Виды туризма

15 января 2013
Сергей Валуев (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 2035 0

Дата: 24.07 - 14.08.2009 г.

Руководитель: Валуев С.В. (Москва)

Автор: Сергей Валуев (Москва)

Содержание

1. Справочные сведения о походе
1.1. Паспорт похода
1.2. Определяющие препятствия маршрута
1.3. Список группы
2. Общегеографическая и туристская характеристика района
2.1. Географическое положение и туристские особенности района
2.2. Варианты подъезда и отъезда
2.3. Аварийные выходы с маршрута
2.4. Особенности оформления разрешения на посещение ГПЗ "Путоранский"
3. Организация и проведение похода
3.1. Цели и задачи похода
3.2. Изменения маршрута и их причины
3.3. Обеспечение безопасности на маршруте
3.4. Особенности продуктовой закупки на маршрут
3.5. Использование рыбных ресурсов рек
3.6. Комары и мошки на маршруте
3.7. График движения
4. Техническое описание
5. Выводы и рекомендации
6. Благодарности

1. Справочные сведения о походе

1.1. Паспорт похода

Вид туризма водный
Район проведения плато Путорана
Категория сложности третья*
Сроки проведения 24 июля 2009 года – 14 августа 2009 года, 21 день
Число участников 6 человек
Средства сплава катамаран-4, катамаран-2
Протяженность активной части маршрута 432 км., из них: 56 км. сплав по р. Б. Хонна-Макит, 6 км. пеший обнос водопадов реки р. Б. Хонна-Макит, 370 км. сплав по р. Аян и Хета
Подробная нитка маршрута г. Москва – (самолёт) – аэропорт Алыкель – (автотранспорт) – г. Норильск – (автотранспорт) – аэропорт Валёк – (вертолет) – верховья р. Большой Хонна-Макит – (сплав) – Первый водопад на р. Большой Хонна-Макит – (пешком) – р. Аян – (сплав) – р. Хета – (сплав) – пос. Волочанка – (вертолёт) – г. Дудинка – (автотранспорт) – аэропорт Алыкель – (самолёт) – город Москва
Уровень воды на всем протяжении маршрута – очень низкий

* - к.с. определена самостоятельно, исходя из уровня воды в момент проведения похода (по общероссийскому классификатору р. Б. Хонна-Макит - 4 к. с., река Аян - 3 к. с.)

1.2. Определяющие препятствия маршрута

Пороги и шиверы реки Большой Хонна-Макит, пороги и шиверы реки Аян.

1.3. Список группы

№ п/п Фамилия, имя, отчество, год рождения Туристическая подготовка Обязанности в группе, распределение по средствам сплава
1 Валуев Сергей Викторович, 25.01.1984 г.р. Новгородская обл., Мста, 2Р; Западный Саян, Она, 4У; Северный Кавказ, Аксаут, 2У с эл. 4У Руководитель, капитан К-4
2 Комарова Ирина Игоревна, 06.10.1984 г.р. Новгородская обл., Мста, 2У; Северный Кавказ, Аксаут, 2У с эл. 4У Хронометрист, матрос К-4
3 Русакова Елена Петровна, 02.05.1959 г.р. Алтай, Н. Кураган – Кучерла – Катунь, 5У; Восточный Саян, Китой 5У Завхоз, капитан К-2
4 Русаков Сергей Александрович, 16.11.1986 г. р. Западный Саян, Она, 4У; Штурман, матрос К-4
5 Русаков Александр Анатольевич, 16.04.1960 г.р. Архангельская область, Илекса – Вама – Водла, 4Р; Алтай, Н. Кураган – Кучерла – Катунь, 5У Медик (проф.), матрос К-4
6 Жаринов Владимир Владимирович, 02.02.1960 г.р. Восточный Саян, Китой 5У Снаряженец, матрос К-2

2. Общегеографическая и туристская характеристика района

2.1. Географическое положение и туристские особенности района

Плато Путорана - сильно расчленённый горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. На севере и западе плато обрывается крутым уступом (800 и более м.), в то время как южная и восточная части характеризуются пологими склонами. Максимальная высота плато - 1701 м. На севере плато Путорана граничит с Таймырским полуостровом. Реки района принадлежат к бассейну Нижней Тунгуски, непосредственно Енисея, а также Пясины, Хеты и Котуя. Русла рек пробивают себе дорогу в многослойных лавовых отложениях, то и дело пересекая пласты более твердых базальтовых пород. В таких местах образуются каньоны, пороги и водопады.

Климат района суровый, резко континентальный. Весна, лето и осень укладываются в три месяца: июнь, июль, август. Оптимальное время начала сплава 10-16 июля - срок освобождения крупных озер ото льда. В это время воды в реках еще много, далее она будет падать.

Растительность представлена лиственнично-еловыми лесами в долинной части плато (до высоты 300-350 м на северо-западе и до 500 м на юге), редколесьем и кустарниковой тундрой на верхних частях склонов и поверхности плато (начиная с высоты 350-400 м.). Наиболее возвышенные, водораздельные части плоскогорья преимущественно занимает каменистая и лишайниковая тундра.

Животный мир плато отличается разнообразием. Через его территорию пролегает миграционный путь крупнейшей в Евразии таймырской популяции дикого северного оленя. Здесь же находится северный предел ареала обитания рыси, соболя, каменного глухаря, летяги. Широко распространены волки, медведи, росомахи. Встречаются редкие и исчезающие виды птиц - кречет, орлан-белохвост. На плато также обитает малоизученная популяция снежного барана, которая будучи оторванной от других мест обитания этого вида изолированно развивалась около 15 000 лет.

Плато Путорана с полным основанием можно назвать страной водопадов. Их очень много. Наиболее интересные находятся в труднодоступной восточной части Путоран. Так, на р. Канда расположен один из самых высоких в России водопадов - 108-метровый. Немало водопадов, падунов и на сплавных реках: Гулями, Нерал, Дулисмар, Иркинда, Б. Хонна-Макит, верхней Курейке, верхней Хибарбе.

На территории плато и по пути маршрута расположен Путоранский государственный природный заповедник, на посещение которого заранее необходимо оформлять разрешение.

Административно плато расположено на северо-западе Красноярского края, занимая территорию Таймырского и Эвенкийского муниципальных районов. Ближайший крупный населенный пункт - город Норильск. Разница с Московским временем +4 часа.

Населенные пункты, как на пути маршрута, так и на самом плато полностью отсутствуют. В центральной части плато, у южной оконечности озера Аян есть научная база (изба) заповедника, в которой в летнее время года работают сотрудники заповедника.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

2.2.1. Подъезд к активной части маршрута

В город Норильск, являющейся промежуточной точкой при подъезде к активной части маршрута, из Москвы лучше и быстрее всего добираться самолетом. По состоянию на лето 2009 года из Москвы в Норильск (аэропорт Алыкель) совершали регулярные рейсы следующие авиакомпании: Аэрофлот, Сибирь, Кавминводыавиа. При этом билет на рейс Аэрофлота стоил если не дешевле, то уж точно не дороже билетов на рейсы конкурентов. Стоимость билета "туда-обратно" в эконом-классе на рейс Аэрофлота летом 2009 года составляла ~24000 рублей. За эти деньги на борт можно было бесплатно взять 30 кг. багажа (20 кг. - в багаж + 10 кг. в салон ручной кладью). Доплата за 1 кг. сверхнормативного багажа составляла 140 руб.

