метрах в десяти от берега, а берега все такие же вертикальные, поросшие травой и высотой около метра. Причаливать и вылезать не легко. Ближе к 18:00 на левом берегу увидели мертвого медведя, лежащего на половину в воде. Подранок. Просто не смог вылезти на берег. Стало как-то не по себе. Здесь есть медведи!!!

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Золотая дорожка в правом притоке-реке Ельник

Только к 18:40 мы смогли причалить в более-менее удобное место (на тропе бобров) на левом берегу. Еловый лес, много дров, ровное место под лагерь. Опять тянем тент, ставим палатку, костер рядом. Вот уже готовим ужин. Кушаем и идем спать. Но после встречи с медведем, дежурство у костра обязательно. За день пройдено 18 км.

21 сентября. С трех утра стал накрапывать дождь. Ранний подъем. Нам сегодня наверстывать  запланированные но непройденные километры за предыдущие два дня. Отчалили в 8:20. Дождь так и шел. Хорошо, что он был не сильным, скажем так, дождь моросил, и к 11 часам закончился. Сильных неудобств он нам не доставил, разнообразил поход и только.

Осенняя Обнора

Проходим мосты, броды, деревни. В русле много островов, огромных валунов, шивер. Около островов в протоках всегда быстрины. Островов на Обноре большое количество. Иногда русло делится на три-четыре протоки. Около обеда проходим какие-то карьерные разработки по левому берегу. Слышен шум спецтехники. К трем часам подходим к ам мосту на дороге между деревнями Слободка и Маслово. У моста слева несколько домиков (толи база отдыха, толи дачные), скамеечка на берегу. Причалили. Идем осматривать. Под мостом русло делится на три протоки, центральная завалена деревьями и камнями, правая вся в камнях, здесь шивера. Так же лежит какой-то металлический трос и непонятно что еще. Так и не смогли рассмотреть, что под водой. Левую протоку перегораживает закрепленное бревно во всю ширину, с него слив около метра, а ниже за ним шивера с довольно крупными камнями. Хорошо все осмотреть не представляется возможным, очень высокие, крутые берега, да и под водой не все видно. На обеих берегах есть тропы, мы не первые, кто осматривал и проходил под этим мостом.

Правая протока

Левая протока

Решили идти по левой протоке через бревно. Первым идет «Викинг», я за ними. Бревно прошли не задев, но ниже ребята шаркнули дном камни в шивере, но вроде все обошлось. Я проскочил чисто. На осмотр и проход ушло чуть больше часа. К семнадцати часам начинаем присматривать место под стоянку. По правому берегу видим хорошее место, но оно метрах в двадцати пяти от воды. Опять взбираемся в крутой берег и идем смотреть место. Здесь замечательная поляна, огромная береза, ели. Втаскиваем лодки, разбиваем лагерь.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Наш лагерь на третьей стоянке

В сорока метрах мужики нашли огромную поваленную сосну, натаскали дров на всю ночь. После ужина, посидели у костра за разговорами и... спать, но не дежурный. За день нагребли 42 км.

22 сентября. Подъем в шесть утра. Пасмурно, но дождя нет. Сегодня наша цель небольшое село Рождественская Слободка и осмотр церкви. Стартовали в восемь сорок. По-прежнему в реке поросшие кустами и травой острова, быстрые шиверки, валуны. Красиво!

Красавица Обнора

Идти по Обноре одно удовольствие, не скучно, разнообразие красок, звуков и запахов. Ширина в среднем течении Обноры не более тридцати метров. Иногда русло сильно сужается, в этих местах всегда перекаты. Обедаем на высоком левом берегу. Здесь есть оборудованное место со столиком и скамейками. После полудня причаливаем к Рождественской Слободке, поднимаемся в село посмотреть на церковь Рождества Христова 1827 г.

Бывший Рождественско-Богородицкий мужской монастырь. В XVII-XVIII в. он был приписан к Воскресенскому монастырю. Историк и краевед А.А. Титов, опубликовавший в 1890 г. описание святынь Любимского уезда, сообщает, что на колокольне храма находился колокол с примечательной латинской надписью: «anno 1398 Borchard g. gellegester me fecit» (меня сделал Борхард Геллегестер в 1398 году). Если эта надпись в самом деле существовала и была верно прочитана, она свидетельствует о глубокой древности монастыря. Ныне Рождественский храм не действует.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Церковь Рождества Христова с колокольней (1827 г.)

