18 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2011

путешествия: 10-15 июля.

Район: юго-западный край плато Путорана

Автор: Коношенок Александр (Норильск)

Об авторе: сотрудник ГМК «Норильский никель», в прошлом – геолог-съемщик и альпинист.Норильский малый круг - путешествие по Таймыру на легкой моторной лодке

ПРЕЛЮДИЯ

Идея этого путешествия родилась из рассматривания GOOGLE'овских космоснимков и из небольшого опыта прогулок на надувной двухместной лодочке с водометом Кальмар ("Гравицапе") по речкам Листвянка, Ергалах, Гремяка, Осетровая и по прилегающим озёрам. На этой лодочке весьма уютно тихонько продвигаться вниз по течению или по стоячей воде, и её нетрудно перенести на несколько километров от водного пути, чтобы порыбачить на малопосещаемых озёрах наподобие малых Васильевских (на карте они Пеляжьи). Но двигаться на Гравицапе вверх по течению не хватает никакого терпения - её скорость не намного больше скорости течения реки Рыбной перед впадением в Норилку. Вот и возникло желание заполучить лодку как достаточно быструю для плавания вверх по течению, так и достаточно лёгкую для переноски через небольшие перевалы или пороги. Для моих физических данных самым лёгким/мощным/экономичным двигателем оказался шестисильный четырёхтактник (выбрал Sudzuki DF-6 весом 29 кг), а подходящей лодкой - Флагман-320 с надувным полом (вес 26 кг). Получившееся судно, как и его предшественник, получило название из современной мифологии - "Сталкер". Для переноски грузов был выписан через I-net станок Tatonka (других просто не нашлось). Навигатор-фотоаппарат-телефон у меня Самсунг "с самым большим дисплеем".

Необычно раннее лето 2011 года позволило после первой обкатки двигателя на озере Долгом в Норильске сделать пробные вылазки: Вверх по реке Рыбной до порога Орон - это были разведка пути и окончательная обкатка двигателя. По Осетровой - это была проба слалома среди коряг. В дальний конец озера Пясино - это была работа на волнах и мелях, а также тренинг навигации. Изучался вопрос о партнёрах по путешествию. Некоторые знакомые высказывали энтузиазм, но он не простирался до приобретения судна, близкого к моему по классу, а сами кандидаты в большинстве случаев вызывали сомнение по части вынести без ущерба для здоровья переноску тяжестей на жаре. Но меня нисколько не пугает одиночное путешествие - я достаточно много бываю на людях, чтобы легко перенести недельное уединение, а многолетняя практика работы и спорта (геологическая съёмка и альпинизм) дают мне достаточно уверенности в себе.

В последние дни перед отправлением мной овладела неуверенность - ведь всё это, вплоть до доверия мотору и своему уровню его понимания, было впервые - я по профессии геолог и с техникой дел имел немного. Это ощущение живо напомнило мне робость, когда-то возникавшую перед альпинистским маршрутом неизведанной доселе категории трудности. Но вопреки всем страхам мне довелось пройти почти все эти категории, только перед 6Б по небрежности страхующего получил травму, и потом пройти 6Б не сложилось. А в итоге альпинизм остался в памяти, как чуть ли не единственное, за что можно любить жизнь. Предстартовую робость оттенила реакция двух моих кошек на произнесение названия озера, ключевого при прохождении маршрута: "Мунгурдах". Кошки однозначно решили, что это они попались на какой-то каверзе, и бросились наутёк. Как-то не думалось, что такая их реакция - это хорошая примета. Отплытие намечалось на субботу 9-го июля, но в этот день мной овладело настроение типа "да зачем мне это надо" (в точности повторяет ощущение, когда на восхождение надо было вставать часика так в 3 ночи) и нашёлся повод задержаться - собрание гаражного кооператива. Зато в воскресенье уже ничто не задержало. Довёз свой экспедиционный груз до бухточки возле моста на Норилке, оставил машинку под крылышком Путоранского заповедника там же рядом, прогрел мотор и, всё также обуреваемый неуверенностью, взял свою крейсерскую скорость (около 22 км/час по стоячей воде, а вверх по спокойному течению - 17-19 км/час).

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Отчалив 10-го июля в полдвенадцатого, через час вошёл из Норилки в Рыбную и в два часа дня миновал устье Гремяки. Встречалось довольно много уток, меньше гусей, а лебедя в этот день видел только одного. С полминуты по берегу рядом со мной бежал симпатичный серый заяц.

Дальше течение постепенно стало сильнее, и до первых оронских порогов продвигался ещё минут сорок. На правом берегу небольшого затона перед этими порогами, как всегда, маячила моторка (в прошлое посещение их было две). На подходе к порогу не уберёгся и цапанул-таки штевнем мель. Больше всего при касании штевнем дна меня пугает опасность забить илом систему водяного охлаждения. И точно - вода из отверстия уже не побежала, а закапала. Тем не менее, развернул болотники, взялся за буксирный конец и, поупиравшись с полчаса, вывел лодку за первые пороги, к началу мелей перед вторым затоном. При проводке по этим мелям (при прошлом-то посещении их не было, вода была выше) сделал пару ошибок - сначала отошёл от берега и попал на глубину, а потом попытался преодолеть эту глубину на моторе и снова цапанул мель, при этом вода из системы охлаждения почти совсем перестала выходить. Немало времени и сил потратил на возвращение к берегу и дальнейшую проводку к концу затона. В затоне немного прошел на веслах и к началу обноса главных порогов подошел в 5 часов вечера. Перенервничал, намок от брызг и от пота (было солнечно и по местным понятиям жарко), и даже черпанул слегка в болотники. Решил в этот день переноску не начинать (фото 1).

Над левым берегом проехали двое на квадроциклах. Да, это ведь вечер воскресенья.