При подготовке похода следует учесть, что аэропорт города Норильска Алыкель в выходные (сб., вскр.) не принимает и не отправляет рейсы.

Альтернативой самолёту может быть поездка поездом до Красноярска, а затем на теплоходе вниз по Енисею до города-порта Дудинка, который с городом Норильском связывает автобусное сообщение. Последний способ передвижения удлиняет время прибытия в город Норильск с 4 часов до 7-8 суток. На сколько удешевляет поездку данный способ передвижения, нам достоверно выяснить не удалось.

Из аэропорта Алыкель в город Норильск можно добраться, либо рейсовыми автобусами, расписание которых нам не известно, либо на такси, в т. ч. микроавтобусами, заказать которые можно сразу по прилёту в здании аэропорта в специальном киоске. Для нашей группы, микроавтобус был заказан менеджером Алесей из авиакомпании "Таймыр", которая занималась подготовкой договора фрахтования воздушного судна (вертолета). Стоит отметить, что при официальном заказе микроавтобуса из аэропорта Алыкель до города Норильска его стоимость составляет 2000 рублей. Дополнительно хотелось бы отметить, что некогда существовавшее пассажирское железнодорожное сообщение между городом Дудинкой, аэропортом Алыкель и городом Норильск - в настоящий момент отсутствует.

Из города Норильска до аэропорта Валёк, из которого вылетают все вертолетные спецрейсы в глубь плато, можно добраться на легковом такси или микроавтобусе. Стоимость того же микроавтобуса, который вёз нас из аэропорта Алыкель в город Норильск, из города Норильск до аэропорта Валёк, с заездом в пос. Оганер, в котором располагается база местного МЧС, при личной договоренности с водителем составила 1000 рублей. Водителя зовут Дмитрий - тел. (913) 4942115.

Единственная авиакомпания, которая в настоящее время выполняет вертолетные рейсы в глубь плато Путораны, а также по территории Норильского промышленного и Таймырского муниципального района - это авиакомпания "Таймыр" (тел. (3919) 460201, www.taimyravia.ru). В парке авиакомпании "Таймыр" вертолеты МИ-8Т, МИ-8МТВ, различающиеся грузоподъемностью (МИ-8МТВ берет на борт ~ на 1 тонну больше груза, чем МИ-8Т) и скоростью полета (МИ-8МТВ летит ~ на 30 км/ч быстрее, чем МИ-8Т). Легких вертолетов, как МИ-2, которые могли бы быть применены для заброски малых групп (до 4 чел.) - нет. Один летный час вертолета МИ-8Т летом 2009 года стоил 119947 рублей, МИ-8МТВ - 137234 рубля. Оплачивается как прямой, так и обратный рейс. Рейс вертолета МИ-8Т по маршруту аэропорт Валёк - верховье реки Большой Хонна-Макит (69 31'31"N 92 9'20"E) - аэропорт Валёк, занимает 1 час 50 мин., что в ценах 2009 года составило 219862 рубля и 85 копеек. Максимальная загрузка вертолета МИ-8Т на данном маршруте могла составить 1950 кг. С проносом на борт вертолета различного запрещенного к воздушной перевозке груза: газовых баллонов, жидкостей, оружия и т. д. проблем не возникло, но надо быть готовым к тому, что бдительные служащие отдела авиационной безопасности аэропорта Валёк будут с пристрастием взвешивать ваш багаж, а также прогонять его через рентгеновский аппарат, на котором все содержимое ваших рюкзаков будет как на ладони. Один газовый баллон, к примеру, мы везли из Москвы упакованный в котелок, который на двойном контроле в аэропорту Шереметьево не обнаружили, а в аэропорту Валёк, обнаружили и хотели не пустить с ним на борт, но по указанию старшего смены пропустили.

Вертолет мы заказывали заранее, ведя электронную переписку и телефонные переговоры с авиакомпанией Таймыр из Москвы. Это позволило нам избежать головной боли по данному вопросу на месте. Единственным сюрпризом во время фрахтования вертолета стала путаница, допущенная сотрудниками авиакомпании "Таймыр" с расчетом полетных часов до озера Аян, которая привела к вынужденному изменению маршрута, которое будет описано ниже. По прилёту в Норильск нам оставалось лишь оплатить деньги в кассу аэропорта Валёк и там же подписать подлинные экземпляры договора фрахтования воздушного судна.

При закладывании времени на заброску и выброску нужно учитывать, что погода на и близ плато весьма изменчива, что может повлиять на задержку вылета как самолета, так и вертолета. При ожидании нашего рейса в аэропорту Шереметьево, в 2 часа ночи, вместо приглашения на посадку, нам объявили "Аэропорт Норильска закрыт по метеоусловиям… Вылет откладывается до 7 утра". Еще сутки мы провели в Норильске в ожидании вертолета. Нижняя кромка облачности была ниже высоты перевала.

Разместиться в городе Норильске, на время ожидания вертолетного рейса можно либо в нескольких имеющихся гостиницах, либо на съемной квартире. Цены на размещение в гостинцах значительно выше, чем на размещение в съемной квартире. Мы разместились на съемной квартире в самом центре Норильска. Сутки проживания нам обошлись в 3000 р. на группу. Квартиру мы сняли по телефону (902) 9152334.

2.2.2. Отъезд с конечной части маршрута

Конец активной части маршрута - поселок Волочанка. Население поселка составляет ~ 500 человек. Отношение населения к туристам - лояльное. Местное население много пьет, что следует учитывать при общении. В поселке имеется администрация, два магазина, почта, больница, телефон. Из поселка Волочанка в город Дудинка или город Норильск, вылететь можно только на вертолете. В город Хатанга - на дозаправляющемся вертолете, или водным путем по вниз реке Хета. Других путей сообщения в летний период с пос. Волочанка нет. В зимний период, после замерзания болот, между городом Норильском и пос. Волочанка пробивают зимник, по которому в поселок завозят продукты на весь год. Уголь, дизельное и авиатопливо в пос. Волочанка, завозят на барже в половодье, по реке Хета из города Хатанга.

Между поселком Волочанка и городом Дудинка имеется регулярное пассажирское вертолетное сообщение. Кроме того, в поселке Волочанка есть вертолетная заправочная площадка, на которую периодически прилетают на дозаправку вертолеты, занятые на геологоразведочных и вахтовых спецрейсах. Таким образом, появляется дополнительная возможность улететь авиастопом. Если подвернется вертолет или плавсредство до г. Хатанга, пользоваться ими можно только в случае полного отсутствия рейсов в Дудинку или Норильск, ввиду следующих причин: 1) город Хатанга - это уже погранзона, в связи с чем могут возникнуть проблемы с властями; 2) прямых рейсов в г. Москву из г. Хатанга в настоящее время нет; 3) билет на самолет из г. Хатанга до г. Норильска летом 2009 года стоил 7500 рублей, т. е. дороже вертолета из пос. Волочанка в г. Дудинку.