Все осмотрев, отправляемся дальше. Нам необходимо найти стоянку до Любима, так как в город мы хотим попасть завтра утром. Ищем место для ночевки, часто вылезая на берега.

Осенние берега Обноры

Так и доходим до окраины Любима. Здесь брод. Останавливаемся около него, находим хорошее место со столиками и скамейками. Видимо местные сюда приезжают отдыхать. Мы только немного углубляемся в лес и разбиваем лагерь, спрятавшись от ветра и посторонних глаз. А вечером очень долго сидим у костра, болтаем.

Четвертый вечер

Готовится грибной супчик и крепкий чай

Около полуночи выходим из леса на берег. Ветер разогнал все тучки, всматриваемся в потрясающее звездное небо… Сегодня за день прошли 35,6 км.

23 сентября. С утра солнечно. К 9:40 подгребаем к пешеходному подвесному мостику в городе Любим. Оставляем байдарки около моста и идем посмотреть на город.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Вид с мостика на правый приток Обноры реку Уча (слева)

На мостике в Любиме

Это к слову самый маленький город Ярославской области. Остановились у Богоявленской церкви с колокольней (между 1798 и 1825 г. До революции собор считался главным храмом города), далее прошли по улице до храмового комплекса Троицкого прихода из трех церквей и колокольни (церкви Троицы Живоначальной, церкви Казанской иконы Божией Матери, церкви Тихвинской иконы Божией Матери).

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Церковь Богоявления Господня (между 1798 и 1825 гг.)

Храмовый комплекс Троицкого прихода (1739 г.)

За ансамблем церквей в глубоком поросшем овраге протекает река Уча, разделяя городок на две части. За рекой красивый вид на церковь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (не ранее 1786 г.). Раньше там находилась Афанасьевская мужская пустынь.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Затем мы прошли по торговым рядам купили подарки родным, докупили продуктов и, главное (!) купили ПВХ клей.  И снова на воду обнорскую. Река радует красивыми берегами, разнообразными быстрыми шиверами и островами. Ниже Любима на Обноре все чаще встречаются хорошие песчаные пляжи. На одном из них остановились по обедать, размяться, позагорать.

Перед обедом на песчаном пляже

Отчалив идем дальше. Наслаждаемся погодой, любуемся природой. Берега поросшие лесом: высокие сосны, ели, золотолистные березки и осинки, ярко красные кустарники. Почти везде можно найти место под стоянку. Ярко светит солнце, безветренно. Ближе к селу Обнорское леса уже по берегам нет, а пляжи по берегам так и манят, приглашают по ходить босиком по чистейшему песочку. Вот прошли под последним мостом у Обнорского. Примерно за семь километров до устья останавливаемся на правом берегу около соснового бора (место ночевки приметили еще при планировании похода). Это, кстати, последнее хорошее место на Обноре где стоит остановиться лагерем. Берег очень высокий, крутой и обрывистый. Под берегом рыбацкое место со столом. Причаливаем, разгружаем вещи на стол, потом втаскиваем байдарки и относим все в сосновый лес метрах в сорока от реки.

По Нурме, Обноре и Костроме втроем в волшебную осень...

Причалили к месту последней стоянки

Втаскиваем байдарки как можем

Завтра последний день похода. Вечером, прогулялись по лесной дороге, потом долго сидим у костра: разговоры, новые впечатления, болтаем, болтаем и болтаем. За день нагребли 31,5 км.

24 сентября. Утро подарило нам потрясающий рассвет.

Последний рассвет на Обноре

Сегодня отправляемся пораньше, в восемь утра. Проходим оставшиеся семь километров. Река несколько замедляет течение, становится чуть шире, около сорока метров. По берегам леса нет, отдельные деревья, кусты и высокая трава.

Недалеко от устья Обноры

Входим в реку Кострома. Кострома здесь широкая восемьдесят - сто метров. Много рыбаков на лодках. Гребем три километра по Костроме до села Сандогора. Видим по берегу у церкви бегает Макс, радостно что-то кричит и машет нам руками. Уже приехал за нами. Причалили на против Сандогоры. Крикнули Максиму, чтобы отдыхал еще полтора часика, пока мы сходим в монастырь. Нам предстоит радиалка в 2,8 км на озеро Сурское в Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь. Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии. Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия Комельского, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году.

