26 апреля 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Верхневолжский район
Вид туризма: Лыжный туризм

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

Селфи на фоне Часового. Фото: Егор Костылев.

Участники: Егор Under the Egor Костылев, Дмитрий Great and Horrible Соколан, Роман Чепурнов

Поход выходного дня в район реки Немды в Кировской области — это "пафос" скажут многие. Пафос в нашем понимании — это нечто обыденное, общепринятое, легкодоступное и популярное. Проще говоря "попса". Но мало кто бывал в этом популярном туристическом районе зимой. До этого похода я вообще не видел скальный массив на Немде в зимнее время года. Теперь я могу сказать, что он великолепен в окружении снегов и несомненно достоен посещения.

День 1. Приехали на "Егоре" в д. Фокино Советского района. Машину оставили у крайнего правого дома в конце деревни. Местные жители разрешили припарковаться прямо у входа в дом.

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

Дом в деревне Фокино, рядом с которым мы оставили автомобиль. Фото: Дмитрий Соколан

Переоделись и после подгонки снаряжения выдвинулись в сторону реки Немды по расчищенной дороге.

Дорога от д. Фокино к реке Немде. Фото: Дмитрий Соколан

Места до боли знакомые в весеннее и летнее время открывались немного с другой стороны под холодным зимнем солнцем.

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

Вдоль реки мы двигались по направлению к Береснятскому водопаду по лыжному следу. Место популярное, поэтому тропить по целине там вряд ли придется.

Лыжня вдоль реки Немды в окрестностях д. Фокино. Фото: Дмитрий Соколан

Береснятский водопад зимой покрыт ледовой коркой и представляет собой замерзший поток воды. Под слоем льда водопад продолжает существовать.

Береснятский водопад зимой. Советский район. Фото: Дмитрий Соколан

Ледовая корка на поверхности водопада очень хрупкая и может легко обрушиться если попытаться по ней подниматься или спускаться

У нас с собой была веревка и кое-какое альпинистское снаряжение и мы стали дюльферить с водопада.

Подготовка к спуску в русло Береснятского водопада. Фото: Егор Костылев

Тренировка прошла в позитивном ключе. Даже не имевший альпинистского опыта Дмитрий Соколан был в восторге.

Дмитрий Соколан дюльферит в русле водопада. Фото: Егор Костылев

Егор, имеющий незначительный опыт в работе с веревками, также получил большое удовольствие при спуске.

Егор Костылев дюльферит в русле водопада. Фото: Дима Соколан

Вдоволь напрыгавшись мы продолжили наше движение по маршруту, который проходил мимо Буржатского утёса. На утёс мы не стали подниматься, ограничившись фотографией на его фоне.

Буржатский утёс зимой. Фото: Егор Костылев.

Форсировав ручей в основании утёса, мы продолжили наш маршрут вдоль реки.

Дима Соколан после форсирования ручья. Фото: Егор Костылев

Увидев снегоходный след, мы решили покинуть долину реки и двигаться вдоль реки по водоразделу, придерживаясь следа.

Движемся по зарастающим полям в районе реки Немды. Фото: Дмитрий Соколан

Через пару часов мы снова спустились к реке, съехав по покатому склону.

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

Спуск на плохо управляемых туристических лыжах достаточно сложная задача. Фото: Дмитрий Соколан

Вдоль реки мы двигались недолго и решили снова набрать высоту, чтобы срезать расстояние, обойти устья небольших незамерзающих притоков и выйти к известковому карьеру.

Подъем от реки Немды траверсом по склону. Фото: Дмитрий Соколан.

От карьера мы продолжили движение к речке, протекающей мимо деревни Сурнята в глубокой долине и известному многим по мультигонкам ВятГУ, проходящим каждый год в этом районе.

Устоять при спуске на туристических лыжах со склона с тяжелым рюкзаком на плечах на самом деле очень тяжело. Спуск к ручью.

Падение при спуске. Фото: Егор Костылев

В долине ручья, в нескольких десятках метров от спуска мы встали на первую ночевку.

