Виды туризма

15 января 2013
Юрий Фокин (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 408 0

Состав команды:
Фокин Герман – адмирал, завхоз, капитан “скаут-2”
Фокина Любовь – доктор, матрос “скаут-2”
Силаков Владимир – реммастер, капитан “таймень-3”
Субботин Вячеслав – рыбак, матрос “таймень-3”
Силакова Надежда – фотограф, матрос “таймень-3”
Фокин Юрий – видеооператор, капитан кнк
Жозефина – пудель цвета абрикос

Мы давно мечтали сходить на реку Кару. Однако неизвестность заброски-выброски в постперестроечные годы останавливала. Железная дорога на Хальмер-Ю не функционировала, а поселок Усть-Кара был показан в какой-то телевизионной передаче чуть ли не вымирающим. С появлением у нас в последний год хорошего снаряжения и информации о том, что в том районе довольно бойко ходят вездеходы и летают вертолеты, эта мечта стала реальностью. Мы решили, что если не сейчас, то когда? И купили билеты на поезд Москва-Воркута.

Заброска. 13.07 – 18.07.

13 июля 2002 г., московское время – 21.40. Поезд Москва – Воркута, “Заполярье”, мы едем до конечной остановки, и нам предстоит водное путешествие по рекам, текущим с северных окраин гор Полярного Урала через хребет Пай-Хой в Северный Ледовитый океан. Нас ожидает голая безлесная тундра, обилие комаров, мошки и рыбы, каньоны и пороги. Также мы надеемся на хорошую погоду – должно же и на севере быть лето! Чтобы попасть в его разгар, выбраны и сроки путешествия. Планируется заброситься в место слияния рек Большой и Малой Кары и сплавляться далее вниз по Каре. С нами хотят заброситься в эту же точку двое ребят на к2, и идти далее на Нярмаяху.
14 июля Весь день едем, очень жарко и душно, окна, как водится, закрыты.
15 июля в 13.40 прибываем, наконец, в город Воркуту. Довольно прохладно и ветрено, солнце. Комаров нет. Полные оптимизма, мы пошли договариваться о вездеходе. Адресов у нас никаких не было, поэтому начали с нуля. Мужики на вокзале указали на Олень-совхоз. Директор его Пасынков Г.П. нас огорчил – позавчера как раз ушел вездеход. Но позвонил в несколько мест – везде отказ – либо вездеходы в тундре, либо сломаны. Из отчета москвичей, бывших на Нярмаяхе-Каре в прошлом году, мы знали, что существует некий воркутинский турклуб, где есть вездеходы. Пасынков звонит ещё в одно место, оказалось – его знакомый организовал турфирму на базе какого-то местного центра по развитию молодежи. Называется это все дело ГС "Росто". Директор совхоза везет нас туда сам, заинтересовавшись деятельностью этого самого ГС "Росто". Приезжаем, ул. Дончука, д.2. Действительно, турфирма. Экскурсии и по заграницам, и по России. Также туризм на Урале, в том числе экстремальный на Полярном. Кроме туризма, ГС "Росто" имеет автошколу и несколько факультетов, где можно чему-то научиться и получить какое-то образование типа как в техникуме. Говорим с директором фирмы – это Федькович Михаил Михайлович. Он обещает помочь и начать работать по нашему вопросу в самое ближайшее время. Лицензию на туризм он получил пару недель назад, и фирма ещё далеко не раскручена. Но тем не менее надеемся на него. Телефон в Воркуте: 4-04-64. Возвращаемся на вокзал, по пути читаем издаваемую Федьковичем газету. Там пишут, что преступность растет, так в районе совхоза Октябрьский на днях был найден труп. Народ, оставшийся на вокзале, замерзает. Пока светит солнце – тепло, как только оно скрывается за тучками, сразу становится холодно. Температура – плюс 9-12 градусов. Начинаем думать, что делать дальше. Нашли кафешку у вокзала – там солидное меню, и неплохо готовят. За 2$ можно хорошо пообедать. Пробуем другие варианты поисков вездеходов, и находим в городе гараж тепловодоканала, пару частников, имеющих вездеходы в личном пользовании. Кто отказался сразу, кто обещал дать ответ завтра. Вечером позвонили Федьковичу – он еще не нашел никого, но обещал с утра найти положительный результат. Ночевали в вагоне-гостинице поезда Воркута-Лабытнанги. Проводница поставила условия – не храпеть, не пить, не курить, не шуметь, вообщем, непонятно, что вообще можно было сделать. Несмотря на это, выпили шампанского в честь начала отпуска. Вагон на ночь отгоняют на полкилометра от вокзала и ставят напротив постоянно горящей помойки.
16 июля Все хотят убраться из города как можно скорее. Федькович еще ничего не нашел. Частники отказали. Едем в совхоз Советский, там тоже гараж водоканала. Водилы вездеходов и механики пьют водку, у них есть работающий вездеход, но они боятся везти нас без разрешения начальства. Народ неплохой, но работу потерять не хотят. Их можно понять. Позвонили Федьковичу, тот нашел вариант – рыбинспекция, цена 15000 р. Видимо, это тот же вариант, что нашли прошлогодние москвичи. Нам он тоже показался слишком дорогим. Однако, если б не нашли ничего, поехали бы, наверное, на рыбинспекции. Время нас уже поджимало, и в оставшееся рабочее время дня по цепочке мы обошли-объехали ещё полВоркуты. Побывали у руководства водоканала, в электросети, в сельхозинспекции, и зашли под конец в ГС "Росто" к Федьковичу. Тот уже при нас договорился с руководителем местной МЧС – завтра, возможно, мы поедем. Мы решили остановиться на этом варианте. Оставшийся на вокзале народ нашел пару вариантов – какой-то армянин, и ВГСЧ (горные спасатели). Первый так и не объявился, а вторые были готовы помочь, но надо было чинить пару дней машину. Вообщем, суждено нам было ещё одну ночь провести в вагоне. Сколько мучений, чтобы заброситься ещё в большую дыру и холод!
