Окунцов Илья (Березнеки, Пермский край)
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2009

Дата: июль - август 2009 г.

Записки в стиле путевых заметок

Автор: vzbaseg@yandex.ru

Команда

1. Окунцов Илья (Березнеки, Пермский край)
  2. Окунцов Иван (Березнеки, Пермский край)
  3. Нешатаев Виктор (Березнеки, Пермский край)
  4. Туров Дмитрий (Березнеки, Пермский край)
  5. Мокрушин Леонид (Очер, Пермский край)
  6. Заковырин Виктор (Пермь)

13.07.09

Вчера проехали от Перми около 800 км за 9 часов было воскресенье, насчитали 22 поста Гаишников, причем почти все в Свердловской области.

Примерно час дня - очень удачно загрузились в самолет, летим. Маленький промежуточный итог автопутешествия : до Красноярска дошли нормально с двумя ночевками - за Тюменью и после Кемерово. От выезда из Перми до аэропорта местных авиалиний Красноярска 2740 км. По Сибири ехать хорошо, дороги хоть и узкие, но вполне сносного качества. За 2 дня не остановил ни один гаишник, да их и не много было. Выработался определенный ритм движения: 100-120 км/час - и гаи не достают, и на трассе не утомляешься, и расход минимальный. На прадо опустил реально до 10.4 л/100 км. Чему был и сам крайне удивлен. Авто - удобно, докупили продуктов в Красноярске,встретили с поезда попутчиков ПОМОРОВ. Машины поставили в большом аэропорту на стоянке. Впереди больше тысячи километров путешествия - пороги, рыбалка, тундра.

Пролетели над Подкаменной Тунгусской, Бахтой - огромные, огромные просторы ни дорог, ни селений. Темно-зеленое с кремовыми просветами - тайга. Темное, почти черное, плавной линией, - река.

Садимся в Туре - административном центре огромного Эвенкийского АО, за бортом +16 в Красноярске было +26.

Около 17 часов. В воздухе около 15 минут - полет нормальный, но шумно очень в вертолете. Летим с Туры на Мойеро, слева Путораны, справа Якутия, плато Анабар.

Зимник из Туры в Якутию сверху отлично виден, деревья как трава, ленты речушек, россыпи камней. На горизонте - конус древнего вулкана.

Редкая удача - вертушка поднялась в воздух через час после приземления самолет. В очень быстром темпе успели взять бензин, забрать заранее заказанные продукты и докупить кое-что по мелочи - благо несколько магазинов рядом с аэровокзалом.

Созвониться и заказать в Туре топливо и основные продукты не сложно и по цене ненамного дороже, чем в Красноярска, а с учетом переплаты за лишний вес в самолете получается значительная экономия. Мы заранее заказывали овощи, хлеб,крупы все было хорошего качества и к бензину - никаких претензий.

Внизу все больше тундры, озера. На западе 3-4 горизонта столовых гор - Путораны.

Летели около 2-х часов - вот и долгожданная река - Моейро. Огромная галечниковая коса - отсюда и будем стартовать. Подозрительно долго не темнеет …. Не темнеет вообще.

17.07.2009 2.30

Пишу в палатке без фонарика.Белые ночи вызывают какую-то бодрость, не спиться. температура опустилась к 10°, днем 24-26°. Сегодня прошли 30-35 км - широкая спокойная река, много очень крупного (до 1,5 кг) окуня и щуки. Спать.

10 часов.утро.

Начали сплав 10?назад. Сплавляемся 2-мя связанными параллельно катамаранами, идем под мотором…второй день.

Вчера утром вышли на веслах, с рыбалкой.Очень много щуки и окуня стоит в местах сужений, на струях. Практически каждый заброс - поклевка. Срочно ставим поводки, щуки уже начали с нас получать блесна. Тайменя и хариуса еще не ловили, начинаем напрягаться по этому поводу. Быстро надоел такой режим сплава-рыбалки, решили идти под мотором, за целый день сплава прошли всего 17 км., задумались - впереди еще ооочень много километров, таким темпом вообще никуда не успеем.

Опять огромные рога лежат на берегу, оленьи. Подобрали вчера одни, вонючие, выбросили. В этом районе олени зимуют, здесь же и сбрасывают весной свои роскошные украшения. Сейчас весь олень севернее, ближе к побережью.

Приток справа Бундил - Бирон, звучит гордо. Вчера начали сплав от притока Эконда - Хон, звучит экзотично.

104°05'ВД; 66°13'СШ,

1° по широт = 110 км.

ПОЛЯРНЫЙ круг проходит по 68°30'СШ (не совсем уверен, но в нашем атласе именно такая отметка).

Вторая ночевка 104°17'ВД; 66°19'СШ.

