17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I
Автор - Егорова Елена (Норильск)

I. Справочные сведения

1. Проводящая организация
Норильская общественная организация клуб туристов «Таймыр»
Маршрутная книжка: № 1л-03
Руководитель: Егорова Елена
Текст отчёта: Егорова Елена

2. Информация о маршруте

Вид туризма  Категория сложности Протяженность активной чести, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
лыжный I к.с. 146 км 230 7 дней 1-8 мая 2003

3. Район похода
Плато Путорана, буферная зона заповедника «Путоранский»
Краткое описание маршрута:
Полуостров Таймыр представляет собой один из немногих сохранившихся на Земле уголков дикой природы. Он омывается двумя полярными морями – Карским и Лаптевых, с врезающимися глубоко в сушу на западе и востоке крупными заливами - Енисейским и Хатангским. Северную часть полуострова занимают горы Бырранга, полого спускающиеся к берегу моря и круто обрывающиеся на юге у озера Таймыр. На юге расположено плато Путорана, возвышающееся над уровнем моря на 1200 – 1600 м. Между ними раскинулась обширная Северо-Сибирская низменность.
Таким образом, полуостров простирается от лесотундры до арктических пустынь. Всю его территорию, площадью 904,7 м2, занимает Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, центром которого является г. Дудинка.
Полуостров расположен на западе Сибирской области субарктического климатического пояса, северного полярного круга. Он находится под влиянием как атлантических, так и арктических воздушных масс. Климат района резко континентальный, основной характеристикой которой являются большие годовые амплитуды температуры воздуха, которые в 18979 году достигли 84 С. Зима здесь суровая, с сильными вьюгами и метелями, продолжительность до девяти месяцев.
Население округа превышает 300 тыс. человек. У подножия плато Путорана расположен Норильский промышленный район, включающий в себя город Норильск, Талнах, Кайеркан и Оганер. Своим рождением и развитием эти города обязаны тому, что в отрогах хребтов Хараелах и Лотокойский камень, почти под семидесятым градусом северной широты, по краю безбрежной Таймырской тундры были найдены крупные месторождения медно-никелевых руд. А рядом с ними – залежи каменного угля высокого качества. Такое соседство богатых руд и энергетического топлива в природе встречается нечасто. Вот почему, несмотря на суровых климат, за короткий срок в Заполярье вырос крупный горно-металлургический комбинат.
Одним из красивейших мест Таймыра является озеро Лама, этот район по праву называют «Северной Швейцарией». Район похода расположен более чем в 100 км от города Норильска.

4. Подробная нитка маршрута
г. Оганер - р. Норильская – Затон – залив Блудный - оз. Мелкое – р. Лама – оз. Лама – устье р. Микчангды - р. Микчангда – оз. Лама – р. Лама - оз. Мелкое – залив Блудный – Затон – р. Норилка – г. Оганер

5. Определяющие препятствия маршрута
Пройденный километраж, соответствующий данной категории сложности, а также подъем на высоту 435 м. н. у. м., вероятность прохождения участков с открытой водой или наледями.

6. Данные об участниках похода
1) Егорова Елена – руководитель (663305 г. Норильск ул. Талнахская 39-4, т. (3919) 34-95-06)
2) Кузьмин Сергей – зам. руководителя;
3) Звонова Ирина – участник:
4) Тернова Валерия – участник;
5) Черкашин Павел – участник;
6) Бакулин Виктор – участник;
7) Белов Юрий – участник

7. Адрес хранения отчета
Отчет хранится в архиве клуба туристов «Таймыр» и у руководителя похода. Имеются видео и фотоматериалы о походе.

8. Поход рассмотрен
МКК регионального клуба «Таймгео» города Дудинка. Председатель МКК – Линусов Александр

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода
Повышение квалификации и совершенствование навыков, умения в лыжном походе. Изучение маршрута со съемкой на фото и видео, с целью дальнейшего развития лыжного туризма в регионе. А также осмотр реки с целью проведения водного похода 2 к.с. в летний период.
Необычность похода заключается во времени его проведения – межсезонье.