Летом 2009 года рейсовый вертолет летал один раз в неделю - по средам. Билеты на вертолет продаются за день до вылета в администрации поселка Волочанка. Заранее купить билеты нельзя. Есть возможность бронирования билетов в отделе пассажирских перевозок аэропорта Дудинка (тел. (39191) 56580) за неделю до вылета. Стоимость одного билета составляла ~ 5200 руб. Бесплатно на борт можно взять 20 кг. Переплата за 1 кг. сверхнормативного багажа составляла ~ 50 рублей. Взвешивание и оплата багажа производится по прилету в аэропорту Дудинка. С билетами для нашей группы на вертолет из пос. Волочанка нам помогла менеджер Алеся, которая оформляла нам вертолет для заброски на маршрут (благо это все одна авиакомпания - Таймыр). Кроме того, ее усилия были, продублированы звонком нашей группы поддержки оставшейся в Москве в отдел перевозок аэропорта Дудинка за неделю до нашего вылета. Также, очень полезно поставить в известность о своих планах по прибытию и вылете из поселка Волочанка главу администрации поселка - Алексеенко Нину Федоровну. Адрес администрации пос. Волочанка: 647506, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, пос. Волочанка, ул. Центральная, дом 11, тел. (39191) 31223. Несмотря на то, что мы о своем визите Нину Федоровну не предупреждали, она встретила нас очень радушно, гостеприимно и по-деловому. Все вопросы решила быстро и по существу. Нина Федоровна регулирует продажу билетов на вертолет, принимая решение кому лететь, а кому нет. В случае большого количества желающих улететь как в Волочанку, так и из Волочанки, может заказать второй рейсовый борт в течение одной недели.

По прибытии нашей группы в пос. Волочанка, Нина Федоровна разместила нас в спортзале местной школы, где мы могли спокойно жить в ожидании вертолета, а также просушить и перепаковать все свои вещи. В наше распоряжение была предоставлена школьная столовая с электроплитами для приготовления пищи.

Стоит отметить, что продукты в магазинах пос. Волочанка имеются в достаточном количестве и ассортименте, но цены в 2-3 раза выше московских. Так, например, стоимость буханки хлеба - 60 руб., бутылки водки 0,5 - 300 руб.

Вероятность того, что плохие погодные условия помешают вовремя вылететь из пос. Волочанка небольшая, т. к. гор на маршруте полета вертолета нет. Так, например, в день нашего вылета нижний край облачности был 300 метров, шел дождь, что не помешало нам благополучно долететь до города Дудинка, летя ! под ! облаками. Стоит отметить, что время полета вертолета из пос. Волочанка в город Дудинка составляет ~ 2.5 часа.

В том случае, если вы летите рейсовым вертолетом, по прилету, в аэропорту города Дудинка следует ожидать взвешивания багажа и доплаты за сверхнормативный багаж. Кроме того, аэропорт города Дудинка расположен на левом берегу одноименной реки, а сам город на правом. Моста нет. В летнее время года пассажиров и багаж через реку переправляет катер "Авиатор" не забывая брать за эту услугу 160 руб. с человека. В зимнее время - переправа осуществляется по льду.

Город Дудинка - является единственным грузовым терминалом Норильского промышленного района и одним из главных портов Северного морского пути. Город чистый, довольно уютный. Цены московские или немного выше. В городе есть две гостиницы: Северное сияние и Енисейские огни. Стоимость двухместного номера с удобствами 1200 руб./сутки (600 руб./сутки с чел.). Следует учесть, что мест по таким ценам может не быть и придется, как нам например, брать одноместные номера стоимостью 1200 руб./сутки за номер (1200 руб./сутки с чел.). Питаться можно в одном из нескольких кафе имеющихся в городе, например: Бистро, расположенным рядом с развлекательным центром Арктика. Цены на питание в кафе московские или чуть ниже. В городе Дудинка стоит посетить местный краеведческий музей, расположенный в большом новом здании на набережной Енисея.

Из города Дудинка до аэропорта Алыкель можно добраться, либо на рейсовом автобусе, либо на заказанном микроавтобусе. Стоимость микроавтобуса на группу, составила 2000 руб. при официальном заказе.

В том случае, если возникнет необходимость приобрести билеты на самолет или поменять их, следует учесть, что официального представительства авиакомпании Аэрофлот как в городе Дудинка, так и в аэропорту Алыкель - нет. Официальное представительство Аэрофлота есть только в городе Норильск. Остается пользоваться либо услугами агентов, платя за их услуги дополнительные деньги, либо ехать в город Норильск. Что дешевле сказать сложно, т. к. мы сочли возможным провести два дня в городе Дудинка в ожидании нашего рейса в Москву на который у нас были приобретены обратные билеты.

При вылете из Аэропорта Алыкель, следует учесть, что личные вещи вылетающих подвергаются тотальному контролю, особенно на предмет вывоза оленьих рогов и шкур различных местных животных. Примером того может служить то, что из рюкзаков отдельных членов нашей группы служба безопасности в ультимативной форме потребовала удалить камни, подобранные на маршруте. Причины такого поведения выяснить не удалось.

В завершение данной части отчета, хотелось бы отметить, что еще до вылета из Москвы все члены нашей группы оставили нотариально удостоверенную доверенность на нескольких лиц из нашей группы поддержки оставшихся в Москве, на представление наших интересов в авиакомпании Аэрофлот, а именно на сдачу или обмен обратных авиабилетов, с правом получения денежных средств за них, на тот случай, если бы наша группа не успевала на обратный рейс самолета в Москву. Вместе с доверенностью также следует оставить и оригиналы маршрутных квитанций электронных билетов и чеков за них.

2.3. Аварийные выходы с маршрута

Классических аварийных выходов с маршрута - нет. Единственное место на плато, где более-менее постоянно есть люди - это изба заповедника у южной оконечности озера Аян. Встреча с другими группами туристов фактически равна нулю, но наибольшая вероятность такой встречи есть на первом водопаде р. Большой Хонна-Макит. В случае возникновения реальной аварийной ситуации следует вызвать вертолет по спутниковому телефону. Если вызвать вертолет не представляется возможным, можно рекомендовать следующий алгоритм действий. В случае аварии на р. Большой Хонна-Макит, следует двигаться либо в сторону первого водопада, а затем, оставив там записку для других возможно проходящих групп, к южной оконечности озера Аян, к избе заповедника, либо идти вверх по р. Большой Хонна-Макит и выходить через перевал на озеро Лама. Выход к первому водопаду на реке Большой Хонна-Макит, а затем к избе заповедника видится более правильным. В случае аварии на реке Аян или реке Хета, следует двигаться вниз по течению до пос. Волочанка или до встречи с первыми людьми. Серьезных порогов или шивер на данных реках нет. Судя по следам присутствия человека (не туриста) на берегах, встретить первые моторные лодки можно начиная с мыса Через на реке Хета (резкий поворот течения реки Хета с севера на запад).

