18 января 2013
Зоя Никитас (Смоленск)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
1. Сведения о маршруте
1.1. Информация о районе путешествия

Маршрут проходит по Псковской области. Великая (длина 430 км ) - самая крупная река Псковской области. Она берёт начало на Бежаницкой возвышенности из ключей у Родиной горы, около деревни Скоково и впадает в Псковское озеро. Русло местами каменистое, местами песчаное, реже глинистое. Берега, за немногими исключениями, возвышенные; до города Опочка они лесистые, ниже леса мало, попадаются отдельные рощи и кустарник. В Великую Отечественную войну верховья реки Великой были ареной тяжёлых боев. Здесь действовали партизаны, и отдельные труднодоступные районы были под их полным контролем.

На первых 90 км своего пути река проходит через 18 озёр (в основном небольших). На этом участке (до устья правого притока Алоли) река Великая – узкая и мелкая с каменистым ложем и быстрым, иногда бурным течением. Многочисленные перекаты препятствуют движению, частые заброшенные мельницы заставляют делать обносы. Озёра сильно заросли водяной растительностью, и нередко найти в них выход реки затруднительно. Однако места эти настолько живописны, что невольно забываются трудности похода. Хотя на озёрах мало пляжей, здесь царство птиц, часто можно увидеть даже таких, сравнительно редких, как серые цапли или аисты. В лесах много грибов и ягод: голубики, малины, чёрной смородины, земляники.

После впадения Алоли река Великая делается шире и глубже. Она течёт меж высоких, зачастую обрывистых берегов, покрытых диким лесом, который, в сочетании с огромными валунами посреди реки, представляет великолепное зрелище. Здесь не редкость увидеть, как из обрывистых берегов с шумом падают в реку ключи-родники чистой холодной воды. В среднем течении Великая менее порожиста, но и здесь встречаются каменистые мели и пороги, а также разрушенные мосты, плотины, действующие и заброшенные мельницы, заставляющие делать обносы.

1.2. Наш маршрут

Дата Дни пути Участок маршрута км Препятствия Метеоусловия Способ передвижения
06.08 1 Смоленск – р. Великая в районе д. Юшково 410 --- Облачно, мелкий дождик автомобиль
р. Великая в районе д. Юшково – оз. Хвойное 8 Узкое, заросшее травой, русло; мелко. байдарка
07.08 2 Оз. Хвойное – оз. Верято 42 Русло реки завалено деревьями; много низких полуразрушенных мостов. После впадения слева притока – течение усиливается, появляются камни. На входе в озеро "подводный лес" Пасмурно байдарка
08.08 3 Днёвка --- --- Переменная облачность ---
09.08 4 Днёвка --- --- Дождь, сильный ветер, к вечеру переходящий в ураган ---
10.08 5 Оз. Верято – р.Великая 31 "Подводный лес" на выходе из озера; большие волны. Обнос плотины в Копылке. Дождь в первой половине дня. байдарка
11.08 6 Р. Великая – оз. Ясское 20 Не доходя до Поддубья около 2 км – сильное течение, камни в русле. Поддубье – обнос. Солнечно байдарка
12.08 7 Оз. Ясское – р. Великая 34 --- Утром дождь байдарка
13.08 8 Р. Великая 25 После впадения притока справа течение усиливается, в русле много камней, порожки. Переменная облачность байдарка
14.08 9 Р. Великая - Смоленск 380 --- Солнечно Автомобиль

2. Сведения о группе
2.1. Проводящая организация

Проводящая организация: Общественная организация "Смоленский туристско-спортивный клуб". Фактический адрес: г. Смоленск, ул. Нахимсона дом №16.

