10 января 2013
В. Лопатин "Туристские дороги Северо-Запада СССР"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Западный континентальный район
Год путешествия: 1968

NB! В связи с большим сроком давности этого описания, приводимые в нем данные могут быть использованы лишь для ориентировочной оценки реки.

Плюсса - приток Наровы - протекает по южной части Лужской возвышенности. Она берет начало в оз. Заплюсское и впадает в Нарвское водохранилище (на западе Ленинградской области). Длина ее от истока до устья 295 км. Берега в средней части высокие, сухие и покрыты хвойными и лиственными лесами.
      Маршрут начинается от ст. Плюсса, находящейся примерно в 1 км от реки. Плюсса здесь не шире 15 м. Ложе ее устлано песком. Место для лагеря найти нетрудно, так как леса кругом достаточно. Кстати, в этих лесах много грибов. "Курортная река" - так называют Плюссу те немногочисленные группы, которые спускались по ней на лодках. Чистая вода, высокие сухие берега покрыты сухими, чистыми лесами - иногда это сосновые рощи, иногда сосны вперемешку с дубами, или вдруг потянется вдоль реки березовая аллея из удивительно белых берез, а потом опять сосны и дубы. Деревень на берегах мало, и они обычно отстоят от воды на 1 - 1,5 км.
      Туристы проплывают мимо устья правого притока - Вердуги. По этой реке некогда проходил торговый путь из Чудского озера в Лугу. Дальше по ходу - с. Ляды, бывший райцентр. У д. Сербино - небольшой порог. Еще через 5 км слева виднеется песчаное обнажение ("Желтик") высотой 38 м и длиной более 200 м. Далее два переката и около устья р. Яна мель. Здесь ширина Плюссы достигает 40 м.
      Ниже д. Верховье - порог "Шум" - самое серьезное препятствие на реке. Проходить его следует вдоль левого берега. Тут кончаются препятствия (дальше только топляки). За пос. Чернево, откуда начинается пароходное сообщение, леса постепенно уступают место полям и лугам. Ниже в некоторых местах Плюсса разливается до 150 м. Около с. Добручи паром через Плюссу. Здесь конец маршрута.
      Ст. Добручи находится в 0,5 км от реки. При желании можно продлить путешествие и до г. Сланцы (прямое железнодорожное сообщение с Ленинградом). Но ниже Добручей Плюсса менее интересна. Берега ниже, попадаются заболоченные участки, лес сырее и т. д.