2.4. Особенности оформления разрешения на посещение Путоранского государственного природного заповедника (ГПЗ Путоранский)

Примерно половина маршрута нашей группы проходила по территории ГПЗ Путоранский, а также в пределах его буферных зон. На посещение заповедника требуется официальное письменное разрешение его администрации. Администрация ГПЗ Путоранский находится по адресу: 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, д. 1, этаж 4. Директор заповедника - к.б.н. Ларин Владимир Владимирович - тел. (3919) 481709, е-mail: plato@norcom.ru. Нахождение на территории заповедника без разрешения не законно, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, без письменного разрешения на посещение заповедника, группу, ни в сам заповедник, ни в прилегающие к нему буферные зоны, не повезет ни вертолет, ни катер. Получить такое разрешение для групп туристов имеющих ясные спортивно-оздоровительно-эстетические цели вполне реально. Заявку на посещение заповедника необходимо подавать не менее чем за три месяца до начала похода. Количество групп допускаемых в район в течение сезона ограничено. По информации полученное с помощью "сарафанного радио" - это не более 7 групп за сезон. Заявка должна быть подана по e-mail на имя директора заповедника и должна содержать следующие сведения: цель посещения заповедника (включая указание на причину, почему группа не может обойтись посещением сопредельных территорий, ни чем не уступающих территориям заповедника), сроки посещения заповедника, маршрут группы, количество участников группы, список группы (ФИО, дата рождения, паспортные данные, место жительства, телефон, место работы, должность, телефон), ФИО ответственного за соблюдение режима заповедника и техники безопасности, цели и задачи группы, связанные с посещением территории заповедника, каким образом будут оплачиваться аварийно-спасательные работы в случае возникновения аварийной ситуации, будет ли осуществляться рубка леса для строительства средств сплава, какую пользу участники группы могут принести для деятельности заповедника. После получения заповедником заявки, она передается на рассмотрение научно-технического совета, который и принимает то или иное решение.

3. Организация и проведение похода

3.1. Цели и задачи похода

Основной идеей данного похода для всех его участников являлась давняя мечта - побывать на плато Путорана, в нетронутом цивилизацией уголке нашей страны. Ввиду разновозрастного состава группы, график похода планировался с тем расчетом, чтобы было достаточно времени как на отдых, так и на парирование сложных погодных условий. Кроме того, планировалось достаточно много времени уделять рыбалке. Пешая заброска на плато была отвергнута сразу, т. к. старшее поколение в группе наотрез отказалось от такого "удовольствия", да и лишней недели отпуска у членов группы не имелось, ввиду этого подготовившись морально и материально было приятно решение заброситься в начало активной части маршрута вертолетом.

Выбор маршрута связанный с прохождением рек Аян и Хета был обусловлен относительной простотой данного маршрута, а также удобным и относительно дешёвым способом выброски из конечной части маршрута - пос. Волочанка, который, как уже говорилось, с городом Дудинка связывает регулярное, рейсовое, пассажирское вертолетное сообщение. Кольцевой маршрут с возвратом в город Норильск был отвергнут в связи с неудобоваримой экологической ситуацией на "мертвой" реке Рыбная, по которой идут группы, возвращающиеся с плато в город Норильск. Выход в южном направлении по рекам Курейка, Нижняя Тунгуска, был не возможен ввиду отсутствия достаточного количества времени.

3.2. Изменения маршрута и их причины

Изначально планировалось, что маршрут должен был начаться от северной оконечности озера Аян, куда наша группа должна была быть заброшена вертолетом. Маршрут в таком виде был согласован с дирекцией заповедника Путоранский, авиакомпанией Таймыр, которая обеспечивала вертолет, и зарегистрирован в МКК ФСТ ОТМ. Но за несколько дней до вылета нашей группы из Москвы в Норильск, из авиакомпании Таймыр поступило электронное письмо, в котором говорилось о том, что их штурман ошибся при расчете полетных часов, и что лететь до северной оконечности озера Аян будут стоить в 1,5 раза дороже, чем планировалось ранее. Поскольку нести дополнительные расходы, к уже набегающей круглой сумме, никто из участников не хотел, было принято решение на месте, по прилёту в город Норильск, решить вопрос о выборе начальной точки маршрута. По прилёту в город Норильск, посоветовавшись с директором ГПЗ Путоранский - Лариным В. В., который сообщил, что уровень воды в реках западной и центральной части плато низкий, нами было приято решение заброситься в верховье р. Большой Хонна-Макит, тем самым, сократив полетные часы и расходы на вертолет. Далее действовать исходя из уровня воды, и соответственно, сложности препятствий. В случае большого уровня воды - подсплавиться по реке Большой Хонна-Макит без прохождения сложных порогов, в случае малого - пройти препятствия после предварительного просмотра. В результате, обносить некоторые препятствия на реке Большой Хонна-Макит приходилось только из-за отсутствия в них достаточного уровня воды для прохождения катамарана. Ввиду изменения нитки маршрута пришлось скорректировать и график похода, отменив большую часть днёвок. Дополнительно хотелось бы отметить, что все из изменения нитки маршрута были согласованы с директором ГПЗ Путоранский Лариным В. В., а подробная нитка измененного маршрута была зарегистрирована в Норильском отряде МЧС.

3.3. Обеспечение безопасности на маршруте

Обсечению безопасности группы при прохождении любого маршрута, в особенности, такого автономного и протяженного как описываемого, следует уделить особенное внимание. При подготовке прохождения данного маршрута были применены как классические способы обеспечения безопасности, так и инновационные.

К классическим способам обеспечения безопасности следует отнести: постоянное нахождение членов группы на воде в гидрокостюмах, спасжилетах, касках, грудных обвязках, имея при себе стропорезы, личные спасконцы с карабинами, оборудование судов морковками (четверка - двумя, двойка - одной). При прохождении препятствий: предварительный просмотр препятствий, определение основной и запасных траекторий движения, страховка с берега или воды. При движении по маршруту общественное снаряжение группы, аптечка и продовольствие были распределены между экипажами судов, таким образом, чтобы в случае потери одного из судов, оставшегося в наличии снаряжения было бы достаточно для безболезненного ожидания помощи или выхода к людям. На каждом судне имелось по два комплекта картографического материала. В составе материального обеспечения группы имелись две ракетницы с ракетами красного цвета, по одной на каждое судно. Маршрут группы, список группы и сроки похода были зарегистрированы в Норильском отряде МЧС. База Норильского отряда МЧС расположена в пос. Оганер, который, как уже упоминалось, находится по пути между городом Норильск и гидро/аэро портом Валёк. Телефон отряда (3919) 412127. Начальник отряда - Петров Олег Владимирович, тел. (902) 9156060.

К инновационным способам осуществления безопасности примененным нашей группой при прохождении маршрута следует отнести наличие в группе спутникового телефона, с двумя запасными аккумуляторами, аварийно-спасательного спутникового радиомаяка, размещенных на разных судах, наличие двух GPS приемников, по одному на каждом судне. Каждый из участников группы был застрахован на сумму эквивалентную 50 000 долларов США. Страховка включала оплату медицинской транспортировки, любым возможным способом в т. ч. и вертолетом.

В отношении приведенных выше способов обеспечения безопасности, хотелось бы отметить следующее:

  • Спутниковый телефон системы Globalstar был взят в аренду в компании Клондайк Связь (www.klonsv.ru, тел. (495) 6044847, (495) 6044841). Стоимость аренды - 5 долларов США в сутки. Стоимость залога за оборудование 800 долларов США;
  • Аварийно-спасательный радиомаяк системы КОСПАС-САРСАТ был предоставлен нам нашими друзьями из ФГУП "Морсвязьспутник";
  • Страховой полис был приобретен в компании Ренессанс страхование (www.renins.com, тел. (800) 3338800). Стоимость полиса на 22 дня на группу из 6 человек составила 5915 рублей. Каждый участник был застрахован на сумму 50000 долларов США. Программой страхования было предусмотрено, что наша группа будет заниматься потенциально опасными видами деятельности, в т. ч. сплав по рекам, нахождение в горах и т. д.