2.2. Состав участников

ФИО (год рождения) Место работы (учебы) Обязанности/ Место в экипаже Фото Особые приметы
1 Григорьев Михаил Викторович (1974) ООО "Типография Михайлова" Руководитель/ Капитан 1 байдарки Опознается по красному гермомешку и обворожительной улыбке
2 Яренская Ольга Михайловна (1980) Врач-бактериолог Медик/ Матрос 1 байдарки Опознается по деликатным выкрикам: "Альф иди, отсюда!"
3 Фёдорова Ольга Александровна (1985) Студентка СГПУ Участник/ Матрос 2 байдарки Опознается по лохмотьям синего или жёлтого плаща, торчащего из-под оранжевого спасжилета и 200-литровому мешку для мусора на ногах.
4 Харитонович Виталий Робертович (1964) Слесарь, завод "Измеритель" Костровой/ Капитан 3 байдарки Откликается на: "Виталичек, иди есть" или "Виталичек, я тебе постель постелила".
5 Иванова Ольга Владимировна (1981) Аспирант СФ МЭИ Завхоз/ Матрос 4 байдарки Опознается по шляпе китайских пчеловодов, метущейся среди многочисленных мешков с едой с криками: "Да ешьте всё, что хотите!"
6 Петраков Вячеслав Викторович (1965) Ведущий инженер ОАО "Смоленское СКТБ" Участник/ Капитан 4 байдарки Опознается по клубам дыма, из которого раздаётся голос вековой мудрости.
7 Минина Мария Николаевна (1985) Студентка СГПУ Участник/ Матрос 3 байдарки Откликается на: "Марья Николаевна, несите наши тарелки" или "Марья Николаевна, идите стелить постель".
8 Саламахин Александр Валентинович (1964) На вольных хлебах Ремнабор/ Капитан 5 байдарки Единственный мохнатолицый (не путать с Альфом)
9 Саламахина Галина (1962) ОАО "Свет" Участник/ Матрос 5 байдарки Ореол возможного обитания: в радиусе 1 метра от душераздирающих воплей Альфа
10 Никитас Зоя Викторовна (1979) Менеджер ЗАО "Аркада" Летописец/ Капитан 2 байдарки Опознается методом исключения вышеперечисленных персонажей.
11 Альф Домовёнок Участник/ Юнга 5 байдарки Ореол возможного обитания: там, где еда.

3. Как это было (дневник Летописца)

Примечание:

Основные записи велись Летописцем. Курсивом выделены вставки Завхоза и Матроса (далее Старпома) Летописца.

06.08 (1-й день похода)

А есть у нас что-нибудь
попить, кроме водки?
Завхоз.

Старт от клуба был назначен в 6.30. Час утрамбовывали по газели свои многочисленные шмотки и припасы еды (судя по её количеству – голодная смерть нам не грозит). Странно, но всё распихали и даже поместились сами + одиннадцатый член экипажа Альф (собака Саламахиных кучерявой породы). Альф деликатно потеснил на сидении своих хозяев и ненадолго затих. Поехали… Ехали долго и тщательно с многочисленными остановками на "покурить и пописать". На полдороги с нашим водителем случился конфуз: на него напала икота и около 4 часов на его громкий "ик" из салона ему отвечал наш неприлично дружный смех. Дорога выявила скрытого романтика в нашей компании – это Виталик. Он громко объявлял нам обо всех увиденных им красотах: резные наличники на деревенских домах; лучи солнца сквозь затянувшееся тучами небо; поля ржи. По пути заехали показать водителю, откуда нас забирать и поэтому к месту старта прибыли около 5 вечера. Дождик поморосил и прошёл. Байдарки собрали довольно шустро. Петраков, как и ожидалось, был последний. Около 7 вечера вышли, помолясь. Всё русло заросло болотными цветочками. Мы с Олей просто прорубались. Матрос мой пока адекватен: гребёт в нужном направлении. До места стоянки дошли поштучно около 9 вечера.

Оля

Личные впечатления от первого в жизни похода на байдарках. Ё-моё!!! Это просто ужас. А вместе с должностью завхоза – КОШМАР! Особенно когда сидишь байдой на бревне посреди речки, когда плывёшь под обваленным мостом.

