11 января 2013
Сергей Шендеровский (Ярославль)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Автор - Сергей Шендеровский (Ярославль)
Фото Светы Шендеровской

Собираясь на Агидель, захватите побольше фонариков!

Словами красоты этой речки (как, впрочем, и других) все равно не опишешь, надо смотреть своими глазами. Этим текстом я не буду пытаться объять необъятное, а просто присоединюсь к призыву Ирины Латенко обязательно побывать на Агидели, а заодно попытаюсь обратить более пристальное внимание на одну из особенностей этого маршрута, о которой обычно упоминают вскользь.

К сожалению, самый живописный участок - последние километры перед выходом из гор - уже к 2000 году был сильно испорчен вырубкой леса по берегу. Но посмотреть все равно есть на что. Причем смотреть надо не только по сторонам и снизу вверх, но и сверху вниз и вдаль. Лазайте где только можно на соседние горушки и скалы. Во многих местах для этого никакой альпинистской подготовки не требуется. Еще совет - отнеситесь скептически к мнению, что до Старо-Субхангулова (Бурзяна) ничего интересного нет. Мы шли от Каги (турбаза "Агидель"), а супружеская пара Женя и Зоя из Москвы на Щуке (у них я впервые увидел эту лодку и тогда же решил приобрести себе) от Ломовки (это чуть ниже Белорецка) и не жалели. На этом участке, конечно, побольше населенки. Например, на участке от Мурадымова до ручья Майдашлы стоянок практически нет, села плавно переходят друг в друга. Но тут есть свой колорит: спортивные коровы, сигающие с разбега в реку, огромные флотилии домашних гусей, знаменитое приветствие местных детишек "туристывыоткуда". С местным населением на протяжении всего маршрута у нас никаких проблем не было. Надо только помнить, что вокруг у них луга и покосы и вообще это их дом. Любители сладкого могут запастись знаменитым башкирским медом. Чуть в стороне от реки расположена деревня Иргизлы. Там рядом со школой живет большая дружная семья Самохиных. Хозяйка Фарида Абдуловна устроила нам настоящую, как сейчас модно выражаться, презентацию с чаепитием, дегустацией (если так можно назвать поедание эдак полкило продукта) различных сортов меда - цветочного, липового и кленового (по ее словам, особо целебного, который в основном оставляют пчелам), сметаны, гораздо больше напоминающей масло и домашнего хлеба. К сожалению, пчеловодство на Агидели тоже может пострадать от строительства плотины - из-за усиления туманов.

Заядлые рыболовы скучать не будут. Рыба в реке есть. Мы регулярно ловили на спиннинг окуней и щук, а во время лета поденки 300-500 граммовые язи, голавли и подлещики бросались на наживку, как верхоплавки. Что касается тайменей, то, похоже, теперь их на Белой нет или очень мало. Мы не видели. А вот сомы точно есть.

Но самое необычное впечатление похода - это пещеры. Оговорюсь сразу, я не спелеолог, и даже не дилетант, более того, в настоящих пещерах оказался впервые в жизни на Агидели. Так что за точность описания и тем более правильность советов не ручаюсь. (Уважаемые спелеологи - авторы и посетители этого сайта! Пользуясь случаем, прошу: поделитесь с чайниками простейшими краткими и доступными советами, как готовиться и вести себя в пещерах. Как определить, куда можно соваться, а куда нельзя и т.д.). Несколько общих рекомендаций - фонарики у каждого, желательно еще и запасной иметь. Одежку, которую не очень жалко и легко стирать - перевазюкаетесь, если конечно в стОящие места поползете. Следующий совет истинный спелеолог, возможно, раскритикует, но новичку для уверенности в обратном пути лучше оставлять за собой какую-нибудь "нить Ариадны". (Мы использовали, пардон, обрывки туалетной бумаги, а кто-то фантики от конфет.) Только собирайте все тщательно и ТОЛЬКО СВОЕ на обратном пути. Обязательно берите фотоаппарат. Несмотря на кромешную темноту, в пещерах получаются удивительно эффектные фотографии. Более того, в неверном свете слабых фонариков вы всю красоту и все краски вряд ли увидите. Они "проявятся" потом на фото. Конечно, для этого нужна хорошая вспышка. Хорошо бы, конечно, иметь с собой схемы пещер. Некоторые есть в книжке "Пещеры Урала", ФиС, М1971, составитель Ю.Е.Лобанов.