3.4. Особенности продуктовой закупки на маршрут

Одной из особенностей подготовки этого похода явилось то обстоятельство, что в разумные сроки добраться до промежуточной точки начала маршрута - города Норильска можно только на самолете. Из этого обстоятельства возникает ограничение по провозимому к этой промежуточной точке веса. А если быть конкретным, то встает дилемма: покупать все продукты в Москве, и платить за серьезный перевес в самолете, либо покупать продукты в Норильске, сбиваясь с ног в поисках по всем магазинам, то что тебе нужно, платя в 1,5-2 раза за больше чем в Москве. Мы, как и многие другие группы, изначально выбрали второй путь, т. е. закупку продуктов в Норильске. Считаю, что этот путь наименее удачен по следующим причинам.

  1. Находясь в Норильске, группа ограничена во времени. Нет времени выбирать качественные и дешевые продукты. Приходится брать то, что первым попадется. В Норильске нет таких больших магазинов как Ашан, Карусель, Метро и т. д. В Норильске приходится бегать по куче мелких магазинов, в которых не всегда есть то, что тебе надо.
  2. При покупке продуктов в Норильске нет возможности все купленные продукты индивидуально распаковать и разложить согласно раскладке каждому члену группы, что усложняет хозяйственную жизнь группы на маршруте.
  3. По моим прикидкам, переплата за продукты, купленные в непонятных магазинах по Норильским ценам, запросто может сравняться с переплатой за перевозимый в самолете багаж, состоящий из проверенных продуктов купленных в Москве, в понятных магазинах и по нормальным ценам.

На первые несколько суток сплава по реке Большой Хонна-Макит необходимо запастись сжиженным газом и газовыми горелками, т. к. леса нет до правого притока - р. Гулэми Икэн.

3.5. Использование рыбных ресурсов рек

При подготовке раскладки на поход, при наличии в составе группы хотя бы одного человека со спиннингом и набором вращающихся блесен третьего номера, можно смело закладываться на наличие обильного количества рыбы на маршруте. Наша группа, в которой только два человека постоянно ловили рыбу, съедала по три коптильни (6-8 кг.) рыбы в сутки. При этом порой, пойманная рыба не проедалась и начинала балансировать на гране протухания, в связи с чем, я как руководитель группы и ответственный за охрану окружающей среды был вынужден охлаждать пыл ловцов рыбы, за что получал в свою сторону холодные взгляды и реплики.

3.6. Комары и мошки на маршруте

На всем протяжении маршрута, независимо от места вашего расположения, находитесь ли вы на каменной мерзлотной осыпи (курумнике), при отсутствии в округе хоть какой-нибудь растительности, или наоборот в болоте, утром, днем, вечером или ночью, следует ожидать полчищ атакующих вашу группу комаров. Их не останавливает ни ветер, ни то обстоятельство, что вы плывете посередине пятидесяти метровой реки. Также встречаются слепни, мошка. Это обстоятельство следует учитывать при подготовке маршрута, т. к. неподготовленность группы к отражению кровососущей агрессии может сделать пребывание на маршруте противным и невыносимым. Каждый член группы должен иметь персональный накомарник. Также, следует иметь 1-2 запасных накомарника на группу. Аэрозольные репиленты реально применять только для защиты кистей рук.

3.7. График движения

День похода Участок пути Пройденное расстояние «до обеда»/«после обеда» Примечание
1 г. Москва – аэропорт Алыкель – г. Норильск 2854 км/46 км Самолет, микроавтобус, закупка продуктов
2 г. Норильск – пос. Оганер (МЧС) – аэропорт Валёк – место посадки вертолета, стапель на реке Б. Хонна-Макит (N69 30 49.9 E92 12 51.4) 7,5 км/5 км/152 км Микроавтобус, вертолет
3 стапель на реке Б. Хонна-Макит – обед у левого притока «р. Юж. Неракачи» (N69 28 29.8 E92 23 46.0) – место ночевки (N69 24 24.4 E92 40 29.9) 9,4 км/14.2 км сплав
4 место ночевки – обед в нескольких км. выше правого притока «р. Гулэми Икэн» (N69 23 48.9 E92 49 28.5) – место ночевки (N69 23 41.9 E93 04 53.0) 6,2 км/12.1 км сплав
5 место ночевки – ! водопад ! (место ночевки, антистапель) (N69 22 34.9 E93 22 54.8) 14 км сплав
6 водопад (место ночевки, антистапель) – место стапеля на реке Аян (N69 23 02.1 E93 30 05.1) 6,3 км Пешком
7 место стапеля на реке Аян ------------ Стапель, отдых
8 место стапеля на реке Аян – обед (N69 30 15.9 E93 28 56.9) – место ночевки (N69 38 42.5 E93 26 29.6) 15 км/17,4 км Сплав
9 место ночевки – обед (N69 45 35.0 E93 35 35.6) – место ночевки у левого притока «р. Калтамы» (N69 49 36.7 E93 47 36.1) 16,3 км/11,5 км Сплав
10 место ночевки – обед (N69 49 15.0 E94 05 51.3) – место ночевки (N69 49 50.1 E94 34 18.0) 18 км/22 км Сплав
11 место ночевки – обед (Изба) (N69 55 13.0 E94 49 42.9) – место ночевки (N70 00 40.7 E95 08 55.0) 16,5 км/19,2 км Сплав
12 место ночевки – обед (N70 05 41.3 E95 29 33.8) – место ночевки (река Хета) (N70 14 04.5 E95 48 06.5) 21.06 км/27,4 км Сплав
13 место ночевки – заброшенная буровая (N70 19 29.5 E95 57 25.1) –обед (N70 24 11.0 E95 48 44.2) – место ночевки (напротив мыса Через) (N70 33 35.0 E95 51 33.0) 24 км/21 км Сплав
14 место ночевки – обед у левого притока «р. Букатый» (N70 33 24.6 E95 18 22.8) – место ночевки (N70 38 51.5 E95 15 16.1) 27 км/19,5 км Сплав
15 место ночевки – место ночевки, фактория Камень (N70 38 18.8 E95 00 36.8) 12.4 км Сплав, полудневка, баня
16 место ночевки – обед (N70 37 48.0 E94 38 12.8) – место ночевки (N70 42 50.5 E94 22 48.1) 18 км/15.5 км Сплав
17 место ночевки – обед (N70 46 08.6 E94 04 37.7) – место ночевки (N70 51 04.4 E94 12 59.0) 17 км/11 км Сплав
18 место ночевки – обед (N70 56 42.7 E94 28 15.6) – конец сплава, пос. Волочанка (N70 58 31.4 E94 31 30.3) 15 км/4 км Сплав
19 пос. Волочанка --------- Сушка, упаковка вещей
20 пос. Волочанка – город Дудинка 377 км Вертолет
21 город Дудинка ---------- -----------
22 город Дудинка – аэропорт Алыкель – город Москва 54 км/2854 км Микроавтобус, Самолет