В первой части Зоя не рассказала о том, кто конкретно присутствует в нашей "звёздной" команде, которая начала пить водку, как только мы покинули пределы Смоленска, и продолжала это делать в течение всех 7 часов нашей поездки к началу маршрута. Итак, встречайте:

• Никитас Зоя (к) – летописец;
  • Яренская Ольга – медик, защитник наших продуктов от Альфа по совместительству;
  • Иванова Ольга – завхоз (вечно ищущий вечно пропадающие про-дукты), по совместительству казначей;
  • Фёдорова Ольга - участник;
  • Минина Маша – участник;
  • Саламахина Галина – участник, по совместительству жена Саши;
  • Саламахин Саша (к) – муж Гали;
  • Саламахин Альфред – пёс, по совместительству тот, кто ест всё, что плохо лежит.
  • Харитонович Виталик (к) – участник, по совместительству ро-мантик;
  • Петраков Слава (к) – участник;
  • Григорьев Миша (к) – руководитель.

P.S. – (к) – капитан

07.08 (2-ой день)

День рождения Оли-врача (поздравляли весь день, при первом удобном случае).

Со стоянки стали уходить в 11 утра. Мы с Олей отошли первые и стали болтаться на волнах озера (Хвойное, кстати) в ожидании остальных. Тут к нам из-за угла, скрипя вёслами, подплыло местное население в виде глуховатого старичка. Для завязывания разговора он сообщил, что у него что-то болит голова и предложил поменять "лекарство" на рыбу (ещё не пойманную). Мы его отправили к лагерю. Его там "полечили", за что он впоследствии отвалил нам две щуки (это пока наш самый крупный улов). Наконец все собрались, встали на воду и длинной цепочкой пошли.

Довольно неожиданно было, когда мы из громады озера, по которому бегают мелкие "морские барашки", вышли в узкое русло протоки, скребя вёслами по берегам. Протока соединяет оз. Хвойное и оз. Чесное. Не зная выхода из оз. Чесное в р. Великую, найти его очень проблематично. Вход в районе д. Озёрная зарос камышами и другими речными кустиками. Река в этом месте вообще очень заросшая: местами как будто бы идёшь по мокрому полю (кругом трава, какая-то "морская капуста" кочанами и россыпи нежных лилий). Сквозь такие луга мы с Олей продирались под команду: "Правой! Правой! Ещё раз!" (Командовал матрос). Матрос у меня уже пообвыкся, расправил крылья и всю дорогу раздавал команды типа: правее, левее. Когда она отвлекалась на "поправить платочек" и на "Ой, гляди, уточка!", мы тут же куда-нибудь забуривались.

Не знаю, почему это реку назвали Великой: узкая, заросшая, течение слабое.

Мы шли за Мишей, за нами шли Саламахины с Альфом. Альф уже не гавкал, видимо понял всю безысходность своего положения. Над рекой раздавался только его стон "а-ля собака Баскервилей". Потом он вообще притих. Правда, с утра он был очень активен, проявив неожиданный интерес к моему матросу и её синему плащику. В итоге она идёт у меня как оборванец. На одной из остановок Альф скромно подпрыгнул к Оле, Оля ему обречённо: "Ну, дорывай, уже". Альф с готовностью оторвал ещё пару кусков.

После впадения в Великую какого-то притока мы собрались до кучи и, посовещавшись, решили идти к озеру. Адмирал сказал, что тут идти недолго и течение побыстрее. Что оно ТАКОЕ быстрое, он не предупредил. Русло реки завалено деревьями, много мелей и камней. Оля выучила новое слова "бурунчик".

Обгоняя байду Петракова, мы не справились с управлением, подрезали их, посадили на мель и пошли дальше. Они грустили весь оставшийся день и лелеяли планы отмщения.

Оля

Чему было суждено осуществиться в виде абордажа их лодки со стороны кормы.

Фраза дня моего матроса, когда зайдем на мель или прибьёмся к дереву: "Сиди, я тебя вытяну!" И вытягивала! После очередного разрушенного моста русло неожиданно раздвоилось, пока мы устраивали консилиум на тему "Куда пойти?", нас занесло в правый, более мелкий рукав. Вылезли обе. Оля схватила нос и со словами: "Держи свою задницу, а то меня ею прибьёт" потащила байду.