17 июля Утром едем в МЧС. Договорились ехать за 8000 – как потом нам сказали сыктывкарские геологи, это была достаточно реальная цена. По итогам поисков вездехода можно сказать следующее. Вездеходы в Воркуте есть. Они делятся на частные и принадлежащие организации. Техника эта старая и постоянно ломается. Поэтому как те, так и другие могут быть сломаны, и ремонт может потребовать от одного до многих дней. Договориться с организацией очень сложно – начальство не будет иметь со спецрейса почти никакой выгоды, а только рискует понести потери, а водители не могут уйти в тундру на 1-2 дня без разрешения начальства. Требуется ещё разрешение некой экологической службы, но оно делается достаточно быстро и дешево, по словам водителей. Договариваться лучше с частниками. Но их надо найти. Тут надо выйти на знающего человека. Руводители организаций многих частников знают. Однако далеко не все рукодители сразу откликаются на просьбу помочь с заброской. Среди доброжелательных можно отметить Михайлова Александра Ивановича из сельхозинспекции, на связи которого мы сильно надеялись в случае облома с МЧС. Но даже найдя человека с вездеходом, готового везти вас куда угодно, весьма вероятно проторчать в Воркуте ещё сутки, так как вездеход к дальней поездке надо готовить. На дорогу до Кары и обратно надо будет 400 л бензина. Цена складывается из цены за бензин плюс столько же за работу. Руководитель МЧС ещё включил туда аренду трактора, чтобы вывезти вездеход из города. Договорились с МЧС о поездке в начале десятого утра. Пока вездеход готовили и вызывали трал, пока укладывали солидный запас гаек, монтировок и прочих запчастей, а также жратвы, пива и водки, прошло достаточно времени, и мы выехали из города только в 17.00. Как потом оказалось, вездеход этот мчс-овцы собрали по частям, и им нужно было его опробовать. Тут мы и подвернулись. Первые подозрения у нас появились, когда мы поехали через поселок Октябрьский. Трасса в верховья Кары идет через поселок Советский, на северо-восток-восток от Воркуты. МЧС решили ехать через Хальмер-Ю. Отъехав с километр от города, вездеход остановился и начальник спасателей сообщил нам, что рацию они не взяли, чтобы проверить себя в экстремальных условиях. Потом они тяпнули на дорожку, и мы поехали. Поначалу трясло довольно сильно, сидели мы тесновато в восьмером, но в общем нормально. Собаке было хуже всех, она не знала, куда себя деть, и пыталась всех лизать. Скоро мы привыкли к тряске, и стало легче, тем более, что машина часто останавливалась и глохла, и водилы кое-что в ней чинили. Время от времени у нас просили какую-нибудь монтировку или что-то ещё из запчастей, ехавших под нашими сиденьями. Подъехав к Хальмер-Ю, начальник МЧС сообщил нам, что осталось ехать 40 км, и теперь они хотят поужинать. Итак, мы проехали две трети пути. Хальмер-Ю выглядел довольно безжизненным. Рядом виднелась заброшенная шахта. Погода испортилась, моросил дождь, кругом было сыро и грязно. Неподеку от вездехода Надя обнаружила полный вагончик костей. Водители поужинали, наконец, и мы поехали дальше. Почему-то путь наш стал более извилистым, и мы решили, что едем уже по тундре, однако при очередной остановке выяснилось, что едем по широкой вездеходной дороге на северо-восток. Но верховья Кары находились на востоке и даже южнее, о чем мы и сказали начальнику МЧС. Тот не смутился, а предложил одному из нас (почему-то им оказался я) стать штурманом и корректировать путь через каждые 5 км с компасом и картой. Выглядело это так. Мы отходили на 10-15 метров от вездехода, я показывал ему карту, показывал компас, он доставал свой компас, убеждался, что показания наших компасов совпадают, потом я говорил ему, что надо ехать точно на восток, и даже южнее, и показывал направление, примерно перпендикулярное дороге, по которой мы ехали. Начальник МЧС соглашался, и отвечал, что дорога сейчас немного петляет, но вот-вот выйдет как раз на то направление, которое нам надо, и мы попадем точно в место слияния двух Кар, куда нам и надо. Потом мы садились и ехали дальше. Через 2-3 такие остановки вездеход, наконец, сломался окончательно. Пару часов начальник МЧС с механиком пытались починить машину. Оказалось, что сломалась вторая передача, вытекло масло, и сел аккумулятор (после нескольких заводов двигателя на рабочем ходу). Хорошо, что аккумулятор взяли запасной, а у нас было растительное масло, но сильно это не помогло. Водилы наши сильно устали, была уже глубокая ночь, и все отложили до утра. Сидя в тесноте, мы кое-как подремали, постоянно просыпаясь.
18 июля Утром я пошел бродить по окрестностям – было похоже, что дальше мы не поедем, и надо было искать место стапеля. Нашел реку Гагаратовис в 4-5 км от вездехода. До Хальмер-Ю было около 8 км. Смотрелось все довольно уныло. Сырая бескрайняя тундра, посреди неё сломавшийся вездеход с туристами, МЧС без рации, вдали развалины Хальмер-Ю, моросящий дождь и вылетевшая мошкара. Подозрения наши подтвердились. Уже практически трезвые МЧС-овцы обрадовали нас известием, что до Кары они скорее всего не доедут на первой передаче, и придется им двигать обратно. Поэтому нас довезли до Хальмер-Ю и выбросили у разрушенного моста через реку Хальмер-Ю. Мы решили не возвращаться в Воркуту, а сплавиться по Хальмер-Ю и Силоваяхе. Описания у нас не было, но мы помнили, что на Хальмер-Ю должен быть один непроходимый водопад, а на Силоваяхе много порогов, но непроходимых нет. Я слышал несколько раз, что притоки Кары в спортивном отношении интересней самой Кары, поэтому Силоваяха представлялась даже более подходящим вариантом. Более того, первоначально при планировании похода мы даже хотели идти именно на Силоваяху. Также на ней должно было быть больше рыбы и меньше народу, так как на Каре находятся две фактории и несколько чумов. Мы теряли горы в начале маршрута, так как планировали пеший выход на массив Борзова из верховий Кары, а также беломраморный каньон и водопад Буредан. Ребята, собиравшиеся на Нярмаяху, мучительно раздумывали, куда бы податься. Было около 12 часов дня. Мы начали разгружаться. Пошел дождь со снегом, и без гидры было весьма неприятно, просто настоящий колотун. Поэтому быстро принялись за постановку лагеря. Наши попутчики в конце концов в тяжелых сомнениях решили вернуться в Воркуту и идти на Собь-Хараматалоу-Танью. У них была схема и описание. Мы рассказали им, что вспомнили, об этом маршруте, так как были там года 3 назад. У нас не было карты Хальмер-Ю и начальной части Силоваяхи, и ребята оставили нам свою, что оказалось очень полезным. Поставили лагерь, поели, начали собирать суда. Я загидрился, но все равно было холодно. Дров было полно, и мы запалили большой костер, думая, что он последний, у которого можно будет греться. Жоська начала дрожать. В таком состоянии она будет пребывать до конца похода. Бедное животное. Прямо перед походом её ещё и постригли. В первый вечер нас преследовали тяжелые мысли – неужели здесь такое лето? Температура, была точно не выше 5 градусов. Как сказка воспринимались слова москвичей в прошлогоднем отчете о температуре около 20 градусов почти весь поход. Успокаивало лишь то, что начало путешествия почти всегда бывает трудным, и потом все должно наладиться.


