Виды туризма

14 января 2013
Михаил Сергеев (Уфа)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 449 0
Автор - Михаил Сергеев (Уфа)

Время идет. Прошло уже летнее солнцестояние - то есть, как говорят, лето пошло на убыль. Хотя погода становится все жарче, и вода в реке - теплее. Первая декада июля t=+30-33 С. Работать все труднее. Хочется отдохнуть на природе. Есть сад - но это для садистов, не для меня. Отгулов нет, зато есть два дня выходных. Куда сходить-сплавиться? Есть реки: Инзер, Лемеза, Зилим, Белая, Нугуш, Юрюзань, Ай, Дема, Сим. Все - летние "единички". Инзер - красив, но течет вдоль железной дороги. Зилим, Белая, Нугуш, Юрюзань, Ай - реки не на два дня. Можно, конечно, сходить и на Лемезу, но я выбираю Большой Инзер от п. Картали до п. Инзер. 100 километров без населенки, ближайшие деревни за 10-15 км за хребтом - здорово! Весной этот маршрут проходили за полтора дня без напряжения, а кое-кто - и за день. Нахожу знакомых (вернее, меня находят как руководителя), вешаю им "лапшу на уши": речка хорошая, проходили за два дня. Костя, Володя, Ася и Лена. Собственно Лена и предложила мне сходить руководителем с ними. Они - "чайники". Я - "бывалый", поэтому верят они мне безоговорочно. Берем предварительные билеты на поезд Уфа - Сибай до Улу-Елги (Сибайский поезд, как мы его называем или "Башкировоз", как называют его магнитогорцы). Плацкарт стоит 133рубля (билеты с 1.07.02 подорожали).
Темнеет. 22.30 местного времени. Отправление. Свободных мест нет. В вагоне есть попутчики-туристы - они едут тоже на сплав по р. Большой Инзер. Я взял лично для себя три банки пива. Одну - за отъезд, и по одной - на каждый день. Рюкзак у меня большой - моя гордость, все влезает, сколько ни клади. Там и лодка надувная "Турист-3", и весло, и личное снаряжение, и котелки, и топор, и немного продуктов. Рюкзак еле уместился на третьей полке. Лена - турист со стажем, но, видимо, хочет внимания к себе - помогаю ей подкинуть рюкзак на третью полку. Поезд трогается. За окном - уфимские пейзажи: мост, "Пентагон", где-то мелькнул Салават. Темнеет. Выпиваю банку пива и ложусь спать. Ехать шесть часов, вставать рано, в темноте.
Улу-Елга должна быть в 4.28. Просыпаюсь. Непонятно - где мы? Ищу проводника. Оказывается, поезд опаздывает, и ехать еще 20 минут. Время собираться. Самая темень. Станция. Выходим мы одни. Наших попутчиков нет. Где они? Может проспали? Поезд уходит. Где-то шумит дизель. Подтягиваем ремни рюкзаков и уходим по железной дороге в обратном направлении. Идти - около 5 км. Понемногу начинает светать. Дизель уже не слышно. Просыпаются птицы, и начинается пересвист. Очень мелодичные звуки. Местами щебетание исчезает - в этих местах лес отодвигается от дороги, от рельсов, а в каменных осыпях птицы не живут. Поездов долго нет - ни встречных, ни попутных. Но вот где-то появляется далекий шум. Это не птицы - это поезд. Надвигается. Уступаем ему дорогу. Уже светло. Мимо проносится поезд, его звук постепенно затихает вдали. Но вот шум снова нарастает… И так - волна за волной. Это - тот же поезд, он идет на перевал кругами. Начинаем и мы замечать, что идем почти по кругу. Идем по шпалам, и поэтому подъем почти не заметен. Слышится шум автомобиля: один, другой - рядом проходит трасса. Утро, вот и автомобили проснулись. К 7 часам подходим к поселку Картали и к изгибу реки Большой Инзер. Есть основание для беспокойства: где-то рядом граница заповедника и весной егеря не против поживиться за счет туристов. Но они или спят, или сезон охоты прошел: туристов ловят почему-то весной. Проходит одна бабка за водой на речку, да одна собака приласкалась к нам. Лена ее угостила, и теперь она от нас - ни на шаг. Надуваем лодки - и на воду. Воды в реке мало - не то, что весной. Как поплывем? - спрашивают меня. "Пройдем…" - отвечаю, ведь наши лодки почти не имеют осадки. Если уж очень мелко будет - проведем. Проводкой занимаются мужики. Женщины боятся замочить ноги. Вода не холодная - погода предыдущие дни стояла жаркая. Ночью стоит приятная прохлада. Река делает полупетлю, уходим за поворот. Вода сходится в одно русло, но все равно воды мало. Течение медленное, спокойное. Ждем ориентиров: старый железнодорожный мост (узкая колея) и далее деревянный. Там где-то устье реки Сюрюнзяк. Показался железнодорожный мост , потом деревянный, от которого остались одни сваи. Здесь возможны торчащие гвозди. Чалимся для разведки и возможного обноса. Ленка настолько боится замочить ноги, что очень медленно касается рукой берега, ставит ногу на баллон лодки, лодка потихоньку отходит от берега (а я не могу удержать ее веслом). Вот и появляется мост между лодкой и берегом, состоящий из Лены. И этот мост рушится в воду!
Красиво! Уже светит солнышко. Время около 10.00. Довольно жарко. Ленка освобождается от куртки и всего прочего. Решаем остановиться и сделать ранний обед (или поздний завтрак). Погода - заглядение! Солнце светит ярко. На небе редкие маленькие облачка. Наш берег покрыт сосновым лесом, старая дорога с моста уходит в гору. Грех не остановиться в таком месте…Вскоре горит костер. Дымится супчик. Настроение прекрасное! Все подсмеиваются над Леной. Проходит минут 30, и нас догоняет целая флотилия из маленьких надувных лодок. Приветствуем их. Это наши попутчики по поезду. Они доехали до станции Инзер и утром рабочим поездом - до п.Картали. Идут минимум на три дня по Большому Инзеру. Смеемся, шутим, но у меня появляется беспокойство: успеем ли мы за два дня? Но пока об этом молчу. Завтракаем и уходим дальше. Слева впадает река Сюрюнзяк (где-то в кустах). Воды в реке как будто и не прибыло. Течение спокойное, тихое. Часто встречаются короткие песчаные перекаты и нависшие над водой деревья. Обстановка успокаивает, убаюкивает. Так бы плыть неделю...
Ориентируюсь по карте. Скорость движения невысока. На плесах почти стоим. Все ясно! Надо работать на плесах (грести) и отдыхать на перекатах. А на перекатах - сложности: надо не сесть на мель, не порвать лодку. На прижимах течение быстрое, но весло тоже не бросишь: прижмет к берегу, может порвать, или еще хуже - перевернуть. Вот и отдыхай как можешь… Проблема расстояния, времени и вложения сил (отдыха). Каждый решает эту задачу по-своему. Время течет незаметно. В таких ситуациях мне всегда вспоминается математическая задачка на сообразительность: ехал солдат домой, первую половину пути проехал на поезде в 15 раз быстрее, чем шел бы пешком. Вторую половину ехал на волах в 2 раза медленнее, чем шел бы пешком. Вопрос? Насколько быстрее солдат добрался до дому, если бы он шел пешком весь путь? Задача очень актуальна для нашего случая.
Обсуждаем задачу, вспоминаем разное. Кто-то дремлет. Но гребем, особенно на плесах. Догоняем идущую впереди флотилию наших попутчиков. Они становятся на обед, а мы уходим дальше. Больше мы их здесь не видели.
Иногда зачаливаемся к берегу, но ненадолго.
День потихоньку заканчивается. Кажется, пора останавливаться на отдых на ночь. Теперь уже ясно, что идем раза в два медленнее, чем весной. Идем до сумерек. Как всегда, в конце дня нет подходящего места для стоянки. Вот открывается длинный правый поворот, на правом берегу - галечная коса. На ней - палатка, дымится костер, бегают дети. Ленка, общительная, напрашивается на соседство. Чалимся рядом, ставим палатки. Костер общий. Разговоры. Эта семья - из Магнитогорска. Впереди сплавляются их друзья, которые приехали раньше. Оставляют им записки. У них есть договоренность встретиться завтра в определенном месте. Мы решаем проснуться завтра в 5 часов утра и гнать километраж. Если не успеем к 17.00 на электричку Инзер-Уфа, то уж на Сибай-Уфа ("башкировоз") должны успеть.
Утром встаю рано - в 5 часов. Раздуваю костер, подогреваю остатки ужина, делаю чай. Питаюсь в одиночку - народ плотно спит и не хочет вставать. Что делать? Тоже ложусь и продолжаю сон. Все встаем в 8 утра.
Но как встаем! Сначала слышу шорохи, затем - разговор. Встали наши соседи. Вылезаю из палатки. Вижу двоих мужиков, новых - сидят у костра. Вникаю в разговор. Они из Межгорья, бродят без палатки, ночевали в двустах метрах ниже по течению. У них есть сеть, поэтому есть и рыба. У нас они в обмен на рыбу угощаются макаронами. Жизнь у них в Межгорье не сладкая. Заработки небольшие. А эти двое - любители побродить. Но, видимо, далеко зашли. Место наше дикое. Ночью, говорят, к ним на берег выходил медведь, но к их костру не подошел. Как к нам не явился?
Собираемся, уходим. Соседи посмеиваются - сейчас уже не 5 часов утра. Да! С такими темпами нам не успеть. А завтра на работу. Что-то будет? И сойти с маршрута невозможно - некуда и не на чем выбраться. Мы - в центре ненаселенки. Дороги, если и есть, то гужевые. А где этот транспорт найдешь, да еще в воскресенье? Теперь остается только идти вперед, т.е. сплавляться вниз до п.Инзер. Других вариантов нет. Солнце сегодня слабое. Небо хмурится. Вот-вот пойдет дождь, но надо идти. Отвыкли мы в этом сезоне от дождей... И когда хлынул дождь, да еще проливной,- пришлось срочно уходить к берегу, под нависшие кусты. Однако такое спасение обманчиво, вскоре с кустов начинает капать, и мы постепенно начинаем промокать. Не ожидали мы такого сильного ливня... Пока сидим под кустами, нас догоняют наши ночные соседи. Они плывут (идут по воде) под полиэтиленом. Дождь заканчивается. Делаем костер для просушки и приготовления обеда. Снова объединяемся с "соседями". Очень приятно. Далее сплавляемся рядом, мы немного впереди. И вот за очередным поворотом мы все видим на берегу группу туристов, по описанию очень похожих на друзей наших магнитогорцев. Обрадовали их, сообщив, что ожиданию приходит конец. С воды наблюдаем встречу: возгласы, приветствия, какая-то информация. А мы уходим дальше. Погода по-прежнему неустойчивая, если вчера загорали, то сегодня постоянно ждем дождя. Потеряли ориентировку по карте (ориентируемся по изгибам реки). Все время кажется, что прошли больше, чем на самом деле. Но нет! Проходим мимо устья ручья Сырышта - начала одноименной шиверы. Это хороший ориентир - пройдена половина нашего маршрута. Теперь ясно: придем к финишу завтра вечером, т.е. весь маршрут составит 3 дня. Теперь все знают, что еще одна ночевка неизбежна. Каждый высказывает свои соображения о будущем, перспективы не у всех радужные, особенно с положением на работе. Что у нас есть и чего нет? Все просто - продукты есть, времени нет. Впереди у нас еще - самое сложное препятствие на реке: шивера длиной около 5 км. Сейчас лето, паводок давно прошел, но прохождение шиверы все равно остается сложным, требуется постоянное маневрирование. Иногда приходится делать проводку. Иду в плавках и в кедах - вода теплая. В азарте приложил к веслу чрезмерное усилие и сработал закон действия и противодействия - весло выкинуло меня из лодки! Урок, который не стоит забывать: надо закрепляться в лодке. Этот урок еще и чувствителен: камни жестковатые, будут синяки. Похоже, этой реке надо и летом давать вторую категорию сложности. Прохождение шиверы длится более часа. Река постепенно успокаивается. На погоду мы уже не обращаем внимания. А она портится... Начинается мелкий дождь, который все усиливается. Пока находим удобное место для стоянки - все становятся насквозь мокрыми. Под дождем ставим палатки и забиваемся в них. Дождь стихает. Все вокруг сыро: трава, деревья, дрова. Идешь за дровами, а на тебя вода стекает ручьями с травы, с деревьев. Однако сидеть в палатке еще хуже - постепенно замерзаеш, так как на тебе - все сырое. Начинает темнеть. Преодолеваю апатию, вылезаю из палатки, выгоняю других. Делаем костер. Чтобы достать сухие дрова, раскалываем толстое бревно. Хорошо, что есть большой топор. Сушимся. Настроение поднимается. Хорошо! Не хочется думать о прогулах и их последствиях.
Утром светит солнце. Уходим в 8.30. Весь день - гонка, постоянно работаем веслами. Удивительно много встречается групп туристов-отдыхающих - молодежь, семейные. Похоже, река по популярности начинает походить на реку Белая (Агидель), сплав по которой подпортили создаваемым водохранилищем. Все встреченные туристы не торопятся, только мы гоним. К вечеру подходим к автомосту на трассе Уфа-Челябинск, далее - д. Усмангали и, через час, - п.Инзер. Подходим уже в сумерках (23.00). Поезд теперь - только Уфа-Сибай, уходит ночью. К утру будем дома, в Уфе.
Такой вот у нас получился поход выходного дня: 5 км пешки и 100 км сплава. Удачи Всем!

Южный Урал, р.Большой Инзер
Начало июля 2002 г.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Рассказ
03 марта 2022
Сплав по реке Белая
Отчет
16 октября 2020
Манарага-Косью, 2013 г.
Описание
18 января 2013
Вала (90 км)
Описание
17 января 2013
Река Айва (8)
Описание
17 января 2013
Яйва - 2004. Река надежды нашей
Описание
17 января 2013
По реке Юрюзань (122)