Прошли первый лист карты. С почином, а их еще штук 20. Изучал карту, которую нам презентовали попутчики-поморы. Масштабы впечатляют. Утром посетила предательская мысль : еще целый месяц в таком режиме, чем заняться? (забегая вперед скажу, что это было первое и последнее посещение). Очень интересная вокруг геология: темные, почти черные камни, такой же песок. Изредка на галечниковых отмелях встречаются осколки агата, сердолика.

Параллельно с нам идет группа из Архангельска под предводительством Игоря Чуракова.

Интересная бригада, в 2007 ходили пеше-водный по Путоранам - очень серьезно. Общая организация у них в группе строго-иерархическая, спортивная (у нас намного демократичней). Раскладка, на наш взгляд, довольно аскетичная, но оно и не удивительно - ребята планируют пешеходный переход во второй части маршрута с целью совершить первопроход одного из притоков Котуя. Но катамаран их мне показался не очень: длинная 6-ти местная посудина с малыми подрезами, хотя под мотором идет поустойчивей на курсе чем наши 2-ка и 4-ка. У нас БЕКСы, взяли специально спортивные экстремальные посудины хотим получить максимальное удовольствие от прохождения порогов.

20.07.2009. 14.00

Обед. Жесткий график по сплаву. Прошли первые пороги. В описании их определяют как 4 к.с., но в нашу воду не больше 3-ки. Около 2-х недель до нашего приезда стояла сухая, жаркая погода. Вода очень низкая, но река везде сплавная, без переволоков.

Второй день как пропала рыба. Строим различные предположения по этому поводу, в том числе о нейтральных водах между акваториями щук и тайменей. Течение медленное, около 2-х км.час, сегодня еще и встречный ветер, хотя погода очень комфортная +24°, легкий ветерок сдувает комаров, которых и так не очень много - жить можно. Идем на веслах, экономим бензин, впереди еще больше 900 км. Расход примерно 1,5 литра на 2-3 часа, в зависимости от оборотов, хотя перегазовывать нет никакого смысла - скорость почти не увеличивается.

Мотор 4-х тактный 2 л.с. скорость до 8 км.час, из них 2 - за счет течения. Взяли с собой 55 литров, за 20 часов сплава сожгли около 8 литров бензина.

Места совершенно дикие. Два раза видели остатки избушек, ржавые бочки. Берега - то подмываемые песчаные дюны, то гипсы-мраморы, то сланцы,то крупноглыбовые скалы. На некоторых скалах огромные колонии ласточек, целые гроздья вылепленных из глины гнезд. И чего их так далеко на север занесло? На скалах регулярно встречаются гнезда крупных хищных птиц (мохноногий канюк), видимо в центре охотничьей территории. К одному из таких гнезд ходил снимать. 3 крупных птенца по цвету как взрослые птицы, но еще не слетают. При моем приближении заклекотали. Тут же появилась пара родителей, имитировали атаку, пикировали на меня. Через телеобъектив - зрелище довольно впечатляющее, невольно отклоняюсь, едва сохраняя равновесие. Прекращаю движение в сторону гнезда, птички успокаиваются. Водной пернатой дичи пока не много. Регулярно попадаются гагары, очень красивые, черно-серые и абсолютно не съедобные из-за специфического запаха. Из боровой дичи несколько раз попались выводки куропаток (у взрослых куриц мясо довольно жесткое); глухарей, до сего дня,видели только однажды. Гуси - основной вид дичи и самый привлекательный кулинарный объект. Очень, очень вкусные, особенно гусята, размером с хорошего бройлера, желудок с крупный мужской кулак - настоящая машина для переработки растительной пищи в нежное жирное мясо. За короткое полярное лето,1-1.5 месяца набирают вес до 3-х кг.

Река течет среди галечников, огромные ямы, ассоциации с карьером по добыче ПГС, небольшие перекаты. Редкие всплески очень мелкого хариуса, мы в ожидании. Куда ушла вся рыба? Не понятно, ведь по описанию ее здесь должно быть много.

21.07.2009 14.30

Обед, некогда было отвлекаться на литературное творчество. 10,9,7, 12,10 - в килограммах. Вчера вечером дошли-таки до тайменя.Совершенно не приметный на карте, но на местности совершенно реальный приток справа, Далькит, дал нам великолепную рыбалку.Очень холодная, текущая с термокарстов, вода, небольшой, но очень живописный каньон с гротами и бьющими прямо из стен ручьями. Много крупного хариуса в небольших "бассейнах" между небольшими водопадами. Почему-то левые притоки, чуть выше Дэленгде и ниже Хакома,обозначенные на карте большими реками, впадают почти пересохшими ручьями, но входные каньоны очень красивы, прорезаны в тонкослойных сланцах 3-5 метров высотой и выходят к берегу почти горизонтальными плитами-террасами в несколько ступеней. Ночевали в устье Далькита на подиуме - совершенно ровной площадке высотой около 2-х метров.