Сплав по Хальмер-Ю. 19.07 – 21.07.

19 июля. Полдня до обеда стапелились. Погода не улучшается. Все постоянно вспоминают, кто сколько теплых вещей оставил дома. Володя потерял носок и полчаса его искал – здесь любая одежда на счету. Комаров нет – слишком холодно. Местные сказали, что за два дня до нашего приезда шел нормальный снег. Слава смотрел прогнозы погоды перед походом, там говорили о жаре в Воркуте, поэтому он оставил кое-что из теплой одежды дома. А тут такое... Хорошо, пока нет сильных дождей – и думать не хочется, что будет, если зарядит на пару дней. А нам плыть ещё севернее, к Карскому морю. После обеда вышли в 17.00. Все рады – наконец-то на воде. Река петляет, прошли до вечера 15 км. Порогов пока нет. Первая стоянка у какого-то ручья слева. Спрятали палатки за кустиками. Это единственная здесь растительность. На карте все белое. Это значит высота кустов, в основном, не выше метра. Где-то впереди, через несколько дней ходу, должны появиться более высокие кусты, там, где на карте зеленое. Как потом окажется, это будут кусты, местами выше человеского роста, около двух метров. Это будет для нас целым лесом. На ужин дрова собирает несколько человек. Удачно нашли доску и бревно в пересохшем ручье. Растапливать костер приходится плексом, специально взятым из Москвы, и бумагой. Дрова почти всегда сырые. Ещё в Хальмер-Ю мы заготовили сухих досок как НЗ, на случай отсутствия дров. Весь поход с этого запаса брали немного на растопку, один раз запас пополняли. Для защиты от ветра мы брали стеклоткань, но она ни разу нам не понадобилась. Горелок мы не брали, везде находили дрова хотя бы в минимальном количестве. Дров хватает на ужин и завтрак, на просушку и прогрев уже не хватит, поэтому после еды - все спать и греться по палаткам. Специально для этого похода мы купили дуговые палатки Space-2 с юбками питерской фирмы Hobbit, и остались ими в целом довольны. Все там отлично, и от ветра спасают, и от дождя, и от комаров, и проветривать их можно. Один недостаток – трудно вставлять дуги. На одной из палаток даже отпиливали по 2 см от этих дуг. Ещё можно было удлинить резинку. Дюралевый штырь, вставляемый в дуги, должен был быть на конце сферической формы. В-общем, недоработали произволители немного. В том виде, в каком палатки продаются, их может поставить лишь мужик, а должна легко ставить и женщина, и ребенок. Несмотря на это, всем рекомендую Space-2 как палатку на троих человек для экстремальных условий. Поскольку в Заполярье вечная мерзлота, то влага почти не впитывается, и земля постоянно в тундре сырая. Если добавить к этому моросящий дождь и ветер, то ничего удивительного нет в том, что палатки постоянно отсыревали. Только к середине похода я догадался класть штормовку и штаны между спальником и краем палатки, иначе спальник каждую ночь снаружи немного отсыревал. Особое внимание уделялось герметизации мешков со спальником и шерстяными вещами. Промокнув однажды, они бы долго оставались в таком состоянии. Народ наш замечательный на "Таймене" не был в походах 6 лет, и поэтому снаряжение покупалось в последний момент. Оказалось, что гермомешков у них было около 3 штук на троих, остальное – полиэтиленовые мешки. Вот это был настоящий экстремальный туризм. К счастью, они ни разу серьезно ничего не намочили.
20 июля – вышли в 13.00, шли без обеда из-за отсутствия подходящего места с дровами, чистое ходовое время – 6 часов. Попадались перекаты. Глядя на карту 5 км-ку, мне пришло в голову, что мы идем не по Хальмер-Ю. Видимо, на карте не было пропечатано как следует. Казалось, что идем по ручью, впадающему в Силоваяху гораздо раньше Хальмер-Ю. Этому способствовало отсутствие порогов. Так что я плыл в сомнениях и вносил смуту в умы остальных членов группы. Однако наконец начался каньон и пороги в нем. Так как описания у нас не было, то мы ориентировались по карте. Сразу скажу, что в основном все показано реально – там, где на карте пороги с подписями или просто черточки, там действительно заметные пороги, которые стоит посмотреть. Всего я насчитал около 6 порогов 4 к.с., столько же или больше 3 к.с. и остальное - фон 1-2 к.