После очередного поворота часа через два такого ралли мы увидели Мишу с камерой, тут же на глазах общественности уселись на мель, слезли и причалили к какому-то подозрительному островку, на котором нас ждал Миша. Миша гостеприимно развёл руками по сторонам: смотрите. Из воды во все стороны торчат обломки деревьев. Кладбище леса. Когда тут по берегам строили плотину, и из трёх озёр получилось одно, затопив прибрежный лес. Медленно и осторожно мы миновали это препятствие, и вошли в оз. Верято. Красиво тут. Очень напоминает Карелию. Машем крыльями уже из последних сил. Матроса потянуло на размышления: "Интересно, с какой скоростью мы идём?" Помолчав, ответила сама: "В две замученные бабские силы". На стоянку встали в 10 вечера.

08.08 (3-й день)

Сегодня у нас днёвка. На удивление, встали все рано и хаотично стали бродить вокруг стола и съестных припасов. Пользуясь добротой завхоза, завтрак растянулся часа на два. Вскрыли банку красной икры, сгущёнку и оленину производства п. Кардымово (!).

Черники тут мало, из грибов одни сыроежки (Завхоз и Галя, правда, нашли немного лисичек и подосиновиков). После завтрака (вернее, когда все набили животы чем попало) стали готовиться в бане. Моя Оля и Маша, покормив Виталика, вооружились удочками и поехали на промысел рыбы. Их не было больше часа, но визжали они периодически. Пришли без рыбы. К вечеру баня созрела. По старинной русской традиции, первыми пошли мужики. Их голые попы мелькали перед нами около часа (они забывали предупреждать нас, когда отворачиваться). Наконец пошли и мы. Тесное, низкое, холодное сооружение, но: ТАК ЗДОРОВО! Особенно можжевеловый веник и когда по тебе, сопя от усердия, лупят четыре девчонки кустоподобными вениками.

Оля

Зоя всё очень романтично описала, а теперь мне хочется разбавить это прекрасное описание нашей замечательной днёвки сообщением о беспробудном пьянстве старшей половины нашей команды. Только вот никак не найду слов, чтобы описать этот ужас.

Пьют они сразу, как встанут (часов с 7-ми утра), умудряются пить во время перекусов на реке вплоть до момента отбытия ко сну.

В пьяном же виде они пошли в баню – отсюда, наверное, и приступы эксгибиционизма, когда они голышом бегали за водой чуть ли не вокруг стола, где все девчата пили чай. Бедная Маша даже стала прятать голову под стол.

Мы париться в бане голышом не стали, подумали, что пьяные мужики отворачиваться не станут. Наши ожидания оправдались. Виталик даже приготовил раскидной стул напротив запруды, куда мы бегали из бани и со стаканом супернапитка "Глюк" (компот + спирт) наблюдал за тем, как мы моемся (по большей части без купальников). Кстати, если вылить "Глюк" на камни в бане, то запах – просто класс!

Засыпали мы плохо. Наша палатка: 2 Оли, Зоя и вечно пьяный Петраков. Олю что-то потянуло на разговоры, а потом пришёл поддатый Слава, отдавил мне ноги, дал под зад коленом, чуть не перепутал свой спальник с моим. Не выдержав запаха огурчиков с водкой слева и рук, пропахших луком у Оли (которая забыла их помыть после приготовления полуночного салатика), я решила прогуляться. А когда вернулась, на половину палатки развалился Петраков. Не проснулся он, и когда ему долго светили в лицо фонариком, и только благодаря Зое, которая его хорошо сдвинула, мне удалось занять своё место.

А из-за пьянства командиров (кроме Зои) и безалаберности матросов, которые догадались прикрыть только часть продуктов, с утра большая часть нашего имущества намокла.

09.08 (4-й день)

Проснулась под тихий шёпот дождя. Подсознание всё поняло сразу и уснуло дальше. Следующее пробуждение состоялось около 10 утра. Ливень. Что-то толкнуло выглянуть в тамбур: так и есть – полрюкзака вылезло на улицу, подставив свой бок под дождь. До 12 были вялые попытки собраться и уйти. Почти получилось. Но дождь и порывы ветра, усугубленные "активностью" Петракова, не способствовали этому. К обеду сварили завтрак, поставили крест на сегодняшнем движении, развесили свои мокрые шмотки, и пошли мы с Олей за грибами. Какой странный лес: грибы растут строго вдоль тропинок, по лесу искать их бесполезно. На полдник Оли испекли, проявив немалый героизм, блины. По старинной русской традиции умяли их с красной икрой. Саламахин с Виталиком надёргали "килек" на уху. Так и развлекались весь день в добывании и перерабатывании еды. Погода к вечеру ухудшилась: завеса мороси и сильные порывы ветра. Не хотела бы я сейчас оказаться на воде. У костра под переборы Мишиной гитары всё же лучше.