Про Капову пещеру (Шульган-Таш) сказано и написано много, добавлять ничего не буду.
Гораздо большее впечатление на нас произвела Сказка (она чуть выше по реке). Многие читатели старшего пионерского возраста (вроде меня) наверняка смотрели советский революционно-тропический боевик "Сокровища пылающих скал". Там заглавный герой полз в расположенную внутри скалы сокровищницу по узкому, с полметра в диаметре, лазу, считая повороты, ручьи и прочие приметы. Вот примерно так (в чуть смягченном варианте) и в Сказке. Вход в нее расположен на высоком пологом склоне примерно в пятистах метрах от берега. Это небольшая дырка в земле, точнее в известняковом обнажении, не то что огромная арка Каповой или массивные ворота Театральной. От входа короткий пологий спуск с изгибом влево ведет в грот Гостиный. Там еще виден дневной свет. Из Гостиного ведет довольно просторная поначалу галерея, которая после поворота направо превращается в узкий лаз. Проползти по нему можно на левом боку (это важно!, лаз изгибается вправо и по-другому не получится, если только вы не человек-змея или форточник). Есть там и ручеек или, по крайней мере, лужица. Через несколько метров вы упираетесь головой в стенку и кажется все - приплыли, тупик. Ан нет. Лаз поворачивает круто вверх, и чтобы выбраться, от вас потребуется известная ловкость или помощь товарищей. Но усилия стоят того - вы в Столовом гроте. Это зал метров двадцать в поперечнике с высокими сводами и балкончиками. На полу - здоровенные бульники (из-за них, кажется, и произошло название грота). Очень красивы узорчатые наплывы на стенах (как сказано в книжке - живописные драпировки и каскады). Дальше Столового мы никуда не лазили (а энтузиасты в Сказке по несколько часов проводят, говорят, что Капельный грот еще красивее) так что ничего больше и не скажу. Вообще пещера большая, в других гротах есть озера, но, повторяю, мы там не были. Для новичков впечатлений и так хватит.
Очень интересно полазать и по другим относительно небольшим пещеркам (входы во многие из них, в отличие от Сказки, хорошо видны с воды - мимо не проплывете. Из крупных - вполне доступна Театральная. В Акбутинскую мы не попали - там работали археологи.

На Белой есть и пещеры с входом в виде огромных вертикальных колодцев - провалов - это одна из крупнейших пещер Урала Сумган-Кутук и несколько расположенных неподалеку от нее пещер поменьше. Находятся они в районе заброшенного хутора Сакасска, здесь же вы сходите и на знаменитое Голубое озеро и в Драконово ущелье. От стоянки на берегу сначала идет одна тропа. Потом в районе ручейка (сейчас точно не помню до или после - на месте не промахнетесь) она разделяется (от развилки основная (правая) тропа - на Голубое озеро (около километра), за ним тропа по крупным осыпям в Драконово ущелье (там тоже есть пещерки) и на скалу над озером. А отворот налево - к провалам).
Тропа к провалам после развилки у ручейка идет по лесам, холмистым лугам, зарослям высокой травы и перелескам. Сначала в лесу вы встретите первый маленький провальчик - на березе висит табличка "Южный" или "Южная" (в книжке она называется Шахта-40, глубина у нее 40 м, а вход в 50 м справа от тропы очень узкий), а еще через 2 км, примерно в 4-5 км от реки - и сам Сумган-Кутук. (В некоторых лоциях говорится - 7 км до ближнего и 14 до дальнего провалов - так вот, это явный загиб, мы шли не более часа, хотя что там называется ближним и дальним провалами - не ясно).
Вход в Сумган представляет из себя огромный 20х10 м колодец, общей глубиной более 100м. Будьте осторожны! Без специальной подготовки и снаряжения лезть туда нельзя. (Это я на всякий случай - любому вменяемому человеку эта мысль придет в голову самостоятельно и немедленно). Рядом на скале висят мемориальные таблички - несколько, как минимум трое, спелеологов погибли в этой пещере. Внизу течет подземная река с сифонами, и изображение на одной из табличек человека в акваланге наводит на мысли, от которых у меня мороз по коже. Окрестности провала очень живописны - холмы, карстовые лога (что-то вроде оврагов), невдалеке есть провал в виде огромного карьера с перемычкой и беседкой наверху. Оттуда уже, если правильно помню, виден заброшенный хутор. Невдалеке бежит ручей. Растительность очень приятная - цветущие луга с редкими соснами, березами, липами, кленами и дубами.

Примерно в километре к северу от Сумгана в лесу находится Четвертая Кутукская пещера - самая глубокая на Урале. Мы набрели на нее вдвоем с другом довольно случайно, во время второго моего посещения провалов. Вход в Четвертую гораздо доступнее, чем в Сумган. Это колодец примерно15 м в поперечнике и глубиной около 10. Тогда вниз вела матерая березовая лестница. Сохранилась ли она - не знаю, но в любом случае 10 м - не 100, да и вокруг лес - за дерево можно в крайнем случае веревку привязать. Для меня посещение Четвертой - пожалуй второе по силе (после Сказки) впечатление. На дне колодца небольшой ледник. В стене дыра - начало галереи, которая извиваясь ведет наклонно, кажется, прямо в центр земли. Галерея просторная, пол завален валунами, встречаются обрывы. В книжке говорится, там есть подвешенное озеро (не знаю, что это такое). Потом еще несколько галерей и всяких чудес. К сожалению, нас было только двое, один фонарик на двоих, и оставшиеся в лагере на берегу не знали точно, где мы. Так что с точки зрения безопасности лезть туда было бы авантюрой. Поэтому прошли мы несколько десятков метров до первого вертикального обрыва в пару метров глубиной и вернулись. Назад без света (если бы фонарик сдох) вылезть было бы трудно. Кстати, у края колодца в лесу валялись чьи-то вещи. Энтузиасты были где-то глубоко внутри, и мы их не слышали.
После Агидели я начал понимать этих ребят.

Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года Агидель (Белая) - август 2000 года