2. Варианты подъезда и отъезда
Заброска участников похода производилась вездеходом, но это не лучший вариант, т.к. вода местами уже вскрывается и возможны попадания техники в наледи. Возможна заброска также на снегоходах и вертолете, второе очень дорого для простых туристов – любителей. Иные транспортные средства отсутствуют.

3. Аварийные выходы с маршрута и их причины
Таковых не наблюдалось. Аварийные выходы с маршрута, только вертолетом с дальней точки маршрута на р. Микчангда с норильскгеологичекой базы. У них же имеется и связь с «землей».

4. Изменение маршрута и их причины
Маршрут пришлось начать раньше задуманного на 26 км, т.к. не было возможности заброски в устье реки Микчангда. Вездеходчики отказались везти группу дальше, попав в наледь и кое-как выбравшись из нее.

5. График движения

1 1 мая Оганер – р. Лама 4 1 час Вездеход
Наледь, снег глубокий
Солнечно, ясно, около 0 градусов
2 2 мая р. Лама – оз. Лама – устье р. Микчангды 21 7 Тропление 30–40 см ночью -32
днем – 2С Солнечно, ясно, безветренно
подлип
Около - 0С
Солнечно, ясно, безветренно
6 6 мая р. Лама – оз. Мелкое 26 7 Вездеходная дорога, зимник Облачно, местами моросящий дождь, -2С, ветрено
7 7 мая оз. Мелкое –
залив Блудный
18 7 Вездеходная дорога, зимник -2С, облачно, ветер, дождь
8 8 мая Залив Блудный – затон – г. Оганер 22 5 Вездеходная дорога, зимник Туман, пасмурно, +2С

Всего: 146 км

6. Техническое описание маршрута
Особо сложных участков на маршруте не наблюдалось. Некоторое опасение и требующие особого внимания вызывали участки с промоинами, покрытые снежными мостами, а также относительно сложное ориентирование в дельте реки Микчангда, много рукавов и притоков. Необходимо обратить внимание и на прохождение крупных озер (больших открытых пространств) во время тумана, дождя или пурги, в этой ситуации рекомендуется сделать привал и дождаться прояснения, относительной видимости.
Так, например на 6–й день похода, находясь на середине озера Мелкое, не доходя о. Колхозник, группа была из-за внезапного северного ветра и дождя вернутся на берег и остаться на ночевку.

7. Потенциально опасные участки
Потенциально опасными для прохождения участками являются все реки, ручьи, озера, по которым проходит маршрут, т.к. в это время года ледяной покров недостаточно крепок или вообще отсутствует. Основным видом препятствий для продвижения группы являются водные участки – промоины во льду. Опасны промоины, покрытые снежными мостами, т.к. эти мосты зачастую недостаточно прочны, чтобы выдержать вес лыжника с рюкзаком. Об этом необходимо помнить, т.к. основная часть данного маршрута проходит по рекам и озерам.
Проходить промоины безопаснее по берегу, но зачастую пройти участок водоема с промоинами на берегу крайне сложно из-за густого растительного покрова или сложного рельефа. В этом случае опасный участок можно пройти по льду как можно дальше от кромки промоины. Для этого направляющий снимается рюкзак, расстегивает крепления лыж и, как можно быстрее, проходит промоину по льду или снежному мосту. Для обеспечения большей безопасности направляющий должен обвязаться веревкой, другой коней которой держит участник, находящийся вне опасной зоны. Если при прохождении промоины по направляющим не было слышно хруста или обрушения снежного (ледяного) моста, то остальные участники (по одному) могут проходить этот участок.
Потенциально опасными участками можно назвать и глухие леса р. Микчангды и ее дельта, т.к. в этих местах водятся множество диких животных. Многочисленные свежие следы росомахи, волков и медведя нами были обнаружены.

8. Наиболее интересные природные, исторические объекты
Озеро Лама само по себе уникальное природное явление.
К историческим объектам можно отнести расположение на Затоне бывшей воинской части, дома частично сохранились с Советских времен, хотя историческую ценность не представляют, но все же это наше прошлое.
После второй ночевки на берегу о. Лама была обнаружена могила неизвестного в виде деревянного креста. Было бы интересно разузнать и навести справки по этой находке, но сведений никаких нет. Кто похоронен в этой заброшенной могиле мы так и не узнали.