P. S. Как оказалось впоследствии, это был не просто сильный ветер, а настоящий ураган.

Вот что сообщали средства массовой информации:

" По территории Псковской области проходит циклон с порывами ветра до 20 м/с. Как сообщили ПАИ в пресс-службе ОАО "Псковэнерго", наиболее пострадал от стихии юг области - Великие Луки, Куньинский, Невельский, Новосокольнический, Усвятский районы. Именно там шторм достигает максимальной силы, в результате порывов ветра и падения деревьев страдают линии электропередач, происходят обрывы.

За сутки в этих районах произошло 132 отключения линий 10 кВ, 5 - линий 35 кВ, и линии 110 кВ Лидовской-2. На данный момент отключёнными остаются около 70 линий и 14 отпаек 10 кВ. В минувшие сутки в Южном филиале "Псковэнерго" на восстановлении трудилось 27 бригад, 10 августа на обход и ремонт линий вышло около 40 бригад энергетиков. Для обеспечения энергоснабжения больницы в Новосокольниках, птицефабрики в д. Борки энергетиками Южного филиала предоставлены дизель-генераторы.

На территории Опочецкого, Островского, Пустошкинского, Пыталовского, Себежского районов Псковской области, обслуживаемых Западным филиалом электрических сетей "Псковэнерго", к утру 10 августа отключёнными оставалось 46 линий, 11 отпаек. В Пустошке на подстанции-309 произошло отключение секции шин 10 кВ. Ведутся ремонтные работы. Потребители запитаны, в распоряжение администрации Пустошкинского района передан дизель-генератор. Ввод секции шин в работу в ближайшее время существенно сократит число отключённых линий."

10.08 (5-й день)

Надо уходить – мы все тут погибнем.
(мысль, пришедшая во все 11 голов)

Ночью творилось что-то невообразимое: свистело, гудело, лил дождь и падали деревья. Зная, что вставать нам рано и "пилить" весь день – все спали до упора. Петраков не выдержал первым. Собирались и сушились полдня. Погода отвратительная: холодно, в воздухе висит пелена дождя.

Галя утром нашла свой голос (она потеряла его в начале похода). Виталик устроил шаманские пляски с бубном (использовал для этого свою сковороду), нагоняя хорошую погоду.

Вышли около двух дня. Дует сильный ветер, мокро, холодно и страшно, особенно за вверенную обществом жизнь матроса. Матрос, похоже, не боится. Хорошо. Всё командует: правее, правее. На выходе из озера – подводный лес. Крадёмся осторожно, но всё равно уселись на какой-то пень. Виталик снял.

В Капылок пришли около 4 дня. Сбегали в магазин за недостающим (магазин работает до 17.00), перетащились через плотину (около 100 м ) и дальше. В русле реки множество больших валунов. Река в этом месте любит разливаться в подобие озёр. Мы с Олей озёр не любим. По берегам поля с чахлыми кустиками. Около 8 вечера подошли к берегу с еловым лесом. Тут и встали на стоянку.

Все деревья обтянули верёвками, развесив мокрые вещи: хорошо, что закончился дождь.

Вечером Миша устроил желающим праздник души и тела – массаж. Здорово! И не нужен мне даже никакой ужин.

11.08 (6-й день)

Это походное утро – самое чудесное из всех, которые были. Ещё не проснувшееся небо голубеет чистой полоской над лесом, а в преддверии хорошей погоды солнце подмигивает сквозь облака.

На завтрак в картошку положили 4 банки тушёнки. Мы с Олей рады вдвойне: тащить всё меньше и меньше (все консервы едут у нас).

