28 декабря 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I

Моя неразделённая любовь с лыжным туризмом продолжалась уже несколько лет, а вот сходить в полноценный категорийный поход так всё не получалось… И вот в сезоне 2018-2019 я твёрдо решил закрыть лыжную единичку.

Вначале планы строил на новогодние каникулы, но ни одного подходящего для себя похода так и не нашёл. После чего стал уже присматриваться к весенним походам заявленным в родном клубе ПКТ.

Однажды когда я шёл утром на работу мне позвонил мой товарищ Митя (с которым я ходил на Казбек). Немного порассуждая о весенних походных перспективах было решено замутить свой лыжный поход со всем вытекающим. Район предложил Митя: Кандалакша (Кольский п-ов, Мурманская обл.). В качестве руководителя решили поставить меня. Несмотря на то, что это был мой первый лыжный категорийный поход, правила спортивного туризма допускают к руководству туристов без опыта единичек в данном виде туризма при общем достаточном туристическом опыте.

Район вблизи города Кандалакши не менее популярен на Кольском полуострове чем Ловозёрье и Хибины которые более на слуху у обывателя. Представляет из себя довольно уютный район площадью около 300 км² с болотами, лесами и возвышающимися над ними небольшими горными грядами до 700 м в высоту (наивысшая точка г. Баранья Иолга 785 м). В отличие от тех же Хибин с Ловозёрьем зимой можно путешествовать как по низинам – в лесной зоне, так и по верхам – по тундре (главное что бы позволяла погода), при этом проходя весь район насквозь.

Составить маршрут вписывающийся в параметры первой категории не составило труда. По традиции перенятой мною у моего первого руководителя (Ани Волковой) я дал ему имя. И нарёк я наш маршрут «Колвицкие котята».

Колвицкие котята

Команда сформировалась довольно быстро: я с Митей, моя супруга Оксана, Лена и Таня с которыми нам предстоит горная 3-ка в августе под руководством Мити, Андрей – слушатель первого года школы туризма ПКТ, Серёжа – третий участник нашего восхождения на Казбек, и Алексей – друг Мити.

Сразу хотелось бы заметить, что численность группы определял размер нашего походного шатра рассчитанного на 8 человек. Шатёр был не классический, а «инновационный» конструкции Кости Долгополова (руководитель школы ПКТ, адепт ски-тура, учитель химии и просто хороший человек) – переделанная кемпинговая палатка Family Fox от RedFox. Наш клубный «швея» Сергей Шмелёв объединил в общее пространство внутреннюю часть палатки, вставил разделку под печную трубу, пришил ветрозащитную юбку.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

После первого тренировочного ПВД Лёше (другу Мити) пришлось отказать в участии в виду расхождений взглядов на дисциплину внутри туристической группы. Решение честно говоря было не простым и отложило свой отпечаток на моих внутренних переживаниях… Начался срочный поиск нового участника. Через интернет откликнулся на призыв некий (на тот момент, а позже очень хороший человек) Максим. И уже на втором выезде в леса Карельского перешейка он был с нами.

Но оказалось, что Митя параллельно кинул кличь по своим друзьям и товарищам и на его зов откликнулось ещё два человека – Аня и Паша. Делать нечего – нужно брать. А что бы всем поместиться мы запланировали взять с собой 2-х местную палаточку и спать мужским составом «по холодному» в ней по очереди.

В итоге с Пашей мы познакомились уже в поезде. Кроме Мити его никто лично не знал. И первые минуты знакомства дали понять, что этот парень полон сюрпризов… А Аня за сутки до поезда сломала руку. Все поняли что это знак… позже череду маленьких неудач и неприятных происшествий тянущихся через весь наш поход мы окрестили «Проклятие Лёши Иванова» (того самого которого я исключил из группы), и сломанная рука их открывала.

03.03 Поезд привёз нас в город Кандалакша утром в 08:15. Выйдя из вагона все сразу вспомнили что такое зима – за бортом было -24°С. После тёплого вагона и уже весеннего Питера с околонулевой погодой и отсутствием снега мороз казался невообразимым.

На вокзале в Кандалакше

На перроне нас уже ждал водитель. Быстро загрузившись мы поехали по трассе 47К-010 к началу маршрута. Я сильно ступил – не достал навигатор, и не оговорил при встрече с водителем где он нас в итоге высадит. Дело в том, что трансфером занимался не я лично, а один из участников нашей группы, и поэтому некоторые подробности для меня остались «за кадром». В итоге водитель провёз нас на 8,5 км вперёд по трассе – к устью р. Верес. Хотя, нужно признать это было скорее нам в плюс: первый день мы должны были втянуться в поход продолжительным марш-броском по льду Колвицкого озера и наша незапланированная точка старта была наиболее удобна ввиду простого и проторенного (местными рыбаками) выхода на лёд.