с. По описанию в книге “Водные маршруты СССР” там указано 29 порогов. Пороги и шиверы преимущественно расположены в каньонах. Если сравнить, например, с Пистой, то Хальмер-Ю - Силоваяха сложнее. Можно сравнить с Кутсайокой – на Силоваяхе не менее 4 порогов типа "Прыжка", "Щечек", "Тесного", "Муравья", и один даже сложнее ("Ступенька"). Кроме обычных слагаемых сложности порога, следует учесть суровый климат и тяжесть последствий аварии – вполне вероятно, что нельзя будет просушить вещи, и совершенно определенно будут сложности при ремонте каркасных судов. Мы даже везли от поселка дюралевую трубку на всякий случай. Но и без этих слагаемых Силоваяха - очень хорошая "четверка". Первый серьезный порог на Хальмер-Ю – в каньоне, ориентир – скальные берега. Длина около 100 м, заходной слив 0.5 м, потом бульник, вал, и выходной слив 0.5 м. Категорийность буду ставить для байд (в классификаторе категорийность Силоваяхи одинакова для каркасных и надувных судов) – это 2. Этот порог мы все прошли успешно, "Таймень" устроил небольшое шоу – развернулся на заходе, первый слив прошел задом, и врезался потом бортом в бульник. Но все хорошо размялись. Второй порог вскоре за первым – широкий вертикальный слив 0.6 м в пузырящуюся ванну. Не очень много воды, но есть совсем чистый проход, чтобы попасть в него, надо вылезать и смотреть. Справа – канализация, где провели "Таймень". К.с. – 2-3. Далее - порог, обозначенный на карте как первый вдп на Хальмер-Ю. Две протоки. Слева – кривой водопадного типа слив 1-1.5 м, потом ещё один пологий и прямой 0.5 м, и выходные бульники. К.с. 4. Обнос – правый берег, осмотр – левый. В правой протоке мелкая вертикальная ступенька, по нашей воде непроход, за ней шиверка. "Таймень" мы обнесли, а "Скаут" и каяк прошли по кривому сливу в левой протоке справа. К вечеру дошли до водопада Хальмер. Перед ним – шиверка, пока идешь по ней, видно сильное падение по скалам впереди, и тут начинаешь тормозить, пока не поздно. Я уходил со струи, и выгребал на плюсе метров за 20 до начала водопада. Течение слабое, но пока разворачивался, думал, что вот сейчас самое время кильнуться... Я надеялся, что водопад будет проходим, хотя бы для "Скаута". Однако взорам нашим предстало грандиозное зрелище. Вода устремляется в щель шириной меньше метра, падение около 1.5-2 м, затем через 2-3 м слив около 3 м, по центру очень мелкий по скалам, справа поглубже, но торчит прямо в сливе пара очень неприятных зубьев. Далее вода бьет в скалу левого берега, потом несколько метров плеса, и выходной мощный кривой слив около 2 м. Безусловно, непроход. Прохождение возможно лишь на полиэтиленовом каяке при высокой квалификации гребца. Определяющий слив – первый, узкий, в котором надо не застрять... Рядом с водопадом стоит табличка – "Водопад Хальмер-Ю, охраняется государством". На левом берегу мы и встали на ночлег в кустах на тундровых лужах. Вопреки нашим ожиданиям, палатки за ночь не намокли. Лужи эти на мерзлоте были с очень холодной водой – стоять на них в гидре было как в первомайской Карелии на снегу. В кустах нашли дрова (дрова здесь - это просто высохшие кусты). Вообще кусты здесь, видно, долго не живут, и начинают сохнуть очень рано. Верхушка может быть зеленой, а низ уже сухой. Пока ставили лагерь, Жозефина поймала дикого гусенка и выпила его кровь. Вообще гусей и уток здесь великое множество, совершенно непуганых. При желании можно было наловить голыми руками. Ужин на Хальмере дался нам тяжелее всех ужинов в походе – сырые дрова не хотели гореть на сырой почве. От ветра мы закрылись кустами, поэтому пришлось целый час или больше непрерывно махать ковриком, раздувая слабое пламя. Впервые увидели заходящее солнце. Видели его всего несколько минут, но уже воспряли духом – значит тучи серые, висящие над нами, не вечны. Ночью Слава пошел попробовать половить рыбу за водопад.
21 июля. Утром выяснилось, что рыбы здесь и правда много – Слава за ночь наловил около 7 кг хариусов, довольно крупных. Ловил на удочку, на подмосковных червей. На спиннинг не брало. После завтрака коптили рыбу. Опилки были сушеные ольховые, тоже привезли с собой, спасибо Володе. Вышли в 14.45. Шли 5 часов. Вместо обеда делали сухой перекус, так как не было дров. Встречаются простые шиверки, которые можно идти сходу. Неожиданно влились в Силоваяху.