Погоды стоят совершенно замечательные - днем 25-27°, купаемся постоянно, вода довольно теплая, это и объясняет малую активность тайменя и хариуса. Вся рыба сосредоточилась в устье рек со студеной водой, богатой кислородом.

Народ после обеда расслабляется, Деда-Витя и Ваня, понятно, с удочкой, Дима - в реке и выходить на берег не собирается, Леонид с Ильей спят (в хорошем смысле этого слова - каждый сам по себе). Форма одежды : пляжно-нудическая, припекает солнышко, слегка освежает ветерок, отгоняет кровососов, которых и так-то почти нет - где-то тут северный Полярный Круг, наверно к вечеру пересечем. Сейчас находимся на отметке 67°25'СШ.

Береговые стены - река вошла в каньон - поднимаются все выше, до 50-70 метров. По берегам скалы сложены сланцами с очень красивыми формами выветривания. На всех скалах колонии ласточек - гроздья глиняных сфер.

22.07.2009 67°05'СШ

Берега - огромные черные плиты под небольшим уклоном - нагреты солнцем. Тепло, порой жарко. Ходим босиком, плавки одеваем только для съемок. Выспался. Приятный ветерок освежает, отгоняет вампиров. Впереди порог "Водопадный" - 4 ступени, скалы, очень красиво. Прямо в пороге ловили тайменя и щуку. Взяли 2 тайменя. Пойду делать зусман (малосольная рыба, с перцем и луком в растительном масле) - мое дежурство.

Прошли сегодня 3-4 несложных, до 4 к.с. порогов, вошли в основной каньон, начинающийся воротами Моейро - прямейшая ассоциация с Толкиеном - "ворота Мордора". На входе с обоих берегов огромные колонны из темно красного, почти коричневого крупноглыбового камня, дальше - абсолютно вертикальные плоские стены, резкие изломы, углы. Все это образует узкий коридор, вверху полоса глубокого синего неба, точка парящей хищной птицы. Сильный встречный ветер заставляет приналечь на весла, на катамаране 2-ке мы заметно отстаем от 4-х местного катамарана, но свое наверстываем при прохождении небольших порогов - 4-ка иногда тормозит на камнях, мы везде проходим легко.

Сейчас около 23 часов, народ на рыбном промысле и на разведке. Провел фотосессию на пороге - удовлетворен, хотя и пришлось полазить по труднопроходимым местам…. Но результат того стоил. Лежу на нагретых плитах, попиваю армянский коньяк, наслаждаюсь творчеством Довлатова. Только что дочитал "Блюз для Нателлы" классно, посмотрел вокруг - восторг. Довлатов, Мойеро, каньон, коньяк. Заполярье. Напортив - розовые скалы. От плит - тепло. От комаров - рефтамид. Сделал "зусман",под коньяк - рекомендую.

Сегодня уже третий раз ставим лагерь на плитах. Пошел босиком, поправил костерок под чаем - жду ребят. По плитам ходишь как по полу с подогревом, уже почти полночь. Курорт.

25.07.2009. 10 часов

Ну вот и все, пол с подогревом кончился. Утро довольно прохладное … Сегодня дневка, делаем баню и котлеты из тайменя. Но все по порядку.

23 с утра прошли порог водопадный, управились к 13 часам. Вначале обнесли вещи по правому берегу. Прошли налегке вначале на К4, потом мы с Ильей на К2. Прошли очень мягко - входной слив около 3-х метров, принял очень мягко, из бочки легко вынесло. Не так эффектна, но сложнее и интереснее мне показалась последняя ступень порога - с обратным сливом, требующим очень четкого выполнения маневра. При разведке и обсуждении траектории движения немного опасались негабарита, но даже 4-ка прошла изящно и совершенно чисто. Прохождение на К2 - абсолютное удовольствие. Был единственный аврал на четверке из-за невнимательности: на самом входе, до основного слива есть две совершенно небольших, до 0,7 метра, ступени со значительным расстоянием до основного препятствия, и пока мы выверяли траекторию захода на основной слив и, естественно смотрели только вперед, небольшая возвратная струйка незаметно подтащила нас под маленький слив, причем правым боком. Катамаран стало довольно серьезно закусывать, притапливая правый борт. Пришлось активно выгребаться, правый задний, Илья, перепрыгнул на левый борт для противовеса. Выгребли, сели по местам, успокоились, продолжили прохождение. Дальше все прошли очень четко, я даже в какой-то момент почувствовал небольшое разочарование - порог с берега смотрелся очень, очень серьезно, на воде все гораздо спокойнее. Такой эффект довольно часто бывает.

Погода была великолепная +26 градусов, порог проходили без "вейдерсов" в защитной одежде.

Продолжили сплав - шикарные, огромные скальные стены, вначале серые, черные, позже сменились темно-красными сланцами.