Надо было решать, как отнестись к слабому току воды из системы охлаждения. В прошлый раз в такой ситуации мотор вообще-то благополучно дотянул до дома, а там, согласно руководству по эксплуатации моего DF-6, я обратился в сервис-центр Судзуки (это у нас в Оганере). Мастер запросил за обслуживание полторы тысячи и долго расписывал, как много вышло грязи при промывке: дескать, он никогда такого не видел. Но вот здесь, под Ороном, я вынул выходной штуцерочек системы, посмотрел сквозь него, увидел там песчинку и в секунду штуцерочек продул. Посмотрел на окошечко для проверки уровня моторного масла и с ужасом обнаружил, что масла в окошечке нет. Это добавило мне страха: "Ой, запорю двигатель посреди безлюдной тундры". Сильно захотелось вернуться. Правда, когда поставил мотор строго вертикально, масло показалось и окошечко закрыло, как и положено. Цвет масла был приятно желтый - перед путешествием, как и следует после обкатки, я его заменил. Отложил решение на утро.

Разбил лагерь, пристроил сушиться намокшие шмотки. Осмотрел каньон под вторым порогом. Стены выступают прямо из воды. Через порог можно попробовать сплавиться на подходящем судне, но идти вверх на моторе - ни малейшего желания (фото 2).

Попробовал покидать блесну и мушку на быстрине на входе во второй затон (на снимке это справа), чтобы скрасить жареным в гриле хариусом свой плановый ужин из юколы и "суперсупа харчо с гренками". Но что-то никто из рыб не польстился на мои приманки. Упорствовать не стал. Перед сном для лучшей адаптации сделал пять хороших глотков водки из фляжки.

Подумал: "А что же такое счастье в данной ситуации? - А ведь это наутро двинуться дальше!". И решил страхи отбросить.

1. Ночёвка на 2-м оронском затоне2. Конец каньона за вторым порогом

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Встал в пять утра - прекрасно выспался, а в палатке на открытом солнце стало жарко. Решил перед завтраком перенести за пороги двигатель, который с вечера уже был закреплен на "татонку". По тяжести - вместе со станком и бензином во встроенном бензобаке 33 кг - это на тот момент был второй груз. Первый по тяжести груз - это две двадцатилитровые канистры с бензином - решено было отнести вторым рейсом, типа после разминки. А давненько не случалось таскать тяжести! А и не тренировался особенно. Разве только зимой потусовался на Эльбрусе, да и то выше 4800 м в этот раз не пошёл, и ещё катался на горных лыжах. Ну, и мои довольно продвинутые утренние зарядки.

Путь проходил среди редкого горелого лиственничного леса. Широко распространено мнение, что этот сухостой возник исключительно под действием сернистого газа из труб Норильского комбината. Но я полагаю, что это преувеличение. На Рыбной у всех без исключения сухих деревьев обнаруживаются обугленные корни - здесь прошел подземный торфяной пожар. В нем повинен не сам комбинат, а некоторые его сотрудники, бросающие непотушенные окурки прямо на торф. Такие же сотрудники браконьерствовали с электроудочкой и мелкоячеистыми сетями на прилегающих к Норильску малых озёрах, и в этих озёрах теперь, кроме гольяна, рыбы нет (фото 3).

Троп на пути обноса порогов нет, а подъёмчики есть, земля вся в кочках - следствие пожара. Частота дыхания у меня неожиданно составила два вдох-выдоха на один шаг. Было жарковато, а из-за комаров нельзя было снимать грубую одежду. Одежда - мембранка-камуфляж - оказалась приятной на теле и субъективно сухой. Мембранка реально отводит пот. Когда шел налегке обратно, дыхание все равно было ненормально частым. Это адаптация. При походе на Пясино дыхание при переходах по пересечёнке нормализовалось на третий день.

Знаю, что нельзя много пить, но каждый раз, подойдя к воде, напиваюсь. Вода тут же выступает излишним потом, смывая "москитол". Трудолюбивые комары услужливо подсказывают, где следует обновить репеллент. В этот день пытаюсь ходить в перчатках для защиты рук от комаров и спасения от неизбежных в первые дни пребывания на природе многочисленных маленьких ран на руках. Потом от перчаток на переходах отказался. А вот на воде и на скорости без них холодно.

Для завтрака вскипятил на газе воды и развел кипятком два пакетика овсяной каши "Быстров" с малиной. Оказалось весьма приятно. Взял на заметку на будущее. Полторы кружки любимого походного напитка - чая с сахарозаменителем и аскорбинкой - были приятны, но совершенно не решили проблемы жажды.

Вторым рейсом, кроме двух канистр с бензином, отнес походный кейс с блёснами-воблерами-катушками, распечатками космоснимков и копиями листов из атласа "Норильск и окрестности"

Главный оронский порог уже становится похож на водопад, но воды пока многовато, и струя почти по всей ширине перехлёстывает сброс (фото 4). Затон под ним, конечно же, слишком короткий для того, чтобы на нём спускать лодку на воду, так что одним рейсом обхожу оба главных порога, это один км. Вроде бы в итоге за четыре ходки туда и обратно получается не такое уж большое расстояние, но при передвижении челноком нагрузка получается поинтервальная. Сравните один забег на 1000 м и десять забегов по 100 м. Десять по сто - это чересчур. А вообще, учитывая пример пешеходного туризма, такое расстояние переноски вполне приемлемо на фоне того, что проходится потом на моторе.