Начали выходить во втором часу дня. Медленно грябаем в ожидании обещанных страстей. Отдельные булыжники и вот – началось. Первый поворот комом (Саламахиных развернуло течением поперёк основного русла, стали обходить их справа, а там мелко. Пришлось вылезать, выталкивать). Зато потом, вырвавшись в лидеры, мы всё прошли классически без дыр и повреждений. (Не скромно, зато правда). Идём (вернее, летим), балдим.

Хорошо, Миша описал место, где стоит плотина: левый поворот можно и не заметить.

Саламахины пробились, пока они клеились, мы с девчонками пошли гулять по Поддубью. В деревне энергетический кризис (последствия урагана): второй день сидят без света, телефоны и холодильники не работают. Магазин вполне приличный (есть даже губная помада), работает до 9 вечера. Деревня большая с асфальтированной магистралью, вдоль которой стоят брошенные двухэтажные бараки.

Виталик провёл свою байду по плотине (пока мы изучали Поддубье). Я с Мишей тоже решили блеснуть героизмом. Не страшно и не сложно (по крайней мере "глупым" матросам).

В 16.30 наконец-таки стали отходить от плотины. Дальше русло спокойное, лишь пару хитрых полуразрушенных мостов. Грести надоело, идём разговоры разговариваем.

Оля - мой матрос

После неоднократных маневров ближе к концу дня матрос повышен в звании до старпома.

Прошли пару приличных стоянок. В команде у нас тотальная демократия: голос общественности в лице Виталика решил идти на оз. Яцкое. Основной аргумент – там красиво. Тут, на реке, надо сказать тоже замечательные места. (Голос Виталик к вечеру потерял). Вышли в озеро, встали на левом берегу. Как только встали, на горизонте показались лодки, идущие прямо к нам. Мужчины наши напряглись, Миша дружелюбно не выпускал из рук пилу. Это оказались аборигены, которые плывут на танцы на турбазу.

Щи на ужин, пожалуй, самой вкусное блюдо похода.

12.08 (7-й день)

Кто понял жизнь – тот не спешит.
(восточная мудрость из уст Петракова)

Что-то барабанит по палатке. Мозг ещё не проснулся. Но организм уже сидит у двери. Старпом уже в тамбуре. Бежим спасать сохнувшие вещи. Это не опыт, а приобретённые рефлексы.

Матрос Оля (она же старпом)

Утро старпом начал с чашечки горячего кофе в спальник (накануне чашечку кофе проспорил капитан мой).

Дождик моросит всё утро. После часа дня поступила команда к старту. Наш женский "краснознамённый" образцово-показательный экипаж собрался как всегда первым. Пока стояли, ждали остальных, к нам подошёл местный отдыхающий. Как он нам косвенно представился – московский интеллигент. Ездит отдыхать сюда уже лет 10. Ловит рыбу и раздаёт желающим. Около 15 дня наконец-таки вышли. Обгрябали полуостров и вышли побродить по турбазе. Обстановка советская, народу куча. Не понимаю такого отдыха. Танцы 3 раза в неделю и магазин с полузелёными помидорами.

Между оз. Звериным и оз. Езерище река течёт по очень красивой местности, множество стоянок, все заняты. Туристы тут окопались, пустили корни, ловят рыбу и никуда не идут.

Езерище прогрябали. Вышли в реку. Нашли очень красивое место. На стоянку стали около 7 вечера. Просто чудо: почти все сухие. (Оля нашла способ – залазит в мусорный пакет, мне же отдаёт с барского плеча обноски плащей).

Отдыхаем душой и телом перед последним рывком на запад.

Оля

Добавление к сегодняшнему утру. Особенно к тому, что у моих соседок просыпается сначала тело, а потом мозг. Если бы мозг просыпался раньше – они давали бы спать другим. В любом случае, если я когда-нибудь пойду в поход с Зоей и Олей, то обязательно возьму с собой снотворное, которое буду подсыпать им вечером в чай.

Но если честно, нашим женским экипажем можно восхищаться. Идут всегда впереди, следом за Адмиралом, почти всегда вписываются в повороты. Молодцы! Не всякий женско-мужской экипаж может похвастаться такой выдержкой и усердием.