Сплав по Силоваяхе. 21.07 – 28.07.

На Силоваяхе сразу увидели рыбаков. Удивил нас их транспорт – этакий драндулет на огромных надувных колесах. Немного потеплело, и немедленно вылетели насекомые. Встретили большую чайку, видимо, больную или раненую, плавала и не улетала. Я подплыл к ней поздороваться, она попыталась атаковать каяк и схватить его клювом за нос. Можно было брать её голыми руками. По Силоваяхе за этот день прошли 5 км, а всего - 25 км. Встали на ночевку на правом берегу под снежником. Снега вообще по берегам хватает. Появился он с первым каньоном на Хальмер-Ю и встречался до самого моря постоянно. Палатки поставили на открытом месте, ветер был не очень сильный, а в кустах было очень сыро. Еле насобирали дров на ужин и завтрак. На снегу весь вечер бегал заяц, снимали его на камеру.
22 июля. С утра задул ветер, колотун на открытом месте недетский. Вышли в 13.00. стречаются шиверки, порожки, идем все сходу, сначала каяк, потом "Скаут" или "Таймень". Дошли до крупного притока слева – Ярей-ю, через который есть маршрут на Сибирчатаяху. За Ярей-ю - короткий простой порог, за ним сразу ещё один, к.с. 1-2 – это одна косая бочка, довольно неприятная, держащая немного. Я прошел, стою, жду, идет "Скаут". Смотрю, заходят совсем как-то не так как надо, табанят не в ту сторону, гребут не туда, от пены, а надо-то в неё, в-общем, как мы с Серегой на "Шляпе" на Тумче заплыли лагом в бочку, так и сейчас "Скаут" зашел... Легли, и так и остались в сливе лежать, как серфинг каякеры делают на валах, так и они, только кверху килем. Наконец вынесло их, но никто не выныривает. Что им там, так нравится, что ли? А вода-то холодная. Начинаю плыть быстро к ним, но вот появляется капитан, а через 4 секунды - и матрос. Матрос запутался в упорах. Весло одно в руках, другое, ручное, плывет рядом с лодкой. Лодку потихоньку несло к берегу, так что я поймал весло и толкал носом "Скаут", помогая ему пристать, морковкой тянуть не стали. Метров через 100 после бочки мы уже пристали к правому берегу, высвободили несчастного матроса. Быть тут обеду, однозначно, понимаешь. Тайменщики прошли после осмотра нормально, девушку и собаку, правда, выпустили на берег. Быстро костер, обогрев (костром). Дрова нашлись, даже немного плавника. Выглянуло на часок солнце, дав возможность хоть чуть-чуть подсушить белье и гидры. После обеда опять встречаются порожки 2-3(?), шиверки 1-2 к.с, шли почти все сходу. Встали за 2-м порогом, в начале каньона, на правом берегу, через 2-3 км за притоком слева. Стоянка очень хорошая – сухо, травка, нет комаров. Погода впервые вечером без дождя, хотя к ночи пошел-таки. Несколько часов было чистое небо. Поэтому я впервые разгидрился до ужина. Дров, правда, мало, приходилось ходить метров за 200 наверх к ручью. Вид на каньон впечатлил. В каньоне летали канюки и канючили. Дальше повсюду в каньонах встречались эти хищники и чайки.
23 июля. В этот день прошли 13-15 км. Весь день пороги, каньоны. Один порог 4 к.с., "Таймень" там провели. Это был красивый порог с островом в белом каньоне. В правой протоке 3 мощных косых вала, в левой – 3 слива по полметра с бочками, много камней. Шли слева из-за более удобной страховки, и меньшей вероятности киля. Вероятность поломки каркасных судов там, правда, больше, поэтому тайменщиков, уже совсем было собравшихся идти, я отговорил. Видели песцов, снимали их на видео. Любопытные, они не убегали далеко, смотрели на нас с интересом. Потом на пленке в Москве рассмотрели их как следует – очень забавные. Первоначально мы приняли их за волчат. Как просвятили нас встреченные позже геологи, волков здесь за последние 40 лет не встречалось. Ночевка – в правом притоке на изгибе, где лес показан (в середине леса). Лес - это кусты около 2 м высотой кое-где. Рядом проходит вездеходная колея. Приток весьма симпатичный. После утреннего ветра поставлили палатки в безветренном месте. За дровами надо ходить на другой берег притока. Дров немного, экономили, и чай кипятили довольно долго, половина группы его не дождалась. Рядом с нами живет огромная чайка. Ночью Слава вновь наловил хариуов, так как прошлых уже подъели. В этот раз попались крупные, один длиной 52 см. Если так будет и дальше, то остальным можно даже и не ловить – времени на обработку такого количества рыбы нет. Вообще, в графике движения сказываются два фактора – потеря двух дней при заброске и отсутствие описания. Поэтому идем без дневок, помня, что на реке много порогов, и делая запас на штормовую погоду в Карской губе.
24 июля. Прошли около 15 км. Красивейшие каньоны, пороги, 1-2 кс без просмотра, было 2 порога 4 к.с., есть и 3 к.с. На "Скауте" и КНК приходится кое-где работать. Первый день отличная погода. Неужели тут все-таки бывает лето? Нет дождя, солнце. "Таймень" один из порогов 4 к.с., длинный, около 500 м, успешно прошел. Это заходные бочечки, потом мощная кривая бочка справа с валом, слева прямая бочка. Несет направо. Все хотели пройти по центру слева от кривого вала, но всех затянуло направо. Все закончилось благополучно, "Таймень" проехался по широкому бульнику за бочкой. Далее сразу около 300 м шивера с камнями, и на выходе слева сливчик около метра, пологий с кривым заходом, нужен осмотр. Справа - прямая мощная бочка. Обед – на красивейшем месте между двух каньонов за этим порогом. Солнце вышло. Плещется рыба. Все удовлетворены успешным прохождением сложного порога. Надя прошла несколько шивер матросом "Скаута" и очень довольна – новые ощущения оказались весьма положительными. Идиллия. Ночевали за порогом 4 к.с., который называется водопад Долгожданный – падение 2 м, слева пологий слив и длинная держащая бочка, справа вертикальный слив, мощный вал. Проходили на "Скауте" и каяке успешно справа. Очень красивый порог. Хотелось поколбаситься и в бочке слева, но уже вечерело и стало холодно. А для организации страховки пришлось бы тратить много времени. Справа же все очень удобно. Долгожданный находится в высоком каньоне. За каньоном - ещё шиверка, и каньон кончается. Встали через полкилометра за выходом из каньона. На берегу оказалось полно плавника. Вот это был праздник! По берегу бегал маленький птенец чайки. Запалили два костра, грелись. Пока готовили ужин, ударил мороз. Миски примерзли к доске, повсюду иней, кое-где лед. Коптили рыбу, пойманную прошлой ночью. Мороз не дал расслабиться, несмотря на присутствие большого количества дров, и разогнал всех по палаткам вскоре после ужина. Это был самый лучший день похода.