4. Техническое описание

23.07-24.07

В аэропорту Шереметьево наша группа в полном составе собралась около 23:00 23 июля 2009 года. Вылет самолета из аэропорта Шереметьево по расписанию должен был состояться 24.07 в 01:55, однако через некоторое время после регистрации нам сообщили о том, что аэропорт Алыкель закрыт по метеоусловиям, в связи с чем, вылет задерживается до 07:00 утра. Мы отоварили выданные авиакомпанией Аэрофлот талоны на питание, поели, легли спать на лавках в зале ожидания. В 06:00 подъем, посадка в самолет, в 07:00 взлет. 4 часа полёта и наш Ту-154, прорываясь сквозь плотную облачность, совершает посадку в аэропорту Алыкель. Аэропорт Алыкель встречает нас новым зданием аэровокзального комплекса, в здание аэровокзала идем по телескопическому трапу, подведенному прямо к самолету. После получения багажа, сотрудник милиции проверяет у нас квитанцию об оплате сверхнормативного багажа. Законность его действий ставим под сомнение, но предусмотрительно сохраненную квитанцию предъявляем. Справа, сразу после выхода из зала прилёта располагается киоск заказа такси, в котором мы подтверждаем заказ микроавтобуса, нам сообщают его номер, и мы идем грузиться на площадь у аэровокзала. На площади начинают жужжать комары. Грузимся в микроавтобус, едим. Путь до города Норильск занимает около часа. По пути в город Норильск проезжаем кислородный, медный заводы, несколько огромных карьеров, в воздухе промышленный смрад, на горизонте бесчисленное количество дымящих разноцветными дымами труб, дышится тяжелее чем в Москве. В городе пыльно, грязно, в воздухе весит постоянный запах какого-то газа. Квартира, которую мы сняли на сутки, расположена на Ленинском проспекте - центральном проспекте города. Перетаскав все свои вещи в съемную квартиру, расположенную на втором этаже пятиэтажного дома, рассчитавшись с хозяйкой, начинаем заниматься своими делами. Я еду в дирекцию заповедника, Владимир и Сергей едут отмечать свой отпуск в комендатуру, затем покупают газ для горелок, Александр, Ирина и Елена отправляются за покупками. По городу очень просто перемещаться на такси, тариф в любой конец города - 50 руб., машина подается через 2 мин. после звонка. Решив все организационно-хозяйственные дела, упаковав купленные продукты и перепаковав вещи, ужинаем и ложимся спать.

25.07

Проснувшись около 07:00 местного времени от ослепительных лучей солнца пробивающихся в оконную форточку, мы поняли, что "погода" есть и у нас есть достаточно шансов, чтобы сегодня улететь на маршрут. Я звоню диспетчеру аэропорта Валёк - мне сообщают, что наш рейс назначен на 13:00. Позавтракав, прощаемся с приютившей нас квартирой, выходим во двор грузиться в микроавтобус, который доставит нас в аэропорт Валёк с заездом на базу МЧС в пос. Оганер. Приехав на базу МЧС в пос. Оганер, ждем начальника отряда, который минут через 15 приезжает на джипе TOYOTA LAND CRUISER 100. Я поднимаюсь с ним в его кабинет, передаю список группы с уточненной ниткой маршрута, копию разрешения на посещение заповедника, копию страхового полиса. На большой карте, расположенной на стене, показываю наш маршрут в деталях. Он сообщает, что мы шестая группа за сезон, записывает нас в журнал, желает удачи.

Приехав в аэропорт Валек, я направляюсь к диспетчеру, подписываю подлинные экземпляры договора фрахтования воздушного судна, оплачиваю деньги за вертолет. Мне выдают кучу разных бумаг, в которых необходимо заполнить состав группы, характер и вес перевозимого багажа. Члены нашей группы начинают заниматься всей этой бюрократической волокитой, а я общаюсь с директором по обеспечению и организации полетов - Чайниковым Павлом Ивановичем, беседа проходит по его инициативе. Изначально данная личность производит впечатление человека знающего и опытного, но затем его словам вериться все меньше и меньше. Хотелось бы отметить, что все, о чем мне поведал Павел Иванович, оказалось информацией не соответствующей действительности. Начиная с его утверждения о том, что вертолет нас не сможет высадить около самой реки и нам придется спускаться к реке с хребта километра полтора, заканчивая тем, что река Аян не проходима в принципе и мы зря туда идём.

Уладив все административно-бюрократические вопросы, мы ожидаем прилета нашего вертолета, который улетел в горы забирать с точки окончания маршрута группу наших знакомых из Москвы, которые, между прочим, задержались на плато из-за нелетной погоды на двое суток и опоздали на свой самолет в Москву. Выгрузившись из вертолета, они выходят за территорию аэропорта, мы здороваемся, и едва успев обменяться парой фразами, нас тут же приглашают на посадку. Наши вещи на пункте досмотра приходится пропихивать через рентгеновский аппарат, явно не предназначенный под габарит рюкзаков, в связи с чем, приходится снимать с рюкзаков коврики, опустошать карманы. После досмотра, вещи грузим в бортовой зилок, нас сажают в автобус и везут к вертолету. Здороваемся с пилотами, грузим вещи, штурман уточняет у меня место посадки на карте. Взлетаем. Для меня, этот полет на вертолете был первый. Первое ощущение - очень шумно, не слышно то, что сам говоришь, не то, что соседа. Считаю, что полезным будет, еще до взлета получить у экипажа разрешение открыть иллюминатор для фотосъемки пролетаемых красот. О таком решении мы не подумали, оно пришло уже во время полета, отвлекать экипаж от управления не стали, фотографировать пришлось через слегка грязное стекло иллюминатора, которое еще и отражало оператора. Забравшись на высоту 1800 метров под нами, начинают проплывать столовые горы плато (фото 1). Еще через некоторое время видим стрелку двух рек, являющихся верховьем реки Большой Хонна-Макит (фото 2). Вертолет начинает снижаться, ища место пригодное для посадки. Один из членов экипажа, сообщает нам, что из-за мягкости грунтов, разгружаться мы будем под работающими винтами. Несколько заходов над долиной реки и мы садимся на галечную косу в нескольких метрах от воды на правом берегу р. Большой Хонна-Макит. Быстро разгружаемся и отпускаем вертолет.

Плато встречает нас солнцем и очень сильным холодным ветром (фото 3). Готовим на газу обед, ставим лагерь, начинаем собирать катамараны (фото 4). Через 1,5 часа после нашего прибытия видим группу туристов, приближающуюся к нам с верховьев р. Б. Хонна-Макит. Это оказывается группа туристов из городов Александров, Карабаново, Балакирево Владимирской области. Идут пешком с озера Лама, далее намереваются сплавиться по р. Б. Хонна-Макит, и далее кольцевым маршрутом в Норильск. Ближе к вечеру ветер стихает, появляется много комаров. Готовим еду и ужинаем под тентом четырехместной палатки, ложимся спать.

