16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Маршрут включает подъем по рекам восточного склона Приполярного Урала Хулге и Хальмерью, 3 - 4-дневный волок, а затем сплав по рекам западного склона Хасаварке и Кожиму. Путь начинается в селе Саранпауль (Ханты-Мансийский национальный округ Тюменской области). Добраться до него можно через Салехард (станция Лабытнанги) и Березово. От Салехарда до Березово курсирует теплоход линии Салехард - Омск. От Березово по Северной Сосьве и Ляпину до Саранпауля ходит теплоход (редко). Рейсы иногда отменяются при низкой воде в конце июля - августе. Из Салехарда в Березово и из Березово в Саранпауль можно попасть самолетом (рейсы регулярные). Саранпауль - центр и исходный пункт геологических партий, работающих на Приполярном Урале. В селе есть магазины, почта, сберкасса, больница.
Река Ляпин (Хулга) здесь очень широка и полноводна. Течение быстрое, глубина небольшая. Подниматься на веслах трудно. На перекатах Ясунтском, Артеевском и Сметанинском течение столь сильное, что даже лодка с мотором едва его преодолевает. Около устья Хальмерью ширина реки до 100 м, течение также очень сильное. Берега низкие, поросшие лесом. В 2 км от Саранпауля справа впадает река Щекурья. на 14-м км справа - Манья, у устья которой расположен поселок Ясунт. Примерно с 50-го км берега повышаются, становятся обрывистыми. До устья Хальмерью по Хулге 65 км. Лучше этот участок проплыть на моторной лодке.
Хальмерью - значительный правый приток Хулги. На первых 40 км много перекатов. Течение быстрое: на веслах подниматься нельзя. Река очень извилиста. Сначала берега низкие, затем повышаются, на них появляются сосны. Примерно на 43-м км на правом берегу показываются первые скалы. На следующих 12 км река уходит в несложный, но труднопроходимый каньон. Русло здесь сужено местами до 10 - 15 м. В каньоне около 20 порогов и 16 перекатов. Масса крупных камней. Часто приходится переправляться с берега на берег. Проводка байдарок затруднена. За каньоном остров. Русло расширяется, глубина воды уменьшается. Обилие мелких затяжных перекатов. Ближе к устью реки Большой Тынаготы перекаты становятся круче, все больше камней. Иногда русло приходится расчищать от них. Берега низкие, лесистые. В стороне от реки встречаются болота.
Около устья Большой Тынаготы (слева) брошенная стоянка геологов. Дальше Хальмерью разбивается на несколько проток, очень мелко, много камней. Примерно на 82-м км расположена база геологов. За ней река входит в ущелье длиной около 3 км, появляются высокие сливы. Поднять байдарки можно до устья ручья Кэрма-Вась-Шор или немного ниже, в зависимости от уровня воды.
Подъем к перевалу идет долиной Хальмерью. Вдоль реки тянется тропа, сначала по правому берегу, потом по левому, затем снова по правому. Подъем несложный. Долина реки заросла лиственничным лесом, который кончается у устья ручья Амбаршор (справа). До перевала остается 6 км. Дальше нужно двигаться по ручью Амбаршор (легче всего идти прямо по его руслу), затем по правому притоку Амбаршора и по правому притоку этого притока. Перед самым перевалом крутой подъем.
От перевала до Кожима 5 км. Тропа круто спускается долиной небольшого ручья на север, потом на северо-запад. После впадения первого ручья в другой нужно опять повернуть на север. Далее хорошая тропа приводит к поселку на левом берегу Хасаварки - правого притока Кожима. В поселке есть магазин и почта. Отсюда недалеко до Кожима. Волок можно совершить не по Хальмерью, а по ручью Кэрма-Вась-Шор прямо к истоку Кожима. Этот путь более пологий и короткий.
Около устья Хасаварки Кожим - быстрая мелкая речка шириной 20 - 40 м, течет в широкой долине, поросшей лиственницей. Много прижимов к скалам. Река собирается в узкую струю между скалой и нагромождением камней с противоположного берега, образуя сильный слив с высокими стоячими волнами на выходе. От устья Хасаварки до устья левого притока - Кузь-Пуаю больше 10 перекатов и 8 порогов с прижимами. Вдоль левого берега идет дорога.
От устья Кузь-Пуаю Кожим течет в широкой продольной долине между хребтами Росомахой и Народо-Итьинским. Масса порогов, имеющих такой же характер слива с прижимом. Маневрирование затрудняют крупные камни в русле. Между порогами часто нет плесов. До устья левого притока - Каталамбию Кожим достаточно глубок для прохождения полными экипажами. За устьем Каталамбию участок мелких проток длиной 5 км. Дальше до устья Балбанью (слева) более 40 порогов. Наиболее сложные находятся у устья реки Большой Яроты (справа), перед устьем ручья Юнковож (справа), выше устья Балбанью. На участке от устья Кузь-Пуаю до устья Балбанью Кожим очень красив. Дальнейший путь описан в маршруте 14.
Вариантом маршрута является подъем по реке Народе с перевалом в верховье Кожима. От Саранпауля нужно подняться 14 км до устья Маньи, затем по Манье 27 км до устья Народы (слева). Манья - небольшая река, медленно течет в невысоких крутых берегах. По Народе нужно подняться 83 км до устья Большой Яптояги (левый приток), затем долиной Большой Яптояги - на перевал в верховье Кожима. Вдоль Большой Яптояги есть тропа. Длина волока 28 км. К тому же перевалу выводит долина ручья Кэрма-Вась-Шор при подъеме по Хальмерью (см. выше). В самом верховье Кожим очень мелкая река, поэтому первые 10 - 12 км необходима проводка байдарок.
Источник:1976.

Сканирование и обработка: 2002.