25 июля. Утром увидели на противоположном берегу двух человек, направлявшихся в каньон. Начали сплав. Прошли пару шивер в следующем каньоне, на одной из них "Таймень" крепко засел на камни. Пока слезали несколько минут, порвали шкуру довольно серьезно. Остановились на ремонт и обед на левом берегу за притоком. У притока стояли геологи из Сыктывкара, возглавляемые директором тамошнего института геологии академиком Юшкиным. Они исследовали каньон, где был открыт новый минерал, названный именем их предводителя. Завтра за ними должен был прилететь вертолет. Нам было приятно встретить людей в тундре, и немногие упавшие духом воспряли. Геологи поведали нам, что далее на реке будут всего 2 могучих порога, Ступенька (или Лесенка) и какой-то прижим в скалу. Однако проще пройденного водопада Долгожданный. Таким образом, мы могли немного расслабиться. Также нам был обещан каньон с высотой стен 85 м и птичий базар. Пообедали, пошились и поклеились, послушали лекцию по геологии и поехали дальше, вниз. Скоро действительно дошли до каньона с птичьим базаром. Высота стен впечатляет. Чаек - море, с птенцами. Скалы огромные, разных цветов и материалов. Плывем как в затерянном мире. Хорошо, что светит солнце – в пасмурную погоду все было бы мрачновато. Ночевали не помню где. Шиверки и порожки простые, 1-2 к.с.
26 июля. Много гребем. В обед – остановились в месте с замечательным эхом. Жоська с четверть часа лает на врага за скалой. Ночевка у левого притока. Володя наблюдал очень красивый вид ночью с горы. Видели горностая рядом со стоянкой у воды поздно ночью. Поставили сеть на ночь за порогом. Это была моя идея – попробовать сетку в походе как экономичный по времени способ добывания халявной пищи.
27 июля. С утра дует ветер. Вытащили сеть – 1 рыбка. Идея полностью провалилась, но рыбка пошла на жарево вместе с другими – Слава всю ночь рыбачил. Ветер и солнце – балдеж, комаров нет. Солнце подняло всех в 6-7 утра, однако пока собирались, прошло много времени. Ветер сильнейший, и дует постоянно – что-то нам он надует обязательно, какую-нибудь гадость. Дошли до порога Ступенька. К.с. 4+. Посложнее Долгожданного, если брать в целом. Первая ступень – сливы разного типа, перепад около 1-1.5, много вариантов прохождения. Все прошли успешно слева. Я катался, лег раза три, пытаясь пройти бочку с перепендикулярной струёй. Потом наконец пошли дальше – мощная шиверка метров 50, перепад около метра, много камней, или бочка с валом на выбор. Первым пошел "Скаут" с одним капитаном, по камням, потом почему-то ушел дальше вниз, где мы не смотрели. Там простая шивера метров 200-300, а потом не видно. Смотрим - "Скаут" развернулся задом, замелькало весло, потом видна одна каска. Видать, полег адмирал. Сажусь в каяк и быстро иду вниз один, хотя хотели идти с "Тайменем" тандемом. На скорости все пролетаю по основной струе, в конце шиверки вижу следующую ступеньку – около 1-1.5 м, через всю реку. Чалюсь перед ней. Ещё с воды увидел внизу кильнутый "Скаут" и два оранжевых пятна с обеих сторон. Понимаю, что одно – это видеокамера в боксе, а второе – каска Германа. Значит, все нормально. Вылезаю на скалу. Вижу "Скаут" с Германом уже около противоположного берега. Он сумел зачалить перевернутое судно, уйти со струи. А дальше - ещё, похоже, одна ступень. В бочке плавает мешок с котлами и кухней, в другом улове пониже – тент. Все это мы на "Скауте" сплавали, достали. Потеряна только лопасть весла матроса, которая ехала отдельно от цевья этот порог, соответственно была без легости. В-общем, все обошлось. Как выяснилось, в сливе "Скаут" не лег, хотя и прыгнул задом, а перевернулся уже после неаккуратных попыток выйти из бочки. Тайменщики прошли шиверу тоже по центру, немного подравшись на камнях, и успешно зачалились. Поставили страховку и пошел каяк. Заход с воды почти не видно, я шел около камня слева от него по левой протоке, там чистая дырка шириной около метра. Так как дырку эту стало видно только в последний момент, то прыгнул без скорости, в бочке полег, хотя и зацепился, - надо, наверное, было делать опору – в бочках открены и зацепы что-то плохо работают. За сливом было мелко, по пояс. Сел в каяк и поехал дальше сам. На правом берегу сделали обед, пока "Таймень" проводили вдоль правого берега. Я был дежурным, и ещё раз на порог времени идти не было, да и группу уставшую не хотелось напрягать страховкой и задерживать. На дрова нашелся плавник. Только поели – началась сильнейшая гроза. Надул-таки ветер неприятностей. Гроза с ливнем и даже градом, десятки молний, гром повсюду оглушительный – все как полагается. Переждали под пленкой. Как гроза ушла в сторону, начали сборы. Байдарку надо было подклеить, так что проходили выходную ступень "Ступеньки", последнюю, отдельно. Сначала "Скаут", шли все слева – там прижим в скалу, валы около метра, проходы чистые, пара бочек. На каяке показалось почему-то проще, чем на "Скауте". Тайменьщики после ремонта тоже пролетели на "ура", только скалы немного посшибали в конце на выходе. После завершения прохождения "Ступеньки" набежала черная туча и пошел настоящий град, с градинами диаметром около 1 см, внутри - белый снег, снаружи – лед. Шел недолго, минут 15. Потом прояснилось, но вокруг по-прежнему ходят мрачные тучи. Пошли сплавляться дальше. Вода помутнела, появились большие водовороты, поганки на шиверах, для меня неприятные. Ну не люблю я поганки.... Дошли к вечеру до порога с прижимом, к.с. 4. Прошли его по центру все успешно. Справа в скалу очень неприятный прижим, решили там не ехать по такой грязной воде. Интересно, в обычную воду есть по центру проход или нет? – нам показалось, что камни едва закрыты, на пределе лишь можно проскочить. Встали на ночевку сразу за порогом, на высоте, на тундровых лужах. Костер внизу, под скалой. Все сильно устали, хочется спать. Ночью сильный дождь.
28 июля. Дошли, наконец, до Кары к обеду. С утра дует сильный встречный ветер. На пути несколько шивер, шли сходу, но маневр нужен. По пути красивые каньоны с птицами. Снега кругом тают, ручьи текут со всех сторон из тундры вниз. В устье Силоваяхи - памятник. Сильный ветер не позволил идти сразу по Каре, встали на обед слева в устье пересохшего ручья, решили переждать непогоду. Пока обедали, ветер утих.