Для справки, телефон водителя 8-952-299-04-61 Артур. Сразу скажу, что цены у разных людей и компаний очень разнятся и именно у этого человека на тот период была самая невысокая.

Поход начался с мыслями «мы все тут замёрзнем к чертям» и пониманием рока нависшего над нами в виде «проклятия Лёши Иванова» (если Лёша ты это читаешь, то не воспринимай это более чем шутку): Митя забыл кальсоны от комплекта термобелья в поезде, в попытках нанести мазь на лыжи Оксаны ей прожгли газовым резаком скользяк, а я сломал ручку у этого резака.

Утеплившись мы потихоньку выдвинулись вперёд.

Первые метры маршрута

Над озером постепенно вставало солнце.

Миражи

Уже первые километры выявили спортивного лидера – Пашу. Несмотря на все просьбы не разрывать группу – он шпарил в своём темпе далеко впереди… Помимо этого он сразу дал понять, что совершенно не понимает куда и зачем мы идём глобально, но при этом у него есть своё мнение здесь и сейчас куда нам нужно идти… В общем, все оставшиеся дни Паша своим абсурдом не давал скучать всей группе.

Нормальная ситуация на протяжении всего маршрута: я размышляю как быть и говорю куда идти, Митя вмешивается и начинает давить своим авторитетом, но тут появляется Паша со своими идеями.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

В конце дня я больше всего уставал не физически, а морально от постоянного потока информации от Мити и Паши.

Найдя место для бивуака, мы опять столкнулись с проявлением «проклятия Лёши Иванова»: участник который должен был взять пилу забыл её дома. Хорошо что у нас был предусмотрен аварийный вариант в виде цепной пилы, которая и стала основным инструментом заготовки дров в этом походе.

Первый день показал на сколько наша группа готова сделать запланированный маршрут… За ужином немного поразмыслив я решил отказаться от первой нашей радиалки запланированной на второй день маршрута на г. Кососельга.

Вечером Паша выдал сразу несколько своих «выкрутасов» в плане одежды и снаряжения которыми он дико гордился (из-за их дешевизны и лёгкости), но которые создавали ему и всей группе в целом максимум дискомфорта:

- в качестве обуви на нём были тряпичные кроссовочки которые насквозь промокали от попадающего через дырки в верхе бахил снег;

- спальник его был на столько тонок и лёгок что он мёрз даже в шатре с печкой и ни о какой ночёвке «по холодному» не могло быть и речи.

04.03 Утром следующего дня мы начали свой неспешный подъём на Йолги-тундры.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

Набрав примерно 100 м по высоте мы вышли на чью-то свежую лыжню и уже через 10 минут нагнали группу из Рыбинска. Часть участников из их группы мучилась с жутким прострелом и мы подарили им остаток одного из взятых нами клистера.

Погода радовала солнцем и лёгким морозцем.

Примерно в три часа дня мы были на границе зоны леса.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

Решено было траверсировать северный склон горного массива и встать как можно ближе к горе Баранья Иолга – высшей точки района. Пройти тундры на сквозь одним днём как я планировал изначально было не под силу нашей группе.

Во время траверса мы лицезрели потрясающий вид Хибин.

Вдали видны Хибинские горы

Встали мы в одном из распадков на границе леса и тундры. С нашей стоянки хорошо были видны вдали огни городов Апатиты и Кировск.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

05.03 День 5-го марта был днём восхождения на высшую точку района – гору Баранья Иолга (785 м).

Траверсом поднимаемся на второстепенный гребень горного массива (уклон примерно в 15-20°), а с него уже штурмуем гору.

Погода стояла ясная и морозная. Выше зоны леса мело, но идти было комфортно.

Снега немного – всё сметает ветер. На высоте примерно 650 м снежный покров превратился в тонкий слой наст и идти в лыжах стало не комфортно – сняли лыжи и пошли пешком. Ещё через метров 50 набора высоты угол склона стал более резким – градусов 35.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

В 14:20 мы на вершине. Вершина большое плато примерно 500х200 м. В северной половине геодезический знак занесённый снегом. Нас нагнали двое мужчин из встреченной вчера группы, которые делают нашу групповую фотографию.