Третьим рейсом несу лодку. Решился её не сворачивать. В принципе она довольно удобно становится на голову стыком борта и дна, и есть рукоятка для правой руки, и вперёд можно смотреть через понижение транцевой доски. Но моя шея не готова нести 26 кг. Довольно быстро перекладываю лодку на горб, при этом становится трудно дышать, быстро сдыхаю и делаю перерыв. Когда лодка снова опирается на голову, плечи развернуты, дышать легко, чувствуешь себя человеком, но через сотню метров терпение кончается и опять приходится в буквальном смысле горбатиться. На 1 км переноски перерывов получилось штук шесть. Снова пью воду, сознавая, что делать этого не надо, и думая о том, как это приятно, что воды в избытке.

Усиленно размышляю о том, что на самом-то деле вот эти физические усилия как раз и есть главная цель путешествия - они позволят улучшить здоровье, нормализовать вес и вообще, это тренировка. Когда-то много тренировался, и, видимо, поэтому подобные размышления реально помогают тащить груз.

В подвернутые насколько можно низко сапоги насыпается мусор вплоть до маленьких палочек. Пробую натягивать штаны поверх сапог, затем прихожу к затягиванию сапог под коленями. На правой ступне появляется потёртость. Соображаю, что возникшая слабость может быть от голода, и съедаю пару ломтей юколы с сырой водой. Вода при этом очень приятна.

Последним рейсом перетаскиваю рюкзак с лагерным снаряжением и продуктами, в руках - спиннинг с подсачником и внешний бензиновый бачок с несколькими оставшимися литрами бензина. После лодки это нетрудно, но дыхание все равно ненормально частое.

Я - за шиверой! Впереди - чистая вода. Доливаю бензин во внешний бачок, гружу лодку и с замиранием сердца запускаю мотор. Решающий момент! До этой минуты я прикидывал возможность оставить здесь заброску и вернуться до сервис-центра Судзуки для промывки системы охлаждения. Но вода из выпускного отверстия идёт нормально! Ох уж мне этот мастер! Прочь все сомнения, вперёд! А время-то уже 13-20. Небыстро прошли переноски, завтрак и сворачивание лагеря. Но я укладываюсь в запланированный график.

В два часа дня подхожу к следующему порогу. Теперь у меня уже есть неплохой опыт ведения этой лодки на бечеве, но здесь приходится в одном месте преодолевать сильное течение, это долго, и снова дыхание у меня, как на финише забега на 400 м. За порогом на левом берегу виден чум и рядом - две дюралевые лодки. Людей нет. Или здесь те двое на квадроциклах пересаживались на эти лодки, или же сюда ходят на вездеходах. Останавливаться не стал - надоело ходить по земле, да и программа на этот день большая.

Через пару часов река успокаивается, идут петли-меандры, поверхность воды гладкая, только иногда вспенивается от пытающихся взлететь уток - у них, видно, линька. На одном из первых поворотов стоит складное кресло. Давно, наверное, стоит. Моё чувство неуверенности начинает сменяться восторгом. Левый баллон слегка приспустил. С ним это бывает - чуть-чуть травит клапан. Останавливаюсь, подкачиваю баллон, доливаю в бачок бензина, ещё раз смотрю, как бежит вода из системы охлаждения - да всё в порядке! Обнаруживаю, что наручные часы барахлят. Ясно, отсырели от пота при обносе Орона. Включать смартфон каждый раз, когда надо посмотреть время, не с руки, поэтому отказываюсь от мысли детально хронометрировать прохождение маршрута. Периодически прохожу через небольшие дождики, но они не стоят одевания плащ-костюма.

Кончается участок с меандрами. Идёт непонятый мной при изучении космоснимков участок с расширениями русла, чередующимися с узкими прямыми участками. Оказывается, расширения - это своего рода затоны, а прямые узкие отрезки русла - это сливы с весьма быстрым течением и стоячими волнами. Бдительно смотрю за тем, чтобы не цепляться штевнем за мели. В одном месте обнаруживаю, что лодка относительно берега не двигается, хотя за кормой - обычный пенный след. Кроме течения, лодку тормозит высоченная стоячая волна, не получается взобраться на этот водяной холм. Маневрирую, скатываюсь вправо ближе к отмели и тихо-тихо преодолеваю быстрину.

По берегам затонов попадаются избы, по большей части жалкого вида. Хотя некоторые выглядят вполне целыми, признаков жизни в них как-то незаметно.

Навигатор упорно сообщает, что сигнал от спутников GPS отсутствует. Ничего, на Пясине тоже такое было. Здесь как-нибудь уж не заблудимся. Ну вот, наконец, посмотрев на космоснимок, обнаруживаю несомненные приметы участка реки перед озером Кета. Течение ослабевает, берега бегут назад быстрее, и вот оно - озеро. Слева - несколько строений относительно нового вида. Вижу на берегу двоих людей. В гости не иду - ещё не выполнил дневную программу, а времени на преодоление быстрых течений ушло много.

Держусь левого берега, направляясь к заливу Кетаонган. До плановой ночевки - 23 км. Соображаю, что где-то в районе затонов на реке кончился горелый лес, и теперь глаз радует нежная зелень. Берег изрезан бухточками, в них прячутся избы, но в этих признаков жизни не видно. Попадаются несколько наплавов от установленных на глубине сетей. Правильно, жара, голец держится глубины.

Вот и излучина берега. Ищу место, откуда завтра начну переноску к ближайшему из мунгурдахских озёр. Очень мелко, вряд ли сюда причаливают моторки. Неожиданно навигатор находит спутники и подтверждает, что я определился на местности правильно. Причаливаю, выбираю для ночевки песчаную косу (фото 5). На косе - следы крупных копытных, видимо, это были лосиха с лосёнком. Мимоходом жую стрелки дикого лука (фото 6).