Прошли Мойерокан, температура воздуха начала падать до 16 градусов, пошел дождь. Дошли до правого притока Кочокан в Ирбуклинском каскаде порогов, ставились при сильном ветре и дожде. Вечером - рыбалка, первый,по настоящему трофейный таймень, длина больше 120 см., о весовых характеристика сказать затрудняюсь, спецы мудро кивают головами и утверждают что не меньше 25 кг "смотри какой толстый. Матерый" сходимся все на этой цифре, тем более что единственный безмен со шкалой до 40 кг. сразу сломался - отсюда вывод напрашивается сам собой.Повезло самому юному участнику Ване, поймал на мыша. Вываживал довольно долго, но полностью самостоятельно, хотя советчиков хватало, как всегда. Такого зверя взяли впервые и довольно долго мучились, доставая крючки, недостаточно опыта. Потом очень долго откачивали, наверное больше часа. После этого все дружно сняли с мышей и попперов второй тройник, а наиболее жалостливые отломали третий крючок на тройнике и спилили бородки оставшихся крючков. Крючок достается быстро и отпущенная рыба почти сразу уходит - не приходится откачивать долгое время, ну а поклевки уверенные и почти не бывает сходов, появляется гораздо больше спортивных моментов.

В начале Ирбуклинского каскада встретили, впервые за весь поход, людей - событие.

Коммерческий сплав. "Команда Горький", два проводника на двух рафтах вела с Мойерокана семью поляков: папа, мама, две дочи лет 8 и 16. Общаемся, делимся впечатлениями, угостились чаем. Инструктор, Виктор,поделился бензином и впечатлениями. Все еще опасаемся, что может не хватить топлива на последние сотни км. Они идут уже 11 дней с верховьев Мойерокана, один рафт под мотором.

В устье Мойерокан производит впечатление довольно мелководной реки, да и дождей небыло почти 3 недели. Они очень хорошо рыбачат весь сплав, клиент-поляк очень хороший рыбак, эксперт. Кажется, даже пишет что-то для рыболовных журналов о Сибири.

Не перестаю поражаться красоте и необычности открывающихся видов. Прошло 10 дней - восприятие все острее.

Баня!!! Народ отпарился, отошел телом и душой. Чистота.

Арктический антициклон выдавливает облачность на юг. Температура опускается к 5-7°, небо проясняется. Сменился ветер - теперь попутный, дует с юга, но очень холодно. Река теплая, парит, полосы тумана разделяют гряды камней.

27.07.2009 11 часов

Вчера прошли Ирбуклинский каскад порогов. Огромные скальные стены, каньон тянется на десятки километров. Самые разнообразные горные породы, стало много скал красного цвета, черные вулканические стены. Небольшие перекаты встречаются довольно часто. При нашем уровне воды возникали реальные сложности с габаритными проходами и глубиной. Четверка пару раз реально садилась на камни. Между перекатами длинные, без течения, плеса. И опять встречный ветер. На плесах связываемся, идем под мотором.

Сегодня прошли 53 км. До устья реки Дэлингнэ. Очень красивое, но не очень удобное для ночевки место. Вдали, на юге, видна огромная столовая гора. У слияния рек - заброшенная полевая геологическая база. Вечером взял очень крупного тайменя. Впечатления очень яркие, возбуждающие. Рыба была ранее ловлена - плавник надсечен и на челюсти еще свежие раны. Видимо идущие впереди поморы тоже достали этого гиганта. Ловил на мышь и поппера. Рыба активизировалась после 23 часов, красивые удары хвостом, великолепные прыжки. Несколько выходов на приманку, попытка подбора. Меняю насадку - с первого заброса поклевка. Аккуратно вываживаю, стараясь не давать слабину, т.к. на мыши всего один крючок, очень мощный, просечной, но с отпиленной бородкой, чтобы нанести рыбе минимум травм при извлечении. Минут 10 активной борьбы, свечек, отходов от берега и вот мой трофей на галечнике. Крючок достаю легко, буквально сидя на рыбе верхом. Товарищи помогают измерить длину, до выемки хвоста 128 см. Раскачиваю тайменя в воде, держа за хвост, реанимирую. Минут 7-10, этого оказалось достаточно и красавец уходит на глубину.

Сейчас идем под мотором, связав катамараны параллельно, есть время оставить записи.

Берега стали плоскими, невысокие скалы изредка украшают пейзаж. По берегам огромные гравийные косы - уровень воды очень низкий.

28.07.2009

Ночевали у устья реки Мойерокан, это уже второй приток с таким названием. На правом берегу большая стационарная база геологов, покосившаяся буровая вышка, погрузившаяся в оттаявшую вечную мерзлоту. Брошенная техника, домики, баня.

Утром решили связать катамараны последовательно, друг за другом. Получилось сооружение более 8 метров длиной, более устойчивое на курсе, да и скорость выше реально на 2-3 км\час при том же режиме работы двигателя.