9. Дополнительные сведения о походе
- График движения выстраивается, исходя из конкретной погодной обстановки.
- В полярный день возможно, а иногда и предпочтительно, движение вечером и ночью.
- Режим дня и отдыха (сна) должен быть адекватен возникшим нагрузкам при прохождении маршрута.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Проживание в палатках, избах – не требующее затрат. Разве что заготовка дров и чистота в избе после себя.
Все остальное снаряжение и питание за свой счет каждый участник готовит самостоятельно.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Поход завершен благополучно. Все участники полностью здоровы.
- Желательно в групповом снаряжении иметь лавинную лопату, т.к. с ней легче и быстрее обложить палатку снежными кирпичами при необходимости, а также выкопать яму в наддуве, если возникнет такая необходимость.
- Необходимо иметь веревку 8-10 мм в диаметре не менее 20м для организации страховки при переправе через реки по тонкому льду и снежным мостам. Также веревка может понадобиться при спуске на крутых скальных участках.
- На маршруте группа может использовать волокуши для транспортировки палатки, накидки для нее, печки, труб, варочной посуды, пилы и топора. Ширина волокуш не должна превышать ширину лыжни. В этом случае ее транспортировка легка как по твердому насту, так и по глубокой лыжне.
- Руководитель и участники обязательно должны знать азимуты всех участков маршрута, т.к. межсезонье – время, когда погода меняется до полной противоположности за очень короткие промежутки времени. При резком ухудшении видимости можно потерять визуальные ориентиры, особенно это опасно на больших лайдах, озерах.

12. Карта маршрута
Прилагается

13. Дневник похода

В тундру за рассветом

Пусть нас назовут странными людьми, пусть это непривычно и непонятно, тем, кто ни разу не испытывал «щемящее чувство дороги», но мы снова и снова с наступлением весны на Таймыре отправляемся в длинный путь по плато Путорана в традиционные весенние походы, которые проходят на майские праздники. Мы это делаем не потому, что за это платят деньги, а потому, что иначе не можем, это наше увлечение и образ жизни.