Разгружаюсь, ставлю палатку, забираюсь внутрь с пластиковой бутылкой воды для ужина-чая, поджигаю спираль, дожидаюсь, пока осыплются на пол комары, пробравшиеся внутрь вместе со мной, раздеваюсь. На ужин - всё та же юкола, картофельное пюре, любимый чай с аскорбинкой и сахарозаменителем. Долго чищу зубы. К этой юколе необходим большой запас зубочисток. Протираюсь влажными гигиеническими салфетками, чищу ногти, смазываю царапины на руках и кожу вокруг ногтей йодом, руки - кремом для рук, лицо - кремом антиэйдж (всё-таки мне под 60), а колени и поясницу - кремом суставит-форте. Потёртость на ступне заклеиваю бактерицидным пластырем. Отмечаю, что ничего, кроме царапин, не болит. Полагаю, помогают теплая погода, пояс с твёрдой вставкой и волейбольные наколенники. На всякий случай принимаю таблетку аспирина. Всё-таки второй мой страх после поломки мотора - это приступ радикулита.

Слышу на озере моторку - рыбаки проверяют свои сети. Кругом полно певчих птиц, уток, гусей и чаек. Выпиваю из фляжки три-четыре глотка адаптогена. Это уже ночь на 12-е июля, 0-40. Длинный выдался денёк.

Норильский малый круг - путешествие по Таймыру на легкой моторной лодкеНорильский малый круг - путешествие по Таймыру на легкой моторной лодкеНорильский малый круг - путешествие по Таймыру на легкой моторной лодкеНорильский малый круг - путешествие по Таймыру на легкой моторной лодке
3. В июне сдесь были снег и серая вода4. Главный порог Орона в июле5. Вид на озеро Кета и вершину 675,36. Лагерь на берегу Кеты

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

На этот раз встаю довольно поздно - вчера обеспечил выполнение планового графика маршрута. Сворачивать лагерь начинаю только в 10-40. Предпочитаю не одну длинную переноску в 1 км до большого умбурдахского озера, а две ходки покороче - 400 и 250 м с полукилометровым озером посередине. Неясно, насколько легко будет идти по лесу, а вчера успел пресытиться переноской тяжестей. Ориентирую по местности карту и определяю магнитный азимут до ближайшего берега на малых озёрах - 310 градусов.

Местность оказывается довольно приятной для прогулки (фото 7). Дыхание сегодня вполне пристойное, похоже, что адаптация идёт вполне успешно. Снова двигатель, бензин, лодка, рюкзак. При возвращении первые два раза отклоняюсь в стороны метров на 30. Потом местность становится уже знакомой: через кусты, низинка, взлётик, держимся западнее болотца с ручьем, лощинка, снова взлётик, гребень увала с ягельником (фото 8) и вот оно - озеро. Давно же я не ходил по азимуту! При уточнении направления забывал проследить, чтобы стрелка компаса дрожала, а без этого она застревает и даёт ошибку до десяти градусов - индивидуальные особенности данного компаса. Не следует забывать считать шаги. Точнее, пары шагов, при этом на крутом подъёме две пары считаем за одну.

Пить по-прежнему хочется без удержу, но в этот раз первые два рейса удаётся воздержаться. Только при переноске лодки, попав-таки в то болотце восточнее линии перехода, пробую воду из прячущегося там ручейка. Ну, после речной и озёрной эта вода - просто роскошный напиток.

Но вот, наконец, вся экспедиция перебралась к первому из мунгурдахских озёр, расположившихся на водоразделе между Кетой и Накомякеном (фото 9).

Чтобы немного отдохнуть, прохожу путь в несколько сотен метров по озеру на моторе, на самых малых оборотах. Направление - на гору Мунгурдах (фото 10).

Следующий волок уже короче - около 250 м - и он прост для ориентирования. Магнитный азимут 290, вверх на увал, снова уже знакомая ягельная тундра, маленькое озерцо оставляем справа. Обращает на себя полное отсутствие следов человека. То, что привыкший к норильским реалиям глаз принимает за пустой пластиковый мешок, каждый раз оказывается листом бересты. Кроме лосиных, попадается старый медвежий след. Мишка некрупный, в пределах 200 кг. Сам-то он сейчас прячется от комаров где-то повыше на окрестных горах. Кстати, комары по-прежнему трудолюбиво напоминают, если где пора обновить репеллент, и стало больше оводов.

Снова на воде. Это - самое большое из мунгурдахских озёр. Прямо лабиринт из островов, заливов и проливов. Для начала распускаю шнур с воблером и через полминуты вытаскиваю щучку грамм на 700. Пробую другие воблеры и блесны, и за 10 минут вытаскиваю ещё пару окуньков грамм по 300. Это мне на два ужина. Тащить рыбу отсюда до Норильска нет смысла, надеюсь на хвалёную рыбалку на речке Тонели и на Накомякене и на этот раз с рыбалкой завязываю.

Когда возникает сомнение, правильно ли я сориентировался в лабиринте узких проливов, навигатор неожиданно снова обнаруживает спутники и подтверждает: да, правильно. А до этого всё ему не было видно спутников.

Очередной пролив, каким он представлялся на космоснимке, оказался ручейком, что соответствует рисовке на карте. Видимо, снимки делались в период самой высокой воды. Переноска груза здесь всего метров 40, но она - уже третья за день. Поинтервальные нагрузки выматывают сильнее, чем монотонное маслание рюкзака. Да и свечерело уже. С трудом нахожу относительно ровное место и ставлю палатку (фото 11). Лодку сразу снаряжаю для пересечения очередного озерца (фото 12).

Адаптация продвигается успешно, и при хождении по здешним кочкам без груза дыхание уже не учащается, но переноска груза быстро выгоняет пот. Всё-таки жарковато.