Стоит отметить, что место нашей посадки, стапеля и ночевки при большем уровне воды может быть затоплено.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана


26.07

Сплав нашей группы по р. Б. Хонна-Макит начался с высоты 846 м. в точке с координатами N69 30 49.9 E92 12 51.4 (фото 5). Несмотря на то, что вода падала на наших глазах, уровень воды достаточен для сплава груженых катамаранов, проводить приходилось, но мало. Через 4 км. от места стапеля река разливается, начинаются длинные плесы длинной 3 км. с почти отсутствующем течением, которые заканчиваются за 2,2 км. до впадения левого притока - р. Юж. Неракачи. Обедаем на стрелке с р. Юж. Неракачи на левом берегу (точка с координатами N69 28 29.8 E92 23 46.0). После слияния с р. Юж. Неракачи расход р. Б. Хонна-Макит увеличивается в 2 раза (фото 6), появляется стабильное течение, шиверы, несложные пороги. Катамаран-4 идет первым, катамаран-2 вторым. Сложные участки реки, которые видны с воды проходим сходу, то что не видно, просматриваем по берегу. Страховку осуществляем с воды. Единственным местом, заслуживающим внимание для нашего уровня воды, на участке между местом обеда у р. Юж. Неракачи и местом ночевки (N69 24 24.4 E92 40 29.9) считаю каменную горку с перепадом около 5 метров (N69.407, E92.657). Здесь река разделяется на два рукава, левый непроходим из-за своих габаритов, а также из-за обильного количества камней в русле, правый заканчивается каменной горкой (фото 7). Указанный участок мы были вынуждены полностью обнести (фото 8). Обнос следует осуществлять по правому берегу. В семистах метрах ниже данного препятствия на левом берегу, мы встали на ночевку. Место ночевки достаточно для постановки двух, трех палаток, находится высоко от уровня воды. От данного места 1,2-2 км. до первых деревьев.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

27.07

Участок реки от места ночевки до места обеда N69 23 48.9 E92 49 28.5 дался нам довольно тяжело. Из-за низкого уровня воды приходилось очень много времени уделять проводкам и тасканию катамаранов по полуобливным камням. Обедали на левом берегу, в 1,2 км. выше впадения реки Гулэми Икэн, ниже порога расположенного на резком правом повороте (фото 9) р. Б. Хонна-Макит. Данное место можно рекомендовать как очень хорошее место для ночевки. В наличии имеются хорошие места для палаток, дрова, мало комаров, ловится хариус (фото 10,11). От устья реки Гулэми Икэн до следующего места ночевки, течение реки убыстряется, на пути имеется множество шивер. Все препятствия шли без просмотра. Линия движения читается с воды. Ночевали на высоком правом берегу, на правом повороте реки в точке с координатами N69 23 41.9 E93 04 53.0. Данное место можно также рекомендовать как очень хорошее место ночевки.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

28.07

От места нашей ночевки до водопада остается 14 км. сплава. Препятствия на реке усиливаются, многие из них находятся на поворотах или за ними (фото 12). Поиск водопада следует начинать после устья правого притока - реки Чопка 1-ая. На правом берегу перед устьем реки Чопка 1-я многолетние наледи, огромные глыбы голубоватого льда. При дальнейшем прохождении следуем следующей тактики: если впереди препятствие, линия движения видна с воды, видно нижнее зеркало воды с приемлемым местом чалки - идём без просмотра с берега, если линия движения не читается и/или не видно нижнего зеркала воды - просматриваем по берегу всё препятствие до возможного места чалки. Считаю, что явных, 100% ориентиров водопада, которые можно с достоверностью передать словами, ниже впадения р. Чопка 1-я нет. Чалимся перед каждой шиверой, порогом, просматриваем все. В большинстве мест страхуем с берега. Исходим из принципа - жизнь и здоровье дороже потерянного времени и сил. В 100 метрах перед водопадом, на курумнике правого берега, установлен сигнальный тура сложенный из шестов. Считаю, что достоверным ориентиром водопада его также считать нельзя, т. к. при мощном половодье и ледоходе его может смыть. Безопасная чалка перед водопадом на правом берегу за 200-300 метров до него. Далее катамараны с вещами можно провести на спасконце. Обжитое место стоянки находится на правом берегу, в леске напротив водопада. Катамараны можно разобрать как на берегу, что менее удобно, так и в лагере. Точные координаты водопада N69 22 34.9 E93 22 54.8 (фото 13,14). После водопада река сразу уходит в каньон (фото 15), где через ~850 метров обрывается вторым водопадом. Ниже второго водопада, каньон имеет отвесные скальные стенки высотой 30-40 метров, каньон продолжается почти до впадения р. Большой Хонна-Макит в реку Аян.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

29.07

Пеший обнос двух водопадов и каньона возможен только по правому берегу. Протяженность пешего обноса 6,3 км. Через ~800 метров после начала пешей части предстоит перейти в брод р. Чопко 2-я (фото 16). Между местом антистапеля и бродом через р. Чопко 2-я идет приличная, явно читающаяся тропа. Следует быть готовым к тому, что перейти р. Чопко 2-я не замочив ноги, не получится. После брода тропа разделяется на две части. Одна из них идет по полке вдоль реки Большой Хонна-Макит, до второго водопада, после которого начинает теряться, другая - резко поднимается на десяток метров вверх, до уровня верхней полки. Движение следует осуществлять по второй тропе, контролируя при этом направление, т. к. несколько её ответвлений ведет южнее, в сторону озера Аян (фото 17). Тропа в основном идет по верховым болотам, что значительно замедляет скорость движения. Холм на правом берегу р. Большой Хонна-Макит с отметкой 625,2 м следует обходить справа, двигаясь по касательной к его южному склону. Единственное удовлетворительное место стапеля на реке Аян в данном районе - место нашей ночевки N69 23 02.1 E93 30 05.1. Поиск места занял у нас достаточно много времени, т. к. берега р. Аян в данном районе высокие и обрывистые, найти приемлемую для стоянки полку в близости от воды с удобным спуском к воде достаточно сложно. Наши вещи и алюминиевые рамы катамаранов мы носили в две ходки. К началу второго ночи 30.07 все наши вещи были на берегу реки Аян (фото 18).

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

30.07

Стапель, дневка. Строевой лес имеется в достаточном количестве, отлично ловится хариус.

31.07

От места ночевки до устья реки Большой Хонна-Макит течение реки Аян слабое, река имеет озеровидное расширение, сильно мешает встречный, северный ветер, который теперь будет преследовать группу до самого конца маршрута (фото 19). После устья реки Большой Хонна-Макит на реке Аян начинается 6 километровый участок разбоев (фото 20), который заканчивается за 1 километр до устья реки Малый Хонна-Макит. Основные трудности возникают при выборе протоки с большим количеством воды. Завалов не обнаружено. Обедали на левом берегу в точке с координатами N69 30 15.9 E93 28 56.9. Место для обеда отличное. Для ночевки не приемлемо, т. к. мест для палаток нет. Во время приготовления обеда Владимир за 15 минут наловил огромное количество хариуса (фото 21). Сплав от места обеда до места ночевки не представляет каких-либо трудностей, кроме борьбы с встречным ветром, который постоянно норовит закрутить катамараны. Встречаются несложные шиверы. Встали на ночевку на правом берегу в точке с координатами N69 38 42.5 E93 26 29.6, после поворота долины реки на северо-восток. Место для ночевки хорошее, единственный минус - подход к воде по курумнику.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

01.08

Следующий пройденный нами участок реки, до устья левого притока - р. Калтамы (N69 49 36.7 E93 47 36.1) не представляет каких-либо сложностей. Обедали на правом берегу в точке с координатами N69 45 35.0 E93 35 35.6. Место нашего обеда нельзя рекомендовать к использованию, т. к. в большую воду оно может быть затоплено. Место ночевки на стрелке с р. Калтамы - отличное, обжитая поляна с кострищем, кучей мест для палаток (фото 22). Удобное место для чалки и переноски веще в лагерь находится в русле реки Калтамы, зайти в которое при нашей воде проблем не составило.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