Фото: Дмитрий Соколан

На следующий день пересекли реки Немду и продолжили наш маршрут по левому берегу.

Река Немда зимой. Фото: Дмитрий Соколан

Прошли через березовый лес по правому берегу и вышли на поля, зарастающие соснами. На горизонте уже виднелся отвал Чимбулатского карьера.

Зарастающие поля левого берега Немды в районе Чимбулатского карьера. Фото: Егор Костылев

Решили штурмовать склон карьера не снимая лыж. Траверсом поднялись по склону, покрытому молодыми березами и кустарником.

Склон отвала Чимбулатского карьера. Фото: Дмитрий Соколан

С вершины склона открывается красивый вид на окружающие ландшафты.

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

Спускались уже по другой стороне склона в сторону карьера. Карьер обошли по краю в поисках глубокого каньонообразного оврага, ведущего к реке.

Фото: Егор Костылев

Второй раз пересекли реку Немду и вышли в район скального массива. Зимой Немдинские скалы выглядят по северному сурово и неприступно.

Скалы на реке Немда. Фото: Дмитрий Соколан

Провели в районе скал более двух часов.

Фото: Егор Костылев

По склону вдоль скал пробираться на лыжах было достаточно сложно. Кроме того снег покрылся коркой наста, по которому лыжи постоянно норовили сигануть вниз.

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

В основании скальной стенки Егор показал нам пещеру о существовании которой я ранее не подозревал.

В пещере спрятались от ветра и перекусили.

Фото: Дмитрий Соколан

От скального комплекса двинулись в восточном направлении через поля в поисках места для ночлега. Сильный ветер сильно мешал продвижению и в конце концов мы решили укрыться в овраге. Ветер в овраг не попадал, дров было достаточно.

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

Егор, решил построить иглу и переночевать в ней. Получилось очень даже неплохо, учитывая, что всю работу он проделал в одиночку.

Селфи. Фото: Егор Костылев

Утром данное сооружение было торжественно разрушено самим Егором. Остальные члены похода также принимали участие в разрушении, потому что "ломать не стоить".

После завтрака выбрались из оврага и продолжили движение по маршруту в юго-восточном направлении.

Фото: Дмитрий Соколан

Местами приходилось пробираться через густой молодой березовый лес, образовавшийся на месте заброшенных сельскохозяйственных угодий.

Фото: Егор Костылев

К середине дня прояснило, фотографии наполнились красками и настроение участников похода стало игриво-дураческим)))

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

В одном из оврагов образовался огромный снежный нанос и Дима с Егором решили развлечься. Был устроен аттракцион и катания через дырку в сугробе. Пока я предавался отдыху под открытым небом, Егор и Дима вырыли траншею и организовали трассу.

Фото: Егор Костылев

Потратив полтора часа на развлечения мы вернулись на маршрут и спустя еще полтора-два часа вышли в деревню Фокино.

Лыжный поход на Немду, Советский район, Кировская область

В овраге у деревни Фокино. Фото: Дмитрий Соколан.

Точка финиша. Маршрут замкнут. Фото: Дмитрий Соколан.

Вывод: Живописный маршрут первой категории сложности протяженностью 27 км для походов выходного дня. Ввиду больших перепадов высоты в районе (более 400 метров подъемов и столько же спусков) хорошая физическая подготовка приветствуется. Течение на Немде на перекатах очень быстрое, поэтому при пересечении реки по льду необходимо быть предельно осторожным.

Маршрут похода. Предоставлен by Dmitriy Sokolan

Профиль высот на маршруте. Предоставлен by Dmitriy Sokolan

Ниже представлен трек маршрута на ресурсе gpsies.com, любезно предоставленный Дмитрием Соколаном.

"https://www.gpsies.com/map.do" rel="nofollow";jsessionid=521E128DEE0AFE85D960B0134E6376A9.fe2?fileId=hxiunsrdzddvawrh

Источник : "https://roman-chepurnov.livejournal.com/1211.html" rel="nofollow"