Почва здесь не торфяная, а супесная, опасности пожара нет. Развожу костерок, чищу и натираю крупной солью со специями рыбу. Пока созревают угли для гриля, в палатке переодеваюсь в сухое, делаю свой обычный маникюр, обтирания, мажусь йодом и необходимыми кремами, готовлю овсянку "Быстров" со сгущенным молоком, съедаю её вприкуску с юколой, запиваю чаем с подсластителем и аскорбинкой. Полагаю, что щука к этому времени уже набрала соли, сколько надо. Выбираюсь из палатки и занимаюсь грилем. Блюдо из щуки, и правда, несколько суховато, но оторваться от него невозможно, и пальчики облизываю вполне буквально. Снова палатка, изведение комаров сжиганием спирали (хватает одного погонного сантиметра). Лёгкий дождик немного смачивает вещи, оказавшиеся под москитной сеткой. Приходится поднять основной полог на входе в палатку. Ко второй дозе чая выставляю шоколадку. Допиваю остаток адаптогена из фляжки.

7. Путь к мунгурдахским озёрам8. Гребень увала с ягельником9. Осталось принести мотор10. Первое озеро и гора Мунгурдах
11. Ночевка на перевальных озёрах12. Третье мунгурдахское озеро

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

В палатке с утра жарковато, завтракаю на улице (фото 13). Переплываю очередное озерцо, пролива к следующему не обнаруживается, это значит, что длина очередного переноса не 90 м, как ожидалось, а снова около 400. Этот перенос проходит уже относительно легко, без особого учащения дыхания и пота. Это уже, собственно, то самое озеро, которое на карте обозначено, как Мунгурдах. Видно, что оно глубокое, и глубины сразу от берега. Включаю хорошие обороты и в считанные минуты прохожу его до конца, мели ожидаемо встречаются только на его переходе в ручеёк, текущий к следующему озеру (фото 14). За столь краткое время не успеваешь проникнуться удовольствием от комфортного передвижения.

Отсюда уже не надо подниматься на очередной водораздельчик, здесь только плавный спуск. Замечаю по правому берегу чуть более крутой, чем вокруг, склон. Полагаю, что здесь весной долго держится снег, а значит… Действительно, здесь в полосе шириной метров 10 кустов как-то особенно нет, идти легко и недалеко. В навьючивании татонки у меня уже сформировался неплохой навык, и этот обнос даётся легко и сравнительно быстро. На этом озере много мелей, его прохожу с винтом в положении вполводы и на малых оборотах.

На космоснимке есть ещё одно маленькое озерцо, которого, однако, нет на карте. Я уже убедился, что при нынешнем уровне воды ориентироваться надо на карту. Значит, снова перенос грузов метров на 350, сегодня это третий перенос. Ощущаю упадок сил. Жую юколу с водой и несу сначала канистры, уже заметно полегчавшие. Магнитный азимут 20 градусов, около 350 пар шагов, один крутой подъёмчик, на спуске к речке Тонельгагачар приходится пробираться сквозь кусты. Пока возвращаюсь за второй порцией груза, калории от съеденной юколы доходят куда надо, и становится легче. Но при переноске лодки перерывы делаю чаще, чем на предыдущих переносах, а на последнем спуске в почти истерическом состоянии тащу лодку сквозь кусты волоком.

Вспоминается альплагерь Ала-Арча. Там в конце подъёма к ледовому цирку под вершиной Свободная Корея, где не успевшие акклиматизироваться начинающие горовосходители передвигаются из самых последних сил, кто-то установил тяжеленный железнодорожный указатель с надписью "конец толкания". Ну, очень способствует поднятию настроения. Вот и у меня пришел конец толкания. Хотя идёт дождь, меня это не слишком смущает - болотники подняты, и одета дождевая куртка.

Уже совсем легко иду за рюкзаком. Там немного задерживаюсь в задумчивости. И озёра даруют мне зрелище прилёта четырёх величественных белых лебедей. Меня они не видят, потому что мы с рюкзаком сидим за небольшим прибрежным бугром, и садятся на воду метрах в пятидесяти. Для столь осторожных птиц это редкость.

И вот она - речка Тонельгагачар (фото 15). Отсюда только по воде, и только вниз по течению.

Сначала недлинные плёсы чередуются с перекатами, на которых лодку приходится тащить волоком, но после трёх-четырёх таких перекатов оказывается достаточным выйти из лодки и вести её на верёвочке. Скоро выходить приходится реже, и вдруг начинаются меандры с устойчивой глубиной. В изменение плана иду не на вёслах, а на моторе вполводы и при минимальных оборотах. На дне залегают невиданные мной до сих пор в обнажениях светлые с красновато-оранжевыми пятнами породы. Они похожи на скальные известняки, образуют рифы и подобие пещер на дне, но царапаются веслом. Гляциальные суглинки! Вопреки ожиданиям, никакого обилия хариусов нет, некому подбросить искусственную муху. Может быть, из-за относительно жаркой погоды они попрятались по ямам? Несколько раз цепляю штевнем галечное дно. Винт уже заметно побит. Снова прочищаю выходной штуцерочек системы водяного охлаждения, и снова вода вытекает, как надо. Наконец, в 21-30 выхожу в речку Тонель. Снова мели. По прежнему малые обороты и винт вполводы. В 22-30 становлюсь на ночевку на сухой песчаной косе (фото 16).

Развожу костерок для приготовления окуней на гриле (фото 17). Окуни, конечно, отличаются по вкусу от вчерашней щуки, но тоже оторваться от поедания невозможно, и пальчики тоже вполне буквально облизываются. Адаптоген во фляжке кончился, но и нужды в нём уже нет. Дополнительно ублажаю себя поеданием нескольких конфет баунти с кокосовой стружкой.

Сравнительно комфортно спится, когда коремат лежит на плоской песчаной подстилке, а предстоящий путь - это уже возвращение в населенные места.