На вершине горы Баранья Иолга

В 14:50 начинаем долгий и тяжёлый спуск. Склон обледенелый – катиться на лыжах стоит большого мастерства. Все много падают. Сильный ветер. В очередной раз в наши планы вмешивается недостаточная физическая подготовка группы: мы меняем изначальные планы и спускаемся в ближайшую долину вместо запланированной (лежащей несколькими километрами западнее).

За день я так устал от группы, в особенности от Паши, что ухожу ночевать в отдельную палатку.

06.03 С утра меня настигает «Проклятие Лёши Иванова» и у меня вначале заедает, а потом и вовсе ломается молния на защитной манжете лыжных ботинок. Меня спасло наличие у меня дополнительных утеплённых бахил одеваемых поверх ботинок.

Что бы было понимание ниже фотография ботинок уже не в походе.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

На склоне гор увидели пасущихся северных оленей, но они были так далеки от нас что особо полюбоваться грацией диких животных не получилось.

Весь день мы двигались по равнине. Вышли на «буранку» и по ней «долетели» до очередного места ночёвки. В очередной раз корректируем маршрут в соответствии с силами группы.

07.03 Дошли до горного массива Кандалакшские тундры. Было принято решение взойти на г. Северная (Северный Купол, 592 м). Начался долгий и монотонный подъём.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

Подняться на вершину в этот день у нас не получилось из-за невысокой скорости движения группы, что сильно сказалось на моральном духе Паши. Примерно на высоте 350 м он нас покинул и ушёл в закат… Мы же продвинулись ещё на несколько километров вдоль склона и заночевали на границе леса.

Уже через несколько часов я получил от Паши sms о том что он жив-здоров и находится на вокзале Кандалакши.

Из лагеря хорошо был виден город Кандалакша.

08.03 Поздравив утром женскую половину нашего туристического коллектива мы выдвинулись в сторону вершины.

На высоте примерно в 480 м мы скинули рюкзаки и уже налегке преодолели 100 м набора высоты.

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

На вершине помимо традиционного совместного фото были изображены акробатические фигуру с участием милых дам.

На вершине горы Северная (Северный Купол)

Ура 8-му марта!

Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.

Спускаться без рюкзаков на лыжах было одно удовольствие – накатались вдоволь!

Следующей точкой нашего маршрута был небезызвестный каньон между горами Железная и Средняя.

В ущелье

На протяжении всех дней похода нас сопровождала морозная и ясная погода позволившая насладиться прекрасными видами. И вот в предпоследний день маршрута после обеда температура поползла вверх, небо заволокли плотные облака. Вечером выпал обильный снег, а термометр показал всего -5 °С.

09.03 С места нашей последней на маршруте ночёвки до вокзала города Кандалакша оставалось около 6 км.

На фоне горы Железная

От каньона вела «буранка» через просеку которая вывела нас в городской парк. У моста через речку Нива ведущего из парка в город мы и закончили свой маршрут.

На выходе с маршрута в городском парке

Вокзал в Кандалакше небольшой – зал ожидания и кассы. Никаких дополнительных удобств внутри здания нет. Зато в 100 м от здания (ул.Кировская, д.24А) есть гостиница с столовой «Вокзал для двоих». Тут можно подкрепиться перед дорогой и принять душ за относительно невысокую стоимость.

Итоги и выводы путешествия.

- В общем и целом я остался доволен походом. Надеюсь и моим участникам он принёс много положительных эмоций.

- Я ещё больше полюбил лыжный туризм! Это непередаваемые чувства! Испытание на прочность на подъёме и чувство свободы на спуске! Этот резкий контраст на грани выживания при отрицательных температурах и отдых в наслаждение привычными для горожанина удобствами!

- Дружная и приятная в общении группа делает больше 50% составляющей успешного похода. В целом коллектив собрался у нас очень душевный. Даже Паша, покинувший нас раньше времени и постоянно старавшийся внести смятение в группу был гармоничным дополнением команды.

- Зарёкся никогда не брать не проверенных участников – минимум один ПВД.

- Полный список происшествий объясняемых никак иначе как «Проклятие Лёши Иванова»:

1. Аня сломала руку

2. Митя забыл кальсоны в поезде

3. Оксане прожгли скользяк лыжи

4. Я сломал ручку газового резака

5. Максим забыл пилу

6. У меня сломалась молния на лыжном ботинке

7. От нас ушёл Паша...

Все фотографии в данной статье принадлежат Татьяне и Максиму.

Трек нашего похода тут.

Данная статья является переизданием моей публикации на Livejournal.

Источник : "https://zen.yandex.ru/media/id/5e5e0a2b52d82000132635ce/kandalaksha-lyjnyi-pohod-1-ks-2019030309-5e709a1629c4394704d5c8ab" rel="nofollow"