Виды туризма

10 Января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 1987
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 124 0
Протяженность - 31 километр, число ходовых дней - 1 - 2.
Сезонность - май.

Ижора берет начало из родника у деревни Скворище и впадает в Неву слева на 34-м километре. Длина ее - 76 километров. Большая часть бассейна - луга, пашни, кустарник, леса нет. В верховьях русло сильно зарастает. Дно каменистое, местами песчаное, на порогах - из плитняка с нагромождением валунов. Берега в основном луговые с редким кустарником и одиночными деревьями.
Начинается маршрут от станции Антропшино железнодорожной линии Ленинград - Витебск. От платформы надо пройти вдоль полотна (от Ленинграда) до железнодорожного моста через Ижору (500 м). На левом берегу ниже моста есть удобная площадка для сборки байдарок. Вначале река причудливо вьется в низких берегах, поросших кустами ивы и ольхи, Изредка попадаются одиночные деревья. Вскоре русло делится на две протоки, огибая большой остров (проходить можно любой).
В районе железнодорожной линии Ленинград - Новгород на правом берегу расположен большой дачный поселок. Начиная от первых домов, в русле встречаются подводные камни - одинцы. Дальше путь преграждает мост на проселочной дороге с узкими, низкими пролетами и ниже - железнодорожный мост. Оба моста надо проходить с предварительным осмотром.
После мостов река делится на две протоки, правая - более полноводная, но в ней больше камней. После поселка путь преграждает разрушенный железобетонный мост-плотина с метровым сливом. Байдарки и груз надо обнести по левому берегу (10 м).
В деревне Анколово под мостом на шоссе - короткий порожек с нагромождением камней. Ниже деревни берега повышаются до 8 - 10 метров, встречаются небольшие порожки, разделенные плесами, и одиночные камни. У водозаборной станции река перегорожена каменной перемычкой. Обнос справа 10 метров. Ниже берега еще более повышаются. Особенно высок левый - до 20 метров. В 1941 году по нему проходила линия обороны. От нее остались обвалившиеся траншеи и взорванные доты.
Местами коренной берег отступает, и Ижора вьется в низкой пойме. Кое-где в береговых обрывах видны выходы голубой кембрийской глины, песчаника и известняка. Это, пожалуй, самый живописный участок реки.
Около здания фабрики "Сельхозтехника" Ижора круто поворачивает на запад и делает большую петлю. В начале поворота в русле множество камней, и в низкую воду здесь необходима проводка судов.
На пересечении Московского шоссе стоит деревня Ям-Ижора (15-й км), Ям - старинное название селения на почтовом тракте, жители которого выполняли ямскую повинность - перевозили на своих лошадях почту, должностных лиц, казенные грузы.
В 1919 году в районе Ям-Ижоры были остановлены войска Юденича, а в 1941-м - фашистские армии. В память о сражениях в Великую Отечественную войну установлен обелиск: "Здесь 2/VI 1942 года доблестные воины Ленинградского фронта штурмом овладели мощными укреплениями врага".
За мостом на шоссе течение становится медленнее, берега ниже. Маршрут. заканчивается в городе Колпине у плотины. Отсюда можно на автобусе доехать до вокзала.
В Колпине расположено старейшее предприятие ленинградской промышленности - Ижорский завод, построенный в начале XVIII века для нужд флота и положивший основание городу. На Ижорском заводе был изготовлен броневик, с которого 3 апреля 1917 года В. И. Ленин произнес историческую речь в Петрограде у Финляндского вокзала.
Рабочие завода геройски сражались в гражданскую войну в рядах Красной гвардии. Памятник на берегу Ижоры у плотины напоминает о бойцах, отдавших жизнь в борьбе за дело революции.
В годы Великой Отечественной войны район Колпина был местом ожесточенных боев с наступавшими гитлеровцами. Неувядаемой славой покрыли себя бойцы Ижорского батальона, грудью стоявшие на защите родных рубежей.
Недалеко от города, в нескольких метрах от насыпи Октябрьской железной дороги, стоит монумент "Ижорский таран". Надпись на нем гласит: "На этих рубежах в 1941 - 1944 годах стояли насмерть и победили воины Ленинградского фронта и ополченцы Ижорского завода".
Маршрут можно продлить, если обнести байдарки или объехать территорию завода и спуститься вниз по Ижоре до Усть-Ижоры. Здесь 15 июля 1240 года русские воины под водительством князя Александра Ярославича разбили шведское войско. За эту победу князь Александр был прозван Невским. В 1957 году в память о славной битве в селе Усть-Ижора установлен гранитный обелиск. Неподалеку от него, у нынешнего дома поселкового Совета, установлен другой памятник - участникам войны со шведами в 1788 - 1790 годах.
На этом участке берега Ижоры густо заселены, и мест для стоянки нет. Закончить путешествие можно в районе моста на шоссе на Петрокрепость. Рядом остановка автобусов, идущих к Ленинграду.

Источник: Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области". Л., 1987.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.

Маршрут № 33   Река Ижора от станции Антропшино до города Колпина

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Дневник
24 Июля 2018
Поход по реке Гороховка
Описание
18 Января 2013
По реке Великой
Описание
18 Января 2013
Великая (110км)
Описание
14 Января 2013
Мда - Мста (100 км)
Описание
13 Января 2013
Либья - Шлина (155 км)
Описание
13 Января 2013
Щегринка - Мста (60 км)
Описание
13 Января 2013
По реке Сухоне (99)
Описание
12 Января 2013
Отрадное - Лосево (70 км).
Добавить публикацию