13. Сервировка к завтраку14. Окончание озера Мунгурдах15. Перевал пройден!. Речка Тонельгагачар

16. На Тоннели17. Подготовка углей для гриля

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

С утра - снова движение с винтом вполводы и на минимальных оборотах. Поскольку по основному расчету здесь предполагалось продвижение сплавом по течению, получится перерасход бензина по отношению к запланированному расходу, но уже стало очевидно, что горючего с лихвой хватит. Навигатор снова не видит спутников, но на местности есть приметы, по которым привязаться удаётся вполне однозначно. Одно впадение речки слева представляется благоприятным для рыбалки - здесь вроде поглубже, но рыбалка у меня - не самоцель, предпочитаю созерцать пейзажи по ходу движения (фото 18).

Наконец, видны признаки мелей на выходе в озеро Накомякен. Сразу за ними распускаю троллинговую снасть и пытаю удачу. А вдруг, несмотря на жару… И ничего. Никаких поклевок. В речке-то вода прогрелась посильней, чем в самом озере, и для гольца это, наверное, как кипяток. Пробую для забавы вертикальное блеснение с тяжелой блесной, но эта авантюра тоже не удаётся.

Южнее впадения Тонели в озеро видны какие-то ржавые развалины. Высаживаюсь посмотреть и размять ноги. Остатки хорошей деревянной избы, ржавая жесть от каких-то балков, неплохо сохранившийся и не загаженный ЦУБик, с дверьми и целыми стеклами в окнах, морской контейнер (фото 19). Пристойнее всего выглядит сортир на два очка, но у него нет дверей. В ЦУБике даже лежит нитяная сеть, но вот печь в нем непригодна к использованию - оторвана дверца.

Отчаливаю и продолжаю безнадёжные попытки соблазнить кого-нибудь воблерами и блёснами. Замечаю впечатляющий всплеск в сотне метров, но моими снастями никто не интересуется. Обращаю внимание на отсутствие уток. Для меня это признак присутствия в озере крупной хищной рыбы. Но ни одну из наживок всё равно никто не трогает. Был один удар, но вынув блесну, обнаружил на ней траву - попался подводный холм.

Сворачиваю снасть, включаю обороты и двигаю вдоль по озеру. Внимательно изучаю места впадения ручьев, бегущих от снежников на горах. Уж в этих-то ручьях вода должна быть холодной, при них может и рыба крутиться. Но эти ручьи, не доходя до озера, теряются в камнях.

Между тем штиль постепенно сменяется легким встречным ветерком. До меня доходит, что идеальная для плавания погода - это не навсегда, и решаю во изменение планов сегодня же идти вниз по Нахте и дальше. Ещё раз причаливаю к берегу, чтобы размять ноги и подкачать баллон, у которого по-прежнему тихонько травит клапан. Довольно живописные берега (фото 20). После этого включаю крейсерскую скорость и уже без остановки прохожу то, что осталось от перехода в 23 км по Накомякену. Вольготно, просторно, безлюдно (фото 21).

При входе в Нахту поднимаю двигатель и управляюсь вёслами. Справа у истока вижу какие-то сооружения типа культовых из палок и тряпок. Это кто-то приходит сюда пешком по берегу Нахты от озера Собака.

А течение-то весьма живое. А мои вёсла позволяют только, быстро легонько подгребая, сместиться на метр-другой, чтобы обойти крупный камень, торчащий из воды. Между тем течение ещё ускоряется, камней становится всё больше и больше, и вдруг появляется довольно-таки высокий слив прямо по крупным валунам. Чтобы поставить лодку прямо и направить ее между двух самых крупных валунов, налегаю на вёсла, забываю, насколько они хлипкие, и у одного весла надламывается пластиковое сочленение дюралевых трубок, из которых это весло состоит. Весло принимает форму латинской буквы V и беспомощно болтается. Пытаюсь поворачивать лодку одним веслом, но это уже невозможно. Наверное, следует испугаться, но мне весело. Я уже поверил, что ПВХ, из которого скроена лодка, достаточно прочен. К тому же спасжилет на мне, вот только каски недостаёт. И правда: через первый валун живо проскальзываю вперёд сначала спиной, потом правым боком, через второй валун переваливаюсь сначала левым боком, потом спиной, меня щедро обдаёт водой из метровой "бочки" под сливом и вот уже относительно спокойно продолжаю сплав, поворачивая одним веслом. А байдарку бы здесь несколько раз перевернуло, если бы не сломало.

Замечаю на берегу какой-то отщеп, похожий на обломок доски. Вытаскиваю лодку, выламываю этот отщеп и шустро шинирую сломанное весло, накладывая маркировочным узлом куски репшнура, которым до сих пор крепил на татонку свои грузы (фото 22). Этот крепёж потом благополучно служит до самого Валька.

Перед выходом в озеро Собака замечаю несколько крупных валунов с соблазнительными ямами за ними. Останавливаюсь и пробую побросать в эти ямы то блесну, то муху. Никакого результата. Иду дальше. На островке слева на выходе в озеро - аккуратный такой домик, выкрашенный в зелёный цвет, три дюралевые моторки, какие-то люди как раз только что пришли на лодке. На выходе в озеро, как и полагается, мель. Иду опять на минимальных оборотах с винтом вполводы. В нескольких км на северном берегу - большой огонь и впечатляющий столб дыма от него. Такие большие костры обычно разводят туристы, чтобы накалить валуны для походной баньки.

Ещё с час пытаюсь троллинговать. Ощущаю один удар, но ничего не попадается. Хотя блесну и воблер использую проверенные, добычливые. Наконец, такая рыбалка вместе с созерцанием природных красот мне надоедает, сворачиваю снасть, даю обороты и беру курс на исток Муксунки. Позади долина Нахты и дальний берег Накомякена (фото 23). Пошли густо заселённые дачные места.

