10 января 2013
Кеммерих А.О. "Приполярный Урал". М., "Физкультура и спорт"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1970
        7. На пароходе от Усть-Щугор а до города Печора, 140 км (18 часов).<br>
        Длина всего водно-пешеходного маршрута 342 км (21 день), категория сложности
        четвертая.<br>
        Маршрут проходит по рекам живописных таежных юго-западных районов Приполярного
        Урала. По Манье и Большому Патоку туристы-водники пока не ходили. Эти
        реки интересны в спортивном отношении, изобилуют хариусом, тайменем (Манья).
        Манья - крупный правый приток Ляпина берет начало с восточного склона
        Исследовательского хребта, в 2 км от истоков Большого Патока и в 3 км
        от истоков Левого Вангыра на высоте около 800 м над уровнем моря. Длина
        126 км, площадь бассейна 4060 кв. км. Основные притоки (Народа, Хобею
        и Парнук) Манья принимает слева; справа в нее впадают лишь небольшие ручьи.
        В верхнем и среднем течении река быстро несет свои воды в каменистом русле,
        образуя пороги и перекаты.<br>
        Покинув Саранпауль, туристы поднимаются 14 км вверх по Ляпину, а потом
        по Манье. После широкого полноводного Ляпина Манья кажется небольшой рекой.<br>
        В низовьях в пределах Ляпинской депрессии она, причудливо извиваясь, медленно
        течет в невысоких (2-3 м) крутых берегах. В лесистой долине много стариц,
        болот и небольших озер, изобилующих рыбой. На 10-м километре от устья
        в Манью впадает значительный левый приток Налимаю, в 7 км выше которого
        на левом берегу расположен небольшой поселок Манья.<br>
        Выше поселка характер реки не меняется. Через 10 км туристы проплывают
        мимо устья Народы. На 16-м километре выше устья Народы на левом берегу
        Маньи появляются скалы. До скал течение реки спокойное, среднее падение
        0,2 м/км, и легко идти на веслах. Чуть ниже скал на левом возвышенном
        берегу - заброшенный дом и бараки геологической экспедиции, до которых,
        даже в низкую воду, ходят катера с большими лодками (неводниками) на буксире.
        Выше бараков берега становятся высокими, местами скалистыми, в русле все
        чаще встречаются быстрые каменистые перекаты, вдоль берегов до верховьев
        имеется хороший бечевник. В 5-6 км к юго-западу от реки видна поросшая
        хвойным лесом гряда Ванэур, отдельные вершины которой поднимаются на 200-250
        м над долиной Маньи. Гряда является отрогом хребта Дьяволаиз (841 м),
        протянувшегося с запада на восток между Маньей на севере и Щекурьей на
        юге. Огибая гряду с севера и с востока, Манья течет в широкой долине.<br>
        Всюду хороший лиственничный лес с примесью кедра, и только наиболее возвышенные
        участки хребта лишены леса. От бараков геологов вверх по левому берегу
        Маньи идет хорошая конная тропа к устью ее левого притока Кедрасью (30
        принимает правый приток Няртаю. Выше впадения Парнука байдарки можно провести
        по реке еще около 10 км до устья ручья Фейкошор (правый приток), расположенного
        в 4 км к югу от вершины 1048 м. Манья здесь узкая (20-30 м), мелководная,
        с очень быстрым течением, многочисленными каменистыми порогами, перекатами,
        со средним падением 10 м/км.<br>
        Далее байдарки надо разобрать и двигаться 12 км тропой вверх по долине
        Маньи до слияния двух ручьев, образующих Манью, и потом еще 2 км по тропе
        на северо-запад долиной правого ручья к перевалу (высота 570 м), находящемуся
        в сквозной долине, соединяющей верховья Маньи с верховьями Большого Патока
        (правый исток). Путь к перевалу нетрудный. Первые 2/3 пути тропа идет
        лесом, подъем пологий. В 5 км от перевала лес кончается, долина ручья
        суживается. Сам перевал находится в 0,5 км к западу от долины ручья, образующего
        Манью. Спуск с него несложный. Вначале по тропе на запад вниз долиной
        ручья (2 км), впадающего слева в Большой Паток (правый исток), а потом
        на юго-запад и запад вниз по Большому Патоку (16 км) до устья ручья (правого),
        впадающего в реку с севера.<br>
        Большой Паток-самый крупный и водоносный приток Щугора, длиной 126 км;
        берет начало на высоте около 800 м над уровнем моря, в 1 км к юго-западу
        от вершины 1413 м и в 2 км от истоков Маньи. От устья левого притока -
        ручья, впадающего в Большой Паток слева, в 2 км от перевала, нетрудно
        попасть в верховья реки Вангыр (всего 11 км), крупнейшего притока Косью.