Вчера опять появились гуси, двух взяли. Видели огромную стаю, до 70 штук, но близко нас не подпустили. Регулярно ловится сиг, щука все реже, таймень регулярно выходит после 23 часов. Хариуса не стало. Берега низкие, ширина реки 70-90 метров, небольшое течение, редкие перекаты. Ветер, естественно встречный, прохладный.

29.07.2009 11 часов 105°12'ВД; 68°32'СШ

Вышли с ночевки в 9.40 остановились размяться и небольшого левого притока. Несколько забросов и выход крупного тайменя у Леонида. Далее активного обработка акватории "мышами". Мышь типа "хачик" у Виктора Васильевича проявляет свои лучшие бойцовские качества - результат - таймень 15-17 кг. Приободрившись и прихватив с собой с берега стайку комаров, продолжаем сплав под мотором. Ветра практически нет, низкая облачность, изредка пробивается солнышко. Температура 15-17 градусов, довольно комфортно, пока.

Двое рулят катамаран, остальным можно спать. Две пары по два часа отсиживают вахту. Ваня по молодости и я по опытности увильнули пока от вахты, но по-честному гребу, когда возникает желание.

27-го прошли 64 км., 28 - 40 км., но вышли поздно, около 12 часов - вязали катамаран. Скорость без ветра около 9 км.час. Встречный ветер (5-7 м.сек) на плесе снижает скорость на 1 км.час., интенсивная работа на веслах добавляет 2 км.час. к скорости при движении под мотором на средних оборотах.

Стало попадаться довольно много сига, таймень - в устье почти каждого ручья, на перекатах не много, но крупный.

Вчера видели сооружение, вполне соответствующее местному колориту - издалека приняли за чум или остов под ярангу. Причалили, посмотрели. Конусом-шатром сложены лиственницы с не обрубленными ветвями высотой около 8-ми метров, внутри сруб 2 на 2 метра из нетолстых бревен в 5 венцов. К дальней от берега стенке сруба прислонено нечто вроде лесенки, внутри сруба положен заостренный обструганный шест. Все это сооружение уже посерело от времени, заросло травой и кустарником. Порубки все сделаны топором. Мы пришли к выводу, что это сооружение больше всего напоминает захоронение, рядом на шесте табличка, но надписи уже не разобрать. А может и какое-нибудь другое культовое сооружение обитателя этих суровых мест. 26числа, как только вышли из каньона, видели сооружение виде лабаза на высота2,5 - 3 метра, но не срубом а скорее настилом. Подходить не стали. Оба сооружения на правом берегу.

31.07.2009 16.40 103°45'ВД; 69°03'СШ

Вчера вышли в Котуй. Ширина, простор, пологие берега, изредка невысокие скалы. Все те же галечниковые косы, но уже с черным вулканическим песком. За последние дни проходили довольно много: 29-го больше 50 км., 30.07 около 70 км. По Котую идем со скоростью от 8 до 12 км.час., в зависимости от ветра. Иногда река очень широка, встречный ветер поднимает высокую волну, брызги. Двигаться вперед в таких условиях довольно проблематично. Температура ночью опускается к 7 °, днем около 15, облачно, без дождя. Вода в реке слегка мутная, хотя довольно низкая и продолжает падать. Рыбачили сегодня на обеде у чистого левого притока, небольшой таймень, щука.

Вчера взяли 3-х гусей - обед, ужин и завтрак удались. На ужин - фуагра.

Сплавляемся, народ спит на катамаране, пока нет встречного ветра и волны с брызгами.

На руле Илья с Димой. До вахты они активно копили силы (спали), хотя с утра всем пришлось погрести на очень длинном плесе при встречном ветре, скорее гребли от желания согреться.

01.08.2009 02.19

Уже опять утро, светает. Сходили на рыбалку - фонтан, гейзер эмоций. Отровало-таки у меня "леминга" - суперснасть из куска микропористой резины и крупной мыши для нахлыста. Качал тайменя спиннингом (тест 110-130 гр.) от бедра, руками удержать почти не реально, вприсядку, выводил минут 15 но сошел у самого берега. Перед этим достал щуку на 7-8 кг - видимо надсекла леску. Вообще получилось шоу: вначале Илья взял рыбу более 20 кг - 126 см. росту, бился очень серьезно. Достали, откачали, отпустили. Потом у Димы сел, почти сразу же оторвал мыша, через 2-3 заброса с далекой проводкой какой-то монстр зацепил моего "лемминга". Есть тут достойные особи. Я очень, очень впечатлен. Все это мы назвали Таймыр-Таймень пати. Не обошлось без коньяка по такому выдающемуся случаю.

Сегодня дневка, делаем баню. Ветер довольно сильный, пришлось ставить тент виде яранги - очень аэродинамично. 01.08 день рождения, 02 - день ВДВ у Вити Нешатаева, прошли праздники очень удачно: два серьезных трофейных тайменя в 23.30 01августа и в 00.20 02 августа.