Сплав по Каре. 28.07 – 31.07

После обеда поехали вниз по Каре.. Ура, неужели мы все-таки попали на эту реку? Встречаются красивые скалы, довольно высокие и могучие. Ветер встречный. Шиверки иногда, ветер с волнами очень неприятны. Ветер буквально вырывает весло из рук, а надо ещё держать равновесие. На порогах и то проще. Боремся. Проезжали чум рыбака Гены. Он с женой с нами побеседовал и развел на антикомарин. Отдали хороший, "Москитол", потом жалели. Жена ненецкая говорит – зачем он вам, ветер теперь на неделю задул, гнуса, мол, не будет. Мы повелись. Ночевка на правом берегу под горой, там нашли полно дров – плавник. Это праздник. По такому случаю Володя с Надеждой героически нажарили оладьев.
29 июля Утром ремонт "Скаута" – обнаружили дырку 4 см – при отливе воды на камнях образовалась. Всем владельцам надувашек – отливайте в воде (то есть лодка в воде вращается, а не на камнях). Быстро поклеились, пошли. Ветер сначала встречный, потом попутный. Идем весь день, к вечеру ветер стих, все устали. Никаких шиверок на Каре нет, однако несет прилично. Встали на правом берегу, за 500 м перед правым притоком. Палатки и костер устроили на открытом месте. Дрова есть.
30 июля С утра, как и ожидалось, задул сильный встречный ветер. Перенесли костер в кусты высотой меньше метра, сидя не холодно, стоя - дубеешь. Вышли после обеда, когда немного стих ветер, и начал менять направление. Шли полдня и всю ночь. По дороге несколько раз пережидали ветер. Один раз было очень много дров, погрелись полчаса, но потом ветер стих и пришлось идти дальше. Потом ужинали, видели уже Карскую губу и закат красный, ну а с дровами уже полная труба – болото, кустики по полметра, среди них выбирали сухие. Еле хватило на ужин, к тому же и на ветру. А ветер боковой и попутный. После ужина сразу пошли дальше. Пожалуй, самый трудный день похода, вместе с ночью если считать. На каяке по волнам неприятно – на "Таймене" чуть проще, хотя все равно далеко не фонтан. Если волна не спереди, и её не видно, то она кусает неожиданно, и куда откреняться, не сразу видно. Приходится опираться. Раза три-четыре я был на грани киля, в смысле приходилось опираться или цепляться. Но в принципе идти можно, хотя и требуется постоянно индивидуальный подход к каждой волне.
31 июля Всю ночь шли по губе, пришли в 6.00 за 6 км до Усть-Кары. Настроение – все, мы победили! Так победителями и легли спать. Палатки стояли в 30 м от берега моря. Дрова есть – плавник, а с водой пока не ясно. Спали до 12.00, потом Люба с Володей пошли за водой в тундру. Только вышли, как увидели мчавшихся на водопой оленей. Конечно, все сразу вылезли из палаток смотреть. Олени прошли мимо лагеря вдоль воды, хрюкая и жуя травку. Вместе с ними прилетели мошки. Через минут 10 приехал немного пьяный каюр Петя на нартах, и спросил, не видали ли мы его оленей. Одет он был оригинально – в телогрейке на голое тело, нараспашку. Мы пообщались немного, и Петр поехал за своим стадом, очень ловко управляясь с нартами, ездовыми оленями, возжами и длинным шестом. После этого наши, наконец, сходили за водой, нашли какое-то болотце, довольно чистое, и был устроен завтрак. За пару часов дошли до Усть-Кары, и встали у свалки за кладбищем, перед первыми домами. Сразу набежали местные, все хотели общения. Мы сходили в администрацию, узнали, что вездеходы пойдут только после 10 августа, первый самолет (вертолет) в Воркуту – 14 августа. Но должен быть самолет в Нарьян-Мар, рейс откладывался из-за погоды уже двое суток. Мы решили выбираться ближайшим вариантом. Антистапель прошел в постоянных беседах с усть-каровцами. Все они считали своим долгом подойти и задать одни и те же вопросы, чем нас сильно утомили. Половина жителей приглашала пить чай, другая предлагала рыбу или оленей в обмен на спирт. Пришла ещё некая веселая Семеновна, и сообщила, что в Усть-Каре карантин – была обнаружена дизентерийная палочка – и никого из поселка не выпускают без медсправки. Действительно, нам говорили, что воду безопасно брать всего в двух местах.
Ночью у нас украли рыболовные снасти и спас на 170$, оставленные вне палатки под пленкой. Вот такой небольшой подарочек местным в канун дня оленевода (2 августа).


Выброска. 01.08 - 04.08

Через тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океану

1 августа С утра стало известно, что, возможно, будет самолет. Купили билеты, собрались и на тракторе доехали до аэропорта – поле на противоположной стороне поселка. На "АН-2" летал раньше один Герман, он всем сообщил, что трясет там весьма прилично. Мы запаслись пакетиками. "АН-2" действительно прилетел. Как выснилось позже, он летает раз в неделю по вторникам, так что нам очень повезло, что двое суток была нелетная погода. Мы первый раз увидели настоящих полярных летчиков. Вообще общением с администрацией поселка мы остались довольны. Летели три с половиной часа. Вопреки ожиданиям, почти не трясло, так как летели ниже облаков, и мы просто балдели. Внизу проплывали тундра Коми с многочисленными озерами и болотами, и Баренцево море. Вечером были в Нарьян-Маре. Это уже не такая большая дыра, как Усть-Кара, но все равно весьма приличная. Город стоит недалеко от устья Печоры. Дорог нет, по Печоре-реке может что и ходит, но наверняка долго. Решили лететь через день в Печору, а если не получится, то завтра в Архангельск. Нашли отличное место в лесу недалеко от аэропорта. Там был самый настоящий лес – березы и прочее. Климат существенно мягче тундрового. Мы как будто попали на курорт. Местных жителей не было видно, иногда проходили мимо грибники (утром), но Жоська всех отгоняла.
2 августа Утром совершенно неожиданно выяснилось, что на Печору мест нет, поэтому улетели в этот же день, в 16.35 в Архангельск, на Ту-134. По дороге почитали газетки - несколько дней назад упал "ИЛ-86" у Шереметьево, ещё какие-то разборы недавних аварий. Зато нам подали сок, и кофе с кексиками. Это был просто улет. В Архангельске довольно оперативно добрались до вокзала, там успевали в принципе сразу на московский поезд, но билетов на него не оказалось, как и на все ближайшие на юг. Вот это был капитальный облом. Решили ехать до Вельска на автобусе. Ночевали в комнате отдыха на ж-д вокзале – белые простыни шокировали.
3 августа За 12 часов приехали в Вельск, ехать неплохо, частые остановки, даже на обед в Березнике в местной столовой. С боем взяли билеты на ночной пассажирский из Воркуты – половину плацкартных, половину общих. В общем вагоне было поначалу мало народу, и мы ехали очень неплохо, спали, грелись, пили пиво и ели пирожки.
4 августа Приехали в Москву. Финиш.