        Для этого надо пройти по тропе на север-северо-запад по долине Большого
        Патока в его верховья (3 км), где тропа разветвляется; далее надо двигаться
        по тропе (2 км), круто поднимающейся в северо-западном направлении к перевалу
        (около 800 м), расположенному в 1 км юго-западнее вершины 1143 м. С перевала
        тропа идет по ручью к Вангыру (6 км). По Вангыру уже можно спускать байдарки.
        Проплыв 94 км по Вангыру и 41 км по Косью, туристы достигнут станции Косью
        Северной железной дороги.<br>
        От перевала пеший путь вниз по долине Большого Патока составит около 18
        км. Далее река становится более глубокой, широкой (25-35 м) и возможен
        спуск на байдарках. Места в верховьях Большого Патока очень живописные:
        широкая долина со всех сторон окаймлена высокими хребтами, склоны которых
        покрыты снизу тайгой; выше тайги растут субальпийские луга.<br>
        Вдалеке на западе виден зубчатый гребень Саблинского хребта.<br>
        В верховьях Большого Патока следует устроить дневку и совершить восхождение
        на ближайшие вершины гор, поднимающиеся с севера над долиной реки более
        чем на 1000 м. Большой Паток течет местами среди заболоченных берегов,
        в русле нередки мелководные протоки, острова. Проплыв 25 км, туристы проходят
        мимо крупного левого притока - Выраю, впадающего с востока, а еще через
        4 км - мимо устья другого левого притока - Потымью. Приняв их, Большой
        Паток становится более многоводным и широким (до 90 м).<br>
        Между устьями Выраю и Потымью лесистая долина Большого Патока окаймлена
        крутыми возвышенностями, поднимающимися до 661 м над уровнем моря на северо-западе
        и до 587 м на юго-востоке. Ниже устья Потымью возвышенности подходят близко
        к правому берегу, обрываясь местами отвесно к реке, но вскоре горы остаются
        позади.<br>
        В 14 км ниже Потымью туристы проплывают мимо устья Вангырю (левый приток),
        а еще через 7 км справа появляется устье реки Седью. Среднее падение Большого
        Патока от начала сплава до Седью 1,4 м/км, в русле много перекатов и небольших
        порогов. Ниже Седью Большой Паток течет среди лесистых холмов Мертвой
        пармы. Русло расширяется до 150 м. Стиснутая в скалистые берега, река
        образует большие петли, местами течение очень быстрое, особенно на галечниковых
        перекатах.<br>
        От Седью до Щугора остается проплыть 56 км. Этот участок со средним падением
        1 м/км проходят за 1,5-2 дня. В 20 км ниже устья Седью Большой Паток принимает
        справа реку Гердью. Если у группы есть время, то от устья Седью можно
        совершить экскурсию к Саблинскому хребту, посетить ледник Гофмана, считавшийся
        еще недавно самым большим на Урале. Для этого надо подняться примерно
        16 км вверх по Седью на байдарках, а дальше пройти пешком на север 18
        км долиной реки, протекающей вдоль восточного склона хребта. На экскурсию
        потребуется не менее 4 дней, но участники не пожалеют затраченного времени
        и сил, так как познакомятся с одним из красивейших хребтов Приполярного
        Урала.<br>
        Достигнув Щугора, следует подняться 9 км вверх по реке до живописных Средних
        ворот, описание которых и последней части маршрута вниз по Щугору до селения
        Усть-Щугор приводится в маршруте V.<br>
        <br>
        <b>Источник:</b> Кеммерих А.О. "Приполярный Урал".