03.08.2009 12.00 103°30'ВД; 69°24'СШ

Наконец-то кончился день ВДВ.

Устье Бысыттах. Взяли крупного тайменя, до 130 см., наверное самый крупный из пойманных нами. Более активный, сильный он стал - видимо вода остывает, насыщается кислородом. Места рыбалки довольно легко читаются. За 2 дня 5 рыбин больше 120 см., выходит и на мышь и на блесну. Снасти все время приходится проверять, рыба легко рвет леску, после серьезных поклевок перевязываемся. Уже ушли самые уловистые мыши, учимся на своих ошибках, ставим мощные поводки. Берега стали повыше, увалы из мелкого камня, осыпи, редкий листвяк. Вчера видели очень много гусей: две стаи по 40-50 шт., гусь не крупный, темный, огромной стаей бежит по берегу, прячется в кустах. Там его легко поймать даже руками. Поймал 2-х. Лось шел вдоль берега, близко не подпустил. Народ продолжает отходить от праздника ВДВ, много песен хороших вспомнили - исполнили.

Температура к ночи опустилась к 4-5°, утром тепло, облачно, купаемся.

04.08.2009 00.30

Пишу в палатке без фонарика. Достаточно светло, хотя облачно, август начался - ожидали что будет темнее, фонариков и батареек набрали. Стоим на берегу очень красивого и мощного слива, вся река собирается в русло шириной до 70 метров, пропиленное в невысокой мраморной гряде. Прошли сегодня три порога. Река немного расслабила за предыдущие дни. По лоции из препятствий был указан только перекат, перекат оказался довольно серьезным препятствием для связанных вместе катамаранов - большой объем воды, значительная протяженность (около километра), крутые валы высотой до 1,5м, в самом узком месте в сливе на выходе несколько стоячих валов до 3 метров, серьезная бочка по центру, но довольно аккуратно проходится вдоль любого берега. В такую воду мы никак не ожидали ТАКОГО ПЕРЕКАТА. Самым серьезным, без преувеличения, препятствием при прохождении первых двух порогов, (скорее шивер т.к. в русле нет камней), было необычное зоологическое явление. Огромные тучи мошки-белоножки висят над валами на протяжении всей шиверы. Хорошо что не кусаются - кровососы еще те - заняты половыми проблемами непосредственно и им не до нас. Очень не хватает очков - реально не видно куда идти, т.к. смотреть вперед невозможно, тут же глаза травмируются мошкой. Хорошо, что у капитана очки всегда при себе, мы же гребем вслепую. При этом перекат еще и кипит от мелкой рыбы (очень похожей на тугунка) которая поднимается на нерест, поедает насекомых в огромном количестве. Чайки, крачки, таймени пируют тут же - тугунок легкая добыча. Под скалами вдоль слива стоит много тайменя 5-7 кг. Виктор вытаскивает их буквально из-под ног на белую маленькую лесенку, имитирующую тугуна. У вытащенного тайменя мелкая рыбешка даже выпадает изо рта. С подобной концентрацией биомассы сталкивался только на Камчатке при нерестовом ходе дальневосточного лосося.

Очень красивые глыбы белого мрамора по берегам среди черных вулканических валунов и все это на черном песке. Голова свободна от каких-либо проблем, кроме мелких походно-бытовых забот - сплошная медитация.

05.08.2009 13.00

Приближаемся к 70-ой широте.

В записях, да и в голове использую все время превосходные формы сравнения, но и на самом деле дизайн ландшафта (простите за нерусские слова) совершенно необычный. Опять начались каньоны - огромные стены, изысканные формы останцев, разнообразные цвета, несколько уровней-террас прибрежных скал. Часто встречаются гуси, видимо гоним перед собой крупную стаю, птицы не крупные, почти черные.

Остановились у переката, быстренько взяли на ужин 3-х тайменей примерно по 2 кг., на вечер для готовки. Много мелкого, до 1,5 кг тайменя, но его весом больше 5-7 кг. не берем, жалко. Да и крупные что-то закончились пока, хотя не теряем оптимизма.

08.08.2009 23.30

Накормили всех борщом с гусятиной, рожками с тайменем под майонезом. Все спят, притомились за день.

06.08. был очень-очень красивый день. Шли каньон Котуя - самые разные горные породы складывают его стены, образуя фантастические формы, много столбчатых останцев (кекуры). Река прорывается через ступени несколькими довольно веселыми порогами. Пару таких прорывов смотрели перед прохождением, но не всегда это помогало - на одном из таких сливов четверка довольно серьезно села на камень. Только героические усилия экипаже позволили выйти из затруднительного положения. К счастью обошлось без порывов (так и хочется вставить рекламу нашим супер катамаран). Порой складывается впечатление об умопомрачительном уклоне русла реки за счет приподнимания до 5-7° белого массива мрамора и лежащих на нем темно-красных магматических скал.

Красивейший каньон в черно-красных магматических породах образует небольшой левый приток. Сходили,снимали, снимались. Вертикальные сены рассечены на столбчатые структуры - иглы, готические шпили, статуи.

К вечеру вышли к реке Уоран. Стена длиной более километра и высотой до 250 метров самых причудливых форм сложена серыми осадочными породами. Сходили наверх. Вид незабываемый, наверно один из самых впечатляющих за весь поход. Великое множество оленьих следов, целые тропы.

Сегодня 08.08. закончили прохождение очередного каньона. Еще один красивый левый приток, Кирисстях, за предпоследним порогом. С утра был очень жесткий ветер с дождем при довольно низкой температуры, постоянно гребем, порой часть команды бежит по берегу, чтобы согреться. Катамараном управляют двое вахтенных.

09.08.2009 11.00 103°20'ВД; 70°28'СШ

Наконец-то река и погода позволяют сделать запись во время сплава. Не верится, но даже ветер попутный на очень длинном плесе. Долина реки широкая до 800-1000 метров, серые осадочные породы формируют высокие скальные стены с осыпями. Не так изысканно как в каньоне Котуя, но впечатляет масштабностью. Постоянное развлечение - гусиная охота.

10.08.2009 10.00

Ночуем в устье Котуйкана. Температура 12-15°

Вчера с вечера зарядил мелкий противный дождь и беспрерывно идет всю ночь, утро. Лежу в палатке, с выходом не торопимся, пережидаем непогоду, запас ходового времени достаточный. Котуйкан впадает справа красивым большим перекатом. Слева скальный берег террасами. Иван и Виктор успешно ловили днем хариуса на нахлыст, видели вечером тайменя, но на рыбалку из-за дождя не пошли. Я прогулялся вниз по Котую, вышел на Котуйкан, огромные песчано-гравийные косы, красивые скалы. По берегам перестали попадаться сердолики, агаты - все,что так радовало нас выше по течению - берега сложены осадочными породами, стены высотой 150-200 метров, не так рассечены как в каньоне.

13.08.2009 16.36 102°16'ВД; 71°03'СШ

Охотимся. Добыли оленя. Свежуем. Специалисты, как всегда, Дима и Леонид, но на этот раз еще и Илью увлек азарт охоты. Увидели 3-х оленей переплывающих Котуй, пошли им наперерез, Леня на берегу в засаде. Олени успели выбежать на берег и скрылись в кустах, но Леня отсек одного и выгнал на берег. Мы втроем сидим на катамаране, олененок выходит прямо на нас, за ним следом разгоряченные погоней Дима с Ильей. Деваться добыче было некуда.

Позавчера и вчера дневали, как всегда с баней, в устье ручья Кындын. База геологов, несколько заброшенных домов. Эти места уже явно посещают местные жители - два домика в приличном состоянии, целые крыша и печка, дрова, запас продуктов. Два дня отоспались, просушились,согрелись - два дня шел дождь. Немного погуляли по окрестностям разрушенные штольни, ржавый трактор - следы деятельности артели по добыче хризолитов.

Ночью или рано утром по реке вверх по течению прошло 20-ти местное судно на воздушной подушке. На следующий день они возвращались, остановились у нас, пообщались - развозят продукты по поселкам или начальство на рыбалку (как в данном случае).

Сегодня бог погоды явно к нам расположен (ритуал справляем регулярно и с усердием, спирт в костер и в речку - обязательный акт), солнышко, легкая облачность. Горы пологие, долина реки расширилась, стали появляться олени, вначале по 2-3, потом целыми стадами по 15-20 голов. По берегам настоящие оленьи тропы, идет активная миграция на юг. Мы попали в край непуганых диких северных оленей. До поселка Каяк около 90 км. На мысу стоит красавец-олень с огромными рогами, освещен солнцем на фоне темного берега. Небольшая долина ручья, ярко-зеленая невысокая трава, стадо, возглавляемое несколькими крупными самцами, спокойно пасется, поглядывая в нашу сторону, подходим на веслах, пытаюсь сфотографировать. Левый берег - не очень крутые скальные выступами с долинами ручьев, одновременно видим две группы оленей по 15-17 голов. Приближаемся к ближайшей группе, животные медленно поднимаются по осыпи, оглядываются. Три оленя переплывают реку, выбегают на берег, поднимая фонтаны брызг, пускаются рысью - очень красиво, грациозно, динамично.

Я уже не ожидал сколько-нибудь ярких эмоций.

К вечеру холодает до 3°, небо ясное, но с СЗ натаскивает подозрительную облачность.

16.08.2009 11.00 71°30'СШ

Наконец-то вырвались из поселка Каяк, ночевали две ночи, пережидали непогоду. Баня, спирт, мясо, много мяса, много спирта.

14 августа была отличная погода, выше и ниже нашей стоянки, одновременно реку форсировало несколько групп оленей, не обращая на нас никакого внимания.