Заключение
Стоимость похода вышла около 300$ на человека, рассчитывали мы на 200 - 400, то есть заброска-выброска получилась средней везучести. Команда у нас оказалась, как и предполагалось, довольно дружная, все остались в целом весьма довольны походом, который в силу обстоятельств оказался для нас настоящим путешествием по неизведанным местам со сложной дорогой туда и обратно.


Рекомендации
Теперь напоследок - рекомендации, кое-что повторюсь с дневником, кое-что для опытного народа будет тривиальным, однако в связи с возродившимся ростом интереса к данному региону в последние годы все это может оказаться полезным.

1. Запас дров НЗ в начале маршрута сделать
2. Оргстекло взять на весь поход для растопки
3. Очень желательны сухие гидрокостюмы
4. 2 шерстяных костюма, включая носки и шапку
5. Две пары теплых перчаток для гребли и работы
6. Дуговые палатки типа Space-2 Hobbit
7. Спасжилеты из пены и шлемы типа Jofa – такие спасы и каски отлично выполняют роль одежды и защиты от дождя и ветра
8. Из рыбснастей вполне достаточно удочек, червей привезти с собой, спиннинги актуальны ближе к осени, во второй половине августа.
9. Лодки – надувные типа "Скаута" - самое подходящее. На каяке очень интересно, но киляться нежелательно в холод, а покататься-то всегда хочется. Так что получается спорт по бразильской системе. На катах тяжело в начале и конце грести против ветра на просторах. "Таймени" сомнительно – тяжелые к тому же. Хотя у нас был "трешка" со шкурой из тезы, на троих вес вышел легкий, при выброске было 100 кг, и у скаутистов с КНК-ом тоже было 100 кг. При авиаперелетах вес играет роль.
10. Опилки на копчение надо взять с собой – по весу около 1 кг хватит вполне на 5-6 раз.
11. Раскладку не делать слишком бедной (меньше 700-800 г) – у нас было 800-850 г на чел/день, и в холод все съедали в момент. На Кутсайоке мы с такой же нормой объедались.
12. Экипажу иметь опыт "четверок" и холодных условий. Это могут быть реки приграничной Северной Карелии летом и Южной – весной. Очень желательно реки уральского севера – Приполярный и Полярный южнее Воркуты. Самые суровые условия во всех этих походах будут не больше чем нормой на реках бассейна Кары. Соответственно, все пороги надо идти уверенно, а не в режиме бревна. В Заполярье цена любой ошибки может оказаться довольно высокой – намокшие вещи и люди на холодном ветру без дров – брр...
13. Число людей в группе оптимально 6-8 человек. При заброске лучше больше, при выброске – меньше. В АН-2 влезает 10-11 человек, из них половина может быть турье с компактными шмотками. Но можно договориться о выброске с вездеходом – тогда обратно тоже лучше больше народу. При маленькой группе тяжело собирать дрова, при большой у костра становится тесно...
14. Обязательно иметь запасные весла полностью, не просто лопасти.
15. Групповой тент большого смысла тащить нет – сильный ветер не даст поставить его на веслах. А от дождя – гидры.
16. Накомарники и антикомарин иметь – при малейшем потеплении насекомые вылетают в значительном количестве. Но у нас было комаров где-то средне между Юньяхой (западная часть Полярного Урала) и Хараматалоу (восточная).
17. Таганок иметь. Стеклоткань не нужна – мы так и не использовали.
18. На ночевки становиться в кустах – если вечером ветра нет, то утром обязательно задует.
19. Верить в лето – оно обязательно бывает, хотя и недолгое, так что застать его в июле-августе вполне реально.
20. Выброска на халявных вездеходах из Усть-Кары реальна после 10 августа.
21. Осторожно стоять в поселке – народ безработный, до спирта охочий, а пацаны малолетние с удовольствием стащат все, что плохо лежит. Пока все ближайшие к вашему лагерю жители не поговорят с вами, покоя не будет. Им скучно, а вы такие все яркие, интересные... Лучше, по-моему, стоять у аэродрома за поселком ближе к морю.
22. Прохождение препятствий – все сложные места (3-4+ к.с.) видно с наплыва и без лоции (при наличии опыта). Мы ни разу никуда не впилились, также и зря ничего почти не смотрели. Единственное исключение – заплыв "Скаута" с одним гребцом во вторую ступень "Ступеньки". В общем, криминальных мест нет, как и почти везде на Европейском Севере нашей родины. За мощными сливами следуют плесы или хотя бы не смертельно опасные шиверы. Однако страховка на сложных (3-4 к.с.) порогах для каркасных судов, а кое где и для "Скаута" нужна – водичка холодная и все такое прочее.
23. Не стоит брать плавки и купальники, а также много мыла и всяких там шампуний. Лучше побольше лука и чеснока как профилактики простудных заболеваний. Идет очень хорошо, просто на "ура".

Через тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океануЧерез тундру к океану

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Отчет
18 января 2013
Ваймуга - Сийские озера - Сия
Описание
17 января 2013
И снова - Урал...
Описание
17 января 2013
По реке Шарью (108)
Дневник
17 января 2013
Дневник похода по реке Чусовая
Описание
17 января 2013
По реке Чусовой (111)
Описание
16 января 2013
Чусовая (360 км)
Описание
16 января 2013
На Лямцозеро