Закончились майские праздники, возвращаются из лыжных походов наши единомышленники и наши коллеги туристы. Вернулась и наша группа с дальнего интереснейшего лыжного похода I категории сложности. 8 дней семь членов клуба туристов «Таймыр» провели вдали от дома, родных и близких, в окружении девственной природы заполярья. Среди нас рабочие и студенты, нас объединяет общие интересы, любовь к путешествиям и стремление увидеть новое, неведомое ранее.
Маршрут наш был намечен с размахом, как в старые добрые для туристов времена, с заброской на снегоходах в самое «сердце» реки Микчангды, которая берет истоки в далеких путоранских горах и впадает широкими разливами в озеро Лама. Эта речка давно заинтересовала туристов. Летом - это быстрая бурная река, по которой не раз сплавлялись туристы-водники. А вот в зимний период она скована льдом и на ней давненько никто не бывал.
День первый (1 мая). Планы наши пришлось менять прямо на ходу. Сложные погодные условия, ранняя весна и, как следствие, открытая вода, привели к тому, что даже опытные водители вездеходов ГО и ЧС аварийно- спасательного отряда, чуть было, не попав в наледь, не смогли забросить нас даже до устья реки. Так мы попали в страну бесчисленного количества замёрзших рек и озёр. 3:40 ночи – мы вынуждены идти вперед навстречу неизвестности. Единственное, что нам было точно известно, это то, что мы смертельно хотим спать…. Температура воздуха в отличие от вчерашних 0 градусов днем, сегодня ночью – 32 градуса. Поэтому изба, которая буквально сама нас нашла, была очень кстати. Охотничий домик уютный и ухоженный, но явно мал для нашей группы из 7 человек. Но главное, что там есть добротная печь и нары, на которые мы все же уместились, лежа на одном боку. Дежурные готовят ужин или завтрак, судя по времени. Наши голодные желудки полностью зависят от их поварских способностей. Некоторые участники, так и не дождавшись ужина – засыпают в теплой избе. Но, услышав, желанное «кушать подано» все же подают миски дежурным. Что нам уготовил завтрашний день?
День второй (2 мая). Приготовление пшенной молочной каши, долгие сборы, и в 14:00 мы стартуем в белое безмолвие озера Лама. Цель этого дня добраться до устья реки Микчангда и при этом никого не потерять. Нас по-прежнему семеро: Егорова Елена, Кузьмин Сергей, Бакулин Виктор, студенты Звонова Ирина, Терновая Лера, Черкашин Павел и спасатель Юра Белов.
Идем, чередуя ходьбу на лыжах 40 минут и отдых 10 минут. Такое чувство, что остановили просмотр слайд-фильма на одном кадре. Пейзаж почти не меняется. От этого создается такое впечатление, что мы стоим на одном месте. А всему виной безмерное озеро Лама, которое имеет протяженность более 100 км. Мы меряем его своими малюсенькими человеческими шажками, все же приближаясь постепенно к цели. Пересекаем Ламу по диагонали, проходим мыс Колхозника. На нем осталась со времен социализма большая заброшенная изба, которую можно распознать издалека, она как маяк для неопытных охотников-рыболовов. Проходим устье реки Бытык, его сторожит красивая, мощная гора с одноименным названием (920м). А перед нами раскрывается во всей красе г. Устье Микчангды (971м) и потихонечку, как будто с опаской выглядывают, по мере нашего продвижения вперед, вершины гор Павел и Елена.
Идем уже 6 часов, пора сделать дневной «перекус» и отдохнуть. Достаем термоса с горячим чаем и заготовленные заранее калорийные продукты. Необходима энергетическая подзарядка организма. После обеда идем веселее. Пересекаем снегоходные и вездеходные дороги – почти проезжая часть. Мимо проносится много техники с рыбаками-охотниками, но у нас другие цели и мы медленно, но уверенно идем дальше своей дорогой. Голубоватая полоска леса на противоположном берегу приближается. И когда стали распознаваться отдельные деревья, а это значит, что до берега не меньше часа ходьбы, Иришка и Виктор выходят на финишную прямую. Они пробивают лыжню с таким старанием, что из-за скрипа лыж не слышат наших тщетных попыток обнаружить свое присутствие. Этим рывком ускоряется и наше прибытие к месту ночлега.
На открытом всем ветрам льду озера мы провели целый день, а это ни много ни мало – 10 часов работы. Вечерний пейзаж мы встречали уже на противоположном берегу Ламы. Особенно чудный вид открывается на закате солнца, когда краски становятся ярче, контрастнее, а тени длиннее - к такому виду нельзя оставаться равнодушным. Мы имели возможность наслаждаться пейзажами в течение всего вечера, солнце в мае садится поздно, лаская лучами и окрашивая в розовый цвет склоны Ламских гор, которые как войско стоят на страже и охраняют озеро по всем берегам. Тяжесть рюкзаков и усталость к концу дня становится незаметной, когда, как завороженный смотришь и не можешь наглядеться на колдовство игры света, на необыкновенную, неповторимую красоту пейзажей.
Завтра нас ждут великие дела и наполеоновские планы.