После обеда погода резко ухудшилась, встречный ветер, дождь, холодно. По берегам встречалось много оленей, подпускают очень близко, к плывущим можно подойти вплотную. Много возможности для съемок.

К вечеру дошли до п.Каяк. Мало того, что дождь с ветром, еще и темно-серые осыпающиеся склоны левого берега высотой более 100 метров, полуразвалившиеся почерневшие сооружения шахты - картина мрачная. В поселке около 300 жителей, примерно пополам долгане и украинцы-шахтеры. Украинцы очень радушны, живут своим шахтерским миром, многие не хотят уезжать, у кого-то дети, выучившись на большой земле, возвращаются. Деревянные тротуары уже давно ждут ремонта, покосившиеся стенки, лестницы - нет хозяина. Большой клуб, баня, в 80-е годы жило в поселке больше 700 человек.

17.08.2009 10.30

Подходим к поселку Кресты, река очень широкая, больше 1 км., низкие безлесные берега. Облачно, легкий попутный ветерок - чему мы очень рады. Вчера шли на небольшой встречный ветер - волна, брызги, холодно. Котуй сливается с Хетой (большой левый приток) в результате получается река Хатанга.

Сегодня завершающий день сплава, 33 дня на воде. Ощущение, что прошли несколько походов. Все путешествие четко делится на несколько этапов по ландшафтам и впечатлениям. В состояние похода уже вжились, слегка одичали,ограниченный круг общения скорее приятен. Вчера шли вместе с поморами, перед тем прожив полтора дня в гостинице, я немного утомился от избытка общения, совсем другая атмосфера. На береговых галечниках все еще попадаются агаты и сердолики, хотя скал нет уже километров 50 - явно приносит ледоходом. Оленей после Каяка я не видел, хотя много натоптано и возле п.Кресты видели последствия массового забоя : шкуры, кишки, головы. Перед поселком и на самом деле кладбища на самом берегу. Наблюдаем сюрреалистические картинки (может восприятие уже такое)….по дорожке в сторону кладбища, старательно маневрируя, мальчик катит на проволоке колесо…. поперек от берега отходит деревянная байдара, человек угребает куда-то вдаль, в Хету (ударение на первый слог, почти как в Лету)….. какое-то странное плавающее средство попадается нам навстречу, с большими квадратными окнами, пытаемся определить класс судна - предположительно - амфибия….песчаные дюны правого берега и над ними, как далекий мираж в азиатской пустыне, Хатанга, только низкое небо и огромный водный простор возвращают в реальность, в ЗАПОЛЯРЬЕ.

72° Северной Широты, среднегодовая температура -13°С, Хатанга, очень необычный населенный пункт, хотя каким он должен быть, поселок гибрид, смесь разных национальностей, смесь разных движущих мотивов - едут сюда за большими деньгами, влечет людей увлеченных научный интерес, суровая необходимость по государевой надобности призывает служилый люд. Тянется в Хатангу местный народ, поближе к благам цивилизации, весьма сомнительным и чаще всего воплощенном в алкоголе. Немного двухэтажных бараков, оставшихся после первых послевоенных поселенцев, с суровых лагерных времен. Но в местном музее об этом ни слова, молчат и о восстании долган против советской власти в 1932-33 годах, только живность, мамонты и фольклор. Музей сформировался в советское время и совок тщательно оберегается местными нац.старушками - работницами музея, передовым отрядом долганской интилегенции. Может зря я так зло… об интилегенции. Познакомились и пообщались в очень неформальной обстановке с главой поселения (или как это сейчас называется) Севастьяном Николаевичем, долганин по национальности, очень образованный и интересный человек, серьезно занимался туризмом, историей, узнали много интересного.

Удивило большое количество пятиэтажных домов красного кирпича - все завозится морским или воздушным транспортом и себестоимость такого строительства огромна, но квартиры стоят очень дешево. Много магазинчиков, но цены космические, все объясняют дороговизной завоза, 1 кг. - 100 рублей. В реальности значительное влияние на ценообразование имеет жесткий контроль за рынком, почти монополизация поставок и чрезмерно щедрое финансирование местных жителей, большинство из которых практически не трудятся, погрузившись в беспробудное пьянство. Существует специальная госпрограмма по компенсационным выплатам местным народностям от рождения до 18 лет. Рождаемость довольно высокая, много детворы. Деньги накапливаются и выдаются по достижении совершеннолетия. К 18 годикам у такого жителя скапливается на счету довольно значимая сумма, которая по получении пропивается. Местные власти попытались ограничить сумму выдачи в день двумястами рублями - смешно.

На берегу морской порт, краны, на рейде несколько крупных морских судов, небольшие катера грузятся топливом, аборигены с тюками и сумками разъезжаются по своим поселкам и стойбищам. В аэропорту достраивают новую взлетно-посадочную полосу под самые большие самолеты, Хатанга - плацдарм для освоения богатств Арктики.