Виды туризма

12 Января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Западный континентальный район
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 229 0

Протяженность - 205 км. Число ходовых дней - 8. Сезонность - июнь - август. Категория сложности - I

Маршрут проходит по югу Ленинградской и Псковской областей. Плюсса (длина 295 км), правый приток Нарвы, берет начало в озере Заплюсье и впадает в Нарвское водохранилище. Русло песчаное, вода чистая. Берега в верхнем и среднем течении почти всюду высокие, сухие, покрытые сосновыми и смешанными лесами. К устью берега более низкие, местами болотистые, поросшие ольхой и березой.
Начало маршрута - на станции Плюсса железнодорожной линии Ленинград - Псков. Наиболее короткий путь к реке - вдоль насыпи, до моста через Плюссу. Хорошее место для сборки байдарок и лагеря - ниже железнодорожного моста, на правом высоком берегу, в сосновой роще. Если к началу маршрута добираться автотранспортом из Ленинграда, то выгрузиться следует у шоссейного моста. В этом случае необходим обнос железнодорожного моста через довольно высокую насыпь.
У деревни Кошелевичи плотина старой мельницы. Разгруженные суда можно провести у левого берега, а в низкую воду обнести. Через 5-6 км, за деревней Лышницы, начинаются высокие берега с хвойным и дубовым лесом, по берегам много кустов красной смородины. Перед деревней Вир на правом берегу отличный сосновый лес, богатый грибами. В деревне наплавной мостик. Такие мосты могут встретиться и у других населенных пунктов. В отдельных местах высокие берега круто обрываются к воде, обнажая живописные откосы красноватого песчаника.
У деревни Игомель, на левом берегу, недалеко от воды, магазин. На участке от Орехово до Ляды Плюсса менее извилиста; ширина ее 20 - 30 м. Левый берег более низкий, с зарослями кустарника, а правый значительно выше и на всем протяжении порос сосновым лесом.
После деревни Ляды Плюсса петляет в широкой долине. Лес отходит от реки и вновь появляется за 2 км до впадения левого притока - Люты. Здесь много земляники, черники, грибов. Дальше берега опять понижаются, преобладает лиственный лес. В районе деревни Сербино реку пересекает понтонный мост, а ниже остатки свай старого моста, попадаются отдельные камни и топляки. Местами по берегам пляжи с хорошим мелким песком. Стоит подняться 5 км по правому притоку - Яне выше деревень Дуброво и Гостичево; в этом месте по берегам - хороший сосновый бор, богатый грибами.
После поворота на северо-запад Плюсса течет в широкой пойменной долине. В селе Чернёво у реки лесопильный завод, а само село - в 1 км по шоссе на Гдов; в нем два магазина, около завода - столовая. Когда-то здесь было имение Салтыковых, от которого сохранились остатки парка. Начиная от Чернёво, на Плюссе установлены знаки речной обстановки, но судоходство проводится только весной, в высокую воду.
Ниже к реке ненадолго подходит сосновый лес, затем его сменяют луга, и до деревни Озерово берега низкие, безлесные. На этом участке река более глубокая, хорошо берут на блесну щука и окунь. После Озерово слева опять появляется лес, долина расширяется. Плюсса начинает петлять в пойме среди лугов. Очередной поворот - и вдали на возвышенности правого берега у деревни Крапивно видна церковь. От деревни Островня берега становятся ниже, попадаются болотистые участки, заросли кустарника чередуются с ольхово-березовым лесом. Ширина реки увеличивается до 50-60 м.
По мере приближения к городу Сланцы Плюсса менее извилиста, более полноводна, чаще встречаются населенные пункты. Закончить маршрут удобно на правом берегу, не доходя 200 м до железнодорожного моста у Сланцев. Отсюда до вокзала около 1,5 км вдоль путей; есть подъезд и для автомашины, которую можно достать в городе. Другой вариант - закончить поход ниже, у шоссейного моста, но для этого придется проводить суда через мелкую каменистую шиверу, которая начинается перед железнодорожным мостом.
Сланцы - молодой город, возникший в 1930 году. Вся промышленность представляет собой комплекс предприятий, связанных с добычей и переработкой сланцев.
Маршрут можно сократить до 180 км, закончив его в районе станции Добручи железнодорожной линии Гдов - Веймарн; от берега до вокзала около 500 м. Необходимо помнить, что Плюсса наиболее интересна в среднем течении, от Лышниц до Чернёво, и на этом участке делать дневки.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

Сканирование и обработка текста: Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.

По реке Плюссе (25)

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Описание
17 Января 2013
Березайка - Мста (330 км)
Описание
15 Января 2013
Река Великая
Описание
13 Января 2013
По реке Ловать (32)
Описание
13 Января 2013
Ловать (265 км)
Описание
13 Января 2013
Кунья (155 км)
Описание
12 Января 2013
Шелонь (165 км).
Описание
12 Января 2013
Кобожа - Молога (130 км)
Описание
12 Января 2013
По реке Керженец (159)
Дневник
12 Января 2013
Водный поход по реке Молога
Описание
12 Января 2013
Холова - Мста (100 км)
Отчет
12 Января 2013
Уверь - 2002
Добавить публикацию