13.08 (8-й день)

С утра Виталик и Саша сняли сети (рыбнадзору не читать!), полные рыбы. Каждому досталось по 3 штуки. Все сыты, довольны и счастливы. Альф слопал все рыбьи головы, наверное, будет светиться в ночи.

За завтраком продолжают вечернее запугивание предстоящей дорогой.

После часу дня наконец-таки отчалили. Идём со старпомом в ожидании страстей. Пилим уже час, красивые высокие берега и больше ничего.

Первые бурунчики, объезжаем, не страшно. Расслабились. Опа, наскочили на монумент. Оля посидела, как Петр I на коне, сняла её, пошли дальше.

Поворот – скорость увеличивается, потом ровные участки. Шкуродёрные мели. Уселись на одну опять в момент расслабления. Вырвались вперёд, остановились "покурить". Нас догнал запыхавшийся Адмирал, "настучал по попе". Больше вперёд не убегаем.

Два подобия порога. Ну, вот и кончилось всё. Даже не успели испугаться. Может вода высокая?

Причалили вблизи д. Холое. Погода замечательная. В лесу наелись ежевики. Завтра с утра за нами придёт машина…

Оля

Вот опять читаю строчки за сегодняшний день и опять восхищаюсь женским экипажем. Наша байда "конёк-горбунок" (назван так из-за огромной горы вещей посредине, которая не даёт одеваться, как положено, юбке) 3 раза села на мель, 2 раза чиркнула по камням. А один раз совершили поистине акробатический номер: сели на острые камни, байду развернуло, и мы преодолевали пороги кормой вперёд, из-за плохой видимости снова врезались в камни, развернулись носом вперёд и, наконец, вышли на чистую воду.

Вот так, а то – один раз сели на камень, один – на мель...

А ещё хочу добавить уже как завхоз. Сколько еды у нас осталось! Мама родная! Это же, сколько лишнего мы возили с собой!

4. Список продуктов, смета

Рожки кг 5 2,5
6 Мука:
обычная кг 1 0,5
для оладий кг 1 -- Блинчики с икрой….
7 Сахар кг 1,7+ свой 2
8 Сливки сухие кг 1 0,8
9 Соль кг 1+1 1 В начале похода потеряли бутылку с солью, поэтому пользовались солью Виталика. В конце похода соль нашли в байде Виталика.
10 Масло топлёное кг 0,5 0,25
23 Тушёнка
Говядина, 325 гр. банка 26 4
Свинина, 325 гр. банка 9
Оленина, 325 гр. банка 2 1 Нет слов, какая гадость! Олени и рядом не пробегали.
24 Цыпленок, 352 гр. банка 10 - В супе очень уместно!
25 Печень трески банка 2 -
26 Кукуруза банка 4 -
27 Паштет гусиный банка 4 1
28 Сайра банка 3 -
29 Килька банка 5 1
30 Шпроты банка 5 1
31 Сгущёнка банка 6 -
32 Кетчуп, 500 гр. Бут. 2 1 Странно, что это осталось! Может, завхоз прятал где-нибудь?
33 Горчица Тюб. 2 1
41 Помидоры кг ~10 -
42 Ананасы консервированные банка 1 - Употребили с шампанским
43 Алкоголь По усмотрению Сколько не бери, на Верято кончается

Группой было сдано по 500 рублей с человека на продукты. Из 5000 рублей на момент выхода группы на дистанцию оставалось 714 рублей, которые во время похода были успешно потрачены на:

Продукты Ед. изм. Кол-во Примечание
1 Сыр колбасный палка 0,5 Часть погрыз в ночи неизвестный грызун, остальное съели сами
2 Сыр твёрдый кг 0,3 Разумеется, всё съели
8 Лаваш шт. 2
9 Шоколад "Воздушный" шт. 2
10 Сгущёнка банка 2

Продукты, привнесённые в общий котёл по доброй воле некоторыми участниками:

1 Икра красная баночка 2 См. п. 6 основной таблицы
2 Картошка ведро 3
3 Морковь шт. 5
4 Лук кг 2
5 Изюм кг 1
6 Курага кг 0,5
7 Капуста Кочан 6

5. Карта
ВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликаяВеликая