Re: С ружьем и блокнотом
Вчера нашел Курильские дневники и еще одну неопубликованную страницу. Извиняйте, что утаил. Забыл видимо...
СОЗВЕЗДИЕ ГОНЧИХ ПСОВ.
Айны – народность населяющая Курильские острова с незапамятных времен. Сегодня они разбросаны прогрессом по разным континентам, не имеют свое страны, земли, и прибывают без статуса национальности на территории Аляски и Японии. Общая численность этой народности Крайнего Севера ничтожно мала. Они борются за свои права, культуру и сохраняют самобытность в одежде и языке. Когда встал вопрос о передаче нашей страной части южных островов Курил японцам, вдруг вспомнили про Айнов. Именно им принадлежали эти безжизненные земли испокон веков пока не были оккупированы японцами. Народность очень интересная. Монголоидная раса у которой голубые глаза, светлые волосы и растет борода. Их корни уходят далеко в историю. Это кочевники моря живущие промыслом морского зверя, рыболовством и собирательством. На своих байдарах они кочевали по студеным водам Охотского моря и Тихому океану от северных мысов Аляски и острова Кадьяк до Хокайдо. Отважные мореплаватели не имели постоянного жилья, использовали юрты и чумы как оленеводы Чукотки. Язык схож с эскимоским. Сегодня они выступают на конгрессах ООН в защиту своих прав на территорию.
Находясь на островах мне довелось прочитать книгу « Под созвездием Гончих Псов» в одной из глав которой есть изумительная по красоте легенда о островах и народности Айны.
Легенда о гончих псах. « Давно это было. Когда не было ни островов самих, ни Айнов. Была лишь Эттуланги – земля, где живут собаки. Птица не могла облететь ее и рыба не могла проплыть вдоль ее берегов так велика она была. Когда солнце вставало у синих гор другой конец этой земли еще спал так велика она была. Много дней требовалось путнику чтобы пройти от ее начала до Черного провала туда, где небо падало в океан и начиналось владение духов ночи.
Жил на свете храбрых охотник Тынгей. Прослышал он про Эттуланги и решил во чтобы то ни стало попасть туда и приручить собак охотится и таскать упряжку. Пошел к морю, убил страшного морского зверя Гры, сделал из его шкуры большую лодку и приплыл на Эттуланги. Но настороженно встретили его собаки оскалив зубы. Тогда обернулся он сам собакой и пришел к ним в стойбище. Но старый вожак Ытхан распознал его и сказал: - Олень рождается от оленя. Человек от человека. Собака от собаки. Ты глуп охотник и собаки никогда не покорятся тебе! Тогда Тынгей стал ловить собак. Они бросились бежать. Долго он гнался за ними пока они не прибежали к Черному провалу. Вожак Ытхан первый прыгнул в бездну за ним последовали и остальные. Тогда увидел Тынгей, что как на крыльях собаки поднимаются к небу. Закричал обманутый охотник худые слова. Обиженный Ытхан оторвал от себя хвост и кинул в Тынгея. Хвост попал в лицо и прирос к нему. Тогда рассерженный Тынгей достал свой лук и начал пускать стрелу за стрелой. И каждая стрела достигала цели, и падали в Черный провал собаки исчезая в нем. Только две стрелы обессиленные упали на землю а в небе вспыхнули две ярких звезды – Созвездие Гончих Псов. Они и сейчас горят там. Но бывают ночи когда звезд не видно на небе. В такое время слабому лучше не ходить по их земле. В эти ночи собаки спускаются на землю и ищут Тынгея. Они разорвут каждого кто попадется им на пути. А от Тынгея пошли люди с волосатым лицом – Айны.»
Я сам, теплыми осенним ночами вглядывался в звездное небо над огромным океаном. Там действительно ярко горели две звезды. В глазах рисовались собаки, бегущий охотник пускающий стрелы и озлобленный вожак Ытхан не желающий служить людям. В народном эпосе есть много притягивающего и самобытного. В скалах океанского побережья мне посчастливилось найти несколько заготовок апсидианта под наконечники стрел и гарпунов. Они изготовлены методом скалывания этого минерала и представляют археологическую ценность. Хранитель музея истории Курил был поражен моей находкой. Ранее было известно о нескольких стойбищах Айн на Парамушире, но где именно никто не знал. К сожалению созвездие Гончих Псов видно только на восточном полушарии звездного неба.
"Петли дверные одним скрипят другим поют..."