Перед монастырем на озере Сурском

Погода отличная, с хорошим настроением доходим до озера, к стенам монастыря по наезженной дороге. Вошли в монастырь, ходим по территории, осматриваем, фотографируем. Но везде закрыто и никого нет.

Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь

Церковь Спаса Преображения

(между 1644 и 1647 гг.)

Церковь Алексия, человека Божия (1751 г.)

Колокольня (1715 г.)

С помощью рабочего (добрый человек) нам удалось связаться с отцом Саввой. Он пришел к нам из д. Слободка, которая рядом с монастырем. Открыл нам Алексеевскую действующую церковь, пригласил наверх, рассказал об истории монастыря, историю приобретения большой старинной иконы. Был приятно удивлен тем, сколько знаем о монастыре мы. Оставили записки за упокой и за здравие, купили иконки с прп. Геннадием Костромским Любимоградским. Поблагодарили за радушный прием и отправились обратно к байдаркам. На другом берегу в селе Сандогора нас уже заждался Максим. Переплываем, причаливаем, разбираем байдарки, загружаемся, переодеваемся.

Причалили! Поход окончен!

Ну вот и все!

Около церкви Троицы Живоначальной (1829 г.) в с. Сандогора Костромской обл.

Недолгая остановка здесь же у магазина. Гип-гип!!! Ура!!! Брызги шампанского, брызги шампанского!!! И в обратный путь домой! Вот и завершен наш поход полный интересных событий, приключений. Мчится наш Макс, везет нас домой. Нас распирают эмоции, в машине смех по каждому всплывающему в памяти эпизоду похода, воспоминания, смех, воспоминания, смех. За окном как-то быстро промелькнула Кострома. Вот уже Иваново. Последний залп шампанского и скорее домой. Макс не едет – Макс летит. И вот мы уже в Линде. Здесь нас ждут, здесь наш дом. И радостно и грустно! Мужики расходятся! Поход окончен!

Характеристика рек: река Нурма от Скородумки до устья не широкая 5-10 м. Берега высокие, много шивер, перекатов, есть один порог ниже моста в Спас-Нурме. Течение быстрое. Много валунов в русле. Есть рыбацкие заколы из металлических арматур, известные нам (координаты заколов по навигатору: 1 закол - 58.45268, 040.20543; 2 закол - 58.44308, 040.21530; 3 закол - 58.43524, 040.22138). Стоянку на этом участке реки найти можно, так как по берегам лес, правда он почти везде на небольшом отдалении от берега. Завалов на этом участке нет.

Река Обнора в верхнем и среднем течении шириной до 15-20 м. В двухстах метрах ниже устья Нурмы еще один рыбацкий закол. Нужно быть осторожным. Больше заколов мы не встретили. На Обноре также очень высокие берега, но здесь в отличие от Нурмы очень много островов, в протоках между ними всегда быстрины. Также на Обноре больше валунов в русле, очень много шивер, перекатов. Что на Нурме, что на Обноре всегда можно увидеть стекающий с высоких берегов ручей из родника. Есть родники оборудованные. В нижнем течении от Любима Обнора уже чуть шире, до 30 м. Больше песчаных пляжей. Но скорость течения все такая же высокая. Последняя шивера встречается за 8 км до устья. Далее скорость течения замедляется, пропадает лес по берегам.

Реки можно рекомендовать для весеннего сплава, во-первых, много воды, можно безопасно проходить все камни и заколы, во-вторых скорость течения будет еще выше. В-третьих, легче будет выбраться на берег, из-за большой воды выходы будут пологими. Единственный минус на наш взгляд, нельзя будет насладиться красотой валунов в русле, они все будут скрыты под водой. Летом и осенью реки в принципе проходимы на надувнушках. Каркасным байдаркам, конечно, будет сложновато, есть возможность сильно продраться на камнях. Так же по нашему мнению количество поворотов, что на Нурме, что на Обноре небольшое, при гребле их прохождение не напрягает совсем. Так же не можем сказать, что есть особо длинные прогоны, встречались нам несколько, но как-то сильно мы на них не упирались. Сплав был очень комфортным.

Достопримечательности на маршруте: Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь в с. Юношеское, церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в с. Спас-Нурма, церковь Рождества Христова в с. Рождественская Слободка, г. Любим и его церкви, Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь на оз. Сурское.

Источник : "http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5801920/" rel="nofollow"