День третий (3 мая). Собираемся как всегда очень медленно, не смотря на мои и Пашины старания приготовить завтрак пораньше. Паша – студент педагогического университета, турист-альпинист со стажем. Раньше говорили «с ним пойду в разведку», а туристы говорят «с таким можно идти и в поход III категории сложности». Работает быстро и добросовестно. А участники в это время усердно заклеивают мозоли на ногах. Погода «шепчет» - минус 5, тихо, на небе ни облачка. А путь наш сегодня пролегает у подножия горы Устье Микчангды, по верхней кромке леса.
Подъем оказался не очень крутой, но затяжной. В авангарде, как всегда самый опытный из нас турист Сергей Кузьмин и Паша Черкашин, а группа идет по набитой лыжне. Неожиданное ч.п. на маршруте - Лера вывихнула ногу. Ирина оказывает первую помощь. Темп немного снижаем, зато появилась возможность взглянуть на великолепные пейзажи. Открываются новые вершины заснеженных неизвестных и далеких гор. Яркие лучи низкого солнца подкрашивают синеву безбрежных далей, усиливают тени застругов и торосов, подчеркивают небесную лазурь. Русло, желанной нами, реки Микчангды вырисовывается четче. С высоты птичьего полета отмечаем точку нашего ночлега – слияние рек Микчангда и горной реки Икен.
Сегодня, наверное, впервые за всю историю радиосвязи, Юра-представитель аварийно-спасательного отряда ГО и ЧС с помощью лыжной палки в виде антенны и рации смог связаться с оперативным дежурным и передать текст начальнику отряда, о том, что группа на маршруте, все живы и здоровы. Связь с «землей» нас взбодрила, мы почувствовали, что не одиноки в этом белом безмолвии тундры. К концу дня все изрядно вымотаны. Какого же было наше удивление, когда мы вышли на реку и увидели неподалеку несколько домиков и яркий электрический свет прожектора.
Станция "Норильскгеологии" живописно расположена на берегу реки Микчангда. Добротные дома почти до крыш в сугробах. Здесь есть все признаки цивилизации, от которых мы уже успели отвыкнуть. Хозяева станции Иван и Роман гостеприимно предоставили нам возможность переночевать в тепле. А позже, плотно подкрепившись, нам (о, чудо!) даже удалось попариться в русской баньке. Отдых был полноценный, силы возвращаются к нам.
Четвертый день. Работники станции делают отметку в маршрутной книжке о нашем прибытии - убытии и мы отправляемся в путь дальше. Река Микчангда. Наше пребывание на реке - это единственное, что нарушает сказочный покой в необжитой тундре. Куда ни взглянешь, — беспредельные тундровые дали, ощущение невиданного, космического простора. Все шли молча. Наши взоры жадно изучали эти таинственные горы. Мечта посмотреть реку - сбылась.
Штурман группы Паша помогает ориентироваться по карте, частенько советуемся с заместителем руководителя похода Сергеем Кузьминым.
Мир зверей и пернатых тут тоже очень богат, нам встречаются следы зайцев, лисиц, песцов и даже волков. В устье реки натыкаемся на следы росомахи, все истоптано этим экзотическим животным, и так как снег давно не выпадал, следов очень много, от чего становится немного не по себе.
Сегодня самый экстремальный ночлег. К концу дня выходим почти на кромку леса. Лес редкий, почти открытое пространство, ставим палатку, пилим дрова, растапливаем печь, готовим ужин. Необходим отдых. Все спят «как убитые».
Последние дни похода. Солнце сжалилось над нами. Вчера все изрядно загорели, обгорели и сгорели. Солнечные лучи, в сочетании с режущей глаза белизной, безжалостны.
Настроение участников нейтральное. Основная часть маршрута пройдена, можно немного расслабиться, но чтобы до конца прочувствовать лютость и негостеприимность необжитой тундры, судьба уготовила нам напоследок подарок в виде мелкого, моросящего дождя и бокового ветра. А на горизонте озеро Мелкое окружала серо-черная дымка, не предвещавшая ничего хорошего в дальнейшем. Чуть позже пошел мелкий дождь с ветром. Мы постепенно становимся мокрыми и холодными. В этот день мы были вынуждены смириться с участью незваных гостей и спасаться бегством до ближайшего берега. Где неожиданно вышли на обжитую, ухоженную избу охотников-рыболовов. Там дежурные Ирина и Витя приготовили сытный ужин, и мы имели возможность просушить вымокшее снаряжение. Но, несмотря на все эти трудности, Таймыр не перестает нас восхищать богатством своей первозданной земли и живой природы.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Каждый из нас получил то, ради чего терпел все трудности полевой жизни. Для кого-то это романтическое путешествие, порыв человеческой страсти, для кого-то щемящее душу чувство неведомого и еще многого, что понимается каждым по-своему, но одинаково значимо. Такие поиски и находки обогащают и облагораживают человека. Ученые давно доказали, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия на человека, с лыжным спортом могут соперничать лишь немногие виды спорта.
Мы возвращаемся к домашним хлопотам, к работе, к житейским проблемам с новыми силами. Энергию мы черпаем из общения с друзьями, единомышленниками, из впечатлений и воспоминаний о прошедших походах. И мы, обязательно вернемся туда в царство промерзших гор и северного безмолвия, в страну снега и льда. Зимний Таймыр никогда не перестанет манить своей таинственностью и суровостью. Такая тундра незабываема. (Такие впечатления незабываемы…)

Егорова Елена

Плато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато ПуторанаПлато Путорана