На моторке всё оказывается так близко! Минут через 15 снова начинается мель - уже на входе в Муксунку. Тут довольно много каких-то строений и людей с надувными мотолодками, вроде с движками по 2,5 лошадиных силы. Поперёк реки какое-то всплёскивание, как будто болтается натянутая сеть. Мужики с берега сообщают, что это там верёвка натянута, и если мотор поднят, то ничего. Мотор у меня, конечно, уже с минуту как поднят. Останавливаться не стал - с моими вёслами и поднятым двигателем об этом думать уже поздновато. Спрашиваю, как тут идётся на моторе, с берега отвечают, что, если есть запасной винт, то ничего, можно. Говорю им, что вот поднялся по Рыбной, а спускаюсь сюда. Наблюдаю недопонимание. Но уже не до того, зевать-то не надо (фото 24-27). Держись большой воды и подмытых берегов!

Довольно скоро течение успокаивается, берега становятся вроде бы болотистыми. Опускаю винт на полную, даю обороты и безмятежно созерцаю плывущие назад берега. До сих пор не упомянул, что на Сталкере при относительно спокойном плавании я не обременяю себя держанием в руке румпеля. Вместо этого закрепляю руль пожёстче, уютно устраиваюсь посередине лодки и управляю поворотами, немного смещаясь на банке в нужном направлении, или даже просто перемещая руку или ногу. Легкая лодочка на всё это прекрасно реагирует, только при потряхивании на волнах руль иногда всё же слегка сбивается, приходится его слегка отъюстировать.

Но вдруг двигатель заработал с перебоями… Да это же илистая отмель! Глушу мотор, поднимаю винт, дрейфую через мель по течению. Система охлаждения снова подзасорена. Вижу галечную косу среди илистых берегов, причаливаю (фото 28), уже привычно продуваю выходной штуцерочек системы охлаждения. Слава богу, вопреки мастеру из центра техобслуживания, всё получается.

Иду дальше. Наконец-то после долгого безрыбья вижу уходящего в сторону от лодки небольшого гольца. Уже вечереет. Решаю выбрать место посимпатичней и становиться на ночлег. По очертаниям берегов определил, что нахожусь в трёх км от впадения Муксунки в озеро Глубокое. И тут - ну надо же! - в третий раз за плавание навигатор обнаруживает в небе спутники и подтверждает мне, что место нахождения определено правильно. У меня есть коротенькая сеточка - ставлю её поперёк узкой протоки, есть одна донка - закидываю её в сторону стрежня, насадив на крючок кусочек юколы. Без всякой надежды на удачу, а просто, чтобы потренироваться в соображаловке. А погода-то как раз солнечная, жарковато. Ставлю палатку в ажурной тени ив. Пью чай, съедаю порцию картофельного пюре на воде, закусывая юколой. Совершаю вечерний намаз моими йодом, кремами и мазями, рихтую ногти. Начинается дождик. Сплю.

18. Вниз по Тоннели19. Три поколения базы на Накомякене20. Накомякен. Береговая лини21. Накомякен. Безлюдье

22. Нахта пройдена. На весле – шина23. Озеро Собака и долина Нахты24. Муксунка. Не зевай!25. Муксунка. Мотор-вполводы.

26. Муксунка. Держись большой воды!27. Муксунка. Дальше будет спокойней28. Муксунские разливы. Бойся мелей

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

Проснувшись, обнаруживаю признаки начинающейся простуды на губах. Впечатление такое, что это реакция на капли дождя, залетающие под козырёк бейсболки. Ну что же, тренируем иммунную систему. Однако надо срочно срываться домой к запасам ацикловира - в моей походной аптечке его нет.

Приятно-быстро-отлаженно сворачиваю лагерь (фото 29), снимаю сеточку и донку. Никакой рыбы, конечно же, не попалось. 15-е июля. В 9-45 отчаливаю.

Мотор радует бесперебойным быстрым запуском. Не зная фарватера, ожидающиеся в устье Муксунки мели прохожу с винтом вполводы и на предельно малых оборотах. Поверхность воды зеркальная. Наконец, дно уходит вглубь. В последний раз распускаю троллинговую снасть и около часа барражирую вдоль края мели. Поклёвок нет. Что же, это вполне естественно для такой сравнительно жаркой погоды. Рассмотрев очертания озера на космоснимке, выбираю мыс, на который надо править для сокращения пути. Задаю крейсерскую скорость. Лодочка глиссирует, а я устраиваюсь поудобнее, корректируя направление наклонами корпуса. Техника весьма напоминает горнолыжную - так называемая ангуляция бедра. Руки сложены на коленях, спина прямая, плечи развёрнуты. Поза способствует размышлениям о возвышенном.

Налетает попутный ветерок, лодочку начинает слегка потряхивать, но зато скорость выше средней. Начинается дождик, затем ливень. Мне в болотниках и дождевой непромокаемой куртке поверх спасжилета и мембранки уютно, как в застеклённой рубке. Попутный ветер спасает от попадания капель на простуженные губы. А вообще впредь надо придумать непромокаемый снаружи шарфик, чтобы при встречном ветре закрывать лицо по самые глаза и смотреть вперёд в щель между козырьком бейсболки и этим шарфом.

Дождь кончается, но усиливается попутный ветер. На траверзе горы Сундук ощущаю величие пейзажа. Мной овладевает некий восторг. И тут удаётся решить задачу, зависшую во мне уже с десяток лет назад - подобрать мелодию к тексту, который у меня тогда сложился. Мелодия чем-то напоминает песенку Булата Шалвовича - ну, ту: "…красивые и мудрые, как боги, и грустные, как жители Земли", и в то же время в ней есть интонации из Утёсова. На гитаре её надо сопровождать быстрым боем наподобие восьмёрки, в такт звуку мотора и вздрагиванию лодки, обгоняющей попутные волны, хотя сама-то мелодия сравнительно протяжная. А текст-то вот он:

• Изгнанники безжалостного лета прохладу Севера восприняли, как дар.
  • На кромке моря и на грани света пустыни помним беспощадный жар.
  • Отыщет ли своё предназначенье, кто до конца ещё не просклонял
  • Разлуку, ревность, нежность и влеченье, и не погиб, и не торжествовал.
  • Устав от перемен и расставаний, осев на время, помним об одном:
  • Не хватит никакого дарованья, под самым ярким солнечным огнем
  • Чтоб избежать благополучной скуки тому, кто жил на месте целый век.
  • А мы прошли, и пробудились звуки в долинах бесконечных спящих рек.