02.08

От устья реки Калтамы начинается 13 километровый, порожистый участок реки Аян, который заканчивается правым притоком - рекой Порожистой. Собственно говоря, первое препятствие находится напротив впадения р. Калтамы. Далее река сильно петляет, представляя собой одну большую шиверу (фото 23,24). Встречаются довольно мощные бочки, которые без труда можно обойти. Препятствия почти не различаются между собой. Все шли без предварительного просмотра. Страховали Катамаран-2 с воды. Встали на обед в устье левого притока - реки Чопкокон (фото 25), отсутствие воды в которой, является отличным показателем уровня воды в притоках реки Аян во время нашего похода. Встали на ночь на правом берегу за километр до правого притока - реки Дакит в точке с координатами N69 49 50.1 E94 34 18.0. Место для ночевки хорошее, можно рекомендовать к использованию.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

03.08

От места ночевки до обеда, который мы устроили у избы бывшего кордона заповедника расположенной на левом берегу, почти напротив устья реки Хукэлче (N69 55 13.0 E94 49 42.9), река почти полностью теряет в течении, в огромном количестве встречаются подмытые и оторванные от берега части суши, в том числе с деревьями, местами очень мелко, мешает встречный ветер, один из участков, катамараны пришлось проводить на спасконце. Изба бывшего кордона заповедника представляет собой мало пригодное для проживания сооружение. Крыша проломлена упавшей лиственницей, стекла в окнах выбиты (фото 26). Далее скорость течения реки увеличивается. Во время сплава на данном участке, наблюдали стаю волков и медведя. Приемлемое место для ночевки искали достаточно долго. Встали на ночь на левом берегу в точке с координатами N70 00 40.7 E95 08 55.0. Отметили пересечение 70 параллели. Место для ночевки хорошее, можно рекомендовать к использованию.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

04.08

В этот день мы завершили сплав по реке Аян, которая после слияния со своим правым притоком - рекой Аякли, стала называться Хетой (фото 27). Скорость движения на данном участке получилась достаточно высокая. За день пройдено 48,5 км. Обедали на острове в точке с координатами N70 05 41.3 E95 29 33.8. С места обеда отчетливо видна долина реки Аякли приходящая с юга. Ночевали на левом берегу реки Хета в точке с координатами N70 14 04.5 E95 48 06. Мест для ночевки в начале сплава по реке Хета почти нет. Место для нашей ночевки искали очень долго, но и его можно рекомендовать к использованию только в случае отсутствия альтернативы.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

05.08

Течение реки Хета все еще не теряет своей скорости, и за этот день было пройдено 45 км. Первую остановку мы сделали у заброшенной буровой (N70 19 29.5 E95 57 25.1), забравшись на которую, Владимир сделал несколько снимков (фото 28). Попытка повторить его восхождение на буровую может быть опасна для жизни, т. к. по его словам, некоторые лестничные марши держатся на честном слове. Обедали мы на правом берегу в точке с координатами N70 24 11.0 E95 48 44.2. Встали на ночь пройдя резкий поворот реки Хета с севера на запад (мыс Через), на правом берегу в точки с координатами N70 33 35.0 E95 51 33.0. Место для стоянки очень хорошее, рекомендуется к использованию. На этом месте встретили первые следы недавней (1-2 года назад) деятельности местного населения.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

06.08

От мыса Через до устья реки Букатый (лев.), где мы сделали обед (N70 33 24.6 E95 18 22.8) течение продолжает оставаться довольно быстрым, что позволило нам преодолеть 27 км до обеда. После устья реки Букатый течение заметно замедляется, хотя ширина реки остается практически неизменной до места нашей ночевки N70 38 51.5 E95 15 16.1. Место нашей ночевки не рекомендуется к использованию, т. к. находится на болотистой почве, отлично продувается ветром и при большом уровне воды может быть подтоплено.

07.08

Ниже места нашей ночевки ширина реки Хета значительно увеличивается и становится равна 300-350 метрам. Погода в этот день окончательно портится, дует ледяной северный, встречный ветер, идет дождь. Встали на ночь в фактории Камень (N70 38 18.8 E95 00 36.8) пройдя за 4 часа всего 12 км. В фактории Камень имеется свежевыстроенная, функционирующая баня (фото 29). Имеются следы регулярного пребывания местного населения. В одном из домов имеется радиостанция, в сарае имеется снегоход, на сковороде не доеденная рыба.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

08.08-10.08

Расстояние по реке от фактории Камень до поселка Волочанка составляет ~ 80 км. Данное расстояние наша группа преодолела за 3 дня, но при условии усиления встречного ветра, преодоление данного расстояния может занять четыре дня. Есть вероятность встретить моторку. Координаты мест ночевок и обедов указаны в графике движения. Все эти места можно признать рекомендуемыми к использованию. Основную трудность в преодолении данного участка составляет сильный встречный ветер, сложность выбора траектории движения между большим количеством островов, песчаные косы (фото 30), пересекающие реку поперек, почти полное отсутствие течения. Сплав заканчивается в пос. Волочанка (фото 31), который расположен на высоком левом берегу реки Хета. Ориентиром хорошего места для чалки могут служить припаркованные моторные лодки.

После нашего прибытия в посёлок Волочанка мы без особого труда нашли главу местной администрации Алексеенко Нину Фёдоровну, которая разместила нас в спортзале местной школы, где мы могли спокойно жить в ожидании вертолета, а также просушить и перепаковать все свои вещи. В наше распоряжение была предоставлена школьная столовая с электроплитами для приготовления пищи.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато ПуторанаОтчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

11.08

Сушили и паковали вещи для удобной их транспортировки. Отдыхали. Знакомились с пос. Волочанка.

12.08

Весь день шел дождь, в связи с чем у членов нашей группы сложилось ощущение того, что вертолет может не прилететь из-за плохих метеоусловий. Однако, около двух часов дня вертолет прилетел (фото 32), и где-то через час мы взяли курс на город Дудинка.

Отчет о водном туристском походе III к.с. по плато Путорана

  13.08

Знакомство с городом Дудинка. Посещение краеведческого музея.

14.08

Вылет в Москву из аэропорта Алыкель.

5. Выводы и рекомендации

При наличии в дальнейшем, регулярного пассажирского сообщения между пос. Волочанка и городом Дудинка, пройденный маршрут можно рекомендовать как один из лучших маршрутов для ознакомления с плато Путорана и прилегающими к нему районами полуострова Таймыр. Данный маршрут получился маршрутом позволяющим пройти через все высотные пояса плато, позволившим увидеть все типовые ландшафты плато, включая завалы из плавника, труднопроходимые леса с зарослями ольховника, горную тундру и каменистую мерзлотную пустыню. На маршруте были пороги и водопады, броды, галечник и курумник, осыпи и скальные стенки каньонов, болота, снежники и даже многолетние наледи. Во время сплава, были замечены медведь и стая волков, ночью лагерь не единожды посещали росомахи.

6. Благодарности

От имени группы выражаю искрению благодарность:

  • Ларину Владимиру Владимировичу - директору ГПЗ "Путоранский";
  • Офицерову Сергею Альбертовичу - члену МКК ФСТ ОТМ;
  • Козиной Алесе - менеджеру производственно-коммерческого отдела авиакомпании "Таймыр";
  • Петрову Олегу Владимировичу - начальнику Норильского отряда МЧС;
  • Алексеенко Нине Фёдоровне - главе администрации посёлка Волочанка;
  • а также всем, всем, всем, без кого данный поход не получился бы или получился бы в ином, худшем виде.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Отчет
27 июля 2020
Тропические Путораны-2016
Дневник
16 января 2013
Путоранские хроники 2004 г.
Описание
16 января 2013
Река Хэйяха
Отчет
16 января 2013
Плато Путорана