В конце песенки первое четверостишие (здесь - две строки) повторяется, оконтуривая "точку"-кульминацию. Текст вообще-то очень реалистичный, называется "Переселенцы", отражает впечатления при переезде из Таджикистана, когда там после распада СССР перестали говорить по-русски, и при работе на геологической съёмке в Мининских шхерах и на побережье Харитона Лаптева - это Карское море. Мне в тексте видятся ветра, плоский пейзаж и пустынность того побережья.

Гора Сундук пройдена, всматриваюсь в левый берег, чтобы не проскочить вход в реку Глубочку - всё-таки я впервые иду здесь не в качестве пассажира. Ветер и ливень стихли, поверхность зыби отливает зеркалом. Ну, вот и река. Течение усиливается. Смотреть в оба! Держаться большой воды! Лучше высокие стоячие волны, чем рябь над отмелью! Довольно часто рукой поправляю румпель - тряска на волнах сбивает установку. Начинают попадаться встречные лодки и катера. Пять дней их не видел.

Течение успокаивается, и вскоре впереди появляется остров Колхозник - это уже на озере Мелкое. Озеро встречает основательным шквалом. Хотя направление ветра при этом направлено под острым углом от берега, и волна получается невысокая, но она какая-то вертикальная, острая, и трясёт на ней впечатляюще. Предпочитаю укрыться за мысом-стрелкой, направленной на восточный конец острова Колхозник. Причаливаю. Как сильно здесь растительность отличается от всего виденного за эту неделю! А и вода в озере не синеватая или прозрачная, а явственно зеленоватая. Ветер основательно треплет листья редких невысоких кустов ивы.

Гора Сундук отсюда уже не кажется величественной (фото 30). Всё же это не Тянь-Шань, и уж совсем не Гималаи. Но торжественной праздничности такое сравнение не убавляет.

Шквал стихает. Иду дальше. Вход в реку Талую ищу по направлению движения встречных лодок - тоже способ навигации. Талая пролетает неожиданно быстро. Затон кажется маленьким и тихим. Ну, вот и устье Рыбной. Круг замкнулся. Около шести вечера причаливаю возле моста.

Машинка благополучно ждёт меня под крылышком Путоранского заповедника. Разбираю лодку, гружусь. Ну, вот, наконец-то, лодка - в гараже, я - в ванной, у кошек - праздник.

Вечером успеваю прогуляться по проспекту, где царит праздничная атмосфера - день металлурга совмещён с днём города.

29. Лагерь на Муксунке30. Гора Сундук с озера Мелкое

ПАРАМЕТРЫ МАРШРУТА

Последовательно пройдены (фото 31): реки Норилка вверх от Валька и Рыбная - вся до истока.Норильский малый круг - путешествие по Таймыру на легкой моторной лодке Озеро Кета до залива Кетаонган. Пять малых озёр, одно из которых на карте обозначено, как Мунгурдах. Речка Тонельгагачар - участок чуть больше, чем тот, что годен для плавания. Речка Тонель от впадения Тонельгагачара. Озеро Накомякен до истока реки Нахты и сама Нахта. Озеро Собака от Нахты до истока реки Муксунки. Озеро Глубокое и река Глубочка. Озеро Мелкое между Глубочкой и истоком реки Талая. Река Талая, и, наконец, снова Норилка до Валька.

Общая длина маршрута составила около 376 км, не считая барражирования при попытках троллингования рыбы. Сюда входят: Плавание на моторе вверх по рекам Норилке и Рыбной - 146 км. Переносы грузов по суше - около 3 км (но из этих каждый пройден четырежды с грузом плюс возвращения налегке). Прохождение перекатистых и порожистых участков на Тонельгагачаре и Нахте сплавом и чуть-чуть даже волоком - около 6 км. На моторе по озёрам - 114 км. Вниз по течению на моторе - около 107 км.

Расчётный расход бензина составил 35 л, взято было 55 л, истрачено около 45 л. Перерасход возник из-за решения идти на моторе вниз по тем рекам, где сначала предполагался пассивный сплав, и из-за расхода на рыбалку троллингом.

Планировавшееся время прохождения - неделя. По факту оно сократилось до шести дней из-за отсутствия клёва на Накомякене вследствие сравнительно жаркой погоды.

Роль консультаций перед маршрутом сыграли две публикации - "Семейный сплав" и "По малому кругу" в спецвыпуске №1 "Путешествия по Таймыру" альманаха "Неизвестный Норильск" за июнь 2009. Отсюда и название путешествия - "Малый круг".

ОЩУЩЕНИЯ ПО ОКОНЧАНИИ

Всё получилось! Это реальная жизнь. Рыбалка была не ахти, но она и не была самоцелью - мне ведь больше-то рыбы и ни к чему. Сразу возникают идеи других плаваний. До конца моего летнего отпуска, взятого специально для воплощения идеи этого путешествия, ещё почти неделя, но сносную погоду обещают только со среды. А этот маршрут можно повторять с целью, например, промысла трофейной щуки на Мунгурдахе. Можно и собирать компании для такого плавания. Для большего удовольствия рационально растянуть время прохождения до полутора недель.